Советские университеты виктора беленко. Авиация россии

Виктор Беленко, бывший советский летчик, известный у нас как шпион и предатель. Что толкнуло советского офицера на государственную измену? Как ему удалось угнать суперсовременный самолет под прицелом советских ПВО? И что он получил от американцев в награду? Почему Беленко бросил семью и бежал один, так и не попытавшись никогда связаться с родными?

Воздушный дезертир

6 сентября 1976 года, о. Хоккайдо. Самолеты японских ПВО подняты по тревоге – обнаружен неизвестный объект. Перехватчикам удается отследить его, но он тут же исчезает. Через несколько минут, едва не столкнувшись с отъезжающим боингом, таинственный истребитель садится в гражданском аэропорту. Владимир Сопряков, тогда заместитель резидента КГБ в Японии, узнал о приземлении советского военного самолета по радио. Это стало для разведчика полной неожиданностью.

"Это было раннее утро. Очередная встряска. Конечно, предвидели хороший вариант, что что-то с техникой, и он сел не по собственной инициативе, а жизнь заставила", - вспоминает Сопряков.

События того дня развиваются в духе американского боевика. Летчик выходит из самолета, стреляет в воздух и требует спрятать самолет. Аэропорт закрывают для полетов на несколько часов. Японцы в растерянности, они меж двух огней: советский перебежчик Виктор Беленко запросил политическое убежище в США. А СССР требует немедленно вернуть летчика и самолет. Международный скандал набирает силу, советская резидентура – на постоянной связи с Москвой.

"Андропов очень жестко контролировал, давили сильно японцев. Обстановка сильно накалялась", - говорит Владимир Сопряков.

В отделе кризисных ситуаций в Вашингтоне до того дня записи дежурных редко занимали полстраницы. В этот раз за смену исписано четыре. Американцам неслыханно повезло: заполучить такую машину плюс действующего военного пилота своего противника. Но смогут ли они удержать преимущество?

Японские истребители 143 раза поднимаются в воздух, на перехват советских самолетов, которые кружат вблизи острова. Кажется, в любую минуту те атакуют и уничтожат угнанный истребитель.

"Я считаю, что самолет можно было уничтожить. Японцы опасались подходить к нему, поэтому где-то в течение 2-3 часов, даже суток – время для этого было. Но никто не решился на это – применение оружие на чужой территории слишком скандально", - утверждает Сопряков.

Гонка вооружений

2013 год. Москва, конструкторское бюро имени Микояна. Именно здесь создаются и тестируются боевые самолеты. Тут появился и МиГ-25, "самолет-невидимка", который мечтали заполучить разведки всего мира, а украл советский летчик. Они пытались превратить неудачу с угоном в победу.

"Самолет был уникальной конструкции, такой до этого не было вообще в Советском Союзе. Испытания длились долго, но полученные результаты позволили сделать уникальный самолет", - рассказывает начальник отдела Опытно-конструкторского бюро им. А.И. Микояна Марк Ровинский.

Этот истребитель появился за 10 лет до угона, его демонстрация на авиапараде в Домодедово вызвала фурор. Журналисты, представители аэрокосмических фирм, сенаторы США заговорили о суперсамолете, который несет величайшую угрозу американскому господству в воздухе в любом конфликте – с тех пор началась охота на призрака.

Виктор Беленко

"Уже было ядерное оружие, вовсю разворачивалась Холодная война, и мы должны были защищаться от бомбардировщиков, которые несли эти бомбы. Появились сверхзвуковые бомбардировщики", - говорит член научно-технического комитета ВВС СССР в 1974-78 годах Анатолий Клягин.

Летчик Игорь Волк до сих пор помнит, как впервые сел за штурвал этого фантома, скорость которого в три раза превышала скорость звука.

"Само по себе, когда ты летишь быстрее всех – это греет, и рекорд высоты на нем порядка 38 километров", - рассказывает Игорь Волк.

Спустя 5 дней после побега Беленко на аэродроме Соколовка, откуда он взлетел, появляются "люди в черном". Они изымают все документы шпиона и начинают допрашивать его сослуживцев. Начинается крупномасштабное расследование. И если контрразведчиков интересует, когда и как он это сделал, то семью и коллег волнует - почему.

Подготовка к побегу

Военный обозреватель Виктор Баранец уже 20 лет пытается найти ответ на этот вопрос. Эта история случилась, когда он учился в академии. Ему было известно только то, что сообщили в прессе. Вот что ему удалось узнать о Беленко за последние годы.

"Сумасшедшая амбициозность и вечное чувство, что его недооценивают. Это у него на определенном этапе переросло в некую паранойю самолюбия. Он просто болел тем, что не весь в орденах, что он не обвешан большими звездами, что его не публикуют на первых страницах Красной Звезды, что он не висит на досках почета", - утверждает Баранец.

Когда возник у него план побега, как его завербовали – слухов появляется немало. Особенно популярна версия, что на него вышли в одном из ресторанов на черноморском побережье, где он отдыхал. Проверка спецслужб это не подтвердила, но сослуживцы вспоминают немало странностей в его поведении. Беленко предпочитал проводить отпуск в маленьких северных городках, при этом никогда не рассказывал, как отдохнул. Он настойчиво учил английский, хотя общаться ему было не с кем, кроме местного учителя. Рвался в эскадрилью истребителей при том, что его сразу предупредили: повышения не получит, слишком поздно по возрасту. Ему было 29, от полетов тоже вскоре бы отстранили, но он не отступал.

"Американцы с ним встречались. Как мы потом все же выяснили, с ним встречались во Владивостоке, рассказали про эту базу американскую, куда нужно было посадить самолет. А он плюхнул на Хоккайдо, боялся, что его могут сбить", - Владимир Сопряков.

После побега Беленко все заграничные самолеты заправляют только на одно задание, чтобы им не хватило топлива пересечь океан или добраться до военной базы США в Японии. Беленко приземляется в ближайшем аэропорту только потому, что замечает приближение перехватчиков. Времени на опознавание нет – это могут встречать американцы, а могут догнать свои.

"Дал по тапкам"

Почему все-таки беглеца пропустили советские ПВО? Вадим Лукашевич, бывший инженер КБ им. Сухого считает, что дело здесь не только в летном мастерстве.

"Беленко служил в Приморском крае, в войсках ПВО. Они интересны тем, что они находятся всегда, а тем более, в то время, в постоянной боевой готовности. Тем более, что на Дальнем Востоке всегда на боевом дежурстве стояло два перехватчика, у которых стояла задача быть через 10 минут после получения сигнала на взлет в районе Японии. Поэтому переходить его было можно, но этот цейтнот не позволил принять решение, что он улетает, что это перелет к врагу", - утверждает Лукашевич.

Самолет Беленко пропадает из звена истребителей во время учебной тренировки. Он вдруг набирает высоту и начинает пикировать в море. В первые минуты все начинают думать, что в МИГе неисправность, пилот и машина погибли. На радаре ничего нет.

"Переходил государственные границы над Японским морем на небольшой высоте, буквально до десятка метров, что затрудняло его обнаружение. Если он шел на сверхзвуковой скорости на небольшой высоте, то возникала шумовая деятельность, которая маскировала его полет", - считает Вадим Лукашевич.

Когда Беленко объявляется в Японии, советские спецслужбы пытаются добраться до него. Аэропорт окружен. Тогда идут официальным путем. Встреча получится странной.

