Значение растений семейства крестоцветные. Характеристика представителей отряда крестоцветные. Дикорастущие крестоцветные растения

1. Какие растения относятся к семейству крестоцветных?

Крестоцветные насчитывают 350 родов и 3000 видов. Больше всего их в странах Средиземноморья, на Кавказе, в Средней Азии, главным образом в горах. Но много их и в умеренно-холодных районах. Среди крестоцветных очень много сорных растений, обитающих на полях, а также так называемых мусорных, растущих близ жилья человека, вдоль железных дорог и т. п.

2. Общие признаки семейства крестоцветных, плодов).

Крестоцветные — травянистые растения, часто однолетние и двулетние. Листья очередные,

Цельные или рассеченные, без прилистников. Соцветие — кисть, в верхней части переходящая в щиток. Цветок правильный, с двойным околоцветником. Чашечка раздельнолистная из 4 чашелистиков в 2 кругах. Венчик раздельнолепестный, из 4 лепестков. Тычинок 6, в 2 кругах: 2 короткие и 4 длинные. Пестик 1, завязь верхняя.

Плод — стручок или стручочек — разновидность стручка, если его длина не более чем в 3 раза превышает ширину. Например, стручки — у редьки, капусты; стручочки — у пастушьей сумки, клоповника.

3. Значение представителей семейства крестоцветных в природе и для человека.

Представителей семейства есть овощные растения. Важнейшее из них — капуста. Кочан капусты — фактически гигантская почка, имеющая укороченный стебель — кочерыжку и большое количество листьев, загнутых внутрь благодаря более сильному росту их нижней стороны. Высаженная на следующий год кочерыжка может развить соцветие. Кроме кочанной капусты, разводят цветную капусту, брюссельскую капусту, кольраби и др. Другие овощные растения: репа, брюква, редька и редис. В качестве приправы используют корни хрена. К масличным растениям относится горчица. Из ее семян получают масло. То, что остается после отжима масла, перемалывают в порошок, из которого получают столовую горчицу, а также приготовляют горчичники. Встречаются среди крестоцветных лекарственные растения, например, пастушья сумка.



  1. 1. Какое значение имеют соцветия для растений? Соцветие — это побег или система побегов, которые несут цветки. В соцветиях разных растений есть разное количество цветков...
  2. 1. Какие растения относятся к семейству сложноцветных? Сложноцветные — самое крупное семейство цветковых растений, известно около 25 тыс. видов и 1000 родов. К сложноцветным относятся...
  3. 1. Какие растения относятся к семейству розоцветных? Растения семейства розоцветных, или розовых распространены по всей Земле, главным образом в тропических областях Северного полушария. К ним...
  4. 1. Какие растения относятся к семейству пасленовых? Пасленовые насчитывают 85 родов и 2300 видов. Это тропическое семейство. Больше всего пасленовых — в Южной и Центральной...
  5. 1. Общие признаки семейства лилейных, плодов). Представители семейства распространены в основном в тропических и субтропических районах, а также в средней полосе России, где произрастают в...
  6. 1. Какие растения относятся к семейству мотыльковых? Семейство бобовые, или мотыльковые — одно из крупных семейств, распространенных по всему свету, наибольшее многообразие наблюдается в странах...
  7. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. Ф. КАТАНОВА ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА специальность 021700 — «Филология» Абакан, 2001 ВВЕДЕНИЕ...
  8. 1. Что такое растительный мир? Как он возник и развивался? Жизнь возникла в водной среде. Первые растения также возникли в воде. Это были микроскопические одноклеточные...
  9. 1. Что является основой вегетативного размножения? Вегетативное размножение — это свойство, которое отличает растительные организмы от животных. Основой вегетативного размножения является способность растений к регенерации....
  10. 1. Характерные особенности строения и развития насекомых отряда Прямокрылые. К этому отряду относятся кузнечики, саранча, сверчки, медведки. Передние крылья прямые, кожистые, относительно узкие, складывающиеся вдоль...
  11. Питание является основой существования человека, а организация питания — одной из основных проблем человеческой культуры. Инстинкт самосохранения и обеспечения жизнедеятельности много тысячелетий назад привел человека...
  12. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  13. 1. Какие условия необходимы для фотосинтеза и дыхания? Необходимыми условиями фотосинтеза является наличие хлорофилла, света, воды и углекислого газа — СО2 . Хлорофилл содержится в...
  14. 1. Как образуются органы растений? Продолжительность жизни разных растений не одинаковая. Некоторые растения живут недолго, некоторые имеют продолжительный период жизни. Однако, несмотря на разность в...
  15. 1. Общие признаки папоротникообразных. Папоротникообразные имеют корни и побеги, размножаются спорами. Споры образуются в спораниях в результате редукционного деления. В жизненном цикле преобладает спорофит, половые...

Семейство крестоцветных включает около 4 тысяч видов. По-другому семейство крестоцветные называют семейством капустные . Среди них есть как однолетние, так двулетние и многолетние растения. В основном это травы. Капустные относятся к классу двудольных растений.

К семейству крестоцветных относятся многие культурные растения, имеющие важно сельско-хозяйственное значение. Это капуста, горчица полевая, левкой, редька огородная, редис, турнепс, брюква и др.

Представители семейства крестоцветных опыляются насекомыми. Поэтому имеют яркие пахнущие соцветия. Являются медоносами.

Другое важное значение капустных - у многих их видов семена содержат большое количество растительных масел (горчица, рапс), которые человек использует в пищу и для других целей.

Характеристика семейства крестоцветных

Название семейства связано с особенностями строения цветка. Его четыре лепестка расположены крестообразно. У крестоцветных не только венчик состоит из четырех лепестков. Также дело обстоит с чашечкой, у нее четыре чашелистика. Пестик один, а тычинок шесть, две из которых короткие, а четыре длинные.

Обычно мелкие цветки крестоцветных собраны в соцветие кисть.

Плоды представляют собой стручки или, так называемые стручочки (короткие стручки).

Расположение листьев поочередное, либо в прикорневой розетке.

Корневая система стержневого типа. У ряда представителей крестоцветных образуются корнеплоды.

Дикорастущие крестоцветные растения

Многие дикорастущие крестоцветные растения являются также сорняками на сельскохозяйственных полях, т. е. являются сорными растениями.

Редька дикая имеет прямостоячий стебель, покрытый внизу волосками. Расположение листьев поочередное. Цветки обычно желтые, относительно крупные, собраны в соцветие кисть. Массовое цветение наблюдается в июне, однако дикая редька может цвести и осенью. Стручки имеют поперечные перетяжки. По этим перетяжкам стручки при созревании распадаются на отдельные фрагменты, содержащие по одному семени.

У сурепки обыкновенной цветки мельче, чем у дикой редьки. Плод у сурепки имеет обыкновенное для стручков строение: семена растут на перегородке между створками. Сурепка обыкновенная в основном цветет в мае. За лето она успевает образовать плоды и семена, которые прорастают осенью этого же года. При этом образуется растение с коротким стеблем и розеткой листьев. А уже весной следующего года развиваются длинные обычные побеги.

У пастушьей сумки цветки мелкие и белые. Стручочки напоминают треугольные сумочки. За одно лето сменяется несколько поколений пастушьей сумки, так как она быстро цветет и плодоносит. Это неприхотливое широко распространенное растение.

Культурные крестоцветные

Наиболее известным нам крестоцветным растением, имеющим сельско-хозяйственное значение, является капуста . Человек с древних времен выращивает это растение. В настоящее время существует множество сортов капусты (белокочанная, цветная, кольраби, брюссельская и др.).

Культурные сорта капусты произошли от капусты дикой, которая кочанов не образует.

Капуста белокочанная представляет собой двулетнее растение. Кочан образуется в первый год жизни. Если требуется получить семена, то выкапывают все растение целиком и следующей весной снова высаживают. Из его пазушных и верхушечной почек развиваются стебли с листьями и цветками. Цветки имеют желтоватый оттенок, собраны в кисть.

Качан, образовавший побеги и соцветия

Культурными крестоцветными также являются горчица, редис, репа, редька, рапс, турнепс, хрен, рыжик и др.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб-разии цветковых растений; познакомить с типичными предста-вителями семейства крестоцветные; показать экологическую роль растений этого семейства и их значение в жизни и хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование навыков ра-боты с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка; формировать умение распознавать растения с опреде-лителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблица «Семейство крестоцвет-ные», гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков), семена и корнеплоды растений семей-ства крестоцветные, школьные определители высших растений, определительные карточки для распознавания растений семейства крестоцветные, лупы.

Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство кресто-цветные; интересные представители семейства крестоцветные; ис-пользование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные и эфи-ромасличные культуры; лекарственные растения, сорные растения, красильные растения, декоративные растения семейства кресто-цветные; экологическая роль растений семейства крестоцветные.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На прошлом уроке мы приступили к изучению семейств ра-стений класса двудольные.

Какие семейства относятся к этому классу? (Крестоцвет-ные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные.)

Каково второе название семейства крестоцветные? (Ка-пустные.)

Какова примерная численность растений этого семейства? (Около 3200 видов растений, принадлежащих к 350родам. Это одно из самых многочисленных семейств.)

Как вы считаете, за что растения этого семейства получи-ли такое название? (Элементов околоцветника, лепестков венчика и чашелистиков чашечки в цветках растений этого семейства по 4, и расположены они крестообразно — напротив друг друга.)

Где преимущественно распространены растения семейства крестоцветные? (В умеренных широтах Северного полушария, главным образом в Старом Свете .)

Как вы думаете, почему мы начинаем изучение семейств именно с крестоцветных? (Ответы учащихся.)

Большинство видов растений этого семейства обитает в сред-ней полосе. Кроме того, большое количество видов человек ис-пользует в качестве пищи. Давайте попробуем определить, какова роль растений семейства крестоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин об одном из наиболее интересных представителей семейства крестоцветные.)

Рассказ учителя

Человек выращивает различные сорта капусты уже более 4000 лет. Сейчас существует около 50 видов. Капуста была извест-на еще в Древней Греции и Древнем Риме. Родиной этого овоща считается Средиземноморье. Предком культурных сортов капусты является капуста дикая, до сих пор встречающаяся в некоторых рай-онах Средиземноморья. У белокочанной капусты в пищу употребля-ют укороченный побег с нераспустившейся верхушечной почкой.

Капуста — двулетнее растение. Что это значит? (Двулетними называют растения, которые живут около 2 лет, а затем плодоносят и погибают.)

Капуста брокколи была известна еще римлянам в дохристиан-ские времена. У этой капусты принято есть молодые побеги с зе-леными соцветиями. Брокколи очень вкусна и полезна благодаря высокому содержанию белка.

У цветной капусты в пищу употребляют бесхлорофилльные побеги с сильно разросшимися соцветиями и недоразвитыми цветками на толстых цветоножках. Брюссельская капуста в пазухах листьев образует маленькие качанчики, используемые для еды.

Кроме того, существует еще много различных сортов этого ра-стения. Все они играют огромную роль в питании человека. Осо-бенно важна капуста для людей, находящихся на диете, так как она богата клетчаткой и способствует правильному пищеварению.

Помимо общеизвестных сортов капусты, также пользуются популярностью кольраби (не имеет кочана, а образует шаровидное утолщение стебля), савойская, листовая и кормовая, салатная, пекинская.

Кроме капусты, к крестоцветным относится достаточно боль-шое количество растений, которые человек употребляет в пищу или использует в качестве корма для скота. Это редис, редька, репа, брюква, турнепс, дайкон.

Брюква, репа и турнепс сейчас употребляются как кормовые культуры, а в прошлые века они были важным пищевым продук-том и даже помогали выжить при неурожае зерновых.

К крестоцветным относится также и хрен. Длинные протертые корневища этого растения используют в пищу как полезную при-праву к различным блюдам. Хрен не только способен усиливать аппетит, но и обладает фитонцидным действием. Это ценное пи-щевое и витаминное растение, которое применяют и в медицине.

Многие крестоцветные содержат достаточно большое коли-чество жира. Из семян рапса, белой горчицы, сарептской горчи-цы, катрана абиссинского, катрана татарского, сурепицы, рыжика ярового выжимают масло для пищевых или технических целей. Например, в семенах рапса содержится до 33—50% масла.

Черешки листьев и побеги катрана татарского употребляют в пищу, а в Средней Азии из его корней готовят муку для лепешек. Едят также корни, листья и молодые стебли свербиги восточной, произрастающей в европейской части России, на Кавказе, на юге Западной Сибири.

Корни катрана татарского

Из семян горчицы получают горчичный порошок, который до-бавляют в качестве приправы к различным блюдам и муке при вы-печке хлеба, а также ее применяют для различных хозяйственных целей (в медицине, например, — для изготовления горчичников, в быту — для мытья посуды и т. д.).

Большинство крестоцветных является одновременно прекрас-ными медоносами и эфиромасличными растениями — сурепка, рапс, вайда, вечерница, икотник, бурачок, горчица и др.

Среди растений семейства крестоцветные много лекарствен-ных. Например, побеги пастушьей сумки издавна употребляются как кровоостанавливающее средство. Она особенно популярна в тибетской и китайской медицине. Побеги желтушника серого используются в медицине как сердечное и мочегонное средство. Из травы желтушника получают сердечный препарат Эризид.

На севере нашей страны, где остро стоит проблема нехватки витаминов, в особенности витамина С, растет ложечница арктиче-ская, в листьях которой содержится до 0,2% витамина С. Северные народы часто используют эту траву как противоцинготное сред-ство. Семена, листья и стебли чесночницы лекарственной обладают характерным запахом чеснока, за что это растение и получило свое название. Семена и листья этого растения активно применяются в медицине.

Растение вайду красильную , обитающую в степях и на лугах южной части России, используют для получения из нее краски индиго.

Среди декоративных растений этого семейства можно выде-лить такие виды, как левкой. В диком виде левкои произрастают в Европе, Азии и даже в Австралии. Культивируются выведенные в результате селекционной работы сорта этого растения. Цвет-ки окультуренного левкоя махровые за счет тычинок, которые видоизменились в лепестки. Выделяют два сорта: левкой седой и левкой двурогий.

В цветоводстве известны также виды бурачка приморского, используемые для оформления клумб и бордюров. Как декоратив-ные растения выращивают и желтофиоль садовый, парию голо-стебельную, лунник оживающий и вечерницу — ночную фиалку.

Растения семейства крестоцветные особенно ценятся в цвето-водстве за приятный тонкий аромат. У многих растений он имеет тенденцию усиливаться к ночи.

Экологическая роль крестоцветных заключается в том, что они прекрасные медоносы, что играет важнейшую роль не только в хо-зяйственной деятельности человека, но и в жизнедеятельности природных сообществ. Большинство растений-медоносов цветет в течение всего вегетационного периода — с весны и до поздней осени. Они важный источник пищи для многих насекомых- опылителей.

Сорняками, активными как во влажные, так и в засушливые сезоны и требующими специальных методов борьбы с ними на по-лях и лугах, являются сурепка, желтушник, ярутка, свербига, редь-ка дикая, пастушья сумка.

Творческое задание. Зарисовать все сферы использования ра-стений семейства крестоцветные.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Сделать определительные карточки для распознавания растений, находящихся в кабинете биологии. При этом нужно учитывать только внешние (фенотипические) признаки, которые хорошо заметны.

Подготовить доклад об интересных растениях семейства розоцветные, об особенностях их строения и о хозяйственном применении этих растений.

О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Листья крестоцветных расположены на стебле по-очерёдно или собраны в прикорневую розетку. Кор-невая система — стержневая. У некоторых растений образуются корнеплоды.

В тканях крестоцветных содержатся особые эфирные масла, которые придают им специфичный капу-стно-редечный вкус. Отсюда и второе название расте-ний этого класса — Капустные.

Цветок

Все крестоцвет-ные имеют сходное строение цветка: 4 чашелистика 4 лепестка, расположенные крест-накрест, 6 тычинок (4 длинные и 2 короткие) и 1 пестик. Крестообразное расположение частей чашечки и венчика и дало назва-ние этому семейству — Крестоцветные. Строение цветка крестоцветных можно выразить в виде форму-лы Ч 4 Л 4 Т 4 + 2 П 1 . Лепестки венчика жёлтого или бело-го цвета. Реже встречаются виды с пурпурными или розовыми цветками, например левкой и вечерница.

Мелкие цветки крестоцветных собраны в соцветие кисть, которое хорошо заметно насекомым .

Плоды

Плоды крестоцветных — стручки или стручочки (короткие стручки). Семена в плодах расположены не на створках, а на плёнчатой перегородке. У крестоцветных суще-ствуют разнообразные приспособления для распро-странения семян. Плоды с крылатками разносятся ветром на большие расстояния. У некоторых видов на плодах есть выросты — крючки, которые цеп-ляются за шерсть животных . Есть растения, на-пример сердечник шершавый, укоторых происхо-дит разбрасывание семян.

Дикорастущие крестоцветные

Сурепка обыкновенная и редька дикая растут на открытых местах в полях, на лугах. В их жёлтых цветках много нектара, чем они привлекают насекомых. На полях эти виды являются сорняками и конкурируют с культурными растениями. Среди крестоцветных есть и другие сор-ные растения: ярутка полевая , гулявник лекар-ственный , пастушья сумка .

Многие дикорастущие крестоцветные не только хорошие медоносы, но и ценные лекарственные растения. Например, пастушья сумка обладает кровоостанавливающим действием, желтушник и сердечник содержат вещества, входящие в состав сердечных капель.

Некоторые дикие виды семейства стали редкими, нуждаются в охране. Около 20 видов занесено в Крас-ную книгу России, например сердечник пурпуровый, левкой душистый. Материал с сайта

Культурные крестоцветные

Среди крестоцвет-ных много ценных овощных растений — это капус-та, репа, редька, редис . Брюква и турнепс — кор-мовые культуры , их корнеплоды богаты витаминами. Для приготовления острых приправ используют хрен, горчицу . Из семян сурепки , рапса , рыжика получают ценные масла. Самый скороспелый овощ, дающий свежую, богатую витаминами и микроэлементами зе-лень через 20-25 дней после посева, — кресс-салат . Некоторые крестоцветные используют как цветочно-декоративные растения, например левкой , алиссум , вечерницу .

Репа евро-пейская — это двулетнее расте-ние рода Капуста . Корнеплоды репы — ценный пищевой про-дукт. Задолго до использования капусты и картофеля её упот-ребляли на Руси свежей, пари-ли, запекали. Сейчас репа не-заслуженно забыта и почти не используется в русской кухне.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам: