Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Инкорпорация украинских земель в состав российской и австрийской империй Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Кирилло-Мефодиевское братство

1. Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель 8 февраля 1867 г. в результате переговоров австрийского правительства с лидерами венгерских политических партий была создана Австро-Венгерская империя. 21 декабря 1867 г. император Франц Иосиф I утвердил австро-венгерское соглашение и конституцию. Австрийская империя была превращена в двуединое(дуалистическую) государство, получившее название Австро-Венгерской империи. Венгрия обрела политическую и административную автономию, она имела собственное правительство и парламент - сейм.

Некоторые изменения произошли и в положении западноукраинских земель, входивших в состав империи. Хотя Галичиной руководил австрийский наместник из числа польских магнатов, край получил ограниченную автономию. Еще в 1861 г. во Львове начал свою работу Галицкий областной сейм. Преимущество в нем получили польские помещики и предприниматели, но избирательное право (право избирать и быть избранным в Галицкий сейм) имели и украинцы, в частности крестьяне. Имперское правительство отказалось удовлетворить давнее украинское требование - разделить Галичину на две административные единицы - украинскую (Восточная Галичина) и польскую (Западная Галиция). Как и до 1867 г. существовало «Королевство Галиции и Лодомерии».

Внутреннее самоуправление было предоставлено также Буковине, однако доступ украинцам в Буковинский сейм был ограничен: в нем доминировали румыны и немцы.

Закарпатье стало частью Венгрии и никакого самоуправления не получило.

2. Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX в. Несмотря на промышленный переворот, начавшийся в Австрийской империи еще в 30-х - 40-х гг., в последню треть XIX в. Австро-Венгрия оставалась одной из отсталых стран Европы с многочисленными феодальными пережитками.

Развитие промышленности и рыночных отношений в различных областях Австро-Венгрии проходило неравномерно. Наибольшего промышленного развития достигли Чехия и Австрия, а Галичина, Буковина, Закарпатье, а также Словакия, Босния и Герцеговина и некоторые другие области ощутимо отставали в своем социально-экономическом развитии.

Восточная Галиция, Северная Буковина, Закарпатье сохраняли < strong> аграрный характер экономики , большинство населения было занято в сельском хозяйстве. Развитие экономики на западноукраинских землях все больше определялось интересами крупной фабричной промышленности западных и центральных провинций империи.

Промышленность западноукраинских земель под властью Австро-Венгрии в последнюю треть XIX в. почти полностью находилась в руках иностранных капиталистов (немецких, австрийских, канадских). На протяжении 70-х - 80-х гг. XIX в. здесь также происходил интенсивный процесс формирования фабрично-заводской промышленности , главным образом нефтедобывающей, мукомольной, спиртоводочной, лесоперерабатывающей отраслей. На этих предприятиях стали широко применяться паровые двигатели.

Но в экономической структуре Австро-Венгрии западноукраинским землям отводилась роль рынка сбыта готовых товаров и источника поступления сырья и рабочей силы в индустриально развитые провинции. Западная промышленность не могла выдержать конкуренции дешевых товаров и начался упадок . Имперское правительство фактически не принимало мер для развития промышленности в Западной Украине. Западноукраинским предпринимателям не предоставлялись налоговые льготы, которыми пользовались в западных провинциях. Доступ западноукраинским товарам на рынки Австро-Венгрии и соседних стран был фактически закрыт. В то же время существовали льготы для вывоза из края сырья и полуфабрикатов.

Провозглашенная в 1848 г. крестьянская реформа , главным положением которой была отмена крепостного права, была осуществлена в 50-х гг. Правительство сделало все, чтобы потери помещиков были минимальными и чтобы они получили все необходимое для приспособления к новым условиям хозяйствования.

После реформы Западная Украина оставалась краем помещичьих латифундий. Крупным землевладельцам, которые имели 5 и более тыс. гектаров, принадлежало более 40% всех земель. Несмотря на большие остатки крепостничества, сельское хозяйство Западной Украины во второй половине XIX в. постепенно развивалось по-рыночному: в помещичьих и богатых крестьянских хозяйствах работали вольнонаемные рабочие. К концу XIX в. на западноукраинских землях насчитывалось свыше 400 тысяч постоянно занятых и периодически наемных рабочих. Все шире применялась сельскохозяйственная техника, углублялась специализация районов.

3. Проблема аграрного перенаселения и начало массовой трудовой эмиграции западных украинцев. В конце XIX в. в сельском и лесном хозяйстве Западной Украины было занято 75% всего населения. Активная дифференциация крестьянства привела к тому, что на рубеже веков в западноукраинских землях насчитывалось почти 80% бедняцких, 15% середняцких и только 5% экономически крепких зажиточных крестьянских хозяйств. Для крестьянского землевладения этой эпохи было характерно увеличение количества крестьянских хозяйств в результате дробления, которое сопровождалось прогрессирующим уменьшением земельных наделов.

На этой почве остро встала проблема аграрного перенаселения в западноукраинских землях и началась массовая трудовая эмиграция западных украинцев. Основными причинами массовой трудовой эмиграции стали:

Обнищание большинства крестьян, нехватка земли, поиски спасения от голодной смерти;

- малые заработки или полное отсутствие их;

Страх еще не разоренных крестьян перед будущей нищетой;

Бремя национального гнета и политического бесправия. Ища выход из критического положения, западноукраинские крестьяне начали выезжать за границу - в Канаду, США, Аргентину, Австралию, Бразилию и т.д. В конце XIX в. из Восточной Галиции и Северной Буковины эмигрировало 250 тыс. человек, а из Закарпатья - 170 тыс. В дальнейшем этот процесс имел тенденцию к росту.

В это время также имела место и временная (сезонная) заработная эмиграция из Западной Украины в Венгрию, Румынию, Австрию, Германию, Францию, Россию. Но в целом трудовая эмиграция западных украинцев (всего до Первой мировой войны за границу выехало свыше 1 млн человек) лишь частично решала проблему аграрного перенаселения и смягчало ситуацию на селе.

4. Украинское национальное и общественно-политическое движение на западноукраинских землях во второй половине Х IX в.

4.1. Последствия конституционных реформ в Австрийской империи. В западноукраинских землях украинское национальное и общественно-политическое движения приобрели больший размах после конституционных реформ в Австрийской империи в 60-х гг. Эти реформы создали прочный фундамент для активизации национальной и общественно-политической жизни всех народов империи, и в частности украинского. Утверждение парламентаризма постепенно меняло общественную психологию. Массы населения с молчаливых подданных превращались в доверяющих власти, граждан. Декларирование, хоть и формальное, равенства всех народов империи пробуждало национальное достоинство - первое необходимое основание национального возрождения.

В 60-е гг. XIX в. вследствие фактического запрета украинского языка в Российской империи усилился наплыв украинской литературы в Галичине, что значительно активизировало здесь процессы национального самоопределения. Но галицкое украинство раскололось на москвофилов и народников, которые соперничали между собой.

4.2. Москвофильство (русофильство). Основателями и лидерами москвофильства были Д. Зубрицкий, Б. Дидицький, Н. Малиновский, А. Добрянский. Оно было порождено сложными условиями национальной жизни в Австро-Венгрии. Первоначально оно имело относительно прогрессивный характер. В нем объединились, с одной стороны, сопротивление насильственному ополячиванию, утрата иллюзий и надежд на австрийское правительство, которое поддерживало курс на подавление украинства в Галичине силами польского дворянства, а с другой - неверие в возможность украинской нации и поиск опоры в этнически родственном государстве. < /p>

Предпосылками возникновения москвофильства были: потеря украинским народом собственной государственности; многовековое иностранное порабощение; раздробленность и обособленность отдельных земель; денационализация образованной элиты; низкий уровень национального сознания масс.

Сначала москвофильство имело культурническое направление, выступая за то, чтобы литературным языком в Галиции стал русский. Однако постепенно оно стало набирать политическую окраску, пропагандируя идеи об этническом тождестве русских, украинцев и галицких русинов, отрицая существование украинцев как нации, утверждая необходимость объединения всего славянства под патронатом России.

4.3. Народовцы. Именно в противовес движению москвофилов в начале 60-х гг. XIX в. и возникли народовцы, которые ориентировались на украинский народ и выступали за внедрение украинского языка и литературы во все сферы жизни.

Движение народников возникло на основе идей национального возрождения, сформулированных «Русской Троицей» и Кирилло-Мефодиевским братством, и сформировалось под влиянием творчества Т. Шевченко, П. Кулиша, Н. Костомарова. Исходя из того, что украинцы - это отдельная нация, проживающая на территории от Кавказа до Карпат, народники выступали за единство всех украинских земель и развитие единого украинского языка на основе народных говоров. Народовцы отстаивали права украинского народа на государственную жизнь.

Лидерами народников были Василий Барвинский, Ю. Романчук, В. Навроцкий, А. Огоновский, А. Вахнянин. Ими проводилась широкая научно-просветительская работа. В частности, по их инициативе в 1864 г. во Львове был основан первый украинский театр, в 1861 г. - культурно-образовательная организация «Русская беседа», в 1861 г. -« Просвита». Большое значение для развития украинского языка и литературы имело создание в 1873 г. во Львове Литературного общества им. Т. Шевченко, которое в 1892 г. реорганизовалось в Научное общество им. Т. Шевченко.

Толчком к началу активной политической деятельности народников стали выборы 1879 г. в Галицкий сейм, когда украинцы, возглавляемые москвофильским Русским советом, смогли провести трех своих представителей.

В 1890 г. Ю. Романчук, С. Сембратович, О. Барвинский при посредничестве В. Антоновича заключили с польскими политическими кругами и австрийским правительством компромиссное соглашение, получившая название «Новой эры». Соглашение предусматривало уступки австрийского правительства украинцам, признание прав галицкого украинского как отдельного народа. Предусматривалось предоставление украинцам определенного количества мест в парламенте в Галицком сейме, открытие гимназий в ответ на лояльность украинцев к австрийским властям. Но уже в 1894 г. недовольные действиями друг друга стороны отказались от «новоэрийской ПОЛИТИКИ».

В 1890 г. значительная часть народников объединилась в Русско-Украинскую радикальную партию, резко осудив политику «Новой эры» и продолжила оппозиционную борьбу. В 1899 г. основная часть народников части радикалов образовали Украинскую национально-демократическую партию.

4.4. «Просвещение». «Просвита» - украинское-культурное общество, основанное во Львове 8 декабря 1868 г. группой народников. Это была первая ячейка «Просвещения» в украинских землях. Общество «Просвита» в Галичине родилось в противовес антиукраинским течениям в культурной жизни: колонизаторскому, поддерживаемому царской властью, - с одной стороны, и москвофильскому - с другой.

Главной задачей общества стало содействие просвещению украинского народа в культурном, национально-политическом и экономическом направлениях. В начале 90-х гг. XIX в. «Просвещение» начало открывать собственные читальни. Деятельность филиалов координировало главное отделение во Львове. Общество издавало произведения ведущих украинских писателей, школьные учебники, популярные брошюры, газеты и журналы, литературно-научные альманахи. Через печатные издания, читальни, широкую сеть кружков «Просвещение» несло в народные массы культуру, знания и национальное сознание и была важным фактором консолидации галицких украинцев.

4.5. Радикалы. В середине 70-х гг. в Галичине появляется молодая интеллигенция, которая стала критически оценивать деятельность как москвофилов, так и народников, и стремилась предоставить украинскому движению более революционный характер. Под влиянием М. Драгоманова молодые украинские политические деятели И. Франко, М. Павлик, О. Терлецкий и другие обращаются к социализму. Так в украинском движении возникла так называемая радикальная течь.

Радикалы критиковали существующий строй, москвофилов и народников, стремились защищать интересы крестьян и рабочих в конкретных делах. Они вступали за национальное и социальное освобождение украинского народа, воссоединение украинских земель в единое государство.

Радикалы активизировали деятельность всех украинских патриотов Галиции. Они пришли к осознанию необходимости объединения своих усилий в рамках единой организации. Такой организацией стал Народный совет, созданный народниками в 1885 г. Эта организация ставила перед собой задачу продолжить дело Главного Русского совета 1848 г. Народный совет стал прообразом политической партии. В 1890 г. во Львове радикалы создали Русско-Украинскую радикальную партию - первая украинская политическая партия.

Материалы » Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство

Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство

Первые признаки растущего интереса к культурным аспектам национальной проблемы появляются в начале XIX в. в древнем городе Перемышле - центре греко-католической епархии, где была семинария и богатые библиотеки. Перемышльское духовенство славилось своей образованностью. В течение нескольких десятилетий эта самая западная точка исторической территории Украины играла для австрийских украинцев почти такую же роль в развитии их национального самосознания, какую для российских украинцев примерно в то же время выполняла ее самая восточная часть - Харьковщина. Самым выдающимся представителем перемышльского кружка был Иван Могильницкий - высокопоставленный церковный иерарх, который ведал в епархии делами начального образования. В 1816 г. при поддержке епископа Михаила Левицкого Могильницкий организовал так называемое "Клерикальное общество", первоначальная цель которого состояла в популяризации Священного писания для украинских крестьян на их родном языке. Это было событие, идущее вразрез с тогдашними полонофильскими настроениями западно-украинской элиты. Кроме влияния Гердера и харьковских романтиков, Могильницкий и его единомышленники, по-видимому, руководствовались и более "земными" соображениями: ведь не имея украинских церковных текстов и вынужденно пользуясь польскими, западно-украинские крестьяне постепенно легко могли бы перейти из греко- в римо-католичество.

Практические результаты деятельности общества Могильницкого были достаточно скромны и свелись к изданию нескольких молитвенников и букварей, а само оно вскоре распалось. Это общество привлекло внимание к языковому вопросу, остававшемуся главным для западно-украинской интеллигенции на протяжении следующих десятилетий. Кроме перемышльского кружка, в 1820-е годы еще несколько антикваров-одиночек в Восточной Галичине собирали исторические и фольклорные материалы. Это историки Михайло Гарасевич и Денис Зубрицкий, а также лингвисты и этнографы Иосиф Левицкий и Иосиф Лозинский. Однако влияние их работ на развитие национального самосознания в Западной Украине было ограниченным, ибо все они были написаны на латыни, немецком или польском.

В 1830-е годы центр деятельности, направленной на подъем национального самосознания, переместился во Львов. Здесь выходят на авансцену молодые; идеалистически настроенные семинаристы, увлеченные гердеровскими идеями. Лидером их кружка был 21-летний Маркиян Шашкевич. Юноша имел несомненные поэтические дарования, а его увлеченность и страсть передавались всем окружающим. Вместе со своими близкими единомышленниками - высокообразованным Иваном Вагилевичем и энергичным Яковом Гбловацким - Шашкевич создал творческое трио, ставшее известным под названием "Руська трійця". В 1832 г. вокруг них сплотилась группа студентов, задавшаяся сложной целью: поднять местный диалект до уровня литературного языка, не прибегая при этом к церковнославянским и иностранным заимствованиям. Решение этой задачи они считали единственным условием, при котором крестьяне получат доступ к образованию и будут лучше жить, а веками подавляемая самобытность украинской культуры найдет наконец свое выражение.

Греко-католическим иерархам сама идея литературы на простом, необработанном крестьянском наречии, с использованием упрощенного кириллического письма, представлялась достаточно смелой, если не безумной. Шашкевичу и его друзьям было ясно дано понять, что на поддержку церкви они могут не рассчитывать. Зато их горячо поддержали единомышленники в Российской империи. "Руська трійця" быстро нашла общий язык с такими украинофилами, как Измаил Срезневский, Михайло Максимович и Осип Бодянский. Вдохновлял "Руську трійцю" и пример друзей на Западе - деятелей чешского национального движения, вступившего в стадию расцвета. С помощью чеха Карела Запа, служившего в галицкой администрации, молодые львовяне вступили в оживленную переписку с такими опытными "национальными будителями" и пылкими славянофилами, как словаки Ян Колар и Павел Шафарик, словенец Бартоломей Копитар и чех Карел Гавличек.

Ближайшим практическим результатом деятельности "Руської трійці" явилось издание альманаха "Русалка Дністровая"-. Здесь были собраны народные песни, а также стихи и статьи на исторические темы, написанные на местном диалекте. Местный цензор - греко-католический священник Венедикт Левицкий - запретил публикацию альманаха во Львове, и Шашкевич с товарищами лишь в 1837 г. смогли выпустить его в далеком Будапеште, причем почти все 900 экземпляров, отправленных во Львов, были конфискованы полицией.

Хотя "Русалка Дністровая", задуманная в качестве периодического издания, с самого начала потерпела крах, пример ее все же показывал, что и язык западно-украинского крестьянина мог стать основой литературного языка. Авторы и составители альманаха привлекли внимание к простому народу и его "неиспорченной" культуре. Под влиянием "Русалки Дністрової" начинался медленный, но неуклонный процесс переориентации западно-украинской интеллигенции на свой собственный народ. И уже недалек был тот час, когда из самого этого народа начнет выходить большая часть интеллигенции.

Именно так, медленно и трудно, пробивала себе дорогу национальная идея в Украине. К середине XIX в. идея эта еще не вышла за рамки достаточно узкого круга интеллигентов, на свой страх и риск решавших вопрос о том, в чем же, наконец, состоит сущность украинской нации. На пути от этого раннего, так называемого "культурнического", этапа национального самосознания к этапу политического самоопределения предстояло преодолеть многочисленные и сложные препятствия.

В украинском обществе - преимущественно крестьянском, провинциальном и традиционалистском, - кроме интеллигенции, не было никакой иной социальной группы, способной к восприятию новой идеи национального самосознания. Более того, утверждая, что украинцы - особая, отдельная нация, а украинский язык может стать самостоятельным литературным языком, интеллигенты наталкивались на скепсис и злословие своих же образованных земляков, для которых притяжение престижных и более развитых культур, в особенности польской и русской, оказалось поистине непреодолимым. Однако "национальные будители" не сдавались, ибо, с одной стороны, видели успешные примеры решения всех этих вопросов западнославянской интеллигенцией, с другой же стороны, они считали, что их деятельность нужна ими же идеализированному "простому народу".

Одним из показателей активизации общественно-политического движения было возникновение политического кружка петрашевцев в Петербурге и Кирилло-Мефодиевского общества в Киеве.

Тайная политическая организация, названная в честь прославленных славянских просветителей "Славянским обществом св. Кирилла и Мефодия", возникла в Киеве в январе 1846г. Общество предполагало освобождение и объединение славянских народов, находившихся под гнетом иноземных захватчиков - турецких, австрийских, венгерских и немецких феодалов. Основатели общества учитель Н.И. Костомаров, чиновник Н.И. Гулак и студент В.М. Белозерский своей первоочередной целью ставили распространение идей единства славянских народов. Эти трое входили, так сказать, в "ядро заговорщиков". Два других видных деятеля и уже известных писателя - Пантелеймон Кулиш и Тарас Шевченко - лишь косвенно были связаны с кирилло-мефодиевцами, но эта связь была использована как повод для их ареста. Оказалось, что общество было не только не очень большим, но и не слишком активным: за 14 месяцев своего существования оно лишь несколько раз собиралось на многочасовые философско-политические диспуты (на одном из них как раз и присутствовал доносчик Петров) да подготовило несколько программных документов.

Среди этих последних особого внимания заслуживает написанная Костомаровым "Книга бытия украинского народа". Национальный вопрос, явно стоявший в центре внимания кирилло-мефодиевцев, решался в широком контексте панславизма. Документ содержал требование свободного развития культур "всех славянских народов". Более того, предлагалось сформировать славянскую федерацию наподобие Соединенных Штатов Америки, со всеми подобающими демократическими институтами и со столицей в Киеве. По мнению Костомарова и его единомышленников, современное им украинское общество, самое униженное и угнетенное из всех славянских обществ, одновременно является и "самым равноправным", поскольку не имеет своей собственной знати. Вот почему Украине в программе кирилло-мефодиевцев отводилась решающая роль: именно она должна была возглавить движение всех славянских народов к будущей равноправной федерации. Автор "Книги бытия..."в псевдобиблейском стиле описывает грядущее "воскресение" своей страны: восстав из могилы, она призовет братьев-славян, и поднимутся славяне, и станет Украина свободной республикой в нерушимом славянском союзе... И тогда все народы укажут то место на карте, где обозначена Украина, и рекут: "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла"...

По-видимому, большинство членов Кирилло-Мефодиевского общества (кроме Шевченко и некоторых других) сомневались в способности своих "мечтательных и нежных" земляков совершенно самостоятельно управлять своей судьбой.

При относительном единстве в понимании того, что следует делать, кирилло-мефодиевцы расходились в вопросе о том, что важнее и с чего начать. Костомаров полагал, что важнее всего братство и грядущий союз всех славян. Шевченко страстно призывал к социальному и национальному освобождению украинцев. Кулиш подчеркивал необходимость первоочередного развития украинской культуры. При этом большинство членов общества придерживались эволюционных взглядов, считая лучшими средствами достижения целей образование народа, пропаганду и "моральный пример" властям. Шевченко и Гулак, доказывавшие, что только революция способна принести чаемые перемены, остались в меньшинстве. Впрочем, эти расхождения между кирилло-мефодиевцами не следует преувеличивать, ибо, вне всякого сомнения, всех их объединяли общие ценности и идеалы, а более всего - страстное желание изменить к лучшему социально-экономическую, культурную и политическую судьбу Украины.

Несмотря на относительно невинный характер Кирилло-Мефодиевского общества, царское правительство решило все же примерно наказать его организаторов. Однако при определении степени наказания был проявлен "индивидуальный подход". Костомаров, Кулиш и другие умеренные члены общества отделались сравнительно легко - кратковременной ссылкой, как правило, в губернские города России, после чего им было разрешено вернуться к преподаванию, Литературным и научным занятиям. Гулаку пришлось три года отсидеть в Шлиссельбурге кой крепости (Костомаров, правда, тоже около года провел в "Петропавловке"). Значение Кирилло-Мефодиевского общества представляется весьма важным для всей последующей украинской истории. Во-первых, это была первая попытка интеллигенции, пусть и неосуществленная, продвинуть национальное развитие от "культурнического" этапа к политическому. Во-вторых, эта попытка привлекла внимание царского правительства (которое до сих пор пыталось разыграть "украинскую карту" против "польского засилия в западных губерниях") к потенциальной опасности "украинофильства". Расправа с кирилло-мефодиевцами явилась первым сигналом к антиукраинскому повороту в политике официальных кругов и ознаменовала начало долгой и непрестанной борьбы, развернувшейся между украинской интеллигенцией и имперской администрацией.

К сказанному следует добавить, что процесс распространения национального самосознания с самого начала неодинаково протекал в Восточной Украине и в Западной. На Левобережье в то время казацкие традиции и память о вековом самоуправлении были еще крепки, да и сама интеллигенция была более многочисленной и образованной, чем на Правобережье, - потому и начало национального самоосмысления выглядело достаточно многообещающим. Но как только это самоосмысление перешагнуло определенные, "дозволенные" рамки, оно встретило в лице царского правительства безжалостного и непобедимого врага - что и показала расправа с кирилло-мефодиевцами.

В Восточной Галичине успехи национального движения были более скромными, а главным его противником оказалась консервативная греко-католическая элита. Драмы здесь разыгрывались более тихие, и "национальные будители" медленно, но верно продолжали делать свое дело. И вот что еще было важно: несмотря на существенные различия трудностей и задач, западные и восточные украинцы начинают проявлять друг к другу взаимный интерес - и это после целых столетий, в течение которых между ними не было практически никаких связей. Так постепенно начинался процесс национальной интеграции.

НОВАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

В 70-80-е pp . XVIII в. австрийскими императорами Марией Терезой и Иосифом II был проведен ряд реформ, в том числе ограничение и ликвидация барщины, предоставление крестьянам элементарных общественных прав (жениться без разрешения господина, переселяться и т.д.). Но впоследствии эти реформы были свернуты.

Промышленность в первой четверти XIX в. находилась в состоянии застоя. В 1841 г. в Восточной Галиции насчитывалось 183 мануфактуры, что составило 3,6 общего их количества в Австрии. Лишь с 1843 г. в Галичине появились первые две паровые машины, тогда как во всей стране их действовало уже 231. Большинство городов была промышленно неразвитыми. В 1849 г. Львов имел 68 тыс. населения, Черновцы - 18 тыс., Тернополь - 16 тыс., Ужгород - 7 тыс.

В 1830-х гг. на Западной Украине достаточно рельефно начал выкристаллизовываться национальное движение. На его подъема и активность имели сильное влияние два фактора: 1) польское восстание 1831 г. и возражения поляками вообще украинского вопроса в Галиции; 2) влияние украинского национального возрождения на Левобережной Украине. Началась пропаганда украинского языка, работа над украинским словарем и изучением истории своего края.

В июне 1848 г. в Праге был созван съезд представителей славянских народов Австрийской империи - Первый славянский конгресс. Украинский вопрос обсуждался на Галицко-русской секции, где большинство имели поляки. Несмотря на это, польская делегация вынуждена была согласиться на равноправие украинского языка в школах и учреждениях, на отдельные гимназии для поляков и украинцев; преподавание в лицеях и университетах должно было вестись на двух языках, а в сейме и делопроизводстве украинский язык должна была быть уравнена с польской, и оба народа должны были иметь свою гвардию. Это была первая польско-украинская справедливая сделка, но в связи с наступлением на Прагу австрийских войск Конгресс был распущен, и соглашение осталась нереализованной.

ЗАПОМНИ

В 60-70-х p . XIX в. произошла определенная либерализация общества, что способствовало прогрессу страны, открыло перспективы ее развития на пути превращения из феодальной на буржуазную монархию.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство, главным образом земледелие, которое через крепостничество и низкую агрокультуру находилось на низком уровне.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

В мае 1848 г. представители украинской либеральной буржуазии, интеллигенции и униатского духовенства создали во Львове украинскую политическую организацию «Главную русскую раду» на главе с епископом Г. Яхимовичем. Она начала издавать первую газету на украинском языке - «Зорю Галицкую», символом украинского народа провозгласила галицкий герб - золотого льва на голубом фоне и желто-голубой флаг.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Значительную роль в развитии самосознания украинского народа сыграло культурно-просветительное общество «Просвещение», основанное в 1868 г. народниками во Львове. Оно издавало произведения украинских писателей, школьные учебники, газеты, организовывало читальни. К 1912 г. «Просвещение» выдала 445 названий книг общим тиражом 3 млн 115 тыс. и насчитывала 77 филиалов и 2364 библиотеки. В нее входили 197 тыс. человек. «Просвещение» выделяло стипендии для студентов, вела антиалкогольную и антинікотинову пропаганду.

В ноябре 1848 г. вспыхнуло вооруженное восстание во Львове, где выдвигались требования введения автономии в Восточной Галичине. Восстание возглавил депутат австрийского рейхстага Лукьян Кобылица. Оно потерпело поражение. В Северной Буковине в 1848 г. крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности, захватывали помещичьи владения.

Несмотря на поражение буржуазно-демократической революции 18481849 гг. в Австрии, кризис феодализма в этой империи еще более обострилась, шел процесс развития капиталистических отношений. В 1867 г. принята конституция, по которой Австрийская империя стала двойственной, превратившись в Австро-Венгерскую. А согласно переписи населения в 1900 г. в Галичине проживало 7 млн 185 тыс. человек, из них 42,3 % составляли украинцы. Украинцы составляли также большинство населения западноукраинских земель (с 6,4 млн - 4,6 были украинцы).

В уездах, где украинцев было больше 90 % населения, официальным языком была только польская. Первую украинскую гимназию удалось открыть во Львове в 1867 г. и за 40 последующих лет их было открыто только 5, тогда как поляки имели 4 высшие учебные заведения, 96 гуманитарных и 14 реальных гимназий.

В общественно-политическом движении на западноукраинских землях доминировали два течения: москвофильская и народовская.

Важное значение для консолидации научных сил Украины имело создание в 1892 г. наукового товариства ім. Т. Г. Шевченко (НОШ), которое фактически стало Украинской Академией наук. Общество имело три секции: филологическое, историко-философскую, математико-естественно- врачебную, при которых действовали типография, книжная и библиотечная комиссия. НОШ мало и свой музей. Некоторое время возглавлял НОШ выдающийся историк М. С. Грушевский. К 1914 г. Общество выдало 300 томов научных трудов на русском языке по различным отраслям, а больше всего - из украиноведения.

В середине 70-х годов в Галичине разворачивается радикальный революционно-демократическое движение во главе с И. Франко и М. Павлы ком. В 1890 г. учреждается Русско-Украинская радикальная партия (РУРП) - первая легальная украинская политическая партия европейского типа и одновременно первая в Европе крестьянская партия социальной ориентации). В 1899 г. была создана Украинская национально-демократическая партия - УНДП и Украинская социал-демократическая партия (УСДП), а в 1896 г. - Католический русско-народный союз. УНДП и УСДП стояли на тех же позициях, что и РУРП по своей конечной цели. Политическая самостоятельность Украины становится главным лозунгом национального движения в Галичине и на Буковине.

Малоземелья и безработицы, низкий уровень жизни, аграрное перенаселение вызвали массовую эмиграцию западноукраинского населения преимущественно в Америку. Первыми украинскими переселенцами в США в 70-х годах XIX в. были закарпатцы. На конец XIX ст. украинская община в США насчитывала более 200 тыс. человек. Переселялись также в Канаду, Бразилию, Аргентину. В начале XX в. в Южной Америке проживало около 20 тыс. украинцев. Они основывали здесь поселения, фермы, открывали магазине, сделав свой вклад в развитие этих стран.


1. Украинские земли в составе Австрийской и Российской империй в начале XIX века

Административно-территориальное деление в 50-х годах XIX века

До начала XIX века, в результате трех разделов Польши, русско-турецких войн, ликвидации Гетманщины и Запорожской Сечи украинские земли оказались под властью Российской и Австрийской империй.

Российская империя владела Слобожанщиной, Левобережьем, Правобережьем и Югом, что составляло около 85% земель, заселенных украинцами. В составе Австрийской империи находилось, примерно, 15% украинских земель, а именно, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Территории, находившиеся под властью Российской империи, принято называть Приднепровской Украины, в составе Австрийской империи - западноукраинские земли

После присоединения украинских земель к Российской империи, на них было распространено общеимперское административное устройство. К середине XIX в. из 10 генерал-губернаторств России три располагались в Приднепровье. Генерал-губернаторство - большая территориально-административная единица, в состав которой входило несколько губерний. Генерал-губернаторов назначал и увольнял лишь император, он имел практически неограниченную власть (военную, административную, судебную, финансовую). В состав трех генерал-губернаторств на украинских землях входило 9 губерний, в которых административно-исполнительную функцию осуществляли губернаторы. Губернии делились на уезды, во главе которых стояли исправники

Административно-территориальное деление не учитывало этнического состава населения. На Левобережье украинцы составляли 95% населения, на Слобожанщине - 86%, на Правобережье - 85%, на юге - 74%. Много украинцев заселяло Кубань, Дон, части Воронежской, Курской, Гродненской, Могилевской и Бессарабской губерний.

Многочисленным национальным меньшинством на украинских землях были евреи. После первого раздела Польши российское правительство ввело в 1791 г. для евреев "черту оседлости", за пределами которой представителям этого меньшинства селиться запрещалось. Запрет просуществовал до 1917 г. Все Приднепровье, кроме Слобожанщины, входило в "черту оседлости". Это мероприятие удостоверяло, что российское правительство проводило политику дискриминации людей по национальному признаку. Кроме этого евреям было запрещено селиться в Киеве, Николаеве, Севастополе, государственных и казацких селах Полтавщины. Во многих городах были созданы специальные еврейские кварталы

В составе Австрийской империи земли, заселенные украинцами, принадлежали к разным административным единицам империи. Власти Австрии также не обращали внимания на этнический состав населения, когда проводили административно-территориальное размежевание.

Так, восточные земли (где большинство составляли украинцы) и западногалицкие земли (где большинство составляли поляки) попали в одну административно-территориальную единицу, названную "Королевством Галиции и Ладомерии" со столицей в городе Львове. В представительном органе края надежно заправляла польская шляхта, хотя и она не была решающей силой местного самоуправления. Полнота всей административной власти сосредоточивалась в руках губернатора, впоследствии наместника, которого назначал сам император. "Королевство" делилось на 18 округов (дистриктов), из которых 12 составляли украинские части края. Отдельным округом до 1861 г. входила Буковина (также без этнического деления, хотя в Северной Буковине преобладало украинское население, а Южной - румынское). территориальный административный украинский земля

Закарпатская Украина подчинялась Пожонському наместническому управлению Венгерского королевства и делилась на четыре комитата. Вся власть в комитатах принадлежала администраторам, которые назначались из числа крупных землевладельцев. Подавляющая часть населения края составляли крестьяне-русины, закрепощены венгерскими землевладельцами.

В составе населения украинцы составляли: в Восточной Галичине - 71%, на Буковине - 69%, в Закарпатье - 40%

Все население Приднепровской Украины разделялось по сословному признаку на дворянство, духовенство, мещан и крестьян. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Положение крестьян было различным. 40-45% крестьян составляли крепостные. Существовали также государственные крестьяне, они не были лично зависимыми, имели возможность вести собственное хозяйство, отдавая четверть своих доходов как налог государству.

На западноукраинских землях крестьяне также составляли подавляющее большинство населения. Собственной национальной элиты украинцы края фактически не имели, она была полонизированная, или румынизованна. Единственным представителем образованных слоев в Восточной Галиции и в Закарпатье было греко-католическое духовенство. На Буковине сопротивление румынизации оказывала лишь немногочисленная прослойка православных священников. Следовательно, на рубеже XVIII-XIX вв. украинские земли в составе Российской и Австрийской империй оказались в разных условиях, что приводило и различия в их развитии. Ведущей идеей, которая в XIX в. вдохновляла украинских патриотов, стало осознание принадлежности к единому народу, хоть и разорванного пополам и порабощенного двумя империями

К середине XIX в. сложилось административно-территориальное деление украинских земель, которое просуществовало до конца Первой мировой войны (1914-1918 гг.).

После раздела Речи Посполитой в 1772 году территория Галичины оказалась под властью Австрийской империи. Территория Буковины отошла к Австрии в 1775 году, Закарпатье попало под её власть ещё в XVII веке.

Галичина была самой большой из украинских земель, находившихся в составе Австрийской монархии. Вместе с польскими землями она была объединена в "Королевство Галиции и Лодомерии" с центром во Львове, (Лодомерия - искаженное латинское название Волыни, происходит от города Владимира-Волынского), поэтому для собственно украинских земель начали употреблять название Восточная Галичина. Население Восточной Галиции на 1846 год составил чуть более 3 млн. человек. Насчитывалось 56 городов и 138 городков. Крупнейшим городом был Львов (население около 70 тысяч человек).

Край значительно уступал в своем экономическом развитии другим частям империи, в частности, на начало 40-х годов XIX в. там существовали лишь 50 предприятий, из которых 34 были во Львове. В начале века вблизи Борислава была сооружена первая в Европе нефтеперерабатывающая установка. На земле доминировало крупное помещичье землевладение - в среднем на одно имение приходилось 440 га земли, в то время как в крестьянских хозяйствах эта цифра составляла 6 га.

Недовольство существующими порядками вызывало массовые выступления крестьян. Широкого размаха получило движение опришков в 1810-1825 гг. под руководством Юра Оженюка, Дмитрия Марусяка и др. Австрийское правительство направило на подавление восстания значительные силы, введено было полевые суды. В 30-е годы волнения вновь охватывают значительные территории. Самым значительным было выступление крестьян на Чорткивщине в 1838 г., поводом для которого стал слух об ограничении барщины.

Буковина была одной из самых отсталых провинций Австрии. Сначала она была объединена с Галичиной, впоследствии выделена в отдельную провинцию - герцогство. Буковине принадлежали этнически украинские территории (т.н. Северная Буковина) и населенные румынами земли. Австрийское правительство считало их за один народ, ведь и те и другие были православными, а паны здесь были преимущественно румынами. В 1851 году ее население (включая Южную Буковину) не превышало 380 тыс. человек. Основу экономики составляло земледелие, в горах крестьяне занимались скотоводством, охотой, сплавом леса. На крестьянах были тяжелые повинности, такие, как строительство путей сообщения, земельный налог, военная служба (продолжалась 14 лет). Крупнейшим городом были Черновцы.

В 1843-1844 гг. в Северной Буковине вспыхнуло восстание, причиной которого стал запрет крестьянам пользоваться лесами. Возглавили восстание Лукьян Кобылица, Иван Галица, Никита Повидаш. Правительство направило против них военные подразделения, которые взяли в плен Л. Кобылицу и еще несколько сот крестьян. Кобылица был избран буковинцами в австрийский рейхстаг. Когда в Австрийской империи вспыхнула революция, он вернулся на Буковину, где создал конный отряд крестьян, который выступил против румынских помещиков. Власти бросили войска против повстанцев. В одной из стычек Лукьян Кобылица был захвачен в плен и казнен.

Закарпатье в это время административно подчинялось Венгрии. Население региона в середине века насчитывало 300 тысяч человек. Промышленность края находилась в зачаточном состоянии. На предприятиях и рудниках было занято 1% от всего населения. Насчитывалось лишь 9 городов и 20 городков (мещан было едва 50 тыс. человек). Крупнейшим городом был Ужгород - 6,8 тыс. человек.
На Закарпатье наибольшей остроты приобрели выступления крестьян в деревнях Заречье в 1820 г. и Туц в 1826 г. Отзвуки восстания в Словакии привели в отдельных селах Береговского округа к выступлениям крестьян, которые отказались сдавать "девятину" и выходить на барщину.

 Общественная и культурная жизнь. Австрийская власть понимала значение церкви в жизни тогдашнего общества и всячески поддерживала ее. Еще в 1774 г. императрица Мария-Тереза провозгласила о своем желании покончить со всем, что могло дать повод униатам считать себя хуже римо-католиков. Своим декретом она даже запретила употребление самого слова "униат" в частных и официальных делах, оно было заменено словом "греко-католик". Были открыты учебные заведения для подготовки греко-католического духовенства в Вене и Львове, а в 1808 году возобновлена галицкая митрополия.

Первый после восстановления митрополии митрополит Антон Ангелович (1808-1814) продемонстрировал свою преданность австрийскому императору, когда в 1809 г., во время захвата Львова польскими войсками, на требование заменить в литургии имя Франца на Наполеона он ответил отказом, за что был заключен в тюрьму. Позже австрийский император наградил его крестом Леопольда.

Много внимания уделял образованию митрополит Михаил Литвицкий (1816-1858). Только за период 40-х - начале 50-х годов во Львовской епархии было открыто 1 тысячу начальных школ. Интересен такой факт: в 1831 г. митрополит отдал распоряжение семинаристам посещать лекции по агрономии. В семинариях был введен украинский язык. Крупным просветительским центром был Перемышль. В 1816 году священник Иван Могильницкий основал в Перемышле «Клерикальное общество» с целью распространения религиозных текстов на украинском языке. И. Могильницкий создал «Грамматику украинского языка», доказал, что украинский язык является равноправным славянским языком, а не диалектом польского или российского.

В начале 1830-х годов центр деятельности, направленной на пробуждение национального сознания западных украинцев, перемещается во Львов. Там с 1833 года по 1837 год действовал культурно-просветительский кружок «Русская троица». Его основателями были студенты Львовского университета Маркиян Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилевич. Основной своей задачей они считали подъем украинского языка до уровня литературного. Распространение знаний об украинской истории, традициях. Выдавались альманахи "Русалка Днестровская" (1837), "Венок русинам на обжинки" (1846-1847). На их страницах печатались статьи по истории, филологии, народному творчеству. В 1841-1842 гг. в одном из чешских журналов Я. Головацкий напечатал очерк "Путешествие по Галицкой и Венгерской Руси", где осуждал тогдашние порядки, рассказывал о трагическом положении крестьянства.

В 1848 г. началась революция в Австрийской империи. Император был вынужден пойти на определенные уступки: было провозглашено Конституцию, предусматривающую предоставление гражданам свободы слова, печати, собраний, созыва парламента (рейхстага); было отменено барщину, в частности в Галичине и Закарпатье. Революционные события активизировали национальное жизни народов, которые находились в составе Австрийской империи. 2 мая 1848 г. во Львове был создан украинский представительный орган - Главная Русская Рада (её возглавил Г. Яхимович), разработан проект национально-территориальной автономии Восточной Галиции, восстановлено украинскую символику (сине-желтый флаг), создано собственную гвардию.

15 мая 1848 г. было основано газету "Заря Галицкая". В октябре 1848 г. во Львове проведен съезд деятелей науки, где была разработана программа организации украинской науки и образования, начато строительство во Львове Народного дома (библиотеки и музея).

Украинцы принимали участие в Славянском конгрессе в Праге (июнь 1848 г.), где было принято решение о равноправии украинского и польского языков в Галичине, уравнивании в правах всех национальностей и вероисповеданий. Украинцы принимали участие в работе австрийского парламента (39 депутатов из Галичины, 5 - из Буковины), где рассматривался вопрос о разделении Галичины: на Западную (польскую) и Восточную (украинскую).

В 1849 г. активизировались крестьянские выступления на Буковине, потому что на эту территорию закон об отмене барщины не распространился.

Впоследствии австрийская власть вообще пытается нивелировать достижения революции. Это приводит к вооруженному восстанию во Львове 1 ноября 1848 г., которое было подавлено правительственными войсками. В условиях наступления реакции деятельность Главной Русской Рады в 1851 г. было запрещено, а начатые ею преобразования свернуто. Достижения украинского национального движения 1848-1849 гг. стали основой в борьбе за национальное и социальное освобождение во второй половине XIX ст.