"Нам нужно было встретиться с самим . Хотя бы увидеть его живым, и убедиться, что он сам этого хочет, что это не случайность, и американцы с японцами его обрабатывают. Долго его ждали, потом привели под руки. Было впечатление, что он пьян или под психотропными препаратами. Единственное, что он сказал, что не хочет говорить. На этом встреча прервалась, и больше мы его не видели", - рассказывает Владимир Сопряков.

От винта до винтика

Самолет отстоять удается. Правда, к тому времени, как он оказался у советской делегации, американцы его разобрали до винтика. Пока шли международные переговоры, США воспользовались моментом и доставили МИГ в контейнерах на свою авиабазу в сопровождении 14 бомбардировщиков.

Льва Шенгелаю, одного из главных разработчиков МИГа-25, спустя месяц после угона отправили в Японию на расследование. Советский Союз надеялся вернуть истребитель, и нужно было понять, что успели американцы, и потребовать возмещения ущерба. Первое время представителей СССР недооценивали, их внешний вид вызывал недоумение.

"Военные не имеют много обмундирования гражданского значения, поэтому есть 10 управление по генеральному штабу, где есть все, что хочешь. Вот мы выбрали себе одинаковые галстуки, одинаковые костюмы, одинаковые шляпы. Вкусы у нас совпали. Вот в таком виде мы и приступили к работе", - рассказывает Лев Шенгелая.

По договору сторон СССР дают сутки на разбор контейнеров. По истечении срока нужно представить Японии свои претензии, иначе – никакой компенсации. Расчет на то, что советская делегация из трех человек – двое летчиков и конструктор – просто не успеет даже распаковать ящики, не то что оценить масштабы бедствия за это время.

"Ломами наши ребята под видом моряков (на самом деле, это были лучшие технари, которые обслуживали этот прекрасный самолет) сломали за 40 минут весь деревянный хлам и стали показывать что-где они натворили. Они видели каждый винтик, пытались запустить двигатель, проверить штурвал, что внутри, снять много проб", - вспоминает Шенгелая.

Ущерб составил 2 миллиарда рублей. По возвращении Шенгелая приступает к срочной модернизации МИГа, а американская пресса в это время высмеивает советские истребители.

"Критика была в адрес того, что у нас слабо развита радиоэлектронная промышленность, что пользуемся старыми лампами, как будто каменный век. Но сейчас они поняли, что наша аппаратура, в отличие от их, не выходит из строя", - объясняет Лев Шенгелая.

Судьба перебежчика

Как сложилась судьба самого шпиона Беленко в Америке, много лет скрывалось. Если его торжественное появление в Японии видели все, то случившееся с ним потом обросло слухами. КГБ о его месте нахождения было известно, но приказа уничтожить Центр не давал. Новый конфликт из-за предателя не нужен был никому. Но Беленко всю жизнь жил в страхе и боялся мести.

"Когда я был в Америке, один наш разведчик, теперь уже можно рассказать, поведал мне такую историю. Однажды Беленко летел через один из американских аэропортов, где установлены горизонтальные эскалаторные линии, которые скользят вдоль зала. И один из наших разведчиков, которого, видимо, он узнал, потому что тот раньше служил в ВВС, ехал на этой эскалаторной ленте навстречу Беленко. Он приподнял черные очки и пристально посмотрел на Беленко – тот выронил чемодан и выскочил с эскалатора, убежал с бешеной скоростью в туалет и стал орать, звать полицию", - вспоминает Виктор Баранец. Случится это уже в начале 2000-ых, однако еще в 1983 году в советской прессе печатают маленькую сухую заметку, что Беленко погиб в авиакатастрофе в США. Так власти ставят точку в этой истории, а шпион в это время покупает дом, женится, преподает в Академии ВВС в Колорадо. Там его считают диссидентом, здесь – предателем.

"Минимум год всех его сослуживцев, как положено, терзала контрразведка всех уровней. Структура по пылинке собирала малейшие данные о нем, задавали вопросы, кто его продвигал, кто ему писал положительные характеристики. Добрая дюжина офицеров вылетела из своих кресел, как пробка из шампанского", - утверждает Баранец.

Обнаружилась интересная деталь: когда Беленко переводят на Дальний Восток, гарнизон по спецканалу получает телеграмму. Такие назначения считаются обычным делом, никаких подозрений это не вызывает. Только позже выяснится, что здесь не все чисто. Обычно переводы летчиков санкционируют из столицы, и поэтому на телеграммах всегда стоит условный код Москвы. На этот раз он тоже есть, но документ отправлен не из Главка, а из Ставропольского военно-авиационного училища – прежнего места службы Беленко. То есть кто-то пошел на риск и фальсифицировал код.

"Что бы мы ни говорили о Беленко - это человек-тайна. В историю он вляпался, а не вошел, мы его вспоминаем как мерзкую личность, как пример того, как можно нагадить на Отечество, на армию, на сослуживцев", - считает Владимир Баранец.

Армия, точнее, авиация и ПВО понесли большие потери. Пропал боевой самолет и военный летчик. То есть не только машина, но и инструкция к ней.

"Враг, или потенциальный противник получил в руки нашу систему опознавания свой-чужой. Все наши самолеты, военные и гражданские, имеют эту систему. Она работает автоматически, независимо от летчика. С земли подается некий запрос, сигнал, и бортовой ответчик автоматически дает ответ, что я такой-то, бортовой номер такой-то. Более того, он военный летчик, он знает систему нашей ПВО, как она строится, какие пароли", - говорит Вадим Лукашевич.

Все эти данные пришлось спешно менять. Но американцы получили от Беленко не только оперативную информацию, они еще месяцами тестировали его на тренажерах, пытаясь понять менталитет русских, их реакцию во время воздушного боя. Потом он уже не нужен был никому. Личная жизнь тоже не сложилась. Он попытался безуспешно заняться авиабизнесом, стал выпивать, и потерял последнюю работу, на которую едва удалось устроиться авиамехаником в маленьком гараже. Недавно стало известно, как он на самом деле погиб. Беленко скончался от инфаркта в 2006. Одинокий, в дешевом придорожном отеле. Был ли он завербованным шпионом или просто предателем и дезертиром, так и осталось загадкой.

"В таком случае роют до десятого колена, и все случаи были рассмотрены, все ситуации. В конце концов, многим авторам, в том числе американским, ничего не мешало сказать: "Как мы хорошо сработали". Иностранные спецслужбы вообще часто признаются в хорошей вербовке. Но они до сих пор отрицают, что работали с Беленко".

Дело Беленко до сих пор засекречено. Новые подробности, которые появляются время от времени, только добавляют беглецу таинственности.

1976-й. Детектив с угоном самлёта.
Интересно, что он краешком коснулся моей родни. Дело в том, чтио зять моего брата учился вместе с Беленко в Ставропольском училище. И служил вместе в Южно-Сахалинске. После бегства Беленко его отстранили от полётов - ГБ тогда предпочитало перебдеть, чем недобдеть.
Брат, офицер в отставке, фронтовик, ездил в Южно-Сахалинск и обращался к командованию, мол, не губите парню жизнь.
Просьбу ветерана уважили и зять продолжил летать.

А тут подробности о самолёте и самом Беленко.
Мне лично помнилось, что он вроде бы погиб в автокатастрофе. Оказалось - нет. Жив до сих пор.
Оригинал взят у dmgusev в О предателе...

6 сентября 1976 года советский летчик старший лейтенант Беленко, совершая полет на перехватчике МиГ-25, перелетел в Японию и попросил политического убежища в США.

