Первые дни после победы. Первый Русский марш — как это было Итак, "Марш авиаторов" - это полностью советская песня

Вариант 1 Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 34 задания, часть 2 содержит 6 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Ответ к заданиям 1–21 запишите в бланк ответов № 1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответами к заданиям 22–34 являются цифра, слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите в бланк ответов № 1. Задания части 2 (35–40) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему. Часть 1 Ответом к заданиям 1–21 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. 1. Какое событие относится ко времени правления Ярослава Мудрого? 1) установление уроков и погостов 2) подчинение Киеву племён северян 3) крещение князя и его дружины в Корсуни (Херсонесе) 4) создание первого на Руси письменного свода законов 2. Что из перечисленного было причиной Ливонской войны? 1) стремление Русского государства получить удобный выход к Балтийскому морю 2) попытка Ливонского ордена присоединить новгородскую и псковскую земли 3) притязания польского короля на московский престол 4) крестовый поход против Руси, провозглашённый римским папой 3. Кто из перечисленных деятелей культуры был иконописцем? 1) Иван Фёдоров 2) Феофан Грек 3) отец Сильвестр 4) Софоний Рязанец 4. Прочтите отрывок из поданного царю мнения иеромонаха Епифания Славинецкого и укажите, к какому времени относится этот исторический документ. «Велие зело нам, начинающим в настоящем приключении оставления престола, тщание приложити хотяще, да не впредь празден будет, разсуждати подобает: А. Мощно ли не низложивше соборне Никона возвести инаго? B. Мощно ли Никона отрекшася своего престола возвести паки? Г. Мощно ли низложити Никона и инаго возвести…? Д. Аще Никона низложити, то разсудити, от самаго ли престола или вкупе и от архиерейства?» 1) первая половина XVI в. 3) первая половина XVII в. 2) вторая половина XVI в. 4) вторая половина XVII в. 5. К какому периоду относится активная общественная деятельность В.Г. Белинского? 1) 1740–1750-е гг. 2) 1780–1790-е гг. 3) 1800–1810-е гг. 4) 1830–1840-е гг. 6. Что из перечисленного было одной из причин реформ Петра I? 1) поражение России в войне с Польшей во второй половине XVII в. 2) стремление царя даровать России конституцию 3) распространение в России идей философов-просветителей 4) стремление царя европеизировать Россию 7. Прочтите отрывок из сообщения иностранного посла и укажите императора, в чьё правление происходили описанные события. «Император решил перенести останки своего отца в гробницу императоров в крепости. До сих пор они находились в Александро-Невской лавре, где были погребены без почестей и обряда… Заупокойная служба по нему уже началась в часовне Зимнего дворца, и за два дня до переноса тела императрицы его тело будет отправлено в церковь при крепости. Там готовят два возвышения-катафалка, на которых мы увидим императрицу рядом со своим супругом, по случаю чего будут произнесены все возможные в таком случае надгробные речи... Траур будут носить по Петру III и Екатерине II. Их гробы будут поставлены на один катафалк, но погребены они будут в разных могилах...» 1) Иоанн VI 2) Павел I 3) Александр I 4) Николай I 8. Какая из перечисленных реформ была осуществлена позже, чем все остальные? 1) реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева 2) учреждение Государственного совета 3) создание губернских и уездных земских собраний и управ 4) денежная реформа Е.Ф. Канкрина 9. Что было одним из последствий проведения консервативного курса в сфере образования при Александре III? 1) закрытие всех земских школ 2) введение ограничений для детей «низших состояний» в получении образования 3) разгром Казанского университета 4) значительное сокращение государственных расходов на систему образования 10. Прочтите отрывок из исторического очерка И.А. Христофорова и укажите императора, в чьё царствование была проведена описанная реформа. «Целью реформаторов было максимально изолировать крестьян от их бывших владельцев… Но лишение помещиков непосредственного контроля над крестьянами, а значит и над местной жизнью в целом, означало, что этот контроль должен быть передан в другие руки… Так появилась идея мировых посредников, призванных взять на себя нелегкое бремя реализации реформы, разъяснения её и крестьянам, и их бывшим владельцам, улаживания конфликтов и т. п.» 1) Николай I 2) Александр II 3) Александр III 4) Николай II 11. Чем характеризовалось развитие русской культуры в XVIII в.? 1) секуляризацией культуры, её освобождением от религиозных ограничений и шаблонов 2) изолированностью, отсутствием каких-либо контактов с культурой других народов 3) преобладанием в литературе и искусстве реалистического направления 4) международным признанием достижений отечественной литературы 12. Среди республик, подписавших в 1922 г. договор о создании СССР, была 1) Казахская ССР 2) Молдавская ССР 3) Латвийская ССР 4) Белорусская ССР 13. Что было одним из последствий подписания СССР пакта о ненападении с Германией в 1939 г.? 1) укрепление позиций СССР в Лиге Наций 2) отказ руководства СССР от идеи присоединения территорий, ранее входивших в состав Российской империи 3) предотвращение для СССР войны на два фронта из-за возникших разногласий Германии и Японии 4) усиление влияния коммунистических партий в Западной Европе 14. Какое из перечисленных событий Великой Отечественной войны относится к 1941 г.? 1) Смоленское сражение 2) первая встреча глав СССР, США и Великобритании в Тегеране 3) форсирование Днепра 4) издание приказа №227 «Ни шагу назад!» 15. Кто из перечисленных военачальников прославился в годы Великой Отечественной войны? 1) Н.Ф. Ватутин и И.Д. Черняховский 3) А.А. Брусилов и Л.Г. Корнилов 2) М.Н. Тухачевский и В.К. Блюхер 4) А.П. Ермолов и Н.Н. Раевский 16. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите год, к которому относится описанная ситуация. «Наступление советских войск в [этом году] приобрело новые военно-политические черты. Во-первых, Красная Армия пересекла западную границу СССР… и приступила к выполнению миссии освобождения Европы от гитлеровской оккупации… Во-вторых, операции Красной Армии начали координироваться с действиями западных союзников, готовившихся к открытию второго фронта в Европе». 1) 1942 г. 2) 1943 г. 3) 1944 г. 4) 1945 г. 17. Что из перечисленного произошло в 1956 г.? 1) антикоммунистическое восстание в Венгрии 2) образование Германской Демократической Республики 3) подавление «Пражской весны» 4) «Бархатные революции» в Восточной Европе 18. Что было одной из причин роста розничных цен на продовольствие в начале 1960-х гг.? 1) масштабное стихийное бедствие – засуха – в основных земледельческих районах страны 2) административные перекосы при проведении кампании «Догнать и перегнать Америку!» 3) отказ государства от контроля над ценами на продовольственные товары, либерализация цен 4) проведение реформы А.Н. Косыгина по внедрению хозрасчёта в деятельность промышленных и аграрных предприятий 19. Прочтите отрывок из статьи В.Л. Шейниса и укажите год, пропущенный в тексте. «Крутому повороту в экономической политике предшествовали партийные постановления. Его оформление в советских институтах было делом техники. Сами же партийные решения, предопределившие характер развития на ряд лет вперёд, представляли серию импровизаций, продиктованных обстоятельствами и логикой запущенного процесса. Первый шаг – замену продразвёрстки продналогом, который «должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения» и общая сумма которого «должна быть постоянно уменьшаема», торопились сделать на X съезде партии в марте ________ г., до начала весенних полевых работ, дабы должным образом ориентировать и мотивировать крестьянина». 1) 1919 г. 2) 1921 г. 3) 1924 г. 4) 1926 г. 20. Укажите советского писателя, который был удостоен в 1965 г. Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и правдивость, с которой он в своей донской эпопее срисовал историческую эпоху из жизни российского народа»? 1) К.М. Симонов 2) В.Г. Распутин 3) М.А. Шолохов 4) И.Г. Эренбург 21. Какое из перечисленных событий относится к 1990-м гг.? 1) создание Общественной палаты РФ 2) издание указа Президента РФ «О создании инновационного центра в Сколково» 3) создание партии «Справедливая Россия» 4) создание Содружества Независимых Государств Ответами к заданиям 22–34 является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Укажите ответы в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). 22. Расположите государственных деятелей в хронологическом порядке. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии государственных деятелей, в правильной последовательности. 1) А.Л. Ордин-Нащокин 3) А.Ф. Адашев 5) П.Д. Киселёв 2) П.И. Ягужинский 4) П.А. Столыпин 23. Какие три исторических деятеля были участниками событий Смуты? 1) Андрей Курбский 3) Фёдор Ртищев 2) Иван Болотников 4) Прокопий Ляпунов 5) Александр Меншиков 6) Дмитрий Трубецкой 24. Установите соответствие между событиями и руководителями Советской России – СССР в период, когда происходили эти события: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. СОБЫТИЯ А) начало стахановского движения Б) принятие первой советской конституции В) создание Съезда народных депутатов СССР Г) первый визит советского руководителя в США А Б РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ - СССР 1) М.С. Горбачёв 2) В.И. Ленин 3) И.В. Сталин 4) Н.С. Хрущёв 5) Л.И. Брежнев В Г 25. Ниже приведён список терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к государственному устройству СССР 1940–1980-х гг. Найдите и запишите порядковый номер термина (понятия), не относящегося к государственному устройству СССР 1940–1980-х гг. 1) Верховный Совет; 3) народный депутат; 5) КГБ; 2) Совет Федерации; 4) Совет Министров; 6) автономная республика. 26. Напишите пропущенное слово. Первые бумажные деньги в России, введённые при Екатерине II и находившиеся в обращении вплоть до царствования Николая I, назывались _______________. 27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. СОБЫТИЕ ДАТА УЧАСТНИК(-И) убийство императора Александра II составление Уставной грамоты Российской империи _________ (А) _________ (Б) 1820 г. _________ (В) _________ (Г) 1854-1855 гг. В.А. Корнилов, П.С. Нахимов деятельность Редакционных комиссий по подготовке проекта отмены крепостного права _________ (Д) _________ (Е) Пропущенные элементы: 1) Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин 2) 1881 г. 3) Н.Н. Новосильцев А 4) 1837–1841 гг. 7) оборона Севастополя 5) С.Л. Перовская, И.И. Гриневицкий 8) 1859–1860 гг. 6) создание «Земли и воли» 9) С.Ю. Витте Б В Г Д Е 28. Прочтите отрывок из воспоминаний офицера. «Первые дни нашего марша дали нам представление печальной страны, на завоевание которой мы шли: много лесов и редкие селения, не могшие по бедности прокормить две армии, особенно нашу [более, чем пятисоттысячную], каждый день вступавшую в местность, уже истощенную русской армией, которая, отступая, уничтожала и жгла за собой все средства жизни. …зачастую наша лёгкая кавалерия с остервенением шла в атаку только с целью упреждения сожжения тех мест, которые русская армия должна была оставить. …Чем более продвигались мы вперёд, тем усерднее русские жгли всё за собою, уничтожая не только деревни, но и города и всё то, что находилось по сторонам дороги. Наконец мы подошли к Смоленску». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) Во главе армии, к которой относился автор воспоминаний, стоял Карл XII. 2) В приведённом тексте автор отмечает богатство земель, через которые проходила его армия. 3) Крупнейшим сражением войны, к которой относятся воспоминания, был Полтавский бой. 4) Описанная в тексте тактика русских войск заключалась в уничтожении всего ценного, что мог бы использовать неприятель. 5) В ходе войны неприятель захватил Москву. 6) Одним из руководителей русского войска в описанный в тексте период был М.Б. Барклай де Толли. Рассмотрите схему и выполните задания 29–32. 29. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». 30. Заполните пропуск в следующей фразе: «Изображённое на схеме сражение произошло в тысяча девятьсот сорок ______ году». 31. Напишите название периода Великой Отечественной войны, к которому относится эта битва. 32. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. 1) В период боевых действий, обозначенных на схеме, в тылу противника проводилась партизанская операция «Рельсовая война». 2) В течение всей битвы осуществлялось наступление Красной Армии. 3) В результате битвы были освобождены города, обозначенные цифрами «2» и «4». 4) Близ населённого пункта, обозначенного цифрой «3», произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны. 5) Немецкими войсками в этом сражении командовал генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс. 6) Битва, события которой обозначены на схеме, проходила на берегах реки Волги. Рассмотрите изображение и выполните задания 33 и 34. 33. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. 1) Представленная на изображении монета была выпущена в 1965 г. 2) Изображённый на монете памятник находится в Москве. 3) Автор изображённого на монете памятника – М.М. Антокольский. 4) Одним из элементов изображённого на монете памятника является поверженная фашистская символика. 5) Изображённый на монете памятник посвящён выдающемуся советскому военачальнику. 34. Какой монумент был создан тем же скульптором, авторству которого принадлежит памятник на монете? В ответе запишите цифру, под которой этот монумент указан. 1) 2) 3) 4) Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (35–40) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (35, 36 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 35–37. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из письма В.А. Маклакова. «Многоуважаемый Иван Иванович. Я с большим удовольствием прочёл Вашу блестящую статью о Гучкове… Вы видите в его фигуре парадокс: Гучков страстно любил Россию и ненавидел то, что Россия любила, т. е. государя. В этом Вы видите и роковую ошибку его жизни. Как можно было низвергать даже плохого государя? Надо было сознавать, что «мистики, окружавшей историческую царскую власть, за несколько месяцев не создать». Всё это правда, но упрек не по адресу. Гучков это хорошо понимал; и не он стремился низвергнуть в России царскую власть. Если он оказался прикосновенным к дворцовому заговору, то из преданности монархии. По всему Петербургу ходила тогда поговорка: «чтобы спасти монархию, надо убить монарха». <…>Ведь Россия знала примеры, как низложением и убийством царей вели к лучшему царствованию… Гучков именно так смотрел на [государя], когда он в последние месяцы всецело попал под влияние императрицы и Распутина. Вы не так смотрите на [государя], но это спорный вопрос. Трагизм его судьбы, его поведение в последние месяцы с ним примирили. Вы правы даже в том, что, не будь катастрофы, его бы царствование могло бы оказаться блестящим. При нём была бы введена конституция и открыт выход в Средиземное море; но ведь всё это могло быть достигнуто только помимо него и вопреки ему. От него самого ничего хорошего не было. Судьба послала ему двух великих людей – Витте и Столыпина, он им мешал и завидовал им мелкой и не царской завистью; они его затмевали. Что в целом царская власть Россию двигала вперёд, я согласен, но это царская власть в совокупности, а не власть каждого отдельного монарха, некоторые её толкали назад». 35. Назовите государя, о котором идёт речь в тексте. Укажите годы его царствования. Какими событиями завершилось это царствование? 36. Как автор письма оценивает роль государя, о котором идёт речь в тексте, в развитии русской монархии? Какие личные черты, действия, поступки государя приводятся автором письма для аргументации своей позиции? Укажите не менее двух аргументов, приведённых автором в подтверждение своей оценки. 37. Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх причин «катастрофы», о которой говорится в тексте, кроме причин, указанных автором письма. 38. В 1380 г. русское войско разгромило ордынцев в битве на Куликовом поле. Казалось, что русские земли наконец-то освободились от ордынского владычества. Однако уже через два года войска хана Тохтамыша сожгли Москву, и возобновилась выплата дани. Дайте не менее трёх объяснений успеха хана Тохтамыша. 39. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Период руководства страной Л.И. Брежнева был одним из самых благоприятных, лучших для её населения». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … 40. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них одного и выполните задания. 1) Владимир Мономах; 2) Елизавета Петровна; 3) Отто фон Бисмарк; 4) Г.М. Маленков. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна включать основные факты, относящиеся к этим направлениям. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

К истории 1 Русского марша (2005 год)

Русский Марш - крупнейшая с мире ежегодная акция националистов и национально мыслящих граждан. Традиции проводить Русские Марше уже много лет. РМ проводится каждый год 4 ноября - в день русского национального единства.Многим кажется, что Русский Марш «случается» сам по себе, но это не так, РМ - результат кропотливой работы сотен людей занимающихся его подготовкой, на местах сегодня это десятки региональных оргкомитетов, соратников русских национальных организаций и добровольно помогающих граждан

Первый Организационный Комитет Русского марша - это структура, которая стала во многом прообразом будущей коалиции Русский марш, создавшей затем Этнополитическое Объединение Русские.

"Почти одновременно с евразийцами заявку на проведение шествия (под названием «Россия против оккупантов») подало Движение против нелегальной иммиграции от имени группы граждан. Целью шествия было заявлено празднование Дня народного единства, а также протест против нелегальной иммиграции....

Примерно в то же время на сайте ДПНИ появилось сообщение следующего содержания:

4 ноября Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) проведет в Москве массовый молодежный марш «Россия против оккупантов». Марш пройдет по местам массового проживания мигрантов. Цель акции - отпраздновать годовщину освобождения Москвы от иноземных захватчиков и заявить решительный протест ползучей оккупации России нелегальными и необоснованными иммигрантами. Лозунги марша: «Очистим город от непрошеных гостей!», «Чеченцы! Война закончилась! Пора ехать домой!», «Россия принадлежит нам!»

25 октября (по другим данным также 21 октября) состоялось закрытое совещание организаторов марша . Приглашения получили представители следующих организаций: ДПНИ, НДПР, НПР, «Память», Общество «Правда», РОНС, РОД, Всероссийский монархический центр, а также Кирилл Фролов, представлявший Союз православных граждан. Присутствовал также лидер Славянского Союза Дёмушкин, приглашённый Беловым.

31 октября состоялось закрытое совещание представителей префектуры, ГУВД и УФСБ Москвы, после чего власти города выдали согласование для ДПНИ и ЕСМ. Соответствующий документ был подписан заместителем префекта ЦАО Сергеем Васюковым и ответственной за митинги, шествия и пикеты в префектуре ЦАО Еленой Поляковой.

Тогда же был окончательно утверждён маршрут марша - от метро «Чистые пруды» (сквер возле памятника Грибоедову) до Славянской площади.

С этого момента началось проведение пропагандистских мероприятий...

ДПНИ - РЕАЛЬНАЯ СИЛА

Никто не ожидал такого эффекта. Численность колонны ДПНИ - около 1000 человек. Россия - для русских, Москва - для москвичей! ... ревели колонны.

Администрация в растеренности - дана команда не показывать сюжет о Марше по Центральному Телевидению.

Показательны жалкие попытки противников Марша воспрепятствовать его проведению. Невероятная выдержка соратников ДПНИ и оперативная реакция наших друзей позволила избежать кровавой расправы над подонками.

В то время, когда горит Париж и толпы разъяренных иммигрантов насилуют и грабят Белую Францию, в России, в Москве готов ответ ползучей оккупации.

Грозное - Россия принадлежит нам! Смерть оккупантам! Громом ревело на Славянской площади.

ДПНИ выражает глубокую признательность всем, кто не испугался угроз и вышел в этот день на улицу чтобы нас поддержать. Вместе мы сила.

Слава России!

Центральный Совет Движения против нелегальной иммиграции"

С тех пор минули годы, и сейчас уже не подлежит никакому сомнению, что Русский марш - состоялся как общенациональная ежегодная манифестация, которая объединяет русских. Несмотря на то, что вклад отдельных людей и организаций в подготовку Русского Марша огромен, вся сила РМ в том, что он проходит каждый год 4 ноября, невзирая на любые трудности. Все больше и больше людей выходит на Русский марш, все больше и больше городов присоединяются к нему. Русский Марш это зримое подтверждения - Русские проснулись, они начинают чувствуют себя нацией. Русский марш устремлен в будущее, а значит есть шанс для нашей страны и народа.

Русский марш сегодня - это уже традиция, русский марш - это праздник, это русский протест, это голоса десяток тысяч русских людей которые которые должны быть услышаны, это импульс к национальной мобилизации, это путь обретения политической субъектности русскими, это возможность почувствовать себя едиными народом.

Григорий Савкун, рядовой участник Великой Отечественной войны.

День Победы… Его ждали на фронте и в тылу с первых минут войны. Многие фразы начинались со слов «Когда кончится война…». Не все дождались этого светлого дня. Но тот, кто дожил до Победы, во всех подробностях запомнил первые мирные дни.

Воины Ленинградского фронта в городе, который они защищали. Фото из архива Александра Цыганова

Солдаты идут по мирному Ленинграду. Цветы - победителям. Фото из архива Александра Цыганова.

В конце апреля 1945 года наш полк стоял в Латвии. Армейская жизнь текла своим чередом, война была там, в Германии, и о ходе боевых действий мы читали в газетах, которые вывешивались на витрине, установленной в расположении нашей батареи.

Поздним вечером 1 мая вдруг началась стрельба из автоматов и винтовок. Стреляли вверх обычными и трассирующими пулями. Я стоял и смотрел на сотни светлячков, устремившихся вверх. Своим светом они очерчивали расположение полкового лагеря, занимавшего в длину не одну сотню метров. Стрельба эта, как тотчас же стало известно, была самопроизвольным салютом в честь взятия Берлина. Теперь известно, что в отдельных районах Берлина сопротивление продолжалось и на следующий день, и только к 15 часам 2 мая с врагом было покончено. Но Верховный главнокомандующий в приказе объявил, что войска 1-го Белорусского фронта при содействии войск 1-го Украинского фронта после упорных уличных боёв 1 мая овладели городом Берлином - очагом немецкой агрессии.

Первая неделя мая прошла у нас в обычном режиме: подъём в шесть утра, в семь - завтрак, в час дня - обед, в семь вечера - ужин и в десять часов - отбой. Разумеется, весь день занимались по расписанию. Солдат не должен оставаться без дела ни минуты. Но 8 мая после обеда старшина батареи объявил:

Всем забрать личные вещи и в 14 часов быть готовыми к построению.

Личные вещи каждого находились в его вещмешке и состояли из котелка и вафельного полотенца. Ложку солдат всегда носил с собой. Так что слова старшины «забрать личные вещи» означали, что мы оставляем этот лагерь и больше в него не вернёмся. Про орудия старшина не сказал ничего, следовательно, ездовые двигаться будут самостоятельно.

