Основные черты философии русского космизма. Русский космизм основные идеи и представители - реферат. Современная цивилизация и русский космизм

Частное учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

По дисциплине «Философия»

Тема: « Русский космизм: основные идеи и представители»

Выполнила студентка 1 курса

факультета ВЭД и П гр. ДО1ПД

дневной формы обучения

специальности «Бизнес-

администрирование»

Макатрова И.А.

Проверила кандидат

философских наук, доцент

Пашко Рима Геннадьевна

Введение

    Основные идеи и течения философии русского космизма

1.1. Русский космизм П.А.Флоренского

1.2. Космизм В.С.Соловьёва

1.3. Философия Н.Ф.Фёдорова

1.4. Антропокосмизм Н.Г.Холодного

2. Современная цивилизация и русский космизм

Список использованной литературы

Введение

Русский космизм является философским направлением и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов.

1. Основные идеи и течени я в философии русского космизма

1.1. Русский космизм П.А.Флоренского

П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции русского космизма.

Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос и микрокосмос, являющийся в своём роде образом и подобием Вселенной и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации.

И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. Мир есть раскрытие Человека, проекция его. В этом заключается космически-антропологический дуализм Флоренского.

У Флоренского, как впрочем и у многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века".

1.2. Космизм В.С.Соловьёва

Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. Эта задача сводится к выведению условного из безусловного, случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество. Следовательно, для человека необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего.

Можно выделить несколько идей космизма Соловьёва:

Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос).

Тайна сопричастности человека космосу в его божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.

Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие, тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.

1.3. Философия Н.Ф.Фёдорова

Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед бездной небытия. Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. Борьба с разъединяющим пространством для мыслителя - "первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем". Две глобальные победы человечества: - над пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем преображённой, бессмертной жизни может быть не только вся Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях. Суть идеи "регуляции природы" не только в конкретных проектах, многие из которых уже осуществляются или могут быть осуществлены - она более радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.

Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла - не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.

1.4. Антропокосмизм Н.Г.Холодного

В своей основной работе "Мысли дарвиниста о природе и человеке" (1944г.) Н.Г.Холодный развивает свою философию антропокосмизма и теорию познания, основанную на идеях эволюционизма. В противовес антропоцентризму (ставившему человека в центр всего мироздания) Холодный использует антропокосмизм, который выделяет огромное значение человеческой деятельности в процессах эволюции природы, во взаимоотношениях человека и природы. В своей книге Холодный анализирует взаимоотношения человека и природы, показывает процесс создания человеком своеобразной среды, отличной от естественной, которую он называет антропосферой. Антропосфера, являясь частью биосферы, создана человеком, его трудом. "Человек, несмотря на существенные особенности созданной им жизненной среды, продолжает оставаться неотъемлемой частью космоса, полностью подчинённой действующим в нём законам. Человек находится не над природой, а внутри природы" . Основным отличием приспособляемости организма к среде человека от животных, по мнению Холодного, является то, что пассивное приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды, характерно для животных, заменяется активностью человека, стремящегося изменить окружающую среду в соответствии со своими целями.Труд остаётся основным условием роста умственных способностей человека. Для Холодного несомненна связь между интеллектуальными способностями человека и его космическим окружением, которая является результатом эволюции и естественного отбора. Науку Холодный определяет как знание упорядоченное, приведённое в систему, организованное и способное к дальнейшему развитию. Несмотря на автономность науки, она самым тесным образом связана с деятельностью и с производством. Закономерность в развитии науки Холодный видит в том, что наука подчиняется общим законам органической и социальной эволюции, т.е. в развитии науки решающую роль играют внутренние факторы (относящиеся к эволюции) и в последнюю очередь внешние относительно науки факторы (религия и философия). Независимость процессов эволюции Холодный связывает с тем, что каждая предыдущая стадия его определяет последующую, а посторонние факторы могут лишь ускорять или замедлять процесс развития, но не определять его. Антропокосмизм, по замыслу Холодного, влечёт за собой принципиальное изменение отношений человека к природе. Прежде всего он приводит к ощущению человеком своей органической, неразрывной и действенной связи со всем космосом. И космос оказывает воздействие на человека, влияет на его жизнь. Антропокосмизм предполагает кардинальное изменение места человека в космосе: человек становится (благодаря успехам науки и техники) космическим фактором, преобразующим природу в том участке Вселенной, где он обитает. Эволюционная теория познания Холодного обращается к развивающейся адаптации психо-физиологической организации человека к окружающей среде.

2. Современная цивилизация и русский космизм

Бурное развитие технологии привело к закономерным кризисным явлениям, которые трансформировались в конце XX в. в глобальные проблемы, связанные, в том числе, и с экологией. Культура техногенной цивилизации всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений научной картины мира с идеями философии русского космизма. В русском космизме предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.

Идеи взаимосвязи человека и космоса особенно выделялась в работах К.Э.Циолковского, который даже называет одну из них “Космическая философия”.Весь космос обусловливает нашу жизнь, - писал он, - всё непрерывно и всё едино. Вселенная не имела бы смысла, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром. Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но и подчёркивает зависимость человека от него.

Эта идея - влияния как ближнего, так и дальнего космоса на жизнь человека - достаточно подробно рассматривалась А.Л.Чижевским, который полагал, что наше научное мировоззрение ещё далеко от исторического представления о значении для органического царства космических излучений. Тем не менее ряд достижений науки XX в., по мнению Чижевского, позволяет сделать вывод, что “в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого достигли в наши дни особой ясности и глубины. Строение Земли, её физикохимия, биосфера являются проникновением строения и механики Вселенной”. Чижевский противопоставляет свою точку зрения существующему мнению, что жизнь есть результат случайной игры только земных сил. Для него жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Человек не только земное существо, отмечал он, - но и космическое, связанное всей своей биологией, всеми молекулами, частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями. В этом случае вовсе не случайным выглядит влияние солнечной энергии на протекание жизненных процессов. Чижевский одним из первых исследователей обосновал эту идею конкретными научными фактами. В частности, он проанализировал корреляции между солнечной активностью и пиками эпидемий и показал, что солнечная активность выступает своеобразным регулятором течения эпидемических процессов. Это конечно не означает, что состояние солнцедеятельности является непосредственной причиной эпидемического распространения тех или иных болезней, но активность Солнца способствует их быстрому назреванию и интенсивному течению.

В русском космизме достаточно ясно осознавались не только зависимость человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир. Соразмерность человека и остального мира послужили основой для развитой русскими космистами идеи о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. В русском космизме обосновывались принципы нового отношения человека к природе. Фактически он достаточно близко подошёл к осознанию тех проблем, которые в дальнейшем получили название глобальных. По меньшей мере идея возможного экологического кризиса, хотя и неявно, но все-таки отчётливо звучала в работах космистов и вовсе не случайно. Интуитивное осознание русским космизмом возможных глобальных противоречий между технократической деятельностью человека и гармонией космоса приводило его к поискам выхода из возможного будущего неблагоприятного состояния, в которое могло бы быть ввергнуто человечество.

Каждый из космистов предлагал свой вариант будущего развития человечества. Циолковский рисовал вполне идиллическую картину: климат будет изменяться по желанию и надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека. Техника будущего даст возможность изучить все планеты, несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ. Наиболее реалистичные сценарии рассматривались в концепции Вернадского. Рассмотрение человека как особой геологической силы, способной радикально изменить мир, в котором он живёт, приводили к выводу о возможных негативных последствиях деятельности человека, что может оцениваться как предвидение вероятных глобальных экологических кризисов. Вместе с тем, Вернадский оптимистически рассматривал перспективы человечества, связывая его будущее с процессами перехода биосферы в ноосферу и возрастанием регулирующей роли человеческого Разума. Интересные размышления были предложены в философии “общего дела” Фёдорова, в которой он предостерегал от возможных последствий неразумного обращения с природой. “Человек сделал, по-видимому, всё зло, какое только мог относительно природы (истощение, опустошение, хищничество), относительно и друг друга (изобретение губительных орудий и вообще средств для взаимного уничтожения)” . Все беды нашей жизни, по его мнению, происходят из-за дисгармонии человека и природы. Общее дело выступает как управление стихийными силами природы.Стало быть все зависит от человека”. Т.е. общее дело являлось как путь, ведущий человечество к единению и обновлению на гуманистической, нравственной основе.

Вывод

В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы. И все же космизм не получил широкого распространения и повторил судьбу многих философских течений, продуктивные идеи которых значительно опережали свою эпоху. Тем не менее в современной ситуации перед лицом экологического кризиса, поиск “общего дела” как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение. Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.Реферат >> Социология

Сорокиным. Русский космизм Н. Федорова, В. Вернадского и Чижевского. Основные темы в русской социологии. ... 5. Русская этико-субъективная школа. Основными представителями данного... способствовавший образованию русской нации. Основные идеи суммируются следующими...

  • Русский космизм и его роль в развитии отечественной науки

    Реферат >> Философия

    ... идей русского космизма в науке. Представители русского космизма - Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество 2.2 Русский космизм и педагогическая мысль - Педагогические идеи русских ... можно назвать русским космизмом и из каких основных компонентов оно...

  • Русская философия (8)

    Реферат >> Философия

    Создавались определенные идеи и формировался категориальный аппарат. Здесь сформировались три основных потока отечественной... представителей русского зарубежья непреходящим, а их искания глубоко созвучными нашим дням. Вопрос №5. Философия русского космизма ...

  • Философия В.С. Соловьева и русский космизм

    Лекция >> Философия

    Булгакова господствуют два основных мотива: признание глубокого... идеи космизма развивались не только философами и естествоиспытателями, но и представителями ... др.). Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении...

  • Философия русского космизма кратко изложена в этой статье. Вы познакомитесь с основными ее представителями и их идеями. Русский космизм - философия, имеющая большие традиции в культуре нашей страны. Это направление мысли объединяет, кроме философов, религиозных мыслителей, ученых, поэтов, писателей, художников. Обстановка, которая сложилась в культурной и общественной жизни России в 19 веке, во многом способствовала появлению такого направления, как русский космизм. Философия эта сегодня приобретает особенную популярность, в том числе и потому, что многие из предсказаний, сделанных космистами, уже сбылись, а другие продолжают сбываться.

    Идеи П. А. Флоренского

    Флоренский - один из тех, кого считают по праву одним из виднейших представителей "русского космизма". Он полагал, что есть "идеальное родство" человека и мира, их взаимосвязанность, "пронизанность друг другом". Этот мыслитель, подобно древнегреческим философам, человека и мир соотносит как микрокосмос и макрокосмос. Человек является образом и подобием всей Вселенной. Он несет в себе все, что заложено в мире. И человек, и мир внутренне бесконечны и одинаково сложны, поэтому могут считаться частями друг друга. С полным основанием можно утверждать, что биологически мир - это вселенское тело человека, а также то, что экономически он является сферой его хозяйствования.

    Христианский космос Соловьева

    Тема космизма наиболее полно рассмотрена Соловьевым в трактате под названием "Чтения о Бого-человечестве". Этот мыслитель считал, что человек совмещает внутри себя противоположности, сводящиеся к одной - между условным и безусловным, между вечной и абсолютной сущностью и видимостью, или преходящим явлением. Таким образом, он является и ничтожеством, и божеством.

    В божественном существе Соловьев видит двуединство: единство Слова (Логоса), производящее, или действующее; и осуществленное, произведенное единство - единство тела. Вечность Бога, по его мнению, предполагает вечность человечества, однако не природного, возникающего в определенный период на Земле, а идеального, умопостигаемого. В абсолютном и универсальном человеке действительно и существенно коренится и участвует каждый из нас. Люди являются незаменимым и необходимым звеном в абсолютном целом.

    Множество сменяющих последовательно друг друга фаз проходит мировой космогонический процесс. Он начинается астральной (звездной) эпохой, когда материя под действием всемирного тяготения стягивается, образуя космические тела. Завершается этот процесс созданием органической жизни и в дальнейшем ее совершенства, которым является человеческий организм. Мировая душа в человеке впервые соединяется с Логосом и осознает себя в качестве чистой формы всеединства. Природа, таким образом, перерастает саму себя. В сознании она переходит в область абсолютного бытия. Нося и воспринимая в сознании божественную вечную идею, и в то же время имея по своему происхождению тесную связь с природой внешнего мира, все мы являемся посредниками между материальным бытием и Богом.

    Философия общего дела Федорова

    В главном своем философском труде под названием "Философия общего дела" Николай Федоров провозглашает общепланетарные, общечеловеческие задачи эпохи, носящей название "ноосферного выбора". Внесение в природу разума и воли, то есть управление ей, является для этого мыслителя исполнением заповеди об обладании землей, данной в Библии. Управление природой - это победа над различными стихийными силами, над смертью, болезнями и голодом, перевод в мирное и созидательное русло военной мощи. Николай Федоров хорошо понимал, что цивилизация современности движется в катастрофическом направлении, поскольку основана на эксплуатации, а не на восстановлении. Он утверждал, что люди виноваты не только в зле, которое совершают, но и в зле, происходящем по бездействию, которое содействует приближению Конца. Проект "регуляции природы", разработанный в главном труде этого философа, ставит задачу внести гармонию в хаос, порядок в беспорядок, - цель, которую преследует философия русского космизма. Федоров делает конкретные предположения, включая регуляцию погоды с помощью взрыва в облаках, применяющуюся до сих пор. Он также рассматривает некоторые более глобальные проекты: как управлять движением земного шара, магнитными силами, использовать новые источники энергии и др.

    В чем состояла заслуга Федорова?

    Различные философские школы рассматривали космос обыкновенно как воплощение абсолютного, беспредельного, недоступного пониманию человека. Он оставался предметом восхищения, смешанного с ужасом перед небытием. Многие века созерцательное отношение к нему разделяли различные философские школы. Оно уходит корнями в глубокую древность. Заслуга Федорова состояла в том, что он привнес в науку и философию требование активно преобразовывать макрокосмос. Для мыслителя первым шагом в борьбе со временем является борьба с пространством, разъединяющим все.

    Взаимосвязь внешней и внутренней природы

    Пророческая идея этого философа о тесной связи человека и космоса подтверждается в научных подходах современности. Рассмотрим, например, антропный принцип, состоящий в том, что если бы в мире не было наблюдателя, то есть людей (мыслящих и чувствующих существ), то он не был бы таким, каков есть сейчас. Если бы мир был хотя бы немного другим, то нас не было бы. Ни сознание, ни жизнь не появились бы, если бы немного сместились параметры его составляющих (исчезла какая-то частица или стала бы другой). Менять человеческую природу возможно лишь, одновременно изменяя в этом же направлении мир. Поэтому когда человек, не встав на путь одухотворения и изменения себя, начинает преобразовывать или покорять природу (или мир), он неизбежно приходит к дисбалансу, к нравственному и экологическому кризису. Произведенное несовершенным человеком одностороннее вмешательство в природу (вместо разумной и сознательной регуляции) приводит к тому, что природа истощается. В итоге она обрушивается бумерангом на самого человека в виде катастрофы.

    Путь воскрешения

    По мнению Федорова, различные философские направления и наука идут в основном путем расчленения, разделения, анализа. Этому мыслитель противопоставляет иной путь - воскрешения как синтеза, сложения, собирания всего разложенного и разъединенного - от человеческого организма до знания. Аналитический тип мышления, преобладающий сегодня, характеризует различные философские направления и науку. Он связан с промышленной цивилизацией, умерщвляющей живые натуральные продукты земледелия и природы и готовящей из них искусственные, мертвые вещи. Таким образом, преобладание анализа связывается с сознательным или подсознательным согласием на смерть, которая и есть главный анализатор. Именно смерть разделяет на более простые элементы сложное. Напротив, воскрешение, средством которого служит, в частности, космизм в философии, - это воссоединение чего-то простого в одно сложное целое, которое предполагает приобретение преображенного качества. Все возможности и способности человечества следует синтезировать для этой задачи. Основная идея "всеобщего синтеза" заключается, таким образом, в преодолении противоречий: села и города, дела и знания, мысли и чувства, воли и мечты, науки и веры, альтруизма и эгоизма. Сегодня человечество к идее единства еще не готово, и поэтому она вполне закономерно является утопической.

    Космическая философия Циолковского

    Циолковский - это одна из главных фигур такого направления, как русский космизм. Философия в своей сущности рассматривалась им с опорой на мысль эпохи Просвещения. Циолковский полагал, что философия является вершиной всего научного знания, это наука наук.

    Первый этап философии Циолковского

    Три основных этапа можно выделить в концепции Циолковского. Первый - с 1898 по 1914 год. На этом этапе у Циолковского космизм в философии - это направление с опорой на главный принцип, который Константин Эдуардович сформулировал в 1934 году как зависимость судьбы существа от судьбы Вселенной. Не только человек подразумевается под "существом". Масштабные обобщения делает философия русского космизма. Циолковский считает, что "простейшее существо" - "атом-дух". Их совокупность составляет субстанциональную основу мира. По Циолковскому, космос - это иерархия различных существ, в которую включается и человек. Космос также является "живым существом", "воля" и "причина" которого определяет в строгих рамках поведение как человека, так и других "существ".

    Второй этап космизма Константина Эдуардовича

    Второй этап - с 1915 по 1923 год. Константин Эдуардович в это время уделяет основное внимание уже другим проблемам, не связанным с космосом. В частности, его интересует "научное" понимание текстов Библии, проблемы общества будущего, которые он разрешает в духе социально-утопическом ("Идеальный строй жизни", "Горе и гений" и др.), проблемы жизни и строения человеческого тела. Циолковский подчеркивает несправедливость в обществе, несовершенство отношений между людьми и др.

    Заключительный этап философии Циолковского

    Третий этап - с 1923 по 1935 год. Основны философии этого мыслителя покоятся на "активно-эволюционном принципе". Смысл его заключается в том, что от космического разума зависит судьба Вселенной, то есть от преобразовательной деятельности человечества и иных космических цивилизаций. Принцип этот обосновывается Константином Эдуардовичем во многих брошюрах и статьях ("Живая вселенная", "Космическая философия", "Монизм Вселенной" и др.).

    Интересно, что у Циолковского "активно-эволюционный" смысл сосуществует с более традиционным принципом о том, что от судьбы Вселенной зависит судьба существа. Это создает некоторые трудности, когда изучается философия русского космизма (кратко) Константина Эдуардовича на завершающем этапе. Важнейшие ее принципы, лежащие в основе научной картины мира и метафизики Циолковского, - это принципы атомистического панпсихизма, эволюции, самоорганизации, бесконечности, монизма.

    Принцип атомистического панпсихизма

    С пониманием материи Циолковским напрямую связан его принцип атомистического панпсихизма. Мыслитель говорил, что все тела во Вселенной имеют одинаковое начало, сущность, называемую духом материи (субстанция, начало, сущность, атом в идеальном смысле). Основные философские теории Платона основывались на подобной идее. По Циолковскому, "атом-дух" ("первобытный дух", "идеальный атом") - сущность или неделимая основа мира. Она одинакова везде. Животное, как и Вселенная, является вместилищем бессчетного числа атомов-духов. Она состоит именно из них, а материи в прежнем ее понимании не существует. Есть лишь нематериальное, неуничтожаемое, всегда чувствующее, созданное раз и навсегда или существовавшее всегда. "Атом-дух", таким образом, - элемент метафизической субстанции, которая лежит в основе мира и отличается от принятых современной физикой элементарных частиц. Материя едина, а значит во всей Вселенной основные ее свойства должны быть одинаковыми. Из этого следует, что существует:

    Единство духовного и материального начал всей Вселенной;

    Единство неживой и живой материи;

    Единство Вселенной и человека, то есть участие людей в космической эволюции;

    Выводимость из метафизики космоса этических норм.

    Бесконечность Вселенной и эволюция

    Циолковский распространял принцип бесконечности на мир как целое, а также на свойства времени и пространства, строение элементарных частиц, ритмы космической эволюции, иерархию уровней систем космоса, отсутствие пределов экспансии во Вселенной. По Циолковскому, Вселенная бесконечна во времени и в пространстве. Она включает в себя иерархию космических структур, также являющуюся бесконечной: от атомов до различного уровня сложности "эфирных островов". Мысль его о том, что во Вселенной возможно существование множества космосов, была намного опережающей свое время. Сегодня она развивается в квантовой космологии.

    Ключевыми для космической философии и научной картины мира, вытекающей из нее, являются также принципы эволюции и самоорганизации. "Все живо", то есть все способно к бесконечной эволюции и самоорганизации. Константин Эдуардович не соглашался с рассмотрением космической эволюции как деградации.

    Рождение и смерть

    Циолковский рассуждает о "воле Вселенной". Так как она является началом всех вещей, все вокруг порождено ею, то и человек зависит от нее. Его воля - это лишь проявление воли Вселенной. Метафизика судьбы человека в контексте так называемой живой Вселенной заключается в том, что смерти не существует. Она "сливается с рождением" в процессе распада и возникновения "атомов-духов". Новая жизнь разрушима, однако разрушение это сливается с новым рождением. Бесчисленное количество раз будут повторяться разрушения и смерти, однако все они являются не просто исчезновениями, но одновременно и возникновениями. Души, согласно этой философии, не существует, однако в ритмах вселенской эволюции жизнь непрерывна, могущественна, счастлива, не прекращалась никогда и никогда не прекратится, ведь субъективного ощущения времени не существует во временно мертвом веществе.

    Человек - не вершина эволюции

    Константин Эдуардович полагал, как и другие космисты, что человек отнюдь не является вершиной эволюции. Он считал, что человечество должно двигаться вперед, ему предстоит прогресс в отношении ума, тела, нравственности, технического могущества и познания. Нечто невообразимое, блестящее ждет его впереди. На Земле по истечении множества лет не останется ничего несовершенного. Будет лишь хорошее, и к этому неизбежно приведет сила разума. Современный космизм - программа становления всего человечества, а идеи Циолковского можно рассматривать как перспективный вариант ее осуществления. Лишь для Константина Эдуардовича характерен в космизме такой подход к человеческой судьбе. Он является альтернативой подхода активно-эволюционного.

    Русский космизм и современная цивилизация

    Вышеперечисленные мыслители - это, конечно, не все представители философии русского космизма. Однако мы постарались отобрать самые значимые имена. В наши дни технологии бурно развиваются, что приводит к кризисным явлениям, трансформировавшимся в глобальные проблемы еще в конце 20 века. Они связаны, в частности, с экологией. Философия 20 века уделяет все больше внимания этому вопросу. Научную рациональность всегда включала в себя культура техногенной цивилизации. Она была направлена на то, чтобы преобразовывать внешний мир согласно потребностям человечества. Русский космизм - философия, в которой была предпринята попытка возродить идею о том, что между космосом и человеком существует органичная связь.

    Важнейшее в философии космизма

    Очень отчетливо в философии космизма обозначились 2 аспекта взаимовлияния космоса и человека. Человек, с одной стороны, воспринимался в качестве неотъемлемой части космоса, которая зависит от космического целого во всех своих проявлениях. Сам человек, с другой стороны, выступал как фактор эволюции. Он таким образом развивал свои способности, что, создавая новую технологию и технику, стал активно воздействовать на внешний мир. Космисты предупреждали последующие поколения о том, что возможны негативные последствия не ограниченной и безудержной эксплуатации природы.

    Это направление, тем не менее, широкого распространения не получило. Философия 20 века развивалась в основном в ином русле. А это направление повторило судьбу множества других философских течений - тех, продуктивные идеи которых существенно опережали свое время. Однако в современной ситуации, когда налицо экологический кризис, приобретает все большее значение поиск "общего дела". И тогда приходит на помощь философия русского космизма Вернадского, Федорова, Циолковского и др. Идеям этих мыслителей еще предстоит сыграть свою роль.

    Космическое ощущение русского народа глубокими корнями уходит в далекую древность. Вопросы, которые волновали древних славян - это фундаментальные проблемы бытия, происхождения Вселенной (белого света): Солнца, Луны и звезд. Задавались они в поэтически-образной форме:

    От чего зачался нам белый свет?

    От чего зачалося солнце праведное?

    От чего зачался светел месяц?

    Основой русского донаучного космизма являлась аграрная деятельность. В магических ритуалах, фольклорных образах выражалось стремление людей активно воздействовать на космические силы в желательном для них направлении.

    Русский космизм как научный, философский, религиозный и культурный феномен сложился в главных своих чертах во второй половине XIX в., хотя термин этот закрепился в литературе только в 60-е годы нашего столетия. Это было связано со значительным прорывом в теоретическом и практическом освоении космоса, с полетами Ю.А. Гагарина и других космонавтов. Под их влиянием возник большой интерес к работам основоположника космонавтики К.Э. Циолковского, к трудам его предшественников и учеников.

    В русском космизме выделяют три основных течения: 1) религиозно-философское, 2) естественнонаучное и 3) литературно-художественное. Религиозно-философское представлено Н.Ф. Федоровым, В.С. Соловьевым, С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, Е. Блаватской и др. В рамках естественнонаучного течения философские идеи космизма развивались Н.А. Умовым, В.И. Вернадским, К.Э. Циолковским, Н.Г. Холодным, А.Л. Чижевским и др. В трудах этих ученых не только осознается потребность в разработке новой картины мира, но и предпринимаются попытки для ее создания. Литературно-художественное направление отражает поиск связей между истиной и смыслом человеческого существования. К его представителям относятся прежде всего В.А. Левшин, С.П. Дьяков, В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.К. и Е.И. Рерихи.

    Под космизмом обычно понимается совокупность представлений и понятий о мире, о бытии человека и мира в их единстве, о характере взаимосвязей в мировоздании и т.д. Поскольку такой взгляд на мир присущ любой развитой культуре, постольку русский космизм можно рассматривать как часть общекультурного общечеловеческого целого. Однако он обладал и своим собственным, особым видением мира, так как космическое миросозерцание было оплодотворено русской идеей.

    Русский космизм есть по существу реакция философов и ученых на «опустынивание» земли и опустошение человека. Его цель - построение мировоззрения, способного выдвинуть на первый план связь между жизнью и разумом, человеком и космосом. Он ставит проблему единства человека и космоса, космической природы человечества и последствий многообразной человеческой деятельности. Философия русского космизма обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием сознательного совершенствования природы становится разум человека.

    Основные проблемы космизма: 1) связь человеческого сознания (души) и космоса, 2) место разума во Вселенной, 3) новая космическая этика, 4) множественность разумных миров и единство всех слоев бытия, 5) тема кочующего человечества, 6) развитие космонавтики, 7) космическая экология и др.

    В русле русского космизма возник взгляд на человека не только как на общественное существо, но и как на существо космическое, эволюционирующее вместе с космосом. В нем отстаивается этическое положение о том, что высшим благом может быть только жизнь, озаренная высокой духовностью.

    В отличие от широкого распространенного постулата механистического мировоззрения «мир есть громадный механизм» в космическом органическом мировоззрении «мир есть живой организм». Поэтому в русском космизме утверждается такой взгляд на мир, при котором Вселенная и человек соизмеримы, а душа и космос - однопорядковые явления. Земная, человеческая природа неотделима от вселенского целого.

    Особое место в разработке идей русского космизма занимает Н.Ф. Федоров (1829-1903). Главная идея его космизма - это мотив дела, обоснованный в «Философии общего дела». Космос для Федорова является христианским, он не дан, а задан, поскольку ныне является неразумным, беспорядком и хаосом. Такое состояние космоса является следствием падения человека и оно может быть устранено, если весь мир между людьми и богом будет освещен сознанием и управляем волей.

    В проекте мыслителя основное внимание уделяется четырем моментам: 1) овладение природой, 2) переустройство человеческого организма, 3) управление космическими процессами и 4) «воскрешение отцов», т.е. возвращение людям жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, природный стихий и т.д.

    Природа в силу падшести человека является его врагом. Для избежания этого необходимо заняться регуляцией природы силами науки и техники. По мнению мыслителя, человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы.

    Федоров считал, что «воскрешение отцов» является высшей нравственностью, превращение догматов христианства в заповеди. Считая христианскую идею личного спасения неверной, он настаивал на соборном, всеобщем спасении.

    Представителем естественнонаучной ветви «космической философии» является К.Э. Циолковский (1857-1935). В своих работах «Причина космоса», «Монизм Вселенной», «Будущее Земли и человечества»он пытался решать ряд философских проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности и бесконечности человеческого существа, о коренной переделке его и превращении в лучевое существо, питающееся с помощью фотосинтеза солнечной энергией и др.

    Свою философию он называл «монизмом», для которого космос является живым существом, а человек - союз атомов, блуждающих во Вселенной. Обсуждая многие глобальные проблемы, Циолковский считал, что одним из возможных путей предотвращения гибели человечества является освоение космического пространства. Средством для решения этой задачи может стать, по его мнению, создание ракетно-космической техники.

    Важной составной частью космической философии Циолковского является его «космическая этика». Наряду с традиционными моментами она включает в себя выработку этических основ, необходимых для установления контактов с инопланетянами, признание необходимости совместного труда для преобразования космоса. Его философия, несмотря на некоторые утопические моменты, содержит первую попытку систематического изложения проблем, которые были характерны для начала космической эры. Он не только предсказал грядущий выход человека в космическое пространство, но и создал необходимые научные предпосылки ракетостроения. Научно-технические проекты Циолковского были техническим приложением «космической философии».

    Таким образом, русский космизм впервые в истории мировой мысли стал обосновывать идею единения людей не на теоретических доктринах социально-политического, экономического или идеологического порядка, а руководствуясь экологическими соображениями. Главная нравственная позиция, по мнению космистов, состоит в необходимости совершенствования внутреннего мира, души человека для достижения полной гармонии с природой и в ответственности разума, рожденного на Земле.

    Заключение

    Своеобразие развития философии в России связано прежде всего с тем, что здесь меньшее место было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом и пр., а на первый план выходит социально-антропологическая и нравственно-религиозная проблематика. Это позволяет объяснить факт тесного переплетения в России литературы, публицистики и философии. Это же придает импульс развитию социально-антропологической философии, в центре которой стоит учение о смысле жизни, месте человека в обществе и истории, о путях развития истории.

    Временем появления философии в России в ее современном значении, как отмечают многие исследователи (назовем хотя бы такие имена, как В.В. Зеньковский (1881 - 1962), А.И. Введенский (1856-1925), Э.Л. Радлов (1854-1928), Г.Г. Шпет (1879-1937), А.Ф. Лосев (1893-1988)), можно считать 1755 г. - год основания Московского университета, т.е. эпоху Просвещения. Однако это не означает, что до этого периода философия в России отсутствовала. В развитии русской философии можно выделить следующие этапы.

    "Подготовительный период", или "пролог", - XIV-XVIII вв. Философствующий человек этого периода реализует свои мысли в собственных деяниях и поведении. Он знает истину, он постиг ее. Это отличает его от обычных людей, вызывая у последних самые разные чувства - от восхищения до гнева. Наиболее крупной фигурой до XIX в. является Г.С. Сковорода (1722-1794), который в рамках христианской философии ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики, намечая в то же время пути свободной, отделенной от религии философии.

    Период до 70-х гг. XVIII в. характеризуется развитием светской культуры в России под влиянием идей европейского Просвещения и связан с разработкой социальных учений. В это время живут и действуют такие мыслители, как Татищев, Щербатов, Новиков, Радищев, в трудах которых превалировала социальная и нравственная проблематика.

    В этот период выступает и М.В. Ломоносов (1711 - 1765), с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфилософ, а с другой - как поэт и религиозный мыслитель.

    Период конца XVIII-XIX в., который А.И. Введенский называет временем "господства немецкого идеализма", характерен наиболее бурным развитием философии в России. В это время под влиянием духовных академий получает дальнейшее развитие христианская философия, а под влиянием Московского университета - светская. После войны 1812 года в Москве возникают философские кружки и работают такие мыслители, как В.Ф. Одоевский и П.Я. Чаадаев. Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками и славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские кружки, разрабатывающие социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).

    В этот период творит А.И. Герцен. Под влиянием позитивизма и марксизма работают такие философы, как Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.

    Период начала XX в. характеризуют как "вторичное рождение" или "период систем". Он действительно представляет собой этап классического развития философии, отличающийся созданием больших систем, которые охватывают все стороны бытия и человеческого существования. Здесь прежде всего следует отметить творчество Вл. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики: учение об идеях и Абсолюте; гносеологию, антропологию и эстетику; космологию - понятие "Софии". Софийность, соборность, всеединство на долгие годы становятся главными идеями русской философии. Н.Ф. Федоров развивает экзистенциально-антропологическую тенденцию в русской философии. Он обсуждает такие проблемы, как проблема смерти человека и пути воскрешения, бессмертность человека и Космос.

    В начале века получают дальнейшее развитие такие направления, как религиозная философия и экзистенциализм (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов), антропологическое направление (князья С. и Е. Трубецкие), трансцендентальная метафизика (П.Б. Струве, П.И. Новгородцев). Философия права, соотношение права, морали и нравственности, роль насилия в общественной жизни, своеобразная критическая переработка гегелевского наследия - проблемы, стоявшие в центре внимания оригинального русского мыслителя И.А. Ильина. И наконец, разрабатываются проблемы феноменологической философии в работах Г.Г. Шпета и А.Ф. Лосева. Особое место занимает в данный период такое направление в русской философии, как метафизика всеединства (Л.П. Карсавин - С.Л. Франк, П.А. Флоренский - С.Н. Булгаков).

    Философия XX в. в России проходит под знаком господства идей марксизма (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин), в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма.

    После революции в России наступил догматический период бесконечной интерпретации трудов классиков марксизма, а позже марксизма-ленинизма и сталинизма. Все же необходимо отметить, что и в этих условиях философские изыскания в нашей стране не стояли вдали от магистральных линий развития мировой философии, в них обнаруживаются те же течения и тенденции. Попыткой своеобразного ухода от идеологии явилось развитие прежде всего историко-философской проблематики, а также вопросов эпистемологии, логики и философии науки.

    1. Основными направлениями русской философии конца XIX - ХХ вв. были:

    Философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);

    Естественно-научная философия;

    Советская философия;

    Философия русского зарубежья.

    Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

    сильное влияние советской традиции (например, материа­лизм, формационный подход к истории);

    Обновление, объединение ее различных направлений (совет­ской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближе­ние к мировой философии.

    2. "Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. - 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.

    Видными представителями религиозного направления того пе­риода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.

    CH. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экумениче­скую" Церковь.

    Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе - это разделение на экономическую, политиче­скую, духовную сферы и разобщенность внутри них.

    В религии - разобщенность христианских церквей (право­славие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсо­лютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.

    Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предо­пределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

    Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 - дата смер­ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).

    Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.).

    Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с но­вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони­мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не­постоянство времени и пространства.

    Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в об­ласти квантовой механики, теории относительности Эйнштей­на и др. физико-математическим открытиям.

    Философское творчество П. Флоренского многогранно. По­мимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.

    3. Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

    контрольная работа

    1. Основные положения русского мистического космизма

    русский космизм философия

    Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса.

    Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

    1. Философским основанием космизма выступают идеи развития мира, разрабатываемые философией в ходе всего её исторического развития.

    2. Религиозные идеи оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Многие из его представителей были религиозными мыслителями, например, Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский. Суть религиозного влияния проявлялась в первую очередь через нравственные постулаты религии. Христианская идея о том, что все люди - братья, даёт установку о единстве всего сущего - земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма.

    Кроме того, религиозное влияние на русский космизм четко проглядывает через христианское учение о воскрешении людей. Это видно в концепции «патрофикации отцов» Н.Ф. Фёдорова. А попытка её реализации связана с идеей единого земного и небесного миров.

    3. Естественно - научные - опора русского космизма на человеческий разум, науку, технику. Бурное развитие науки во второй половине XIX в. и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов на гениальные гипотезы. Так, развитие науки позволило Н.Ф. Фёдорову выразить надежду и рассчитывать на будущее воскрешение умерших, не только с помощью божественной благодати, а благодаря научным методам.

    4. Исторические корни русского космизма имеют непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа.

    Один из основных постулатов русского космизма - идея единства людей, всего человечества. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм.

    Идеи русского космизма разрабатывали такие мыслители, как Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский.

    Николай Фёдорович Фёдоров (1828 - 1903) по праву считается отцом русского космизма. Этот оригинальный мыслитель принадлежит к плеяде незаслуженно забытых ученых, чьё творчество лишь в последнее время стало вновь доступным отечественному читателю.

    Оригинальный образ мысли и действия, высокая нравственность, стремление оказать помощь нуждающимся, неизменно притягивали к нему окружающих. Его высоко ценили современники, обычно скупой на похвалу Л.Н. Толстой восхищенно отзывался о Фёдорове: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком», В.С. Соловьёв признавал Фёдорова «своим учителем и отцом духовным».

    Вся философия Фёдорова концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смертью, воскрешении мёртвых. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность - это деятельность во имя жизни. Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определённым временем, тот предел, который устанавливает для неё смерть. По мнению Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причём за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков. Он считал долгом потомков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они стоят. «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), - говорил Фёдоров, - а с каждым и для каждого; Это союз живущих (сыновей) для воскрешения мёртвых (отцов)».

    Фёдоров пытался показать человечество как единый род, который в силу своей сути объединяет и современников, и уже ушедшие поколения. И «общее дело», которое может объединить всех людей и ликвидировать небратские отношения, - это борьба против смерти.

    Однако объединению людей, по Фёдорову, мешает враждебная им «слепая природа». Под давлением сил природы человеком овладевает инстинкт самосохранения. Это и приводит к вражде между людьми, классами и нациями. Именно поэтому Фёдоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно поставить перед собой задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над ней, покорив её, человечество победит и смерть.

    Несмотря на то, что Федоров, был религиозным человеком, он полагал, что воскресение произойдёт не благодаря вмешательству Бога, а путём самовоскрешения человека. По Фёдорову человек, победив смерть и став господином космоса, сам становится Богом. А само воскрешение достигается при помощи науки и техники, то есть самого человека.

    Фёдоров мыслил глобально, наука должна не только помочь воскресить умерших и дать бессмертие человеку, но и обеспечить его необходимым местом для нормального существования. Фёдоров решает эту задачу просто: необходимо переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания». И здесь новая задача для науки - помочь людям овладеть космосом. Именно он первым заявил, что Земля не является границей для человека, «нужно считать Землю только исходным пунктом, а целое мироздание - поприщем нашей деятельности». И для перемещения в космос Фёдоров предлагал необходимость освоения электромагнитной энергии земного шара, это позволило бы регулировать его движение в пространстве и превратить Землю в космический корабль для полётов в космос. В перспективе, по замыслам Фёдорова, человек объединит все миры и станет «планетоводом», в этом то и проявится единство человека и космоса.

    Несмотря на нереальность многих проектов Фёдорова, его идеи носят гуманистический характер. Именно сегодня тема «братства» всех живущих на Земле людей звучит более чем актуально перед лицом бесконечной череды насилия и войн.

    Владимир Соловьёв (1853 - 1900). Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.Соловьёвым в трактате "Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для разума является не божественный, а ясный и нормальный мир. Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. "Эта задача сводится к выведению условного из безусловного, ... случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, и является и божеством, и ничтожеством" Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве, Соловьёв В.С. Сочинения: В 2 т., М., Т. 2, 1989.. Следовательно, для человека необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего. Соловьёв видит в божественном существе двуединство: "действующее, или производящее, единство божественного творчества Слова, и единство произведённое, осуществленное..., - единство органического тела". Вечность Бога предполагает вечность человечества, но не природного, которое возникает на Земле в определённый период, а человека умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе всех людей. Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в абсолютном целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин: человеческой свободы и человеческого бессмертия.

    Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является отражением всеединой идеи и существования обособленного, разделённого, разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа зла метафизична, усматривая зло в отношении души мира (Софии, "первообразного человечества") и Бога. Её посредствующее положение между Богом и природным миром заключает возможность обретения самостоятельности, соблазн обладания "всем" от себя, а не от Бога и тем самым нарушается единство мироздания. Идеальное всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение божественного начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а второе - пассивная сила, которая воспринимает идеальное и снабжает его материей для развития, оболочкой для его полного обнаружения. Это соединение не носит характера однократного творения. Путь к достижению совершенного и вечного организма - медленный и мучительный. Он объясняется только одним, без чего немыслимы ни Бог, ни природа - свободой. "Если всё существующее (в природе или мировой душе) должно соединиться с Божеством - а в этом цель всего бытия, - то это единство, чтобы быть действительным, должно быть обоюдным, т.е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и её собственным делом".

    Мировой космогонический процесс проходит множество последовательных фаз. Начинаясь эпохой звёздной (астральной), когда действием всемирного тяготения материя стягивается космические тела, он завершается созиданием органической жизни и её совершенством - формой человеческого организма. "В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства... В человеке природа перерастает саму себя и переходит в область бытия абсолютного. Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытиём". Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и причастны к нему лишь подчиняясь естественному внешнему закону. Подобно мировой душе, человек, причастный к всеединству Бога, свободен, иметь его как Бог. Для этого он "утверждает себя отдельно от Бога, вне Бога, отпадает или отделяется от Бога в своём сознании так же, как первоначально мировая душа отделилась от Него во всём бытии своём". Таким образом, начинается новая фаза не космогонического, а теологического развития, в процессе которого человек проходит путь от астральной религии к фаллической, в которой он возвращается к своему собственному материальному началу.

    Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:

    1. Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос).

    2. Тайна причастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек - посредником между Богом и материальным бытиём).

    3. В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия.

    4. Проблема полноты познания не может быть представлена как гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие), тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.

    Павел Александрович Флоренский (1882 - 1937) является одним из тех, кого по праву относят к традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека и их взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его" Флоренский П.А. Макрокосмос и микрокосмос, "Человек и природа", 1989, №9.. В этом заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство) Флоренского, который рассматривает его в рамках традиционного платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается" Флоренский П.А. Из богословского наследия, "Богословские труды", М., 1977, Вып.17.. "Обоживание" является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства" Флоренский П.А. Столп и Утверждение Истины, М., Путь, 1914.. У Флоренского картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века".

    Н.А. Бердяев "Смысл истории"

    Труд «Смысл истории» был написан в 1923г. Как считал сам автор, а позже и критики, эта книга стала важнейшим наследием Бердяева. В ней он рассматривал историю человечества по эпохам. Бердяев был религиозным философом...

    Некоторые вопросы философии

    Проблема рациональности по многим причинам является одной из центральных в современной философии. Можно показать, что почти все дискуссии, ведущиеся сегодня в разных областях философского знания...

    Основные течения философской мысли в России XIX-XX веков

    Космизм - специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественнонаучной мысли. В России уже с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научной мировоззренческой мысли...

    Постмодернизм. Современная религиозная философия

    Понятие «постмодернизм» (или «постмодерн») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце XX столетия. Дословно этот термин означает «послесовременность». Однако нужно иметь в виду...

    Сократ (ок.469-399 до н. э) - древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократовского метода...

    Предмет философии и его становление

    Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых мыслителей (Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Н.А. Углова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.Л...

    Русский космизм

    Помимо названных выше философов концепцию космизма разрабатывали также такие выдающиеся учёные естествоиспытатели, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935)...

    Русский космизм

    Русский космизм - это философско-культурологическое течение, рассматривающее космос, человека и общество как коэволюционную систему. Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентирован на синтетическое видение реальности...

    Начало русского космизма как, по словам О. Шубаро, "особого духовно-теоретического феномена", "целостного социо-культурного явления" по праву связывают с работами Н. Федорова. Николай Федорович Федоров (1829-1903)...

    Русский космизм и его роль в развитии отечественной науки

    Константимн Эдуамрдович Циолкомвский (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, - 19 сентября 1935, Калуга) - российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики...

    Система философских взглядов Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма

    Юм переделал учения Беркли и Локка на агностический манер, сглаживая острые углы и устраняя крайние положения. Юм стремился создать философию «здравого смысла», философию осторожную, «сдержанную», чуждую как материализму...

    Сходства и различия понимания познания философии Канта и французских материалистов XVIII века

    Иммануил Кант (Kant, Immanuel) (1724-1804), представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Оказал значительное влияние на таких мыслителей как Фихте, Гегель, Шопенгауэр и, в той или иной мере, на всю последующую философскую мысль...

    Философия древней Индии

    Буддизм Буддизм -- религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в южной Азии. В основе буддизма лежит учение о «Четырёх Благородных Истинах»: о страдании, о происхождении и причинах страдания...

    Философия русского космизма

    Философия всегда была небезразлична к науке. Попытки отгородить их раз и навсегда друг от друга на сегодняшний день надо признать тщетными; больше того, полноправное место в кругу философских областей знания занимает философия науки...

    Этапы развития натурфилософского учения

    Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus -- положительный) -- философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного...

    К осмизм (греч. κόσμος - организованный мир, kosma - украшение) - философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др.

    Философской базой явилась философия русского «космизма» В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И Вернадского и других, которая была одним из наиболее распространенных философских течений конца XIX – начала XX века и кардинально отличается от традиционной западной философии.
    Этими авторами был предложен новый взгляд на личность и ее взаимоотношения с миром природы. Человек впервые рассматривался ими не только как микрокосм мироздания. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринимались как основа сохранения космического единства и гармонии. В таком контексте одушевление и очеловечивание природы посредством человеческой деятельности понимались как цель мирового процесса.

    Этими авторами был предложен новый взгляд на личность и её взаимоотношения с миром природы. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринималась как основа сохранения космического единства и гармонии. В таком контексте одушевления и очеловечивания природы посредством человеческой деятельности понимались как цель мирового процесса.

    Н.Ф. Фёдоров. (1829-1903)

    Философия «общего дела».
    Н. Ф. Фёдоров – основатель данного направления философии, разработал проект регуляции природы как общее дело человечества. Все, что мы видим вокруг, включено в единый природный ряд, рождённый и подчиняющийся закону смерти, т.е. началу и неизбежному падению, концу. Природа – гигантское целое, которое существует благодаря возобновлению бесчисленных своих частей. Природа рассматривается и как нравственный организм, пока ее части участвуют в коловращении природы бессознательно, инстинктивно. Но с появлением человека появляется сознание, острое ощущение неповторимости личности, страдание от утрат. С появлением человеческого сознания, через человека сама природа приходит к сознанию, совершенству, к такому состоянию, когда она не будет разрушать, а будет воссоздавать разрушенное и воскрешать. И задача сынов человеческих не одно устранение смерти, а восстановление жизни. Мир, где все определяется физической необходимостью, причинностью – несвободен, ограничен смертью. Важно превращение бессознательного способа бытия в сознательный.
    Мир сознательный – свободный и лишён смерти. Свобода – это действие. Свободными не рождаются, а делаются. Свободы надо искать «в общей деятельности».
    Проект регуляции природы предполагал и овладение природой в противоположность эксплуатации и утилизации, ведущей к её разрушению, и переустройство самого организма человека, и выход в космос, управление космическими процессами и воскрешение предков. Регуляция природы не под силу отдельным лицам, она должна расшириться и соорганизоваться в дело всенародное. Именно в этом заключается возможность сыновнего единения, «победа жизни над смертью во всеобщем воскрешении и воскресении». Только преодолев раздвоение между личной и общей жизнью, когда люди смотрят на себя как на отдельные обособленные существа, признав, что каждый из нас есть звено в целом роде человеческом, каждый не просто человек, а сын человеческий, возможно воздействие на общую причину – смерть. «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех».
    Проект регуляции связан с выходом человечества в космос: Фёдоров подчёркивал неотделимость земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с процессами во вселенной. «Труд человеческий не должен ограничиваться пределами земли, тем более, что таких пределов не существует; земля открыта со всех сторон, средства перемещения и способы жизни должны и могут изменяться». Только такая безбрежная область деятельности как овладение космосом, «этот великий подвиг» привлечет к себе и всю энергию духа, все силы человечества, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.

    Основную надежду в деле регуляции природы Фёдоров возлагал на науку и призывал к объединению всех наук вокруг астрономии – космизация науки.
    Учение Фёдорова базируется на предпосылке исключительного значения земли и человека. У Фёдорова христианская геоцентрическая концепция получает антропоцентрический поворот (в христианстве земля есть центр вселенной, а человек – центр всего земного). Все небесные тела есть многочисленные земли, тогда земля не занимает единственно центральное положение, но так как на земле возникла жизнь и сознание, возник человек, земля – маленькая точка вселенной становится фокусом этой вселенной. Воскрешение тогда становится делом необходимым – для заселения и управления космосом. «Космос нуждается в разуме, чтобы не быть хаосом, а быть космосом. Разумные же существа нуждаются в силе. Космос есть семя без разума, а человек есть разум без силы. Сила станет разумной, если знание и разум станут ею управлять». Для Фёдорова учение «общего дела» дает человеку веру в свои фантастические возможности и вносит высший смысл в жизнь и историю.

    П.А Флоренский Павел Александрович (1882—1937)
    П. Флоренский русский религиозный философ, ученый, священник, последователь В. С. Соловьева, являлся последователем Московской философско-математической школы, которая развивала тему борьбы космических сил и хаоса. Математика способствует космизации – принцип этой школы, математический элемент противостоит хаосу.
    Флоренский создал философско-математический синтез, который сочетал в себе аритмологию и монадологию, и призван синтезировать философию и науку. Аритмология – индивидуализация частей, метод вхождения нового в мир. Монада полагается как космизирующий принцип – единение, целостность, сосредоточие жизненных сил.
    В центре процесса космизации стоит человек. «Человек – живой храм, в котором деятельно осуществляются высшие цели и главнейшие задачи мировой жизни» – Н.В. Бугаев. Однако препятствием на пути космизации Флоренский видел в законе «энтропии – изменение в сторону хаотизации и деградации, закон всеобщего уравнивания». «Миру противостоит закон эктропии» (изменение в сторону упорядоченности, организованности). Хаос противостоит Логосу.
    В человеке борются хаотические и космические силы. Есть мир как макрохаос и макрокосмос. Силы внутри человека можно назвать микрохаосом и микрокосмом. Лишь через преодоление микрохаоса можно преодолеть макрохаос природы и общества. Лишь микрокосмизация способна породить макрокосмизацию. Флоренский отождествлял космическое начало с божественными «Ладом и Строем». Космическое начало противостоит хаосу, лжи, смерти, греху.
    В вопросе соотношения Человека и его Среды, человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек – малый мир, микрокосм, Природа – большой мир, макрокосм и наоборот. Человек – макрокосм, Среда – микрокосм. Человек как часть природы может быть равномощен со своим целым. Тоже можно сказать и о Среде. И природа и человек бесконечны, поэтому могут быть равномощны и взаимными частями друг друга. Человек есть сумма Мира, краткий конспект мира. Мир есть проекция человека. Природа есть живое подобие человека.
    Свойственная русской философии вообще и ярко проявившаяся в творчестве русских космистов практическая устремлённость мысли проявлялась у Флоренского в служении людям в роли священника и в интересе к научным исследованиям, применимым в действительности. А. Ф. Лосев называл Флоренского «философом жизни и практики».

    В.С Соловьёв. (1853- 1900)

    Философия всеединства.
    В.Соловьев создавал целостную мировоззренческую систему, связывающую запросы религии и социальной жизни человека. За основу брал христианство с его межконфессиональным характером. Главная особенность этой системы в том, что Соловьев включал в христианское мировоззрение достижения естествознания, истории, философии.
    Центр философии В.С. – синтез религии и науки. Эту мысль Соловьёв выразил как идею всеединства. Всеединство – это единство творца и творения. «Всё едино в Боге». Бог есть Абсолютно-сущее. Бог – как космический разум, существо сверхличное, особая организующая сила, действующая в мире. Бог распадается на атомы, которые своими движениями и колебаниями организуют реальный мир. Атомы – эманации Бога, живые, элементарные существа или идеи. Идея – деятельностное существо. Всё сущее последовательно меняется, имеет непрерывную динамику бытия. В.Соловьёв выделяет два вида бытия: абсолютное и становящееся. Становящееся бытие нужно абсолютному как поле для проявления. Природа также как и дух есть проявление абсолютного, разница только в степени. Применяя влияние абсолютного, становящееся становится свободным. Для становящегося абсолютное – идеальное, постепенно реализуемое. Эта постепенная реализация возможна в человеке.
    Становящееся должно быть в состоянии вечного становления, иначе перестаёт быть полем. Итог - вечное несовершенство человека. Человечество – как идеальное собирательное начало, высшая форма, в котором все существующее становится абсолютным – форма соединения материальной природы с божеством. Форма человеческая может бесконечно совершенствоваться и способна вместить всё, к чему стремится. Реализация всеединства является задачей человечества.
    Целью исторического процесса В.Соловьёв видел в одухотворении человека, соединении человека с Богом. В этом единый космоэволюционный процесс.
    В.Соловьёв видел механизм сближения Бога и человека через концепцию Богочеловечества. Воплощенный Бог – Иисус Христос является и полным человеком, и полным Богом. К этому должен стремиться человек. Через Иисуса Христа божественное соединилось с человеческим через Слово. Природный человек через ценности Христа одухотворяется. Соединение Бога с человеком должно произойти не в одном Иисусе Христе, а во всем человечестве. Христианство – религия Божественности и Богочеловечества, предполагает веру в Бога и человека. Второй лик Божий явлен как лик человеческий. Этим утверждением человек ставится в центр бытия. Человек призван к творческому делу, соучастию в божьем деле. Через Христа устанавливается абсолютная родственность человека и Бога. По мнению Бердяева Н.А., мысль о Богочеловечестве есть основная идея философии космистов.
    В гносеологии принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания. Цельное знание В.Соловьев рассматривает как синтез науки, философии и религиозной веры. Основной принцип цельного знания – вера в существование абсолютного начала – Бога. Вера есть непосредственная уверенность, утверждение безусловного существования другого, внутренняя свобода от всего и внутренняя связь со всем. Вера – есть способность воспринимать существование предмета, его суть вне зависимости от наших чувств, способность воспринимать суть, воображаемую в нашем уме.
    В.Соловьёв выделяет в природе человека три рода познания бытия:
    чувства – дают знание внешней и видимой действительности,
    мышление – даёт знание всеобщих свойств и
    деятельностная воля – даёт знание собственно сути предмета.
    Вера является завершением процесса познания.
    Организацию цельного знания даёт синтез науки, философии и религии. Эта концепция ведет к постижению истинного, абсолютного в любом проявлении действительности.
    К целостному существованию человечество может привести русский народ. Русский народ, который изначально жил общинно, является посредником между человечеством и миром Абсолюта. В жизни русского народа предрасположенность к преобразовательности – стремление к внутреннему преображению реальности в единство истины, добра и красоты, а не лишь к внешнему реформаторству.

    Итак, общими главными идеями философов русского космизма были:

    1. Активная созидательная сознательная деятельность человека в переустройстве мира и через такую деятельность достижение свободы
    2. Сопричастность человека Богу, Абсолюту, Отцу, т.е. идея Богочеловека.
    3. Идея соборности, софийности, Всеединства в отличие от авторитарности и индивидуализма
    4. Цельное знание как синтез наук. Познание целостным Духом.
    5. Направленность философии на практическое применение
    6. Идея всеединства имеет всеохватность, космическое значение
    7. Русский народ как мессианский, ищущий Царства Божьего