Наверное, ни один советский самолет не сравнится по количеству легенд и слухов с МиГ-25 . Его появление на воздушном параде в 1967 году, проходившем в Домодедово, вызвало фурор. В западной прессе появилась масса статей, где делались попытки дать оценку очень необычному самолету…

Особенно широкие масштабы кампания в прессе, и не только в ней, приняла в США. Журналисты, представители аэрокосмических фирм. даже конгрессмены и сенаторы начали активно раздувать миф о «суперсамолете». представляющем величайшую угрозу американскому господству в воздухе в любом вероятном конфликте.

Американцы крайне не любят признавать (о восхищении речи не идет вообще!) техническое превосходство соперников, неважно - русских. немцев или англичан. Так зачем же понадобился этот шум вокруг «Фоксбэта»?

Больше всего в газетной шумихе были заинтересованы промышленники. Дело в том, что в США был свой Хрущев от авиации - министр обороны Роберт Макнамара. Он и его помощники в свое время посчитали истребители абсолютно устаревшим классом самолетов. на отказе от разработки которых можно хорошо сэкономить.

В результате в течение 15 лет после создания «Фантома» работы по созданию новых истребителей в США не велись. Естественно. такое положение дело не устранило ребят с Макдоннелл-Дугласа и Дженерэл Дайнемикс. По вопросу «Что такое МиГ-25 и как с ним жить дальше?» - были проведены специальные слушания в конгрессе.

Военно-промышленное лобби смешало в кучу заведомую неправду, достоверную информацию, полуправду и добилось своей цели: проектирование истребителей возобновилось. Газетные публикации по поводу МиГа потихоньку сошли на нет, тем более что легальной информации по самолету не было; обозреватели сошлись на том, что МиГ-25 представляет собой трехмаховый истребитель завоевания превосходства в воздухе, изготовленный в основном из титана.

Справедливость сего утверждения американцы проверили в 1976 г.

В 13 ч. 11 мин. 6 сентября 1976 г. сразу четыре РЛС японских сил самообороны, размещенные на о.Хоккайдо, засекли в 200 милях к западу от побережья острова воздушную цель, направлявшуюся к Хоккайдо со скоростью 440 миль/ч на высоте 6700 м.

Через семь минут после ее обнаружения с авиабазы Читозе поднялась на перехват пара «Фантомов», между тем центр управления воздушным движением все еше не мог идентифицировать цель.

6 сентября 1976 г. жители японского города Хакодате были взбудоражены ревом реактивного двигателя; высыпав на улицы они увидели в небе над городом чудовищный истребитель (monster fighter). Сделав над городом три круга, истребитель пошел на посадку в местном аэропорте.

В 1 ч. 26 мин. неопознанный объект исчез с экранов радаров; навести F-4J не представлялось возможным, и они вернулись на аэродром. Неопознанный объект обнаружился в 1 ч. 52 мин. над гражданским аэропортом Хакодате. Над взлетной полосой на высоте 300 м прошел МиГ-25; его летчик явно намеривался садиться, однако полоса была занята взлетавшим Боингом 727 авиакомпании «Олл Ниппон Эйруэйз».

После взлета Боинга пилот МиГа сделал пару «пристрелочных» заходов и в 1 ч. 57 мин. приземлился. Самолет коснулся земли в середине ВПП и, хотя летчик выпустил закрылки и тормозной парашют, МиГ проскочил всю полосу, проехал еще 240 м по грунту и, завалив две антенны инструментальной системы посадки, остановился.

Советский истребитель МиГ-25 сразу после посадки "вне расписания" в аэропорту Хакодате. Человек рядом с самолетом — пилот, ст.лейтенант В.И.Беленко.

Дальше действо разворачивалось в духе крутого голливудского боевика. Из кабины выбрался летчик, который пальнул в воздух из штатного ПМ. отгоняя любопытных служащих, а от незамедлительно прибывшего руководства аэропорта он потребовал немедленно закрыть самолет брезентом. МиГ отбуксировали сначала на парковочную стоянку, а затем в ангар.

МиГ-25 выкатился за полосу и остановился прямо перед самолетоуловителем. К нему сбежались работники аэропорта и полицейские. По сравнению с людьми, столпившимися у него, МиГ выглядит как чудовищная птица из легенды. Хорошо виден тормозной парашют, выпущенный при посадке. Переднее колесо, когда самолет выкатился за полосу, взорвалось, но не загорелось, что показывает высокий технический уровень советского самолета.

Аэропорт закрыли для полетов: в течение 5 ч. с него не взлетел и не сел ни один самолет. Советский летчик, старший лейтенант. Виктор Беленко сначала заявил, что он приземлился из-за нехватки топлива, но вскоре попросил политического убежища, в чем японцы ему сразу отказали. Однако оставались еще американцы, они-то и были главными закулисными действующими лицами международного скандала.

На несколько дней г. Хакодате стал самым известным в мире. Информационные агентства всего мира разнесли потрясающую новость: «Русский истребитель приземлился в Японии». Сенсация была еще та... Даже в СССР долго ходил слух, что летчик-испытатель угнал в Японию новейший истребитель.

Сразу была принесена рулетка, и эксперты начали обмер самолета. После того как самолет выкатился за полосу, он снес две антенны, но на его крыле не видно даже и царапины

Беленко не был летчиком-испытателем, а МиГ-25 был в 1976 г. отнюдь не новейшим самолетом, но от этого нашему командованию было не легче. Остаток дня 6 и ночь с 6 на 7 сентября наверняка навсегда запомнились японским ПВОшникам: истребители сил самообороны 143 раза поднимались в воздух на перехват советских самолетов, косяками летавших вблизи о. Хоккайдо.

На земле «гостей» было куда больше, чем в воздухе. Первый советский гражданин - им был замполит торгового судна, стоявшего в порту Хакодате, - попытался проникнуть к МиГу спустя четыре часа после посадки; он был не один такой любопытный - за это время у ограды аэропорта собралась приличная толпа, но на летное поле никого не допустили.

Снимок с воздуха. Самолет выкатился за полосу примерно на 200 метров, т.к. Беленко посадил его уже на середину полосы. Хорошо видна тормозная колея самолета.

Вскоре прибыли и первые официальные лица - два представителя Аэрофлота, корреспондент «Известий», в компанию с ними попал и атташе ВВС Великобритании в Токио, ну а за ними потянулись штатные и внештатные сотрудники КГБ, ЦРУ и их коллеги из других стран. Ни к летчику, ни к самолету они допущены не были.

Похоже, японцы не знали, что делать с «подарком» Беленко. Только 8 сентября полиция (!!). а не местное отделение госбезопасности официально попросило исследовать самолет на предмет наличия взрывных устройств. Между тем Советский Союз требовал немедленной выдачи летчика и возвращения самолета.

Хитроумные японцы. конечно. не собирались отдавать МиГ, основательно по нему не полазав, и уж тем более не думали отдавать Беленко.

Беглый осмотр самолета представителями полиции Хакодате. По мнению экспертов советская авионика отставала от западной.

Причина задержания самолета и летчика в Японии была найдена достаточно оригинальная: поскольку летчик нелегально пересек государственную границу Японии, его поступок является не дипломатическим, а уголовным. на пилота заведено уголовное дело о незаконном пересечении границы, в котором самолет МиГ-25 рассматривается как вещественное доказательство и не может быть возвращен до полного окончания расследования.

Советский Союз, естественно, подобные объяснения всерьез не принимал, и продолжал оказывать давление на правительство Японии по всем каналам с целью выдачи самолета и летчика. С другой стороны, на японцев давили США. преследуя диаметрально противоположные цели: как можно дольше держать МиГ в Японии и ни в коем случае не выдавать Беленко.

