Физиологические основы речи, развитие речи. Физиологические основы речи Речь с точки зрения физиологии

Развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида в направлении увеличения подвижности губ и языка за счет:

1. укорачивания и расширения нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную;

2. развития подбородочного выступа;

3. уменьшением клыков и др.

Системы, обеспечивающие звук, делят на:

1) периферические:

· орган слуха (слуховые рецепторы).

2) центральные – речевые центры в коре больших полушарий (лобные доли):

· слуховой центр Вернике – обеспечивает различение звуков речи;

· центр Брока – двигательный центр речи.

Рисунок 9. Виды речи.

Функции речи: коммуникативная, индикативная, предикативная, семантическая, эмоционально-выразительная.

Развитие речи у ребенка:

1. Период подготовления словесной речи (с 0 до конца 1-го года жизни).

2. Период первоначального овладения языком и формирование расчлененной звуковой речи (с 2 до 3 лет).

3. Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (с 3 до 6 – 7 лет).

4. Период овладения ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе (с 7 лет).

Б. Бернстайн считает, что социализация зависит от речевого кода, который навязывается человеку его ближайшим окружением и определяет не только восприятие мира, но и способность переходить из одного социального класса в другой, т.е. его социальный успех. При этом он выделяет «разработанный код», который соответствует стандартному или литературному языку, и «ограниченный код» – просторечие, которое составляет язык социальных слоев, не получивших специального образования. Основными признаками ограниченного кода являются: отсутствие сложных синтаксических структур, незначительное количество именных и глагольных групп и т.д. Этот код не способствует выражению сложных, интимных отношений, что действительно ограничивает социальные возможности субъекта. Представители среднего социального класса пользуются «разработанным кодом», но могут при необходимости пользоваться и «ограниченным». Представители низшего класса могут пользоваться только «ограниченным кодом». Обнаружив различия в речевых кодах «средних» и «низших» слоев, Б. Бернстайн утверждает, что успехи и неудачи в области образования и воспитания детей во многом зависят от их языковой компетенции, детерминируемой той социальной средой, в которой родился и воспитывался ребенок.



Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте.

Основные характеристики внимания: избирательность, объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость.

Виды внимания:

Произвольное;

Непроизвольное;

Послепроизвольное.

В процессе обучения и воспитания стоит учитывать пути управления вниманием:

а) организация учебного материала (его структурирование, подбор ярких примеров и т.д.);

б) использование технических средств обучения;

в) организация деятельности обучающихся (темп, ритм, смена деятельности и т.д.);

г) организация деятельности педагога (организация устной и письменной речи, методы педагогического воздействия и оценки и т.д.);

д) формирование у учащихся навыков контроля и самоконтроля;

е) формирование у учащихся мотивации учения, устойчивых интересов к учебной и др. видам деятельности.

Память – сложный познавательный процесс запоминания, организации, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания обретенного опыта, позволяющий повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.

Рисунок 10. Виды памяти.

Мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Интересную систему запоминания создал греческий поэт Симонид. Когда ему нужно было что-то запомнить, он помещал информацию в комнаты хорошо знакомого дома. По преданию Симонид был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу. Едва он вышел за порог, как раздался сильный подземный толчок, и дом, где он только что пировал, рухнул. Все гости оказались погребенными под обломками. Чтобы назвать всех погибших, Симонид мысленно представил план помещения, где шел пир, и тот час в его памяти ожила картина, кто где сидел, и он смог указать, какие останки кому принадлежали. С тех пор все, что ему следовало запомнить, Симонид помещал в комнаты представляемых знакомых домов и по мере надобности извлекал оттуда запоминаемые объекты.

Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия Наполеон мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто пьяница, кто сообразителен.

Математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100.

Великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30 – 40 партнерами одновременно.

Несколько лет назад во Франции в Лилле в присутствии авторитетного жюри математик Морис Дабер соревновался с ЭВМ. Он заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических задач раньше, чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а ЭВМ 7 задач – за 5 минут 18 секунд.

Мышление – высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятии, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функции, т.е. функцию общения. Особое значение приобретает его выражение в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли книга – всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди.

