С. Словарь-справочник по социологии. Словарь-справочник по социологии Социология словарь справочник

Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Под ред. Тощенко Ж.Т.

М.: 2009. - 487 с.

Издание реализует две цели: научно-познавательную и учебно-методическую. Даются описание и характеристика основополагающих понятий социологической науки, которые раскрывают ее содержание, назначение и функции и без знания которых невозможно представить полноценную деятельность социолога. Это руководство как для практикующих социологов, так и для будущих специалистов, помогающее найти ответы на вопросы: какова созидательная ценность социологии, что должно стать основой повседневной и перспективной практической деятельности всех непосредственно занимающихся социологическими исследованиями, а также чему и как учить социолога. В конце книги приводится примерный план учебного курса «Основы социологии». Для студентов, изучающих социологию, исследователей, профессионалов-практиков, в том числе интересующихся социологическими исследованиями и работающих в смежных областях экономического, политологического, культурологического, социально-психологического и исторического знания.

Формат: pdf

Размер: 6,8 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Раздел I. Что такое социология? 9
Социология как наука 10
Когда возникла социология? " 13
Что изучает социология? 22
Объект социологии 22
Предмет социологии 26
Социологическое знание: структура, уровни 32
Методологические стратегии в социологии 39
Функции социологии 44
Раздел II. Основные категории и понятия социологии 47
Категории социологии 48
Понятия социологии (логическая структура) 52
Понятия социологии (структура содержания) 55
Раздел III. Эмпирические понятия социологии 61
Человек - индивид - личность 62
Общественное сознание: типы, виды, функции 67
Основные компоненты общественного, группового и индивидуального сознания 73
Знание (1) 73
Знание (2) 77
Информация 81
Общественное мнение 85
Потребность 93
Мотив 98
Ценности и ценностные ориентации 103
Установка 108
Интерес 112
Специфические формы общественного сознания 115
Идеология 115
Настроение социальное 119
Стереотип 122
Архетип, генотип, фенотип 126
Интуиция 130
Символ 133
Имидж 135
Социальная идентификация 139
Деформированные формы общественного сознания 143
Отчуждение 143
Парадоксы 147
Кентавр-проблема 152
Фантомы _ 156
Аномия 161
Фрустрация 166
Депривация 168
Поведение и деятельность как реализация форм и видов общественного сознания 171
Социальное поведение л 171
Деятельность 174
Социальное действие 176
Социальные нормы (нормативное поведение) 180
Социальная адаптация 183
Социальная инновация 185
Социальная девиация 189»
Условия реализации сознания, поведения и деятельности 195
Социальная среда (макро-, мезо- и микросреда) 195
Социальная инфраструктура 197
Раздел IV. Синтетические понятия социологии 201
Социальное развитие 202
Социальные отношения 210
Социальные процессы 212
Социальные явления 213
Социальный институт 215
Социальная организация 218
Социальная структура 222
Социальная стратификация 227
Социальная мобильность 235
Социализация 238
Социальное изменение 244
Социальные конфликты 246
Социальный контроль 252
Раздел V. Отраслевые и специальные социологические теории 257
Общество и его основные сферы 258
Экономическая социология 267
Социология рынка 271
Социология труда 274
Социология города 277
Социология села 281
Экологическая социология 285
Демография 288
Социология социальной сферы 292
Образ жизни 294
Этносоциология 296
Социология молодежи 303
Тендерная социология 307
Геронтология 312
Социология семьи 314
Социальная работа 318
Политическая социология 322
Социология власти 325
Бюрократия 328
Социология партий 332
Общественные организации 337
Электоральная социология 340
Социология права 343
Самоуправление 346
Социология международных отношений 348
Социология духовной жизни 354
Социология личности 358
Социология образования 365
Социология культуры 368
Социология науки 374
Социология религии 378
Социология средств массовой информации 387
Социология литературы 390
Социология искусства 392
Социология управления 394
Социальное предвидение 396
Социальное прогнозирование 401
Социальное проектирование 408
Социальное планирование 412
Социальное программирование 417
Социальные технологии 423
Социология организаций 428
Социальный эксперимент 432
Раздел VI. Место социологии в структуре социальных наук 435
Основные принципы взаимодействия 436
Социология и философия 438
Социология и история 443
Взаимодействие социологии и экономических наук 446
Социология и политические науки (политология) 451
Социология и право 457
Социология и культурология 460
Социология и социальная психология 463
О тенденциях развития социологии в современном мире 466
Приложения 479

Тезаурус - это систематизированная совокупность данных об определенной области знания, представленная в виде ключевых, значимых слов (понятий), соотнесенных между собой по одному из оснований, и позволяющая человеку или машине ориентироваться в ней. «В тезаурусе в отличие от обычного толкового или энциклопедического словаря слова расположены не по алфавиту, не в формальном порядке, а в порядке их смысловой близости, ассоциативной и концептуальной связи, относимости к одному семантическому гнезду» (М. Эпштейн). Тезаурус можно уподобить своеобразному словарю, справочнику и даже энциклопедии, но в то же время он существенно отличается от них. Если энциклопедии претендуют на универсальное изложение сведений той или иной отрасли знания, осуществляют всеохватывающую экспансию на всю относящуюся к избранному предмету информацию, то в словарях находят отражение сконцентрированная и прошедшая апробацию терминология, характеризующая сущность, специфику и особенности соответствующей отрасли научного знания. В словарях или словарях-справочниках, как правило, даются представления о специальных областях знания, которые излагают в алфавитном порядке все относящиеся к данной сфере понятия (термины). В справочниках наряду с объяснением необходимой информации осуществляется ее комментирование. Таким образом, тезаурус по социологии - это собрание самого ценного, самого значимого, что составляет суть и содержание этой науки.
Для авторского коллектива такой концепцией, объединяющей замысел по подготовке тезауруса, стала концепция «социологии жизни*, которая получила обоснование в работах Ж.Т. Тощенко. В соответствии с этим методологическим подходом настоящий тезаурус вбирает в себя, во-первых, систематизированное изложение основных понятий, отражающих данную концепцию, во-вторых, претендует на изложение сущностных основных понятий, без которых немыслимо представление о социологической науке, в-третьих, все они строятся по единому логическому основанию. И наконец, тезаурус олицетворяет единство научного и прикладного знания, ибо каждое понятие имеет не только теоретическую, но и эмпирическую трактовку.
Настоящее издание является фундаментальным специфическим изданием, так как подготовка тезаурусов, так же как и энциклопедий, словарей, справочников - сложный и трудный процесс, требующий значительного напряжения усилий, которые бы в концентрированном и сжатом виде позволили изложить содержание науки или отрасли научного знания. Поэтому они появляются не так часто, как другие виды научного знания.

Социология – динамично развивающаяся наука, завоевавшая свое достойное место в ряду обществоведческих дисциплин. Студенты при изучении социологии испытывают необходимость выяснения содержания понятий. Эта потребность усиливается в связи с изменением содержания старых и возникновением новых понятий. Выявление содержания понятий социологии позволяет лучше осмыслить закономерности социальной жизни индивида и общества. Понятия отражают генезис и периодизацию социологии, ее характерные особенности как самостоятельной научной дисциплины, развитие национальных школ в конкретно-исторических условиях отдельных стран.

Словарь отражает историю социологии, ее предпосылки, условия возникновения и становления, генезис категориального аппарата, представляет объект и предмет социологии, ее структуру и функции, дает сведения об обществе как социальной системе, ее элементах – личности и социальных общностях, видах и формах социальных связей индивидов, социальных общностей. Предлагаемое издание словаря охватывает основные понятия, которые используются при изучении и преподавании социологии в вузе. В доступной форме дается углубленное рассмотрение тех или иных категорий для того, чтобы студенты могли:

1) осмысливать принципиальные различия между отдельными социологическими школами и концепциями;

2) рассматривать предмет, методологию и метод современной социологии;

3) выявлять базовые теоретические положения общей социологии, специфику понятий отраслевых дисциплин и прикладной социологии;

4) получить представление об известных зарубежных и отечественных ученых-социологах.

В названиях, состоящих из двух и более слов, на первое место ставится слово, являющееся главным по смыслу (например: АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС и т.д.). Создатели словаря не ставили перед собой задачу охватить весь объем понятий, а рассмотрели основные термины и понятия, встречающиеся в университетском курсе, используемые в процессе самостоятельной подготовки к занятиям, экзамену, зачету.

В работе над словарем участвовали: доктор юридических наук, профессор РАГС при Президенте РФ А. А. Акмалова; профессор, доктор политических наук, профессор кафедры политологии и социологии Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова В. К. Мокшин; зав. кафедрой общественных наук Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, профессор, доктор социологических наук А. В. Миронов; профессор, доктор политических наук, профессор кафедры социологии и политологии ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова В. М. Капицын.

А

АБОРИГЕНЫ. Название коренных обитателей местности, в противоположность пришельцам из других мест, жителей, поселившихся на территории позже. Часто термин “А.” применяется к народам, сохранившим элементы культуры предков, жившим на территории, куда позднее пришли люди с более современным образом мысли.

Культура А. – предмет изучения прежде всего антропологов, в связи с тем, что А. являются носителями древних языков, изначальных традиций, ритуалов, церемоний. В то же время для социологов интересно выяснение некоторых культурных констант, которые повторяются у других народов на более зрелых стадиях – нормы, иерархии, гендерные различия, потестарная власть и др.

АБСЕНТЕИЗМ. Одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима; проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей . В широком плане под А. можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит. А. выступает как признак свободы человека в обществе , но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Массовый А. может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования , абсолютно подвластным “верхам”, сформировать пассивную личность . А. наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т.п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и др.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды, приспособление к другим нормам, отношениям, например у мигрантов в принимающем обществе, у первоклассников в школе, новобранцев в воинском коллективе и т.п. В то же время можно говорить, что адаптационные процессы постоянны, так как постоянно изменяются и социальные условия, и нормы, и сами люди, составы сообществ, коллективов. Социальные субъекты не смогут успешно функционировать и развиваться, если они потеряют способность и средства адаптации.

АГЕНТНОСТЬ. Обозначение атрибутивного качества человека (наряду с территориальностью, телесностью, духовностью), характеризующего его предназначение выполнять функцию по производству определенных услуг (товаров, работ), необходимых для социального обмена между людьми, участия в общественном производстве (в более узком смысле – способность участия в гражданском обороте).

АГРЕГИРОВАНИЕ. Процесс соединения частей в целом, признаков в определении, придание стройного последовательного характера рассуждениям, выражениям, стремлениям, интересам , например соединение тезисов в докладе, признаков в определении; политические партии, например, агрегируют интересы путем выстраивания требований, лозунгов, целей, задач в предвыборной программе и т.п.

АЙЗЕНШТАДТ (ЭЙЗЕНШТАДТ) Шмуэль (Самуэль) Ноах (р. 1923). Израильский социолог, специалист в теории цивилизаций и социальных изменений. Начинал работать в Германии, затем в США. Научные интересы сформировались под влиянием английской школы социокультурной компаративистики (М. Гинсберг, Т. Маршал, Э. Эванс-Причард), структурного функционализма (Т . Парсонс , Р . Мертон , Э. Шилз), символического интеракционизма (Дж. Мид, Ч. Кули), французского неомарксизма в социологии (М. Годелье, А. Лефевр). Занимался проблемами социокультурной и политической компаративистики, а в ее рамках – сравнительным изучением модернизаций и цивилизаций, механизмов социальной солидарности в различных обществах .

Особый интерес проявил А. к изучению “современных” революций (к ним он относит революции начиная с Нидерландской) в странах Запада и Востока. Показал отличие революций от мятежей, восстаний, переворотов в предыдущих (традиционных) обществах. Дал характеристику антиномий и напряженностей, ведущих к революционным изменениям, разработал типологии изменений в человеческих обществах, выделил типы современных революций. Его перу принадлежат книги “Политические системы империй” (1963), “Японская цивилизация в сравнительной перспективе” (1966), “Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций” (1978; изд. на русском языке 1999) и др.

АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ. Степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности. А. с. проявляется тогда, когда эта степень высока. Если же степень включенности личности в решение общественных задач низкая, то имеет место пассивность.

Проявляя А. с., личность создает или разрушает существующее в мире, способствует утверждению нового или старается сохранить отжившее, старое; отражает, копирует, воспроизводит или, воспроизводя, искажает существующие проявления мира и мир в его целостности. А. с. проявляется в деятельности, которая по своей направленности бывает прогрессивной, консервативной или сочетающей в себе одновременно элементы прогрессивного и консервативного. Сочетание этих элементов может быть самым различным: могут преобладать элементы прогрессивного или консервативного порядка.

А. с. личность проявляет во всех сферах жизнедеятельности. В соответствии с основными сферами жизни общества А. с. можно подразделить на 3 основные формы (вида): трудовую (производственную), общественную и социально-политическую.

Развитие А. с. зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся материальные и духовные потребности личности, ее интересы , сознательность, уровень культуры . Нельзя не учитывать также биологические причины активности. Все эти факторы находятся в тесном взаимодействии . Внешние факторы А. с. личности – это совокупность тех условий, в которых она живет и действует. К числу внешних факторов, стимулирующих А. с. личности, относятся организация производства и труда , оценка деятельности личности обществом, условия труда, механизация производственных процессов, морально-психологический климат в коллективе.

АЛЬТРУИЗМ. Самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотивов любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. Нередко альтруист проявляет полное самопожертвование, самоограничение. Противоположен эгоизму, индивидуализму, предпочтению личных интересов .

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ. Направление социологической мысли, господствующее в американской науке в период после Второй мировой войны, объединяющее в единую теорию функционализм и структурализм. Его исходные предпосылки были сформулированы Э . Дюркгеймом , А.Р. Радклифф-Брауном, Б. Малиновским, В . Парето . Современные представители (Т. Парсонс , Р . Мертон , К. Дэвис и др.) видят главную задачу социологии в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы . Этому направлению присущ так называемый нормативизм, т.е. признание обусловленности поведения человека и социальной организации нормативными предписаниями и ценностями, рассматриваемыми в качестве высшего уровня регуляции социальных процессов. Различают А. с. – ф. как метод социального исследования и как содержательную теорию. Первый был систематизирован и подробно описан в сформулированной Р. Мертоном “парадигме А. с. – ф.”, включающей в себя все основные понятия: “функция” (последствия деятельности, способствующие адаптации системы), “дисфункция” (неблагоприятные последствия), “явная функция” (осознаваемые последствия), “функциональные требования” (выполнение которых необходимо для нормальной жизнедеятельности системы), “функциональные альтернативы” (эквивалентные структуры, способные выполнять одинаковые функции). Задачей социолога, считает Р. Мертон, является “ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения”. По его мнению, функционализм и структурализм нераздельно взаимосвязаны как направления единой теории социальной системы. Функционализм – это теоретическое и динамическое представление о работающей социальной структуре, взаимодействии ее компонентов. Функционалист должен быть структуралистом. Однако нельзя быть структуралистом, не изучающим функции структурных компонентов.

Внутри А. с. – ф. различают два основных подхода: структурный, идущий от анализа различных структур к обнаружению выполняемых ими функций, и функциональный, когда постулируется определенная совокупность функциональных требований и затем выявляются различные структуры, осуществляющие эти функции. В западной социологии А. с. – ф. получил наибольшее распространение в таких областях, как социология политики, социология преступности , социология семьи , изучение социальной стратификации и др. А. с. – ф. как содержательную теорию развивали Т . Парсонс, М. Леви, Ш . Айзен штадт , Н. Смелзер, К. Дэвис и др. В ней функционирование общества в целом и отдельных его подсистем анализируется под углом зрения выполнения ими определенного набора функциональных требований, численность которых строго определить не удалось. В функционалистской теории Т. Парсонса, являющейся наиболее разработанной, выделяются 4 основных функциональных требования: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание “ценностного образца”, выполнение которых предполагается жизненно важным для социального целого. Целостность общества достигается посредством процесса интеграции общепринятых социальных ценностей и норм, означающих постоянное упорядочение и сведение сего многообразия функций различных социальных систем в единую и строго организованную систему социального порядка. Социальные изменения, если они имеют место, осуществляются медленно и в организованном порядке.

Разразившийся на рубеже 1960–1970-х гг. кризис западной социологии во многом был обусловлен неспособностью А. с. – ф. объяснить социальные изменения и конфликты. Оппоненты А. с. – ф., находящиеся на марксистских позициях, указывали на недооценку Парсонсом социальных противоречий как движущих сил общественного прогресса и умаление роли социально-экономических детерминант в пользу преувеличения консервативных функций социокультурных факторов. Попыткой преодоления трудностей в западной социологии явилась концепция неоэволюционизма, в которой акцент переносился с изучения стабильных аспектов функционирования общества на анализ процессов развития, источник которых усматривался в “структурной дифференциации”, т.е. в последовательном и поэтапном усложнении социальной структуры. Новейшая версия А. с. – ф. (неофункционализм) обусловлена стремлением его защитников возродить и модифицировать связанную с этим направлением претензию на синтез главных идейных течений западной социологии. И все же А. с. – ф. до середины 1970-х гг. занимал доминирующее место в социологии США. Эта теория оказала значительное влияние на формирование всей послевоенной мировой социологии.

АНКЕТА. Опросный лист, вопросник, основной инструментарий опроса. Представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. А. состоит из вводной части (обращение к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указание организации, проводящей опрос, степени анонимности опроса и др.), основной части (вопросы, вытекающие из целей и задач исследования) и “паспортички” (объективные социально-демографические и др. характеристики респондента).

АНКЕТИРОВАНИЕ. Способ социального измерения в эмпирическом социологическом исследовании, основанный на опосредованном анкетой контакте исследователя с опрашиваемым (респондентом ). Этот способ позволяет получать информацию сравнительно быстро и на более или менее широком массиве респондентов. Материалы А. обычно шифруются и подвергаются ручной или машинной обработке.

АНОМИЯ. Отсутствие четкой системы социальных норм , разрушение единства культуры , вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. Понятие “А.” ввел Э . Дюркгейм , а глубоко разработал Р . Мертон . Современное российское общество обладает многими чертами А.

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Близкая к социологии и этнографии отрасль научного знания, исследующая происхождение, сущность и эволюцию человека, социальные отношения и институты в обществе в плане включения человека в эти отношения. Традиционно А. с. ориентировалась на изучение отношений в доиндустриальном аграрном обществе, его отличий от “передовых” западных обществ. В конце XIX – начале XX в. А. с. включает в свой предмет современность с точки зрения трансформации человеческих отношений в условиях модернизации , сопротивления ряда обществ процессу космополитизации и глобализационной унификации.

АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до н. э.). Древнегреческий античный мыслитель, первый, кто увидел значение среднего класса для укрепления общества и демократического управления государством. А. учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность, по мнению А., развивает здоровые эгоистические интересы . Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила – любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и, следовательно, озлоблены. При частной собственности появляются богатство и неравенство, но только они дают гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности также опасно для государства, считал А.

АРОН Реймон Клод Фердинанд (1905–1983). Выдающийся французский социолог, политолог, философ и публицист, противник марксизма и коммунизма . Один из авторов концепций деидеологизации и индустриального общества . По его мнению, социальная действительность, как и процесс ее исторического развития, надиндивидуальна и может быть подвергнута строго научному анализу. Это обстоятельство позволяет разработать новую неидеологическую теорию общества , изучающую то, что есть в действительности. Рассматривал социалистическое и капиталистическое общества как разновидности индустриального общества. Большое внимание уделял исследованию социальных процессов, происходивших в СССР. Большое значение для современной России имеет его вывод о том, что выбор наиболее эффективной разновидности политического режима определяется конкретной ситуацией, что конкретная цель, стоящая перед государством, естественным образом определяет характер политического режима. Среди наиболее известных работ А. можно выделить “18 лекций об индустриальном обществе” (1962) и “Тоталитаризм и демократия” (1965).

АРТЕФАКТ. Продукт культуры, культурной программы, способный сохраняться и распространяться более длительное время, чем породившая его культура (программа), а также получать новые смыслы и значения. Помимо материальных памятников культуры к А. относят идеи.

АРХЕТИП. Устойчивый образ, имеющий древнее происхождение, передаваемый из поколения в поколение. Понятие введено в научный оборот К. Юнгом, считавшим, что А. отражают структурные элементы человеческой психики как скрытые в коллективном бессознательном врожденные и универсальные формы человеческого воображения.

АССИМИЛЯЦИЯ. Постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей группой в плане принятия норм поведения, культуры, обычаев, смешанных браков. А. может происходить добровольно, не вызывая социальных конфликтов , и насильственно, что может вызвать сопротивление у ассимилируемых, порождая этно-националистический протест.

АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Процесс или результат более или менее тесного взаимодействия и объединения людей, их групп и организаций в различные социальные сообщества, союзы в целях достижения каких-либо результатов. В современной социологии под А. с. понимают специфическую социальную группу со слабой организационной формой социального объединения людей и отсутствия стандартизации их поведения и институционализации социального контроля.

Б

БАБЁФ ГРАКХ (1760–1797). Французский революционный радикал левых взглядов, ориентированный на попытку совершить в результате заговора подлинную революцию трудящихся и установить “республику равных”. Идеал равенства доводил до крайности: “Никто не может иметь того, что не могут иметь все”. Коммунистические идеи Б. излагал уже не как представление об идеальном обществе, а формулировал как манифест практических действий – “Манифест равных”.

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1814–1876). Русский мыслитель и революционер. Разрабатывал анархическую версию народничества. По его мнению, разумная трудовая деятельность переводит людей из сферы биологического в сферу общественного. Человек, повинуясь законам природы, сам творит социальную деятельность. Считал целью социального прогресса постоянное приращение свободы личности . Главный угнетатель человечества, по его мнению, – государство, созданное меньшинством для господства над большинством. Считал религию препятствием на пути движения человека к свободе. По его мнению, для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как институтов и принципа власти как такового.

Утопическим идеалом Б. являлась созданная исключительно “снизу вверх” свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций. Ее прообразом он видел общинную артель с идеей “права на землю” и “социалистическим инстинктом”.

Наиболее известные работы: “Кнуто-германская империя и социальная революция” (1871), “Государственность и анархия” (1873).

БАУМАН ЗИГМУНД (р. 1925). Британский социолог, один из самых ярких представителей социальной теории, исследователь глобализации и постмодернизма . Как социальный теоретик рассматривает широкий круг тем и проблем, которые объединяет общая линия анализа динамики социальных трансформаций конца ХХ в. Особенно явственно эти тенденции дают о себе знать в экономике. Капитал и его хозяева (инвесторы) совершенно не зависят от конкретного местоположения предприятий и тем самым оказываются вне территории, вне обязательств перед местным сообществом, вне любых социально значимых обязательств. Мобильность капитала всегда позволяет капиталу навязывать свои правила игры или уйти без последствий для себя. Политическая власть , неразрывно связанная с экономическим капиталом, неизбежно отчуждается от своих обязательств в конкретных условиях той или иной страны. Б. рассматривает в едином комплексе индивидуализацию и тесно связанную с ней фрагментацию социальной и политической действительности, обуславливающую фрагментацию социально-политического поведения индивидов. Он не только показывает обусловленность глобализации и индивидуализации (фрагментации) усложнением современного общества , но и демонстрирует оборотную сторону этих процессов. Она, по мнению Б., заключается в глубокой эрозии системы институтов, связанных с коллективным социальным и политическим действием, в ослаблении института семьи , в усилении социальной стратификации , в кризисе гражданственности , в уклонении граждан от управления обществом и т.п. В результате возникает беспомощность существующих институтов коллективных политических действий. Институт семьи утрачивает функцию связи поколений . Человек больше не ищет в ней опоры. Наиболее известные работы Б.: “Герменевтика и социальные науки” (1976), “Законодатели и интерпретаторы” (1987), “Этика постмодерна” (1993), “Индивидуализированное общество” (2001).

Задания к контрольным работам
Структура задания для контрольной работы : Выберите из приведенных ниже один вариант задания. Задания с 1 по 11 предполагают творческую работу – анализ данных таблицы или социологическую задачу. Это задание будет оцениваться по следующим критериям – аргументированность и полнота ответа на все поставленные вопросы, а также оригинальность анализа.

Задания с 12 по 30 ориентированы более на пополнение знаний по темам лекций, но это не означает, что они не требуют творческого подхода. Все задания этого типа состоят из трех вопросов. В первом вопросе необходимо разъяснить и дополнить материал, обсуждавшийся на лекциях и семинарах. Во втором вопросе либо привести примеры, поясняющие употребление того или иного термина из лекционного курса, либо наоборот, выяснить из конктретного примера какой термин он иллюстрирует. В третьем вопросе необходимо дать определение термина имеющего отношения к тематике занятий, но не прозвучавшего на лекциях и семинарах. Выяснить значение этих терминов можно из справочной литературы по социологии, например:
1. Краткий словарь по социологии. М., 1988

2. Социологический справочник М., 1990
^ Требования к работе : Необходимо ответить на все вопросы, поставленные в задании, а также подтвердить свой ответ примерами (в каждом случае указано отдельно их минимальное количество).

Работа должна быть сдана в деканат не позднее оговоренного с преподавателем срока. Работы полученнные прежде оговоренной даты приветствуются, просроченные работы рассмотрены не будут.