Почему советский самолет с советским летчиком приземлился на Хоккайдо? Целый ряд фактов указывает на то, что за полетом Беленко стояли парни из ЦРУ США.

Операция сорвалась на последнем этапе. Беленко ушел в обычный тренировочный полет вместе с еще двумя МиГами с аэродрома Сахаровка, расположенного в 200 км от Владивостока. Вскоре после взлета он оторвался от строя, снизился до высоты 45 м, чтобы уйти из поля зрения РЛС, пролетел вблизи земли примерно 400 км и. набрав высоту 6000 м, взял курс на авиабазу Читозе, где были самые длинные на Хоккайдо ВПП.

Увы, японский аэродром был закрыт туманом, а топливо кончалось. Летчик опять нырнул к земле (по одной из версий, чтобы уйти от японских. радаров - могли бы ведь и сбить, по другой - дабы подыскать место посадки). Как бы то ни было, МиГ-25 приземлился в гражданском аэропорту и скрыть этот факт не было ни малейшей возможности.

Угон самолета получил огласку. Американцам пришлось обращаться с официальной просьбой о совместном расследовании инцидента. Японский МИД был поставлен в затруднительное положение, ведь подобная просьба СССР была отклонена, и пришлось отклонить и и американскую.

В то же время японские чиновники не исключили участия «иностранных экспертов» в изучении «вещественного доказательства». формальным поводом для чего послужило наличие на борту «взрывоопасных устройств»: из какой страны появятся эти самые эксперты сомнений ни у кого не было.

Зачем же ЦРУ (если в этом деле действительно была замешана американская разведка) гонялось за далеко не самым новым самолетом? Пожалуй, ни по одному советскому самолету не имелась столь противоречивая информация, и ни один наш самолет, кроме МиГ-25. не получал прозвище «несбиваемый».

О полетах МиГов над Израилем писалось уже много раз. Но Израиль - это еще не все. В свое время в МАИ ходили легенды о полетах МнГ-25 над Западной Европой, относились тогда к этим байкам весьма скептически и. как оказывается, зря.

В библиотеке ЦАГИ отыскался номер журнала «Флайт» от 10 апреля 1976 г. со статьей «МиГ-25 над Британией»? В конце марта министр обороны Великобритании категорически заявил, что ни МиГ-25. ни другие какие бы то ни было скоростные самолеты не вторгались в воздушное пространство Британии в предшествующие 12 месяцев. К чему бы такое заявление?

Оказывается, в прессе США утверждалось, что советские разведывательные самолеты МиГ-25 регулярно совершают полеты в воздушном пространстве стран НАТО.

Следом за американцами подобную информацию опубликовали некоторые английские журналы. Автор статьи во «Флайте» весьма скептически расценил возможность подобных полетов и доказывал. что сбить МиГ достаточно просто, для этого надо иметь «всего лишь» ЗРК «Ника-Геркулес» или истребитель F-14.

Статья похожего содержания появилась примерно в это же время во французском журнале «Эр эт Космос». В конечном итоге вопрос о МиГах над Западной Европой пока остается открытым. ясно одно - с военно-технической стороны этот самолет был способен летать в воздушном пространстве стран НАТО. Слишком мало было средств ПВО, способных достать МиГ-25, когда он шел на потолке с максимальной скоростью.

Шум в прессе мог быть поднят на основе реальных фактов, а мог быть и спровоцирован американцами. В марте-апреле появились публикации на тему коммунистических самолетов-шпионов. а сентябре - «живой» МиГ-25 приземлился в Японии. Вполне возможно, что статьи преследовали цель заранее оправдать необходимость угона и изучения столь опасного для стран «свободного мира» самолета.

Первоначальный осмотр самолета японцы проводили в Хакодате, но было понятно, что детально исследовать МиГ в гражданском аэропорту не получится. Решили перевезти самолет на военную авиабазу Хякари (Hyakuri), расположенную в 80 км от Токио.

Сложность была в том, что фюзеляж МиГа не помещался в японский военно-транспортный самолет С-1. «Добрые» американцы пригнали для такого дела свой С-5А. и 19 сентября 64 японских специалиста и 11 американских «экспертов», прибывших с авиабазы Райт-Паттерсон, начали подготовку МиГа к транспортировке: от самолета отстыковали крылья, кили. хвостовое оперение, сняли двигатели, слили горючее и масло.

В ночь на 24 сентября. под экскортом 14 «Фантомов» и «Старфайтеров» сил самообороны Японии, «Гэлэкси» с драгоценным грузом перелетел с гражданского аэродрома на военный. На военных аэродромах, расположенных вдоль маршрута перелета в готовности №1 находились дежурные звенья F-4J.

Предосторожности не были лишены оснований: во время перелета РЛС засекли вблизи побережья Японии несколько неопознанных объектов, которые, скорее всего, были советскими самолетами.

В Хякари МиГ-25 снова собрали и подготовили к детальным исследованиям. Летать на нем не собирались, но оставшиеся в баках после посадки 200 литров топлива позволяли провести статические испытания двигателя; 3 октября оба движка «гоняли» в течение 1 ч. 20 мин.

Из-за очень высокого расхода горючего для окончания намеченной программы «огневых» исследований ТРД пришлось добавить японского топлива. Статическая тяга каждого ТРД составила 11 т, как и полагали ранее многие западные эксперты. Затем выкаченный на летное поле МиГ-25 отсняли в оптическом и ПК спектрах с воздуха два RF-4J.

Отмечалось, что особо ценными были данные о тепловой сигнатуре советского истребителя, которые очень пригодились разработчикам головок самонаведения ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух».

Детальные исследования самолета показали, насколько сильно на Западе заблуждались в оценке его возможностей, технических характеристиках и конструкционных особенностях. Угнанный МиГ-25 оказался не многоцелевым истребителем, а узкоспециализированным высотным истребителем-перехватчиком.

Показательно - практически все обозреватели сошлись во мнении, что МиГ-25 является наиболее совершенным истребителем-перехватчиком в мире. Его РЛС, хотя и выполнена на электронно-вакуумных лампах и не имеет режима селекции целей на фоне земли, превосходит западные.

Электронное оборудование самолета довольно примитивно (один из экспертов высказался в отношении элементной базы электроники F-4 и МиГ-25 в том духе. что «это все равно, что сравнивать транзисторный приемник с граммофоном»). но общая интеграция системы управления оружием, автопилота, системы наведения с земли выполнена на уровне, по крайней мере не уступающем лучшим западным системам, разработанным в одно время с оборудованием МиГ-25.

Топливная система советского перехватчика значительно превосходит топливную систему разведчика SR-71 - единственного самолета в мире имеющего близкие к МиГ-25 летные характеристики.

Настоящим открытием стало весьма скромное использование в конструкции планера МиГа титана: поскольку на Западе принято было считать МиГ-25 «титановым» самолетом. его масса ранее значительно занижалась, зато максимальная скорость завышалась: три «Маха» МиГ, видимо, все же не развивал, на самолете Беленко красная ограничительная черта стояла на скорости М=2,8.

В целом самолет оценили как «высотный перехватчик, не имеющий себе равных, отличительными особенностями которого являются простота конструкции, ее прочность, надежность, легкость технического обслуживания и доступность пилотирования самолета летчикам не самой высокой квалификации».

Японцы были приятно удивлены радиусом действия МиГ-25: ранее считалось, что советские истребители способны долететь от Владивостока до Токио и вернуться обратно. Запас топлива во внутренних баках осуществить такой полет не позволял, а трубопроводов горючего в пилонах самолета Беленко не было - следовательно, подвесные баки нести этот МиГ-25 не мог.

