Выходные дни в израиле сентябре. Особенности празднования еврейского нового года

Еврейский календарь — ежегодный календарь евреев, официальный календарь в Израиле (наряду с григорианским). По этому календарю празднуют еврейские (иудейские) праздники, читают соответствующие части в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Календарь является лунно-солнечным, благодаря этому, каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Месяцы начинаются только в новолуние, как и еврейский Новый год. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны.

Источник информации:

  • ru.wikipedia.org — статья о еврейском календаре.

Более полную информамцию о еврейском календаре можно найти, перейдя по следующим ссылкам:

  • mjcc.ru — устройство еврейского календаря;
  • originweb.info — статья о еврейском календаре на научно-образовательном портале;
  • istok.ru — конвертер еврейских дат и калькулятор галахического времени.

Календарь еврейских праздников на 2011 (5771/5772) — 2015 (5775/5776) года с описанием сущности каждого из них и того, как их традиционно отмечают.

  • Ту би-Шват (Новый год деревьев)

Пятнадцатый день месяца шват. В этот день, называемый Новым годом деревьев, в Израиле обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Праздник отмечается посадкой деревьев, а праздничная трапеза состоит из фруктов и злаков, произрастающих на Земле Обетованной. Это — финики, оливы, виноград, гранаты и т.д. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же как и дерево, человек держится своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Истинная вера подобна корням: она интимна и никогда не выставляется напоказ. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети, плоть от плоти. Дерево естественно уподобить человеку, но его естественно уподобить и целому народу. Прекрасно древо еврейства. Вместе с иными деревьями оно образует сад человечества. Ту би-Шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

Пурим — праздник в память о чудесном спасении евреев от жестокого замысла Амана, советника персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Персидский царь, избрав красавицу Эстер (Есфирь) — племяницу еврея Мордехая, сделал ее царицей. Когда Мордехай узнал, что советник царя Аман задумал истребить евреев Персии, он велел Эстер заставить царя отменить указ. Эстер устроила пир в честь царя. Растроганный царь пообещал выполнить любую волю Эстер. Она рассказала царю про замысел его советника, и Аман был повешан. А царем был издан указ, разрешающий евреям давать отпор каждому, посягнувшему на их жизнь и имущество. Пурим приходится на 14 адара, а в Иерусалиме и других старинных городах он празднуется на день позже. На утренней службе в синагоге в этот день читается свиток Эстер, а вечером на улицах и площадях устраиваются карнавальные шествия и шуточные представления — пуримшпили. Одна из важнейших традиций Пурима — Мишлоах Манот, когда друзьям посылают подарки. На Пурим предписывается оказывать благотворительность всем: «Кто бы ни протянул руку за милостыней в Пурим, — ему необходимо подать». Пурим — праздник безудержного веселья и карнавала. В Пурим можно то, чего нельзя в другие дни. Это единственный день в году, когда еврею не просто разрешается, но даже и предписывается выпить сверх меры. Это предписание кажется довольно странным: ведь отношение к пьянству всегда было в еврейском мире традиционно отрицательным. Между тем в этот день надо выпить так, «чтобы не отличать благословение Мордехаю от проклятия Аману». А чтобы не отличить благословение от проклятия, Амана от Мордехая, — это надо постараться, и выпить для этого надо действительно много.

  • Пейсах (Песах)

Величайшим событием еврейской истории стал Исход из Египта. Повсеместно евреи отмечают его праздником Пейсах в месяце нисане. В эти дни евреи собираются за пасхальным столом и проводят сейдер (седер) — пасхальную церемонию, вспоминают историю, полную лишений, страданий, ибо сказано, что «в каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как будто это он вышел из Египта», то есть пережить заново, обдумать и прочувствовать переход в состояние свободы. В этот день ни один еврей не должен чувствовать себя забытым и покинутым. Пейсах должен соблюсти достойно каждый. Традиция предписывает помогать нуждающимся деньгами и продуктами. Каждая еврейская семья должна дать или получить помощь.

  • День памяти

День памяти — национальный день траура по 14 тысячам евреев, павших в войнах Израиля и отдавших жизнь за его существование. Отмечается 4 ияра.

  • День независимости Израиля

14 мая 1948 года (5 ияра) в 16:00 Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль (государство Израиль). С тех пор 5 ияра отмечается День рождения еврейского государства — дома для всех евреев, где бы они ни находились. В Израиле праздник отмечается торжественными приемами и военным парадом.

  • Шавуот

Шавуот — праздник Дарования Торы (празднуется 6 сивана). Великое событие на горе Синай, когда Бог дает израильтянам Десять заповедей, отмечается евреями во время праздника Шавуот (Пятидесятница). Каждый человек, достигший религиозного совершеннолетия, повторяет для себя принятие Завета. В Шавуот читают книгу Рут (Руфь), в которой наряду с жизнеописанием семьи Элимелеха, присутствуют эпизоды жатвы, что говорит о сельскохозяйственных признаках этого праздника, помимо социально-исторических. Начало праздника совпадает с периодом жатвы ячменя и сбора первых плодов. В это время синагоги украшены цветами.

  • 9 Ава

В этот день произошло много трагических событий. Помимо прочих бед, в этот день были разрушены Первый и Второй Храм. Именно поэтому 9 ава отмечают постом и трауром. Согласно традиции, корнем несчастий этого дня считается история, произошедшая в первый год странствований евреев по пустыне уже после заключения союза со Всевышнем на горе Синай. послал разведчиков в Страну Обетованную. Вернувшись, они рассказали об увиденном: о стране, текущей молоком и медом, о прекрасных плодах этой земли. Однако посланцы не были рады — они были подавлены. Они чувствовали себя ничтожными и бессильными по сравнению с людьми, заселявшими обещанную землю. Народ не решился войти в страну, предназначенную ему Всевышним. Это было как раз в ночь на девятое ава.

  • (буквально «голова года»)

Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог размышляет о бренности человеческой жизни, кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник. Праздник Рош ха-Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук (бараньего рога) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:

  • рыбу — символ плодородия;
  • голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
  • морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
  • круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;
  • овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;
  • яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».
    • (Судный день)

    Йом-Кипур — день суда, когда Бог, анализируя поступки людей, решает их судьбу (10 тишрея). В молитвах человек просит у Бога прощения за все свои грехи в делах и мыслях. Но в Йом-Кипур прощаются грехи только против Всевішнего. Грехи против людей «Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа». Поэтому еврейская традиция предписывает начать покаяние задолго до праздника. Последняя трапеза перед праздником состоит из легкого обеда с куриным бульоном. В Судный день не едят и не пьют от заката солнца до вечера следующего дня. Служба в Йом-Кипур длится с утра до ночи с короткими перерывами. Талмуд считает Йом-Кипур счастливым днем, так как после него люди испытывают истинное духовное очищение. Сразу по окончании Йом-Кипура принято готовиться к празднику Суккот.

    • (Праздник кущей)

    В Торе сказано: «В шалашах живите семь дней, …чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». И сегодня в городах Израиля строят импровизированные шалаши (сукки), разжигают костры. В Торе сказано: «И возьмите себе в первый день плод этрога (цитрусового дерева), ветви пальмовые, отростки мирта и верб речных и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней». На седьмой день праздника синагогу обходят семь раз. Во время праздничного обхода синагоги каждый несет свой набор «арбаа миним» (четырех видов растений). Во время молитвы в синагоге произносятся благословения над этрогом, лулавом (пальмовая ветвь). Звучат слова благодарности Господу Богу за силы, здоровье, возможность трудиться на своей земле, создавая материальные условия для процветания. Но материальное не должно затмить духовное. Чтобы подчеркнуть тщетность накопления богатства, Тора велит еврею переселиться в сукку — шалаш, именно тогда, когда становится холодно и начинаются дожди. Суккот длится семь дней (15-21 тишрея). Шмини ацерес, непосредственно примыкающий к Суккоту, добавляет к празднику еще один день. В Шмини ацерес начинают молиться о дожде в Стране Израиля.

