Русские композиторы второй половины XIX века презентация к уроку по музыке на тему. Русские композиторы второй половины Х1Х века Скачать презентацию композиторы 19 века

Слайд 2

Пётр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) родился в семье горного инженера. Мать будущего композитора хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у мальчика рано. В пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь уже читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.

Слайд 3

По настоянию родителей Чайковский поступил в училище правоведения и после его окончания служил в Министерстве юстиции. Однако тяга к музыке оказалось сильнее. Чайковский окончил в Петербурге консерваторию с серебряной медалью, позднее преподавал в Московской консерватории, сочинял музыку, дирижировал.

Слайд 4

Музыка для детей

Чайковский написал немало музыкальных произведений для детей - «Детский альбом», в который вошли «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Игра в лошадки», фортепианный цикл «Времена года», в котором композитор с любовью рисует картинки русской природы.

Слайд 5

Балет Чайковского

Сказочный мир оживает в балетах Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» (по сказке Шарля Перро) и «Щелкунчик» (по сказке Гофмана). Балет «Лебединое озеро» был впервые поставлен в 1877 г. в Москве, в Большом театре. В основу была положена старинная легенда о девушках, превращенных в лебедей. Основная тема балета - испытание верности. Музыка впервые в истории балета перестала быть просто аккомпанементом танца. Ее можно слушать, не видя самого балета, хотя в сочетании с красивыми движениями танцоров и красочными декорациями, она становится еще более волнующей.

Слайд 6

Многие сочинения композитора написаны на сюжеты произведений русских писателей: оперы «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама» (А.С. Пушкин), «Черевички» (Н. В. Гоголь).

Слайд 7

И по сей день Чайковский считается самым известным в мире русским композитором. Его симфонии, концерты и музыкальные пьесы для разных инструментов (фортепиано, скрипка и виолончель), песни и романсы звучат в концертных залах разных стран.

Слайд 8

Последний концерт великого композитора состоялся 16 октября 1893, он дирижировал на премьере своей Шестой симфонии, а через девять дней Чайковский скончался в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре. После смерти композитора в его бывшем доме в Клину открылся музей, который работает и в настоящее время.

Слайд 9

Кабинет-гостиная дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Фотография конца 20 века.

Слайд 10

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Будущий композитор родился в семье смоленских помещиков. Его детство прошло в деревне, где он полюбил русские народные песни и веселые пляски. В имении дяди Глинки был свой домашний оркестр из крепостных (по тем временам большая редкость). У одного из скрипачей оркестра Михаил начал брать уроки музыки, позднее стал заниматься на фортепиано с гувернанткой.

Слайд 11

Глинка писал музыку в самых разных жанрах. Это и симфоническая музыка, и камерная, и оперная, и романсовая. Сколько у него чудесных романсов, написанных на стихи русских поэтов. Особенно хороши его романсы на стихи Пушкина. Глинка - создатель русской национальной оперы. Его народная музыкальная драма «Иван Сусанин» (опера «Жизнь за царя»), рассказывающая о героическом подвиге простого русского крестьянина Ивана Сусанина, открыла новую страницу в мировой музыкальной классике.

Слайд 12

С Глинки начался расцвет русской музыки. Недаром Глинку в музыке сравнивают с Пушкиным в поэзии. А мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» Глинки, некоторое время (в 1993-2001 гг.) служила государственным гимном России.

Посмотреть все слайды

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух. Творчество русских композиторов конца 19-го - первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим изменилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.




Цитата М. И. Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». Цитата о М. И. Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский Михаил Иванович Глинка




Опера «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года на сцене Большого Петербургского (Каменного) театра (Мариинский театр) дано первое представление оперы М. И. Глинки. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). На первой премьере присутствовал император Николай I. Кукольник Нестор Васильевич, русский прозаик, поэт и драматург первой половины XIX века вспоминал: «Русский театр был свидетелем восторга неописанного; не только восторга, но и умиления: я сам видел, как плакали многие дамы и мужчины. Даже сам царь прослезился…». Здесь все было ново: национальный склад музыки и типов, своеобразность художественных задач, оригинальность их выполнения… Нестор Кукольник портет работы Карла Брюллова, 1836














Опера «Руслан и Людмила» по одноименной поэме А. С. Пушкина с сохранением стихов подлинника. « Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский … На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей « Руслан и Людмила », сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение ». М. Глинка Увертюра к опере « Руслан и Людмила » слушать Титульный лист издания поэмы « Руслан и Людмила ».




Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и другим. Премьера оперы состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге. Опера «Руслан и Людмила»






Н. Н. Ге «Бой Руслана с головой» картина 19 в. из коллекции иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина в собрании Музея-заповедника "Михайловское"




« Литературное наследие» М. И. Глинки собрано в двух томах под редакцией В. М. Богданова- Березовского в гг. и включает письма, документы, автобиографические и творческие материалы великого русского композитора … Л итературное наследие М. И. Глинки


Полное собрание сочинений М. И. Глинки включает: Литературные произведения, написанные великим композитором, деловые бумаги, а также переписку. Издание вышло в Москве в гг. Т. 2 (Б) : Литературные произведения и переписка / подгот. тома А. С. Розанов, с. : ил., муз. произведения, порт., рис. Т. 2 (А) : Литературные произведения и переписка / сост.: А. С. Ляпунова, А. С. Розанов с. : ил. Т. 1: Литературные произведения и переписка / сост. А. С. Ляпунова с. : ил., муз. пр. - Указ.: с Нотогр.: с « Литературное наследие» М. И. Глинки





Петрушанская Е. Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества. – М. : Классика – ХХI, – 445 с. : ил. Патриарх русской музыкальной культуры Михаил Глинка в довольно неожиданной ипостаси «русского европейца» именно под таким углом зрения он рассматривается в настоящей монографии, написанной старшим научным сотрудником Российского института искусствознания Еленой Петрушанской. Настоящее исследование проводилось с использованием ранее недоступных источников, хранящихся в итальянских архивах. Издание снабжено нотными примерами и уникальными иллюстрациями.


Бородин Александр Порфирьевич Цитата о А. П. Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой» В. В. Стасов


Александр Порфирьевич Бородин (), один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием. А. П. Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей- музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.


«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт- Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (), Модест Петрович Мусоргский (), Александр Порфирьевич Бородин (), Николай Андреевич Римский- Корсаков () и Цезарь Антонович Кюи (). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий они воплощали в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь» А. П. Бородина «Могучая кучка» – союз русских композиторов XIX века


Центральное место в творчестве А. П. Бородина занимает опера «Князь Игорь» (), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Опера «Князь Игорь»


Песня невольниц из оперы « Князь Игорь » Либретто оперы «Князь Игорь» было написано самим композитором в соавторстве с В. В. Стасовым на основе сюжета «Слово о полку Игореве». Чтобы оценить качество либретто, в котором необходимо и чуткое отношение к древнерусскому первоисточнику, и художественная интерпретация, и согласованность музыки слова и музыки вокально- инструментальной, достаточно вспомнить хотя бы строки хора невольниц, вместе с прекрасной мелодией: « Улетай на крыльях ветра Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, Негой воздух полон, Там под говор моря Дремлют горы в облаках; Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая, В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зеленых, И сладкий виноград растет. Там тебе привольней, песня, Ты туда и улетай...»






Бородин, А. П. «О музыке и музыкантах»: из писем композитора. – Москва: Госмузиздат, – 126 с. Репин И. Е. Портрет А. П. Бородина – композитора и ученого


Бородин, А. П. «О музыке и музыкантах»: из писем композитора / сост. В. А. Киселев. – Москва: Госмузиздат, – 126 с. От составителя Многочисленные письма А. П. Бородина были собраны, прокомментированы и изданы в четырех томах под редакцией С. А. Дианина. По их содержанию можно представить картину богато насыщенной жизни композитора – непрестанное горение и желание помочь любому, обратившемуся к нему за помощью … В письмах А. П. Бородина часто, наряду с сугубо бытовыми сообщениями проскальзывают фразы, освещающие его музыкально-творческую деятельность. Он много общался с композиторами, исполнителями, и с таким выдающимся критиком, как В. В. Стасов, чьи оценки музыкальных произведений, всегда яркие, совершенно объективные, свидетельствуют о наличии собственного мнения, свободного от какого то ни было влияния. В представленной книге собраны высказывания А. П. Бородина в письмах о собственном творчестве, о музыкальной жизни Петербурга второй половины XIX века, о встречах с Ф. Листом и многое другое …

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русские композиторы второй половины XIX века Чайковский (1840-1893) Михаил Глинка(1804-1857) Римский-Корсаков(1844-1908) Даргомыжский(1813-1869) Глазунов(1865-1936)

Петр Ильич Чайковский Петр Ильич Чайковский – личность по истине выдающаяся.Имя русского композитора известно во всем мире. Он был человеком талантливым,и разносторонним, известен, в первую очередь, как композитор, однако имел и множество других успехов – был еще и отличным дирижером, преподавателем, видным общественным и музыкальным деятелем

Михаил Иванович Глинка В первой половине 19 века, Глинка внес неоценимый вклад в развитие русской композиторской школы, за что, и считается первым великим русским композитором, который сумел внедрить в музыкальные произведения русскую национальную традицию

Николай Римский - Корсаков Николай Римский – Корсаков – один из величайших русских композиторов 19 века.Имя его имеет мировую известность. Творчество Николая Андреевича – ярчайшее наследие русской культуры 19 – ого столетия.

Даргомыжский В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов.

Александр Константинович Глазунов Александр Константинович Глазунов – замечательный русский композитор. Родился он 26 июля 1865 года, в столице Российской Империи Санкт – Петербурге. Семья будущего музыканта была обеспеченной, книгоиздательством и книготорговлей

Вывод: Я считаю, что каждый из этих композиторов внес огромный вклад в развитие культуры и искусства в мире в этот промежуток времени и выбрать кого-либо из них лучшим я не могу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

Данная статья позволяет понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

20 мая 1804г. в селе Новоспасском Смоленской губернии родился Михаил Глинка. Первые годы он провел в имении отца. Здесь узнал и полюбил русскую народную песню, сказки крепостной няни Авдотьи Ивановны. 1812г. Спасаясь от армии Наполеона, семья покинула имение. Они поселились у дяди. В его доме был хороший оркестр, и маленький Миша присаживался рядом со скрипкой или флейтой и по слуху подыгрывал им. Учился он легко, обнаружив хорошие способности к языкам и рисованию.

3 слайд

Описание слайда:

1817г. Миша учится в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге. Его преподавателем был Куницын, один из любимых учителей А.С.Пушкина. Глинка занимался теорией музыки и фортепианной игрой, изучал латинский, французский, немецкий, английский и персидский языки. Часто бывает в театре, а летом играет в оркестре своего дяди. 1822г. Глинка окончил пансион и становится чиновником Главного управления путей сообщения, но вскоре выходит в отставку. Затем он уезжает в Италию. Там он учится у знаменитых певцов и композиторов.

4 слайд

Описание слайда:

1834г. Композитор приступает к работе над оперой «Иван Сусанин». Позднее у оперы будет другое название – «Жизнь за царя». В ней Глинка прославил героический подвиг простого крестьянина, пожертвовавшего жизнью во имя спасения Родины от польских захватчиков. 1836 г. Глинка начал сочинять сказочную оперу на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Тогда же композитор написал романсы: «Ночной смотр», «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «Сомненье», «Жаворонок». 1842г. Премьера оперы «Руслан и Людмила»

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

П. И. Чайковский родился в Воткинске в 1840 году. Его отец, Илья Петрович, служил директором Горного завода. Родители композитора были музыкальны, в доме Чайковских часто устраивались любительские концерты. Будущий композитор с детства слушал лиричные, красивые народные песни, которые в последующем легли в основу многих его произведений. Огромное влияние на П. И. Чайковского оказали его гувернантка Фанни Дюрбах и первая учительница Мария Пальчикова.

7 слайд

Описание слайда:

С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. Тем не менее, будущего композитора десяти лет отроду отдали учиться в Училище правоведения, готовя в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища. Первыми записанными сочинениями будущего композитора были «Анастасия-вальс» для фортепиано, посвященный его гувернантке А. Петровой, и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…» Романс написан Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи выдающегося русского поэта Афанасия Фета. После окончания училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский.

8 слайд

Описание слайда:

Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. За годы учебы в консерватории Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано.

9 слайд

Описание слайда:

Будучи учеником А. Рубинштейна, Петр Ильич сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. После окончания консерватории он уехал в Москву и стал преподавать в только что открытой второй русской консерватории - Московской, которая через много лет будет названа его именем. Музыка Чайковского к тому времени начала исполняться. Так, в 1865 году Чайковским были написаны «Характерные танцы» для симфонического оркестра. В 1866 году он переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн, брат учителя Петра Ильича, известный пианист, дирижер, основатель консерватории в Москве. Чайковский появился в столице, будучи автором лишь многочисленных ученических работ, которые он сочинял во время учебы в консерватории. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно музыку Чайковского узнали и в Европе. Именно в это время появилась и. Первая симфония Чайковского, названная им «Зимние грезы».

10 слайд

Описание слайда:

Вершинными сочинениями московского периода явились Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин», первая опера Чайковского на пушкинский сюжет. Последние полтора десятилетия жизни Петра Ильича отмечены расцветом его творчества и всемирным признанием. Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился всеобщего признания и мировой славы. Жизнь композитора оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где дирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней заболел холерой и скончался. Похоронен Чайковский в Александро-Невской лавре в Петербурге

11 слайд

Описание слайда:

Александр Сергеевич Даргомыжский Родился в 1813 году в селе Даргомыж Тульской области. В 1817 г. их семья переехала в Петербург. Отец Саши служил в банке, а мать, Марья Борисовна, одаренная и образованная женщина, воспитывала детей. С семи лет Сашу стали обучать играть на фортепиано. К десяти годам он уже сочинял маленькие пьески и романсы.

12 слайд

Описание слайда:

Родился в 1933г в Петербурге. Учился он дома, хорошо знал французский, немецкий и английский языки. Овладел игрой на фортепиано, флейте и виолончели. Кроме музыки Саша увлекался естествознанием и химией. Александр Порфирьевич был не только музыкантом, но и врачом, химиком.

1 слайд

Русские композиторы второй половины Х1Х века «Культура России второй половины Х1Х века» 8 класс

2 слайд

Чайковский Петр Ильич (1840-1893) российский композитор. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Профессор Московской консерватории (1866-78). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 мемориальный музей в Воткинске.

3 слайд

Оперы: "Евгений Онегин" (1878, лирические сцены новый тип оперы), "Мазепа" (1883), "Черевички" (1885), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891) и др. Новатор в области балета (музыка ведущий компонент балетной драматургии); "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-93), симфония "Манфред" (1885), увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1866-93), фантазия "Франческа да Римини" (1876), "Итальянское каприччио" (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93); концерт для скрипки с оркестром, "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио "Памяти великого художника" (1882), романсы.

4 слайд

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) - русский композитор, пианист, дирижёр. Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег 20 марта 1873 г. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому. В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчанье ночи тайной", 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва).

5 слайд

В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому. В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчанье ночи тайной", 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва).

6 слайд

Скрябин Александр Николаевич (1871/72-1915) русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать - пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепиано) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова, занимался также у С. И. Танеева (контрапункт) и А. С. Аренского (композиция). Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки).

7 слайд

В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг. - 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»).