Конспект занятия в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка зима". Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Зимушка-зима Итоговое и занятие в подготовительной группе зима

Валентина Панкратова
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Зимушка-зима»

Цель : Систематизировать знания детей о зиме .

Задачи :

Формировать обобщённые представления о зиме, как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, о взаимосвязи явлений природы.

Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе в зимний период.

Развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.

Развивать умение отражать свои впечатления в разных видах деятельности.

Развивать способность строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы

Приобщать к русской национальной культуре

Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Итоговое мероприятие : Вернисаж «Зимняя сказка» (изготовление поделок, рисунков, коллажей) .

ПОНЕДЕЛЬНИК

Коммуникативная игра «Я пришел, здравствуйте!» Ц : формировать доброжелательные отношения, развивать связную речь, способствовать сплочению детского коллектива.

Просмотр презентации «Художники рисуют природу» Ц : показать детям красоту русской зимы, познакомить с творчеством И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Иванова, А. Мещерского и др.) замотивировать на деятельность.

Индивидуальная работа

С Максимом Б., Женей «Лепим из пластилина снежинку из жгутиков» (развитие мелкой моторики) .

ЗДРАВСТВУЙ, МИР! «Зимушка-зима » Ц.: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать учить самостоятельно находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни.

РИСОВАНИЕ «Снежинки-балеринки» Ц : Продолжать учить детей рисовать узорчатые снежинки, самостоятельно подбирать для своего рисунка материалы и инструменты. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать умение восхищаться красотой природы.

ФИЗКУЛЬТУРА (по плану физ . инструктора.

«Уроки добра» Ц : учить детей анализировать собственное поведение и поступки других.

Разгадывание загадок о зимних явлениях природы. Ц : учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, развивать память, мышление.

Дидактическая игра «Снежинки» Ц : знакомить детей с разнообразием форм снежинок и их условным обозначением.

Индивидуальная работа

С Ромой И. - выложить узор из крышечек по схеме (развитие образного мышления) .

Рассматривание ТА «Виды снежинок» , Лепка снежинок из соленого теста.

Изготовление папки передвижки «Подвижные игры зимой» .

Минутка безопасности «Как оказать первую помощь зимой»

Тренинг «Свеча» Ц : Расслабление, эмоционально положительный настрой, рассказ о своих чувствах, эмоциях.

Дидактическая игра «Целый год» Ц : закрепить последовательность времен года, месяцев, дней недели , частей суток.

Индивидуальная работа

С Димой Б. - Д/и «Далеко и близко, высоко и низко (развивать пространственную ориентацию) .

МАТЕМАТИКА «Цифра 9. Число 9» Ц : Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представление об определении времени по часам. Закрепить счет в пределах 9.

АППЛИКАЦИЯ Вырезание снежинок для театрализованной игры. Ц : Вызвать интерес к созданию снежинок для дальнейшего использования в игровой деятельности. Учить вырезать снежинки четко по выделенному контуру. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать умение работать дружно.

МУЗЫКАЛЬНАЯ. Д-ТЬ (по плану музыкального руководителя.)

Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев» Ц : донести до детей неразрывную взаимосвязь времен года.

Д/и «Что было бы, если.» Ц : решение нестандартных ситуаций, ОБЖ по развитие речи, мышление, воображение)

П/И «Два мороза» Ц : продолжать учить бегать в колонне, не мешая друг другу.

Индивидуальная работа

С Миланой Н., Женей М. – работа в рабочей тетради, доделать то, что не успели в ННОД.

Самостоятельная деятельность детей

Изготовление елочек, снежинок способом оригами, Игра-театрализация – 12 месяцев.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Привлечение родителей к пополнению РППС (атрибуты к режиссерским и сюжетно-ролевым играм) .

Беседа «Как звери в лесу зимуют » Ц : закрепить представления о разных способах приспособления животных к зимним условиям, воспитывать любовь к природе.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зиме. Ц : учить детей понимать смысл пословиц, уметь привести пример из жизни.

Индивидуальная работа

Аленой К., Миленой Г. (рассказывание чистоговорок со звуками «Б» и «П» ).

ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ «Звуки Б-П, Бь-Пь» Ц : совершенствовать умения дифференцировать согласные, осуществлять звуковой анализ слов, умение преобразовывать слова путем добавления и замены звуков и слогов. Развивать мышление, память, внимание. Воспитывать умение внимательно слушать.

ЛЕПКА коллективная «Волшебница Зима» Ц : совершенствовать технику рельефной лепки при создании зимней композиции, развивать композиционные умения и способность к восприятию и воплощению образа зимнего дерева. Воспитывать умение работать сообща, договариваться о работе.

ФИЗКУЛЬТУРА НА ВОЗДУХЕ (по плану физ . инструктора) .

ВАЛЕОЛОГИЯ «Осторожно! Зимние травмы» Ц : предупреждение детского травматизма.

Опыты с водой, крахмалом и мукой Ц : воспитывать аккуратность, умение пользоваться приборами и соблюдать правила безопасности.

Дидактическая игра «Минутка безопасности – мой безопасный путь домой» Ц : закрепить знания детей о ПДД, развивать внимание, умение вести себя на улице уверенно.

Индивидуальная работа

С Кирой, Ариной – учить прыгать через скакалку.

Самостоятельная деятельность детей

Дидактическая игра «Звучащая коробочка» (определение и сравнение на слух разных круп)

Разучивание стихотворения К Бальмонта «Снежинки» по мнемотаблицам.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Консультации родителей по интересующим их вопросам.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Ц : закрепление знаний о последовательности и смене времен года, их отличительных признаках, сезонных изменениях.

Коммуникативная игра «Это я, узнай меня!» Ц : снятие эмоционального напряжения, создание в группе эмоционально- положительного климата.

Малоподвижная игра «Обувной салат» Ц : умение на ощупь определять свою обувь.

Индивидуальная работа

С Аленой Б., Настей С. - учить отбивать мяч от пола

МАТЕМАТИКА ««Цифра 9. Число 9» Ц : Закрепить счет в пределах 9, знания о составе числа, взаимосвязи целого и частей.

КОНСТРУИРОВАНИЕ «Зимняя сказка» (плоскостное конструирование из счетных палочек) Ц : развивать мелкую моторику, воображение, умение выразить в рисунке задуманное, ориентировку на плоскости, чувство симметрии, развивать звуковую сторону речи и память.

ФИЗКУЛЬТ. Д-ТЬ (по плану физ . инструктора) .

С/р игра «Библиотека» Ц : продолжать учить брать на себя роли, следовать сюжету, играть дружно, использовать предметы-заместители.

Беседа «Почему мне нравится зима» Ц : Развитие монологической речи, умения строить красивый рассказ.

Индивидуальная работа

С Данилом К., Ромой Д/и «Веселая математика » (закрепить умение сравнивать числа в пределах 9) .

Самостоятельная деятельность детей

Экспериментальная деятельность в центре Ц : продолжать знакомиться со свойствами воды.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Дидактическая игра «Угадай, на что похожи узоры на окнах» Ц :,закрепление умений составлять рассказ с использованием прилагательных описательного характера, находить сходства и различия, развивать внимание, воображение, речь.

Подвижная игра «Иголочка, ниточка, узелок» Ц : учить бегать и ходить, меняя направление в колонне по одному, играть дружно.

Индивидуальная работа

С Пашей Б. Д/и «Найди отличия» . Ц развивать внимание, память, мышление.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» Ц : Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств, обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.

РИСОВАНИЕ «Сказки на стекле рисует нам мороз» Ц : учить детей рисовать декоративные растительные элементы, применяемые в кружевоплетении (волнистые линии, завитки, снежинки) . Побуждать придумывать узоры самостоятельно. Воспитывать эстетическое отношение к красоте природы.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (по плану музыкального руководителя.) .

Вернисаж «Зимняя сказка» Ц : Учить детей презентовать,представлять свою работу, повышение самооценки детей, сплочение детского коллектива.

Индивидуальная работа

Костя, Илья, Арина - экспериментирование с пластилином» (закрепить приемы лепки) .

Самостоятельная деятельность детей

«Веселые пальчики» - работа в прописях (закрепить навыки штриховки, обведение по контуру) .

Взаимодействие с семьями воспитанников

Оформление информации «Зимние травмы» .

ПРОГУЛКА

Погулка «Как стали одеваться люди»

Ц : продолжать формировать представления о сезонной одежде, уточнять названия частей одежды, название материала, из которого она сшита.

Художественное слово

Выучить русскую народную потешку :

Наша Маша маленька.

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Труд : помочь друг другу очистить одежду от снега.

Ц : Формировать заботливое отношение к сверстникам.

П/и «Мороз-красный нос» . Ц : развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

«Бабка ежка» Ц : Упражнять детей в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть дружно.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

на тему: «Пришла зима»

Программное содержание:

1. Познание

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.

2. Развитие речи

Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.

Обогащать активный словарь детей.

3. Художественное творчество

Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.

4. Социализация

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Методические приемы:

Игровой показ, сравнение, вопросы, обобщение.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы, аудиозапись пьесы «Декабрь. Святки» («Времена года» П. И. Чайковского, оборудование для рисования,

Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года так было?

Дети: Осенью.

Какая именно пора осени (Поздняя осень.)

А что сейчас изменилось в природе? (Ответы детей).

Какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Правильно. Молодцы! Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка».(Р. А. Кудашева) .

Вот зима пришла Серебристая,

Белым снегом замела Поле чистое.

Днём с детьми на коньках всё катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

В окнах пишет узор Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей ёлочкой.

Ребята, скажите, а зима – это хорошо или плохо? (Ответы детей). Давайте с вами постараемся разобраться: зима – это все-таки хорошо или зима – это плохо! (Словесная игра “Хорошо – плохо”) .

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я вам сейчас предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец. Но это будет не просто танец, а танец-игра, слушайте внимательно музыку, когда она начнет звучать все тише и тише, вы тоже должны будете медленно завершить свой танец. С окончанием музыки пусть каждый из вас покажет, в какой же фигуре застыла его снежинка- балеринка (проводится музыкальная игра “Снежинки- балеринки”) .

А сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Зимние слова»

Дети хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой.

(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице. (мороз)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (лыжи)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел. (сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим. (лед)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый. (Дед Мороз)

Молодцы! Все загадки отгадали.

Сегодня, рано утром, почтальон принес мне письмо в детский сад от Незнайки.

Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

- «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы .

Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.

Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта : хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

Зима – чудесное время года! » Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года! ». Ответы детей.

А давайте исполним песню о зиме и расскажем какая она на самом деле!

Песня «Зима»

Давайте с вами вспомним какие бывают зимой праздники?

Новый год) .

Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник.

К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов.

Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья. Новый год - праздник, который отмечают многие народы.

По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года.

После Нового года будет еще много праздников в январе и феврале, но о них мы поговорим позднее, а сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму художники. (Показ слайдов).

Рассматривание одной из картин.

Из чего нам понятно, что изображена зима?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Физминутка «Снеговик».

Раз рука, два рука

Лепим мы снеговика.

Вот какой он первый ком,

Вот такой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше.

Ну, а третий голова.

Шляпа будет из ведра,

Нос морковка, а глаза

Два веселых уголька.

Вот какой нарядный он,

Веселит всех малышей.

Рисование «Забавные снеговички»

Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего?

Сколько нужно снежных шаров для снеговика?

Какого размера эти шары и как расположены?

Что может служить снеговику головным убором?

А что дать ему в руки?

Какое выражение лица может быть у снеговика?

Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму.

Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь.

Итог занятия: Рассматривание готовых работ. Обсуждение.

О каком времени года мы говорили?

Кто нам написал письмо?

Что рисовали на занятии?

Молодцы! Все старались, отвечали, хорошо рисовали, поэтому Незнайка нам отправил подарок. Это угощение шоколадки. Дети благодарят Незнайку.

На этом занятие наше закончено.

Конспект итогового комплексного занятия в подготовительной к школе группе, тема: «Волшебница зима»

Программное содержание:

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пении песен; прививать чуткость к поэтическому слову.
Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки. Передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце. Создавать собственные танцевальные импровизации.

Обогащение и активизация словаря:

Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей; балет, балерина, лазурь.

Репродукции картин:

И.Вельц «Иней»; И.Грабарь «Февральская лазурь»; А.Саврасов «Зима».
Аудиозапись музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Зимние грезы», «На тройке»; А.Вивальди «Зима»; Свиридов «Метель» (вальс).
Видеозапись фрагмента из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Снежная буря».

Оборудование и материалы:

Музыкальный центр, компьютер, султанчики (белые и серебристые).

Предварительная работа:

Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме. Просмотр фрагментов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского в видеозаписи.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку, приветствуют гостей.

Воспитатель:

Ребята, скажите пожалуйста какое сейчас время года? (Зима). Да, но зима к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).

Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?
Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?

Ответы детей:

Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель:

Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

(Педагог предлагает детям сесть на коврик и поговорить, садится сама).

Воспитатель:

У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель:

Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зимние приметы».

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель:

Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …

Дети:

Значит, ясно будет днем.

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …

Дети:

Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения …

Дети:

Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно …

Дети:

Будет ясно и морозно.

Воспитатель:

А вы знаете пословицы о зиме?

Дети:

(по очереди)

Береги нос в большой мороз.
Сугроб да вьюга – два друга.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зима без снега – лето без хлеба.
Холодная зима – жаркое лето.
Зимою вьюга – летом ненастье.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Воспитатель разбирает вместе с детьми 1–2 пословицы.

Воспитатель:

Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. И вот сейчас посмотрим картины русских художников.

(Дети вместе с воспитателем подходят к картинам и рассматривают их под музыку П.И.Чайковского «Зимние грезы»).

Ребята, все эти картины вам уже знакомы. Назовите их и кто автор. (Ответы детей).
Скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья)
Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др.)
Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения) А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.

А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?
Какая она? (Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная и т.д.). Почему вы так решили? (Ответы детей).

А картина «Зима» Алексея Саврасова? На ваш взгляд какая она? (Спокойная, задумчивая, тихая и т.д.) Почему вы так решили? (Ответы детей). А «Февральская лазурь» Игоря Грабаря? Почему художник ее так назвал? (Ответы детей) Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ответы детей:

Хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т.д.)

Воспитатель:

Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.

(Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть).

Физкультминутка «Снег–снежок»

Снег–снежок,
Снег–снежок
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег–снежок,
Снег–снежок
Белая метелица.
Снег–снежок,
Снег–снежок
Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)

Снег–снежок,
Снег–снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)

Мы налепим снежков
Вместе поиграем
(«Лепят снежки»)

И друг в друга снежки
Весело бросаем
(«Бросают снежки»)

Но тепло во дворе
(Хлопают в ладоши)

Не замерзли ушки
(Потирают ладонями уши)

Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).

В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны).

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель:

Ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы, а также настроение можно передать в поэзии и музыке. Прослушайте фрагмент музыкального произведения («На тройке» П.И. Чайковский).

Как называется это произведение? Назовите композитора (Ответы детей). Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? (Ответы: падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей, звенят колокольчики.) Какая музыка по характеру? (просторная, широкая, как русская песня, торжественная, веселая, радостная).

Наша зима у художников,музыкантов, поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она звучит у А.С. Пушкина – холодная, спокойная и величественная. (Ребенок читает стихотворение «Вот север тучи нагоняя…») Зима веселая пора, все рады проказам Матушки – зимы, мороз румянит щеки, пощипывает нос. А снег легкий пушистый, очень скользкий, санки летят по нему так, что дух захватывает, весело зимой! (Дети читают стихотворения А. Блока «Внукам – шалунишкам…, И.Суриков «Вот моя деревня…»)

В стихах всегда передается настроение человека, и тот кто пишет о природе невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и ленивой, а вьюга выглядит настоящей злюкой. (ребенок читает стихотворение А.С. Пушкина «Вечор, ты помнишь…»)

А другой поэт, Сергей Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки: «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на лугу…»

И на эти стихи написана музыка. Послушайте песню «Пороша», композитор Г. Струве (Ребенок исполняет песню).

А композитор З. Рот написал музыку к стихотворению С. Есенина «Береза» (Дуэт исполняет песню).

Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают настроение: художники – в красках, музыканты в звуках, поэты – в словах. Но есть еще один вид искусства, в котором настроение, образы, передаются движениями, в танце. Этот вид искусства называется балет. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из балета «Щелкунчик» П,И. Чайковского, который называется «Снежная буря», где балерины изображают снег, а вместе с ними танцует Волшебница – Зима. (Просмотр фрагмента).

Вам понравилось? Вы обратили внимание: балерины, старались выразить в танце нежный, волшебный характер музыки. Они танцевали грациозно, мягко, очень пластично и изящно. Мы с вами посмотрели, как в балете балерины передают в движении танца образ снега. А теперь я вам предлагаю создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снег.

(Детям раздают султанчики и «дождик», дети исполняют импровизацию под музыку Свиридова «Метель. Вальс». По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты. Воспитатель хвалит их, восторгается. Входит Волшебница–Зима).

Волшебница–Зима:

Здравствуй, весь народ честной!

Дети:

Здравствуйте!

Волшебница–Зима:

День сегодня непростой
Я пришла проститься с вами!
Над полями, над лесами
Долго я была хозяйкой.
Теплой белою фуфайкой
Землю – мать укрыть старалась
Вся природа окуналась
В белоснежный мой наряд
Все три месяца подряд.
Не боялись меня дети,
Не пугал их снег и ветер:
На коньках, на лыжах, санках
В шубах, варежках и шапках
На морозе веселились,
А домой не торопились!
Как могла я вам служила,
Праздник дивный подарила.
С разноцветными огнями,
С елкой, конфетти, шарами.
Время быстро пролетело
Я заметить не успела,
Что закончен мой черед
Вслед за мной Весна идет!

Воспитатель:

Зимушка–Зима, хотя твоя пора заканчивается, но мы рады тебя видеть.
Поиграй с нами, повеселись на прощанье. (Проводится игра–хоровод «Зимушка–зима» - 2 раза, Зима хвалит детей).

Воспитатель:

Волшебница–Зима, наши дети знают замечательную песню о зиме, они тебе сейчас ее споют. (Дети поют песню «Русская зима»).

Волшебница–Зима:

Мне очень понравилась ваша песня, но мне к сожалению пора уходить.
А на память о себе я хочу оставить подарки, смотрите балет, слушайте музыку и вспоминайте обо мне. До свидания! (Уходит).

Воспитатель:

Вот и попрощались с зимой, но скоро придет весна, а у весны есть свои звуки и краски, которые также как зима вдохновляют композиторов, поэтов, художников и с их произведениями мы с вами тоже будем знакомиться.

Конспект зимнего развлечения в подготовительной группе.

Тема занятия: Зимушка-зима
Цель: Обобщить и расширить знания детей о зиме
Задачи: учить свободно общаться, умение давать развернутые ответы в виде простых и сложных предложений
2. расширить и обогатить знания детей о зиме, расширить словарный запас
3. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому
Оборудование: игрушка- щенок, ёлочки, карточки – зима, мнемотаблицы, аудиозапись, муляжи (фрукты и овощи)

Ход занятия.
1. Приветствие. Ребятки, встанем дружно встанем в круг: встали все ребята в круг, ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Посмотрите друг на друга и подарите улыбки.
2. Введение. Ребята, когда я сегодня шла на работу и подходила уже к садику, на дорожке увидела щенка. Оказалось, что его зовут Тобик и он заблудился. Он первый раз вышел на улицу и всему очень удивляется. Щенок спросил меня «А почему на улице так холодно?». Ребята, как вы думаете, что я сказала Тобику? Да, я ответила, что на улице зима. Он удивился: «А что такое зима?». Тогда я ему предложила пойти со мной в гости к вам. Ребята, вы поможете Тобику разобраться, что такое зима?
1.Какая зима? 2. Перечислите зимние месяцы. 3. За что вы любите зиму?
Работа с карточками 4. Что надо делать чтобы не замёрзнуть зимой?
Поиграем ребята в лото о зиме? да!
2. Стих о зиме. Тобику Варя расскажет стихотворение о зиме, давайте послушаем её.
3. Пословицы о зиме. — Может вы ещё о зиме и пословицы знаете?
Много снега — много хлеба
Снег холодный, а от стужи укрывает
Солнце блестит, а мороз трещит


4. Прогулка в зимний лес. Ребятки, я предлагаю вам совершить прогулку в зимний лес, полный сказок и чудес, чтобы Тобик лучше понял, что такое зима, его мы тоже возьмём с собой. А как же мы попадём в лес? (Ответы детей) Я предлагаю поехать на машине, но чтобы машина завелась, мы должны выполнить задание «Назови ласково»
5. Игра « Назови ласково» Зима- , снег-, ветер- , сосулька-, лёд-, горка-, санки-, снежинка-, мороз- морозец. (Молодцы) По пути сосчитайте, сколько ёлочек в лесу?
(«Бибика» припев)
Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько ёлочек в нашем лесу, что можно сказать про них?
Давайте подойдём к первой ёлочке, посмотрим, что там?
6.Эксперимент со снегом. Да это снег. Возьмите снег на руки, он какой, расскажите про снег (холодный, непрозрачный, белый, тает, превращается в воду. Почему тает? (ладошка тёплая) Что можно слепить из снега?
Вывод: Кому нужен снег и почему?
7. Мнемотаблицы.Пойдёмте, ребята, дальше, тут какие-то схемы, попробуем по этим схемам Тобику рассказать о зиме. (составление рассказа о зиме по мнемотаблице)
Ребятки, вот и подходит к концу наша прогулка. Вам понравилась наша прогулка?
8. Угощение для лесных жителей. Ребята, скоро Новый год, давайте лесным жителям мы устроим праздник, оставим под ёлочку разные угощенья, пусть они тоже радуются, каждый выбирает фрукт или овощ и рассказать, почему вы выбрали именно это угощение.
Молодцы, сколько разных угощений мы оставили в лесу нашим лесным друзьям, они будут очень рады, ведь зимой им тяжело находить корм.
9. Рефлексия.
А теперь, ребята, с лесом нам пора расстаться
В детский сад всем возвращаться
Все мы едем в детский сад. (Под музыку «Бибика» возвращаются в свою группу)
Ребята, вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Как вы думаете, понял ли Тобик, что такое зима?
-Да, Тобику, очень понравилось у вас, он стал весёлым, и теперь о зиме он расскажет и своим друзьям.

Номинация: конспект занятия на тему зима в подготовительной группе (6-7 лет).

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «СЕМИЦВЕТИК»
Месторасположение: Удмуртская республика п. Кез

Вид проекта :

познавательно-исследовательский, творческо-информационный,

социальный.

Сроки реализации:

Средней продолжительности: декабрь-январь.

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.,

Проектная идея:

Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.

Актуальность проекта :

Тема проекта способствует формированию у дошкольников целостного представления о зиме; общению ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи проекта:

  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода - состояние воды, снега; время года - состояние растений), анализировать, делать выводы.
  • Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
  • Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
    • Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
    • Научить детей правильно их подкармливать.
  • Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
  • Развивать коммуникативные навыки, память, внимание
  • Ожидаемый результат:
    • По окончанию проекта дети смогут:
    • Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
    • Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
    • Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.

Формы реализации проекта:

  • Занятия.
  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Досуговая деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный:

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Разработка мероприятий.

II этап - основной (практический):

  • Фенологические наблюдения .
  • Занятия.
  • Тема: «Зимующие птицы»
  • Дидактические игры:
  • «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
  • «Кто что делает зимой»
  • «Найди по следу»
  • «Найди такую же снежинку»
  • «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
  • «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
  • Беседы.
  • «Почему мне нравится зима».
  • «Как звери в лесу зимуют».
  • «Как зимуют домашние животные»
  • «Как человек помогает зимой животным в лесу».
  • «Почему скрипит снег?»
  • «Помоги птицам».
  • «Зачем зимой снег»
  • «Осторожно! Зимние травмы»
  • «Как заботиться о здоровье зимой».
  • «Откуда идёт снег»

Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».

  • Опыты и эксперименты.
  • Целевые прогулки по территории детского сада.
  • В зимний сквер.
  • Чтение художественной литературы:
  • Н. Сладков «Суд над декабрём»
  • В. Одоевский «Мороз Иванович» (просмотр сказки)
  • С. Иванов «Каким бывает снег»
  • Е. Трутнева «Первый снег»
  • К. Бальмонт «Снежинка»
  • Г.Снегирёв «Про птиц»
  • Н Сладков «Еловая каша»
  • В.Зотов «Клёст», «О птицах»
  • В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
  • С.Маршак «Двенадцать месяцев» (просмотр сказки)
  • Бр.Гримм «Госпожа Метелица» (просмотр сказки)
  • Загадки о зимних явлениях в природе
  • Пословицы и поговорки о зиме.
  • Творческая мастерская.
  • Вырезывание снежинок.
  • Оформление макета «Зима»
  • Лепка снежинки.
  • Вернисаж: «Зимушка-зима»
  • Рисование: «Деревья в инее».
  • Рисование: « Зимняя ночь»
  • Рисование «Снежинки-балеринки»
  • Изготовление цветных льдинок.

Работа с родителями:

Изготовление кормушек для птиц.

Оформление папки-передвижки « Прогулки зимой».

Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы»

Труд на участке.

  • Заготовка корма для птиц
  • Подкармливание птиц.
  • «Окучивание» снегом деревьев.
  • Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
  • С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
  • Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
  • На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.
  • Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек
  • Постройка из снега
  • Лепка различных форм из снега.
  • Физкультурные досуги:
  • Зимний спортивный праздник.
  • «Физкультурный досуг зимой»

Третий этап заключительный:

  • Обработка результатов по реализации проекта.
    • конкурс кормушек "Супер столовая для птиц" .
    • Организация птичьей столовой» «Лакомка» на территории детского сада.
    • Акция «Птицы - наши соседи на земле»: раздача листовки с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем районе.
    • Выставка рисунков «Зимушка-зима».