    Ханука — праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 г. до н.э. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника — Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней. В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней , начиная с 25 дня месяца Кислева. В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две и т.д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

    Рош ха-Шанá , также Рош а-Шана, Рош га-Шана (букв. «голова года», т.е. начало года) — еврейский () Новый год. Является библейским праздником, то есть предписывается (Левит 23:23-24): «В седьмой месяц (тишри), в первый день месяца да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание». Празднуется с начала эпохи Второго Храма (к. VI — нач. V вв. до н.э.)

    Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней: 1-го и 2-го числа месяца тишрей (тишри), совпадающего обычно с сентябрем. Как и все еврейские даты, Рош ха-Шана наступает вечером после захода солнца.

    Самым торжественным моментом праздника является трубление в рог () во время синагогальной службы. По сложившемуся обычаю, к новогодней трапезе готовят особые блюда.

    Законы и обычаи праздника

    В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословение, в мёд, чтобы наступающий год был сладким; существует также обычай на Рош ха-Шана есть яблоки с мёдом.

    Слова пророка Михи (Михея): «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19) легли в основу обряда ташлих : после полудня (в первый день Рош ха-Шана или во второй, если первый день приходится на ) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие библейские тексты и покаянные гимны и молитвы. Этот обряд не упоминается в , поскольку имеет более позднее происхождение.

    Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать десять библейских текстов, упоминающих Господа как царя, десять текстов, упоминающих Всевышнего как помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

    Трубление во время синагогальной службы в шофар — характерная черта празднования Рош ха-Шана. Это действие истолковывают как вызов на суд или призыв к покаянию.

    Основные мотивы Рош ха-Шана как религиозного праздника, освящающего начало года, — это раскаяние в преддверии приближающегося Судного дня и молитвы о том, чтобы наступающий год оказался благополучным и плодородным. В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу.

    Во многих сферах жизни Израиль начинает свой год в Рош ха-Шана. На правительственной корреспонденции, в газетах и радиопередачах «еврейская дата» указывается первой. Новогодние поздравления в Израиле также отправляют перед Рош ха-Шана, а не в последних числах декабря, как это принято в западных странах.

    С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни Трепета», или « », которые заканчиваются праздником .

    Дни, на которые приходится Рош ха-Шана:

    • В 2010 г. (5771 г. по еврейскому летоисчислению) — с вечера 8 сентября до вечера 10 сентября.
    • В 2011 г. (5772 г.) — с вечера 28 сентября до вечера 30 сентября.
    • В 2012 г. (5773 г.) — с вечера 16 сентября до вечера 18 сентября.
    • В 2013 г. (5774 г.) — с вечера 4 сентября до вечера 6 сентября.
    • В 2014 г. (5775 г.) — с вечера 24 сентября до вечера 26 сентября.
    • В 2015 г. (5776 г.) — с вечера 13 сентября до вечера 15 сентября.
    • В 2016 г. (5777 г.) — с вечера 2 октября до вечера 4 октября.
    • В 2017 г. (5778 г.) — с вечера 20 сентября до вечера 22 сентября.
    • В 2018 г. (5779 г.) — с вечера 9 сентября до вечера 11 сентября.
    • В 2019 г. (5780 г.) — с вечера 29 сентября до вечера 1 октября.
    • В 2020 г. (5781 г.) — с вечера 18 сентября до вечера 20 сентября.

    Источники и дополнительные материалы:

    • en.wikipedia.org — материал из Википедии (англ. яз., есть и др. языки);
    • eleven.co.il — статья в Электронной еврейской энциклопедии;
    • slovari.yandex.ru — статья в энциклопедии «Религия»;
    • krugosvet.ru — статья в онлайн-энциклопедии «Кругосвет»;
    • moshiach.ru — подборка статей о Рош ха-Шана;
    • sem40.ru — материалы о законах и обычаях праздника.

    Еврейский календарь — ежегодный календарь евреев, официальный календарь в Израиле (наряду с григорианским). По этому календарю празднуют еврейские (иудейские) праздники, читают соответствующие части в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Календарь является лунно-солнечным, благодаря этому, каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Месяцы начинаются только в новолуние, как и еврейский Новый год. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны.

    Источник информации:

    • ru.wikipedia.org — статья о еврейском календаре.

    Более полную информамцию о еврейском календаре можно найти, перейдя по следующим ссылкам:

    • mjcc.ru — устройство еврейского календаря;
    • originweb.info — статья о еврейском календаре на научно-образовательном портале;
    • istok.ru — конвертер еврейских дат и калькулятор галахического времени.

    Календарь еврейских праздников на 2011 (5771/5772) — 2015 (5775/5776) года с описанием сущности каждого из них и того, как их традиционно отмечают.

    • Ту би-Шват (Новый год деревьев)

    Пятнадцатый день месяца шват. В этот день, называемый Новым годом деревьев, в Израиле обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Праздник отмечается посадкой деревьев, а праздничная трапеза состоит из фруктов и злаков, произрастающих на Земле Обетованной. Это — финики, оливы, виноград, гранаты и т.д. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же как и дерево, человек держится своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Истинная вера подобна корням: она интимна и никогда не выставляется напоказ. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети, плоть от плоти. Дерево естественно уподобить человеку, но его естественно уподобить и целому народу. Прекрасно древо еврейства. Вместе с иными деревьями оно образует сад человечества. Ту би-Шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

    Пурим — праздник в память о чудесном спасении евреев от жестокого замысла Амана, советника персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Персидский царь, избрав красавицу Эстер (Есфирь) — племяницу еврея Мордехая, сделал ее царицей. Когда Мордехай узнал, что советник царя Аман задумал истребить евреев Персии, он велел Эстер заставить царя отменить указ. Эстер устроила пир в честь царя. Растроганный царь пообещал выполнить любую волю Эстер. Она рассказала царю про замысел его советника, и Аман был повешан. А царем был издан указ, разрешающий евреям давать отпор каждому, посягнувшему на их жизнь и имущество. Пурим приходится на 14 адара, а в Иерусалиме и других старинных городах он празднуется на день позже. На утренней службе в синагоге в этот день читается свиток Эстер, а вечером на улицах и площадях устраиваются карнавальные шествия и шуточные представления — пуримшпили. Одна из важнейших традиций Пурима — Мишлоах Манот, когда друзьям посылают подарки. На Пурим предписывается оказывать благотворительность всем: «Кто бы ни протянул руку за милостыней в Пурим, — ему необходимо подать». Пурим — праздник безудержного веселья и карнавала. В Пурим можно то, чего нельзя в другие дни. Это единственный день в году, когда еврею не просто разрешается, но даже и предписывается выпить сверх меры. Это предписание кажется довольно странным: ведь отношение к пьянству всегда было в еврейском мире традиционно отрицательным. Между тем в этот день надо выпить так, «чтобы не отличать благословение Мордехаю от проклятия Аману». А чтобы не отличить благословение от проклятия, Амана от Мордехая, — это надо постараться, и выпить для этого надо действительно много.

    • Пейсах (Песах)

    Величайшим событием еврейской истории стал Исход из Египта. Повсеместно евреи отмечают его праздником Пейсах в месяце нисане. В эти дни евреи собираются за пасхальным столом и проводят сейдер (седер) — пасхальную церемонию, вспоминают историю, полную лишений, страданий, ибо сказано, что «в каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как будто это он вышел из Египта», то есть пережить заново, обдумать и прочувствовать переход в состояние свободы. В этот день ни один еврей не должен чувствовать себя забытым и покинутым. Пейсах должен соблюсти достойно каждый. Традиция предписывает помогать нуждающимся деньгами и продуктами. Каждая еврейская семья должна дать или получить помощь.

    • День памяти

    День памяти — национальный день траура по 14 тысячам евреев, павших в войнах Израиля и отдавших жизнь за его существование. Отмечается 4 ияра.

    • День независимости Израиля

    14 мая 1948 года (5 ияра) в 16:00 Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль (государство Израиль). С тех пор 5 ияра отмечается День рождения еврейского государства — дома для всех евреев, где бы они ни находились. В Израиле праздник отмечается торжественными приемами и военным парадом.

    • Шавуот

    Шавуот — праздник Дарования Торы (празднуется 6 сивана). Великое событие на горе Синай, когда Бог дает израильтянам Десять заповедей, отмечается евреями во время праздника Шавуот (Пятидесятница). Каждый человек, достигший религиозного совершеннолетия, повторяет для себя принятие Завета. В Шавуот читают книгу Рут (Руфь), в которой наряду с жизнеописанием семьи Элимелеха, присутствуют эпизоды жатвы, что говорит о сельскохозяйственных признаках этого праздника, помимо социально-исторических. Начало праздника совпадает с периодом жатвы ячменя и сбора первых плодов. В это время синагоги украшены цветами.

    • 9 Ава

    В этот день произошло много трагических событий. Помимо прочих бед, в этот день были разрушены Первый и Второй Храм. Именно поэтому 9 ава отмечают постом и трауром. Согласно традиции, корнем несчастий этого дня считается история, произошедшая в первый год странствований евреев по пустыне уже после заключения союза со Всевышнем на горе Синай. послал разведчиков в Страну Обетованную. Вернувшись, они рассказали об увиденном: о стране, текущей молоком и медом, о прекрасных плодах этой земли. Однако посланцы не были рады — они были подавлены. Они чувствовали себя ничтожными и бессильными по сравнению с людьми, заселявшими обещанную землю. Народ не решился войти в страну, предназначенную ему Всевышним. Это было как раз в ночь на девятое ава.

    • (буквально «голова года»)

    Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог размышляет о бренности человеческой жизни, кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник. Праздник Рош ха-Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук (бараньего рога) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:

  • рыбу — символ плодородия;
  • голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
  • морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
  • круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;
  • овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;
  • яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».
    • (Судный день)

    Йом-Кипур — день суда, когда Бог, анализируя поступки людей, решает их судьбу (10 тишрея). В молитвах человек просит у Бога прощения за все свои грехи в делах и мыслях. Но в Йом-Кипур прощаются грехи только против Всевішнего. Грехи против людей «Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа». Поэтому еврейская традиция предписывает начать покаяние задолго до праздника. Последняя трапеза перед праздником состоит из легкого обеда с куриным бульоном. В Судный день не едят и не пьют от заката солнца до вечера следующего дня. Служба в Йом-Кипур длится с утра до ночи с короткими перерывами. Талмуд считает Йом-Кипур счастливым днем, так как после него люди испытывают истинное духовное очищение. Сразу по окончании Йом-Кипура принято готовиться к празднику Суккот.

    • (Праздник кущей)

    В Торе сказано: «В шалашах живите семь дней, …чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». И сегодня в городах Израиля строят импровизированные шалаши (сукки), разжигают костры. В Торе сказано: «И возьмите себе в первый день плод этрога (цитрусового дерева), ветви пальмовые, отростки мирта и верб речных и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней». На седьмой день праздника синагогу обходят семь раз. Во время праздничного обхода синагоги каждый несет свой набор «арбаа миним» (четырех видов растений). Во время молитвы в синагоге произносятся благословения над этрогом, лулавом (пальмовая ветвь). Звучат слова благодарности Господу Богу за силы, здоровье, возможность трудиться на своей земле, создавая материальные условия для процветания. Но материальное не должно затмить духовное. Чтобы подчеркнуть тщетность накопления богатства, Тора велит еврею переселиться в сукку — шалаш, именно тогда, когда становится холодно и начинаются дожди. Суккот длится семь дней (15-21 тишрея). Шмини ацерес, непосредственно примыкающий к Суккоту, добавляет к празднику еще один день. В Шмини ацерес начинают молиться о дожде в Стране Израиля.

    Ханука — праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 г. до н.э. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника — Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней. В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней , начиная с 25 дня месяца Кислева. В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две и т.д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

    Двумя отличительными особенностями, которыми обладают праздники Израиля, являются строго установленный ритуал, воссоздающий исторические или религиозные события, которые легли в основу праздника, а также особенное отношение к повседневной работе в этот день. Поскольку праздник в Израиле всегда противопоставляется будням с ежедневными обыденными занятиями, в этот день запрещена любая работа.

    Исходя из этих отличий, еврейские праздники условно можно разделить на несколько категорий:

    1. Праздники Израиля, когда полностью запрещено работать – Шаббат и Йом Кипур.
    2. Праздники, когда запрещена любая работа, кроме приготовления еды – Рош-а-Шана, Шавуот, Суккот, Симхат Тора и Шмини Ацерет.
    3. Праздники, имеющие статус заповеди, которые были установлены пророками и мудрецами Израиля – Пурим и Ханука. Заниматься работой в эти дни можно, но не рекомендуется.
    4. Праздники Израиля, которые не имеют статуса заповеди – 15 Швата и Лаг ба-омер. В эти дни работь не запрещается.
    5. Общие памятные даты, которые не имеют обязательных праздничных обычаев и ритуалов – День Независимости, День Иерусалима, День памяти героев Израиля, Йома а-Шоа.

    Календарь праздников на 2017 год в Израиле

    Праздники 2017 Год Режим работы
    Ту-БиШват 11 февраля Не рабочий день(суббота)
    Пурим Вечер 11 марта до ночи 12 марта 11 - не рабочий день (суббота)
    12 - рабочий день
    Песах (Пасха) Вечер 10 апреля до ночи 18 апреля 10, 16 - короткий день
    11,17 - выходной
    12,13,14,18 - рабочие дни
    Йом ха-Ацмаут (День независимости) 2 Мая Выходной
    Шавуот Вечер 30 мая до ночи 31 мая 30 - короткий день
    31 - выходной
    Пост 9 Ава 1 Августа Рабочий день
    Рош-а-Шана (Еврейский новый год) Вечер 20 сентября до ночи 22 сентября 20 - короткий день
    21-22 - выходные
    Йом Кипур Вечер 29 сентября до ночи 30 сентября 29 - короткий день
    30 - выходной (суббота)
    Суккот Вечер 4 октября до ночи 11 октября 4 - короткий день
    5 - выходной
    6,8,9,10,11 - рабочие дни
    Шмини-Ацерет и Симхат-Тора Вечер 11 октября до ночи 12 октября 11 - рабочий день
    12 - выходной
    Ханука Вечер 12 декабря до ночи 20 декабря Рабочие дни

    Рош а-Шана

    Еврейский Новый Год – его празднуют в новолуние осеннего месяца тишири по еврейскому календарю в течение двух дней. Праздник приходится на сентябрь или октябрь. В этот день начинается отсчет новых дней года. Рош а-Шона празднуется в честь сотворения мира, он знаменует приход нового года, и конец года уходящего. Евреям в это время предписано вспомнить и проанализировать поступки, совершенные в уходящем году, и готовиться к новому году. В этот день принято дарить близким и друзьям подарки, отсылать поздравления тем, кто в этот момент далеко. На праздничном столе в этот день в еврейских семьях обязательно подают рыбу, символизирующую плодородие, рыбную или баранью голову, чтобы быть «во главе», морковь кружочками – символ золотых монет, богатства, сладкую халу, символизирующую здоровье, овощи и фрукты, как символ надежды на хороший урожай, яблоки с медом, чтобы в этот год жизнь была сладкой и счастливой.

    Йом Кипур

    Судный день – день Высшего суда и искупления грехов. Это единственный день в году, когда евреям нельзя заниматься ничем, кроме осмысления своих поступков. Основной лейтмотив празднования – искупление и примирение. Кроме работы в этот день запрещено принимать пищу, умываться, накладывать косметику, носить кожаную обувь, водить автомобиль, разговаривать по мобильному телефону и иметь интимную близость. В Йом Кипур не работают теле и радио станции и общественный транспорт. По традиции в этот день евреи просят друг у друга прощения и желают легкого поста.

    Суккот

    Праздник кущей – начинается на 15-й день нового года и длится семь дней. По традиции в период празднования Суккот следует покидать свой дом и жить на улице в шатре, куще, уподобляясь евреям в годы блуждания по Синайской пустыне. В Суккот выполняется особый ритуал – «вознесение лулава». Во время ритуала принято поднимать и говорить благословения четырем видам растений – этрогу, листу финиковой пальмы, мирту и иве – символизирующим определенный тип еврейского народа. Эти растения можно приобрести на специальных базарах, которые открываются по всему Израилю в канун праздника. По всей стране – во дворах, в палисадниках, на балконах можно заметить праздничные «сукки» - ритуальные шалаши.

    Ханука

    Еврейский праздник свечей, которые зажигаются в честь чуда, которое произошло при освящении Храма после победы войска под предводительством Иегуды Маккавея над греками. По преданию евреи, нашли в Храме масло для лампад, которого хватало только на один день. Но чудесным образом огонь в лампадах Храма продолжал гореть целых восемь дней. В память об этом событии в Хануку евреи восемь дней зажигают свечи. В это время принято дарить детям подарки.

    Пурим

    Празднуется в честь великого спасения евреев в Персидском царстве от истребления Аманом-амаликитянином. Традиционная часть празднования – утренняя и вечерняя молитва в синагоге, во время которой происходит публичное чтение книги Эсфири. В веселый праздник Пурим принято пить вино, есть вкусную пищу и треугольное печенье со сладкой начинкой (гоменташи), устраивать театральные представления на библейскую тематику и карнавальные шествия.

    Песах

    Древнейший еврейский праздник, связанный с одним из величайших событий в истории еврейского народа – Исходом из египетского рабства в 2448 году по еврейскому календарю. Песах – праздник весны, символизирующий пробуждение природы, обновление мира, обретение человеком свободы и достоинства. В Песах полагается есть пресные лепешки – мацу, как напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидающие Египет в попытке спастись от армии фараона. Песах празднуется 7 дней. 14-го нисана семья и гости собираются за праздничным столом на трапезу «седер», во время которой читают историю Исхода евреев из Египта – Пасхальную Агаду.

    День независимости Израиля

    Йом а-Цамут – национальный праздник Израиля, который отмечается в пятый день ияра в честь событий 14 мая 1948 года, когда Давид Бен-Гурион провозгласил создание государства Израиль. День независимости – это единственный официальный нерабочий день, когда в стране работает общественный транспорт, а населению разрешено садиться за руль и разводить огонь, поэтому многие израильтяне День Независимости отмечают на природе. В этот день в стране проводятся военные парады, концерты, массовые гуляния. Празднование завершают залпы военных орудий и грандиозный салют.

    Шавуот

    Праздник дарования Торы, который отмечается шестого числа месяца сиван. По преданию в этот день на горе Синай Моисей получил скрижали Завета с десятью заповедями. Как и многие другие религиозные праздники Израиля, Шавуот отмечается не только в честь определенного исторического события, но и знаменует завершение очередного сельскохозяйственного сезона. Последний из трех паломнических праздников Шавуот отмечался в начале сезона жатвы пшеницы. Отдавая честь евреям, которые по возвращению в лагерь с горы Синай довольствовались молочной пищей, в Шавуот на столе преобладают молочные и мучные продукты – сыр, творог, блины и пирожки с творогом и сыром.

    Шаббат

    Согласно одной из главных заповедей Ветхого Завета в седьмой день недели человек должен оставить все будничные дела и посвятить себя Богу. Это день отдыха и радости. Согласно еврейской традиции Шаббат наступает в пятницу. Вечером хозяйка дома зажигает праздничные свечи и произносит благословение. В Шаббат устраиваются три праздничных трапезы, евреи надевают красивую одежду и собираются за празднично накрытым столом. Как и в другие религиозные праздники, в Шаббат не работает общественный транспорт, государственные учреждения, кафе, рестораны и магазины.

    Еврейские праздники в 2017 году. Праздничные дни в Израиле в 2017 году

    Ту-Бишват

    Работа запрещена.

    Отмечая новый год деревьев, мы анализируем слова Торы, в которой человек сравнивается с фруктовым деревом…

    Пурим


    Работать в этот день нежелательно.

    В случае необходимости — посоветуйтесь с раввином.

    Пурим – это праздник спасения евреев от рук врагов в дни персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса), праздник избавления от злодея Амана, замыслившего уничтожить весь еврейский народ

    Песах


    Работа запрещена: 11 — 12 Апреля и 17 — 18 Апреля Разрешена работа: 13 — 14 Апреля и 16 Апреля — с определенными ограничениями.

    Песах — праздник Исхода из Египта. Его можно назвать временем рождения еврейского народа. В дни Песаха мы отмечаем освобождение от рабства – как физического, так и духовного

    Песах-Шени


    Работа разрешена.

    Известно высказывание шестого Любавичского Ребе, рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона о том, что Песах-Шени учит нас тому, что нельзя отчаиваться, все можно исправить, нет ничего непоправимого.

    Лаг-Баомер


    Работа разрешена.

    Лаг-Баомер — 33-й день отсчета Омера — это праздничный день еврейского календаря, отмечающий годовщину кончины великого мудреца и каббалиста рабби Шимона бар Йохая, автора книги Зогар. В этот день устраивают пикники и прочие увеселения, жгут костры и стреляют из лука

    Шавуот


    Работа запрещена

    Праздник Шавуот мы отмечаем в честь величайшего события в истории человечества – Синайского Откровения. В этот день в 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н.э.) Всевышний даровал евреям Тору и Десять Заповедей — морально-этическую основу всей человеческой цивилизации

    Три недели траура


    Работа разрешена, кроме как в Шаббат.

    Три недели в году, в период «Между Теснин» — между постами 17 Тамуза и 9 Ава — мы справляем траур по разрушенному Храму и по изгнанию — физическому и духовному — в котором мы до сих пор находимся

    Пятнадцатое Ава


    Работа разрешена.

    Наши Мудрецы включили пятнадцатое Ава в число двух величайших праздников года, но при этом никакого особого ритуала для него не предназначили…

    Рош-Ашана



    Работа запрещена.

    В Рош-Ашана провозглашается царство Б-га над всем миром. Ежегодно в этот день Всевышний творит суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году

    Йом-Кипур


    Работа запрещена

    Йом-Кипур – День Искупления – завершает «десять дней раскаяния», начинающиеся в Судный День — Рош-Ашана. В Йом-Кипур утверждается приговор, вынесенный каждому на предстоящий год…


    Работа запрещена: 5 — 6 Октября. Разрешена работа: 8 — 11 Октября — с определенными ограничениями.

    Если начало месяца Тишрей проникнуто атмосферой покаяния и стремления духовно возвысить себя, то вторая часть месяца имеет другое значение – привнести Б-жественое в мир и проникнуться этим, до такой степени, чтобы это вызывало великую радость. И в этом смысл праздника Суккот, который называется “Время нашей радости”

    Шмини-Ацерет и Симхат-Тора


    Работа запрещена

    Праздник Симхат-Тора отмечает завершение цикла чтений недельных глав Торы в течение года. В этот день мы читаем заключительную часть Торы и опять начинаем первую ее главу

    Ханука


    Работа разрешена, кроме как в Шаббат

    Ханука — это праздник, который отмечает победу света над тьмой, чистоты и искренности — над конформизмом и приспособленчеством, духовности — над сугубым материализмом


    Работа разрешена

    Десятого числа месяца Тевет в 3336 году от Сотворения мира (425 г. до н. э.) войска вавилонского царя Навухаднецара осадили Иерусалим. Асара-Бэтевет отмечается как день траура, поста и раскаяния