Древний египет - цивилизация долины нила. Возникновение ранних государств в долине Нила (2-я пол. IV тыс. до н. э.) - История Древнего Востока Образование единого государства в долине нила факты

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Природа Древнего Египта На северо-востоке Африки протекает с юга на север полноводная река Нил. На ее берегах располагалось древнейшее государство мира – Древний Египет. В южной части Нила, в Верхнем Египте, климат жаркий и сухой. В Нижнем Египте – дожди и влажность. Верхний и Нижний Египет тесно связаны между собой. Ежегодно с середины июля Нил разливался на четыре месяца. После схода воды образовывался мягкий пористый ил, который и был плодородной почвой. Жители Нила называли свою страну «Кемет», что означало «черноземная».

3 слайд

Описание слайда:

Природа Древнего Египта В долине Нила большое хозяйственное значение имели папирус и акация. Папирус – многолетнее водное растение, из его волокон плели веревки, циновки, корзины. Молодые побеги ели сырыми, а нижнюю часть жарили. В Ниле процветало рыболовство, из крупных животных обитали крокодилы и бегемоты. Река была средством передвижения. По ней везли грузы, отправлялись в другие местности. На границе с пустыней жили хищники: львы, гиены, гепарды. Из травоядных – буйволы. Было много ядовитых змей. Древний Египет был богат строительным материалом: песчаником, розовым гранитом, известняком. Добывали здесь медь, золото.

4 слайд

Описание слайда:

Образование государства Много сил тратили египтяне на то, чтобы прорыть водоотводные каналы, через которые уходила в Нил оставшаяся после посева вода. Так появилась ирригация – система орошения. Люди, живущие на определенной территории, назывались номами. К моменту образования Египетского государства таких номов насчитывалось около сорока. Появились два государства Северный и Южный Египет. В результаты борьбы в 3000 году до н.э. царь Мина (Менес) покорил Северный Египет и объединил всю страну, построив столицу – город Мемфис.

5 слайд

Описание слайда:

Религиозные верования в Древнем Египте Ученые насчитывают около 2 000 богов, в которых верили древние египтяне. В каждом городе был свой божественный покровитель. Следует выделить бога Ра – сына Солнца. Египтяне считали, что от Ра зависит восход солнца. Для Ра возводилось множество храмов. В числе почитаемых богов был Осирис, сын богини неба Нут и бога земли Геба. У Осириса был брат Сет и жена Исида. Сет завидовал брату и убил его, Исида узнала о смерти мужа, но не могла его воскресить, пока не произошло отомщение Сету. Сын Осириса Гор сражается с Сетом и убивает его. Осирис воскресает, передает трон сыну, а сам уходит в подземное царство вечности.

6 слайд

Описание слайда:

Почитание животных В Древнем Египте было распространено поклонение животным. В каждой местности священное животное было свое. Если человек по незнанию убивал такое животное – платил штраф. Если умышленно – подлежал казни. Когда животное умирало, его торжественно хоронили. Археологи нашли множество таких захоронений. Повсеместно был распространен культ почитания кошки. Кошка истребляла грызунов, спала урожай. Делались статуэтки и фигурки в виде кошки. Смерть кошки считалась огромным горем. Среди диких животных поклонялись крокодилу. Ему приписывали способность повелевать разливами Нила.

7 слайд

Описание слайда:

Правитель Древнего Египта Древнего царя Египта называли фараоном. Внешне фараон отличался от остальных людей. Основной его одеждой была набедренная повязка, но на голове двойная корона, которая показывала, что фараон – правитель Верхнего и Нижнего Египта. Фараона считали божеством, прислуживал ему культ жрецов. Они совершали на заре ритуал одевания фараона, считая, что первые лучи солнца дают фараону силу. После утренних дел фараон производил жертвоприношения, читал послания, писал на них ответы. Фараону подчинялись все жители, его считали верховным божеством и покровителем всего живого. Важной обязанностью фараона было почитание богов обрядами.

8 слайд

Описание слайда:

Пирамиды Древнего Египта Древние египтяне стремились сохранить память об усопших царях, считая, что фараон после смерти продолжает защищать свое царство. Поэтому последнее пристанище фараона должно было быть прочным и памятным. Во времена Древнего царства стали возводить усыпальницы – пирамиды. Первым, кто построил для себя ступенчатую пирамиду, был фараон Джосер.