Избавившись от одной головной боли. самураи заработали другую: военных поразила легкость, с которой МиГ ушел от их ПВО. Чтобы заткнуть дыры в системе противовоздушной обороны, решено было закупить в США самолеты ДРЛО Е~2С «Хокай», способные обнаруживать низколетящие цели.

Интересно отметить, что вопрос о приобретении силами самообороны «Хокаев» уже поднимался, но тогда посчитали, что имеющаяся система ПВО вполне справляется со своими задачами.

«Исследования» были закончены 5 октября.
Сказать, что в СССР болезненно переживали угон МиГ-25 - значит не сказать ничего. Все перемещения самолета в Японии, обстановка вокруг него отслеживались внимательнейшим образом, и постоянно шло давление по дипломатической линий.

22 сентября советский посол в Токио передал в МИД Японии ноту протеста, в которой выражалось недовольство позицией правительства страны восходящего солнца в отношении исследований самолета: в ноте указывалось, что если позиция Японии останется без изменений. возможно резкое ухудшение двусторонних отношений.

Дипломатические демарши сделали свое дело, и 27 сентября премьер-министр Такео Мики заявил, что самолет МиГ-25 будет возвращен СССР, но не ранее 5 октября, когда японские и американские эксперты планировали закончить свои исследования.

«Исследования» сопровождались снятием образцов материалов с чего только можно, начиная от штанги ПВД и кончая изоляцией электропроводки, поэтому о возврате самолета «домой» по воздуху не могло быть и речи. Была достигнута договоренность о возврате МиГа в СССР на борту транспортного судна.

Советские представители потребовали выплатить финансовую компенсацию за ущерб, нанесенный летательному аппарату в процессе «расследования» уголовного дела о незаконном пересечении границы. Техническое состояние самолета должны были оценить специалисты из СССР, однако японцы, хотя и согласились выплатить компенсацию, отказались допустить русских на территорию авиабазы.

Осмотр МиГа должен был быть проведен в течение светового дня. от восхода до захода солнца, на борту судна, в присутствии японских специалистов. Колонна грузовиков в ночь с 11 на 12 ноября доставила разобранный и тщательно упакованный в 13 контейнеров самолет в порт Хитачи, где уже стоял советский теплоход.

Японцы не пожалели хорошего дерева, разных гводиков-винтиков на упаковку - расчет был на то, что почти все отведенное на осмотр время уйдет на «распечатывание» самолета. Увы. они не слышали русской пословицы «ломать - не строить», да и анекдот о русском ломе и японской пиле прошел мимо их ушей.

Команда мускулистых ребят очень быстро разложила японские ящики на щепочки, после чего за дело взялись специалисты ОКБ Микояна. Выяснилось, что японцы не вернули большинство электронных блоков, в частности, систему опознавания «свой-чужой». В конечном итоге японцам был выставлен счет в 7,7 млн. рублей, что по тогдашнему курсу соответствовало примерно 11 млн. долл.

Сыны восходящего солнца в долгу не остались и запросили 40 000 долл. за две антенны, поврежденных Беленко при посадке в аэропорту Хакодате и за транспортировку останков МиГа из Хякари в Читозе. После урегулирования финансовых вопросов 15 ноября теплоход покинул японский порт.

А что случилось с Беленко? Конечно же, он не стал дожидаться в Японии окончания расследования «уголовного дела». США предоставили ему политическое убежище, и уже через несколько дней после 6 сентября он вылетел за океан.

Моральные и финансовые потери Советского Союза в результате угона самолета в Японию были огромны. За два последующих года пришлось заменить электронное оборудование на всех самолетах МиГ-25. систему «свой-чужой» вообще на всех самолетах ВВС.

К слову сказать, угон МиГ-25 был не первым и не последним случаем, когда МиГи улетали по воле пилотирующих их летчиков к вероятному противнику. Но в 1976 г. впервые самолет угнал советский летчик.

До сих пор не утихают споры о том, кто же был на самом деле Виктор Беленко: завербованный агент, дожидавшийся своего часа, или спонтанный угонщик, движимый личными мотивами.
Не раскрывает он своей сущности и в книге, которую быстренько состряпал по прибытии в США.

КГБешники, естественно, переворошили всю его биографию и наткнулись на много интересных фактов, которые все-таки говорят в пользу вербовки летчика.

Первое, что обнаружилось, - в семейном архиве не нашлось ни одной детской фотографии, по которой можно было бы идентифицировать его личность. Хотя таковые и были в наличии.

Далее - в годы курсантской учебы, отправляясь в отпуск, он предпочитал ездить в маленькие северные города. Он никогда не рассказывал товарищам, что же там делал, и вообще об отпускных делах ничего не говорил.

Как оказалось, Беленко со времен курсантской учебы и до предательского перелета не навещал родителей, хотя материально помогал им.

И, наконец, самая подозрительная черта, по которой можно считать шпионом любого отличника - он хорошо учился в летном училище и много интересовался боевыми самолетами. Он был самым активным читателем гарнизонной библиотеки и частенько обращался в спецчасть за секретной технической литературой.

Схема конечного участка маршрута безвозвратного полёта В. Беленко завершившегося посадкой в Хакодате 6 сентября 1976 года.

"А" — Местонахождение самолёта Виктора Беленко, где он был встречен дежурными истребителями, поднятыми на его перехват, и где, испугавшись оказаться сбитым, «ушёл» от преследования, снизился на малую высоту и взял курс на Мисаву.

"Б" — Предполагаемое местонахождение самолёта Виктора Беленко на момент визуального обнаружения им аэродрома Хакодате и последующего принятия решения совершить на нём посадку.

"В" — Аэродром Хакодате, где Виктор Беленко завершил свой безвозвратный полёт.

Последний факт, который говорит в пользу вербовки, хотя и он зыбок. Угоняя самолет, Беленко летел на американскую военную базу Хитозэ, но облачность в этом районе заставила его сесть на гражданский аэродром.

Споры спорами, подозрение подозрениями, но теперь уже поздно о чем-то говорить, да и самого виновника чрезвычайного происшествия не спросишь - погиб человек.

Но, как оказалось, все это блеф. Беленко жив. Автокатастрофа то ли была, то ли ее просто придумали. Говорят еще, что вместо него погиб двойник. Но это тоже домыслы.

Все эти годы Виктор Беленко смиренно трудился в одной из американских авиационных фирм. Опять же говорят, что он готов был встретиться с нашими летчиками, приезжавшими в Америку, но те от этих встреч отказывались. Им не о чем было говорить с предателем.

Три года назад токийская телекомпания Nexus задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Режиссер Акиро Мицумори считает,что до сих пор в Японии двойственное отношение к Беленко. Одни считают его героем, сказавшем правду о СССР. Для других он просто предатель.

Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретится с Беленко и взять у него интервью. Он объясняет свой поступок точно так же, как и в 1976 году.

О личной жизни бывшего летчика все эти годы не было ничего известно и японскому режиссеру удалось кое что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни.

В середине 80-х годов, теперь уже прошлого столетия и тысячелетия, в ростовский полк из Сальска (из того самого училищного полка, в котором В.Беленко начинал карьеру лётчика-инструктора) был переведён по семейным обстоятельствам (болезнь ребёнка) лётчик, капитан В.Радько. От него и стало известно, что супруга В.Беленко, проживая в Армавире, сменила свою фамилию на девичью и вышла замуж за гражданского человека.

Живет Беленко в штате Калифорния,скитаясь по гостиницам и мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными. Единственное, чем отблагодарила его Америка - предоставила ему гражданство.

Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. И свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом. Но, как сказал режиссер, унывающим Беленко не выглядит - типичный веселый американец.

В России японскую киногруппу подстерегали неудачи. Им не удалось встретиться с женой Беленко, которая сегодня живет в Липецке, а самое главнон, японцев не пустили на аэродром в Чугуевке, откуда взлетел Беленко. Судьба перелетчика хоть немного, но прояснилась, а что стало с самолетом?

Казалось бы, во всей истории выиграла только американцы. Но нет, как выяснилось, они подложили под себя мину замедленного действия.

После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен, с него были сняты экспортные ограничения. Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолетов. Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин, не отстал и Алжир. В скором времени МИГи покажут себя в схватках с американскими истребителями. Верх будет за МИГами.

“Стимулировал” Беленко и создание еще более совершенного МИГ-25ПД (перехватчик доработанный). В 1978 году авиазавод в Горьком уже освоил выпуск этих машин. На них стоял новый локатор, вооружение пополнилось ракетами, и еще был установлен теплопеленгатор, который позволял обнаруживать скрытые цели на земле. Так что худа без добра не бывает…


В начале осени 1976 г. разразился международный скандал: советский летчик Виктор Беленко, служивший на Дальнем Востоке, на новейшем истребителе МиГ-25 совершил побег в Японию, а затем попросил политического убежища в США. В СССР у него остались жена и 4-летний ребенок, которых он больше никогда не увидел. За границей его назвали диссидентом, а на родине и поныне считают предателем, дезертиром и шпионом.



В начале сентября 1976 г. на Дальний Восток прибыл маршал Савицкий с проверкой боеготовности сил противовоздушной обороны. В этот день летчикам предстояли тренировочные полеты, и они знали, что их нужно выполнить безукоризненно. Во время учебной тренировки самолет Беленко исчез с радаров. Он неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Было похоже на то, что какая-то техническая неисправность привела к падению самолета и гибели летчика. В воздух тут же подняли дежурные самолеты и вертолеты. Позже выяснилось, что летчик обманул радары: он пошел на снижение, имитируя падение, а затем скрылся за огромной сопкой.



На острове Хоккайдо самолеты японских ПВО были подняты по тревоге. Едва им удалось отследить неизвестный объект, как он тут же исчез. Как оказалось, он резко пошел на снижение и совершил посадку на ближайшем гражданском аэродроме. Летчик вышел из самолета и тут же потребовал его спрятать от посторонних глаз. Затем беглец запросил политического убежища в США.



В побег Беленко долго не верили: думали, что причиной таких действий была какая-то поломка или техническая ошибка, а посадка была вынужденной, что самолет попал в зону плохой видимости и сбился с курса, что пилота захватили в заложники и удерживают насильно, а на допросах применяют психотропные средства.



В 1976 г. в новостях объявили, что советский самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Японии, привезли мать и жену Беленко в Москву, где они на пресс-конференции отрицали версию о том, что летчик мог попросить убежища за рубежом и умоляли о его незамедлительном возвращении на родину.



МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.



СССР потребовал немедленно вернуть летчика и самолет. Пока шли международные переговоры, истребитель разобрали и отправили в контейнерах в США. Там его тщательно изучили, и самолет перестал быть секретным оружием СССР. Японцы вернули истребитель только через два месяца, в разобранном виде. Нанесенный ущерб оценили в 2 млрд рублей. Пришлось спешно менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. В результате СССР получил компенсацию в 7,7 млн рублей.



Беленко был отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству. Выдвигались и версии о его вербовке. Говорили, что такие действия больше похожи на хорошо подготовленную акцию, чем на импульсивный поступок диссидента, недовольного политическим строем. Предполагалось, что он должен был посадить самолет на военной базе США в Японии, но он побоялся, что его могут сбить, и приземлился на ближайшем аэродроме.



Странности в его поведении сослуживцы замечали уже давно: отпуск он предпочитал проводить в небольшом дальневосточном городке, при этом не распространялся о том, как отдыхал, учил английский язык, рвался в эскадрилью истребителей, хотя из-за возрастных ограничений он там уже не мог рассчитывать на повышение по службе.



После побега Беленко все военные самолеты начали заправлять в расчете на выполнение только одного задания, чтобы горючего не хватило для того, чтобы улететь за границу.



После переезда в США летчик оказался в центре внимания прессы. Он читал лекции в одной из военных академий в качестве эксперта в области изучения советских авиасистем ПВО, выступал на симпозиумах, завершая свои доклады рассказом об ужасах советской действительности. За вклад в укрепление национальной безопасности Америки Беленко получил гражданство США. Вскоре он женился на американке и прожил с ней 15 лет. Из военной академии Беленко вскоре уволили, ведь он больше не представлял интереса для спецслужб. О его дальнейшей судьбе известно немного. Согласно одним источникам, он до сих пор живет в США. В других утверждается, что Виктор Беленко развелся с женой, стал злоупотреблять алкоголем, последние годы провел в одиночестве и скончался в 2006 г. то ли в автокатастрофе, то ли от инфаркта. Был ли он завербованным шпионом или просто дезертиром – до сих пор остается загадкой.



Беленко был не единственным беглецом, устроившим скандал на международном уровне.

В начале осени 1976 г. разразился международный скандал: советский летчик Виктор Беленко, служивший на Дальнем Востоке, на новейшем истребителе МиГ-25 совершил побег в Японию, а затем попросил политического убежища в США. В СССР у него остались жена и 4-летний ребенок, которых он больше никогда не увидел. За границей его назвали диссидентом, а на родине и поныне считают предателем, дезертиром и шпионом.

Бывший советский летчик Виктор Беленко

В начале сентября 1976 г. на Дальний Восток прибыл маршал Савицкий с проверкой боеготовности сил противовоздушной обороны. В этот день летчикам предстояли тренировочные полеты, и они знали, что их нужно выполнить безукоризненно. Во время учебной тренировки самолет Беленко исчез с радаров. Он неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Было похоже на то, что какая-то техническая неисправность привела к падению самолета и гибели летчика. В воздух тут же подняли дежурные самолеты и вертолеты. Позже выяснилось, что летчик обманул радары: он пошел на снижение, имитируя падение, а затем скрылся за огромной сопкой.

Этот снимок был сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии

На острове Хоккайдо самолеты японских ПВО были подняты по тревоге. Едва им удалось отследить неизвестный объект, как он тут же исчез. Как оказалось, он резко пошел на снижение и совершил посадку на ближайшем гражданском аэродроме. Летчик вышел из самолета и тут же потребовал его спрятать от посторонних глаз. Затем беглец запросил политического убежища в США.

Угнанный самолет прятали от посторонних глаз

В побег Беленко долго не верили: думали, что причиной таких действий была какая-то поломка или техническая ошибка, а посадка была вынужденной, что самолет попал в зону плохой видимости и сбился с курса, что пилота захватили в заложники и удерживают насильно, а на допросах применяют психотропные средства. Затем в часть пришёл приказ - повторить полёт Беленко до воздушного пространства Японии, опираясь на данные, зафиксированные радарами.

Когда эксперимент был проведён, стало очевидно - лётчик МиГ-25 сознательно применял манёвры, пытаясь уйти от наблюдения, летел на низкой высоте. Сомнений в том, что Беленко пошёл на свой поступок обдуманно, не осталось.