Мышление – всегда решение какой-либо задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из проблемной ситуации.

Виды мышления:

Наглядно-действенное;

Наглядно-образное;

Словесно логическое.

Образное мышление в виде образов, восприятий и преставлений существует у высших животных. Человеческое мышление – речевое. Язык, речь – материальная оболочка мысли. Но мышление и речь – не тождественны друг другу.

Основные формы мышления:

Понятие;

Суждение;

Умозаключение.

Умственные действия, используемые в процессе мышления, называются мыслительными операциями . Это: анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация.

К числу особенностей мышления относятся: широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления.

Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Эмоции отличаются:

По яркости протекания;

По продолжительности;

По степени осознанности;

По устойчивости.

К основным видам эмоций относят: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы, поэтому также выделяют активизирующую и тормозящую функции воли.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные (сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п.), а также выразительные движения (при гневе непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться).

Отличительные признаки волевых действий:

Уровни сложности (не всякая цель достигается сразу);

Преодоление внутренних и внешних препятствий;

Сознание значения поставленной цели, за которую нужно бороться, сознание необходимости достичь ее.

Воля человека характеризуется определенными качествами :

Сила воли;

Целеустремленность;

Инициативность;

Самостоятельность;

Решительность;

Последовательность действий.

Психические состояния.

Внешние условия постоянно оказывают влияние на живой организм, определяя условия его существования, обусловливают адаптацию.

Адаптация - динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Адаптация обусловливает гомеостаз.

Личностный адаптационный потенциал - системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной среды (А. Г. Маклаков), то есть адаптацию обеспечивает ЛАП.

Гомеостаз – постоянство внутренней среды организма.

Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др.

У человека адаптация определяет интегральную характеристику функционирования всех систем организма. Эта характеристика представляет собой весьма динамичное образование – состояние.

Состояние – совокупность происходящих в человеческом организме процессов, а также степень развития и целостности структур организма.

Психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н. Д. Левитов).

Е. П. Ильин к состояниям подходит под другим углом, акцентируя внимание на психофизиологические состояния как целостную реакцию личности на внешние и внутренние стимулы, направленную на достижение полезного результата.

Поскольку состояния отражают уровень функционирования организма, то также встречается понятие функциональных состояний.

Функциональные состояния , по А. Б. Леоновой и В. И. Медведеву, - это характеристика уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации.

Единой типологизации состояний не существует.

Чаще всего выделяют следующие виды.

Релаксация – состояние успокоения, восстановления, расслабления.

Сон - периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующееся значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. Нарушение сна всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями.

Оптимальное рабочее состояние (состояние комфорта) обеспечивает наибольшую эффективность деятельности. По своей сути это состояние противоречиво: с одной стороны, оно способствует самоактуализации, но, с другой стороны, это состояние при дальнейшем своем развитии закономерно переходит в утомление.

Утомление - это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Имеет различные уровни проявления (физиологический, психологический, и поведенческий). Так, на физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов. На психологическом уровне при утомлении происходит снижение чувствительности. Кроме этого наблюдается нарушение таких психических процессов, как память, внимание и др. Также наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мотивационной сферах. На поведенческом уровне утомление выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций.

Психический стресс - это такое состояние организма, возникновение которого предполагает наличие определенного взаимодействия между организмом и средой; стресс - это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Стрессор – конкретное условие или событие, которое стимулирует или угрожает человеку.

Г. Селье ввел понятия «дистресс» и «эустресс».

Дистресс – форма стресса, в основе которой лежат попытки адаптации к неблагоприятной среде, связанные с выраженными негативными эмоциями и оказывающие вредное влияние на здоровье.

Эустресс – форма стресса, в основе которой лежат попытки адаптации к среде, связанные с положительными эмоциональными реакциями.

Фрустрация - это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи.

Прессинг – состояние стресса, которое возникает, когда человек должен выполнить срочные внешние требования или ожидания.