Объем работы составляет не менее 600- 700 слов.

Контрольная работа обязательно должна содержать титульный лист, на котором указана следующая информация: ФИО студента/ки, номер группы, предмет работы, ФИО Преподавателя.
Задание №1

Ниже приведены данные опроса, проведенного в 1997 году в нескольких городах России. Задание:1 Рассмотрите таблицу – совпадает ли оценки статусной позиции опрошенных с оценкой их материального положения? ответ проиллюстрируйте примерами и дайте оценку причин сложившейся ситуации. 2. Можно охарактеризовать самооценку в разных группах как заниженную/завышенную? Проиллюстрируйте ответ. 3. Чем можно объяснить причины подобной самооценки? 4. Можно ли говорить о наличии в России к моменту опроса устойчивого среднего класса, почему?
Распределение респондентов по оценкам материального положения

и общественного статуса в %


оценка общественного положения

Оценка материального положения

низкое

ниже среднего

среднее

выше среднего

высокое

низкое

77,4

45,1

16,9

6,6

0

ниже среднего

22,6

35,7

29,2

14,5

0

среднее

0

18,6

51,8

65

43,8

выше среднего

0

0,3

1,4

13,9

31,2

высокое

0

0,3

0,7

0

25

Задание № 2
Рассмотрите данные в таблице. Они характеризуют мотивы вступления в брак в группе опрошенных. Необходимо: 1. Выписать три главных мотива отдельно для мужчин и отдельно для женщин. 2. После этого охарактеризовать их, т.е дать определение какие причины могли лежать в основе того или иного мотива (например, эмоциональные, прагматические и т.д.). 3. Ответить на вопрос, как по вашему, были ли опрошенные искренни в своих ответах, и если нет, то какие пункты показались вам особенно неубедительными? 4. Добавьте другие мотивы вступление в брак и расположите их по степени важности.

Мотивы вступления в брак в процентах

Мотивы брака

Женщины

Мужчины

Любовь

0,427

0,396

Симпатия

0,13

0,09

Чувство одиночества

0,03

0,006

Ожидалось рождение ребенка

0,044

0,048

Привязанность

0,03

0,078

Подошел возраст выйти замуж/жениться

0,025

0,03

Желание создать семью

0,147

0,205

Желание жить независимо от родителей

0,008

0,06

Другие мотивы

0,009

0,003

Нет сведений

0,15

0,084

Всего

1

1

Задание №3
Ниже приведены результаты опроса в г. Новосибирск. Были опрошены мужчины и женщины из полных семей на предмет распределения домашних обязанностей (никто из опрошенных мужчин и женщин не являются членами одной семьи). Социолог выдвинул гипотезу: Трудовая поддержка других членов семьи снижает степень неравенства между супругами в домашнем труде. Под рыночным трудом понимается такой, за который получают денежное вознаграждение. Задание: 1. Проанализируйте данные в таблице. 2. Подтверждают ли они гипотезу социолога? Обоснуйте ответ


количество других взрослых в семье

Нет

Один

Два и более

Рыночный труд мужчины (часы в неделю, в среднем)

35

41

46

Рыночный труд женщины (часы в неделю, в среднем)

23

30

30

Доля рыночного труда мужчины в семье (в процентах)

63

60

63

Доля рыночного труда женщины в семье (в процентах)

37

40

37

Домашний труд мужчины (часы в неделю, в среднем)

24

22

19

Домашний труд женщины (часы в неделю, в среднем)

49

45

42

Доля домашнего труда мужчины (в процентах)

32

30

30

Доля домашнего труда женщины (в процентах)

68

70

70

Задание №4
Ниже приведены данные исследования, проведенного в 6 городах европейской части России (в том числе и в Самаре) среди разведенных мужчин и разведенных женщин на предмет влияния отца на воспитание детей. Под «фиктивным разводом» имеется ввиду такой брак, который либо быстро восстановился после развода, либо супруги развелись только на бумаге ради урегулирования каких-либо экономических вопросов, но отец так и продолжал жить с детьми. Проанализируйте данные в приведенных ниже таблицах и ответьте на вопросы: 1. Сравните мнения мужчин и женщин 2. Что происходит в случаях отсутствия контакта отца с его детьми? 3. Оказывает ли он в этом случае какое-либо влияние? 4. Сравните уровень влияния отцов живущих в семьях (фиктивный брак) с влиянием тех, кто живет отдельно. О чем говорят эти данные? Все ответы должны быть обоснованны.
Мнение матерей в %


Частота встреч отцов с детьми



Большое

Небольшое

Никакого

Часто

25,5

56,5

18

Редко

2,4

44,8

52,8

от общего числа опрошенных

9,9

48,6

41,5

Мнение отцов в %


Частота встреч отцов с детьми

влияние отцов на воспитание детей

Большое

Небольшое

Никакого

Часто

47,6

46,4

6

Редко

8,2

44,5

47,3

от общего числа опрошенных

24,1

45,3

30,6

Фиктивный брак

32

50

18

Задание №5

1. Дайте определение Прирожденного социального статуса. 2. Выпишите из приведенного ниже списка те социальные статусы, которые можно считать прирожденными, в каждом случае укажите причину, по который Вы включили тот или иной статус в список. 3. Укажите отдельно для каждого статуса на каком основании его нельзя считать прирожденным. 4. Опишите свои прирожденные статусы.
Женщина, член партии зеленых, немец, король, монгол, свекр, сын, безработный, негр, дочь, муж, садовник, падчерица, кузина, студент, дядя, католик, крестная мать, тридцатилетний, чемпион мира, ребёнок, теща, брахман, князь, маргинал, рабыня, сорокалетний инвалид, лишенный дворянства граф, старший сын.
Задание № 6

1. Дайте определение социального контроля. Ниже приведены термины, которые относятся к разным сферам жизнедеятельности общества 2. Выберете те из них, которые относятся к социальному контролю. 3. Укажите рядом с каждым из выбранных вами терминов свое объяснение причин, по которым Вы причислили их к социальному контролю. (Примечание: некоторые термины не так просты, как может показаться на первый взгляд)
донос, довод, ученая степень, дозор, приказ, долговое отделение, долговое обязательство, досмотр, доверенность, налоговая декларация, штраф, жалоба, надзор, нонконформизм, обязанность, цензура, слежка, конвой, традиции, медаль, совесть.
Задание №7

Ниже приведены данные опроса, проведенного в 1997 году в нескольких городах России. Задание: 1. Проранжируйте ответы опрошенных в таблице по убыванию (к каким методам пребегают чаще, реже и т.д.). 2. Совпадают ли надежды опрошенных на выход из тяжелого экономического положния с традиционной социальной стратификацией общества? 3. По типу ответов распределите опрошенных на несколько групп. О чем говорит выбранный ими метод выхода из экономического кризиса? 4. Дайте характеристику состояния российского общества, в результате которого именно эти способы оказались предпочтительными для населения русской провинции.
Что вам помогает справляться с экономическими трудностями в переходный период?


Мнение в % от общего числа опрошенных

Профессия

24,9

Способность к переобучению, переквалификации

12,1

Трудовой коллектив

2,5

Друзья, родственники

26,1

Деловые связи

12,7

Способность приспособиться к законам российского бизнеса

10,3

Имеющиеся сбережения

4,4

Имеющаяся собственность

6,4

Наличие подсобного хоз-ва

33,5

Умение идти на риск

6,1

Трудолюбие

29,2

Задание №8

Ниже приведены результаты опроса жителей г. Твери на предмет их отношения к гражданскому браку. Все опрошенные были условно разделены на три категории: Дети – люди от 18 до 24 лет, родители – от 40 до 55 лет, прародители – от 55 до 70 лет. Были опрошены как мужчины, так и женщины в равных пропорциях. На основании этих данных: 1. составьте анализ отношения к гражданскому браку в разных возрастных группах, а также отдельно для мужчин и женщин. 2. Сравните данные в таблице 1 с данными в таблице 2 и сделайте вывод о роли ребенка в заключении официального брака. 3. Проанализируйте активность опрошенных, какая категория была наиболее пассивной и как вы думаете почему?

Таблица 1

Отношение респондентов к гражданскому браку

САМОУБИЙСТВО (СУИЦИД). Намеренное лишение себя жизни. Как относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление – одна из форм отклоняющегося поведения. К проявлениям суицидального поведения относят завершенный С., суицидальные попытки и намерения.

Отношение к С. неодинаково в различные исторические периоды и в разных этнокультурах. Одобрялось С. в Античности, среди высших слоев Древнего Китая. Считалось обязательным С. вдов в Индии. Был определен ритуал С. в Японии (харакири), Древней Греции. Строгий запрет на С. налагают христианская, мусульманская, иудейская религии. Не одобряется С. в странах Африки. В ряде государств предусмотрена правовая ответственность за суицидальную попытку.

Причины С. как социального явления – общие для отклоняющегося поведения. Источником суицидального акта служит социально-психологическая дезадаптация личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Разнообразны мотивы С.: семейные конфликты, смерть близких, одиночество, неудачная любовь, тяжелая неизлечимая болезнь, крах жизненных ценностей , конфликты на работе, отставание в учебе, боязнь уголовной ответственности, позора и др. С. нередко совершают алкоголики. Значительная доля суициден-тов не имеет психических патологий.

С. – сложное явление, имеющее философский, нравственный, социальный, культурологический, медицинский, правовой, психологический аспекты. Первые социологические исследования С. относятся к началу XIX в. Классическим считается социологический анализ С., предпринятый Э . Дюркгеймом в книге “Самоубийство” (1897). Он утверждал, что С. зависит от внешних по отношению к индивиду причин, которые следует искать внутри общества , а число С. можно объяснить только социологически. Э. Дюркгейм различал С. эгоистическое,альтруистическое, аномическое (результат отсутствия или нарушения нормативного порядка) и фаталистическое (следствие чрезмерного группового контроля, избытка регламентации). Его ученик М. Хальбвакс пытался социологическую концепцию дополнить психологическими факторами, изучением мотивов С. С позиций социальной обусловленности С. исследовалось русскими учеными Д.В. Лихачевым, М.Я. Феноменовым, М.Н. Гернетом, В.М. Бехтеревым и др.

Социальная природа С. проявляется в относительной устойчивости их количества в различных странах за определенные промежутки времени, в зависимости числа С. от экономических кризисов (повышение уровня), войн (снижение уровня), интенсивности социально-экономического развития (повышенный уровень в экономически развитых странах и тенденция к повышению – в развивающихся); в неодинаковой, но относительно постоянной распространенности среди различных социальнодемографических и этнических групп ; в наличии устойчивых сезонных колебаний, выявленных еще Э. Дюркгеймом (возрастание в весенне-летний период, снижение в осенне-зимний); в устойчивых корреляционных связях с другими формами отклоняющегося поведения.

Первые попытки предотвращения С. благотворительными организациями относятся к началу XX в. В 1948 г. в Австрии появились кризисный центр и телефонная служба, оказывающие помощь в кризисных ситуациях. В России созданы суицидологический центр в Москве и региональные суицидологические службы (“телефоны доверия”).

САМОУПРАВЛЕНИЕ МЕСТНОЕ. Одна из форм организации публичной власти , сущность которой состоит в обеспечении самостоятельного и ответственного решения населением непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения. Особенности политического, экономического и социального развития страны, ее демократические традиции и государственное устройство оказывают существенное влияние на особенности организации и осуществления С. м. на отдельных территориях. С. м. обуславливает оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами каждого отдельного муниципального образования. С. м. – это способ организации местного сообщества, представляющий собой первичный уровень народовластия, основы функционирования которого законодательно закреплены в конституции государства и других законодательных актах. Органы государственной власти осуществляют правовое регулирование организации С. м., а также обеспечивают гарантии его осуществления – экономические, социальные, политические и организационные. Органы государственной власти вправе передавать собственные полномочия органам С. м. муниципальных районов и городских округов. В России С. м. осуществляется с учетом особенностей на таких территориях, как города федерального значения, наукограды, закрытые административно-территориальные образования, приграничные территории и др. Основная задача законодательного установления принципов самоуправления в государстве – это обеспечение конституционного статуса С. м., гарантированного действующим законодательством. Осуществляется через право населения самостоятельно определять структуру органов С. м. Население муниципального образования имеет право управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, устанавливать местные налоги и сборы. Законодательством регулируются разнообразные формы непосредственного осуществления С. м. населением и участия населения в осуществлении С. м. Это местные референдумы и муниципальные выборы, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы С. м. и др.

САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ. Средства социального контроля , применяемые к членам общества для обеспечения одобряемого поведения. Различаются позитивные С. с. (поощрение, вознаграждение) и негативные (осуждение, наказание).

СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНАЯ. Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп. С. с. лежит в основе образования социальных групп , социальных общностей , социальных институтов и социальных организаций , социальных норм и ценностей , социального контроля и др.

СЕМЬЯ. Основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Члены С. часто живут в одном доме. Отношения С. регулируются социальными нормами , образцами поведения и социальными санкциями.

СЕН-СИМОН КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА (1760–1825). Французский мыслитель, социолог. Обосновал идеи закономерного развития общества на основе индустриального развития, научных знаний, морали, религии, что должно привести к росту благосостояния и счастья большинства членов общества. Новое общество основано на научном планировании, сохранении частной собственности и классов , введенииобязательного для всех производственного труда . В работе “Катехизис индустриалов” отмечает, что праздные собственники (крупные землевладельцы и капиталистырантье) в обществе трудящихся будут устранены. Считал, что в промышленной системе частную собственность можно контролировать и заставить служить обществу. Постоянно подчеркивал роль организации труда, управления, планирования в интересах всего общества, в интересах трудящихся. В русле своих технократических взглядов обосновал идею, что государство из орудия управления людьми превратится в орудие управления вещами, т.е. перестанет быть политической организацией.

Основные сочинения: “Письма женевского обитателя к современникам” (1802), “Очерк науки о человеке” (1813–1816), “Труд о всемирном тяготении” (1813–1822), “О промышленной системе” (1821), “Катехизис промышленников” (1823–1824), “Новое христианство” (1825).

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ. Теоретикометодологическое направление в современной западной социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании. Теория С. и. делает основной упор на лингвистических, предметных коммуникациях , где велика роль языка в формировании сознания человека.

На основе идей Дарвина, авторы этой теории (ученые Чикагской школы во главе с Г. Блумером) показали, что взаимодействие людей представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи между стимулом и символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа.

Коммуникация между людьми возможна потому, что они придают одно и то же значение данному символу (в других культурах символы имеют другое значение). Общество вырабатывает символы и наделяет ими “Я ”, а “Я” оценивает свои действия через внутреннее освоение “Мы”.

Социальное “Я” включает два момента: собственно “Я” и “Мы”. “Я” – индивидуальное сознание. “Мы” – индивидуальное сознание в глазах других. Формирование человеческого “Я” отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах и состоит в усвоении значения символов и собственной роли. Выделяют две ступени социального действия:

а) общение при помощи жестов, прообраз языка;

б) символически опосредованное общение с помощью языка, порождающее одинаковые реакции при общении с любым индивидом, позволяющее поставить себя на место другого индивида, видеть себя глазами другого человека.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ. Сложно организованный, структурно упорядоченный, взаимодетерминированный в своих составных частях социальный объект, существование, функционирование и развитие которого отличаются относительным постоянством, устойчивостью и целостностью до тех пор, пока не нарушаются его основные внешние и внутренние связи, пока кардинально не изменяются его общие и частные функции и свойства.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО. Одно из наиболее влиятельных течений в русской общественной мысли 40–50-х гг. XIX в. Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать 3 начала: православие, самодержавие, народность. Этот путь должен выразить в себе соборное (коллективистское) начало, традиционно присущее русскому народу. Более того, Россия в силу якобы ее особого положения и веса в мире должна “дать миру какой-нибудь важный урок” (П.Я. Чаадаев), повести за собой другие народы и выполнить тем самым роль миссионера. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как “безбожная”, с духом наживы, прагматизма и эгоизма, где все продается и покупается, включая и самого человека. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и очень надеялись, что в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями, а не вопреки им. В развитие основных идей С. большой вклад внесли известные писатели, ученые и мыслители того времени И.В. Киреевский, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др. Центром С. являлась Москва, где его сторонники вели активные споры со своими оппонентами-западниками, выпускали печатные издания. Славянофилы выступали за отмену крепостного права. Они были убеждены, что дальнейшее развитие крестьянства будет происходить на основе общинного землевладения, исторически присущего русскому народу и якобы не несущего в себе социального расслоения. Идеи славянофилов популярны и в начале XXI в.

СОВОКУПНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНАЯ. Вся совокупность качественно определенных социальных явлений или процессов, имеющих те или иные общие социально значимые признаки и подлежащих социологическому изучению; весь объект социологического исследования в отличие от выборки как части С. г.

СОЗНАНИЕ МАССОВОЕ. Тип общественного сознания, широкая совокупность идей, представлений, иллюзий, чувств, настроений , отражающих все без исключения стороны жизни общества , принципиально доступные массам и способные вызвать интерес. Характеризуется разорванностью, противоречивостью, способностью к быстрым, неожиданным изменениям в одних отношениях и к известному “окостенению” – в других.

СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ. Система духовных способов отношения людей к миру и самим себе, возникающая в процессе жизнедеятельности различных групп и общностей и “обслуживающая” эту жизнедеятельность. Отражает общественное бытие, определяется им и, в свою очередь, воздействует на него. Выделяют разные формы С. о.: политическое, правовое, мораль, религию, науку, искусство, философию, а также экономическое, экологическое, космическое и т.д. Вычленяют разные уровни: общественную психологию и общественную идеологию (обыденное сознание, теоретическое специализированное сознание). По субъектам выделяют сознание массовое , групповое, общечеловеческое.

СОЗНАНИЕ УТОПИЧЕСКОЕ. Общественное сознание , которое характеризуется аксиологической, ценностной привлекательностью и абстрактной истинностью, но не может быть реализовано в данной форме. С. у. бывает двух видов: идеальные, непротиворечивые социальные модели и нереализуемые проекты. Всякое сознание, направленное в будущее, развивается по двум линиям: фантазии и предметное сознание технологического, программного характера. Фантазии и предметное сознание опираются на тот уровень культуры , социального опыта, который имеется в обществе . Будущего в его непосредственной форме не знает никто.

Любой выход сознания за границы действительности практически всегда содержит элемент утопии. С. у. отличается от реалистического только тем, что в первом элемент нереальности составляет сущность, а во втором – момент количественного характера, который “исправляется” на практике. Ситуация осложняется тем, что критериев для различения социальной утопии и реализма много, но абсолютныхнет. В то же время любая утопия рано или поздно будет воплощена в человеческой практике. В XIX в. рациональные утопии претендовали на абсолютное преодоление утопизма в сознании. В XX столетии стало понятно, что рациональным способом создать непротиворечивую картину мира для современного человека невозможно.

В условиях демократического взаимодействия множества политических субъектов появляется возможность более безболезненно для общества разрешать некоторые социальные противоречия. В современном цивилизованном обществе каждый человек или группа людей в рамках закона может иметь свое мировоззрение и отношение к обществу и политике. В рамках закона и С. у. имеет право на существование. Недопустимо, когда утопия начинает навязывать обществу свои законы. Реализация утопии всегда приводит к деструкции в общественных отношениях, тоталитаризации власти , последующему кризису системы и краху режима.

СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–1968). Выдающийся русско-американский социолог. С 1919 г. профессор Петроградского университета. В 1922 г. был выслан из России за оппозицию к большевикам. С 1930 г. профессор, а затем декан социологического факультета Гарвардского университета. Один из создателей современной американской социологии. О своеобразии понимания С. специфики предмета и метода социологии достаточно ясно свидетельствует разработанная им в 1919 г. программа преподавания социологии.

Социологические труды С. отличаются разнообразием тематики и разработкой новых областей социологического знания, послужившей началом широких исследований в мировой социологии по проблемам социальной стратификации , социальной и культурной мобильности, созидательного альтруизма, методологии социологического анализа. Автор учебников по социологии, исследований по истории русской и мировой социологии, по вопросам влияния бедствий на сознание и поведение человека, по социологии войны, революции, морали. С точки зрения С., простейшей моделью социального явления служит взаимодействие 2 индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются 3 элемента: индивиды; их акты, или действия; проводники, т.е. те средства, которые используются ими во взаимодействии (символы, интеракции), – язык, орудие труда , деньги, живопись, музыка и др. Выделял следующие разновидности взаимодействия: а) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих; б) взаимодействие сходных и несходных лиц; в) взаимодействие одностороннее и двустороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное, шаблонное и нешаблонное.

Уделял большое внимание разработке структуры социологической науки. В “Системе социологии” разграничивал теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего и подразделяется на:

1) социальную аналитику, изучающую строение как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений (социальная анатомия и морфология);

2) социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется;

3) социальную генетику, задача которой состоит в том, чтобы дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей, теорию эволюции общественной жизни.

Практическая социология включает в себя социальную политику. Будучи прикладной дисциплиной, при опоре на теоретическую социологию она должна помогать обществу и человеку управлять социальными процессами в соответствии с поставленными целями.

Социология – наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких наук, как экономическая теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства; в то время как социология – со всеми сферами, родовыми, общими свойствами, признаками социальных явлений во всех сферах. В работе “Социология революции” (1925) утверждается, что революция означает прежде всего смену в поведении людей, их психологии, верованиях и ценностях . Революционные отклонения в поведении людей (революционные ситуации) вызываются всеобщим растущим подавлением базовых инстинктов, т.е. рефлексов, импульсов (пищеварительного, индивидуального и группового самосохранения, самовыражения, собственности и др.) и вырождением элиты , правящих классов.

Революция представляет собой худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс, потому что достигается это непропорционально великой ценой. Ненависть, жестокая борьба, зверства сопутствуют любой великой революции.

Революциям С. противопоставил социальную эволюцию и предложил “каноны” – правила реформирования:

– реформы не должны попирать человеческую природу, ее базовые инстинкты;

– тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования;

– каждый социальный эксперимент вначале следует испытать на малом масштабе;

– реформы должны проводиться правовыми и конституционными средствами.

С. – один из создателей современных концепций социальной стратификации и мобильности. Стратификацию определял как дифференциацию людей на иерархические слои. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Стратификация существовала во всех обществах и во все времена, изменяясь количественно и качественно. Нет постоянной тенденции ни к возрастанию, ни к выравниванию. Существуют циклы, в которых усиление неравенства сменяется его ослаблением.

Под социальной мобильностью понимал экономические, политические и профессиональные перемещения. Переход из одной социальной группы в другую на одном уровне – это горизонтальная мобильность. Социальный подъем или спуск из одного социального пласта в другой – это восходящая или нисходящая вертикальная мобильность.

С. был одним из родоначальников теории конвергенции . В условиях “холодной войны” опубликовал эссе “Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу” (1960).

Центральной темой творчества ученого является теория социокультурной динамики. Он считал, что основой и фундаментом всякой социокультуры (цивилизации) является понятие ценности. Каждая социокультура неповторима, уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка.

СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ. Социологическая теория, которая интерпретирует общество на основе законов естественного отбора и борьбы за существование, сформулированных Ч. Дарвином в середине XIX в. для биологической сферы. Данное направление возникает в рамках позитивизма (Г . Спенсер , Т. Мальтус, А. Смолл). Ряд социологов и политологов опирались на С. – д. при выдвижении реформистских идей в политике (А. Смолл). Другие отстаивали идеи консерватизма , обосновывая необходимость в обществе стихийного процесса, который естественным путем корректирует политические и общественные отношения (У. Г. Самнер). Психологическое направление (У. Беджгот) обратило внимание на формы и механизмы осмысления политических и социальных процессов и формирования на этой основе политического поведения. Основная проблема С. – д. заключается в определении обоснованности форм редукции – сведения социальных процессов к социобиологическим. Это противоречие время от времени приводит к смене парадигм, школ и направлений в развитии этой формы мысли.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества , которому он принадлежит. С. происходит на основе обучения и воспитания, усвоения социальных ролей, в результате чего человек превращается в члена современного ему общества.

СОЦИАЛИЗМ. 1. Учения, в которых в обществе цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости , свободы и равенства . 2. Общественный строй, воплощающий эти принципы. В научный оборот термин “С.” ввел П. Леру в работе “Об индивидуализме и социализме” (1834) как противоположное по смыслу слову “индивидуализм”. Социалистический идеал возник как реакция на длительный исторический период социального угнетения значительной части человечества. Он включает как различные представления и мечты о справедливом обществе, так и выводы и постулаты, содержащиеся в основных социалистических концепциях и учениях, опыт социалистических движений и экспериментов. Составными элементами С. являются идеи о социальной справедливости и защите обездоленных, равенстве возможностей, предоставляемых обществом, уничтожении эксплуатации и угнетения, сообществе людей труда и должной оценки результатов их трудовой деятельности, обеспечении достойной жизни для всех людей, преодолении противоположностей между умственным и физическим трудом , городом и деревней , научном управлении обществом, гуманистическом развитии человека и общества, всестороннем развитии личности , обществе труда и мира, роли социалистической (коммунистической) партии.

Основными подходами к проблеме С. считаются марксистский (ленинский) и социал-демократический. Марксистский подход рассматривает социализм как первую, низшую, незрелую фазу, ступень коммунистической общественно-экономической формации, непосредственно приходящую на смену капитализму после завершения переходного периода, началом которого выступает социалистическая революция. Эта фаза характеризуется утверждением общественной собственности на средства производства, ведущей ролью рабочего класса и его политической организации; реализацией принципа “от каждого – по способностям, каждому – по труду”; обеспечением на этой основе социальной справедливости, условий для всестороннего и гармоничного развития личности. Теоретической основой этого понимания С. являются произведения К . Маркса , Ф . Энгельса и В.И . Ленина . Реализация идей С. в странах “мировой системы социализма” завершилась ее разрушением в результате процессов 1990-х гг. В последнее время в большинстве бывших социалистических стран наблюдается повышение авторитета коммунистической и социалистической партий, модернизирующих свои программы, творчески применяющих новые теоретические наработки к своеобразным условиям своих государств, занимающих важное место в представительных органах власти . С. в его разнообразных проявлениях отобразил ряд гуманных идей и ценностей , основными среди которых являются: социальная эмансипация личности, обеспечение социальных прав, равенство жизненных шансов каждого человека, систематизация представлений о справедливом обществе с ценностями свободы и равенства, создание условий для гармонического и всестороннего развития личности, преодоления всех проявлений насилия и социального отчуждения , обоснование идей гармонизации общественной жизни, достижение социальной солидарности, привнесение в практику общецивилизационного развития идей контроля над стихией рынка, социальная защита, реализация гуманистических общечеловеческих ценностей , создание социальных гарантий для демократии.

СОЦИАЛИЗМ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ. Ключевая идейно-политическая концепция социал-демократии.

Впервые термин “С. д.” использовал в 1888 г. Д.Б. Шоу. До Первой мировой войны его использовали Э. Бернштейн и О. Бауэр, в межвоенный период – К. Каутский и Р. Гильфердинг.

В послевоенное время С. д. становится официальной доктриной социал-демократического движения. Контуры этой концепции намечены во Франкфуртской декларации Социалистического Интернационала (1951), программных документах западноевропейских социалдемократических, социалистических, лейбористских партий конца 1950-х – начала 1960-х гг.

Так, Годесбергская программа (1959) Социал-демократической партии Германии (СДПГ) ориентирует своих членов на социализм . В “Основной программе” стержневую роль играет понятие социализма как “постоянной задачи”. Ни в этой, ни в другой программе нет четкого разграничения между социализмом как движением, социализмом как теорией и социализмом как состоянием. Под категорией социализма как постоянной задачи понимается прежде всего такое движение к социализму, которое не предполагает наличия переломного момента, качественного скачка, знаменующего переход к социализму-состоянию. Само восприятие социализма как состояния общества не допускается социал-демократией.

Социализм, по мнению теоретиков социал-демократии, не нуждается в формулировке конечной цели. Известна формула-лозунг Э. Бернштейна: “То, что считают конечной целью, для меня ничто, движение – все”. Авторитетнейшая фигура в социал-демократическом движении В. Брандт говорил о С. д. как о “никогда не кончающейся задаче все больше и больше, вновь и вновь осуществлять социальные требования демократии в процессе политической борьбы, проводить в социальную действительность право индивидуума на личную и политическую свободу”.

Вопрос о завоевании рабочим классом политической власти как предпосылки и условия общественных преобразований (как он стоит у коммунистических партий) с повестки дня социал-демократии снят. На авансцену теоретических разработок выдвинулся лозунг “социальной демократии”, основным компонентом которого является триада: свобода, справедливость и солидарность. Эти ценности – не просто морально-этические постулаты, но и руководящие принципы проведения конкретной политики.

Свобода, как определяет Декларация принципов Социалистического Интернационала, – это результат индивидуальных и совместных усилий, которые представляют собой две части единого процесса. Каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями.

Справедливость означает прекращение всякой дискриминации личности , а также равенство в правах и возможностях. Она требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство. Солидарность носит всеобъемлющий и глобальный характер. Это практическое выражение общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости. В эпоху беспрецедентной взаимозависимости между личностью и государством принцип солидарности приобретает особое значение, поскольку он необходим для выживания человечества.

Известная модернизация концепции С. д. был предпринята в 1980-е гг. в ряде документов социал-демократических партий, Социалистического Интернационала. Социал-демократия приступила к решению тех проблем, которые во многих европейских странах обозначаются как “кризис прогресса”. Проект С. д. стал включать в себя модель индустриальной цивилизации. В центре дискуссий, развернувшихся вокруг данной модели, встали такие вопросы, как экономический рост; социальное управление техникой; будущее мира труда ; социально ответственное производство энергии; новый индивидуализм; новые формы всеобщей безопасности; масштабы интернационализации .

СОЦИАЛИЗМ УТОПИЧЕСКИЙ. Одно из течений в общественной мысли, способ обоснования неизбежности создания некоего “идеального” общества (социализм , коммунизм) , которое будет резко отличаться от реальной действительности как несовершенной и бесчеловечной. Первые попытки предвосхитить идеальное будущее человечества имели место уже в древней мифологии (миф о “золотом веке” человечества) и в ранней философии (учение Платона об “идеальном” государстве). Собственно С. у. возник как интеллектуальная реакция на зарождавшееся в XV в. капиталистическое общество с присущими ему социальным неравенством и эксплуатацией наемного труда.

Первый этап развития С. у. охватывает период с XVI по XVIII в. Т . Мор , Т. Кампанелла, Д. Уинстенли, Ж. Мелье, Г. Мабли, Г. Бабеф в своих произведениях развивали социалистические и коммунистические идеи. Все они резко критиковали капитализм (прежде всего, частную собственность как его основу) и рисовали нередко весьма детальный образ общества будущего, которое должно стать альтернативой “бесчеловечному” капитализму.

После Великой французской революции 1789 г. в первой половине XIX в. начинается новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей. С. у. переживает период бурного расцвета. Появляются и сами термины “социализм” и “коммунизм”. В произведениях К.А. Сен-Симона , Ш. Фурье и Р. Оуэна идеи о социально справедливом обществе нашли свое дальнейшее развитие. Представители этого этапа считали, что капитализм не отвечает природе человека и критиковали буржуазное общество за вопиющее неравенство, несправедливость, бесправие бедняков. Сен-Симон, Фурье и Оуэн искали закономерности в развитии общества и пытались обосновать неизбежность наступления нового строя.

При всех своих теоретических достижениях социалисты-утописты разделяли идеи рационалистов XVIII в. о том, что все недостатки общества коренятся в невежестве и что достаточно объяснить причину зла и заблуждений, чтобы породить неудержимое стремление изменить существующее положение к лучшему.

Социалистические проекты в значительной мере были представлены и в общественной мысли России, что подпитывалось остротой социальных противоречий в стране. Поиски некоего “царства божьего на земле” имели место на протяжении многих веков, они неизменно сопровождали все крестьянские выступления. Зачастую не столько теоретическую, сколько литературно-публицистическую форму С. у. в России обрел в творчестве таких мыслителей, как А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский. Особое место занимает учение А.И . Герцена о возможности построения в России “крестьянского” (общинного) социализма.

С. у. является закономерным явлением общественной мысли. Он отразил острейшие социально-экономические проблемы и противоречия общества. В нем выразилась вековая мечта человечества о более разумном, гуманном и справедливом устройстве общественной жизни.

СОЦИОЛОГИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ. С. занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место. Это объясняется следующим. С. является наукой об обществе , его явлениях и процессах, включая в себя общую теорию общества, выступающей теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т.е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей. Конкретная техника и методика изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономические, социально-политические и т.д.).

С. занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную картину общества, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение С. по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и другим специальным биологическим отраслям знания.

У С. много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру , верования, традиции , но рассматривает их под особым социологическим углом. С психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. Наконец, в отличие от исторической науки, которая изучает только то, что свершилось и вошло в историю, социология фокусируется на современности, включая в себя социальное планирование и прогнозирование. Связь С. с историей является наиболее тесной и взаимонеобходимой. История имеет объектом и предметом своих исследований общество и его законы в конкретных проявлениях. И та и другая наука воспроизводят социальную действительность.

В результате изучения С. приобретаются знания, умения и навыки научного осмысления общества в 3 аспектах: 1) как множества индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т.д.); 2) как иерархии социальных позиций (статусов ), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; 3) как совокупности норм и ценностей , определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ. Специальная отрасль социологического знания, изучающая молодое поколение как специфическую социальную общность , особенности ее социализации и жизнедеятельности.

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА. Специальная отрасль социологии, носящая междисциплинарный характер, характеризующая право как систему регуляции жизненных сфер, отношений между людьми, организациями, государствами, интегрирующий и дифференцирующий фактор. С. п. в отличие от общей теории права и государства изучает в основном влияние на право других неправовых факторов, а также влияние права на общество и индивида, причины и формы социальных отклонений от требований правовых норм. Теоретические истоки формирования С. п. связаны с трудами Платона , Аристотеля , Г. Гроция, Ш. Монтескье , германской исторической школы права (Гуго, Пухта, Савиньи), Э. Эрлих а, Э. Дюркгейма , последователей институционализма (П. Сорокина , М. Ориоу, Г. Гурвича ), социологической юриспруденции США (Б. Кардозо, Р. Паунд, О. Холмс). Большой вклад сделали Н. Луман , К. Кульчар, Н. Ролан. Развитие современной С. п. находится в поисках синтеза положений позитивизма , социологической юриспруденции, естественно-правовой теории, юридической антропологии.

СОЦИОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ. Отрасль общественной социологической науки, призванная на базе фундаментальной социологии изучать пути, формы и методы решения практических вопросов оптимизации организации, функционирования и развития социальной жизни и на этой основе вырабатывать соответствующие рекомендации, планы, прогнозы и т.д.

СОЦИОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ. Одно из направлений социологии труда , исследующее проблемы труда в промышленности как специфической сферы материального производства.

СОЦИОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. В 1970-х гг. в странах третьего мира появляются особые национальные и социокультурные социологические школы, учитывающие специфику культур и традиций народов развивающихся стран. Представители социологии третьего мира считали, что процессы здесь нельзя понять глазами Запада. В Африке, Латинской Америке приобретает все большую популярность “социология участвующего действия”. Социологи проводят массовые действия по просвещению масс, организуя социологические кружки, через которые привлекают людей к исследованиям, направленным на демократическое переустройство общества.

СОЦИОЛОГИЯ РУССКАЯ ПОЗИТИВИСТСКАЯ. Представители С. р. п., стремясь к познанию социальной действительности, использовали многообразные аналитические подходы, в ряде случаев предугадав то, что позднее повторили западные социологи.

Важнейшим направлением в русской социологии являлась субъективная школа. Ее представители обратились к таким нетрадиционным для позитивизма темам, как духовная жизнь общества , внутренний мир личности , нравственный идеал, ценностные аспекты человеческого поведения и др. Развивая мысль О . Конта о делении социологии на теоретическую и практическую, теоретики субъективной школы взяли в качестве исходного положения о разграничении теоретического интереса к сущему и понимания практического смысла должного. Задачей социологии они считали обоснование нравственного идеала и выбор средств практической деятельности. Практическая социология была призвана вырабатывать нормы поведения людей и давать им оценки с точки зрения нравственного идеала. Мировоззренческую основу теоретических построений субъективной социологии составили взгляды идеологов русского социализма А.И . Герцена и Н.Г. Чернышевского, подготовивших своими трудами широкое общественное движение народничества. Именно субъективная школа стала идейным олицетворением народничества в России, формой научного знания, которая поставила своей задачей теоретическое обоснование главной цели народнического движения – перехода российского общества к социализму.

Субъективная школа отличалась от народнической идеологии тем, что она была одним из направлений науки, представляя собой стройную систему знаний со своими задачами, особым понятийным аппаратом и методом. С идеологией народничества ее сближает реальная социальная практика, положенная в основу ее научных разработок.

СОЦИОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ В США. С самого начала стала формироваться как прикладная наука. Значительное развитие в США получили исследования по социологии труда и управления. Еще в 1990-х гг. Ф.У. Тейлор (1856–1915) провел комплексное исследование на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия, разработал и внедрил сложную систему организационных мер – хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации, новую структуру функционального администрирования. Началом второго подхода западной социологии к регулированию производственного поведения работников послужил так называемый Хотторнский эксперимент, проведенный в 1920–1930-е гг. американским ученым Э. Мэйо на предприятиях электротехнической фирмы “Уэстерн электрик”. Мэйо и группа его сотрудников провели серию опытов, на основе которых сделали вывод о том, что главной причиной, определившей столь высокий уровень производительности труда, здесь явились особые отношения, которые возникли между работницами в группе. Они, как считали ученые, превратились в своеобразный коллектив с устойчивыми неформальными связями, в рамках которого устанавливались отношения сотрудничества, взаимопомощи и т.п. Однако в любом случае работники ориентировались на коллектив, своих коллег, руководителей, желая “заслужить их одобрение”. В результате этот подход получил название “менеджмент человеческих отношений”. Именно с него началось быстрое и широкое развитие американской индустриальной социологии, да и в целом бурное развитие социологии на Западе. Если говорить об отличиях первого и второго из описанных подходов, то первый подход ориентирован на побуждение людей к индивидуальной работе посредством персонального вознаграждения. Управленец же, ориентирующийся на второй подход, активизирует работников своим доверием к ним, консультациями с персоналом и вовлечением исполнителей в процесс принятия решений.

Последний, третий подход к регулированию производственного поведения работников связан с именем американского социолога Б.Ф. Скиннера и получил название “ситуативный менеджмент”. Здесь используются и материальные, и социальные побудительные факторы, т.е. в определенной мере совмещаются две описанные ранее парадигмы. Вознаграждение при этом тщательно увязывается с достижением конкретных целей в труде, а главной заботой менеджера становится оценка результатов деятельности работника и “дозирование” материальных и моральных стимулов.

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (1820–1903). Английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма , основатель органической школы в социологии. Предпринял попытку, исходя из теории эволюции, разработать философскую систему, охватывающую все отрасли знания. Свою систему он назвал “синтетической философией”.

Для С. характерен органический подход к анализу общественных явлений. В основе эволюции общества , по его мнению, лежат непрерывные процессы дифференциации, специализации и интеграции. Эволюция идет от простого к сложному. Дифференциация функций сопровождается разделением труда и его специализацией, что дает возможности выполнять функции более эффективно. В результате интеграции происходит объединение дифференцированных элементов общества в более сложную социальную систему. В простых, изолированных друг от друга обществах все заняты примерно одной и той же деятельностью, поэтому в них отсутствует политическая организация. Эти простые общества сменяются сложными, с разделением функций среди членов общества. В них возникает иерархическая политическая организация. В ходе дальнейшей эволюции возникают общества удвоенной сложности, занимающие постоянную территорию, имеющие постоянно действующие конституции и системы законов. Впоследствии на основе обществ с удвоенной сложностью возникают цивилизации, т.е. наиболее сложные социальные целостности (национальные государства, федерации государств или империи).

Стартовую и конечную точки континуума эволюционного процесса характеризуют, по мнению С., два противоположных идеальных типа: военное общество и промышленное общество. В военном обществе каждый его член пожизненно “приписан” к определенной позиции в организационной иерархии. Вознаграждения за труд и почести распределяются согласно позиции и рангу в ней. Право охраняет незыблемость статусной иерархии и власти , поэтому структура обществ военного типа жесткая, малоподвижная и сопротивляется всяким изменениям. Люди в них консервативны и малоинициативны, плохо приспосабливаются к новым условиям, как и общество в целом. Жизнь, свобода и собственность индивида принадлежат государству. Ценятся такие качества, как храбрость, преданность, вера в авторитет, уверенность в необходимости государственного вмешательства. Среди обществ, наиболее приближающихся к военному типу, С. называл Древний Египет, Спарту и Россию. Промышленное общество – это аналог индустриального общества . В условиях мира слабеет принуждение, возрастает гибкость и подвижность социальной организации и индивидов. На смену примитивному принуждению приходит сплоченность благодаря знанию, психологической гибкости, уживчивости. Отношения в промышленном обществе – это совокупность идеальных условий, которые должна создать социальная эволюция.

С. отмечал наличие в социальном организме 3 систем жизнеобеспечения: производящей, распределяющей и регулятивной. Особое внимание он уделял анализу таких элементов регулятивной системы, как социальные институты : домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. С. показал, что совместное проживание людей породило институт семьи . Объединения людей в целях нападения и обороны положили начало развитию государственной организации и политических институтов.

Исходя из общих законов эволюции, С. сформулировал “закон выживания наиболее приспособленных” членов общества, являлся противником государственной поддержки бедных и неимущих.

К наиболее известным работам можно отнести такие, как “Социальная статика” (1850), “Социология как предмет изучения” (1873), “Основания социологии” (1876–1896).

СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Достижение принципа социальной С. является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. В общем смысле социальная С. подразумевает соответствие между социальной ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями , деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.