В 1976 г. в новостях объявили, что советский самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Японии, привезли мать и жену Беленко в Москву, где они на пресс-конференции отрицали версию о том, что летчик мог попросить убежища за рубежом и умоляли о его незамедлительном возвращении на родину. Старшему лейтенанту Виктору Беленко было на тот момент 29 лет, и бдительные органы госбезопасности не имели на него никакого компромата.
Уроженец Нальчика, он окончил школу с серебряной медалью, отслужил в армии, затем поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил в 1971 году. Затем служил лётчиком-инструктором в Ставрополе, характеризовался положительно, состоял в партии, был членом партбюро. В 1975 году по собственной просьбе был переведён на службу в истребительный полк ПВО на Дальнем Востоке.

Летчик-дезертир Виктор Беленко

МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко

СССР потребовал немедленно вернуть летчика и самолет. Пока шли международные переговоры, истребитель разобрали и отправили в контейнерах в США. Там его тщательно изучили, и самолет перестал быть секретным оружием СССР. Японцы вернули истребитель только через два месяца, в разобранном виде. Нанесенный ущерб оценили в 2 млрд рублей. Пришлось спешно менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. В результате СССР получил компенсацию в 7,7 млн рублей.

Беленко был отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству. Выдвигались и версии о его вербовке. Говорили, что такие действия больше похожи на хорошо подготовленную акцию, чем на импульсивный поступок диссидента, недовольного политическим строем. Предполагалось, что он должен был посадить самолет на военной базе США в Японии, но он побоялся, что его могут сбить, и приземлился на ближайшем аэродроме.

Странности в его поведении сослуживцы замечали уже давно: отпуск он предпочитал проводить в небольшом дальневосточном городке, при этом не распространялся о том, как отдыхал, учил английский язык, рвался в эскадрилью истребителей, хотя из-за возрастных ограничений он там уже не мог рассчитывать на повышение по службе.

Удостоверение Виктора Беленко

После побега Беленко все военные самолеты начали заправлять в расчете на выполнение только одного задания, чтобы горючего не хватило для того, чтобы улететь за границу.
После переезда в США летчик оказался в центре внимания прессы. Он читал лекции в одной из военных академий в качестве эксперта в области изучения советских авиасистем ПВО, выступал на симпозиумах, завершая свои доклады рассказом об ужасах советской действительности. За вклад в укрепление национальной безопасности Америки Беленко получил гражданство США. Вскоре он женился на американке и прожил с ней 15 лет. Из военной академии Беленко вскоре уволили, ведь он больше не представлял интереса для спецслужб. О его дальнейшей судьбе известно немного. Согласно одним источникам, он до сих пор живет в США. В других утверждается, что Виктор Беленко развелся с женой, стал злоупотреблять алкоголем, последние годы провел в одиночестве и скончался в 2006 г. то ли в автокатастрофе, то ли от инфаркта. Был ли он завербованным шпионом или просто дезертиром – до сих пор остается загадкой.

Жена (слева) и мать Виктора Беленко на "пресс-конференции" в Москве

Posted By: Сентябрь 23, 2016

Алексей Орлов

Сорок лет назад, в понедельник, 6 сентября 1976 года, старший лейтенант Виктор Беленко поднялся рано утром в истребителе-перехватчике МиГ-25 с военного аэродрома и менее, чем через час, приземлился в Японии на острове Хоккайдо в гражданском аэропорту. Вскоре о бегстве Беленко из Советского Союза знал весь мир.

Я узнал об этом из «Программы для полуночников» радиостанции «Голос Америки». Едва передача зкончилась, как мне позвонил приятель, который находился, как и я, «в подаче», то есть подал заявление на отъезд из Советского Союза. Он надеялся, как и я, что не станет «отказником», то есть ему не откажут в просьбе. «Беленко ни у кого разрешения не спрашивал, — сказал он. — Нам тоже надо было учиться на летчиков».

О Беленко оповестило ТАСС. Вначале оно объявило, что летчик был вынужден приземлиться в Японии из-за неполадок в самолете и японцы держат его насильно. Затем сообщило, что Беленко насильно вывезен в Соединенные Штаты. Советское министерство иностранных дел устроило в Москве «пресс-конференцию» жены и матери Беленко. Приглашенным советским и иностранным журналистам его жена Людмила сказала, что никогда не поверит, что ее Виктор добровольно улетел на Запад. Мать со слезами на глазах говорила, что никто не может знать сына лучше, чем мать, и она знает, что сын ее патриот.

Журналистам не позволили задавать вопросы, и организаторы «пресс-конференции» им не сказали, что мать не видела сына с тех пор, как ему было два года. И журналисты не знали, что задолго до того, как Виктор совершил полет в Японию, жена объявила ему о разводе и о том, что ее родители будут рады прииять ее с сыном… Я узнал об этом спустя четыре года, когда прочел в Америке книгу «Пилот МиГа», написанную Джоном Барроном. Книга отвечает на многие вопросы, связанные с решением Беленко навсгда покинуть Советский Союз…

Советский режим обычно замалчивал «исчезновение» своих граждан. Никогда не устраивались «пресс-конференции» с их родственниками. А ведь на Западе оставались и становились невозвращенцами дипломаты, артисты балета, писатели, шахматисты, ученые, инженеры. За два года до перелета Беленко невозвращенцем стал Михаил Барышников, но ни министерство иностранных дел, ни министерство культуры не представило в Москве журналистам родственников беглеца. Хотя о бегстве Барышникова сообщили все вещавшие на Советский Союз западные радиостанции. И не было встреч журналистов с женой и сыном гроссмейстера Виктора Корчного, который остался на Западе в том же году, что и Беленко. Но вот встречу с женой и матерью Беленко советский МИД устроил. В чем дело?

Напрашивается ответ: летчик, сидевший за штурвалом сверхсекретного самолета, более важен режиму, чем «прогнившие интеллигенты» Барышников и Корчной. Такой ответ содержит только долю истины. Власть знала биографию Беленко, и она была уверена, что человек с такой, как у Беленко, биографией просто-напросто не мог — абсолютно не мог — бежать из Советского Союза. Вырос в рабочей семье, отличник в школе, рабочий-передовик на танковом заводе, отличник боевой и политической подготовки в высшем военном авиационном училище, уважаемый коммунист в авиаполку в Приморском крае.

И чтобы такой человек бежал на Запад!?

Следовало предпринять все, что только возможно, чтобы вернуть его.

«Пресс-конференция» жены и матери была устроена после того, как Беленко объявил советскому «дипломату» в Японии, что его никто не похищал и что он не вернется в Советский Союз. Еще одна встреча Беленко с советским «дипломатом»была в Вашингтоне. » Я прилетел в Японию добровольно», — сказал ему Беленко… Предпринял попытку заполучить Беленко и находившийся в Америке глава советского МИДа Громыко…

Случай Беленко, в самом деле, уникальный, и не только потому, что он действительно был до мозга костей советским человеком: не слушал «вражеских голосов», не читал Солженицына и запрещенной литературы, ничего не знал о диссидентах. А о Соединенных Штатах и вообще о Западе он знал лишь то, что внушала советская пропаганда. Искренне верил, что Америкой правят «темные силы» (это его слова), которые эксплуатируют трудовой народ и служат интересам капиталистов. Он не сомневался, что Америка готовится воевать с его страной. Но этот стопроцентно советский человек постепенно пришел к выводу, что страна, которой правят «темные силы», никак не может быть хуже той, что пропитана от «а» до «я» алкоголем и ложью, то есть страны, в которой он живет. Решение бежать созревало долго, на протяжении многих лет..

