В каких странах мира православие является официальной религией? Православие

Сан Марино небольшая республика на Апеннинском полуострове населена почти исключительно римо католиками. Тем не менее, именно здесь в 2007 состоялась встреча представителей поместных церквей при Европейском союзе под… … Википедия

Эту страницу предлагается объединить с Христианство в Иране. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/31 октября 2012. О … Википедия

Св. Девота не включена в православный месяцеслов, но некоторые верующие не сомневаются в её святости. 90 % жителей Монако … Википедия

Православие третья в мире после католичества и протестантизма христианская религия по популярности. Во всём мире православие исповедуют примерно 225 300 миллионов человек, в основном в Восточной Европе (страны Балкан и постсоветское… … Википедия

Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый … Википедия

Индуизм в процентном отношении по странам Содержание … Википедия

- – в статье представлена численность населения стран мира и статистика Католической Церкви по каждой из стран мира. Содержание 1 Источники 2 Католицизм по странам 3 Примечания … Википедия

Страны, где более 10 % населения составляют мусульмане. Зелёным цветом отмечены сунниты, синим шииты. Чёрным выделены страны, по которым информация отсутствует. Ислам является второй по многочи … Википедия

Хронология развития и распространения буддийских школ (450 год до н. э. – 1300 год н. э.) … Википедия

Ниже приведён неполный список религий и религиозных течений. Содержание 1 Мировые религии 2 Авраамические религии … Википедия

Книги

  • Свет Востока. Записки православного священника , . Поле Каина и Авеля, столп преподобного Симеона, пояс Пресвятой Богородицы, благоговейно хранимая в мечети глава Пророка и Крестителя Иоанна, чудесные обращения измусульманства в…

В большинстве стран современного мира государственной религии нет вообще: все религии (кроме запрещенных деструктивных культов) равны перед законом, государство не вмешивается в их дела. Такие государства светскими, или секулярными. Принадлежит к их числу и Российская Федерация. С этой точки зрения называть Россию «православной », а Италию – «католической» можно только с точки зрения исторически сложившихся религиозных традиций.

Но существуют и такие страны, в которых статус той или иной религии закреплен законодательно.

Самое первое христианское государство

Нередко самым первым государством, в котором христианство обрело статус государственно религии, называют Византию, но это неверно. Миланский эдикт императора Константина Великого, открывшего путь к становлению Византии как христианского государства, относится к 313 году. Но за 12 лет до этого события – в 301 году – христианство было официально признано в Великой Армении.

Данному событию способствовала позиция царя Трдата III. Согласно преданию, этот царь поначалу был настроен решительно против христианской веры. Своего приближенного св. Георгия Просветителя он посадил в тюрьму за отказ принести жертву богине Анаит. Впоследствии царь серьезно заболел. Во сне его сестре явился ангел и сказал, что исцелить Трдата может только Григорий, а царь должен стать христианином. Так оно и случилось, и Трдат III после этого случая начал по всей стране борьбу с язычеством.

В современной Армении сохраняется особый юридический статус Армянской Апостольской как национальной религии.

Христианские государства современного мира

Христианство существует в виде , католицизма и различных направлений протестантизма.

Католицизм имеет статус государственной религии в Аргентине, Доминиканской Республике, Коста-Рике, Сальвадоре, а также в нескольких карликовых государствах Европы: Монако, Сан-Марино, Лихтейнштейне и, разумеется, в Ватикане, резиденция Папы Римского.

Статус православия как «господствующей религии» обозначен в конституции Греции.

Лютеранство имеет официальный статус Дании и Исландии.

В ряде случаев та или иная христианская является государственной не для всей страны в целом, а для определенной ее части. Католицизм имеет статус официальной религии в некоторых кантонах Швейцарии, а англиканство – в Англии, но не в других частях Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Некоторые страны формально являются светскими государствами, но фактически христианские конфессии имеет в них особый статус. Болгарская конституция определяет Православие как «традиционную » страны, а конституция Грузии подчеркивает «исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии».

В Норвегии и Швеции, несмотря на отделение церкви от государства, король остается главой церкви, а в Норвегии лютеранские священнослужители приравниваются к государственным служащим. В Финляндии ни одна государственной не является, но существуют особые законы, регулирующие деятельность лютеранской церкви. Аналогично обстоит дело и с Православной церковью в этой стране.

В Германии церковь отделена от государства, но финансовые управления федеральных земель взимают налог в пользу религиозных общин. Таким правом пользуются римско-католические и старокатолические общины, евангельские земельные церкви. Налог взимается на основании принадлежности к какой-либо религиозной общине, которую надлежит в паспортном столе.

Источники:

Христианство - самая большая мировая религия как по географической распространенности, так и по численности приверженцев. В каждой стране мира действует хотя бы одна христианская община.

Инструкция

Христианство является авраамической религией, которая основана на учении и жизни Иисуса Христа. Верующие не сомневаются, что Иисус - Спаситель Человечества и Сын Божий и свято в историчность Христа. Религия возникла в Палестине в 1 веке в среде араеоязычного населения. В первое же десятилетие христианство распространяется в соседние провинции и этнические группы. Впервые в качестве государственной религии его принимают в Армении в 301 году. А в 313 году и Римская дает христианству статус государственного вероисповедания. В 988 году христианизация вводится в Древнерусское государство и продолжается в течение 9 последующих веков.

Приверженцев христианской религии во всем мире насчитывают около 2,35 млрд человек, что составляет одну треть населения земного шара. В Европе численность христиан доходит до 550 млн, Северной Америке - 231 млн, Латинской Америке - 543 млн, Африке - 475 млн, Азии - 350 млн, Австралии и Океании - 24 млн человек.

Видео по теме

По подсчетам специалистов, в мире существуют десятки тысяч религиозных течений и конфессий. Многие прежние формы поклонения уходят в небытие, уступая место новым. Сегодня историки задаются вопросом: какая религия на земле была первой?

Инструкция

Все существующие религиозные учения группируются в несколько основных направлений, из которых наибольшую известность представляют христианство, ислам, иудаизм, индуизм и буддизм. Исследование истории возникновения религий позволяет сделать заключение о том религиозном поклонении, которое появилось на земле с самого начала.

Перечисленные выше направления можно разделить на 2 группы: «авраамическую» и «восточную». К последней относятся индуизм, буддизм и еще ряд родственных течений, зародившихся в юго-восточной Азии. В то время как буддизм появился в 6 веке до н.э., став тем самым ровесником конфуцианства, индуизм имеет заметно больший стаж. Как считается, самой ранней датой его зарождения является 1500 год до н.э. Тем не менее индуизм не является какой-либо единой системой религиозных учений, так как объединяет различные школы и культы.

«Авраамическая» группа религий представляет собой три родственных направления: иудаизм, христианство и ислам. Первые две формы поклонения имеют общий доктринальный источник – Ветхий Завет, первую часть Библии. Ислам, появившийся в VII веке н.э., взял своей основой Коран, который во многом опирается на опыт всей Библии, включая Новый Завет. В отличие от «восточной» группы религий, имеющих множество принципиальных расхождений в понимании и даже самом существовании Бога, «авраамические» формы поклонения отличает главная особенность – монотеизм, вера в одного и единого Творца. Данная деталь подчеркивается наименованием Бога в «авраамических» религиях: для мусульман он «Аллах», что указывает на родственное «Элохим» иудеев, в Ветхом Завете которых Бог зовется также «Иеговой» (Яхве), что подтверждается и христианами. Общность данных основополагающих доктрин дает возможность проследить исторический путь зарождения «авраамических» религий.

Иудаизм является наиболее ранней из числа перечисленных форм религиозного поклонения. «Тора» - первые пять библейских книг Ветхого Завета, (называемые также «Пятикнижием»), - начала писаться примерно в 1513 году до н.э. Тем не менее в данном труде подробно описывается период становления человечества и история зарождения религии задолго до начала Библии. На основании анализа начальных глав Ветхого Завета исследователи пришли к выводу о существовании предшествующих рукописных источников, на основе которых и было начато написание Библии.

Библия заметно облегчает исследование исторического фона, так как содержит в себе подробную хронологическую линию. Так, согласно библейской хронологии, Авраам, которого почитают представители всех «авраамических» религий, практиковал служение Богу на рубеже 2 и 3 веков до н.э. Знаменитый всемирный потоп, который смогли пережить служители Бога, в Священном Писании датируется примерно 2370 годом до н.э. Согласно описанию Библии, за сотни веков до потопа люди также исповедовали единую веру в Бога. В частности, Библия приводит слова первой женщины Евы, упомянувшую Иегову (Яхве) в качестве Бога, который дал жизнь первым людям на земле.

Религиозное и культурное влияние, которое Библия оказала на восточную и западную цивилизации, а также наличие в ее составе строгой хронологической линии с практикуемой древним миром системы религиозного поклонения, выделяют Библию из общей массы иных религиозных документов. Сегодня Библию считают авторитетным религиозным источников более половины жителей планеты. В отличие от многих культов Библия фундаментальна, что позволяло представленной в ней религиозной форме долгое время сохранять единую систему поклонения Богу. В свою очередь, это помогает проследить историю веры в библейского Бога на протяжении тысячелетий. Данные обстоятельства позволяют придти к выводу о том, что первой религией на земле была та, что описана в Библии.

Религию от других социальных явлений отличают вера в сверхестественное, наличие свода духовных и моральных правил поведения, культовые обряды, которые объединяют группу людей-последователей в различного вида религиозные формообразования – церковь, секту, течение, конфессию, общину и т.д. В современном мире насчитывается более 5 000 религий.

ПРАВОСЛАВИЕ, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. ortodoxia - православие), называли себя в 1-м тысячелетии обе ветви христианства - восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после происшедшего в 1054 раскола название «православная» закрепилось за Восточной церковью.

Считается, что православие возникло в 33 среди греков, живших в Иерусалиме. Основателем его был сам Иисус Христос. Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства.

Главные положения православного вероучения содержатся в Никео-Константинопольском (Никео-Цареградском) символе веры, принятом на I и II Вселенских соборах, проходивших соответственно в 325 в Никее и в 381 в Константинополе (Царьграде). Два других христианских символа веры - Апостольский и Афанасьевский православием не отвергаются, однако считается, что они покрываются Никео-Цареградским символом. Этот символ состоит из 12 членов и особенно подробно отражает те вопросы, из-за которых возникали споры и образовывались ереси. Принятая на I и II Вселенских соборах формула у православных не изменялась и сохранилась в первоначальном виде. Она такова: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаювоскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».

Таким образом, православные верят в единого Бога, выступающего в трёх лицах - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа - Божественную Троицу. Первый член символа веры посвящён Богу Отцу, который сотворил весь существующий мир. Со второго по седьмой члены символа веры посвящены Сыну Божьему - Иисусу Христу. По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: божественную и человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Иисус Христос был рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят также в воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо. Они ждут второго пришествия Иисуса Христа (когда же оно будет, известно только Богу) и установления на Земле Царства Божьего. Восьмой член символа веры посвящён Святому Духу, который, согласно православному вероучению, исходит только от Бога Отца. В девятом члене символа веры говорится о Церкви, которая является единой, святой, соборной и апостольской. Она едина, потому что Бог един и потому что единый глава Церкви - Иисус Христос. Святость церкви исходит от Бога. Церковь считается соборной (или кафолической), поскольку она полная, законченная, не нуждающаяся в дополнениях. Церковь называется апостольской, так как она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных Богом Отцом, а также на апостолах, посланных Иисусом Христом распространять его веру. Приобщение к Церкви происходит через крещение - этому посвящён десятый член символа веры. Православные считают, что в этом члене подразумеваются также 6 других таинств. В одиннадцатом и двенадцатом членах символа веры говорится о вере в воскресение из мёртвых и в вечную жизнь.

На II Вселенском соборе было решено впредь не вносить в символ веры никаких изменений и дополнений, чтобы не исказить веру.

Православные верят в посмертное воздаяние - рай и ад.

Религиозным символом у православных является крест, причём признаётся и четырёх-, и шести-, и восьмиконечный крест.

В православии признаётся семь таинств (священнодействий, в которых под видимым знаком даётся невидимая Божественная благодать). Это крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются так называемые евангельские таинства - крещение и причащение - как таинства, непосредственно установленные Иисусом Христом. Крещение рассматривается как духовное рождение, во время которого умирает природный человек с его первородным грехом и рождается новый. В православной церкви крещение обычно совершается путём троекратного погружения крещаемого в воду. Причащение - это приобщение Тела и Крови Христовых, в которые, как считается, во время таинства пресуществляются подаваемые для причащения хлеб и вино. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы. Сразу же после крещения в православной церкви совершается таинство миропомазания. Оно означает всеобщее рукоположение в звание мирян, во время которого человек призван получить дар Святого Духа. Таинство исповеди (покаяния) имеет целью примирить человека с Богом. Если при крещении человек освобождается от первородного греха, то на исповеди человеку отпускаются личные грехи. Таинство елеосвящения имеет двоякую направленность: в результате его, считают православные, человек освобождается от частных нераскаянных грехов и ему даётся оздоровление и исцеление от болезни либо даются силы для христианской смерти. Таинства брака и священства совершаются не над всеми членами церкви. Таинство брака освящает супружеский союз мужчины и женщины. Считается, что христианский брак заключается силою Святого Духа и не прекращается со смертью, а продолжается в Царстве Божьем. Священство - это таинство передачи через епископское рукоположение даров Святого Духа священнослужителям: епископам, священникам и диаконам.

Наряду с 7 отмеченными таинствами в церкви совершаются и другие действия, сообщающие благодать, хотя и не считающиеся таинствами. Это освящение икон и крестов, освящение святой воды, хлебов, другой пищи и т. д., погребение, пострижение в монашество (два последних действия в раннем христианстве считались таинствами).

Православные признают как Священное Писание, так и Священное Предание. Священное Писание (Библия) состоит из Ветхого и Нового Заветов. Православная церковь считает подлинными не только канонические книги Ветхого Завета, но и книги, не вошедшие в канон, рассматривая их как добавление к Священному Писанию, как книги, хотя и не богодухновенные, но добрые, назидательные и священные. В Новый Завет входят четыре Евангелия, а также книги «Деяния святых Апостолов»,21 послание Апостолов и книга «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис). Священное Предание в широком смысле слова - это живая память Церкви, это сохранение Церковью своего учения разными способами. В этом смысле и Библия (Cвященное Писание) может рассматриваться как часть Священного Предания. В более же узком смысле Священное Предание понимается как постановления признаваемых церковью соборов и учения отцов Церкви II-VIII вв. Православная церковь признаёт лишь 7 первых Вселенских соборов, состоявшихся до отделения западной ветви: I Никейский (325), I Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский (451), II Константинопольский (553), III Константинопольский (680), II Никейский (787).

По православному вероучению, для спасения человеку необходима помощь духовенства. Начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Подчёркивается, что сила этой иерархии заключается в её непрерывной апостольской преемственности. В настоящее время у православного духовенства существует трёхстепенная иерархия: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи), причём в харизматическом отношении все архиереи равны. Священный сан могут иметь только мужчины. У православных практикуется монашество (существуют мужские и женские монастыри). В зависимости от пострижения или непострижения в монашество православное духовенство делится на чёрное (монашествующее) и белое. Для белого духовенства доступны лишь две первые иерархические степени. В архиереи рукополагаются только монашествующие священники. Белые священники до принятия сана имеют право жениться, чёрное же духовенство даёт обет безбрачия. Большинство православных таинств могут совершать как архиереи, так и иереи. Таинство священства совершают только архиереи, причём по сложившейся традиции при поставлении епископов рукополагающих архиереев должно бытьне менее двух (хотя в истории православия были исключения из этого правила). Таинство крещения в исключительных случаях может совершить и мирянин (мужчина или женщина, исповедующие христианство).

В православии распространено почитание Богородицы, ангелов и святых, а также поклонение святым мощам и священным реликвиям, принято общение с Богом и святыми перед иконами.

У православных сложный, детально разработанный и чрезвычайно торжественный культ. Богослужения более длительные, чем в большинстве других христианских конфессий. Имеется богослужение для каждого дня седмичного и годичного циклов, а также для особых периодов: постов, праздников и т. д.

В православии кроме общественного богослужения существуют ещё и частные, совершающиеся для удовлетворения нужд конкретного лица (совершение таинств, молебны о болящих, путешествующих и др., богослужения об усопших, панихиды и т. д.). Главным из общественных богослужений является литургия. В настоящее время у православных совершаются литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Чин литургии состоит из трёх частей: проскомидии (во время которой священник или архиерей готовит хлеб и вино для причастия), литургии оглашенных и литургии верных. Раньше на литургии оглашенных могли присутствовать все желающие, а на литургию верных допускались только крещёные. В настоящее время на литургии верных разрешили присутствовать даже нехристианам.

Во время богослужения возжигаются свечи, употребляется ладан, духовенство одето в нарядные облачения. Православное богослужение сопровождается хоровым пением (музыкальные инструменты в богослужении не используются, так как считается, что нельзя заменять человеческий голос неразумными, хотя и красивыми звуками).

У православных нет жёсткой церковной централизации. Крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автокефальны. Все автокефальные церкви равноправны независимо от того, как именуется глава той или другой церкви: патриарх, митрополит или архиепископ. В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей: Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии , Американская. Кроме того, есть автономные православные церкви, которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской православной церкви, Финляндская - от Константинопольской, Японская - от Русской. В последнее время значительную автономию получила Украинская православная церковь Московского патриархата. Некоторые православные церкви (например, Македонская православная церковь, Украинская православная церковь Киевского патриархата) объявили себя независимыми, но их самостоятельность не была признана автокефальными церквами. Имеются также православные церковные организации, не признающие руководства ни одной автокефальной церкви, хотя и не претендующие на автокефальность. К таким церковным организациям относится, в частности, Русская православная церковь за границей, которая отделилась от Русской православной церкви.

У православных нет единого календаря. Большинство автокефальных православных церквей перешло на григорианский календарь. Юлианского календаря по-прежнему придерживаются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви. Однако почти во всех церквах, принявших григорианский календарь, есть группы духовенства и верующих, которые продолжают пользоваться в церковной жизни юлианским календарём. Наиболее многочисленны группы сторонников старого календаря в Греции . Юлианский календарь сохранён и в пользующихся автономией монастырях Афона (Греция), насельники которых особенно последовательно выступают против перехода на григорианский календарь.

Из-за того что в разных православных церквах приняты разные календари, отмечаемые в них праздники, хотя в своей основе идентичны, приходятся на разные дни.

Самым большим праздником у православных считается Пасха - «праздников праздник». Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она не совпадала с иудаистской Пасхой. Ещё 12 праздников считаются главными, их называют двунадесятыми. К двунадесятым праздникам относятся Рождество Христово (отмечается 25 декабря в церквах, принявших григорианский календарь, и 7 января по новому стилю в церквах, сохранивших юлианский календарь), Крещение Господне, или Богоявление (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Преображение Господне (6/19 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Вход Господен в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи) и Пятидесятница, или День Святой Троицы (пятидесятый день после Пасхи).

Кроме двунадесятых праздников все православные отмечают Обрезание Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Рождение Иоанна Предтечи и усекновение его главы, праздник апостолов Петра и Павла, дни памяти некоторых святых, например Николая Угодника, Великомученика Георгия, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. В каждой поместной церкви имеются свои особо почитаемые святые. Многие большие праздники предшествуются у православных предпразднествами. Перед некоторыми праздниками (Пасхой, Рождеством, Успением, праздником апостолов Петра и Павла) соблюдаются многодневные посты. Особенно строгим считается Великий пост перед Пасхой. Существуют и однодневные посты.

Общая численность православных в 1996З - 182 млн. человек. Наибольшее число их имеется в России - по разным оценкам,70-80 млн. Православные живут также на Украине (около 30 млн.), в Румынии (20 млн.), Греции (9,5 млн.), Белоруссии (около 5 млн.), Югославии - Сербии и Черногории (около 7 млн.), Болгарии (6 млн.), Молдавии (около 3 млн.), Боснии и Герцеговине (1,2 млн.), Македонии (1,2 млн.), Германии (свыше 550 тыс.), Польше (800 тыс.), Хорватии (700 тыс.), Албании (свыше 350 тыс.), Великобритании (440 тыс.), Эстонии (300 тыс.), Франции (свыше 260 тыс.), Латвии (около 400 тыс.), Литве (150 тыс.), Швеции (около 75 тыс.), Австрии (70 тыс.), Швейцарии (70 тыс.), Финляндии (56 тыс.), Бельгии (53 тыс.), Италии (36 тыс.), Словакии (34 тыс.), Венгрии (30 тыс.), Чехии (около 75 тыс.). В России православие исповедует прежде всего подавляющее большинство русских верующих. Православия придерживается также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считается большинство ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, хотя православие обычно сочетается у них с пережитками традиционных верований. Православную веру исповедует и Большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются и многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

На Украине православия придерживаются кроме большинства украинцев живущие в стране русские, белорусы, молдаване, болгары, румыны, греки, цыгане. В

Каково положение Православной Церкви в Западной Европе? Какие трудности она испытывает? И как принимают ее жители тех стран, где государственными религиями являются католичество и протестантизм, а большая часть населения вообще неверующие? Доктор философии Салфордского университета, а ныне преподаватель Барановичского государственного университета (Белоруссия) Сергей Александрович Мудров несколько лет жил и учился в Европе. В книге «Православие в Европе - свидетельства наших дней» он собрал интервью с православными священниками, которые были сделаны в этот период.

Сергей Александрович, думаю, вы своей книгой хотели помочь читателю составить представление о положении Православной Церкви в Западной Европе. Но ведь впечатление складывается не самое радужное: православие в Европе - Церковь меньшинства и мигрантов…

Не могу с вами согласиться. На мой взгляд, не все так однозначно плохо. Конечно, в странах, где господствуют протестантские и католические конфессии, православные верующие находятся в меньшинстве. Так сложилось исторически, что, скажем, в Португалии, Франции, Бельгии или Дании большинство местного населения не принадлежит Православной Церкви. И если смотреть поверхностно, то впечатление может действительно показаться не самым позитивным.

Но в исторической перспективе все видится несколько иначе. Да, православных в Европе пока еще не так много, но их значительно больше, чем, скажем, 20 лет назад. Большинство православных — иммигранты, но и местное население проявляет интерес, причем случаев обращения в истинную веру с каждым годом становится все больше.

Представители румынской епархии в Италии рассказывали мне, что еще в 2004 году в стране было всего 30 румынских приходов, а сейчас - более 200! Причем ежегодно в православие обращается более 100 итальянцев! Достаточно сильные общины, состоящие из местного населения, сформировались в Великобритании, Франции и Германии. Даже в далекой Исландии есть люди, которые смогли узнать о православии и обратились в истинную веру.

В то же время в таких странах, как Испания и Португалия, православные общины состоят практически из одних только иммигрантов. И это вполне объяснимо. Как рассказывал мне один священник из Сарагосы, испанцу, чтобы отказаться от католицизма и перейти в православие, нужно, по сути, перестать быть испанцем.

Кстати, нередко в тех странах, где православие не является государственной религией, люди собираются в храмах не столько для молитвы, сколько чтобы пообщаться с людьми своей национальности. Протопресвитер Александр Шмеман, который жил в Америке, не раз отмечал, что среди иммигрантов православие порой подменяется «национальными идеями».

- Да, такая проблема существует. Порой на Западе люди приходят в православный храм не столько ради молитвы, сколько ради общения с соотечественниками. Но я не считаю, что эту проблему стоит преувеличивать. На Западе немало различных общественных организаций и клубов по интересам: русские, украинские... Те, кто жаждет общения со своими, идут, как правило, туда. И реже - в церковь.

Тревожно другое: порой верующие пытаются «приватизировать» православие и с недоверием относятся к людям других национальностей, которые стремятся принять истинную веру. Помнится, в одном православном монастыре во Франции два монаха (англичанин и голландец) с большой настороженностью спрашивали меня, согласен ли я с идеей, что православие - это вера только для русских и для других «традиционных» православных (греков, румын и так далее). Как же они обрадовались, когда я сказал им, что, по моему мнению, православная вера для всех и не может быть ограничена рамками каких-то наций или стран.

На Западе некоторые батюшки по-разному, порой весьма странно, пытаются налаживать контакт с местными жителями. Так, настоятель одного из храмов в Голландии высказал мнение, что Церковь должна быть живой и «нужно сформировать комиссию о роли женщин в Церкви». Как Вам кажется, Сергей Александрович, подобный подход - это «вынужденная» миссионерская мера или следствие отхода от истины?

Думаю, все зависит от конкретной ситуации. Батюшка, о котором Вы говорите, показался мне очень хорошим священником, искренне радеющем о православии. Наверное, его снисходительный подход обусловлен средой, в которой ему приходится служить. Но он не выходит за рамки православной традиции. Этот священник хорошо понимает, что только церковная власть, Собор, может принять решение по вопросам, которые ему кажутся важными…

Гораздо хуже, если такого рода либерализм ведет к попранию заповедей, как, например, в голландском Девентере. Там, по словам священника Георгия (Тиммера), на православном приходе причащают лиц, которые официально состоят в однополом «браке». Конечно, по голландским законам такие «браки» ничем не отличаются от нормального супружества, но все же не стоит забывать, что для Церкви важнее голос Бога и Священного Писания, нежели установления, принимаемые земной властью.

Мой следующий вопрос может Вам показаться слишком абстрактным… И все же, давайте предположим на секунду, что Вы оказываетесь настоятелем прихода. Допустим, в Маастрихте с его населением в 120 тысяч человек. Как бы вы начали общаться с местными жителями, чтобы привлечь их в православный храм?

Маастрихт - замечательный город. До сих пор с теплотой вспоминаю время своей учебы в магистратуре тамошнего университета. Если бы мне вдруг пришлось стать настоятелем прихода в Маастрихте, моя миссионерская работа велась бы, пожалуй, в двух направлениях. Во-первых, я попытался бы «достучаться» до тех, кто приехал в Голландию из православных стран: русских, украинцев, белорусов… Там таких немало, и многие из них не были воцерковлены на родине.

Вот до коренных голландцев «достучаться», думаю, было бы сложнее, в силу их общей религиозной индифферентности. Наверное, я попытался бы провести несколько «презентационных» мероприятий о Православной Церкви, скажем, в университетской библиотеке. Поскольку дух экуменизма мне чужд, я мог бы попробовать провести диспут с католиками и протестантами, чтобы подчеркнуть, что различий между нашими конфессиями много и они принципиальны.

Во-вторых, я попробовал бы организовать крестные ходы и молебны в городе, причем на голландском. Я стремился бы к тому, чтобы активно использовать в богослужении голландский язык. Немногие местные жители захотят посещать службу, где молитвы читают на абсолютно незнакомом языке.

Сергей Александрович, Вам, наверное, часто приходилось бывать на богослужениях в самых разных странах. Мы обычно говорим, что у каждой страны и у каждой Церкви есть свои национальные особенности. К примеру, в Болгарии принято сидеть, а ход греческих богослужений несколько отличается от наших. Какие самые яркие особенности или традиции увидели Вы в приходской жизни?

У меня сложилось впечатление, что в целом на Западе приходская жизнь более активна, чем, скажем, в Беларуси, в стране, где я живу сейчас (сравнить с Россией, к сожалению, не могу). Я хочу подчеркнуть, что европейские приходы неплохо организованы: они проводят совместные мероприятия, совершают паломнические поездки. Люди хорошо друг друга знают и активно общаются… Как ни парадоксально, но в тех странах Европы, где я жил длительное время, я лучше знал прихожан церкви, которую посещал, чем прихожан церкви в Барановичах (в Беларуси), куда я хожу уже много лет.

Конечно, в Европе организовать общение легче, потому что приходы, как правило, не столь многочисленные…

Что же касается особенности богослужений, то на Западе, в первую очередь, заметно многоязычие. Служат, как правило, на церковнославянском и на языке той страны, где находится приход (английском, французском и т.п.). Иногда (хотя и редко) часть службы идет на русском языке.

Еще одна особенность, которую нельзя не отметить, - упоминание местных монархов на ектении во время Литургии. У меня такая практика вызывает некоторые вопросы. Например, Британская королева не только далека от православия, но и формально является главой Англиканской Церкви. И когда на Литургии слышишь слова молитвы священника или диакона о «королеве Елизавете», испытываешь противоречивые чувства. Мне кажется, что в странах, где монархи не принадлежат к Православной Церкви, все же лучше было бы за богослужением молиться «о властех и воинстве».

Вам приходилось беседовать со священниками из России и с Украины. Как Вам кажется, жизнь на Западе оказала на них влияние?

У каждого священника на Западе своя судьба. Некоторые служат как дипломаты: несколько лет в одной стране, потом в другой... Так, я недавно узнал, что игумена Арсения (Соколова) - очень искреннего и молитвенного настоятеля церкви в Лиссабоне - перевели из Португалии в Ливан. Конечно, при регулярных переводах из страны в страну сложно перенять местный способ мышления. С другой стороны, есть священники, которые эмигрировали по своей инициативе (порой они даже не были священниками во время переселения и рукополагались уже в стране эмиграции). Наверное, такие священники лучше интегрированы в местную среду, но я не думаю, что по образу мышления и системе ценностей они полностью становятся «местными».

Когда говоришь о православии и Западе, понимаешь, что это прежде всего две почти противоположные системы ценностей. Может ли сегодня православный миссионер быть услышанным и понятым на Западе?

Тут нужно учитывать, что западные страны очень неоднородны, в том числе и в плане ценностных ориентиров. Есть государства, в которых легализованы однополые «браки», эвтаназия и так далее. В других европейских странах общество консервативно, а законы ориентированы на христианскую мораль. Например, в Ирландии, Польше и на Мальте запрещены аборты. Согласитесь, в этом плане Мальта или Польша более христианские, чем Россия или Беларусь. Поэтому в консервативных европейских странах православие вполне может быть услышанным и понятым.

Но не стоит забывать, что далеко не все граждане разделяют либеральные воззрения своих элит и приветствуют антихристианское законодательство. Такие люди придут в православие именно потому, что наша Церковь не уступает духу этого мира и не пытается реформировать свою социальную концепцию, чтобы «соответствовать» очередному ультралиберальному закону, принятому парламентом Голландии или Швеции.

Я имел в виду несколько иное. Вот свежий пример: мне недавно пришлось говорить с одной семьей, которая живет в Великобритании. Сами они не православные и ходят в пресвитерианскую Церковь. И православия не принимают по разным причинам. Одна из них заключается в том, что православие, как сказала мне женщина из этой семьи, - это религия, которая заставляет пренебречь земным. А в условиях, в которых сейчас находится Англия, это шаг к тому, чтобы стать отщепенцем, отделиться от «системы».

На мой взгляд, эти слова можно смело отнести к любому современному обществу: британскому, российскому или белорусскому. Мы все живем в обществе потребления, в условиях, когда нередки насмешки над целомудрием и нестяжанием. Быть православным христианином везде непросто, не только в Англии. Как человек, проживший в Британии в общей сложности более четырех лет, скажу больше: система ценностей, которая веками существовала на «туманном Альбионе», разрушена. Многие люди стали равнодушны ко всему, иные находятся в поиске.

Впрочем, есть и ободряющие примеры. Скажем, я знаком с человеком, который практически всю свою сознательную жизнь был членом Англиканской Церкви. В 57 лет он перешел в Православие. Меня удивила та ревность (в хорошем смысле этого слова), с которой он стал стремиться к соблюдению устава Православной Церкви, в том числе и в плане соблюдения постов. Представьте себе: человек никогда в своей жизни не постился, но, став православным, не начал искать себе причин для послабления поста, а отказался, как и положено, от мясных, молочных и рыбных продуктов. Даже в командировках он старался соблюдать пост. Значит, есть англичане, которые готовы «пренебречь земным», чтобы стать не номинальными, а настоящими православными. Конечно, соблюдение постов - это лишь одна сторона нашей веры, но, как показывает практика, почему-то именно она вызывает среди верующих немало сложностей.

В своей книге Вы упоминали о чаепитиях, которые приняты после богослужений в православных приходах. О чем говорят за чаем?

О разном… Все зависит от прихода. Порой во время чаепития священник беседует на духовные темы. Но обычная практика - частные беседы прихожан. Люди пьют чай, едят, обмениваются новостями, знакомятся друг с другом. Беседы за чаем - хорошая возможность узнать своих братьев и сестер, особенно новичков. Для новопришедших, в свою очередь, это отличная возможность не остаться без попечения и внимания.

- Ощущают ли себя миссионерами настоятели храмов, с которыми вы беседовали?

Полагаю, не все настоятели православных приходов на Западе ощущают себя миссионерами. Для кого-то важнее забота о духовных нуждах эмигрантов. Или миссия в более узком смысле этого слова - среди соотечественников. Не думаю, что это правильный подход. Например, те же католики (униаты) не гнушаются активной миссии на Украине, традиционно православной стране. В условиях упадка католичества и протестантизма необходимость активной православной миссии в Европе очевидна. Католики и протестанты должны увидеть здравую альтернативу обмирщению религий, причем не в магических учениях Востока, а в Святой Православной Церкви. Но для этого православным на Западе нужно не смущаться говорить о глубоких различиях между православными и инославными и не допускать таких противоестественных вещей, как совместные «экуменические» богослужения и молитвы.

Много ли Вам приходилось видеть литературы в западноевропейских приходах? Что это за книги? На каких они языках?

Литературы немало. На русском и на языках тех стран, в которых находятся православные приходы. Речь идет о переводах трудов Отцов Церкви и более современных богословов. Наконец, на национальных языках пишут западные богословы нашего времени. Скажем, одна из известных книг о православии - «Православная Церковь» - написана митрополитом Каллистом (Уэр) на английском языке. Ведь владыка Каллист - англичанин, живет в Оксфорде.

- Вы планируете новые книги на тему Церкви в Западной Европе?

Да, такие планы есть. У меня уже собран материал о православии в Великобритании, Исландии, Эстонии, Литве и Италии. Есть новая информация о Франции и Бельгии. Если я найду издательство, которое согласится профинансировать мою новую книгу, то она, возможно, будет опубликована уже в начале следующего года.

Интерес россиян к тому, как живут православные страны мира, обоснован тем, что с этими странами нас связывает , и, следовательно, мировоззрение и культура. Однако, если спросить у среднестатистического российского гражданина, какие православные страны он знает, то в большинстве случаев будут названы Украина, Беларусь, Грузия, Греция и Сербия. А между тем, православных стран достаточно много, и иногда, глядя на карту, мы даже не догадываемся, что в Эфиопии или Египте, например, численность православных христиан очень велика. И все-таки, в связи с историческими и территориальными причинами, православие наиболее распространено в странах Восточной Европы. Во время соцопросов православными называют себя 80% россиян, такой же процент белорусов, 76% украинцев. Что касается южнославянских государств, то большая их часть в разные исторические периоды находилась поочередно под влиянием Византии и Османской империи, в связи с чем ведущими религиями в них являются православие и ислам. К таким странам можно отнести Турцию, Болгарию, Македонию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину. Во всех этих странах количество православного населения колеблется в районе 50%.

Страны мира с православными общинами

Помимо православных стран, в мире существуют также государства, которые не исповедуют православие как основную религию, но в которых по объективным причинам сложились достаточно крупные и сплочённые православные общины. В основном это страны Западной Европы, которые были в составе Российской империи, а также те государства, которые ощутили на себе самый большой приток эмигрантов, бежавших от коммунистического режима в ХХ столетии. К первым можно отнести Финляндию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, ко вторым – Канаду, США, Германию, Японию, Китай, Францию, Бразилию, Австралию, страны Южной Америки. Несмотря на то, что в этих странах православные общины составляют меньше 5% процентов от общего количества населения, они поражают своей организованностью, активностью, чувством единения. Деятельность общин не заканчивается соборной молитвой: здесь помогают найти работу новым эмигрантам, оказывают финансовую и психологическую помощь тем, кто решил начать новую жизнь в чужой стране, поддерживают активную связь с православными общинами России, Украины и Беларуси. Практически во всех этих странах мира православные церкви находятся в юрисдикции Московского патриархата.

Уровень жизни православных стран мира

Каждый, кто исследовал статистику православных стран мира, не мог не отметить для себя интересную тенденцию: в экономическом плане именно православные страны являются наиболее бедными. Для того, чтобы подтвердить этот факт, достаточно привести список государств, входящих в двадцатку по уровню ВВП: в них присутствуют Норвегия, Швейцария, США, Нидерланды, Австралия, Германия, Швеция и Канада – преимущественно протестантские страны.

Ни одной православной страны в двадцатке государств с развитой экономикой нет. С чем же связан такой экономический успех именно протестантских стран? Некоторые исследователи этого феномена считают, что одной из доктрин протестантизма является отношение к богатству, как к Божьему дару, и, исходя из этого, возведение труда в культ. В православной религии, наоборот,