Разряды союзов и их многозначность. Разряды подчинительных союзов. Верно ли считать, что простые союзы сочинительные, а составные - подчинительные

Тема урока: «Союз как часть речи. Функции союза в речи» 7 класс.

СЛАЙД 1

Цели урока:

Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

Развивающая: продолжить развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Задачи урока:

Предметные:

- уметь определять роль союзов в речи.

Метапредметные:

- умеют анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.

Личностные:

- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;

- наблюдать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат : обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.

Ход урока :
1. Орг. момент . Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Настроение у нас отличное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.

А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски.

Индивидуальная работа.

1 ученик работает у доски : записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвки с братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.

СЛАЙД 2

Используется прием «Кубик Блума»

    Назови производные предлоги

    Придумай предложение с однородными членами

    Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над

    Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков

    Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает

Проверяется выполнение работы у доски.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?

СЛАЙД 3

(Семья).

Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

Учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах

Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова. СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).

Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А давайте подумаем, какое значение у приставки со- в словах

сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6

3. Усвоение и закрепление новых знаний.

Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7

И НАША ЗАДАЧА СЕГОДНЯ НА УРОКЕ (выслушать детей) – расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.

СЛАЙД 8

Учитель : с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).

СЛАЙД 9

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Давайте выявим основные функции союзов.

СЛАЙД 10

Запись предложений с последующим разбором, выбором схем. СЛАЙД 11

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.

[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ]. СЛАЙД 12

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].

Какие слова внесены в схемы? (Союзы) .

Что соединяют союзы в данных предложениях?

(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи.

СЛАЙД 13

(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.

Из поэмы пушкина Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский лик его прекрасен.

Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?

Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

Задание определить детям.

(Союз соединяет предложения в единый текст).

СЛАЙД

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:

связь

    однородных членов предложения,

    частей сложного предложения,

    предложений в единый текст.

14 возврат на 13 слайд

Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка,

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

Слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

Слово И – было и остается исключительно частотным словом.

Как вы думаете, почему?

(Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.

Слайд 13 вместо 17

(Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).

Обратите внимание на многократный повтор союза И.

Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием.

СЛАЙД 16

Многосою́зие ( полисиндетон) Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

СЛАЙД 17

Физкультминутка. Сидя за столами лопатки выгнуться ровно как сохранить здоровье моргать сильно…

Попрошу всех встать: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

Фонетика изучает написание букв.

Дополнение – отвечает на вопросы падежей

Краткое прилагательное всегда бывает определением.

Союз – служебная часть речи.

Предлоги соединяют однородные члены предложения.

Наречие отвечает на вопрос как?

СЛАЙД 18

Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов.

(Проверка «по цепочке»).

Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру « Собери пословицу ».

СЛАЙД 19.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

    Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра коли в семье вражда.

    Семья без детей, что цветок без запаха. 4. В гостях хорошо, а дома лучше

    Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 5.В своем доме и стены помогают.

6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.

Подведение итогов урока. СЛАЙД 20

Используется прием «ФИШБОУН» Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – проблема урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Рефлексия.

А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:

Для меня сегодняшний урок…

Выставление оценок за урок.

СЛАЙД 21

Домашнее задание : Составить предложения на тему: «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью - продолжите предложения:

Цени и береги своих близких, потому что…

Когда у тебя плохое настроение, ….

Никогда не груби своим родным, так как….

Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

Чтобы мама меньше уставала, ….

Задание повышенной трудности: написать сочинение эссе на тему: « Традиции моей семьи»

СЛАЙД 22

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

Вам знания точно должны пригодиться!

СПАСИБО ЗА УРОК!

Сочинительные союзы соединяет компоненты на основе их равноправия, не указывая на зависимость од­ного из компонентов. По выражаемым отношениям со­чинительные союзы делятся на группы:

1) соединительные, которые выражают отношения перечисления: и, и., и, ни... ни, да (=и) и др.;

2) противительные, выражающие отношения про­тивопоставления, несоответ-ствия, различия: а, но, да (= но), однако, же, зато и др.;

3) разделительные, выражающие отношения взаи­моисключения, чередования: или, либо, ли... ли, то... то, то ли... то ли, не то... не то и др.;

4) пояснительные, выражающие отношения поясне­ния: как-то, именно, а именно, то есть;

5) присоединительные, служащие для присоедине­ния слов, словосочетаний, предложений, содержащих добавочные замечания: да и, и, также, тоже, а также и др.

Подчинительные союзы служат для связи синтак­сически неравноправных единиц, чаще частей СПП, указывают на зависимость одного из компонентов от другого: Квартира удобная, хотя и маленькая. По зна­чению выделяются подчи-нительные союзы:

1) изъяснительные (показывающие, что присоеди­няемая с их помощью часть раскрывает конкретное со­держание отдельных слов другой части): что, что буд­то (бы);

2) временные: когда, пока, в то время как, после то­го как, едва, до того как, перед тем как и др.;

3) сравнительные: чем, нежели, будто, как будто, как, словно, точно и др.;

4) следствия: так что;

5) причинные: потому что, так как, ибо, оттого что, ввиду того что и др.;

6) целевые: чтобы; затем чтобы; дабы;

7) условия: если, раз, кабы, ежели;

8) уступительные: хотя, несмотря на то что и др.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

1. Союз чтобы следует отличать от местоимения что с частицей бы: союз чтобы пишется в одно слово, а местоимение с частицей - в два слова: что бы, частицу бы от местоимения можно отделить и перенести в другое место, например: Я пришёл в читальню, чтобы прочитать нужную мне книгу. Что бы мне прочитать по этому во­просу? Что мне прочитать бы по этому вопросу?



2. Наречное выражение во что бы то ни стало состоит из шести частей, которые пишутся раздельно.

3. Союзы тоже и также пишутся в одно слово, а местоимение то и наречие так с частицей же пишутся раздель­но; в последнем случае частицу же можно опустить. Очень часто при местоимении то с частицей же стоит местоиме­ние что, а при наречии так с частицей же - наречие как.

4. Союз тоже по смыслу равен союзу также, и оба рав­ны союзу и, заменяя друг друга, например:

1) Я тоже прочёл эту книгу. - Я также прочёл эту книгу. - И я прочёл эту

книгу.

2) Я читал то же , что и вы. - У меня то же серое пальто, в котором вы ме-

ня видели в прошлом году. - У меня то самое серое пальто.

3) Знаю так же , как и вы. - Знаю так , как и вы.

5. В роли союза выступает слово итак, означающее «следовательно». Его необ-ходимо отличать от сочетания союза и с наречием так, которое пишется в два слова, например: Итак, всё кончено. (Следовательно, всё конче­но.) Я упал и так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу.

6. Союз зато близок по значению к союзу но и пишется в одно слово; предлог за с указательным местоимением то пишется раздельно, например:

1) Становилось всё холод­нее, зато дождь прекратился (зато = но).

2) Спрячься за то дерево.

7. Союзы причём и притом близки по значению к выра­жению вместе с тем и пишутся в одно слово; предлог при с местоимениями том и чём пишется раз-дельно, например: Ученикам раздали листочки с задачами и притом предупре­дили, что на решение их даётся два часа. - Ученикам раздали листочки с задачами, причём предупредили... - Ученикам раздали листочки и вместе с тем предупредили... Но: При том заявлении приложены и необходи­мые документы. При чём же ты останешься?

8. Раздельно пишутся союзы как будто, потому что, оттого что, так как, так что, как только, не то... не то, то есть.

ОТЛИЧИЕ СОЮЗОВ ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО ОТ СЛОВ-ОМОНИМОВ

ОТЛИЧИЕ СОЮЗОВ ОТ ОМОНИМИЧНЫХ СЛОВ
СОЮЗЫ ОМОНИМИЧНЫЕ СЛОВА
· нельзя опустить или переместить часть союза; · можно заменить синонимом; · играют связующую роль; · не являются членом предложения. · можно опустить или переместить в другое место часть союза; · нельзя заменить синонимом; · являются членом предложения.
ЧТОБЫ (= ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ) Пример: Я пришёл сюда, чтобы (для того чтобы) увидеть тебя . ЧТО БЫ (местоимение + частица) (частицу бы можно опустить или переставить). ПРИМЕР: Что бы такое ещё придумать? Сравните: Что такое ещё бы придумать?
ТОЖЕ ТАКЖЕ (=И) ПРИМЕР: - Вы тоже отдыхали на Кавказе? И вы отдыхали на Кавказе? ТО ЖЕ (местоимение и частица) ТАК ЖЕ (наречие и частица) (частицу можно опустить или переставить в другое место). Не делай то же, что и все, если все делают плохо.
ПРИЧЁМ ПРИТОМ (имеют значение «в добавление к этому»). ПРИМЕР: Эксперимент был проведён удачно, причём впервые. Выступление содержатель-ное и притом интересное по форме. ПРИ ЧЁМ (предлог + местоимение) употребляется в вопросительных предложениях. При чём тут он со своими претензиями? ПРИ ТОМ (определяет следующее далее за ним существительное). При том издательстве имеется небольшая типография.
ЗАТО (= НО) Подъём на гору здесь крутой, зато дорога красивая. ЗА ТО (предлога + местоимение) Рабочие получили премию за то, что сделали ремонт на три дня раньше срока.

УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Общее правило употребления предлогов в и на

Употребление предлогов в и на

Понятие о союзе

СОЮЗ

1. Понятие о союзе.

2. Разряды союзов по функции.

3. Группы сочинительных союзов по значению.

4. Группы подчинительных союзов по значению.

5. Разряды союзов по образованию и структуре.

6. Разряды союзов по употреблению.

7. Союзы и союзные слова.

Союзы – это служебные слова, выражающие синтаксические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями.

Нет тебя тревожней и капризней,

Но тебе я предался давно,

Оттого, что много, много жизней

Ты умеешь волей слить в одно.

Союзы указывают на определенные смысловые отношения между названными языковыми единицами. «Союз, – писал А. А. Шахматов, – имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное

обнаружение такого сочетания».

В. В. Виноградов подчеркивал, что союзы, «в сущности, запредельны морфологии». Но они не изолированы от других частей речи:

1) союзы могут образовываться морфолого-синтаксическим путем от других частей речи. Например, Я слышал, что вы вернулись (что – переходит из местоимения в союз); Ты такой же, как прежде (как – переход наречия в союз).

2) могут субстантивироваться: Не принимаю никаких но .

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

(или по характеру выражаемых отношений – Грамматика-70)

В зависимости от функционального значения все союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы указывают на относительную автономность, равноправность связываемых единиц: отцы и дети, белое или черное.

Подчинительные союзы указывают на зависимость одной единицы от другой и оказываются прикрепленными к придаточной части предложения:

Мы урожая ждем от лучших лоз,

Чтоб красота жила, не увядая...

Сочинительные союзы занимают автономную позицию между соединяемыми единицами, не входя ни в одну из них. Они соединяют однородные члены, части сложносочиненного предложения и предложения в тексте:

Ведь где-то есть простая жизнь и свет.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети,

И печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво...

Сочинительные союзы сформировались раньше подчинительных и вначале даже могли употребляться в качестве подчинительных.

Подчинительные союзы употребляются в сложноподчиненных предложениях, связывая придаточное предложение с главным:

Мне нравится, что вы больны не мной...

Нет в мире лета, если ты вдали.

Л. Д. Чеснокова указывает, что некоторые союзы могут выступать то как

сочинительные, то как подчинительные:

– хотя (хоть) (и) ... но

Он хотя и маленький, но вполне хороший (сочинительный союз: соединяет однородные сказуемые).



Хотя было поздно, но мы не спешили расходиться (соединяет части сложноподчиненного предложения: придаточное с уступительным значением и главное).

– если... то

Если мы пойдем на концерт, то билеты нужно купить заранее (подчинительный: связывает придаточное условия с главным предложением).

Если на суше страдали лишь частично от артиллерийского огня, то на корабле подвергались увечью исключительно от разрывающихся снарядов (сочинительный: имеет значение сопоставления, можно заменить союзом а ).

3. Группы сочинительных союзов по значению

Выделяются следующие группы сочинительных союзов по значению:

1) соединительные – и, да (= и), и... и, ни... ни, также, тоже (выражают отношения перечисления): Звезды меркнут и гаснут.

2) противительные – а, но, да (=но), зато, же, все же, однако (отношения

противопоставления, несоответствия): Слышал звон, да не знаешь, где он.

Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

3) разделительные – или, либо, или... или, либо... либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли (отношения взаимоисключения или чередования):

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена

Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?

4) сопоставительные – как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не то чтобы... а (но), не столько... сколько (В. В. Лопатин, И. Г. Милославский называют их градационными). Например: В Сибири много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

5) присоединительные – и, да и, да и то (служат для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания): Сестра хорошо готовила, да и шила неплохо.

6) пояснительные – то есть, а именно, или (выражают отношения пояснения): Я остался здесь на неделю, то есть до воскресенья или понедельника.

Союзы

Использование предложно-падежных форм в речи

Употребляясь только в составе словосочетания, предлоги являются средством, обеспечивающим смысловую и грамматическую оформленность подчинительной связи в этом словосочетании. Вместе с тем, как отмечает "Русская грамматика", единство, которое образует предлог и зависимая форма, "всегда легко отделяется от главенствующего слова, приобретает самостоятельность и оказывается способным к относительно самостоятельному функционированию"*.

* Русская грамматика. Т. 1. М., 1980. С. 706.

Именно поэтому предложно-падежные формы нередко используются как самостоятельные единицы. Они становятся названиями многих литературных произведений: "В начале века " (книга мемуаров Андрея Белого); "В тихом омуте " (сборник литературных портретов Д.С. Мережковского); "В людях " (повесть М. Горького); "В овраге " (рассказ А.П. Чехова); "У времени в плену " (книга О.В. Ивинской, содержащая воспоминания о Б.Л. Пастернаке); "В лесу ", "К стихам ", "Вместо послесловия ", "Над водой " так называются стихотворения А.А. Ахматовой. Одна из лирических поэм В. Маяковского названа "Про это ". Иногда сочетания предлога с падежной формой используются в газете в качестве заголовков: "Ради жизни на земле " (Пр. 1990. 20 окт.); "С улыбкой о серьезном " (Сов. культ. 1989.15 мая); "В комнате смеха " (Комс. пр. 1992. 9 сент.); "В виде исключения... " (Собес. 1990. № 15) и т.д. Подобные формы "изымаются" из наиболее распространенных словосочетаний, в которых реализуются самые характерные значения предлогов. Поэтому они легко узнаваемы и понятны.

Союз– это служебная часть речи, с помощью которой оформляется связь между отдельными словами внутри простого предложения, между частями сложного предложения, а также между самостоятельными предложениями в тексте: "Он [Пушкин] добежал до своей комнаты и бросился на подушки, плача и смеясь" (Тын.); "Надо было начинать карьеру, и как было не воспользоваться близостью дворца" (Тын.); "Царскосельские липы, белые женские руки, полковая музыка, небольшой парад и смотр – вот и все, что ему [царю] было нужно сейчас. И он с некоторой досадой склонился во второй раз над запиской не в меру старательного Бенкендорфа" (Тын.). Как и предлоги, союзы не изменяются. Однако в отличие от предлогов, которые выполняют свою служебную функцию только в сочетании с падежными формами существительного, союзы являются грамматически не связанными с теми словами, которые они соединяют, и не зависят от принадлежности этих слов к той или иной части речи. Союзы лишь помогают выявить и оформить связь между словами в предложении или между отдельными предложениями.



В зависимости от того, какие именно синтаксические отношения выражаются с помощью союза, все союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы могут соединять однородные члены предложения внутри простого предложения, а также самостоятельные предложения: "Шли и шли и пели "Вечную память", и когда останавливались, казалось, что ее по залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновение ветра" (Паст.). Здесь в первых двух случаях союз и соединяет однородные сказуемые, а в третьем случае – два самостоятельных предложения.

Подчинительные союзы главным образом помогают выразить всевозможные смысловые отношения между главной и придаточной частями в сложноподчиненном предложении; отношения временные, целевые, сравнения, следственные, причинные и т.п.: "Перед сумерками, когда было еще светло, он услышал громкое хрустение чьих-то шагов по снегу" (Паст.) – союз когда устанавливает временные отношения; "Слетает снег от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки" (Пауст.) – союз оттого что выражает причинные отношения; "Если доктор по письму поймет мою болезнь, то пусть пропишет что-нибудь..." (Ч.) –союз если... то оформляет отношения условия.

Иногда подчинительные союзы употребляются для связи отдельных членов в простом предложении: "В это лето я узнал наново... много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми" (Паст.) – союз хотя и... но соединяет определения и передает сопоставительно-уступительные отношения между ними; "Пруд как зеркало"– союз как соединяет сказуемое с подлежащим, дополняя значение сказуемого оттенком сравнительности. В этой синтаксической функции подчинительные союзы встречаются крайне редко. В основном ее могут выполнять союзы как, чем.

Между сочинительными и подчинительными союзами есть существенное различие. На него указывал А.М. Пешковский, который отмечал, что сочинительные союзы "не только физически, но и по значению стоят между соединяемыми величинами, не сливаясь нимало ни с одной из них", а подчинительные союзы тесно связаны по смыслу с придаточными предложениями и образуют с ними "цельную смысловую массу"*. Этим свойством союзов обусловлен порядок следования частей в сложном предложении: сочинительные союзы, объединяющие простые предложения, всегда находятся между этими предложениями, в то время как подчинительный союз может стоять в начале сложноподчиненного предложения в случае, если оно начинается с предложения придаточного.

* Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. 7е изд. М., 1956. С. 464.

В зависимости от значения сочинительные союзы делятся на следующие группы:

а) соединительные союзы, выражающие отношения перечисления: и, да, и... и, ни... ни, тоже, также : "Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили" (Цвет.); "Там с посвистом да с присвистом гуляют до зари" (Бл.);

б) разделительные союзы, выражающие отношения взаимоисключения: или, либо, то... то, не то... не то и др.: "Теперь или никогда – вы моя, вы будете моею"(Л.); "Требую возвращения моего нормального облика! – вдруг не то исступленно, не то моляще прохрипел и захрюкал боров, – я не намерен лететь на незаконное сборище" (М.Булг.);

в) противительные союзы: а, зато, но, однако и др.: "Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы ты сам не должен отличать" (Паст.); "Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились" (Л.);

г) градационные союзы: не только... но и, если не... то, не столько... сколько, как... так и и др.: "Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение... происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф" (М.Булг.); эта группа союзов указывает на то, что один из соединяемых членов (как правило, второй), является более значимым, более существенным;

д) присоединительные союзы: и, да и, да и то, или и др., присоединяющие предложения или отдельные члены предложения, которые дополняют, развивают ранее высказанную мысль: "Что сталось с старухой и с бедным слепым,– не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру" (Л.).

Подчинительные союзы также делятся на несколько групп, различающихся значением:

а) временные: когда, пока, покуда, доколь, когда... то, по мере того, как и др.: "Я вернусь, когда раскинет ветки по-весеннему наш белый сад" (Ес.); "Пока земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому, чего у него нет" (Б.Ок.);

б) сравнительные: как, будто, словно, точно и др.: "Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима" (Маяк.); "В Петербурге мы сойдемся снова, словно солнце мы похоронили в нем" (Манд.);

в) целевые: чтобы, дабы, для того, чтобы и др.: "Чтобы вырвать век из плена, чтобы новый мир начать, узловатых дней колена нужно флейтою связать" (Манд.); "Видя мое изумление, Стриж шепотом объяснил мне, что актеры лишены рук Иваном Васильевичем нарочно, для того, чтобы они привыкли вкладывать смысл в слова и не помогать себе руками" (М.Булг.);

г) уступительные: несмотря на то что, хотя и др.: "Я узнал его несмотря на то, что он весь был забинтован свежими марлевыми бинтами" (М.Булг.); "И хотя [Иван Яковлевич] каждый день брил чужие подбородки, но его собственный был у него вечно не брит" (Гог.);

д) условия: если, если... то, когда... то :"Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел, Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел, Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, То верно, кроме вас одной Невесты не искал иной" (П.); "Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: "Степа! Тебя расстреляют, если ты не встанешь!"– Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: "Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я все равно не встану" (М.Булг.);

е) изъяснительные: что, будто, чтобы, как бы не и др.: "В заключение скажу тебе, что твое письмо мне близко и драгоценно" (Бл.); "Пишущий эти правдивые строки сам лично, направляясь в Феодосию, слышал в поезде рассказ о том как в Москве две тысячи человек вышли из театра нагишом в буквальном смысле этого слова..." (М.Булг.);

ж) причинные: потому что, так как, ибо и др.: "Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам немог писать стихи, и вызвал его на дуэль" (Цвет.); "Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета" (М.Булг.);

з) следствия; так что, до того, что, вследствие чего : "Лишь только кот был доставлен в отделение, там убедились, что от гражданина сильнейшим образом пахнет спиртом, вследствие чего в его показаниях тотчас же усомнились" (М.Булг.).

От подчинительных союзов следует отличать союзные слова – относительные местоимения и местоименные наречия: где, который, кто, что, куда, откуда и т.д. Союзные слова выполняют ту же синтаксическую функцию, что и союзы (присоединяют придаточное предложение к главному), но являются знаменательными словами, выступающими в придаточном предложении в качестве одного из его членов. Ср.: "Такими же знаками ему ответили, что от частных людей заказов не берут" (Паст.) – изъяснительный союз что присоединяет придаточное предложение к главному. – "Одна из мастериц изобразила на лице недоумение и в знак досады выставила ладошку лодочкой вперед, глазами спрашивала, что ему, собственно, нужно" (Паст.) – относительное местоимение что является подлежащим в придаточном изъяснительном.

Как и предлоги, союзы могут быть однозначными и многозначными. Одно значение имеют, например, союзы: для того..., чтобы ; по мере того, как ; несмотря на то, что и др. В первую очередь одно значение имеют союзы, представленные несколькими словами. В противоположность этому такие союзы, как и, или, да, как, что и др. являются многозначными. Так, для союза да 4-томный "Словарь русского языка" указывает четыре значения: 1) соединительное: "Степь да степь кругом. Путь далек лежит"; 2) перечислительное, которое реализуется при перечислительном присоединении нескольких однородных членов, а также нескольких предложений: "Мой идеал теперь – хозяйка. Мои желания – покой. Да щей горшок, да сам большой" (П.); 3) присоединительное: "Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она" (Крыл.); 4) противительное: "Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем" (Гог.); "И будем все, хоть на день, да испанцы" (Маяк.).

Значение союза, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Союз - служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения, частей сложного предложения, предложений в тексте, а также частей текста.

По происхождению союзы могут быть непроизводными (а, но, и) и производными (что, если, как). По структуре выделяются союзы простые (как, когда, будто) и составные (потому что, прежде чем, в то время как). По своему употреблению в предложении союзы подразделяются одиночные (но, зато, однако), повторяющиеся (то... то, или ... или, не то... не то) и двойные (если... то, хотя ... но, так как... то).

В зависимости от выполняемой функции союз может открывать предложение, может стоять между частями простого предложения, а может быть внутри простого предложения. Например: Рыбников выпил стакан большими, жадными глотками. Даже руки у него задрожали от жадности. И тотчас налил себе другой стакан. Сразу было видно, что его уже долго мучила жажда (А. Куприн). Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль... (А. Блок).

Будучи служебной частью речи, союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними. По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные (и, да, но) и подчинительные (когда, если, потому что).

Союзы не обладают самостоятельным значением и не являются членами предложения, поэтому союзы необходимо отличать от омонимичных им относительных местоимений и наречий, выступающих в качестве союзных слов. Например: Я сказал, что (союз ) не пойду сегодня в школу. - Я спросил, что (союзное слово) мы делали на уроке.

Типы союзов по происхождению, структуре и употреблению

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

По структуре союзы могут быть простыми (что, как, когда и др.) и составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).

По употреблению союзы делятся на одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.), повторяющиеся (и... и, то ... то, или... или, либо ... либо, не то... не то, ни... ни и др.), двойные, или парные (если... то, когда... то, хотя... но, так как... то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, как ... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... а, не то что... но, не то чтобы а, не то чтобы... но и др.)

Типы союзов по синтаксической функции

Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом . В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на сочинительные (и, а, но, или и др.) и подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.).

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности, равноправности между однородными членами предложения, а также между частями сложносочинённого предложения, например: Вдали ещё гудит трамвай, но затихают переулки, и потухает неба край (Эллис).

По характеру выражаемых отношений сочинительные союзы делятся на несколько групп:

Типы сочинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Соединительные

Выражают отношения перечисления.

И, да (в значении «и»), и... и, ни... ни, тоже, также.

Противителные

Выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия.

Но, а, да (в значении «но»), однако, зато, же.

Разделительные

Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков.

Или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то, то ли... то ли.

Сопоставительные, или градационно-сопостовительные

Выражают отношения сопоставления.

Как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не столько... сколько.

Пояснительные

Выражают отношения пояснения

А именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то.

Присоединительные

Выражают отношения присоединения, то есть присоединяют к предложению что-то добавочное, дополнительное.

И то, а то, да и, а также и др.

Сочинительные союзы могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста, например: За столом у окна сидит поручик запаса армии Валериан Иванович Чижевич. Перед ним домовая книга, в которую он вписывает паспорты постояльцев. Но после вчерашнего работа идёт плохо, буквы рябят и расползаются, дрожащие пальцы не ладят с пером, а в ушах гудит, как осенью в телефонном столбе (А. Куприн).

Противительные союзы но, а, да (в значении «но»), однако, открывающие абзац, выполняют в произведении художественную функцию. Этот приём помогает пишущему передать особое эмоциональное состояние героя, сделать неожиданный переход от одной темы к другой. Например:

...Мы - лисы, а общество - это курятник, охраняемый собаками. Известно ли вам, что в деревнях самые художественные, самые одарённые натуры идут в конокрады и в браконьеры-охотники? Что делать: жизнь до сих пор была так скудна, так плоска, так невыносимо скучна для пылких сердец! Но я перехожу к вдохновению. Без сомнения, вам, милостивые государи, приходилось читать о сверхъестественных по своему замыслу и выполнению кражах? (А. Куприн).

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения, например: И жил я, вашу волю поражая, коль этот мир о помощи просил (И. Коневский); Был лишь орудьем рог, дабы, в горах пленительное эхо пробуждать (Вяч. Иванов); Если кто уцелел от людей, то против вещей бессилен (Н. Рерих).

По характеру выражаемых отношений (функция именной части сказуемого в односоставном безличном предложении). делятся на несколько групп:

Типы подчинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Изъяснительные

Выражают отношения пояснения.

Что, чтобы, как и др.

Временные

Выражают временные отношения.

Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.

Причинные

Выражают причинные отношения.

Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что, по причине того что, из-за того что идр.

Условные

Выражают условные отношения.

Если, коли, раз, ежели, кабы.

Сравнительные

Выражают сравнительные отношения.

Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.

Подчинительные союзы , как и сочинительные, могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста.

Морфологический разбор союза

Морфологический разбор союза включает выделение двух постоянных признаков (тип союза, неизменяемость). Непостоянных признаков союз не имеет, так как является неизменяемым словом. В морфологическом разборе союза можно также указать его тип по структуре: простой или составной.

Схема морфологического разбора союза.

I . Часть речи.

II . Морфологические признаки:

1) сочинительный или подчинительный;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

IV .Особенности правописания (если есть).

Когдая был маленький, я очень любил мороженое (М. Зощенко). Образец морфологического разбора союза.

I . Когда - союз, соединяет простые предложения в составе сложного.

II . Морфологические признаки.

1) подчинительный, временной;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

Не является членом предложения.