Виктор родился в 1947 году в Нальчике. Ему было два года, когда отец разошелся с матерью и отправил его к своей матери и сестре. Бабушка и тетка жили в Донбассе, обитали в крохотной комнатенке, работали с утра до вечера. Виктору исполнилось семь, когда отец дал о себе знать и попросил отправить сына ему. Бабушка и тетя посадили Виктора в поезд, и он поехал в Сибирь, в город Рубцовск. Встретив сына, отец, рабочий тракторного завода, тут же отвез его к другу в колхоз, потому что еще не получил обещанной начальством комнаты. Отцовский друг ютился вместе с женой и четырьмя детьми в однокомнатной избе. Жили они еще беднее, чем бабушка и тетя Виктора. Через год отцу выдали комнату в коммунальной квартире, и он воссоединился с сыном. Еще через три года отец женился на вдове с двумя детьми и переехал с сыном к ней. В школе Виктор пристрастился к чтению, летом играл в футбол, зимой — в хоккей. Ему было 10 лет, когда произошло событие, которое позволяет нам понять, что у него уже в этом возрасте был твердый характер.

В феврале 1958 года, после хоккейной игры, к Виктору подошли четыре парня — старше и сильнее его. Они потребовали деньги. Он сказал «нет», был избит и остался без денег — нескольких копеек. На следующий день он попросил в школьной библиотеке книги о боксе и физической подготовке. Читая выяснил, что для укрепления мышц только упражнений недостаточно, нужен еще и протеин, и он спросил у мачехи, возможно ли добавить в ежедневный рацион мясо, или рыбу, или яйца, или сыр. «Все это слишком дорого», — отрезала она.

Виктор решил добывать протеин самостоятельно. С наступлением летних каникул он начал жить в лесу, на берегу реки. Ловил птиц, удил рыбу, потом пошла ягода. В течение лета он окреп и прибавил в весе. В декабре он был готов к свиданию с теми, кто его избил. Первого он встретил неподалеку от хоккейной площадки. Вскоре настиг второго. Его бой с третьим на глазах нескольких десятков мальчишек убедил всех: с Виктором Беленко лучше не ссориться…

И еще один эпизод. Виктор был круглым отличником в выпускном классе. В Москве на выставке достижений школьников демонстрировался сконструированный им управляемый по радио трактор. Он получил бы золотую медаль, если бы не конфликт с учительницей литературы. На одном из уроков она сказала, что свет — это материя. «Никакая не материя», — заявил Виктор. Учительница настаивала, и тогда Виктор на глазах у всех учеников открыл учебник физики. После урока учительница потребовала, чтобы он извинился перед ней при всем классе. Он отказался и — получил четверку, а не пятерку, в аттестате зрелости.

Закончив школу, Беленко поехал в Омск, где жил дальний родственник отца. Серебряная медаль позволяла ему поступить в институт, но требовались деньги на жизнь, и он пошел работать. Сначала это был гараж в аэропорту, затем танковый завод. И всюду — где бы он ни работал — царило беспробудное пьянство и ложь. Отдушиной для Виктора стало небо.

Беленко мечтал о полетах с тех пор, как прочитал в школе повесть Сент-Экзюпери «Ночной полет». В летной омской школе ДОСААФ мечта стала осуществляться. Он учился летать в свободные от работы дни и часы, а в 1967 году поступил в Высшее военное авиационное училище в Армавире. Через четыре года он закончил его на отлично и сам стал учителем — летчиком-инструктором в Ставропольском высшем военном авиационном училище. В армии он столкнулся с тем же, что было и на гражданке — с повальным пьянством и ложью. Однажды стал соучастником преступления. Из-за непогоды был отменен учебный полет. Непосредственный начальник Виктора сказал: «Напишем: полет состоялся». Но как быть с топливом? Баки-то остались заправленными. Последовал приказ: «Слить в землю!»

Четыре года такой службы убедили летчика-инструктора Беленко, что следует cлужить на военной базе, где, как он предполагал, таких безобразий, как в училище, быть просто-напросто не может. Он подал соответствующий рапорт начальнику училища. Генерал принял лейтенанта и сказал, что он останется в училище, поскольку летчиков много, но не хватает инструкторов, которые обучают летчиков. Лейтенант пытался возразить генералу. «Разговор окончен!» — сказал генерал. «Нет, не закончен!» — не согласился лейтенант и принялся докладывать генералу, что происходит в вверенном ему училище. Выслушав, генерал вызвал врача и приказал проверить, в своем ли уме лейтенант.

«Ты либо безумец, либо чертовски смел», — сказал Виктору врач после того, как мучил его несколько часов всевозможными вопросами, чтобы выяснить, в порядке ли его голова.

Столкновение с генералом помогло Беленко получить назначение в летную часть. Он также пришел к выводу: если его, летчика, могут упрятать в психбольницу, значит, туда могут посадить любого человека.

Летный полк Беленко находился в нескольких километрах от поселка Чугуевка, районного центра. По воскресеньям сюда приезжали офицеры из близлежащих воинских частей. Приезжали за спиртом. Спирт доставляли неизвестные лица с военно-воздушной базы, на которой были громадные запасы спирта, необходимого для тормозной и электронной систем самолета МиГ-25. Эти самолеты называли в Чугуевке «летающими гастрономами». Пили, разумеется, и на военно-воздушной базе.

Солдаты срочной службы обитали в казармах, рассчитанных на 40 человек каждая, но в каждой теснилось от 180-ти до двухсот. В каждой казарме было по два рукомойника-умывальника. Туалеты — сортиры — находились на улице. Когда старший лейтенант Беленко был дежурным по части, ему приходилось бывать в казармах. От антисанитарии становилось дурно.

Беленко, его жене и сыну предоставили комнату в двухкомнатной квартире: во второй жил другой офицер с женой и двумя детьми. Семье Беленко повезло. Обычно в двухкомнатную квартиру помещали три-четыре семьи. Людмила не переставала жаловаться. Избалованная родителями, которые ни в чем не отказывали единственной дочери, она выражала недовольство жизнью офицерской жены, когда муж еще работал инструктором в училище. Но тогда она могла по воскресеньям ездить в город Сальск, что в Ростовской области. Конечно, и Сальск был дырой, но по сравнению с Чугуевкой — почти столицей.

В офицерский клуб приезжали время от времени лекторы. Они рассказывали, что американские империалисты готовятся к войне. Беленко привык к подобным лекциям, поскольку они преследовали его повсюду, начиная с Армавирского училища. Один лектор рассказывал, что в Америке отправили в тюрьму коммунистку Анджелу Дэвис, и Беленко понимал, что в Америке не запрещена Коммунистическая партия?… Лектор говорил, что Дэвис была уволена из университета, и он говорил себе: «Значит, в Америке коммунистам разрешают преподавать в университете»… Другой лектор сообщил, что президента Никсона обвинили во лжи и вынудили уйти в отставку. Беленко недоумевал: » Президент — ставленник большого капитала, разве можно его наказывать?» Да и разве начальникам запрещено лгать? Лгут и остаются на своих местах….

Учеба Беленко в советских университетах подходила в концу. Он все острее сознавал: жить в Советском Союзе становится невозможно. Куда податься? Такого вопроса не было. Он знал, конечно, что Америкой правят «темные силы». Но он также знал, что Америка доставила человека на Луну и что там строят боевые самолеты, ни в чем не уступающие советским.

В понедельник, 6 сентября 1976 года, старший лейтенант Виктор Иванович Беленко покинул Советский Союз, чтобы жить в Америке. В этот день американцы отмечали День Труда. Беленко этого не знал, и он еще много чего не знал об Америке. Советские университеты остались позади. Впереди были американские, об учебе в которых я расскажу в следующий раз…