Компоненты функциональных состояний:

1. Энергетический компонент функциональных состояний – это физиологические реакции, обеспечивающие требуемый уровень энерготрат (от биохимического до уровня отдельных систем: кровообращения, дыхания и т.д.).

2. Сенсорный компонент функциональных состояний – характеризует возможности по приему и первичной обработке поступающей информации.

3. Информационный компонент функциональных состояний - обеспечивает дальнейшую обработку информации и принятие решений на ее основе.

4. Эффекторный компонент функциональных состояний – ответственный за реализацию принятых решений в поведенческих актах.

5. Активационный компонент функциональных состояний – определяет направленность и степень напряженности деятельности и характеризует актуальную способность человека к реализации имеющихся у него качеств и личностных свойств.

Личность.

Типично выделяется три уровня организации человека:

Биологический;

Социальный;

Психический.

Индивид – это человек как единичное, природное существо, представитель Homo sapiens. Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Индивидные генотипические свойства в процессе жизнедеятельности развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими.

Индивидуальность – это совокупность психических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; личность формируется благодаря жизни человека в обществе.

Санкт-петербургская школа психологов к указанным уровням организации человека добавляет еще один – человек как субъект деятельности (Б. Г. Ананьев).

Субъект деятельности – это индивид как носитель сознания и обладающий способностью к деятельности.

Г. Олпорт является автором первого определения понятия «личность» - это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его уникальные действия. Но в этом определении нет социальных систем.

В настоящее время общим для всех авторских определений личности является социальная сторона, при этом насчитывается свыше 50 концепций личности. Наибольшее распространение получили психодинамический подход, аналитический, гуманистический, когнитивный, поведенческий, деятельностный, диспозиционный.

Неоднозначно в науке рассматривается вопрос о развитии личности и о факторах, обусловливающих это развитие (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и др.). Во многом споры обусловлены отсутствием единой точки зрения на соотношение биологического и социального в личности. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического в личности. Это биологизаторские концепции, социологизаторские, когнитивная, деятельностная. предпринимались попытки объединения социального и биологического.

Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Факторами психического развития принято считать наследственность, среду и активность. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, а действие фактора активности – во взаимодействии наследственности и среды. Однако личностное развитие человека настолько многопланово, что его могут одновременно определять как внешние, так и внутренние условия.

Системы, обеспечивающие речь могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха.

Голосовой аппарат состоит из: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и приводящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма, которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на легкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух подводится к гортани.

Гортань является продолжением дыхательного горла. Она образована 4 хрящами, в пространстве между которыми расположены голосовые связки. Они представляют собой две эластичные мышцы, которые приводятся в колебательное движение током воздуха, выходящего из дыхательного горла.

Проходя сквозь гортань, ток воздуха порождает звуковую волну. Она попадает в полость рта и носа, которые выполняют функции резонирующей трубки. Основной резонатор – полость рта. Носовая полость – дополнительный резонатор.

Нарушение периферических отделов речедвигательного анализатора приводят к недостаткам произношения, та как при этом могут страдать подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое небо), статические (твердое небо), органы голосообразования и дыхания (голосовые связки, гортань, легкие, бронхи, диафрагма).

Центральные органы речи .

Мозговая организация речи стала предметом разностороннего изучения клиницистов, нейрофизиологов и психологов начиная с середины 19 века. Первые сообщения и механизмах речи появились в работах Брока и Вернике, которые открыли зоны речи, речевые центры, названные в последствии их именами.

В левом полушарии, в задних отделах верхней височной извилины локализуется специфический слуховой центр речи – центр Вернике. Вернике – немецкий невропатолог, психиатр. Это центр обеспечивает звуковой, фонематический анализ устной речи. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Такое нарушение называется сенсорной афазией .

Другой специфический речевой центр коры был открыт французским антропологом, хирургом. Центр Брока находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Он обеспечивает моторную организацию речи. Это двигательный центр речи. Нарушение этого центра приводит к тому, что человек теряет возможность объединять отдельные речевые движения в единый речевой акт, то есть способность строить речевые конструкции. Нарушение функций, связанное с повреждением этого центра называется моторной афазией .

Еще в начале 20 века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали только с существованием этих изолированных речевых центров. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга очень сложна и изменчива, назвав ее «динамической локализацией».

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой любой высшей психической функции являются не отдельные центры, а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Язык, речь и мышление.

1. Мышление и речь.

2. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы ре­чи.

3. Классификация видов речи.

4. Речевые свойства личности.

Мышление и речь.

Мышление – это процесс, который протекает сначала как развернутая предметная деятельность, использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых связей и отношений и лишь затем принимает свернутые, сокращенные формы, приобретая характер «внутренних» умственных действий.

Высшей формой мышления является вербально-логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать задачи. Человеческое мышление невозможно без языка. Мышление животных наглядно, имеет дело с предметами, находящимися перед глазами. Речь человека позволяет ему отвлекаться от познаваемого объекта, выражая его свойство в слове. Доказано, что задача легче решается, если ее формулировать вслух.

Этапы подготовки высказывания мысли:

1. Возникновение мотива высказывания.

2. Возникновение мысли.

3. Внутренняя речь – механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание. Это генерирование развернутого речевого высказывания, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка. Это этап, когда говорящий знает, что хочет сказать, но не определил в какой форме и в каких речевых структурах сможет высказать свою мысль. Внутренняя речь имеет свернутый, сокращенный характер, который генетически произошел из постепенного свертывания, сокращения развернутой речи ребенка, через шепотную речь, переходящую во внутреннюю. Это обозначение общей схемы высказывания, а не полное ее воспроизведение. Это знание того, что должно быть сказано.

4. Развернутое внешнеречевое выражение мысли.

Таким образом, кодирование мысли в речевом высказывании важно не только для передачи информации другому человеку, но и для уточнения мысли для самого себя. Поэтому развернутая речь – это не только средство, но и орудие мышления.

Тем не менее, как мы узнали из лекции о мышлении, мышление и речь не одно и то же. Мыслить – не значит говорить про себя. Можно сказать, что речь состоит на службе мышления, являясь, с одной стороны условием этого процесса, с другой стороны – его инструментом.

Речь и язык. Этапы развития и и физиологические основы речи.

Слово и речь являются важнейшими содержательными и струк­турными компонентами психики. Исследования психологов и физиоло­гов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики че­ловека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительнос­ти, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура язы­ка откладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от зада­чи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может ободрить чело­века и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь су­ществует между мышлением и речью. Мысль существует в слове.

Понятие о языке и речи.

Язык - это система знаков, функционирующих в качестве средс­тва общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор пра­вил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими.

Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым, он может выступать цен­нейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

Речь - процесс общения посредством языка. Предметом психо­логического изучения является речь. Речь, в свою очередь, является предметом изучения психолингвистики (особого раздела психологии).

Отличия языка и речи следующие:

Язык - объективное явление жизни общества, он един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.

Существуют нормативные правила произношения и грамматики, сти­листики данного языка.

(Кстати, в общении человек использует незначительную часть язы­кового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов). Речь отдельного человека обладает особенностями про­изношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам ре­чи можно идентифицировать личность.

Этапы развития речи

Развитие речи шло по линии:

Комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому на­зад) - передача информации с использованием движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с трудом не диффе­ренцируются друг от друга;

Ручная кинетическая речь (язык жестов) - более дифферен­цирован (и сейчас им активно пользуются глухонемые);

Звуковая речь (более 100 000 л. назад) - в виде отдельных слов;

Создание письменности.

В свою очередь, этапы развития письменности следующие:

Рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)

Рассказ в картинках;

Идеографическое письмо (посредством иероглифов) (так, ки­тайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из двух символов: один означает"опасность", другой - "удобный случай";

Собственно буквенное письмо (Оно было изобретено древними финикийцами и получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).

Небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.

Физиологические основы речи.

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и но­са) и органы слуха.

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. На­рушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афа­зия).

Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полу­шарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее от­дельных слов.

