Прошение епископу. Церковная переписка, примеры церковных писем. Правила религиозного этикета Православной Церкви. Одежда

Раздел:
ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ
7 -я страница

ЦЕРКОВНАЯ ПЕРЕПИСКА
Примеры церковных писем

Духовное руководство воистину утвердившимся в святой православной вере:
- вопросы верующих и ответы святых праведников.


Официальные бланки

Каждое официальное письмо начинается с бланка, на котором оно написано. В настоящее время бланки церковных организаций и учреждений отличаются значительным разнообразием, что в ряде случаев не соответствует православной традиции.

Допускается два варианта бланков: один строго официальный, другой более личного характера (для личных обращений, поздравлений, посланий руководителя официальной организации).

Обычно бланк начинается с указания на юрисдикционную принадлежность религиозной организации.

Для канонических подразделений и учреждений Русской Православной Церкви таким указанием будут слова: «Русская Православная Церковь» (разумеется, нельзя использовать сокращение РПЦ).

К сожалению, в настоящее время одних этих слов недостаточно, поскольку имеются различные раскольнические организации, самочинно усваивающие себе это наименование; по этой причине после названия «Русская Православная Церковь» необходимо добавлять слова: «Московский Патриархат» (при указании юрисдикционной принадлежности можно ограничиться этими двумя словами, поскольку «Московский Патриархат» - другое официальное наименование Русской Православной Церкви).

Наиболее распространенной ошибкой является использование названия «Московская Патриархия» вместо правильного: «Московский Патриархат».
Но если последнее является синонимом названия «Русская Православная Церковь», то Московская Патриархия - одно из учреждений Русской Православной Церкви, объединяющая в себе структуры, непосредственно руководимые Патриархом Московским и всея Руси - Управление делами (на правах Синодального учреждения), канцелярия и др.

На епархиальных бланках далее указываются сан и титул Управляющего епархией (традиционно - без имени), должность (если архиерей является руководителем Синодального учреждения), затем адрес (чаще с указанием телефона и адреса электронной почты).

На бланках монастырей после указания на юрисдикционную принадлежность должно следовать указание на епархию или на то, что данный монастырь является ставропигиальным, а затем - полное название монастыря и контактная информация.
Аналогичный вид имеют бланки храмов (в них можно опускать указание на юрисдикционную принадлежность приходов и начинать бланк с указания епархии).

Современные средства полиграфии позволяют печатать бланки с графическими логотипами, а также использовать цвет (однако всем этим не следует злоупотреблять, поскольку официальные документы не предполагают особой красочности).

Примечание.
Иногда бланки общественных организаций, объединяющих православных, содержат элементы, свойственные только бланкам канонических подразделений Русской Православной Церкви (например, указание на юрисдикционную принадлежность: Русская Православная Церковь, Московский Патриархат).
Такую практику нельзя признать правильной, т. к. подобные организации, даже имеющие благословение Священноначалия на свою деятельность, все же не могут представлять Русскую Православную Церковь и не имеют права употреблять наименования, свойственные только офици-альным церковным организациям.
Единственное, что может содержаться в этих бланках, - наименование соответствующих организаций, например: Православное общество «Радонеж» (на бланках не пишется также, по чьему благословению действует соответствующая общественная организация).

Ниже приведены примеры бланков различных учреждений и подразделений Русской Православной Церкви.







Примеры адрес-титула

  • Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат!
  • Преосвященнейший Владыко, достопочитаемый о Господе брат!
  • Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат!
  • Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!
  • Дорогой и глубокочтимый Владыко!
  • Дорогой и досточтимый Владыко!
  • Дорогой и сердечночтимый Владыко!
  • Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!
  • Многоуважаемый батюшка, отец...!
  • Возлюбленный о Господе брат!
  • Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!
  • Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!
  • Достопочтеннейшая о Господе...!
  • Досточтимая Матушка, Ваше Боголюбие!
  • Благожелательно о Господе приветствую мать игумению...!
  • Примеры комплимента

  • Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим...
  • Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю...
  • Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю...
  • С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник...
  • Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся...
  • Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник...
  • С братской любовью о Христе...
  • Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю...
  • Благословение и милость Господня да пребудет с Вами...
  • С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный...
  • Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный...
  • Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный...
  • Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный...
  • Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный...
  • Вашего Преосвященства недостойный послушник...
  • Вашего Преосвященства смиренный послушник...
  • Вашего Преосвященства нижайший послушник...

  • Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми.

    Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью» , как правило, используются в письмах к равным по сану;
    письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением» ,
    а письма мирян или священнослужителей к архиерею - комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения» .

    Формы обращения, принятые в инославном мире.

    1. К Папе обращаются: «Ваше Святейшество» или «Святейший Отец», заключительный комплимент: «Прошу принять, Святейший Отец, уверения в моем высоком уважении и в моей постоянной дружбе» или просто: «С уважением Ваш...» (из лиц, не имеющих духовного сана, в непосредственную переписку с Папой Римским вступают только монархи и главы государств).

    2. Официальный титул кардинала - «Его Преосвященство, Высокопреподобный (имя) Кардинал (фамилия), Архиепископ... (название епархии)» или «Его Преосвященство, Кардинал(-Архиепископ)»; к кардиналам обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Высокопреподобный Сэр», «Милорд Кардинал» или «Господин Кардинал» (обращения «Сэр» и «Милорд» возможны только в английской речи или по отношению к англичанину); комплимент: «С уважением Ваш...», «Имею честь быть Вашего Преосвященства ______ покорный слуга» или «Прошу принять, господин Кардинал, уверения в моем самом высоком уважении».

    3. Официальный титул архиепископа - «Его Светлость, Лорд Архиепископ... (название епархии)» (для Кентерберийского и Йоркского), «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор (только во Франции) Архиепископ...»; обращение: «Ваша Светлость», «Высокопреосвященный Сэр/Монсеньор», «Милорд Архиепископ» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш...», «Остаюсь, Милорд Архиепископ, Вашей Светлости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Архиепископ, уверения в моем самом высоком уважении».

    4. Официальный титул епископа - «Его Преосвященство Лорд Епископ... (название епархии)», «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор Епископ...»; обращение: «Ваша Милость», «Преосвященный Сэр/Монсеньор» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш...», «Остаюсь, Милорд, Вашей Милости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Епископ, уверения в моем самом высоком уважении».

    5. Католические или епископальные священники, протестантские священники и другие духовные лица имеют официальный титул - «Преподобный», «Господин Аббат/Пастор»; обращение: «Преподобный Сэр» или «Господин Аббат/Пастор»; комплимент: «(Весьма) искренне Ваш», «Верьте мне, Преподобный Сэр, искренне Ваш», «Примите, Господин Аббат/Пастор, уверения в моем совершенном уважении».

    Слова «Господин» и «Госпожа» всегда сокращаются до «Г-н» и «Г-жа» (кроме адреса, обращения или комплимента). Они никогда не употребляются самостоятельно, без фамилии.

    Такие звания и титулы, как генерал, полковник, профессор или президент, предпочтительно писать полностью, особенно на конверте письма.

    К муфтию обращаются: «Превосходительство» и в комплименте пишут: «в моем весьма высоком уважении».

    Для кадиев обязательно употреблять обращение: «Превосходительство» и комплимент: «В моем высоком уважении».

    Примеры различного рода писем:

    ПИСЬМА ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ

    С тезоименитством

    Ваше Преосвященство, досточтимый Архипастырь и Отец!

    Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, всегда ощущать незримую помощь Вашего Небесного покровителя. Да дарует Вам Господь наш и Спаситель Иисус Христос полноту и изобилие Своих неизреченных милостей!

    От всей души желаем Вам здоровья, крепости сил и бодрости духа, столь необходимых в Вашем ответственнейшем и многополезном служении Святой Православной Церкви.

    Многая Вам и благая лета!

    Сердечно поздравляем Вас с днем Вашего Ангела!

    Желаем в мыслях и делах, неизменно, всем сердцем устремляться к возлюбленному Спасителю нашему Иисусу Христу. Просим у Господа Бога, чтобы Он по молитвам Вашего Небесного покровителя даровал Вам Свою Божественную помощь, полноту и изобилие Своих неизреченных и неоскудевающих милостей.

    В этот священный для Вас день примите от наших любящих сердец искренние поздравления и пожелания здоровья, крепости сил и бодрости духа, столь необходимых в Вашем высоком служении Святой Православной Церкви. Многая Вам лета!

    С днем рождения

    Сердечно поздравляем Вас с днем Вашего рождения!

    От всей души желаем Вам, дорогой Владыко, крепости сил, бодрости духа, благословенных успехов во всех Ваших начинаниях во славу Божию.

    В этот знаменательный для Вас день мы молимся о Вашем здравии и благоденствии, просим Господа, чтобы Он утешил Вас Своим небесным благословением.

    Многая и благая Вам лета!

    С днем хиротонии

    В этот священный для Вас день примите наши сердечные поздравления с...летием Вашей епископской хиротонии!

    Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, здоровья и сил, необходимых в Вашем нелегком труде по возрождению и преображению нашей церковной жизни, в Вашем служении на благо Русской Православной Церкви.

    Испрашивая Вашего святительского благословения, с любовью о Христе, Спасителе нашем...

    В этот священный для Вас день примите наши сердечные
    поздравления с..... летием Вашей епископской хиротонии! Да умножит Всемилостивый Господь годы Вашего святительства, да нис пошлет Вам Свои неизреченные милости!

    Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, здоровья и сил, столь необходимых в Ваших нелегких архипастырских трудах, в Вашем служении на благо Святой Церкви Русской и нашего возлюбленного Отечества!

    Испрашивая Вашего святительского благословения, с любовью о Христе, Спасителе нашем

    С Пасхой

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    Тридневно воссиявший из гроба Христос, Истинный Источник благодатной жизни, примиривший мир с Собою и положивший начало нашему воскресению, да дарует Вашему Преосвященству в эти светоносные дни преизбыточествующую пасхальную радость!

    Молитвенно желаем Вам долгоденствия, крепости духовных и телесных сил и неоскудеваемой помощи Божией в трудах на благо Святой Церкви и Отечества нашего.

    ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа приветствуем Вас с этим великим и мироспасительным событием. Да возрадуемся и возвеселимся в «сей день, егоже сотвори Господь»!

    Да озарит воссиявший из гроба Христос Вас и Ваших близких преизбыточествующей духовной радостью! Да сопутствует Воскресший Господь Вам во всех Ваших благих делах.

    Молитвенно желаем Вам крепкого здоровья и всякого благопоспешения в Вашей жизни и трудах на благо Святой Церкви и нашего земного Отечества.

    ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

    С Рождеством Христовым

    Христос Раждается, славите!

    Примите сердечные поздравления с великим христианским праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

    Воплотившийся Сын Божий да хранит Вас в крепости сил телесных и духовных и да благословит Вас Своими обильными Небесными дарами.

    Молитвенно желаю Вам помощи Божией во всех Ваших трудах.

    С любовью о Христе, Спасителе нашем...

    или (светскому лицу):

    Уважаемый N. N.!

    Примите сердечные поздравления с праздником Рождества Христова и Новолетием! Молитвенно желаю Вам доброго здравия и помощи Божией во всех Ваших трудах.

    С уважением

    Сердечно поздравляю Вас с великим и радостным христианским торжеством - праздником Рождества Христова!

    Да дарует Вам Богомладенец Христос светлую радость Своего пришествия. Молитвенно желаю Вам долгоденствия, крепости духовных и телесных сил и неоскудеваемой помощи Божией в трудах на благо Святой Церкви и Отечества нашего.

    ИЗ ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКИ

    Ответ на письмо

    На Ваше письмо от 31.04.06 г. с просьбой.................. имею сообщить следующее.

    Вашего Преосвященства смиренный послушник

    Завершение письма:

    Повергая эти соображения на благоусмотрение Вашего Преосвященства, почтительнейше испрашиваю Вашего указания относительно нашего участия или неучастия в данном проекте.

    Завершение отчета:

    Прошу Вашего благословения на дальнейшие труды на... поприще. Вашего Преосвященства недостойный послушник

    Просьба о благословении проекта (музыкального конкурса):

    В... обратился Президент Благотворительного фонда им. ... г-н... с просьбой о получении церковного благословения на проведение этого мероприятия.

    Русская Православная Церковь всегда оказывала большое влияние на развитие русской музыкальной культуры...

    Со своей стороны полагал бы, что данный проект заслуживает положительного отношения со стороны Священноначалия нашей Церкви. Проведение конкурса может стать значимым культурным проектом, способным принести несомненную пользу широкому кругу наших сограждан.

    В свете сказанного, прошу благословения Вашего Святейшества на проведение указанного конкурса. Учитывая всероссийское и международное значение проекта, считаю возможным просить Ваше Святейшество обратиться к участникам и организаторам конкурса с приветственным Словом, что послужит вдохновляющим стимулом для конкурсантов, организаторов и всей музыкальной общественности.

    Проект Патриаршего приветственного слова прилагается.

    Вашего Святейшества нижайший послушник

    Прошение о наградах:

    В настоящее время Издательство... завершает подготовку к выпуску в свет.... Радостно отметить, что этот проект был полностью профинансирован предприятиями....

    Смиренно прошу Ваше Святейшество поощрить наградами Русской Православной Церкви руководителей этих предприятий - благотворителей указанного издательского проекта:

    1. N. N. N., генерального директора ЗАО..., 19.. года рождения, - орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.
    2. N. N. N., директора..., 19.. года рождения, - орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.

    Прошу также наградить орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени генерального директора и главного редактора православного издательства... , 19.. года рождения, которое за последний год выпустило более... наименований православных книг общим тиражом свыше... тыс. экз.

    Все перечисленные лица ранее к общецерковным наградам не представлялись.

    Вашего Святейшества недостойный послушник



    Что должен знать православный христианин:












































































































































    САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ О ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОВОЙ ВЕРЕ
    Называющий себя христианином должен всем христианским духом своим полностью и без всяких сомнений принимать Символ Веры и истинность .
    Соответственно, он должен твердо их знать, ибо нельзя принять или не принять то, что не ведаешь.
    По лености, по невежеству или по неверию попирающий и отвергающий должное знание православных истин христианином быть не может.

    Символ Веры

    Символом Веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.
    Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов , и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры.

    Символ Веры читается так:

    1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
    2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
    3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
    4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
    5. И воскресшаго в третий день, по писанием.
    6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
    7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
    8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
    9. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь.
    10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
    11. Чаю воскресения мертвых,
    12. И жизни будущаго века. Аминь

  • Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  • И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  • Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  • Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,
  • И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
  • И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  • И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.
  • И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  • В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
  • Признаю одно крещение для прощения грехов.
  • Ожидаю воскресения мертвых,
  • И жизни будущего века. Аминь (истинно так).
  • «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда ", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» ()

    Сим Своим Словом Христос даровал людям способ проверки истинности христианской веры каждого, называющего себя верующим христианином.

    Если сие Слово Христово или иное, сказанное в Священном Писании , вы подвергаете сомнению или пытаетесь толковать иносказательно - вы пока еще не приняли истинность Священного Писания и христианином пока не являетесь.
    Если по вашему слову горы не двигаются - вы еще недостаточно уверовали, и истинной христианской веры в вашей душе нет даже с горчичное зерно . По совсем малой вере можно попытаться сдвинуть своим словом нечто много меньшее горы - небольшой пригорок или кучу песка. Если и это не удается - вам должно прилагать многие и многие усилия по обретению Христовой веры, пока в вашей душе отсутствующей.

    По сему истинному Слову Христа проверьте христианскую веру своего священника, дабы он не оказался прельщающим служкой коварного сатаны, Христовой веры вовсе не имеющим и в православную рясу ложно рядящимся.

    У Церкви, как и у любого другого института общества, существуют свои правила и нормы. Важно понимать, что церковный этикет имеет большое значение. Поэтому, прежде чем ознакомиться с правилами написания официального обращения к митрополиту, необходимо вникнуть в основы религиозного этикета. Для каждого посещающего Божий храм также будет полезным лучше разобраться в иерархии священнослужителей, чтобы мы понимали, к кому именно и с какой просьбой следует обращаться.

    Основы церковного этикета

    Почему стоит знать нормы вежливого обращения и общения в Церкви? Ответ прост - пренебрежение правилами этикета может вызвать некоторые проблемы. Во-первых, человек может не знать, как стоит обращаться к священнослужителям или в какой форме составить то или иное письмо. Во-вторых, неподобающее поведение может вызвать негативную реакцию со стороны всех остальных, кто посещает храм. Также знание правил религиозного этикета воспитывает в человеке терпимость к другим и вырабатывает правильное поведение.

    Основой именно церковного этикета и его отличительной чертой является основополагающая связь с почитанием Бога. В современном мире давние традиции в большинстве своем утеряны в силу их запрета в двадцатом веке. Поэтому, перед тем как изучить правила обращения к митрополиту в письме, стоит часть времени посвятить и основным нормам поведения в церкви.

    Иерархия церковных санов

    Прежде всего при посещении храма мы обращаемся к работникам церкви. Значит, знание духовных санов можно назвать началом изучения церковного этикета.

    Итак, в православии принято разделять всех служителей Церкви на три ступени иерархии.

    • Диаконат - лица, которые проходят обучение и находятся на начальной ступени духовенства. Они не имеют права сами совершать церковные таинства, а выступают в роли помощников священников. К ним относятся протодиаконы и диаконы (иеродиаконы и архидиаконы, если говорить о монашестве).
    • Священство (священники) - люди в Церкви, которые соответственно своему чину могут совершать священные таинства. протопресвитеры - список чинов священников. В монашестве им соответствуют иеромонахи, игумены и архимандриты.
    • - это люди, которых относят к высшей иерархической ступени в духовенстве. Именно они возглавляют епархии. К ним относятся епископы и архиепископы, митрополиты и патриархи.

    Способы обращения к представителям духовенства

    Изначально обращение на "ты" было принятым и считалось вежливой формой общения даже с представителями церкви и монархии. Но с восемнадцатого века, начала эпохи европеизации нашего государства, более уместной стала форма "Вы". В то же время к каждому религиозному чину свойственно обращаться в должной формулировке (как в речи, так и в письме).

    • приветствие Патриарху - "Ваше Святейшество";
    • обращение к - "Ваше Высокопреосвященство";
    • адресование Епископу - "Ваше Преосвященство".

    К архиереям также можно употреблять слово "Владыка". И этот вариант будет верным.

    У священников свои титулы и формы обращения. Но общей для них будет "Отец". Этот вариант употребляется зачастую в устной речи. В письменной же необходимо выразить почитание, указав "Ваше Высокопреподобие" для двух высших санов священства и "Ваше Преподобие" для низших.

    Для проявления своего уважения к служителю церкви следует при обращении добавлять "Благословите!" Так мы должны поступать, когда приходим в храм и приветствуем священника.

    При этом такое обращение не обязательно употреблять только в пределах церкви. Если встретить священника в обыденной жизни и при желании поговорить с ним, начать диалог можно с той же фразы: "Благословите...". От повседневной одежды статус батюшки и его благословение не изменится.

    Прихожане тоже требуют вежливости

    В Церкви все люди считаются одной семьей: и священнослужители, и обыватели, каждый из которых пришел со своей просьбой и молитвой. Поэтому к прихожанам обращаются, употребляя нарицательные имена членов семьи. То есть к женщине мы обращаемся "матушка" или "сестра" (в зависимости от возраста). К мужчинам соответственно "отец" или "брат". Почему старших мужчин не называют "батюшка"? - Это слово употребительно к священникам, и корректнее его использовать именно по отношению к ним.

    Правила религиозного этикета Православной Церкви. Одежда

    Для посещения храма стоит придерживаться более спокойных и нейтральных тонов в одежде. Неуместным будет обычная повседневная одежда: яркие майки и футболки, бриджи и шорты. Мужчинам стоить приходить в брюках, джинсах и рубашке или однотонной кофте, свитере; девушкам лучше надеть юбки ниже колена (без броских принтов и цветов). Перед тем как войти в церковь, мужчины должны снимать головные уборы. Девушки по правилам обязаны приходить в платках (также спокойных оттенков).

    Действия до начала богослужения

    Перед ступенями, ведущими ко входу в церковь, есть небольшая площадка, называемая папертью. Именно на ней надо в первый раз перекреститься и поклониться. Второй раз окрестить себя следует непосредственно перед дверьми храма.

    Приходить необходимо заранее, чтобы было достаточно времени купить свечи и поставить их к нужным образам, совершив у каждого "приложение". Это означает, что человек должен трижды перекреститься, прикоснувшись губами к иконе после второго раза.

    Свет церковных свечей

    Перед началом богослужения можно поставить несколько свечей к иконам. Но когда человек приходит в храм, он может растеряться, не зная, куда и в каком порядке ставить свечи.

    Строго прописанных правил на этот счет нет, но верным все же будет придерживаться сложившихся традиций.

    Сначала свеча ставится к иконе, почитаемой храмом, в который пришел человек. Далее можно пройти к образам тех, чьим именем каждый был назван. В заключение уже можно ставить родных и близких, а также за упокой душ уже умерших.

    Пишем письмо митрополиту

    В жизни каждого верующего бывают моменты, когда возникает необходимость обращаться к представителям духовенства высших санов. И если нет возможности встретиться лично, то вполне можно написать письмо, отправив его непосредственно нужному человеку. Такое, к примеру, обращение к митрополиту будет верным шагом, потому что ответ священнослужителя обязательно придет. Каждый работник церкви, конечно, заботится о нуждах мирян, но и само письмо должно быть оформлено подобающим образом.

    Если вы уже определились с темой или просьбой и четко представляете цель письма, то можно приступать к написанию.

    Начинать письмо следует с обращения к митрополиту. Оно пишется в правом верхнем углу. При этом в официальной форме указывается титул священника:

    Его Высокопреосвященству

    Митрополиту (звание по кафедре и имя)

    Далее идет основная часть текста. Обращение к митрополиту православной церкви, как и при личной встрече, начинается с просьбы о благословении. После уже можно излагать свои мысли. Они должны выражаться в грамматически правильном оформлении. При этом не допускается употребление каких-либо оскорблений, брани или угроз.

    Если это письмо — обращение к митрополиту с просьбой, то она должна быть выражена в четкой и понятной форме. Не стоит писать о том, в чем не уверен, потому что это только отнимет время и вряд ли принесет результат. Если же в письме человек поздравляет митрополита, то выражать свои чувства можно открыто и искренне.

    Так выглядит образец обращения к митрополиту в официальном письме.

    Его Высокопреосвященству

    Митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу

    Ваше Высокопреосвященство, отец Кирилл, благословите.

    Прошу Вашего благословения на (полное имя человека), который греховно покончил жизнь самоубийством.

    (Следует также указать, в каких обстоятельствах самоубиение).

    К письму прилагается копия свидетельства о смерти и крещении умершего.

    Жду Вашего ответа и заранее благодарю Ваше Высокопреосвященство.

    В конце текста можно поблагодарить священнослужителя за его труд и духовную помощь мирянам.

    Чтобы знать, как обращаться к священнику, нужно определить, какого он ранга или чина.

    Священнослужители могут быть белым духовенством, теми, кто может жениться, и чёрным, к которому относятся монахи.

    Какие бывают священники

    Белое духовенство:

    1. Первой ступени считаются диаконы и протодиаконы.
    2. Второй ступени называют лиц в чине иерея, священника, старшего священника – протоиреев, митрофорных протоиреев и протопресвитеров.

    В чёрном духовенстве:

    1. Лица первой ступени: диаконы, иеродиаконы и архидиаконы.
    2. Ко второй ступени относят чины от священника до архимандрита.
    3. К третьей высшей ступени — епископов (архиереев), архиепископов, митрополитов и патриархов.

    Более подробно о рангах можно узнать благодаря «Церковному протоколу», созданному епископом Марком (Головковым).

    К кому обращаются «Владыко»

    Так именуют владык церковного клира:

    1. При встрече с патриархом, его называют «Святейшим Владыкой», митрополита или архиепископа – «Высокопреосвященством» или «Высокопреосвященнейшим Владыко».
    2. К титулу Митрополита, являющегося Предстоятелем Церкви, добавляют к «Владыко» «Блаженнейший».
    3. «Вашим преосвященством», «Преосвященнейшим Владыкой» приветствуют епископа.

    Как обращаться в официальном письме к митрополиту, архиепископу и епископу

    Обращение в письме должно быть дательного падежа.

    Образец написания адрес — титула:

    • К епископу: «Его Преосвященству» или «Преосвященнейшему Владыке … епископу…»;
    • Архиепископа или митрополита — «Его Высокопреосвященству», «Высокопреподобию Владыке … архиепископу (митрополиту) …».

    Письменный текст письма или прошения содержит приветствие, такое как:

    • «Достопочтенному» или «Достопочитаемому»;
    • «Дорогому и сердечночтимому Владыко»;
    • «Многоуважаемому Батюшке или Отцу …»;
    • «Боголюбивой рабе Христовой, матушке настоятельнице» и пр.

    Как обращаться к духовному лицу по церковному этикету

    Согласно правилам этикета:

    1. Используем в речи нейтральные слова.
    2. Разговор ведём только на «Вы», даже если это близкий человек.
    3. Имена называются на церковнославянском; например, «Отец Сергий» вместо «Сергея».
    4. Попросить благословения, поклонившись и сказав: «Честные Отцы»; православные не называют священнослужителей «Святыми Отцами».
    5. Просим о благословении священника, который старше по чину, если находимся среди общества священнослужителей; сан различается по кресту духовного лица – у протоиерея он украшен драгоценными камнями или позолоченный, серебряные носят иереи.
    6. Быть почтительным и оказывать уважение наставнику верующих, носителю благодати; в разговоре не допускать фамильярности или неприличия, грубых, бранных или жаргонных слов.
    7. Контролировать свои привычки: не затрагивать и не усмехаться.

    Мирянин показывает свою кротость, опускает свои глаза при священнослужителе. Ему не положено сидеть, если духовное лицо стоит рядом.

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    Как обращаться к Патриарху Кириллу? «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыка Кирилл».

    При обращении к архиерею называем его «Вашим Преосвященством» или «Преосвященнейшим Владыкой».

    Как приветствовать священника? Назвав его «Отцом» и по имени.

    Допустимо здороваться в неофициальной обстановке, называя его «Батюшкой».

    Как обращаться к монахине? Её, как и послушницу, называют «Сестрой». «Матушкой» называют настоятельницу. К игумении относимся учтиво, называя «Досточтимой Матушкой» или «Матушкой», добавляя её имя.

    При обращении к архиепископу применяем «Высокопреосвящество», которое можно заменить «Высокопреосвященнейшим Владыкой».

    При обращении к священнику на исповеди вначале необходимо не только поклониться духовному отцу, но и произнести: «Благословите, Батюшка». Мирянам прощается, если они просто поздороваются, но недопустимо пожимать руку.

    При обращении к священнику по телефону назовите его «Батюшкой» и попросите его благословения. Во время телефонного разговора представьтесь и изложите кратко свой вопрос.

    При обращении к архимандриту, называем его «Вашим Высокопреподобием, …».

    При обращении к диакону, если знакомо его имя, то «Отец …». Если имя не знакомо, то просто «Отец диакон».

    Как обращаться к протоиерею в беседе? Только назвав «Вашим Высокопреподобием».

    Как обращаться к митрополиту в разговоре? Почтительно, называя «Вашим Высокопреосвяществом» или «Высокопреосвященнейшим Владыкой».

    Религиозные прихожане знают о трёх рангах священнослужителей, которые и учитываются в выборе обращения:

    1. К высшим чинам допустимо применять «Владыко» с официальными добавлениями: святейший, высокопреосвященнейший и блаженнейший.
    2. Для служителей иерейского ранга применяем: «Преподобием», «Высокопреподобием» и по народному, просто «Батюшкой».
    3. К представителям дьяконского ранга подходит «Отец».

    Объяснение обращению «Отец» дано учителем Церкви Климентом Александрийским. Он говорил, что родившие нас духовно достойны так называться.

    Как правильно обращаться к духовному лицу?

    Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях принято следующим образом:

    К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: " отец", "ч естной брат";

    К послушнику -"брат" (если послушник в преклонном возрасте -"отец");

    В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка "схи" - например: "Прошу Ваших молитв";

    К диакону (архидиакону, протодиакону): "отец (архи-, прото-) диакон" или просто: "отец (имя)";

    К иерею и иеромонаху: " отец (имя)" или " Ваше Преподобие";

    К протоиерею, игумену и архимандриту: "Ваше Высокопреподобие".

    К наместнику можно обратиться с указанием его должности ("отец наместник, благословите") или с употреблением имени ("отец Лавр, благословите"), возможно, и просто "батюшка" (употребляется редко). В официальной обстановке: "Ваше Высокопреподобие" (если наместник - архимандрит или игумен) или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят: "отец наместник", "отец Лавр".

    К благочинному обращаются: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Евангел"), "батюшка". В третьем лице: "отец благочинный" ("обратитесь к отцу благочинному") или "отец... (имя)".

    К духовнику обращаются: с употреблением имени ("отец Сергий") или просто "батюшка". В третьем лице: "что посоветует духовник", "что скажет отец Сергий".

    Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним
    можно обратиться "батюшка" и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: "отец эконом", "отец казначей"

    Обращение к священнику "батюшка" является русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не должно употребляться при официальном обращении.

    Послушницу и монахиню можно назвать "сестра". Повсеместно распространенное у нас обращение "матушка" в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице. отец схиархимандрит".К Игумение женской обители будет учтивым обращение: "Досточтимая матушка (имя)" или "матушка (имя)".

    Обращаться к епископу следует: "Ваше Преосвященство", "Преосвященнейший Владыка" или просто "Владыка" (либо используя звательный падеж славянского языка: "Владыко");

    к архиепископу и митрополиту - "Ваше Высокопреосвящество" или "Высокопреосвященнейший Владыка".

    К Патриарху, именуемому в титуле "Святейшим", нужно обращаться: "Ваше Святейшество".

    В церковной практике не принято приветствовать священника словами: "Здравствуйте", "Добрый день"; говорят "Благословите!". При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой).
    Священник при произнесении слов: "Бог благословит" или "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" - налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую благословляющую руку, которую мирянин целует.
    Священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии.
    Распространенная ошибка людей малоцерковных - накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священника.

    В православии существует собственный церковный этикет. Что он из себя представляет? Об этом Вы узнаете, прочитав статью протоиерея Максима Козлова.

    Церковный этикет

    Давайте вновь поговорим о таком понятии как церковная вежливость и церковный этикет. Ну, может возникнуть вопрос: неужели нет более важных и актуальных тем для общения в прямом эфире? Конечно, много важного и много актуального, но каждый из нас по себе знает, что отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. От простых – например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику, к епископу, как составить то или иное письмо, правильно адресованное в ту или иную церковную инстанцию. А отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви – у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей.

    Да, конечно, есть уровни нашей жизни, нашего бытия, где всякая, в общепринятом смысле слова, вежливость или уже тем более, всякий этикет, отступают. Да, мы знаем, что преподобный Серафим в этом смысле – совершенно вне традиции церковного благочестия, церковного обычая XIX столетия – приветствовал всех приходящих к нему (в некоторое время его жизни) словами: “Радость моя, Христос воскресе!” Приветствовал так и крестьянина, и губернатора, и архиерея. Но для того, чтобы вот так себя вести, так сказать эти слова, нужно, наверное, сначала стать преподобным Серафимом! Потому что представим, если какой-нибудь обычный монах или мирянин в монастыре будет вот так ходить и всем говорить: “Радость моя, Христос воскресе!” Увидит наместника монастыря послушник и тоже будет к нему так обращаться, когда тот его определяет на какое-нибудь послушание… Наверное, это вызовет скорее наказание, чем поощрение! Итак, для нас, обычных людей, не достигших тех высот, которых достиг преподобный Серафим, конечно же, общечеловеческие нормы вежливости и церковного этикета являются обязательными.

    Такой вот эпизод еще навел меня на мысль посвятить сегодняшний эфир этой теме. Когда совершался крестный ход в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия торжественным, чинным шествием из Московского Кремля, мимо собора Василия Блаженного, мимо сцены, построенной для концерта Пола Маккартни (во всем контрасте нашей современной российской жизни), то вместе с множеством духовенства шло и некоторое количество народа, в котором по обычаю большинство составляли наши церковные бабушки (в данном случае имею в виду категорию не возрастную, а социально-церковную). Две из них оказались неподалеку, и я наблюдаю такую сцену. Поют пасхальные песнопения, величание святым Кириллу и Мефодию, ну – и чем-то вдруг одна другой не угодила! То ли на ногу наступила, то ли еще неудовольствие какое-то вызвала. И она демонстративно, громко, обращаясь к идущей с ней рядом, только что певшей (причем пели обе): “Радостию друг друга обымем” спутнице, говорит: “Спаси тебя, Господи!” А та поворачивается, метает на нее твердый взгляд: “Нет, это тебя спаси, Господи!” И понятно, что хотя по форме сказано все это было правильно (слова-то правильные были произнесены, но тем хуже, тем кощунственнее наполнение, которое в них вкладывалось, потому что это было не благопожелание спасения от Бога, а выражение собственного недоброжелательства, выражение того, что тебя-то нужно спасать, а я-то получше тебя человек, я только пожелать тебе этого могу!”

    Это такой пример, который показывает, чего нам очень часть в церковной жизни недостает – терпимости и взаимной корректности поведения. Уж что там говорить про жертвенную любовь, про высокие идеалы, к которым мы должны идти, но которые отнюдь не всегда сопровождают наше повседневное существование. Не хватает простой корректности и терпимости – того, чтобы относиться друг к другу, к стоящим вместе на богослужении хотя бы без нарушения светско-советского принципа, который формулировался такими словами: “Человек человеку бревно”. Действительно, мы не должны относиться по этому правилу друг к другу, надо как-то замечать один другого и снисходить к немощам. Это и будет основой той церковной вежливости, которая сделает ее искренней. Ведь вежливость может идти и от светскости, а таком случае обращаясь часто в свою противоположность. Есть такие неслучайные выражения: “убийственная вежливость” или “холодная вежливость”. Это когда через формально корректное, очень вежливое поведение человека ставят на место, показывают ему дистанцию между тобой и этим человеком. В конечном итоге, показывают ему свою нелюбовь. Или может быть лицемерная, лукавая вежливость, которая прикрывает некоторыми формулировками, некоторым умением себя вести внутреннюю холодность, равнодушие, а то и нелюбовь к тому или иному человеку.

    Конечно, ни то, ни другое неприемлемо для нас как основа нашего поведения в Церкви. Но понимание того, что вежливость церковная может быть реальным опытом приобретения духа кротости и терпимости, снисхождения к немощам другого человека (и в этом смысле оказаться нам духовно полезной) – это то, что каждый из нас должен стараться понять и принять. И некоторой неотъемлемой составляющей этой вежливости является церковный этикет. Хотя слово это иностранное, но бояться его не нужно. Ведь что такое вообще этикет? Этикет – это правила поведения, обхождения, принятые в определенных социальных кругах. Скажем, может быть этикет придворный, дипломатический, воинский, общегражданский этикет. Форма поведения. Но специфика нашего, церковного этикета, связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни православного человека (вообще, всякого верующего человека): с почитанием Бога, с благочестием должен быть связан церковный этикет. И мы знаем, что в XX веке было насильственно прервано немало традиций – традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность тем или иным вековым обычаям, преданиям и установлениям. Утеряно то, что наши прадеды впитывали с детства, что становилось потом естественным: все эти правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые складывались на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности. Поскольку значительную часть наших прихожан составляют как раз люди не знающие и не имеющие полноты этой традиции, давайте посвятим некоторое время разговору о церковном этикете.

    Начнем с простого. Итак, все мы знаем, что при обращении с духовенством необходимо иметь некоторый минимум познаний о священных санах духовных лиц. Мы знаем, что в Православной Церкви духовные лица подразделяются на три иерархические степени – это диаконат (или диаконство), который состоит из диаконов и протодиаконов, это священники (иереи, протоиереи; в монашестве это игумены, архимандриты, довольно редкий чин протопресвитера существует в белом духовенстве) и епископы (или архиереи), которые могут быть епископами, архиепископами или митрополитами. И высшая ступень – это Патриаршество. В совокупности эти ступени составляют трехчинную иерархию в Православной Церкви. И именно эти лица составляют клир и поэтому называются клириками (или, по-другому, священнослужителями). Кроме священнослужителей, у нас есть церковнослужители (иподиаконы, чтецы, певцы, свещеносцы, которые участвуют в архиерейском богослужении, но отчасти как чтецы и певцы могут принимать участие в обычном, приходском богослужении). И, соответственно, к каждой из этих ступеней духовенства принято свое обращение. Возникает еще вопрос: в какой форме, на “ты” или на “вы” следует обращаться в церковной среде. Как современному христианину, стремящемуся следовать благочестивым обычаям, обращаться к другому православному человеку и как – к духовенству? Нельзя сказать, что этот вопрос может быть решен для всех случаев однозначно. В древности, и даже в относительной уже древности, употребление формы “ты” было гораздо более распространено, чем ныне. У нас, безусловно, удержалось это обращение “ты” с тем ощущением дистанции, но и близости одновременно, по отношению к Самому Господу Богу. Ведь мы же говорим Спасителю в молитве: “Господи, милостив буди мне, грешному!”, “Ты, Господи, сохраниши и соблюдеши мя!”, “Господи, помилуй!”. Невозможно представить, чтобы было допустимо обращение “вы” в молитве! То же самое – к Божией Матери или к святым (когда речь идет об одном святом). Соответственно, в древности обращение “ты” – к царю, обращение “ты” – к Патриарху – не было нарушением церковного этикета, а было формой вежливости. То же самое – и по отношению к священнику. Но начиная со времени Петра Великого, с XVIII столетия, когда нормы западноевропейского этикета (в том числе, светского этикета) постепенно стали все более широко распространяться в нашем обществе, вот это употребление “ты” сузилось и появились ситуации, когда, конечно же, мы должны обращаться на “вы”.

    Обращение на “вы” обязательно со стороны мирянина по отношению к лицам, находящимся в высшей степени священства – то есть ко всем епископам (епископам, митрополитам, архиепископам, Патриарху), как в устном, так и в письменном обращении. Как нужно говорить, если надо дополнить это обращение?

    По отношению к Патриарху Всероссийскому мы употребляем титул “Его Святейшество” и, соответственно, в личном обращении говорим: “Ваше Святейшество”, можно дополнить: “Ваше Святейшество, Святейший Отец!” или просто ограничиться обращением “Ваше Святейшество” и дальше продолжать излагать ту или иную мысль.

    Как обратиться к архиепископу или митрополиту?

    По отношению к митрополитам и архиепископам принято обращение “Ваше Высокопреосвященство”, за исключением митрополита Киевского, которому усвоен титул, в силу высокого статуса Украинской Церкви – титул, свойственный самостоятельным предстоятелям Церквей – титул “Блаженство”. Поэтому к митрополиту Киевскому Владимиру следует обращаться “Ваше Блаженство!”, а в третьем лице о нем могут говорить: “Блаженнейший Владыка!”

    По отношению к епископам корректная форма обращения: “Ваше Преосвященство!”.

    Итак, Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство. Это будут корректные формы обращения к архиереям.

    В устной речи затем допустимо, с тем, чтобы не нагромождать всякий раз эти наименования, именование архиереев “Владыка”: “владыка Мефодий”, “владыка Кирилл”, “владыка Евгений…” Когда мы в третьем лице говорим об архиерее, то в устной речи допустимо несколько вариантов. Можно сказать: “Митрополит Кирилл сказал…”, “Владыка Иоанафан подписал обращение…”, можно сказать “Его Высокопреосвященство (когда понятно, о ком речь идет) обратился к собравшимся со словом приветствия…” И такие формы будут взаимозаменяемы и корректны. Если мы в письменной форме обращаемся к архиерею, то обычно начало письма, начало обращения следует сделать в такой форме: “Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу (далее указывается кафедра этого епископа) имярек” от такого-то прошение (или рапорт, или другая какая-то бумага)”. И далее в письме мы излагаем: “Ваше Преосвященство, спешу доложить вам и т. д.” Такого рода обращение покажет церковную корректность и знание церковного этикета со стороны людей, которые будут так обращаться к архиерею.

    Что касается обращения к священству, то по многовековой традиции, к священнику в устной речи обращаются, добавляя слово “отец”: “отец Мефодий”, “отец Иоанн”, “отец Димитрий…” Можно в обращении допускать славянизированный звательный падеж: “отче Димитрие” (впрочем, наверное, не в самой официальной обстановке, показывая, таким образом, свое знакомство со славянским языком). В торжественной, в официальной речи к протоиереям и архимандритам следует обращаться “Высокопреподобие!”: “Ваше Высокопреподобие!”. К простым иереям и монахам обращение будет: “Ваше преподобие!” и, соответственно, скажем, в поздравлении рождественском или пасхальном мы подпишем адрес: “Его высокопреподобию, протоиерею Сергию”, “Его преподобию, иеромонаху Ксенофонту”. Это будет корректное написание, скажем, письма, отправленного с поздравлением.

    Безусловно, в тех или иных ситуациях, при сверственных отношениях или, тем более, скажем, если священник сильно младше или давно знаком тому или иному мирянину, в близком общении допустим переход на “ты” между священником и мирянином. Скажем, дома и жена, и близкие обращаются к священнику на “ты”, дети, конечно, говорят ему “папа”, а не каким-то другим образом, и жена священника или диакона говорит с мужем дома на “ты”, без добавления слов “отче” или “батюшка” (хотя при посторонних людях это часто режет слух, подрывает авторитет священнослужителя). И корректная, воспитанная матушка обычного обращения не перенесет и за приходским столом, и тогда, когда ее обращение к священнику и мужу могут слышать другие люди.

    Это верно и в отношении других прихожан, когда им приходится обращаться к своему батюшке при посторонних или малознакомых людях.

    Кстати, тут нужно отметить, что со стороны мирянина обращение “отец” к священнику, без употребления имени, звучит фамильярно: “Отец, ну-ка, скажи мне, во сколько сегодня начнется богослужение?” Это, конечно, не будет вполне корректной формой. Надо сказать так: “Отец Иоанн, скажите мне, пожалуйста, во сколько сегодня начнется исповедь перед богослужением?” Однако, в обращении священнослужителей между собой эту форму можно считать приемлемой.

    Диакон, как мы знаем, является помощником священника. Ему не поручено самостоятельное совершение богослужений и обращение к нему с добавлением слова «отец» утвердилось, надо сказать, достаточно недавно. Но в нынешнем церковном этикете корректно будет обратиться к диакону с добавлением именно этого слова: «Отец диакон…» или так же, как к священнику, с добавлением имени: «Отец Павел…» Если говорят о диаконе в третьем лице, то корректнее всего так употребить: «Отец диакон сказал мне…» А если мы употребляем имя собственное, то можем так сказать: «Диакон Владимир сообщил…» или же так: «Отец Павел только что ушел по церковному послушанию».

    Еще одно обстоятельство на один момент важно указать – это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику. Часто можно встретиться с практикой, когда люди, вновь пришедшие в Церковь, обращаются к священнику: «Здравствуйте, добрый день!» или еще каким-то образом, в то время как уважение к сану предполагает в любом случае добавление при встрече со священником слов: «Благословите…» Можно сказать: «Добрый день, батюшка, благословите!» или «Простите, благословите…» или еще короче: «Благословите, отец Андрей!» Ну, впрочем, не будет грехом добавить время суток, например: «Доброе утро, батюшка, благословите!» или – сейчас, когда, например, пасхальное время: «Христос воскресе, отец Артемий, благословите!» Именно младший по чину приветствует словами «Христос воскресе!», а старший отвечает словами: «Воистину воскресе!» (например, священник по отношению к мирянину) и преподает ему благословение.

    Безусловно, мы знаем, что в Православной Церкви у нас не принято обращение, которое можно сейчас услышать от людей, редко бывающих в церкви, но много смотрящих испано-португальские сериалы, а именно: «святой отец». Когда не знающий имени священника человек, подходит к нему с вопросом: «Святой отец, как у вас тут покреститься можно?» И сразу понятно, что человек этот хорошо знаком с программой телевидения. Такое обращение у нас не принято. Святыми отцами в Православной Церкви безусловно мы называем прославленных подвижников благочестия и это словосочетание применяем к тем, кто уже канонизирован. Мы говорим, например: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…» Но никак не по отношению к конкретному священнику!

    Если встреча наша с клириком происходит в храме или вне храма, но когда ничто тому не препятствует, то, конечно же, со словами приветствия уместно будет подойти к батюшке и взять благословение. При этом это не зависит от того, в рясе он находится или, путешествуя по городу, по жизненным обстоятельствам, делает это в светской одежде. Если вам известен священник (вы несомненно знаете, что это клирик Русской Православной Церкви), то, конечно же, не в рясе находится сила священнического обращения. Если священник идет в пиджаке или в рубашке, то и так можно подойти и взять у него благословение, ничуть не меньше оно от этого будет.

    По традиции, принимающий благословение сам приемлет в свои руки благословившую его десницу священника, подносит ее к губам и, слегка приклонив голову, благоговейно лобызает. И это тоже принято делать. Другое дело, что священник, упреждая нерешительность мирянина, иногда может поднести свою руку к его губам, но это корректно делать, если мирянин священнику уже знаком, а не является человеком недавно воцерковившимся. Если вас священник не знает, корректно будет потом представиться: «Отец Матфей, благословите, раб Божий Михаил…» или еще как-то себя представить. Или, например, так: «У меня к вам срочное поручение от отца благочинного…» (тут уж вас священник точно выслушает внимательно), и излагайте свое дело. Получив это благословение, тут же можете приступать к своему делу.

    Если беседа со священником происходит по телефону (что в нынешней жизни нередко случается), то и в таком случае неправильно было бы говорить: «Здравствуйте!», но можно построить беседу так. Поскольку мы не всегда уверены, кто нам отвечает по телефону, бывает номера неверно соединяются, то можно так обратиться: «Алло, это отец Тимофей?» И, после того, как получили подтверждение, сказать: «Отче, благословите!» Иначе, например, при сбое линии, можно самому попасть впросак, да и нежданного собеседника поставить не в самое ловкое положение (он не будет знать, как себя вести). А затем кратко, лаконично вы сообщаете цель вашего звонка, благодарите в конце разговора. Можно при прощании взять благословение снова, а можно употребить старую формулу, которая тоже применяется: «Простите и благословите!» и затем откланяться.

    Кстати, нужно указать на распространенную ошибку людей малоцерковных: это накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя: креститься на священника! Этого делать не следует. До акта церковной канонизации креститься на него никак нельзя!