8 кл неполные предложения. Неполные предложения. Урок: Неполные предложения

Разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме: "Неполные предложения". Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода к обучению. Имеется презентация, в которой представлен материал по теме в виде таблице, а также задания для активизации деятельности обучающихся на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

полные неполные Двусостав ные Трамвай идет? Кто написал комедию «Ревизор»? Идет! Гоголь Односостав ные Определённо- логичные Кого ждешь? Учителя Неопределен - но-личные О чём сообщили по радио? О погоде на завтра Безличные Надо идти на стадион. А мне сегодня не хочется Назывные Густой, непроходимый лес Вот хвойный. Вот лиственный

Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения. В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г.. нцов с пальмовой веткой для изв.. щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире. Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Предварительный просмотр:

Тема. Неполные предложения, их роль в языке. Тире в неполных предложениях.

Цели: ознакомить с неполными предложениями, употреблением в них тире; развивать умение правильно и уместно использовать в речи неполные конструкции.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

Что такое грамматическая основа предложения?

Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

Расскажите об односоставных предложениях с главным членом в форме сказуемого.

Расскажите об односоставных предложениях с главным членом в форме подлежащего.

III. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь (читает сказку ). Знайкин нашёл предложение: Петя прибежал первым, Вася прибежал вторым, а Коля прибежал третьим.

Нужно исправлять,- поморщился Знайкин,- очень скучно трижды повторять прибежал. Убираем это слово из второго и третьего простых предложений, а на его место ставим тире, чтобы все знали о пропуске и считали эти предложения неполными.

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

(Учащимся предлагается записывать в тетрадях план излагаемого учителем теоретического материала.)

По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения:

Я читаю интересную книгу.

Сказуемое согласуется с подлежащим и управляет дополнением, определение интересную согласуется с дополнением книгу . В результате образуется непрерывная цепочка связей между словами. В неполных предложениях цепочка связей разрушается:

Какую книгу ты читаешь?

Интересную.

Ответ на вопрос является неполным предложением, так как в нём есть не все звенья цепочки слов, хотя ответ понятен из контекста (языкового окружения). Определение интересную требует звена книгу , слово книгу требует управляющего глагола, а глагол своим личным окончанием подсказывает звено я .

Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.

Неполные предложения часто встречаются в диалоге:

Смотрите, смотрите: летит! - закричал вдруг Павлик.

Где летит? Кто?

Да Уточкин же!

Петя совсем забыл, что именно на сегодня был назначен так долго ожидаемый перелёт Уточкина из Одессы в Дофиновку (В. Катаев).

На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:

А что же слон? Он пришел?

Пришел ,- отвечает мама...

А он смешной?

Немножко (А. Куприн).

Каждая реплика прибавляет новое к теме диалога.

Неполными могут быть и односоставные предложения . Например:

В каком классе учишься?

В восьмом.

Неполные предложения часто входят в состав сложных предложений:

Землю солнце красит, а человека - труд.

К неполным относятся также предложения, в которых отсутствует сказуемое - звено, подчиняющее второстепенные члены (дополнениями обстоятельства):

Сила наша - в единстве, доблесть - в беспредельном патриотизме, в горячей любви к Родине (А. Серафимович).

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире, например:

Татьяна - в лес, медведь за нею (А. Пушкин). По полям бегут ручьи, на дорогах - лужи (С. Маршак).

2. Работа по таблице из презентации (Слайд 1)

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

Задание 1 (слайд 2)

Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Объясните употребление тире.

Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Задание 2 (Слайд 3)

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

Какие бывают предложения по строению и значению?

Какие предложения называются неполными?

Где чаще всего употребляются неполные предложения?

Когда в неполном предложении ставится тире?

VII. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал об односоставных и неполных

РУССКИЙ ЯЗЫК Тема теста «Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)

    Найдите определённо-личное предложение .
А. С утра меня лихорадило. Б. Жду от тебя посылки. (Чехов А.) В. Ведут ко мне коня. (Пушкин А.) Г. Из берёзовой коры плетут корзины. 2. Найдите неопределённо-личное предложение. А. У грызунов нет клыков. Б. К кому-то принесли от мастера ларец. (Крылов И.) В. Уже совсем рассвело. (Толстой Л.) Г. Не скучайте. 3 . Найдите безличное предложение. А. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (Лесков Н.) Б. К утру вьюга успокоится. В. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс… (Пушкин А.) Г. Уходим завтра в поход. 4. Найдите назывное предложение. А. Волной разбило лодку. Б. Цыплят по осени считают. (Пословица) В. Целая цепь крутых уступов… (Тургенев И.) Г. Ну, солдат, пойдём со мной. (Твардовский А.) 5. Найдите обобщённо - личное предложение. А. Темнеет уже в долине. Б. Мне не к кому было обратиться за советом. В. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Г. Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал. 6. Найдите среди данных предложений односоставное. А. Я вне себя. Б. Дед с бабушкой шли впереди. (Горький М.) В. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет А.) Г. Поездку домой ожидали все. 7. Определите тип предложения Про батарею Тушина было забыто. (Толстой Л.Н.) А. Двусоставное В. Односоставное определённо-личное Г. Односоставное безличное 8. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными . А. Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. Отошли ночью. (Паустовский К.) Б. Тарантас толкнуло. Лаврецкий выпрямился. (Тургенев И.) В. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз… (Тургенев И.) Г. Глаза слипаются. Голову клонит вниз. (Чехов А.) 9. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным .

А. Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)

Б. Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Тютчев Ф.) В. Душно было в сакле. Я вышел на воздух освежиться. Г. Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (Суриков И.) 10. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?

А. Придёшь завтра ко мне?

Б . В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (Толстой А.)

В. Бодро идёшь домой. (Бунин И.)

Г. Пой, моя хорошая! (Жаров А.)

11. Укажите верную характеристику предложения Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла. (Дорош Е.)

А. Односоставное безличное Б. Односоставное неопределённо-личное В. Двусоставное Г. Односоставное определённо-личное 12. Найдите пример, в котором есть неполное предложение. А. Крепко пахло смородиной. Б. За окнами мороз. В. Как же снять? Г. Алёша смотрел на них, а они – на него. 13. Найдите назывное предложение. А. Воздух горячий. Б. Чуть-чуть сыровато. В. Темный лес. Г. Утро ясное и морозное.

14. Какая схема соответствует предложению Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в небольшой деревушке ?

А. Двусоставное, и двусоставное Б. Двусоставное, и односоставное безличное В. Двусоставное, и односоставное неопределённо-личное Г. Двусоставное, и односоставное определённо-личное 15. Какое из данных утверждений является верным? Неопределённо-личное предложение - это предложение… А. Со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица; Б. Со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн. ч. настоящего или будущего времени или в форме мн. ч. прошедшего времени; В. Со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица; Г. Со сказуемым, которое не допускает наличие подлежащего.

Ключи к тесту

1. Б 2. Б 3. А 4. В 5. В 6. В 7. Г 8. В 9. А 10. Б 11. Б 12. Г 13. В 14. В 15. Б

Юнусова Роза Ферахетдиновна , учитель русского языка и литературы МОУ Ишеевский многопрофильный общеобразовательный лицей имени Н.К. Джорджадзе,

Неполные предложения

Слайд 2

Какие, по вашему мнению, предложения называют полными?

А какие – неполными?

Почему их называют неполными? Чего в них не хватает?

Неполные и односоставные – это одно и то же или разное?

Чем неполные предложения отличаются от односоставных?

Приведите пример неполного предложения.

Как вы думаете, где мы часто встречаем неполные предложения?

Отличаются ли неполные предложения от полных пунктуационно?

Эвристическая беседа

Слайд 3

Игра «Четвертое лишнее».

Найдите лишнее слово и обоснуйте свое решение.

к..снуться, к..сание, прик.. .саться, к..сательная;

2)р..стение, р..стительность, р..стительный,

р..сток;3) забл. ..стеть, отп..реть, расст..лать, выт..реть.

Слайд 4

1) В пейзаже «Над вечным покоем» Левитан написал спокойную гладь реки, а вдали – низкие берега. В бесконечных просторах затерялась маленькая церквушка, рядом с ней – бедное деревенское кладбище. А над всем этим – тяжелые свинцовые тучи.

Прочитайте предложения.

Найдите неполные предложения.

Восстановите пропущенные в неполных предложениях члены, сопоставляя полные и неполные предложения.

И.Левитан. Над вечным покоем.

Слайд 5

Прочитайте предложения.Найдите неполные предложения. Восстановите пропущенные в неполных предложениях члены,сопоставляя полные и неполные предложения.1)Река узнается в плавании, человек – в беде.2)Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые. 3)Мир освещается солнцем, а человек – знанием. 4)Набирайся ума в учении, храбрости – в сражении.5) Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг - в нужде.

Слайд 6

Найдите неполные предложения.3)Стародум. О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.Госпожа Простакова. Всем наукам, батюшка.Простаков. Всему, мой отец.Митрофан. Всему, чему изволишь.

Слайд 7

Минутка смеха

Как ты думаешь, кто в нашем классе лучше всех знает немецкий язык? - По- моему, наша учительница.

Основные задачи урока:


«8 класс Урок №41-42 Неполные предложения»

8 класс

Урок №41-42.

Полные и неполные предложения. Особенности строения неполных предложений. Эллипсис.

Цель:

дать представление о неполных предложениях.

Задачи:

    формировать умения различать полные и неполные предложения, неполные и односоставные предложения; умение синонимической замены неполных предложений полными.

    развивать организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные навыки, творческое и образное мышление;

    создать условия для развития личности и её самореализации.

Ожидаемые результаты:

различают односоставные и неполные двусоставные предложения, правильно ставят знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные; определяют роль неполных предложений в тексте художественного произведения и в разговорной речи.

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Оборудование:

раздаточный материал для работы в паре и группе, учебник, справочный материал, стикеры для ФО

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Организационный момент

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Приветствуют учителя.

Определяют группы, пары для работы на уроке.

    Актуализация знаний по теме «Односоставные предложения»

Начнём с интеллектуальной разминки.

    Посмотрите и назовите «третье лишнее».

    Звонят. Откройте. Пригласите.

    Мечтаю, стараюсь, проходили.

    Ночь. Улица. Дождит.

    Заполните карточку, определив вид односоставного предложения.

Двусоставное

Назывное

    Умей правильно оценить себя.

    Тебя похвалили.

    Морозный день.

    Ночью выпал небольшой мороз.

    Друзья познаются в беде.

Работа в паре.

Вспоминают виды односоставного предложения, аргументируют выбор «третьего лишнего»,

Заполняют карточку по вариантам:

1 вариант -1-5 предложения

2 вариант – 6-10 предложения

Самопроверка – при соединении точек (начиная от 1 столбика к 5) должны получиться симметричные кривые

    Мотивация учебной деятельности

Знайкин нашёл предложение: Петя прибежал первым, Вася прибежал вторым, а Коля прибежал третьим.

Нужно исправлять,- поморщился Знайкин,- очень скучно трижды повторять прибежал. Убираем это слово из второго и третьего простых предложений, а на его место ставим тире, чтобы все знали о пропуске и считали эти предложения неполными.

Назовите ключевое слово в данной сказке.

Сформулируйте тему урока, определите основные знания и умения.

Называют ключевое слово в прослушанном рассказе, формулируют тему урока, определяют основные знания и умения, которые должны продемонстрировать в данной теме.

    Изучение нового материала

Составление опорного конспекта.

Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера?

У Лариных.

3. Что называется контекстом?

Он уехал? – Да, вчера.

Кто пришёл? – Иван Петрович.

–Костя, будешь возвращаться из школы, купи хлеба.

–Куплю, бабушка.

Мы записали несколько примеров неполных предложений, но я думаю, что вы сможете определить, где и когда используются неполные предложения.

*Работа с учебником. Стр. 183. Материал для наблюдения §34.

Попробуйте восстановить эти неполные предложения. (Чтение по ролям) Что изменилось? Оправдано ли употребление неполных предложений в диалоге?

6. Значение неполных предложений в устной речи.

7. Значение неполных предложений в художественных произведениях. Анализ пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» (действие 4, явление XIII )

В односоставном предложении, где главный член выражен глаголом, подлежащего нет и быть не должно. Мы мысленно подставляем личное местоимение. В назывных предложениях могут быть только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т.е. определения. Если второстепенный член предложения относится к группе сказуемого, значит, это Н.П. двусоставное предложение.

Неполные

Двусоставные

Трамвай идет?

Кто написал комедию «Ревизор»?

Односоставные

Определённо - личные

Кого ждешь?

Неопределенно-личные

О чём сообщили по радио?

О погоде на завтра

Безличные

Надо идти на стадион

А мне сегодня не хочется

Назывные

Густой, непроходимый лес

Вот хвойный.

Вот лиственный

11. Эллипсис – фигура речи.

Составляют опорный конспект по предложенной таблице (групповая работа )

Ресурсы: учебник §34, справочный материал

1. Полным называется предложение, в котором присутствуют все необходимые для понимания его смысла главные и второстепенные члены.

2. Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный), но он легко восстанавливается из контекста.

3. Законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи (текста), дающий возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова.

4. Да, он уехал вчера.

Подлежащее и сказуемое

(двусоставное)

Пришёл Иван Петрович.

Сказуемое (двусоставное)

Куплю хлеба (односоставное) Опущен обязательный второстепенный член.

5. Да, действительно, неполные предложения характерны для диалога. А как вы думаете, почему?

6. Н.П. делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего.

7. Какими станут реплики действующих лиц, если заменить Н.П. полными? Уместна ли такая замена в разговоре?

Н.П. придают разговорной речи краткость, живость, непосредственность.

8. Какими станут пословицы, если заменить Н.П. полными? Оправдано ли это?

Н.П. помогают в сжатой форме выразить мысль, избежать неоправданного повтора слов.

9. Ночь. Полное безмолвие. За полярным кругом сейчас ночь. Во льдах полное безмолвие.

10. Если пропущен глагол – ставится тире.

Красна птица перьями, а человек – уменьями.

Н.П. могут входить в состав сложного предложения.

Петя сказал, что заболел.

11. Эллипсис в лингвистике и риторике - намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла или для усиления эффекта. Например: Мы сёла - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги (Жуковский). Вместо хлеба - камень, вместо поучения. - колотушка (Салтыков-Щедрин). Офицер - из пистолета. Теркин - в мягкое штыком (Твардовский).

При проверке дописывают опорный конспект (фломастер, маркер другой цветовой гаммы )

ФО: «Светофор»

    зеленый – отлично

    желтый – хорошо

    красный - удовлетворительно

Закрепление изученного материала

1.

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

    Объясните употребление тире.

Задание 5*.

а) 1, 2; б) 5, 6; в) 3, 7; г) 4, 8

Выполняют практическую работу в группах

Взаимопроверка - прием «Посол».

ФО: «Светофор»

    зеленый – отлично

    желтый – хорошо

    красный - удовлетворительно

    Контроль знаний

Найдите неполные предложения.

1. Сначала я положил в сумку книги, потом – тетради.

2. Все решили задачу, а я не решил.

5. Как Вы себя чувствуете? – Неплохо.

6. Не место красит человека, а человек – место.

8. Мне сегодня на курсы.

10. Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты.

Учащиеся в карточке подчеркивают неполные предложения.

Самопроверка.

Критерии оценки:

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - более 4 ошибок

Домашнее задание

§34, упражнение №352

Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения.

Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Задание 1.

Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Не место красит человека, а человек место. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Дерево дорого плодами, а человек делами.

Задание 2.

Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Задание 3.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Задание 4.

    Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.

    Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

    Объясните употребление тире.

    Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав…, ветки дуба о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Задание 1.

Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Не место красит человека, а человек место. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Дерево дорого плодами, а человек делами.

Задание 2.

Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Задание 3.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Задание 4.

    Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.

    Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

    Объясните употребление тире.

    Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав…, ветки дуба о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Задание 5*.

Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).

КОНТРОЛЬ

Какие предложения называются неполными?

Найдите неполные предложения.

3. К следующему уроку вы должны решить две задачи.

4. Снег на дороге расчистили быстро.

7. Вода в реке быстро прибывала.

8. Мне сегодня на курсы.

9. Ночью снова над головами пищали комары.

Задание 5*.

Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).

КОНТРОЛЬ

Какие предложения называются неполными?

Найдите неполные предложения.

1. Сначала я положил в сумку книги, потом – тетради.

2. Все решили задачу, а я не решил.

3. К следующему уроку вы должны решить две задачи.

4. Снег на дороге расчистили быстро.

5. Как Вы себя чувствуете? – Неплохо.

6. Не место красит человека, а человек – место.

7. Вода в реке быстро прибывала.

8. Мне сегодня на курсы.

9. Ночью снова над головами пищали комары.

10. Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты.

Просмотр содержимого документа
«РМ - карточка»

Назывное

Назывное

Назывное

Назывное

    Умей правильно оценить себя.

    Тебя похвалили.

    Морозный день.

    Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

    Ночью выпал небольшой мороз.

    Стою и любуюсь северным сиянием.

    Пете разрешали гулять возле дома.

    Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

    Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

    Друзья познаются в беде.

    Умей правильно оценить себя.

    Тебя похвалили.

    Морозный день.

    Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

    Ночью выпал небольшой мороз.

    Стою и любуюсь северным сиянием.

    Пете разрешали гулять возле дома.

    Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

    Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

    Друзья познаются в беде.

    Умей правильно оценить себя.

    Тебя похвалили.

    Морозный день.

    Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

    Ночью выпал небольшой мороз.

    Стою и любуюсь северным сиянием.

    Пете разрешали гулять возле дома.

    Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

    Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

    Друзья познаются в беде.

      Умей правильно оценить себя.

      Тебя похвалили.

      Морозный день.

      Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

      Ночью выпал небольшой мороз.

      Стою и любуюсь северным сиянием.

      Пете разрешали гулять возле дома.

      Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

      Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

      Друзья познаются в беде.

Просмотр содержимого документа
«РМ - опорный конспект»

Опорный конспект по теме «Неполные предложения», 8 класс

1. Какое предложение называется полным?

2. Какое предложение называется неполным?

3. Что называется контекстом?

4. Какие члены предложения опущены?

Он уехал? – Да, вчера.

Кто пришёл? – Иван Петрович.

– Костя, будешь возвращаться из школы, купи хлеба.

– Куплю, бабушка.

5. Сфера употребления неполных предложений.

6. Значение неполных предложений в устной речи

7. Значение неполных предложений в художественных произведениях.

8. Значение неполных предложений в пословицах.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

9. Отличие неполных предложений от односоставных.

10. Постановка знаков препинания.