Значение слова «подворье. Что такое «подворье». Возникновение термина Что такое подворье монастыря

Иеромонах Сергий (Филиппов)

До революции 1917 года многие обители нашего Отечества славились своими ярмарками, на которых можно было приобрести монастырскую продукцию. Тогда монахи считались лучшими производителями сельхозтоваров. Вспомним хотя бы историю Валаама и Соловков. Какие фермы были устроены в этих северных монастырях! Казалось, что братии по молитвам все было под силу. В суровом климате им удавалось выращивать даже арбузы и ананасы.
Началом возрождения былых традиций, будем надеяться, станет фестиваль «Подворье», который пройдет 12 сентября 2015 года на подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумарокове Московской области Рузского района. Участники праздника смогут покататься на лошадях и в собачьих упряжках, принять участие в конкурсе солений, узнать секреты стеклодувов и, конечно же, потрапезничать.
О том, какие цели ставили перед собой организаторы фестиваля, рассказывает иеромонах Сергий (Филиппов), и.о. настоятеля подворья, насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы.

– Как возникла идея проведения подобного фестиваля?

– Дело в том, что храм нашего подворья располагался на территории древнего села Ащерино, которое, к сожалению, не сохранилось. До трагических событий начала ХХ века это село было широко известно благодаря традиционной ежегодной ярмарке. Идея ее возрождения в формате фестиваля возникла, практически, сразу после моего назначения настоятелем подворья.

Многие люди совсем ничего не знают о том, для чего вообще существует монастырское подворье и чем занимаются его насельники. Мы постараемся как можно более полно рассказать об этом участникам фестиваля. Вторая, не менее важная задача, – возродить культурные и ремесленные традиции, которые существовали в нашей местности, поддержать тех, кто трудится на земле и зарабатывает на жизнь собственным трудом. Поэтому и сам фестиваль проводится осенью, когда основные сельхозработы уже подходят к завершению. Пусть наш фестиваль станет своего рода ярмаркой достижений, только это не состязание, а, скорее, возможность пообщаться, узнать что-то новое, что-то взять на заметку. Ведь всем любопытно узнать, а как у соседа.

– Расскажите немного, что такое подворье монастыря сегодня?

– У каждого подворья – своя задача. Не всегда подворья монастырей создаются в сельской местности, иногда их открывают в городе с целью сбора средств на возрождение и поддержание обители. Часто сельские подворья преследуют цель обеспечить монастырь сельхозпродукцией. Для нашего монастыря подворье в Сумарокове значимо еще и потому, что на его территории есть место, где братия обители найдут последнее земное пристанище. Ну а пока насельники живы, они могут приехать на подворье и отдохнуть немного от городской суеты.

– Что, по Вашему мнению, сегодня представляет собой село, деревня? Можно ли выжить на земле?

– Выжить, конечно, можно, а тем более спасать свою душу. Однако труд крестьянина очень тяжелый, и не все хотят работать на земле. Я недавно вернулся из поездки в Архангельскую и Вологодскую области. Посетил не самые глухие места, до сел, где мы побывали, можно спокойно доехать. Но у меня сложилось просто удручающее впечатление – северное село вымирает: работы нет, молодежь уезжает, пенсионеры, местные и те, кто приехал из городов, не спасут положение! Христианское просвещение после времен атеизма, практически, отсутствует. В одном селе местный житель, принимая от меня в подарок Новый Завет и просветительскую литературу, спросил: «А зачем оно мне?» А на мое пожелание «Бог в помощь» ответил: «А чем Он поможет? Надо самим трудиться!» И это неудивительно, если священника местные жители видят здесь раз в год на престольный праздник.

– И все же какова главная проблема жизни на селе? Ведь все мы прекрасно понимаем, что городу без села не обойтись…

– Село вымирает, нет работы, а следовательно, и необходимости жить на селе. В производстве сельхозпродукции сейчас занято все меньше людей, поэтому народ в поисках лучшей жизни устремляется в города. Но только получается, что это бег по замкнутому кругу, потому что счастья человек от городской суеты не обретает и ждет возможности уехать в отпуск в деревню и там, в тишине, отдохнуть. Конечно же, село нуждается в поддержке! Необходимо прививать людям любовь к тому месту, где они родились. Отчасти мне хотелось бы, чтобы наш фестиваль «Подворье» помог в этом. Но без госпрограмм по развитию регионов село не сохранить!

– Чем Вы сами любите заниматься? Какое Ваше любимое занятие на подворье?

– Рабочих рук на подворье не хватает. Многое приходится делать самим: и в храме, и в огороде, и по хозяйству… Люблю и жду времени, когда можно помолиться в храме или келейно. Из повседневных работ нравится готовить для братии и трудников, потому что зачастую это творческий процесс. А еще люблю уединиться в лесу и в тишине пособирать грибы или ягоды.

– Расскажите подробнее о программе фестиваля.

– В рамках фестиваля будет множество интересных мероприятий: это собственно ярмарка, где можно будет приобрести монастырские и фермерские продукты, мастер-классы ремесленников и мастеров, выступления артистов и творческих коллективов, конкурсы, игры, народные гуляния, общие трапеза и чаепитие…
Символично, что 12 сентября – день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Со своей программой выступят казаки станицы Рузская. По благочестивой традиции откроется фестиваль молебном.

Время проведения: 12 сентября, 12.00–16.00.
Адрес: Московская обл., Рузский р-н, с. Сумароково.
Доехать до подворья можно от станции метро «Тушинская» рейсовым автобусом, который следует до Рузы, далее автобусом № 24 до с. Сумароково. Или с Белорусского вокзала электричкой до станции Тучково, далее автобусами до Рузы, от Рузы автобусом № 24.

Беседовала Юлия Стихарева

Постоялый двор, въезжая изба, с мостом для лошадей и возов; гостиница ; в Москве много постоялых дворов сохранили старое названье подворья. || Дом со всем простором и ухожами купца, заводчика, для наезду, для стоянки своих обозов, для складки товаров в городе у ярмарок, пристаней, на местах валового сбыта. Строгановское, Пашковское подворье. || Обширный дом с ухожами митрополита, архиерея. || Вост. нанимаемая крестьянами, миром, изба, для заезда своих, либо для содержанья земских лошадей, выставки, либо вообще, для отвода полиции и проезжим. || Новг. помещенье или жилье, отдаваемое внаймы. У соседей есть подворье. Во всяком подворье свое поверье. Хоть баба Хавронья сбила с подворья-да воля ж Господня, а не быть без подворья! Подворный, стар. подворенный, ко дворам относящийся, принадлежащий. Подворная земля, усадебная, жилая, под двором и домом. Подворная опись, каждому двору, дому, одним обывателям, или также имуществу их. Подворная нищета. Служат соборно, а едят подворно. Подворное ср. подворная подать. А подворного а углового (с числа углов избы) и полозового и подушного и поголовного не дают (монастырские люди) ничего, стар. Пастух собирает подворное свое, или пасевое. Подворник м. ниж. шатун, бродящий по дворам; бездомок, захребетник, бобыль, или батрак, казак, работник. || вологодск. сиб. жилец, постоялец; подворник иногда живет и без платы, а за прожитье чистит двор и сторожит дом. И сам он не живет в доме, и подворников не пускает. || Служитель и житель подворья. Подворщина собират. то же. Подворок м. новорос. подгородная усадьба, мыза, дача, дворок, заимка. || Пск. твер. усад вост. место под двором и домом. Подворничать ниж. шататься по чужим дворам, для кражи, или ища себе пристанища в людях. Подворит ли нам счастье? ко двору ли будет, послужит ли. Не подварится ему тут, не подворит, не будет удачи, не обживется.

Толковый словарь Даля

ПОДВОРЬЕ: двор и огород , хозяйство при сельском доме
Крестьянское п.
- ПОДВОРЬЕ: Obs
== постоялый двор
Остановиться на п.
- ПОДВОРЬЕ: Obs Род
гостиницы, Maxime для духовных лиц ”с церковью, часовней”, принадлежащей архиерею или монастырю
Арихиерейское п.

Толковый словарь Ожегова

Подворье - , подворья, р. мн. подворий, ср. (устар.).
1. Дом в городе с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, постоянно проживающему в другом месте, и служащий для временных остановок, хранения товаров. Подворье московского купца в Ирбите.
2. Постоялый двор.
3. Городская церковь с общежитием для монахов, принадлежащая загородному монастырю.;

Толковый словарь Ушакова

ср.
1) а) Чей-л. дом с относящимися к нему постройками; усадьба . б) местн. Двор при чьем-л. хозяйстве, при усадьбе.
2) а) устар. Дом с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, проживающему в другом городе, или арендуемый им для временных наездов, хранения товаров и т.п. б) Принадлежащий архиерею или монастырю дом в городе (обычно с церковью или часовней) для приезжих духовных или монашествующих лиц.
3) устар. Постоялый двор; частная гостиница.

Толковый словарь Ефремовой

Что такое «подворье». Возникновение термина

В русском литературном языке слово подворье традиционно употребляется в значении «чей-либо дом вместе с относящимися к нему постройками, усадьба». У А. С. Пушкина, например, в «Сказке о попе и о работнике его Балде» свой сговор с работником поп заканчивает словами:

«Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье».

Другое распространенное значение слова подворье — это «городской дом вместе с хозяйственными постройками, который использовался для проживания во время наездов, для хранения товаров и т. п.». Во многих городах нашей страны до сих пор сохранились старинные дома — подворья богатых купцов или промышленников, монастырские подворья. До начала XX века подворьем часто называли гостиницу, постоялый двор. В нашей классической литературе мы можем найти многочисленные примеры на употребление слова подворье во всех этих значениях.

В крестьянском быту подворьем чаще называли двор при доме. Например, у М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон» читаем: «Дарья пришла с подворья румяная». Это значение слова подворье живет в народной крестьянской речи и теперь. В традициях севернорусского крестьянского строительства было принято соединять вместе, под одной крышей жилые и хозяйственные постройки. Часто, например, отец и сын строились на одном подворье, то есть рубили две избы, соединенные общим двором, и все это под одной крышей.

Свои такие разнообразные значения слово подворье сохранило в русском языке от очень давних времен. В Ипатьевской летописи, например, читаем: «Мстислав же поиде на подворье, Володимер же посла к нему». Это в летописной записи под 1287 годом, здесь речь идет о княжеских палатах. В других летописях и в древнерусских грамотах слово подворье тоже упоминается. В знаменитом «Хождении за три моря Афанасия Никитина» говорится: «В Индейской земле гости (то есть купцы) ставятся подворьем». Это XV век, здесь уже речь идет о домах, наверное, с лавками и складами, в которых размещаются приезжающие в ИндНМ иностранные купцы.

Как обозначение крестьянской усадьбы слово подворье тоже живет в языке уже много столетий. Можно полагать, что еще в древнерусском языке слово подворье образовалось из сочетания слова двор с предлогом под и с прибавлением суффикса. Точно так же образованы слова подполье и подпечье, например. В памятниках русской письменности довольно часто встречается сочетание поддворная земля (под двором), то есть земля, на которой стоит двор, крестьянская усадьба.

Слово подворье служит нам и теперь. И в самое последнее время оно часто упоминается в литературе о жизни современной деревни, в периодической печати, обычно по отношению к современной крестьянской усадьбе.

Иногда, правда, оно применяется и в другом значении, не принятом в традиционном русском речевом обиходе. Можно возразить против употребления слова подворье по отношению к отдельному хозяйственному строению или к крупному хозяйственному комплексу. Так, например, иные журналисты «подворьем»? называют колхозный или совхозный скотный двор, свинарник и другие хозяйственные строения. Жителям значительной части территории нашей страны такое употребление кажется непривычным, потому что по традиции в русском языке название подворье обязательно связано с жильем. Подворье включает в себя жилые постройки или находится при жилом доме.

Словарь Ушакова

Подворье

подво рье , подворья, род. мн. подворий, ср. (устар. ).

1. Дом в городе с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, постоянно проживающему в другом месте, и служащий для временных остановок, хранения товаров. Подворье московского купца в Ирбите.

2. Постоялый двор.

3. Городская церковь с общежитием для монахов, принадлежащая загородному монастырю.

Архитектурный словарь

Подворье

1. Городской комплекс с гостиничными, торговыми или хозяйственными функциями, принадлежащий владельцу (монастырю, купцу) из другой местности.

2. Постоялый двор.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Православие. Словарь-справочник

Подворье

территория, как правило, в крупном городе (часто в столице), принадлежащая монастырю и находящаяся вне его. Сам монастырь может быть в сельской местности, за границей и т.д. Фактически подворье – это маленькая самостоятельная обитель, расположенная, как правило, при храме. На подворье существует собственный штат священнослужителей. Монахов из главного монастыря посылают сюда жить в качестве послушания, иногда на несколько лет. Подворье играет роль «официального представительства» того монастыря, к которому оно приписано.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Подворье

, я , ср.

Дом с относящимися к нему постройками, усадьба; дом для приезжих; постоялый двор; частная гостиница.

* В ворота вошла она - На подворье тишина . // Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях //; Поп говорит Балде : - "...Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердъе и проворье ". // Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде // *

Словарь Ожегова

ПОДВО РЬЕ, я, род. мн. рий, ср.

1. То же, что постоялый двор (устар.). Остановиться на п.

2. Гостиница, преимущ. для духовных лиц (с церковью, часовней), принадлежащей архиерею или монастырю. Архиерейское п.

3. Двор и огород, хозяйство при сельском доме. Крестьянское п.

Словарь Ефремовой

Подворье

  1. ср.
    1. :
      1. Чей-л. дом с относящимися к нему постройками; усадьба.
      2. местн. Двор при чьем-л. хозяйстве, при усадьбе.
    2. :
      1. устар. Дом с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, проживающему в другом городе, или арендуемый им для временных наездов, хранения товаров и т.п.
      2. Принадлежащий архиерею или монастырю дом в городе (обычно с церковью или часовней) для приезжих духовных или монашествующих лиц.
    3. устар. Постоялый двор; частная гостиница.

Многие прихожане Никольского храма, да и просто жители города, далекие от церкви, с недавних пор видят возле центрального входа в собор надпись «Архиерейское подворье». Что это означает? В соборе произошли какие-то перемены? С чем они связаны? С просьбой разъяснить новый статус собора наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА обратилась к отцу Михаилу САМОХИНУ, настоятелю Покровского храма, благочинному Северного Карачаево-Черкесского округа, руководителю миссионерского отдела Пятигорской и Черкесской епархии.
- Отец Михаил, что такое архиерейское подворье и что значит новый статус Никольского собора?
- Собор считается архиерейским подворьем, если он служит для пребывания архиерея и находится в его непосредственном подчинении. Столица Карачаево-Черкесской Республики является вторым титулярным городом Пятигорской и Черкесской епархии, и владыка неоднократно подчеркивал, сколь значим для него наш город. В Пятигорске есть храм с таким статусом, должен он быть и в Черкесске. И потому Никольскому собору был придан высокий статус архиерейского подворья, его настоятелем стал сам епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
- В связи с изменением статуса в храме что-то изменилось?
-Высокий статус собора как резиденции архиерея означает, что храм стал главным храмом республики, что предполагает оживление духовной жизни на приходе. С этой целью архиереем было произведено перераспределение обязанностей среди священников собора. Протоиерей Валентин Корнеев назначен ключарем, то есть заместителем настоятеля Никольского собора епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. Благодаря этому отец Валентин сможет полностью сосредоточиться на организации богослужебной, образовательной, миссионерской, просветительской деятельности, не отвлекаясь на каждодневные бытовые нужды храма. Ими будет заниматься вновь назначенный казначей собора - иерей Сергий Кузнецов. Он же, отец Сергий, назначен и директором Свято-Сергиевской православной гимназии.
- Хотелось бы, чтобы вы поподробнее рассказали о новом батюшке.
- Отец Сергий Кузнецов - уроженец Мурманска, но с 1986 года его семья переехала в Нальчик. С 1988 по 1992 год он учился в Нальчикском музыкальном училище, где получил квалификацию хорового дирижера, учителя музыки и преподавателя сольфеджио. Позже он учился у Валерия Кайцукова в Северо-Кавказском институте искусств, на кафедре «Академическое пение». 15 февраля 1994 года он был рукоположен в сан диакона. В 1997 году назначен штатным диаконом Михаило-Архангельского собора Пятигорска, с 1999 года - штатным диаконом Свято-Никольского собора города Кисловодска. В 1998 - 2002 годах отец Сергий получил образование в Ставропольской духовной семинарии. В 2002 году переведен штатным диаконом в собор святого преподобного Симеона Столпника в Нальчике. В 2004 году рукоположен в сан священника и назначен штатным священником собора прп. Симеона Столпника. У батюшки четверо детей.
- В начале сентября в Черкесске состоялось торжественное открытие нового здания Свято-Сергиевской православной гимназии, где Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов и мэр Черкесска Руслан Тамбиев вручили епископу Пятигорскому и Черкесскому Феофилакту символический ключ от нового здания. Устраивает ли вас новое помещение?
- Да, безусловно. Ранее православный лицей размещался в здании бывших детских яслей на улице Леонова, 10. Это здание не очень подходило для учебного заведения, в связи с чем было принято решение переместить лицей в просторное, приспособленное для учебного процесса помещение рядом с Покровской церковью. Свято-Сергиевская православная гимназия теперь расположена в старом корпусе СОШ №11 на улице Кочубея, 28. Гимназия рассчитана на 100 детей. Мы сердечно благодарны Главе республики Рашиду Темрезову и мэру города Руслану Тамбиеву, которые неизменно с большим пониманием откликаются на наши нужды.
- В чем отличие православной гимназии от обычной?
- Православная гимназия - это начальная общеобразовательная школа, в которой учебный процесс разделен на две части. В первой половине дня школьники обучаются в соответствии с федеральными образовательными стандартами по всем предметам, предусмотренным программой начальной школы. Во второй половине дня, с согласия родителей, учащимся гимназии предлагается ряд предметов этнокультурной направленности - церковное пение, церковно-славянский язык и основы православной культуры. На этом этапе к учебному процессу подключаются священнослужители Пятигорской и Черкесской епархии. А в самом скором времени на базе средней школы №11 появится учебно-методический центр, который будет целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного воспитания детей и подростков.
- Вы сказали об оживлении духовной жизни, но когда верующие снова увидят архиерея на своем подворье?
- Буквально через несколько дней, на Покров, 14 октября, владыка будет в республике. В поселке Кавказском, где недавно нам выделен участок земли, он осуществит закладку нового храма. И это станет еще одним шагом оживления духовной жизни в республике.