9 слайд

Описание слайда:

Пирамиды Древнего Египта На территории современного Каира, на границе Ливийской пустыни на протяжении 70 км разбросаны более 80 пирамид. Из них наиболее известны три: пирамида Микерина, пирамида Хефрена и пирамида Хеопса, которая считается одним из 7 чудес света. До сих пор ученые пытаются понять, каким образом египтянам удавалось поднимать такие тяжелые глыбы камней и укладывать их в стык без зазора.

10 слайд

Описание слайда:

Повседневная жизнь Древнего Егпита Дома в Древнем Египте защищали от солнца и холода. Строились такие дома из непрочного материала. Внешне египетские дома были непривлекательны, имели маленькие окошки, а те стороны дома, что были обращены внутрь, окон не имели. Простые египтяне жили в глинобитных хижинах из папируса. Мебели в домах было немного. Обязательным был столик для туалетных принадлежностей женщины. В общей комнате находились стулья, табуретки, столов было немного. Но это все было у богатых жителей. Бедные египтяне ели сидя на циновках, спали на матрасах. Наличие глиняной посуды свидетельствовало о достатке семьи.

Организационная карта урока

Предмет: История Древнего Мира 5 класс

Тема урока: § 5 Образование государства в Долине Нила

Цель урока:

образовательные:

1 . Рассмотреть природные условия Древнего Египта, основные занятия населения

2. Проследить процесс становления государства в Древнем Египте;

Развивающие:

  1. Развивать умения работать с исторической картой, составлять рассказ, делать выводы;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к развитию и традициям древнего народа.

Оборудование: учебник История Древнего мира 5 класс / Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванин - М. изд. «Вентана- Граф» 2015г.; презентация «Образование государства в долине Нила», карты в учебнике.

Даты: 3100 г. до н.э.- образование единого Египетского государств а

Основные понятия: Порог, дельта, ирригации, номы,

Формы контроля: у стный опрос, работа с иллюстрациями, картой, текстом учебника.

Тип урока: Урок введения нового материала

Проблема урока: Почему Египет считается даром Нила

Вывод: Нил давал все необходимое для жизни. В хозяйстве – воду и плодородный ил , в общественном устройстве – порядок, каждый делал свое дело, в управлении – объединение племен в один народ, в одну страну, в культуре – папирус

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Учитель: приветствует учащихся, настраивает на урок

Учащиеся : приветствуют учителя, настраиваются на урок.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

- Мы закончили с вами изучать первый период в истории человечества.

Как он назывался?

Ученик:

Первобытный мир

Учитель:

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитаем как он называется. с. 26.

Ученик:

Древний Восток

Учитель:

Что называется Древним Востоком?

Ученик:

Древний Восток – это пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.

Учитель:

Более 5 тыс. лет назад в Африке, Азии, появляются первые государства.

По карте можно понять, что первые государства появляются вблизи крупных рек: Нил (Африка), Тигр и Ефрат (Западная Азия), Инд (юг Азии), Хуанхэ (Восточная Азия)

Районы древних государств - огромная территория от Египта до Китая

Почему именно в этих районах появляются первые государства.

Ученик:

- Здесь теплый климат.

Учитель:

Сегодня мы начнем знакомство с первой древней цивилизацией.

Включаем ролик, определяем тему урока

Ученик:

Древний Египет

Учитель:

Древний Египет на берегу, какой реки располагался?

Ученик:

Нил (Образование государства в долине Нила)

Учитель:

- Нам сегодня нужно выяснить, почему Египет считается даром Нила

III. Формулировка темы урока, постановка цели

Учитель:

Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны будем сделать на уроке?

Ученик:

Должны узнать, где располагается Египет, какие там природные условия, занятия населения.

IV. Поиск решения проблемы

Учитель.

Познакомимся поближе с этой землей и людьми

5 тыс. лет до н.э. стали появляться первые государства. Возникали они там, где основным занятием населения было земледелие, а заниматься земледелием удобнее всего было вблизи больших рек, поэтому нет ничего удивительного, что одно из первых государств возникло в Египте на берегу Нила.

На северо-востоке Африки протекает с юга на север большая полноводная река Нил. На его берегах, между первым порогом и Средиземным морем располагается одно из древнейших государств Египет.

Взгляните на карту Египта. Египет – это, прежде всего Нил - гигантская величественная река, которая протекает с юга на север. Ее иногда сравнивают с цветком лотоса. Действительно, основное ее русло- это стебель лотоса, а перед впадением в средиземное море Нил разделяется на рукава, образуя Дельту . Население Египта проживало вдоль Нила в дельте и Оазисах.

Записать:

Дельта - это устье реки с разветвлениями на отдельные рукава и островами между ними.

Около 10 тыс. лет назад в долине и дельте Нила поселились люди.

Сейчас, я предлагаю вам попутешествовать по карте

Рассмотрите карту на с. 28, что вы можете сказать о географическом положении Египта

Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать

Ученик:

Египет находится на северо-востоке Африки. Большую часть занимают пустыни. Вдоль всего Египта протекает Нил, которая впадает в средиземное море. Египет разделен на верхний Египет и Нижний.Территория Египта была хорошо защищена от внешних вторжений горными хребтами, пустынями и порогами. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке.

Учитель

В южной части страны в Верхнем Египте климат был сухой и жаркий. Дожди бывали крайне редко. В нижнем Египте- дельте-дожди, довольно частое явление. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке. Ежегодно с середины июля Нил, вспоенный дождями вздувался и растекался до тех пор, пока не затапливал всю пойму. Позже Нил возвращался обратно в русло, оставляя после себя слой плодородного Ила. Он и стал землей Египта. Эта плодородная и легкая для обработки почва давала высокие урожаи. Не удивительно, сто египтяне обожествляли Нил, называя его богом Хапи.

Готовясь к посеву, земля блестела, словно черный лак. Жители долины Нила называли свою страну Кемет , что значит «черная», «черноземная». Это отличало их землю от окружающей земли- каменисто-песчаных пустынь

Благодаря чему можно было заниматься в сухой пустыне земледелием

Ученик

Благодаря реке Нил

Учитель

А теперь самостоятельно прочитайте текст учебника на с. 29-30 . Что еще давала река людям? Какими природными богатствами обладал Египет?

Ученик:

Большое значение в хозяйственной жизни египтян имели папирус и акации. В Ниле водилось много рыбы. Из крупных животных здесь обитали крокодилы и бегемоты. По реке перевозили грузы.

Из хищников здесь обитали: Львы, леопарды, гиены, шакалы. Из травоядных животных водились буйволы и антилопы.

В Египте были залежи меди, золота и др. металлов.

Учитель:

Река Нил имела сои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.

Как египтяне приспосабливались к таким природным условиям?

Ученик

Люди укрепляли берега и строили дамбы.

Учитель

Для того, чтобы увлажнить почву как следует и не дать воде уйти раньше времени, обратно в русло, люди строили плотины.

Учитель

Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?

Ученик

Нет, чтобы построить плотину или дамбу люди объединяли усилия нескольких общин

Учитель

Нет, такие работы в одиночку выполнить было невозможно, люди стали делать их сообща, возникали общности

Найдите на с. 30 как называется такая оросительная система?

Ученик

Ирригация

Учитель.

Итак, давайте разберемся к каким изменениям в жизни людей могли привести эти объединения

Ученик:

На территории где работали общности, стали возникать города, огороженные стенами. В городе жили правители и окружение. Такие объединения назывались номами.

Учитель

Всего было образовано около сорока номов. Естественно сильные номы покоряли более слабые. К чему привела борьба между номами?

Ученик

Борьба привела к появлению двух царств: Нижнего и Верхнего Египта

Учитель:

- Цари верхнего Египта и Нижнего враждовали между собой и в 3100 г. до н.э. царь Мина (Менес) верхнего Египта, победил царя Нижнего Египта и объединил всю страну. Мина основал новую столицу – город Мемфис. Правителем единого Египта становится Фараон

Какой год считается датой образования Египетского царства?

Ученик

3100 г. до н.э.

V. Закрепление

Учитель

Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока.

Почему Египет считается даром Нила?

Ученик

Нил играл огромную роль в жизни людей. Он давал воду, еду, плодородную почву. По его водам передвигали путешественники и торговцы. Без него жизнь людей в пустыне была бы невозможна.I

VI. Рефлексия

У читель

Организуем работу с листами взаимопроверки

1. Крупная и полноводная река Египта - Нил

2. Нил впадает в Красное море

3. Бог Нила и покровитель урожая - Хапи

4. Ил - плодородная почва

5. Мемфис- столица древнего Египта

3. +

Домашнее задание: § 5- читать пересказ; вопрос стр. 31- письменно


Гимн богу Хапи

Моля о процветании для обоих берегов, Процветай же, процветай же, Хапи, Процветай же, Дарами полей Оживляющий людей и скот. Процветай же, процветай же, Хапи, Процветай, процветай, ты, прекрасный дарами.

Северная Африка с её ничтожным количеством осадков почти непригодна для жизни, но именно здесь возникла - египетская. Основой этой цивилизации был Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю. Благодаря великой реке древнего Египта ещё в III тысячелетии до н. э. превратился в процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н. э.

Более десяти тысячелетий назад климат Северной Африки был менее засушливым. Кочевые племена охотников и собирателей населяли те области, которые сегодня поглотила пустыня. Долина и дельта реки Нила с болотистыми, затопляемыми землями считались коварным местом.

Проходили столетия, климат пустыни Сахары становился всё суше и ко II тысячелетию до н. э. уже почти не отличался от погодных условий XXI в. н. э. С усилением засухи и наступлением пустыни люди селились вокруг источников воды, более интенсивно используя природные ресурсы в оазисах и вблизи Нила. Здесь и состоялся их переход к земледелию в VII- V тысячелетиях до н. э.

Постепенно, с расширением пахотных земель, росло население долины и дельты Нила. К IV тысячелетию до н. э. с разными типами хозяйства и темпами развития. Они сложились в несхожих исторических и климатических зонах: меримдская - в районе дельты и бадарийская - в Верхнем Египте. Меримдская культура развивалась быстрее, контакты с другими странами были теснее, и именно в дельте Нила появились первые города. В последующих веках многочисленные города с округой (номом, как её называли древние греки) и собственными правителями (номархами) возникли по всему течению великой реки. И только примерно к 3000 г. до н. э. в бассейне Нила образовалось единое централизованное государство, включившее в себя всю долину Нила - от дельты на севере до первых порогов на юге.

Политическому единству страны благоприятствовала привязанность Египта к долине Нила. Эта долина, неизменное ядро государства, мало изменялась в своих размерах. Её прирост зависел не столько от военных успехов египетского оружия, сколько от прогресса в покорении самой реки: исконные земли Египта постепенно включили в себя долину Нила до вторых, а затем третьих и четвёртых порогов на юге. Росла страна и за счёт освоения участков пустыни на западе и востоке от русла реки. Но, так или иначе, приращения территорий были незначительны. Узкая полоска земли по берегам великой реки, зажатая пустынями, - вот «хребет» египетской . Рамки, определённые самой природой, стали основой стабильности великой державы на протяжении трёх тысячелетий. Они обусловили все особенности этой величественной цивилизации, которую по праву можно назвать цивилизацией реки.

Долина Нила

Тёплый климат этого государства и плодородная почва долины Нила предопределили . Но Нил - своенравная река. Особенностью водного режима Нила являются регулярные разливы. Паводки вызываются таянием снегов в Абиссинских горах, где находятся истоки Голубого Нила, и тропическими ливнями в районе Великих озёр Центральной Африки, откуда берёт начало Белый Нил.

Вот как древние описывали разлив Нила. В течение четырёх дней вспухает русло «Зелёного Нила», наполняясь грязью и тиной, и затем ещё 15 дней течёт «Красный Нил», полный плодородным илом. К началу августа вся земля затопляется водой, и только города и посёлки, словно острова, поднимаются из огромного, безграничного болота.

Особенности культуры и мировоззрения египтян во многом обязаны Нилу. Их картина мира, в отличие от большинства других народов, была ориентирована не на север, а на юг, к истокам реки. Календарь определяли по Нилу и звёздам. Новый год наступал в середине июля, когда вода поднималась перед паводком. Река диктовала и три времени года. Каждое из них состояло из четырёх месяцев: разлив (июль - октябрь); возрождение (ноябрь - февраль) - с полей сходила вода, и приступали к их обработке; жаркое время (март - июнь) - период сбора урожая и самого низкого уровня воды. Разлив Нила - Хапи стал богом, дарующим изобилие. С Хапи сравнивали себя фараоны и местная знать в своём богатстве и могуществе. Изображался он в виде толстяка, приносящего дары Земли богам. Ему не возводили храмов, и лишь раз в году, в начале разлива, там, где лежала древняя граница государства на юге и где река вплотную подходила к горам, устраивали праздник Хапи, приносили богу дары и воспевали его в гимнах.

Разлив был источником жизни, однако без искусственных сооружений долина Нила оставалась бы топким болотом посреди песков. Осваивать реку, т. е. копать оросительные каналы и протоки, делать насыпи, содержать в исправности ирригационные сооружения, начали с зарождением земледелия при помощи несложных орудий - мотыг и корзин для переноски земли.

Пересечённый оросительными сооружениями, Египета уже в додинастический период, в IV тысячелетии до н. э., стала страной исключительного плодородия. Слову «область» («ном») на письме соответствовал знак, изображавший Землю, поделённую оросительной сетью на четырёх-угольники.

Но усмирить реку могли только крупные коллективы людей - отдельным общинам это было не под силу Покорение Нила стало первопричиной зарождения государства в долине.

В IV тысячелетии до Р.Х. египтяне стали рыть каналы и делать насыпи, что позволило эффективнее вести хозяйство. Население Египта стало расти, и родовые общины постепенно превратились в общины соседские. Общины одной местности объединялись в племя, защищавшее свою территорию и воюющее с соседями. Общество становилось больше и сложнее. Усиливалось экономическое и социальное неравенство между людьми. В первой половине IV тысячелетия до Р.Х. 42 племени в долине Нила превратились в маленькие государства – номы . Единого Египта, мощной державы от первого порога Нила и до дельты, в те времена ещё не существовало и не было одной царской семьи династии , которая правила бы всей этой страной. Поэтому ученые называют IV тысячелетие – додинастическим периодом в истории Египта. Некоторое время они жили обособленно друг от друга, но чем успешнее вели они своё хозяйство, тем чаще сталкивались их интересы. Египтяне начали строить сеть насыпей и каналов, с помощью которой можно было доставлять воду на возвышенные участки и спускать её из низин. Они рыли водохранилища, которые позволяли поливать поля в засушливое время, ведь дождей в Египте почти не бывает. Так появилась древнейшая в мире ирригационная (поливная) система земледелия.

Для строительства и поддержания системы каналов, насыпей, дамб и шлюзов требовалась единая воля, единая власть. Только мощная единоличная власть царя над всей страной могла заставить людей покорить природу и сделать хозяйство ещё более эффективным. Поэтому постепенно самые развитые номы захватили соседние территории. Кровопролитные войны длились многие столетия. К середине IV тысячелетия до Р.Х. 20 номов в верхнем течении Нила от первого порога до дельты объединились в единое царство – Верхний Египет, а 22 слабых нома севера, в нижнем течении Нила, образовали царство Нижнего Египта. Царь Верхнего Египта носил высокую белую корону, а голову владыки Нижнего Царства венчала красная корона (См. рисунок в учебнике Вигасина). Более развитый юг Египта медленно завоевывал заболоченную дельту. Период XXXIII-XXIX (33-29) вв. до Р.Х., когда происходило объединение Египта, ученые называют Ранним Царством.

Посмотрите на карту и подумайте, почему юг Египта был более развит?

Десятки царей юга вели войны с Северным царством, захватывая его труднопроходимые заболоченные земли по кускам. Окончательно Северное Царство было захвачено около 3 000 года до Р.Х. По легенде царем – завоевателем стал Мина (или Менес), захвативший Нижний Египет целиком и коронованный двумя коронами – белой и красной. Мина построил на границе двух земель новую столицу – МЕМФИС и стал основателем первой общеегипетской династии фараонов.

Столица Обеих Земель – Мемфис, был священным городом бога, создателя мира – Птаха. Египтяне с почтением называли этот город «Хикупта» – «крепость души бога Птаха». Это древнее название дало имя «Египет» нильской долине, которую сами Египтяне называли ТА-КЕМЕТ – «Черная земля», по цвету вспаханной почвы вдоль берегов Хапи, противопоставляя её ДЕШРЕТ – «Красной стране» – песков и камней пустыни. Ныне мы пользуемся названиями, некогда придуманными греками – первыми историками Египта. Именно греки первыми назвали страну на Ниле – «Египет», видоизменив египетское название столицы Мины – Мемфиса. Мина стал первым «владыкой обеих земель», т.е. царем, которого те же греки назвали фараоном, видоизменив греческое «Пер-Ао» – «Тот, кто живет в большом доме». Египтяне не называли царя по имени, так как считали его богом и имя его было в секрете.

Так к концу IV – началу III тысячелетий в Египте окончательно сложилось государство, как единственно возможная форма организации сложного общества.

4. Социальная и политическая организация Древнего Египта. Общество в Египте начала III тысячелетия до Р.Х. было сложным. Социальная и политическая организация Египта представляли собой лестницу, на вершине которой был царь – фараон . Владыка Обеих Земель, фараон был живым богом на земле, воплощением власти. Его святой обязанностью было поддерживать порядок в стране, вершить справедливый суд и защищать землю Хапи от врагов. Власть фараона была безгранична, абсолютна. Только такая власть могла позволить объединить огромную страну и заставить весь народ вести общее хозяйство вдоль Нила. Так впервые в Древней истории возникла ДЕСПОТИЯ .

Фараон был деспотом, т.е. абсолютным властителем , но это вовсе не значит, что жители нильской долины ненавидели своего повелителя, скорее наоборот, – они любили и почитали его как общего отца и молились ему как богу. Египетская земля и вода полностью принадлежали фараону. Все остальные египтяне жили и работали на священных землях своего повелителя, подчиняясь ему во всем. Фараон властвовал в Египте с помощью большого числа чиновников.

Вспомните, может ли государство существовать без обширного аппарата чиновников?

Среди крупных чиновников – вельмож, главным был визирь (чати) . Именно он докладывал царю обо всех делах в стране и назначал от имени фараона всех остальных вельмож – казначеев, военачальников, судей и номархов, управлявших 42 провинциями – номами. Вельможи стояли на второй после фараона ступеньке лестницы управления Египтом. То же почетное место занимали и жрецы . Служители богов всегда пользовались у народа Египта большим авторитетом. Они были богаты и могущественны. Жрецы верховных богов всегда были подле фараона, советуя ему, как поступать.

Управление такой большой страной, как Египет, было невозможно без тысяч мелких чиновников – писцов. Именно писцы читали людям царские веления, собирали налоги, записывали решения судов.

Фараон, вельможи, жрецы и писцы управляли свободным народом Египта – земледельцами и ремесленниками. Бесправные рабы, лишенные человеческого достоинства, занимали самую нижнюю ступеньку общественной лестницы.

СХЕМА СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА:

ФАРАОН

СВОБОДНЫЕ:

ВЕЛЬМОЖИ И ЖРЕЦЫ

ПИСЦЫ – МЕЛКИЕ ЧИНОВНИКИ

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ

НЕСВОБОДНЫЕ:

РАБЫ

5. Источники по истории Египта. О древнейших, «дописьменных» временах истории Египта свидетельствуют только многочисленные вещественные источники, среди которых бытовые вещи, украшения, орудия труда, предметы искусства, памятники царей.

Об эпохе после 3 000 года до Р.Х., когда в Египте сложилось единое государство, свидетельствуют ещё и многочисленные письменные источники. Это самые разнообразные документы. Одни из них, написаные по велению царя, повествуют о его великих свершениях. Другие, начертанные рукою жреца, рассказывают о богах. Среди источников есть и стихи, посвященные любви, и летописи, описывающие события год за годом, и хозяйственные документы, договоры торговцев, приговоры судов, даже список заключенных царской темницы и т.д. Особенно важны для нас собственно исторические сочинения египтян и их соседей. Это, прежде всего, сочинения греческих и римских авторов и египетских жрецов. Замечательные свидетельства по истории Египта оставили нам «отец истории», первый великий историк древности – Геродот, и жрец Манефон. Во многом из их сочинений родилась египтология – часть исторической науки, посвященная изучению истории Древнего Египта.

Все эти разнообразные письменные источники помогают развеять мрак прошедшего времени, и доносят до нас живую речь людей, сгинувших навеки. Они сохранились, в основном, благодаря листам папируса, на которых писали египтяне. Листы папируса в сухом климате Египта тысячи лет хранили великие тайны прошлого…


Словарь:

Визирь (чати) – главный министр в некоторых странах Востока.

Фараон – царь, абсолютный владыка объединенного Египта.

Жрецы – в древних религиях: служитель божества, совершающий жертвоприношения.

Династия – ряд правителей одного рода, сменяющих друг друга на престоле страны.

Вельможи – знатные люди, занимающие высокие должности в политической системе страны.

Деспотия - форма власти, при которой государством правит неограниченный, абсолютный монарх – деспот, а жители страны совершенно бесправны.

Ирригационная система земледелия – земледелие с искусственным орошением земель.

Пороги Нила – небольшие водопады, каменистые возвышения, пресекающие речное дно, ускоряющие течение реки и затрудняющие судоходство.

Дельта Нила – территория впадения Нила в море, на которой он распадается на многочисленные рукава, образуя обширную болотистую равнину. Внешне напоминает перевернутую греческую букву «Δ» (дельта).

Оазисы – место в пустыне, где есть растительность и вода.

Номы – провинции, исторические области в Древнем Египте.

Египтология – часть исторической науки, изучающая историю Древнего Египта.

Папирус – Материал для письма, изготавливаемый из стеблей травовидного растения - папируса, которое растет в прибрежных болотах Нила, достигая длины нескольких метров.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тема: Образование государства в долине Нила.

Планируемые результаты:

    Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.

    Предметные. Овладение базовыми историческими знаниями - учащиеся смогут определять географическое положение Древнего Египта, раскрывать значение понятий по теме. Формирование умений применять полученные знания показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.

    Метапредметные:

Познавательная - обучающиеся смогут давать определения понятиям. Смысловое чтение.

Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативная - обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

Учебно-технологическое обеспечение: учебник Андриевская Т.П. Белкин М.В.Ванина Э.В. . «История. История Древнего мира: учебник 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций », компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Приветствует учителя.

Мотивирование учащихся

- Государства, существовавшие в 4 тысячелетии до нашей эры – первой половине 1 тысячелетия нашей эры на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древний Египет. С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка».

Геродот назвал Египет – даром Нила.

А что вам уже известно о Египте, и что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Помогает ученикам формулировать цель и задачи урока.

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы.

Египет – одна из первых цивилизаций, находится в Африке.

Формулируют совместно с учителем цель и задачи урока.

- Где находится Египет?

Действительно ли Египет – дар Нила.

Умение ставить цель, преобразовывать познавательную задачу в практическую. Умение планировать пути достижения цели. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Изучение нового материала

- Для того чтобы, ответить на вопрос о местоположении Египта давайте вспомним, как нужно работать с исторической картой.

Организует работу с картой на слайдах.

- Местоположение объекта на карте определяется по сторонам света.

Назовите основные стороны света (основные географические направления).

Назовите промежуточные географические направления.

Что изображено на рисунке?

Какой объект выделен на карте зеленым цветом?

В какой части Африки находится страна Египет?

-Давайте попробуем определить границы Египта .

Показывает на карте объекты и задает вопросы.

- Водами какого моря омывается Египет на севере? А на востоке? Граница Египта на юге?

Что находится на западе и востоке Египта?

В пустыне встречаются оазисы. Оазис – расположенный около естественного водоёма островок растительности посреди пустыни.

Египет – страна в долине реки Нил . Ширина долины – 10 – 15 километров.

Низовья реки , где Нил разделяется на несколько рукавов, называется дельта – от четвертой буквы греческого алфавита, напоминающей треугольник.

На пути течения реки встречаются каменистые преграды – пороги.

Опре делите направление течения Нила.

Организует работу с историческим источником - Диодор Сицилийский.

Со слов греческого историка Диодора Сицилийского, «…во время летнего солнцестояния и в последующее время лета Нил, начиная подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет весь Египет. Таким же образом он возвращается к прежнему положению, понижаясь за равное время до тех пор, пока не вернется к прежнему состоянию».

О чем пишет историк? Аргументируйте свой ответ.

    Какое значение для Египта имели ежегодные разливы Нила?

    Что приносили воды Нила на поля?

    Как египтяне в условиях жаркого климата и отсутствия дождей удерживали влагу на полях?

Богом Нила был – Хапи

Ил – растительные остатки, плодородные частицы, которые оставалась после окончания разливов Нила.

Плодородный слой почвы в Египте достигал от 10 до 16 метров.

Ирри гация – система орошения полей при помощи каналов.

Ном - отдельное самостоятельное владение

Объединение Египта. Вопрос излагается в рамках учебника.

- Как произошло объединение Египта? Одни номы захватывали другие, так появился Верхний и Нижний Египет. В 3100 году до н.э. царь Мина покорил Северный Египет объединив страну. Основал столицу Мемфис.

Выполняют задания на слайдах, отвечают на вопросы учителя. Называют основные стороны света (основ ные географические направления), промежуточные географические направления.

Отвечают на вопросы учителя, работая с картой.

Карта

Африка

- Страна Египет находится в северо-восточной части Африки

Средиземное море. Красное море. Первый порог Нила. Пустыни и горы.

Формулируют понятие с помощью учителя. Записывают в тетрадь.

С юга на север.

Читают вслух, участвуют в беседе.

О ежегодных разливах Нила.

Отвечают на вопросы.

Разливы Нила – основа процветания сельского хозяйства. Нил с разливами приносил ил.

Влагу на полях удерживали при помощи ирригационной системы.

Соединяют короны верхнего и нижнего Египта.

Умение работать с исторической картой, определять стороны света и т.д., умение оценить выполненные задания, делать выводы на основе полученного знания, строить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Умение осуществлять поиск решения проблемы. Умение давать определение понятиям.

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, стоить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Умение строить логическое рассуждение. Осуществлять взаимный контроль.

Первичная проверка

Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель. Логическая цепочка: ирригационное земледелие требовало коллективного согласованного труда большого количества людей и необходимости контролировать состояние ирригационной системы, это привело к складыванию сильной власти.

Как еще египтяне использовали Нил?

- Берега Нила были покрыты зарослями тростника папируса. Как использовался папирус ? Посмотрите на слайд.

Работают с рисунками на слайдах. Делают выводы.

- Нил не только обеспечивал условия для земледелия, но был еще и главным средством сообщения.

- В водах Нила водилось большое количество рыбы, а в прибрежных зарослях – дичи.

Лодка, обувь, материал для письма.

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Умение строить логическое рассуждение.

Динамическая пауза

Проводит физминутку

Участвуют в проведении физминутки.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Практикум

Задание на слайдах.

1) Греческий историк Диодор Сицилийский считал, что «Египет укреплен со всех сторон самой природой».

Обоснуйте это утверждение.

2) Что изображено на рисунке? Назовите не менее двух элементов.

3) Перед вами фотография из космоса. Что на ней изображено? Назовите не менее трех элементов.

4) Что объединяет эти рисунки?

5) Объясните, что изображено на этом рисунке?

6) Что символизирует это изображение?

    С востока и запада Египет защищен горами и пустынями; с севера и востока – морями.

2) На рисунке: изображение Африки; в северо-восточной части обозначен Египет.

3) На фотографии: Египет; Нил;дельта Нила – место разделения Нила на рукава;

Средиземное море; Красное море.

4) На левом рисунке изображен тростник папирус, на правом – материал для письма, изготовленный из папируса и тоже носящий название папирус.

5) Оазис –естественный водоем и зелень в пустыне.

6) Белая корона – Верхний Египет. Красная корона – Нижний Египет.Двойная корона - объединенный Египет (3 000 г. до н.э.)

Итог

Итак, согласитесь ли вы с Геродотом, что Египет – это дар Нила?

Совместно с учителем делают вывод.

    Нил – источник воды и жизни в безводной пустыне.

    Нил приносит большое количество ила и делает землю в долине очень плодородной.

    От обильности разливов Нила зависел размер урожая и благополучие жителей.

    Разливы Нила толкали людей к строительству ирригационных сооружений – каналов, дамб.

    Нил определяет распорядок жизни людей.

    Нил способствовал объединению людей и созданию государства.

    По Нилу шла перевозка грузов.

    Нил прославил Египет папирусом – материалом для письма.

Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с мнением одноклассников.

Инструктаж домашнего задания

Записывают домашнее задание в дневники.

Развитие творческого потенциала, умения нестандартно представлять изученный материал, формирование устойчивого интереса к изучению истории.