Контраст рассказа после бала. Прием контраста в рассказе Л.Н. Толстого «После бала. Чтение и анализ текста

    Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника - Варварой, а на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы...

    В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит...

    Прототипом главного героя рассказа «После бала» был брат Л.Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ. В нем он повествует о том, как может измениться жизнь человека всего лишь за одно утро. Первая часть рассказа...

    Читая рассказ Л. Н. Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Повествование строится вокруг эпизода из жизни главного героя - Ивана Васильевича. Мы узнаем,...

    В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования - все это характерно...

    Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала»...

Сочинение

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» — очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.

Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.

Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», — рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: «…высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная». Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову. Это придавало ей какой-то царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».

Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг — вот что испытывал герой на протяжении всего бала.

Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом — полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.

Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.

Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.

Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.

По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.

Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.

Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека — преступления по отношению к себе, к своей душе.

Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» - очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.

Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.

Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», - рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: "… высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная". Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову. Это придавало ей какой-то царственный вид, "который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».
Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг – вот что испытывал герой на протяжении всего бала.

Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом – полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.

Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.

Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.

Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.

Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.

Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.

Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

«ПОСЛЕ БАЛА» . КОНТРАСТ КАК ПРИЕМ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ РАСКРЫТЬ ИДЕЮ РАССКАЗА. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ О СЮЖЕТЕ И КОМПОЗИЦИИ Дистанционный урок в 8 классе

МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ; ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ, КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА.

Почему этот текст по своему жанру является рассказом? Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. Как правило, в рассказе одна сюжетная линия.

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление на балу после бала заключение Рассказ заключён в "рамку". Этот композиционный приём называется «рассказ в рассказе» .

3. Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших «после бала» ? (Хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц, после бала происходит событие, изменившее жизнь героя.)

Контраст как основной художественный прием рассказа. Задание: провести наблюдения над текстом и найти ключевые слова из эпизодов «На балу» и «После бала» по плану (план см. на следующем слайде). По желанию в тетради по литературе оформите таблицу: На балу После бала 1. Белое платье с розовым пояском, брильянтовая фероньерка, белые перчатки. 2. 3. 4. 5. 1. Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди. 2. 3. 4. 5.

План наблюдения 1) краски, цветовая гамма этого эпизода; 2) описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата); 3) звуки, характер музыки; 4) психологическое состояние рассказчика; 5) описание внешности и поведения полковника.

Сравни со своей таблицей На балу После бала 1. Белое платье с розовым поясом, брильянтовая фероньерка, белые перчатки. 2. Варенька: сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. 1. Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди. 2. Солдат: что-то большое, черное; оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его; дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу; это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека; спотыкающийся, корчившийся; сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал.

На балу После бала 3. Кадрили, и вальсы, и польки; 3. Звуки флейты и барабана. В душе мотив мазурки. у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка. …барабанщик и флейтщик … не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию. …все так же били барабаны и свистела флейта 4. я был счастлив, блажен, я был 4. Мне было … стыдно… как будто добр, я был не я, а какое-то я был уличен в самом постыдном неземное существо, не знающее зла поступке; на сердце была почти и способное на одно добро. Я физическая, доходившая до обнимал в то время весь мир своей тошноты, тоска, такая, что я любовью. счастье мое все росло и несколько раз останавливался, и мне росло какое-то восторженно-нежное казалось, что вот-вот меня вырвет чувство. всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.

На балу После бала 5. Высокая статная фигура; очень красивый, статный, высокий и свежий старик; лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери; воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. 5. Высокий военный в шинели и фуражке; шел твердой, подрагивающей походкой; с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами; втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу; все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника; он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата; делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся.

Автор подчеркивает в систе ме образ ов в композиции рассказа в языковых средствах в описа ниях контраст

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? Эпизод бала и события после бала противопоставлены другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий - это важный прием для постижения идеи рассказа. Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. (Это состояние было пережито самим писателем!) Прочитайте статью учебника «Композиция художественного произведения» (с. 345 -346).

Запишите выводы в тетрадь по литературе Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

Проблемы, поднятые автором в рассказе Запишите в тетрадь по литературе: Проблема нравственного выбора. Проблемы чести, долга, совести. Проблема жестокого обращения с солдатами. Проблема социальной несправедливости.

Жизненные источники рассказа Прочитайте статью в учебнике на с. 343 -344 (Жизненные источники рассказа «После бала» . Почему, по-вашему, Толстой в 1903 году обратился к событиям своей юности - 40 м годам ХIХ в. ? Какие события потрясли Россию в 1903- 1920 гг. ? Почему рассказ сохраняет свою актуальность и по сей день?

В рассказе «После бала» слышна перекличка двух эпох - той, которую непосредственно изображает Толстой (40 -е годы XIX, время Николая I), и той, которая присутствует незримо (это 90 -е годы). Поэтому писатель в этом рассказе восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы.

Цель урока:

  • показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
  • работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
  • раскрыть гуманистический пафос рассказа "После бала".

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, иллюстрации к рассказу "После бала", музыка, презентация.

Словарная работа: композиция, контраст, антитеза

Контраст - франц. contraste - резко выраженная противоположность.

Композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Представим поздний вечер. Лев Николаевич за работой... Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строго судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с мыслью о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания - "прогнания сквозь строй". Но рассказ "После бала" выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность. Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает - это цель нашего урока.

2. Беседа с учащимися.

Что такое композиция произведения?

(Композиция - это построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.)

От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (От лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего своё прошлое.)

Что это был за человек? (Уважаем всеми, рассказывал он очень искренно и правдиво, видно, что он обладает богатым жизненным опытом.)

Кто ещё участвует в разговоре? (Молодой человек.)

В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? (Кольцевая.)

3. Слово учителя.

Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночью, и включает два эпизода.

Какие это эпизоды?

(Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

Бал и наказание - в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.)

И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить.

Учитель: Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: напомните их.

1. Обратите внимание на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое время на бал и послушаем, как звучала музыка мазурки и вальса.

(Чтение бала у губернского предводителя со слов "взял руку дочери..." до слов "подвел ее ко мне...").

Слайд. Иллюстрация, музыкальное сопровождение. Выразительное чтение отрывка (читает Коршунова Лиза)

2. Наказание солдата со слов "я стал смотреть..." заканчивая словами "это было тело человека".

Слайд. Рисунок. Выразительное чтение эпизода (читает Ерёменко Саша)

4. Исследования учащихся.

Мы проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказание солдата по плану: Слайд.

I вариант смотрит, какими эпитетами обрисован праздник у предводителя:

бал чудесный,

зала прекрасная,

буфет великолепный,

музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.

Варенька - в белом платье, в белых перчатках. У нее - "сияющее... лицо, ласковые, милые глаза..."

Отец Вареньки - красивый...

Иван Васильевич - доволен, счастлив...

II вариант смотрит, какими эпитетами обрисована вторая часть, после бала:

В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, и перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания:

Улица: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке

Солдаты в черных мундирах

Музыка: неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Иван Васильевич- стало неловко и неприятно, была на сердце тоска

Индивидуально: Сравнительная характеристика полковника и наказываемого (внешнее описание, лицо, походка, как двигался) Слайд.

С какой целью Л. Толстой использует в рассказе контраст?

(Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)

Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России. Позиция автора четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его достоинства.

5. Итоги урока.

Учитель: Вот и наступили последние минуты урока. Что мы рассматривали на уроке? Какие исследования провели?

(Учащиеся: Мы проанализировали особенности композиции рассказа, исследовали языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.)