В 14 часов нас построили, и после поверки личного состава мы отправились в путь. Куда пойдём и зачем - не было сказано ни слова. Солнце светило нам в спину, значит, мы шли на север. Время от времени над нашими головами на бреющем полёте с юга на север пролетали штурмовики, но нигде не было слышно ни одного выстрела.

Часа через два мы оказались на возвышении, с которого увидели немецкие окопы, разукрашенные белыми простынями и белыми полотенцами, и поняли, что гитлеровцы капитулируют. К моему удивлению, это были как раз те самые окопы, наступать на которые мы собирались 24 марта утром, но наступление отменили. Только тогда мы смотрели на эти окопы две-три секунды, чтобы снайпер не успел прицелиться, а теперь, повернув налево, шли по гребню, разглядывая траншею, тянувшуюся справа внизу.

Стало темнеть. Мы углублялись в бывший тыл гитлеровцев. В полку много подразделений, поэтому маршрутов следования было несколько. Наша колонна состояла из артиллеристов. Всю ночь мы шли и стояли, шли и стояли.

Остановились возле костра, который горел справа у дороги. Через некоторое время подъехала открытая немецкая штабная машина. Это были старшие офицеры: все в фуражках с высоким верхом и в тёмных плащах. К машине приблизились несколько советских военных, и скоро она последовала в наш тыл. Примерно через час у костра остановилась колонна немецких солдат. К ним подошли наши военные, переводчик что-то негромко сказал. Затем шеренга за шеренгой немецкие солдаты выходили к костру, бросали в кучу оружие и возвращались в строй. Мы ещё постояли некоторое время, а затем двинулись вперёд.

Когда выглянуло солнце, мы подошли к небольшому городку с аккуратными кирпичными одноэтажными домиками. Метров за двести до первых домов стояли два немецких дорожных указателя. Латинскими буквами на одном было написано Goldingen, а на другом - Kuldiga. (Я сделал для себя вывод, что городок, к которому мы подходим, по-немецки называется Гольдинген, а по-латышски - Кулдига.) А рядом - надпись на фанере химическим карандашом - Кулдыга. Кто-то из наших был здесь раньше и поставил такой вот самодельный «дорожный указатель» быстрого изготовления.

Уже в мирное время в Большом энциклопедическом словаре я прочитал, что Кулдига (Kuldiga) (до 1917 года - официальное название Гольдинген) - город в Латвии на реке Вента и что известен он с 1242 года.

Мы входили в Кулдигу утром. Прошли недалеко и остановились около здания, в котором, наверное, располагалась местная власть. Примерно через полчаса к нам подошла колонна немецких солдат без оружия, без ранцев, без шинелей и без командиров. Ни одного офицера, никто ими не командовал. Подошли строем по четыре человека в шеренге, а всего шеренг четырнадцать-пятнадцать. Тихо подошли, остановились и повернулись так, как если бы кто-то тихо скомандовал «направо», но я никакой команды не слышал.

Мы одеты в шинели, утро прохладное, и первая мысль, мелькнувшая в моей голове: что же вы будете делать сегодня ночью без шинелей? Я пробежал взглядом по шеренгам. Удивительно, но все немцы были рослые, выше среднего роста, и все примерно одного возраста, лет 25-27. Я посмотрел на их лица. Мы не спали ночь, а они все выглядели выспавшимися. Мы не ужинали и не завтракали и не знали, когда же нас покормят, а у них лица были как у только что позавтракавших людей. Все чисто выбриты, все в курточках с одинаковыми небольшими чёрными погонами рядовых. Курточки у всех на две верхние пуговицы (или на два верхних крючка) не застёгнуты. На всех кожаные сапоги с невысокими голенищами раструбом. Мы стоим и рассматриваем немецких солдат.

Савкун! Отведи эту колонну немецких солдат на сборный пункт, - и он назвал улицу и номер дома, - прямо вот по этой улице, на которой я стою, до конца, - и махнул рукою в том направлении, в котором надо было отвести немцев.

Я не ожидал такого приказания, стал лихорадочно вспоминать немецкие слова и сказал:

Achtung! Hören meine Kommando! (Внимание! Слушать мои команды!)

Солдаты стояли ко мне лицом, а чтобы идти по улице в указанном старшиной направлении, им надо было повернуться налево, и я отчётливо и достаточно громко для моего тихого голоса скомандовал:

Links! (Налево!) - И был удивлён безукоризненной чёткостью выполненной ими команды.

Потом я сказал:

Ruhig, langsam, direkt vorwärts marsch! (Спокойно, медленно, прямо вперёд марш). - Они и пошли прямо и спокойно по улице, а я за ними.

На улице, кроме меня и колонны немецких солдат, ни души. Власть в Кулдиге переменилась, и население сидело по домам. Мы идём, а конца улицы не видно. Старшина не сказал, что представляет собою сборный пункт и как он выглядит. Я смотрю вперёд и вижу, что далеко впереди улица поворачивает градусов на 40 влево, а за поворотом стоят два сооружения белого цвета, без окон, два полуцилиндра как будто из алюминия. Большой полуцилиндр недалеко от дороги, а другой, поменьше, левее. Может быть, в большем решили устроить сборный пункт для капитулировавших немецких солдат?

Когда колонна приблизилась к большому помещению, я командую:

Rechte Schulter vorwärts! (Правое плечо вперёд!), - а затем: - Direkt! - и они догадались, что я направляю их в большое складское помещение.

Солдаты зашли внутрь помещения, и я за ними.

Halt! (Стой!) - скомандовал я.

Они остановились. Несколько секунд я разглядывал помещение. Это, конечно, бывший склад. Но что в нём хранилось? Сейчас склад был совершенно пуст, и если его использовать в качестве сборного пункта для бывших немецких солдат, то в нём можно разместить не 50, а все 500 человек. На Курляндском полуострове было блокировано около 33 дивизий, и во время капитуляции сдались в плен более 189 тысяч человек.

Я выполнил приказание старшины: отвёл колонну немецких солдат «прямо... по... улице... до конца». Поэтому молча повернулся и пошёл назад, оставив их одних в помещении пустого склада. Теперь о них должны позаботиться старшина и более высокое командование, а я отправился в свою батарею.

На газетной витрине уже висела свежая дивизионная газета, из которой мы узнали, что 8 мая 1945 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об объявлении дня 9 мая праздником Победы. Было около 10 часов утра. Мы на ногах уже 20 часов, но это первые часы после окончания войны.

Что же произошло на Западе? В Реймсе (город на северо-востоке Франции) 7 мая немцы подписали Акт безоговорочной капитуляции. Поэтому 8 мая мы видели белые простыни и полотенца над немецкими окопами. Но Сталин настоял на том, чтобы подписание Акта в Реймсе считать предварительным протоколом капитуляции. Немцы должны подписать его в Берлине, центре фашистской агрессии, перед Верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции.

Проходила церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии в Карлсхорсте, в восточной части Берлина, в двухэтажном здании бывшей столовой немецкого военно-инженерного училища. Началась она ровно в 24 часа 8 мая (то есть в 0 часов 9 мая 1945 года), а закончилась, по свидетельству маршала Жукова, в 0 часов 43 минуты 9 мая 1945 года.

В городке Кулдига мы были двое суток. В первый день, то есть 9 мая 1945 года, после обеда наш полк, выстроившись в одну цепочку, прочесал лес. Предположение о том, что в лесу могут скрываться немецкие солдаты, не пожелавшие капитулировать, не подтвердилось: никого не обнаружили.

Для артиллеристов нашего полка недалеко от Кулдиги выделили участок земли, на котором мы поставили палатки. Погода стояла тёплая, солнечная, дождя не было ни разу. Война закончилась, к новому наступлению готовиться не надо, и у нас впервые появилось свободное время.

17 мая 1945 года к нашему расположению подошли два офицера, которых раньше я не видел. Их встретил капитан Рогов и после минутного разговора с ними приказал старшине построить личный состав батареи.

Пришедшие офицеры медленно прошли вдоль строя, приказав выйти старшим сержантам Близнюку и Тихолозу. Кто-то тихо промолвил:

Отбирают на Парад Победы!

Я числился заместителем командира орудия, поэтому меня назначили замещать Тихолоза.

В Москве накануне приняли решение о проведении Парада Победы, и на следующий же день в войсках начался отбор участников. Приказ Верховного главнокомандующего о проведении Парада Победы 24 июня был опубликован в газетах только 22 июня, в день, когда четыре года назад гитлеровская Германия напала на Советский Союз, а ближайшее воскресенье - 24 июня.

Утром 18 мая мы пошли на восток, на «зимние квартиры», как нам сказали. Конечно, никто и нигде никаких квартир нам не приготовил. Мы идём в Ленинград, потому что наш корпус входит в состав Ленинградского военного округа, и мы просто идём «домой». Корпус гвардейский, состоит из двух гвардейских дивизий -
63-й и 45-й.

Первый день перехода Кулдига - Ленинград запомнился дождями. Не прошло и часу на марше, ещё не было ни одной команды «Привал!», а на нас обрушился дождь, который утром ну никак нельзя было предугадать. И когда команда «Привал!» прокатилась по колонне, то уже все были мокрые, как говорят, до нитки. Во время привала можно сойти с дороги и сесть или, даже лучше, лечь так, чтобы ноги были выше туловища. Я посмотрел вниз - всюду или мокрая земля, или мокрая трава. Так, стоя, мы и отдохнули на первом привале.

Тучи так же быстро растаяли, как и появились. Следующие часа два мы шли под ярким солнцем, и одежда на нас сохла. Потом снова пошёл дождь, и мы снова сушили одежду на ходу.

Прошли мимо груды немецкой бронетехники, стянутой в «кучку» у дороги. Раньше нам такие «кучки» встретились два раза. Первый раз осенью 1944 года и второй раз - в феврале этого года. Именно в такой «кучке» осенью 1944 года я впервые увидел немецкий танк «Пантера». Среди других, менее заметных бронемашин он выделялся конической формой башни.

Капитулировавшие немецкие солдаты, по крайней мере часть их, располагались в отведённых им местах в лесу. Мы миновали не менее двух таких лагерей.

Рига была первым городом, по которому мы прошли строем, и этот марш мы назвали между собой нашим маршем Победы. Жителям города, видимо, сообщили не только время, но и названия улиц, по которым мы будем проходить, а то как же объяснить, что по обеим сторонам дороги стояли толпы рижан с радостными лицами, с букетами сирени. Наши ездовые перед Ригой догнали нас, и ИПТБ (истребительно-противотанковая батарея) шла в составе полка с орудиями. Я замещал командира орудия и поэтому сидел на передке справа от ездового. Одна юная рижанка подарила мне большой букет сирени. Но мы же движемся. Я успел сказать: «Спасибо», а дарительницу не рассмотрел. В моём родном городе Грозном к этому времени сирень уже отцветает, а в Риге она только расцвела.

Следующим городом на нашем пути в Ленинград был Псков. Но до него наш полк дня три-четыре стоял в псковском селе, вернее, на том месте, где до войны находилось село. В 1941 году гитлеровцы сожгли его. В газетах на фотографиях сожжённых гитлеровцами сёл обычно видны печи и трубы, которые остаются после того, как деревянные дома сгорают. А здесь не видно никаких следов от села.

Прошли метров пятьдесят в сторону от улицы и увидели бугорок земли, из которого торчала невысокая труба. Село сожгли, но жить-то надо, где-то зимовать надо, и жители вырыли землянки. А в землянках надо и топить, и еду готовить, и они разобрали печи и трубы, оставшиеся от сгоревших домов, и поставили печурки в землянках. Как они прожили четыре зимы, чем питались?

Командир полка приказал каждой роте и каждой батарее за время нашего пребывания в селе поставить по дому. Под словом «дом» имелся в виду, конечно, сруб. Наша батарея поставила сруб из 12 венцов. Ездовые батареи, видя бедственное положение селян, оставили им одну лошадь, которую в хозвзводе держали сверх положенного числа.

Мы покидали село, идя строем по правой стороне улицы мимо стоявших слева срубов. Это был наш вклад в начало возрождения села. А сколько же таких сёл исчезло по России за войну?

Перед войной пели: «Если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов!» Хорошо пели, хорошие слова были в песнях, например, такие: «Наша поступь тверда, и врагу никогда не гулять по республикам нашим!» Но это песни, а что на деле? Невольно вспоминались слова Ворошилова: «Мы чужой земли не хотим, но и своей не отдадим ни пяди!» В каждом клубе можно было прочитать это «заявление», написанное крупными буквами на плакате во всю ширину стены кинозала или читальни. Легко сказать, трудно сделать. До Волги допустили врага, а потом отгоняли назад ценой колоссальных человеческих жертв и материальных потерь. Стоявшие в стране на самом верху государственной власти до самого последнего дня ничего не предпринимали для организации отпора врагу. Даже в самый последний предвоенный день 21 июня 1941 года директиву о приведении приграничных войск в боевую готовность стали передавать в военные округа в 24 часа. Это за 4 часа до начала войны! Армия и страна были подставлены гитлеровцам на растерзание.

По Пскову мы прошли таким же маршем, как и по Риге. Это было 24 июня, в воскресенье, когда в Москве состоялся Парад Победы. Несмотря на пасмурную погоду, псковитяне вышли на улицу и приветливо смотрели на нас. К передку, на котором я сидел, подбежала девушка и протянула мне сложенную вчетверо записку. Я взял её и положил в нагрудный карман гимнастёрки, а прочитал, когда мы отъехали далеко от города. В записке были имя и фамилия девушки, состав семьи, адрес и просьба написать ей письмо. Мне казалось, что письмо налагает на меня какие-то обязательства, которые взять на себя я не решился, поэтому псковитянке не ответил.

Следующая продолжительная остановка была в большом лесу, в нескольких километрах до Гатчины. За время стоянки нас подстригли, искупали в походной бане (в ПДУ, в передвижной душевой установке) и переодели в новенькое обмундирование, с «иголочки», даже шинели выдали новые. Нас всех обули в новые, хоть и кирзовые, но сапоги. Наконец-то мы избавились от обмоток, уродовавших внешний вид солдата. Помня кровавые мозоли, натёртые коваными американскими негнущимися ботинками, я выбрал такой размер сапог, чтобы ногам с намотанными на них новыми портянками было чуть-чуть просторно. Я проходил в этих сапогах не один год и не натёр ни малейшей мозоли, и ноги в них не потели в любую жару. Нет для солдата обуви лучше, чем сапоги!

И вот по Гатчине мы прошли своим малым Парадом Победы в новеньком обмундировании и в новых сапогах. Широкая асфальтированная дорога вела на север, в Ленинград, по восточной окраине города. Слева от дороги соорудили помост, где стояло начальство, оценивавшее наш вид перед парадом в Ленинграде.

Это была последняя тренировка перед назначенным на воскресенье 8 июля 1945 года прохождением по Ленинграду отобранных частей войск Ленинградского военного округа. Переход до южной окраины Ленинграда был утомительным, и мы не особенно разглядывали место, где вечером разбивали палатки. Были белые ночи, солнце вставало очень рано.

Когда мы вышли из палатки, к северу открывался вид на Ленинград, лежавший в плоской низине, а мы стояли на возвышенности. Оказалось, что мы ночевали на самой северной из Пулковских высот.

То, что в мирное время называется холмом, в войну - уже высота, за иную нередко идут долгие и кровопролитные бои. Цепь холмов к югу от Ленинграда, высота которых не превышает 73 м, теперь известна как Пулковские высоты.

Немецко-фашистские войска захватили Гатчину и 13 сентября 1941 года подошли к Пулкову. Врагу не удалось прорвать оборону наших войск, и к 23 сентября линия фронта стабилизировалась и прошла у подножия Пулковских высот. Враг был отброшен только в январе 1944 года при снятии блокады. В 1967 году на 20-м километре Киевского шоссе установили мемориальный комплекс «Пулковский рубеж». (Пулковская астрономическая обсерватория, основанная в 1839 году, пострадала от военных действий и восстановлена в 1954 году.)

По Ленинграду все артиллеристы шли без орудий, одной колонной по четыре человека в шеренге. По сторонам стояли плотные ряды жителей Ленинграда. Ленинградцы были рады, что не только в Москве состоялся Парад Победы, но и по их городу проходят части Ленинградского военного округа, в рядах которых есть те, кто оборонял Ленинград, кто сражался на Невском пятачке, под Ораниенбаумом, на полуострове Ханко, на Синявинских высотах, кто охранял Дорогу жизни и снимал блокаду. Среди тех, кто сражался, шли и мы, пополнившие в июле 1944 года 190-й гвардейский стрелковый полк.

Пришли на Дворцовую площадь. Перед зданием Главного штаба стояло много колонн красноармейцев. Когда подошли последние колонны участников парада, состоялся короткий митинг, и под звуки оркестра мы пошли с Дворцовой площади дальше на север.

Наш полк остановился на большом открытом поле за Ленинградом. Прошло, наверное, часа два. Мы успели рассредоточиться по подразделениям и разбить палатки, как вдруг стало темнеть, хотя до вечера было далековато. Началось солнечное затмение, причём полное, но предварительно о нём ничего не слышали. Очень высоко были видны мелкие и частые облака. А до затмения солнце светило так ярко, что нельзя было и подумать об облаках.

Командир полка решил сделать смотр личного состава, вернувшегося с войны домой на место постоянной дислокации. Через день сапёры соорудили помост для принимавших наш парад. Сначала командиры подразделений поупражняли своих бойцов в чёткости выполнения строевых команд, а потом все построились по подразделениям в полковую колонну. Через две-три минуты раздался громкий голос командующего парадом:

К торжественному маршу! Дистанция на одного линейного! Автоматная рота прямо, остальные напра…во! Шагом марш!

Заиграл полковой оркестр. Мы прошли по полю торжественным шагом, а затем перед помостом. Во время движения по команде «равнение нале…во!» я заметил среди офицеров, стоящих на помосте, командира полка подполковника Дервоеда. Он выделялся большой бородой и клялся не брить её до победы. Клятву свою он сдержал!

Этим марш-парадом мы поставили последнюю точку в нашем неспешном переходе «на зимние квартиры», за время которого прошли около семисот километров от латышского города Кулдига до поля севернее Ленинграда. Это было место расположения летних лагерей полка. Начиналась армейская служба в мирное время.

Историческая Викторина для 8 классов

1 . Как называется данный архитектурный памятник? Где он находится и как зовут архитектора? Почему, согласно легенде, на строительство храма понадобилось несколько десятилетий?

2. Прочитайте отрывок из документа и определите имя автора, название созданной им организации, а также назовите роман выдающегося русского писателя, посвященный этим событиям.

« Революционер - человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью - революцией.

- Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него - враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разрушить.»

3 . Кто изображен на картине? Справедливо ли этого человека при жизни считали «белой вороной»?

4. Какое историческое событие отражено в этой картине? Во всем ли прав художник?

5 . На­пи­ши­те на­зва­ние со­бы­тия, изоб­ражённого на карте. На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, за­щи­щая ко­то­рый погиб ад­ми­рал На­хи­мов и укажите цифру. Какое событие обозначено цифрой 2?

6 .Вставвьте пропущенные элементы

Им­пе­ра­тор

Война

Со­бы­тие

Алек­сандр II

Рус­ско-ту­рец­кая 1877-1878 гг.

Рус­ско-япон­ская

Ни­ко­лай I

Алек­сандр I

Бо­ро­дин­ский бой

1) Оте­че­ствен­ная война 1812 г. 2) осада Плев­ны 3) Цу­сим­ский бой 4) Ни­ко­лай II 5) Алек­сандр III 6) Смо­лен­ское сра­же­ние 7) Крым­ская война 8) Пер­вая ми­ро­вая война

7. Чтоизображено на картине, укажите год этого события.

8. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний офи­це­ра.

«Пер­вые дни на­ше­го марша дали нам пред­став­ле­ние пе­чаль­ной стра­ны, на за­во­е­ва­ние ко­то­рой мы шли: много лесов и ред­кие се­ле­ния, не мог­шие по бед­но­сти про­кор­мить две армии, осо­бен­но нашу [более, чем пя­ти­сот­ты­сяч­ную], каж­дый день всту­пав­шую в мест­ность, уже ис­то­щен­ную рус­ской ар­ми­ей, ко­то­рая, от­сту­пая, уни­что­жа­ла и жгла за собой все сред­ства жизни.

…за­ча­стую наша лёгкая ка­ва­ле­рия с остер­ве­не­ни­ем шла в атаку толь­ко с целью упре­жде­ния со­жже­ния тех мест, ко­то­рые рус­ская армия долж­на была оста­вить.

…Чем более про­дви­га­лись мы вперёд, тем усерд­нее рус­ские жгли всё за собою, уни­что­жая не толь­ко де­рев­ни, но и го­ро­да и всё то, что на­хо­ди­лось по сто­ро­нам до­ро­ги. На­ко­нец мы по­до­шли к Смо­лен­ску».

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

1) Во главе армии, к ко­то­рой от­но­сил­ся автор вос­по­ми­на­ний, стоял Карл XII.

3) Круп­ней­шим сра­же­ни­ем войны, к ко­то­рой от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния, был Пол­тав­ский бой.

4) Опи­сан­ная в тек­сте так­ти­ка рус­ских войск за­клю­ча­лась в уни­что­же­нии всего цен­но­го, что мог бы ис­поль­зо­вать не­при­я­тель.

5) В ходе войны не­при­я­тель за­хва­тил Моск­ву.

6) Одним из ру­ко­во­ди­те­лей рус­ско­го вой­ска в опи­сан­ный в тек­сте пе­ри­од был М.Б. Барк­лай де Толли.

9 . В честь какого события выпущена эта медаль? Что означают слова? Кто их произнес?

10 . Составьте «делегацию России» на «международную конференцию «Гордость человечества». В делегации должно быть представлено 10 человек: государственный деятель, реформатор, военачальник, ученый, литератор /поэт или прозаик/, художник, архитектор, скульптор, музыкант / композитор или исполнитель/, театральный деятель /актер или режиссер/.

Обоснуйте свой выбор по каждому делегату, перечислив его заслуги и право быть «первым среди равных». Период выберите сами из предложенных:

Россия XVIII века, Россия первой половины XIX века, России второй половины XIX века.