Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога. Метафорические карты в работе психолога Карточки с которыми работает детский психолог

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

В комплекте всего 6 разных колод-категорий. Каждая колода – это тематическая подборка специальных слов раскрывающих определенную тему.
1) Чувства и состояния
2) Страхи и опасения
3) Вторичные выгоды
4) Ценности и потребности
5) Качества и навыки
6) Действия и баланс.

Проработка этих важных тем, помогает разобраться с препятствиями на пути решения задач, найти ресурсы, опору, зоны роста человека и поставить истинные цели.
«КАРТОТЕКА психолога» как инструмент, может помочь глубже исследовать эти темы, и найти ответы на вопросы:

Чувства и состояни
я: Какие чувства я испытываю? Какие чувства не осознаю? Какие подавляю? Моя «азбука» чувств? Какие чувства хочу испытывать? Какие я могу получать приятные эмоции?
«Эмоции являются фундаментом нашего самопонимания и отношения к другим людям» — цитата.

Страхи и опасения : Какие страхи мне мешают? От чего они «защищают»? Что стоит за моим страхом? Как начать действовать?
«Человек, боящийся страданий, уже страдает от своего страха» — М. Монтень.

Вторичные выгоды: Какие выгоды я получаю от нерешенной ситуации? Какие вторичные выгоды я получаю от своего психосоматического симптома? Почему для меня это важно? Что за этим еще стоит? Как я могу получить эту пользу по-другому?
«Вторичная выгода это та польза, которая удерживает человека в проблемном состоянии, которое он получил».

Ценности и потребности : Моя система ценностей? Что для меня действительно важно? Мои приоритеты? Мои актуальные потребности? Как правильно поставить цели? Как сделать правильный выбор? Как принять правильное решение? Какие есть способы решения внутреннего конфликта? Чего я хочу?
«Быть целостной личностью – это поступать в соответствии со своими основными ценностями» — цитата.
«То, что потребность скрыта, не значит, что она не существует» — Эрих Фромм.

Качества и навыки
: Мои достоинства? Мои ресурсы? Что мне поможет? Какие качества мне нужно развить? Каким я хочу быть?
«Качества человека - это своего рода кирпичики, из которых формируется личность человека».

Действия и баланс : Что я делаю не правильно? В чем я ошибаюсь? Что мне стоит поменять в своем поведении? Что стоит делать по-другому? В чем нарушен баланс? Какой мой новый план действий?
«Чтобы иметь то, чего никогда не имел, надо делать то, чего никогда не делал» — цитата.

В методичке подробно описаны возможности работы с комплектом.
Раскрывается каждая тема, важность работы с ней и практические способы применения, как в диагностике, так и в терапии.

«КАРТОТЕКА психолога» — это инструмент, который может быть полезен в работе:
психологов, консультантов, психотерапевтов, ведущих психологических и трансформационных игр, специалистов по работе с метафорическими ассоциативными картами, а так же для людей занимающихся своим личностным ростом.

Метафорические ассоциативные карты - это набор разного рода картинок, величина которых может достигать размера открытки. Такие карты могут содержать изображения людей, их взаимодействий, животных, пейзаж, жизненных ситуаций и многое другое. Уникальность такого метода заключается в том, что ассоциации вызванные картинкой способны на бессознательном уровне открыть доступ в глубины собственной души. В образах на картах человек видит себя со стороны.

Процесс не сопровождается скованностью и другими ограничивающими эмоциями, а это влияет на создание благоприятной атмосферы, которая располагает к расслабленности и доверию, что крайне важно в работе психолога. Метод ассоциаций помогает быстро прояснить и осознать потребности человека, изучить его незавершенные внутренние процессы и с помощью карт решить эти проблемы

Преимущества метафорических карт:

  • при работе со зрительными образами у человека снижается сознательная цензура, что облегчает работу с его неосознанными подсознательными конфликтами;
  • карты дают возможность увидеть правдивую картину межличностных и других взаимоотношений человека с окружающей реальностью и образами, живущими в его внутреннем мире;
  • отлично подходят для работы с людьми, которые плохо осознают свои чувства и больше полагаются на факты, чем на эмоции;
  • помогают преодолеть внутреннее сопротивление, которое очень часто не поддается больше никакой методике;
  • открывают большие возможности для творчества, саморазвития, самопознания и сочетаются в работе со всеми известными методиками психотерапевтов;
  • универсальная методика, использовать которую можно практически во всех ситуациях и в разных возрастных категориях.

С какими проблемами и вопросами можно работать при помощи метафорических карт?

Данная методика подходит для вопросов различных тематик. Для детей наиболее актуальными являются проблемы взаимоотношений с родителями, сверстниками, устранение разных фобий и психологическая помощь в критических ситуациях (потеря близких людей, развод родителей и т. д.).

Взрослые же могут обратиться к метафорическим картам, чтобы справиться с переживанием одиночества, провести диагностику семейной системы, найти ресурсы для достижения необходимых целей, разрешить проблему выбора и многое другое.

Метафорические карты позволяют:

  • определить причины произошедших событий и найти выход из текущей ситуации;
  • проанализировать свое будущее, линию поведения (в бизнесе, в коллективе и т.п.);
  • скорректировать личные отношения, решить семейные проблемы;
  • развить абстрактное и креативное мышление, логические способности;
  • найти источник возникновения болезни и сфокусироваться на работе с ее симптомами;
  • дать волю своей интуиции и подсознательной мудрости;
  • активировать внутренние ресурсы и раскрыть творческий потенциал.

Виды карт и их классификация

В настоящее время методика работы с метафорическими картами становится очень востребованной из-за ее эффективности удобства и безопасности для клиента. В разработке новых колод принимают участие психологи и психотерапевты, которые учитывают самые разные запросы и темы своих клиентов. Карты выпускают в разных странах, самыми первыми были колоды немецких производителей и благодаря Моритц Эгетмейер распространились по всему миру.

Базовым и основным набором являются OH, Persona и Saga, остальные колоды считаются более узкоспециализированными. Их используют по запросам, которые пользуются меньшей популярностью.

OH представляет собой набор из 2-х колод карт, одна из которых содержит картинки, а другая - слова. Помещая изображение в обрамленную карту со словом, клиент высказывает своё виденье получившейся комбинации. Эти карты используют для работы с бессознательным, при эмоциональных расстройствах, внутриличностных конфликтах, для определения межличностного отношения и поиска внутреннего ресурса.

Persona содержит в себе набор портретов людей разного пола, возраста и национальности. Метафора этих портретов позволяет работать по таким запросам, как социальные взаимоотношения, субличности, ролевые диспозиции, эмоциональные расстройства и психосоматика.

Saga представляет собой некую «сказкотерапию». Колода содержит художественные открытки, которые изображают сказочные характеры, сцены и явления. С их помощью работают с переживаниями, ищут внутренний ресурс.

Работа с детьми при помощи метафорических карт

Метафорические ассоциативные карты дают возможность установить эмоциональный контакт с детьми разного возраста. Большим преимуществом служит тот факт, что дети воспринимают этот метод терапии, как игру, а это залог безболезненного сеанса, который не способен травмировать ребенка.

Работа с взрослыми при помощи метафорических карт

Карты способны осветить все темные углы подсознания и ответить на самые волнующие вопросы. Данная методика подходит для абсолютно всех и отвечает на вопросы множества тематик из разных сфер жизни. Достаточно 15-20 минут и с помощью правильно заданных вопросов терапевта, клиент самостоятельно находит выход из угнетающей ситуации, решает свою проблему.

Я, как практикующий психолог очень люблю использовать метафорические карты. Работа с ними всегда увлекательная и для клиента, и для меня. Метафорические ассоциативные карты позволяют тонко и безболезненно соприкоснуться к внутреннему миру клиента и найти в нем решение проблем. Я считаю, в этом и есть главное преимущество и уникальная особенность этого метода.

Фрагмент клиентской сессии с использованием метафорических ассоциативных карт .
Публикуется с согласия клиента.

Наборы: “Дуэт”, “Образ женщины”, «ОН» Cards.

Женщина 55 лет. С высшим образованием. Занимает руководящую должность. Работает по 12 часов в день. В разводе более 20-лет. Состояла в гражданском браке. Есть взрослый сын и двое внуков.

Запрос : Как мне пережить разрыв с (разрыв произошёл 3 месяца назад), который ушёл к другой ?

К: 1 картинка.

П: Почему вы выбрали именно эти картинки? Что вас в них привлекло?
Меня привлекает в этой картинке только то, что женщина ухоженная.
П: Сколько её лет? Какой у неё характер?
К: 35 лет. Ну, мягкий характер. Чувствительная такая.
П: Чем она в жизни занимается?
К: Она – человек искусства. Может быть, балерина.
П: У неё есть семья?
К: У неё муж и 1 ребёнок.

2 картинка.

К: Здесь то же самое. Она ухоженная. Я люблю женственность. Эта женщина постарше, более зрелая, её 45. У неё семья: муж и 1 ребёнок взрослый.
П: Чем она занимается?
К: Она где-то на руководящей должности работает. Обе личности сильные.

3 картинка:


Образ «не Я». Женщина со слезой на лице в чёрной одежде.

К: Мне эти карты не нравятся, потому что я не люблю людей, которые одеваются в чёрный цвет. Это уныние и вообще, депрессия. И меня это раздражает. Типа депрессивное состояние и уже пару раз я плакала.
Это не моё. Это меня раздражает, и чёрный цвет меня раздражает и слёзы эти – непонятно что. Непонятно какое лицо, грустное.
П: А как вы думаете, о чём она плачет?
К: Может быть, о потере мужчины.
П: Часто у неё происходит потеря мужчины?
К: Да нет, 1 раз потеряла. Её 50 лет. Какая-то неудачница.
П: Почему?
К: Не знаю, выглядит так, ну…. Брови какие-то непонятные, чёрные круги под глазами. Неуверенная в себе личность.
П: А она сама себе нравится?
К: Нет.
П: Почему? Её обзывают? Она сама так решила?
К: Сама так решила. Надумала всякую ерунду. Я не хочу на неё даже смотреть. Она мне неприятна. Эти образы мен неприятны.
П: Давайте их закроем, перевернём картинки, если они вам неприятны.

4 картинка:

Ведьма на метле.
К: Негативные всякие потусторонние силы не пускаю к себе. Я человек религиозный.
П: Давайте вернёмся к тем двум портретам, которые вам понравились. Какой их них вам нравится больше?
К: Мне больше нравится 1-я карта. У неё всё нормально. Она уверенная по жизни женщина.
П: Давайте с помощью набора «Дуэт» и «ОН» поищем ответ на вопрос, с которым вы обратились ко мне:
” Как мне вычеркнуть из своей жизни мужчину, который меня предал? Что мне нужно сделать?»

5 картинка.

Дельфины и руки.
К: Чтобы отпустить мужчину, который её предал, ей нужно найти нового. Это руки нового мужчины. Появится новый друг, новые ощущения. Дельфинов я люблю. Это что-то приятное, дружеское. Дельфины – это наши друзья. Комфорт появляется.

6 картинка.

Колесо велосипеда.
К: Жизнь идёт, хорошие ощущения. Внимание, забота, цветы, красота. Это мне непонятно, что это? (палка в колесе). Я даже не хочу это расшифровывать. У меня не должно быть палок в колесе.

7 картинка.

К: Это я в семье уже, занимаюсь уборкой и жду, когда придёт мой любимый человек с работы.
П: Нужен ли вам мужчина, который сейчас хочет с вами общаться, но вам он не особо нравится?
К: Неприятно мне это всё. Это смерть.
П: На карте слово «Обязан». Соедините его с картинкой.
К: Никто никому ничего не обязан. Мне даже неприятно на эту тему рассуждать. Он больной человек, я больного не хочу. Кто он мне?
П: А если в вашей жизни появится совершенно новый мужчина, что вы будете чувствовать?
Интересное начало с рассветом. Это дорога, которая ведёт к новой жизни.

8 картинка:

Пламя и лёд.
…………………………… (пропуск)

К: Мужчина, который ушёл к другой женщине, постоянно делал мне какие-то подарки. Постоянно обхаживал. Говорил, что любит меня. Лёд – это с моей стороны. Я даже не говорила ему, что он мне нравится. Он меня спрашивал, а я молчала, потому что внешне он мне никак. У меня до этого был мужчина, на 17 лет моложе и поэтому этот мне вообще никак.
П: По сути, вам переживать о том, что он ушёл к другой, нет никакого смысла. Вы же его не любили.
К: Никаких чувств нет, а я переживаю. Наверное, это моё самолюбие задето.
П: Скорее всего, вы себе внушили, что он вас обидел?
К: Да.
П: Хотя я сама – ледяная гора по отношению к нему?
К: Да.
П: Получается, что расставание с ним вам только на пользу. Будет новый рассвет, новое начало, новая дорога.

….(пропуск).
П: Плачущая женщина – это то, что мешает вам жить сегодня. У вас есть некая программа на подсознании: «Я – некрасивая», потому что она сама себе не нравится.
К: Ну, я думаю о себе: мне же 55 лет, какая может быть красота?
П: Красавицей можно быть и в 90 лет. Нужно брать свою возрастную категорию. Смысл ровняться с девочкой, которой 16 лет?

К: Ну, да. Не, я уверенная в себе очень. Я хочу в перспективе сделать пластику, потому, что я работаю с людьми. И пишут уже в отзывах «пожилая женщина». А так я уверена в себе. Среди моих сверстников никто не выглядит лучше, чем я. Ну, в детстве у нас было очень тяжёлое материальное положение.

П: Очень глубоко, на подсознании, у вас всё равно сидит мысль о том, что вы некрасивая. Если вы так уверены в себе, почему страдаете от того, что мужчина ушёл к другой женщине при всём том, что вы его даже не любили?

К: Он готовил еду, я не люблю готовить. Он подарки дарил всякие.
П: То есть, я страдаю от того, что удобства ушли?
К: Да. Я таких редко встречала.
П: Но тем не менее, вы же его не любили?

К: Да. Чувств у меня к нему не было. Он как друг. Ему 60 лет. Мне интересно было с ним общаться. Вот новый мужчина, который хочет со мной общаться, даже ни разу меня по имени не назвал. Мне это обидно.
….. (пропуск).

П: Подведём итог:
Главная мысль, которая должна поселиться у вас в голове:
«Я сейчас, такая, какая есть, красивая и успешная».

Независимо от того, будете ли вы делать пластическую операцию на лице – не будете, вы всё равно красивая. В своей возрастной категории я вообще – супер. И я встречу такого мужчину, которого я достойна.

К: Очень трудно найти достойного. Все изменяют. Приходится довольствоваться тем, что приплыло.

П: Если вы будете довольствоваться тем, что приплыло, вы никогда не получите то, чего вы достойны.
Если вы соглашаетесь на меньшее, то жизнь и не будет подбрасывать вам другие варианты.
Если ты принимаешь то, что тебе не нравится, ты недостаточно любишь себя.

По окончании сессии клиентке было предложено поработать с

С каждым годом Метафорические Ассоциативные Карты (МАК) стали всё больше завоёвывать популярность у психологов и психотерапевтов, а также у других представителей помогающих профессий.

Можно со смелостью утверждать, что МАК — это новый глоток воздуха в океане психологических модальностей, методик и инструментов. И действительно, не смотря на очевидность и простоту картинок, глубина и эффективность работы через проективный инструмент даёт о себе знать на первой же консультации или же на первых минутах семинара.

Владея основными принципами и нормами при работе с клиентами через МАК, можно добиться значимых результатов. К тому же Карты обладают прекрасными преимуществами, что выдвигает этот инструмент далеко вперёд. Например:

  • Карты, если правильно с ними работать, абсолютно безвредны и безопасны для клиентов.
  • Карты работают в настоящем времени. Всё, что видит на них клиент, то ровно так и происходит внутри у клиента. Если в процессе работы произошли какие-либо изменения, то, соответственно, меняется и восприятие клиента, что отражается на его интерпретации в карте.
  • Карты выявляют самое актуальное, что сокращает время выявления первичного запроса.
  • Карты не обязательно называть психотерапией, в них можно играть или проводить через них исследование.
  • Карты помогают работать как с конкретными задачами, так и с абстрактными предметами.
  • Карты можно применять как с детьми, так и с взрослыми; как с низким, так и с высоким интеллектом; как индивидуально, так и в группе.

В общем, что и говорить, Метафорические Ассоциативные карты за счёт своего широкого применения быстро влились в просторы психологии. Вместе с тем появилась целая индустрия по обучению применению карт в психологии, где показывают самые различные подходы и техники. И всё бы хорошо, только, пройдя обучение, не все студенты начинают применять МАК в своей практике.

В чём же причина подобных динамик?

Во-первых, в обучении отсутствует структура уровней восприятия клиентов при работе с картами, отсюда у специалиста отсутствует ясность того, что он делает и куда идёт с клиентом.

Во-вторых, психологи, зачастую, забывают о своей профессиональной позиции при работе с картами, и тогда клиент работает не с тем, с чем он готов, а с тем, куда привёл его психолог. И в результате, как бы работа была проделана, а клиент остался недоволен.

В-третьих, основой для хорошей работы является не инструменты психолога и не от модальности применяемых методик, а само состояние психолога, его чувственно-эмоциональное состояние. И, как правило, на обучении данный пунктик зачастую даже не обговаривается.

В-четвёртых, на обучающих группах только обучают, хотя последней формой обучения является обучение по принципу трёх слонов: Обучение — Лечение — Практика. Таким образом, информация запоминается и структурируется в сознании обучаемого.

Имея выше перечисленные недочёты, студент оказывается с целой батареей техник, но без ясности в голове. А клиент такого специалиста начинает чувствовать, что его как будто куда-то тащат. Что, в свою очередь, сказывается и как самой терапии, так и на авторитете психолога.

И, подводя итоги данной статьи, хочется пожелать будущим специалистам, которые планируют работать с Метафорическими Ассоциативными Картами, действовать предельно аккуратно и не спешить. А на обучающих курсах по МАК чаще задавать вопросы ведущему семинара. Ведь от этого зависит и ваше самочувствие, и самочувствие вашего клиента.