Развитие органов звуковой речи человека на протяжении всей эволюции проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием. Биологической предпосылкой развития способности произнесения членораздельных звуков, было наличие большей подвижности губ и языка. Эта подвижность была обусловлена рядом анатомических изменений:

  • Расширение и укорачивание нижней челюсти;
  • Развитие подбородочного выступа;
  • Уменьшение клыков;
  • Увеличение свободной полости рта.

Свободная полость рта увеличила подвижность языка и в результате появилась возможность лучшего резонирования звука, который производится вибрацией голосовых связок гортани. Речевые системы современного человека разделены на две группы:

  1. Периферические. К ним относятся голосовой аппарат и органы слуха. Голосовой аппарат представлен органами дыхания, гортанью, полостью рта, полостью носа. Ток воздуха, который обеспечивается органами дыхания – легкими и мышцами, заставляет голосовые связки гортани вибрировать, а их колебание создает звуковую волну. Одновременно с развитием голосового аппарата развивались органы слуха. Происходило это за счет развития центрального аппарата и выражалось в усложнении коры головного мозга.
  2. Центральные. Это определенные структуры головного мозга, где находится центральный речевой аппарат. В свой состав он включает кору головного мозга, подкорковые узлы, проводящие пути, продолговатый мозг, нервы, идущие к дыхательным, голосовым, артикуляционным мышцам.

Функция центрального речевого аппарата

Речь человека, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов, которые связаны с деятельностью различных участков мозга. Но, в образовании речи, некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение и, прежде всего, это лобная, височная, теменная, затылочная доли, в основном, левого полушария.

В образовании собственной устной речи участвуют лобные извилины, являющиеся двигательной областью. Звуковые раздражения поступают в височные извилины, которые являются речеслуховой областью. Благодаря этому происходит процесс восприятия чужой речи. Теменная доля коры мозга необходима для понимания речи, а затылочная является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи.

За выразительность, ритм и темп речи отвечают подкорковые ядра. Органы речи и кора головного мозга связаны двумя видами нервных путей:

  • Центробежный путь. Это двигательный нервный путь, соединяющий кору головного мозга с мышцами, которые регулируют деятельность периферического речевого аппарата. Он начинается в коре головного мозга – от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути;
  • Центростремительный путь. Его начало находится в проприорецепторах и барорецепторах. Проприорецепторы расположены внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы расположены в глотке и при изменении давления на них – возбуждаются.

Черепно-мозговые нервы берут начало в ядрах ствола. К ним относятся: тройничный нерв, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный. Система черепно-мозговых нервов передает нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому аппарату.

Периферические системы речи

Периферическими органами речи являются:

  • Энергетическая система дыхательных органов – легкие, диафрагма, участвующие в возникновении звука;
  • Генераторная система – голосовые связки гортани, так называемый тоновый вибратор, щели и затворы, получающиеся при артикуляции – все вместе они образуют звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны;
  • Резонаторная система, к которой относятся носоглотка, череп, гортань, грудная клетка.

При изменении формы и объема надставной трубки, образованной полостью рта, носа и глоткой, происходит образование речи. Определенные форманты, специфические для данного языка, образуются в резонаторной системе, которая отвечает за тембр голоса.

Совместной работой органов речи является артикуляция, которая регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Чтобы артикуляция была правильной необходима определенная система движений органов речи. Эта система формируется под влиянием слухового анализатора и кинестизического.

Такие характеристики речи, как скорость, сила звука, тембр у мужчин окончательно начинают складываться после «ломки голоса» и по достижении старшего подросткового возраста у женщин. Представляют они собой устойчивую функциональную систему, неизменную до глубокой старости, поэтому легко узнать знакомого человека по его голосу.

Формы речевой деятельности

Речь, при словесных обозначениях объектов, проявляется в трех формах:

  1. Акустическая форма. Эта форма речи представлена в виде звуковых сигналов. Восприятие этих сигналов происходит в результате дробления речевого потока на участки. Также происходит интеграция отдельных элементов в речевой поток. Для осуществления коммуникативной функции речи основой как раз и является акустическая её форма;
  2. Оптическая форма речи. Она обеспечивает анализ и интеграцию речевых – буквенных раздражений, а также реализует символическую функцию речи. Если зрительные отделы коры головного мозга поражены, то нарушается не только возможность различения букв, но и символическая функция;
  3. Кинестезическая форма речи. Проявляется она в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, которые реализуют звуковое выражение речи. Мышечное напряжение органов артикуляции достаточно высокое и при отсутствии звукового речевого выражения. Проявляется это на физиологическом уровне в работе речевых органов в процессе мышления.

Языковой паспорт человека

Речевая деятельность человека несет не только информацию о внешнем мире и отношение к нему говорящего, она характеризует еще самого субъекта и передает личностную о нем информацию.

Речевая деятельность создает определенный образ человека, образ, по которому о нем судят – манера речи, интонация, словарный запас, риторические приемы, жесты и др. Такой образ получил название языковой паспорт человека или другими словами это та информация, которую человек во время разговора непроизвольно передает о себе.

Данный паспорт несет информацию о поле, возрасте, месте рождения. По специфическим особенностям речи, особенностям произношения, отдельным словам, хорошо определяется национальность человека.

Языковой паспорт дает возможность судить об уровне общей культуры человека, уровне воспитанности. Специалисты утверждают, что по речи можно определить возраст человека, с точностью 2-3 года, размеры его тела, рост, приблизительную профессию.

По голосу, как показывают современные исследования, можно реконструировать многие внешние признаки. Существуют специальные компьютерные устройства в специальных органах, которые позволяют по голосу определить «телефонного террориста», его черты и даже форму лица.

Почерк человека тоже дает информацию, которая относится к языковому паспорту. Специалисту-графологу почерк человека может рассказать много очень интересного, но интерпретация почерка требует специальных знаний.

Учение о высшей нервной деятельности имеет в своей основе представление о двух сигнальных системах. Первая сигнальная система – это система, отражающая наши непосредственные ощущения, восприятия, впечатления от конкретных предметов, явлений окружающего мира. Она примерно в равной степени представлена у высших животных и человека. Однако ВНД человека существенно отличается от таковой у животных. У человека появляется принципиально новая сигнальная система – речь, которая возникает в процессе его общественно-трудовой деятельности и достигает высокого уровня развития. В основе второй сигнальной системы лежит слово, являющееся "сигналом сигналов". Вторая сигнальная система возникает и развивается на основе первой сигнальной системы и тесно взаимосвязана с ней. Поскольку слово определяется общественно выработанным значением предмета, то оно играет ведущую роль в социальной жизни человека.

С помощью слов человек может познавать окружающую действительность, обобщенно и опосредованно отражая ее существенные свойства. Слово может выступать в качестве условного раздражителя и иметь такую же силу, как и непосредственный раздражитель, а связанные с ним временные нервные связи человека могут быть устойчивы и сохраняться без подкрепления в течение многих лет. Слово может влиять не только на психические, но и на физиологические процессы, как, например, при внушении и самовнушении. Любое слово: слышимое или произносимое, прочитанное или написанное относится ко второй сигнальной системе.

Функции речи

  • коммуникативная – использование речи как средства общения между людьми;
  • понятийная – заключается в том, что речь является орудием абстрактного и понятийного мышления. С помощью речи может осуществляться не только анализ и синтез поступающей информации, но и формулироваться суждения и выводы;
  • регуляторная – заключается в способности к регуляции деятельности разных органов и систем организма с помощью слов. Словесные раздражители могут изменять интенсивность обменных процессов, функционирование внутренних органов, воздействовать на мышечную и на сенсорные системы. Действие слова тесно взаимосвязано с его смысловым значением.

Формы речевой деятельности

Речь может быть представлена в трех формах: акустической, оптической и кинестезической.

Акустическая форма речи связана с восприятием звуковых сигналов, реализующимся при дроблении речевого потока на определенные звукокомплексы – фонемы, воспринимаемые слуховым и речевым анализаторами. При произнесении слов происходит интеграция отдельных звуковых элементов в речевой поток. Акустическая форма речи является основой для осуществления речевой коммуникации.

Оптическая форма речи реализует анализ и интеграцию отдельных буквенных символов.

Кинестезическая форма речи реализует звуковое выражение речи с помощью мышечного аппарата артикулирующих органов. Мышечное напряжение органов артикуляции достаточно высоко даже когда человек молчит. Физиологически эго связано с работой речевых органов в процессе мышления. Кинестезическая форма речи актуализируется также в процессах письма, осуществляемых тонкими дифференцированными движениями кистей рук.

Физиологические основы речи

Физиологической основой речи является вторая сигнальная система. Слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь) становятся условными раздражителями второй сигнальной системы. Процесс формирования условно-рефлекторной связи основан на том, что будучи вначале нейтральными раздражителями, звуки и написанные слова в процессе повторного сочетания их с раздражителями первой сигнальной системы, т.е. с непосредственным восприятием предметов, получением ощущений от их свойств, становятся условными речевыми раздражителями. В итоге слова становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались, приобретая смысловое значение. При этом образовываются временные нервные связи, которые укрепляются в дальнейшем путем постоянных речевых подкреплений, становятся прочными и приобретают разнонаправленный характер, т.е. вид предмета вызывает в качестве реакции возникновение образа слова, и наоборот, слышимое или видимое слово сразу же вызывает образ предмета, обозначаемого этим словом.

Системы, которые обеспечивают речь, можно разделить на две группы: периферические и центральные. К центральным относят определенные структуры головного мозга, а к периферическим – органы слуха и голосовой аппарат.

Все речевые анализаторы закладываются в обоих полушариях, но в качестве речевого центра развиваются только с одной стороны. Латерализация (расположение с правой или левой стороны) речевого центра соответствует функциональной латерализации полушарий и, как правило, соответствует латерализации ведущей руки (так называемые правши и левши). Речевой центр образован речевым кругом, который объединяет три мозговых речевых зоны (рис. 13.1):

Рис. 13.1.

  • речедвигательный центр Брока, который отвечает за реализацию речевого акта, управляя речевой мускулатурой. Зона Брока расположена в нижней части лобных извилин (поле 44, см. рис. 11.11), это двигательный центр мышц речевого аппарата. При поражении моторного центра речи развивается так называемая кинетическая моторная афазия, при которой человек понимает речь, но говорить не может;
  • сенсорный центр Вернике отвечает за восприятие устной речи. Он локализован в височной зоне в задних отделах верхней височной извилины (поля 22,37,42 левого полушария). Функция этого центра – распознавание фонем языка в устной речи, как в импрессивной, так и в экспрессивной. При поражении центра Вернике возникает так называемая сенсорная афазия, когда человек не может распознать и дифференцировать речевые звуки в устной речи, при этом страдает как понимание чужой речи, так и реализация собственной, так как нарушается и ее восприятие. Поле 37, входящее в центр Вернике, отвечает за запоминание слов. При поражении этого поля люди не помнят названия предметов и возникает так называемая амнестическая афазия;
  • ассоциативный центр, расположенный на границе височной и теменной долей, отвечает за формирование структуры предложений.

Кроме трех центров, объединяемых в речевой круг, выделяют центр восприятия письменной речи. Он локализован на границе височной, теменной и затылочной долей (поле 39, см. рис. 11.11) и отвечает за распознавание и хранение образов письменной речи. При повреждении этого центра при сохранном зрении наступает расстройство распознавания написанных слов.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой мере зависит от наличия нормального речевого окружения, обеспечивающего достаточную речевую практику, от процессов воспитания и обучения с первых дней жизни ребенка. Сенситивный период формирования второй сигнальной системы приходится на первые годы жизни и требует следующих условий: определенного уровня зрелости коры головного мозга, сформированности артикуляционного аппарата, сохранного слуха, полноценного речевого и эмоционального окружения с первых дней жизни ребенка.

Речь служит важнейшим средством связи между ребенком и окружающим миром, является наиболее совершенной формой общения. Формирование речи в детском возрасте – одна из основных характеристик общего развития ребенка, отражающая его интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие.