Конспект занятия по автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи. Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука "Лесные игры"

Ф. И. ребёнка: Миша Ф.

Возраст ребёнка: 5 лет 10 месяцев

Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии

Тема: автоматизация звука [ш]

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять представления о правильной артикуляции звука [ш];
- Познакомить ребёнка с буквой, обозначающей звук [ш];
- Расширение и активизация словаря

Коррекционно-развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- Закреплять условно-рефлекторную связь между акустическим и артикуляционным образом звука [ш];
- Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в чистом виде, в слогах типа ША, ШО, ШУ, ШЫ, в словах и в предложениях с отработанными словами.
- Формирование фонематического анализа на материале звуков, слогов и слов;
- Развитие ротового выдоха;
- Формирование фонематического слуха на звук [ш] на материале слов;
- Развитие умения составлять предложение по схеме (имя сущ. + глагол+ дополнение в винительном падеже);
- развитие кинестетических ощущений.
- Развитие словестно-логического мышления при ответах на вопросы

Коррекционно-воспитательные:

Закрепление навыка самоконтроля за речью;
- Закрепление навыка выполнения инструкции взрослого.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ш], шороховатая аппликация буквы, слоговые дорожки, картинки с изображением шаров, гребешка, лошадки, машины и кукол, волшебника; бутылочка с пенопластовыми шариками и соломинкой для коктейля.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Машина каша».

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда и ребёнка на занятии

1. Орг. момент

Л: Здравствуй, Миша! Какое у тебя настроение?

Р: Здравствуйте! Хорошее настроение!

Л: Сегодня на занятии мы с тобой будем работать над звуком [ш].

Волшебник приготовил нам задания, а мы будем их выполнять. Готов заниматься?

Р: Да, готов!

2. Развитие общей моторики

Для начала нам надо расслабить мышцы тела.

«Вдох-выдох, закрыли глаза.

Представим шорох листвы, шум ветра, шорох травы».

Ребёнок расслабляет мышцы тела, выполняя задания. Релаксация.

3. Развитие мелкой моторики

Л: Нам надо размять ещё наши пальчики.

«Маша кашу наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке- в чашку,

Мышке - в плошку.

А цыплятам - в поварешку.

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала».

(Указательным пальцем правой руки «мешаем» в левой ладошке кашу.

Загибаем по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды. Разжимаем пальцы. Сдуваем воображаемые крошки с ладошки.)

4. Мимическая гимнастика

Л: Представь, ты увидел Волшебника. Что ты сделаешь?

Р: Удивлюсь!

Ребёнок показывает удивление.

Л: А Волшебник подарил тебе шары. Какое настроение у тебя будет?

Р: Настроение радостное. Я улыбнусь и скажу «Спасибо!». Показывает улыбку.

5. Артикуляционная гимнастика

Л: Ещё мы не размяли наш язычок. Давай сделаем для него гимнастику!

«Язычок широкий»

«Накажем непослушный язычок» (пя-пя-пя)

Слюнку проглоти.

Сделаем «Чашечку». Облизнём «Вкусное варенье»

А сейчас побудем волшебниками и сделаем «Фокус» (сдуть ватку с кончика носа)

Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения 2-3 раза каждое под присмотром логопеда

Л: Миша, ты любишь ходить на салют?

Р: Да, люблю!

Л: Нам с тобой можно самим сделать «Салют»!

Возьми бутылочку в левую руку, а трубочку возьми в рот и придерживай правой рукой. Сделай вдох и подуй медленно и спокойно в трубочку, не раздувая щёк. Получится настоящий Салют!

(упражнение выполняется 3 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у ребёнка)

Ребёнок выполняет упражнение «Салют» под внимательным присмотром логопеда

7. Автоматизация звука в изолированном виде

Л: Покажи, пожалуйста, как мы с тобой научились красиво произносить звук [ш].

Ребёнок выполняет инструкцию

8. Анализ артикуляции звука

Л: Расскажи, что про звук [ш].

Ребёнок смотрит в зеркало на свою артикуляцию звука и артикуляцию логопеда. Происходит анализ артикуляции звука [ш].

Л: Скажи, когда ты произносишь звук [ш], губы открыты или закрыты?

Р: Когда я произношу звук [ш] губы открыты и находятся в форме рупора;

Л: Зубы сомкнуты или разомкнуты?

Р: Зубы сомкнуты.

Л: Широкий кончик языка поднят вверх или опущен?

Р: Широкий кончик языка поднят вверх.

Л: Когда мы произносим звук [ш]. язык находится в форме…

Р: Язык находится в форме чашечки.

Л: Звук [ш] обозначается буквой…

9. Характеристика звука

Л: Скажи, звук [ш] согласный или гласный? Почему?

Р: Звук [ш] согласный, потому что воздушная струя при выходе встречает преграду.

Л: Звук [ш] твёрдый или мягкий?

Р: Звук [ш] твёрдый, т. к. спинка языка находится на дне ротовой полости.

Л: Звук [ш] звонкий или глухой? Почему?

Л: Каким цветом обозначается звук [ш], синим или зелёным? Почему?

Р: Звук [ш] обозначается синим цветом, потому что он твёрдый.

Л: Молодец! Ты очень хорошо справился с этим заданием.

10. Связь звука с буквой

Л: На письме звук [ш] обозначается буквой Ш. Миша, посмотри, на что похожа буква Ш?

Р: Буква похожа на гребешок.

Л: Ты знаешь, что такое гребешок?

Показывается картинка гребешка.

Р: Гребешком расчесывают волосы.

Л: Молодец! А ещё гребешком называют гриву у лошадки (показ картинки).

Давай потрогаем букву Ш. Какая она? Гладкая или шершавая?

Ребёнок щупает - шершавая

11. Развитие фонематического слуха и восприятия

Л: Миша, Волшебник приготовил нам игру. Она называется «Слушая внимательно».

Я буду произносить слоги со звуком [ш]. Если услышишь - подними руку. Будь внимателен.

Ребёнок поднимает руку, когда слышит слоги, слова со звуком [ш].

Л: Шо, бы, ке, Ша.

Теперь слушай слова, если услышишь слово со звуком [ш] - подними руку. Кошка, гиря, Шуба, газета, Шапка.

Л: Предложение: «У кошки три котёнка».

Сколько слов со звуком [ш] ты услышал в предложении?

Р: В предложении 1 слово со звуком [ш]: Кошки

Л: Молодец, Миша!

12. Закрепление звука в слогах

Л: Давай посмотрим на слоговую дорожку и произнесем слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ.

Ребёнок произносит слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ

13. Закрепление звука в словах.

(Автоматизация правильного произнесения звука [ш] в словах с открытыми слогами)

Л: Миша, посмотри, у нас есть следующее задание. Игра «Кто поедет на машине?»

Давай поможем куклам сесть в машину. Но в ней могут поехать только те куклы, чьи имена заканчиваются слогом ША.

Ребёнок «садит» в машину кукол, называя имена:

Маша, Даша, Паша, Саша.

14. Закрепление звука в предложении

Послушай предложение и повтори:

Волшебник подарил Саше шары.

(Логопед следит за правильным произнесением звука [ш] в словах).

Ребёнок повторяет предложение.

15. Закрепление звука в тексте

Л: Миша, Волшебник приготовил для тебя картинки, чтобы ты узнал, как он живёт.

Посмотри на картинку и на схему предложения. Составь рассказ.

Ребёнку даются 3 картинки с изображением жизни волшебника и схемы предложений (______ _____ ______.)

Волшебник ест кашу. Волшебник покупает игрушки. Волшебник дарит шары.

16. Домашнее задание

Л: Дома тебе нужно будет вспомнить артикуляцию звука [ш], его характеристику. Повторить слоги: ша, шо, шу, шы. К предложению «Волшебник подарил шары» нарисуй картинку. Всё понятно?

Р: Да. Я уже придумал, как нарисовать картинку!

Чтобы скачать материал или !

Цели:

Коррекционно-образовательные

  • закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
  • закрепление понятия "согласный звук";
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов типа "ка-ша";

Коррекционно-развивающие

  • упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах и в предложениях;
  • развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
  • развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
  • развитие речеслухового внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные

  • воспитание желания говорить красиво, правильно.
  • активация словаря: звук согласный, глухой, твердый, символ.

Предварительная работа:

  • работа по развитию просодической стороны речи;
  • артикуляционные упражнения;
  • постановка звука [ш];
  • игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
  • обучение анализу прямых слогов типа - ша.

Оборудование: мягкая игрушка - "заяц", символы звуков, карандаш, фишки, предметные картинки на заданный звук, дидактическая игра "Логопедическое лото", дидактический столик с песком и наполнителями (пластмассовые кубики с буквами, макет кастрюли, ложка), фотографии с изображением событий в группе.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прискакал зайчишка-трусишка.

Из-под ёлки спозаранку
Выбегает на полянку
Длинноухий шалунишка,
Зайка беленький, трусишка.
Он зверушек сторонится.
Зайка всех всегда боится.

II. Сообщение цели занятия (психогимнастика).

Когда зайчик к нам скакал по лесу, он прислушивался, а лес шумел:

ш-ш-ш - (зайчишка насторожился),

ш-ш-ш - (трусишка испугался),

но тут ветки тихо "зашептали" ш-ш-ш - и зайчишка-трусишка успокоился.

Какие звуки в шуме леса ты слышал?

Ребенок. Звук - ш-ш-ш.

Логопед. Сегодня зайчишка будет помогать тебе произносить этот звук.

Ш. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка, а зайчишка будет наблюдать за нами.

"Лягушка-хоботок"

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.

"Лопаточка"

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

"Чашечка"

Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.

"Вкусное варенье"

"Фокус"

IV. Звукокоподражание.

Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их.

Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.

V. Артикуляция и характеристика звука [ш].

В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).

Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края язык прижимаются к верхним зубам).

Воздух встречает преграду? (Да)

Значит, звук [ш] какой? Согласный или гласный? (согласный)

Проверяем: "колокольчик" в горлышке звенит или нет? (нет)

Значит, звук [ш] какой? (глухой)

Он еще всегда твердый.

Каким символом обозначим звук [ш]? (синим квадратом без колокольчика).

VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Поиграем в игру "Слушай внимательно, выполняй старательно"

"Услышишь звук [ш] - подними символ"

та, ша, ак, шу, ама, ос, уш, ошка.

VII. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог - аш столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;

б) повтори слог - аша столько раз, сколько раз я отстучу карандашом по столу;

в) повтори слог - ашма столько раз, сколько я выложу фишек;

VIII. Закрепление произношения звука [ш] в словах.

Зайчишка принес с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем.

Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук [ш]

(шапка, шуба, шина, машина, бабушка, дедушка, подушка, мыши, камыши)

Физкультминутка.

Зайчишка устал сидеть, он хочет поиграть с тобой.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Вот так, вот так.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так, вот так.

X. Звуковой анализ и синтез слова "каша".

Зайчишка пришел из леса, принес тебе картинки, поиграл с тобой, утомился, давай угостим его чем-нибудь.

Дидактическая игра "Угостим зайку обедом"

В песочнице приготовлен макет кастрюли без дна. Логопед предлагает ребенку ложкой помешать то, что варится в этой кастрюле. Мешать нужно тщательно, чтобы еда получилась вкусная. В результате помешивания появляются кубики с буквами, закопанные в песок. Из кубиков ребенок составляет слово "каша".

Назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.

Какое слово получилось? (каша)

Сколько звуков в этом слове? (4)

Выложи схему этого слова с помощью символов.

XI. Закрепление произношения звука [ш] в чистоговорках.

Зайчишка сыт, доволен и снова готов играть, он просит повторить за ним:

  • Ша-ша-ша - ах, как каша хороша!
  • Шу-шу-шу - морковь я в кашу покрошу.
  • Ши-ши-ши - ешьте кашу, малыши.

XII. Автоматизация звука [ш] в предложениях.

Тебе понравилось играть с зайчишкой? Он скоро снова уйдет к себе в лес. Расскажи ему немного о нашей группе по фотографиям, которые у нас есть. Он в лесу расскажет обо всем и тогда другие звери тоже захотят прийти к нам в гости.

Ребенок по фотографиям составляет предложения.

У нас в группе много игруш ек.

Мы строим гараж для маш ин.

Миш а и Даш а играют в ш аш ки.

На занятиях мы пиш ем буквы.

XIII. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).

Артикуляция, характеристика звука.

Кто был у нас сегодня в гостях? ("Зайчишка-трусишка")

XIV. Оценка работы ребенка.

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в образовании родственных слов.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

Коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в образовании родственных слов.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

1.Ход занятия.

2.Артикуляционная гимнастика (изображения на ПК).

3.Дыхательная гимнастика.

4.Произношение звука [Ш] в слогах.

5.Автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра «Запомни и повтори»

Игра «Рифмы» (чистоговорки)

Игра «Назови ласково»

Игра «Новые слова»

6.Физ.минутка.

Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Исправь предложение» (изображение на ПК).

7.Деление слов на слоги.

8.Звуковой анализ слов.

9.Итог занятия. Игра «Лабиринт» (картинка на ПК)

I.Ход занятия.

Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лёг в кровать, как услышал ещё один звук кап – кап – кап.… Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по - прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку: «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» - спросил Мишутка змейку. «Шуша» - ответила змейка. «А меня Мишутка» - сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» - ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» - спросила Шуша. « Нет» - ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» - сказала змейка.

II.Артикуляционная гимнастика.

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Упражнения для губ.

«Улыбка»

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя … О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Лошадка»

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

III.Упражнения для выработки воздушной струи.

«Бабочка»

К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.

Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На берёзовой ветке!

«Волшебная дудочка» (дуем в деревянную дудочку).

«Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» - сказал медвежонок.

(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)

IV.Слоговые ряды:

А) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –ша Аш – аш –аш

Шо – шо – шо Ош – ош – ош

Шу – шу – шу Уш – уш – уш

Ши – ши – ши Иш – иш – иш

Ша – ша – шо Аш –ош – аш

Ши – шу –шу Уш –аш – уш

Шо –ши – шо Ош – иш –ош

Шу – ша – ша Аш – иш – иш

Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

Ша-ша – ша-ша-ша

Шо-шо – шо-шо-шо

Шу-шу – шу-шу-шу

Ши-ши – ши-ши-ши

В) с изменением ударения

Ша-ша- ша Шо-шо- шо

Ша- ша -ша Шо- шо -шо

Ша -ша-ша Шо -шо-шо

Шу -шу-шу Ши -ши-ши

Шу- шу -шу Ши- ши -ши

Шу-шу- шу Ши-ши- ши

«Мишутка ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова» - предложила Шуша.

V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).

Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.

«Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка.

Игра «Запомни и повтори»

Уши-мыши-лапша-каша

Шуба-шило-афиша-шипы

Игра «Рифмы»

«Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его»

Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)

Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)

Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)

Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)

Игра «Назови ласково»

Лошадь –

Корова –

Кошка –

Петух –

Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Ш.

Пар –

Тапка –

Губы –

Топот –

Мыло –

Споры –

VI.Физкультминутка.

Шуршат на дереве листы

Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И всё красиво говори.

«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Составь предложение по картинкам»

Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.

Предложения:

Паша надевает шорты.

Паша играет с машинкой.

Паша катается на лошадке.

Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

IX. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему.

Карандаш, мешок, шапка.

«Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем!» - сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, мне пора домой» - ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал её. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» - предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке.

X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка на ПК)

Какой мы сегодня звук учились произносить?


Цели:

Коррекционно-образовательные:

З акрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия. « Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».

3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)

Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).

4. Развитие фонематического слуха.

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).

5. Анализ артикуляции

  • Губы округлены и слегка вытянуты вперед
  • Зубы сближены, но не соприкасаются
  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
  • Средняя часть языка прогибается книзу.
  • Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка

Игра на звукоподражание: « Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш

6. Договаривание последнего звука

А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … , ду … , камы … , малы … .

(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)

7. Автоматизация в слогах.

Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)

А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш

(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)

8. Автоматизация в словах.

А) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок

дорожку.

б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.

(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).

Проводится игра «Один - много»:

шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-

Ну вот теперь пора мышке и домой.

г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,

наш веселый … моет хвостик, моет…

Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –

Серенькая … Это едет к нам ….

9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!А какой звук помогал тебе на занятии?

Наталья Ахтямова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»

Цель : автоматизировать звук [ш] в слогах и словах .

Задачи :

Образовательные :

Продолжать учить правильно, произносить звук [ш] в слогах и словах .

Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш] .

Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.

Учить определять наличие звука в словах .

Закреплять умение находить место звука в слове .

Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Активизировать словарь ребенка прилагательными (колючий, круглый, высокий, пушистая, голосистый, душистый, цветной, зеленая).

Развивающие :

Развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к занятиям через игровую форму .

Воспитывать навыки самоконтроля.

Воспитание любознательности, творческого воображения.

Предварительная работа :

Разучивание артикуляционных упражнений для звука [ш] .

Разучивание пальчиковой гимнастики «Мышка мылом лапки мыла» .

Работа над общими речевыми навыками.

Оборудование :

Карта «Путешествие маленькой мышки» ; карточки для проведения артикуляционной гимнастики; трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками; картинка «Гусь в камыше» (наложенные изображения) ; корзинка; предметные картинки для упражнения «Яблоневый сад» ; карандаш; картинки веселой и грустной мышки.

Ход занятия.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картину.

Посмотри на полянке стоит домик. Как ты думаешь, кто же в нем живет? (ответ ребенка) . Ты узнаешь это, когда отгадаешь загадку.

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

Правильно, это мышка. Зовут ее Шуша.

Давай вспомним, что делают губы и язык, когда мы произносим этот звук . Какой выходит воздух : теплый или холодный?

Логопед : Шуша решила отправиться в небольшое путешествие и приглашает нас с собой. Она составила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть.

Посмотри, здесь на карте все нарисовано.

Что ты видишь в самом начале?

(Домик.)

Рано утром Шуша проснулась, умылась.

И мы умоемся вместе с ней.

Пальчиковая гимнастика.

Мышка мылом мыла лапку

(Одной рукой «мыть» другую)

Каждый пальчик по порядку.

(указательным пальчиком коснуться каждого пальца)

Вот намылила Большой,

(«намыливаем» )

Сполоснув потом водой.

Не забыла и Указку,

Смыв с него и грязь и краску.

Средний мылила усердно

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой -

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла :

Очень он боялся мыла!

(быстро и осторожно «намылить» мизинцы)

(Карельская Е.)

И стала делать зарядку. И мы сделаем зарядку вместе с ней. Потому что для путешествия нам понадобится много сил.

Артикуляционные упражнения : «Лопатка» , «Бублик» , «Чашечка»

Упражнение «Лопата» .

Язык широкий, гладкий.

Получается лопатка.

Упражнение «Бублик» .

Губы бубликом сложу,

Зубы всем я покажу.

Упражнение «Чашечка» .

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

Упражнение «Фокус» .

Дую, дую, подуваю

И на нос я попадаю.

Логопед : Посмотри, подул ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давай и мы с тобой покажем, как шелестят листья (длительно

произносит звук [ш] ). Ш-ш-ш-ш-ш.

Сделала Шуша зарядку и вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух : ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться :

С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш.

ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ.

ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА.

Логопед : Поиграла Шуша с шариком и пошла на прогулку.

Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.)

Шуша побежала по дорожке из сухих листьев : ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово , а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить : мы… ду… камы… малы… каранда…

(Показываю и называю листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук .)

Да, к пруду. Здесь камыши. Шуша любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они (ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки ):

ша-шу-ша; ши-шо-ши;

ше-ша-шу; ша-ши-шо.

А кто же тут прячется в камышах? Это гусь. Испугался гусь, захлопал крыльями. Покажи, как он это делает (ребенок проговаривает слоги , имитируя руками хлопанье крыльев):

аш-аш; ош-ош;

ыш-ыш; уш-уш.

Логопед : Шла, шла Мышка по дорожке и подошла к реке, а на мосту нет нескольких досок. Нам нужно его почить. Слева положим те картинки, в названии которых звук «Ш» встречается вначале слова , в центре - если звук встречается в середине, а справа те картинки, в названии которых звук «Ш» в конце слова . К каждому слову будем подбирать признак. Шиповник какой? (колючий)

Шар какой? (круглый)

Шкаф какой? (высокий)

Кошка какая? (пушистая)

Ландыш какой? (душистый)

Карандаш какой? (цветной)

Лягушка какая? (зеленая)

Кто это повстречался нам на пути? Черный кот. Хочет мышку поймать.

Динамическая пауза.

Вот идет черный кот,

Притаился, мышку ждет.

Мышка норку обойдет

И к коту не попадет.

Логопед : Убежала мышка от кота и побежала дальше по дорожке. Мышка привела нас в яблоневый сад. Стала Шуша собирать яблочки в корзинку, но только те, на обратной стороне которых, нарисована картинка со звуком [ш] . (Перед ребенком картинки : шуба, яйцо, машина, тарелка, утка, ботинки, шкаф, подушка, кровать, каштан, карандаш, лягушка, окошко). Давай поможем Мышке. Вместе мы собрали много яблок.

А теперь, давай поиграем в игру «Один - много» . (Играем со словами , которые положили в корзинку) .

Логопед : А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Возьми карандаш и проведи линии, чтобы был хорошо виден наш путь. (Ребенок проводит карандашом по пунктирным линиям) .

Вот и домик Шуши. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!

Какой мы сегодня звук учились произносить ?

Наша прогулка подошла к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлую мышку, ну, а если нет, то – грустную.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях» Цели: - закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях; - развивать фонематический слух, моторику артикуляционного.

Конспект группового занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Тема: «Автоматизация звука [с] в слогах, словах» Цели: Образовательные: -уточнить правильную артикуляцию и произношение изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость - Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели: 1. Коррекционно-образовательная:упражнять в правильном произнесении звука[л], по акустическим и артикуляционным признакам в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Учитель-логопед Вишнякова О. А. Цель: автоматизировать.

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука [р].

Занятие 2 Автоматизация звука [ц] в обратных слогах, в слогах (интервокальное положение, в прямых открытых слогах. Цель: автоматизировать.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [ц] в слогах» Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [ц] в слогах» Елена Соловьева Занятие 2 Автоматизация звука [ц] в обратных слогах,.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать представления.

Конспект занятия «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и словосочетаниях» Тема: автоматизация звука [ж] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Закреплять правильное произношение звука [ж] в слогах, словах.

Библиотека изображений: