Как выбрать снеговую лопату. Характеристики и виды лопат для уборки снега. Что важно знать, планируя дренаж участка

Выбор огромен, но при покупке инструмента нужно обращать внимание не только на материал изготовления, цену и качество, но и на удобство использования лично для вас. Важен размер, удобная ли ручка, и сможет ли она выполнять всю работу, для которой вы ее приобретаете. Лопата для уборки снега, как и , состоит из полотна и рукоятки. Но главным ее отличием от других является гораздо более широкий совок прямоугольной или полукруглой формы.

По материалу изготовления сегодня встречаются такие лопаты для уборки снега: алюминиевые, пластиковые и деревянные. Черенки изготавливают также из древесины, металла и пластика, к которым для удобства работы приделываются надежные прорезиненные ручки. Самой продуктивной считается широкая деревянная лопата с прямоугольным совком с бортиками, поскольку она охватывает большую площадь, и снег с нее не соскальзывает.

Но работать с ней может только сильный человек, и если в процессе разгребания снега вы хотите заодно немного поупражняться и хорошо при этом согреться – берите именно такой инструмент. Людям, не привыкшим к силовым упражнениям, подойдет вариант инструмента из пластика с полукруглым полотном, так как он более легкий и маневренный.

Современный пластик – очень прочный, долговечный и износостойкий материал. Недаром так ценится дачниками. Поэтому наиболее комфортным, удобным и надежным инструментом для разгребания снега в нашу зиму станет небольшая лопата из пластика с ручкой из такого же материала.

Владельцы такого инструмента отмечают, что по своим характеристикам и практичности он превосходит металлический: гораздо легче, очень прочен, не имеет сучков, прекрасно переносит мороз и влагу.

Пластиковый вариант инструмента хорош еще тем, что не повреждает очищаемые от снега поверхности. Поэтому вашим ступенькам и дорожкам из декоративной плитки не грозят сколы и трещины. Но, счищая с них снег, не стоит очень сильно нажимать на ручку или пытаться отколоть лед, поскольку даже самый крепкий инструмент может не выдержать плохого обращения.

При покупке лопаты в магазине в первую очередь обращаем внимание на ее прочность. Поэтому никогда не стесняйтесь протестировать инструмент. Для этого лопату нужно наклонить, сильно надавить на нее сверху и проверить, насколько ковш упругий. Если отверстие полотна, куда вставлена ручка, осталось целым и без трещин, то инструмент прошел проверку, и его можно считать надежным.

Лучше брать не очень большую по размерам лопату, так как, чем больше площадь ее ковша, тем более тяжелым будет на ней снег. От длины ручки тоже зависит, насколько удобна будет она в эксплуатации. Подбирайте высоту лопаты соответственно своему ростом, чтобы при работе с ней вы не гнули и не напрягали спину. И не забудьте приобрести для неё качественный чехол, в котором её будет удобно хранить и переносить.

Ну, а если у вас золотые руки, и есть свободное время, вы можете попробовать соорудить снегоуборочный инструмент самостоятельно. Как показывает практика, самодельные лопаты для уборки снега, сделанные из фанеры, бывают ничуть не хуже магазинных инструментов. Но как сделать самому такой аксессуар, мы расскажем уже в следующей статье.

Цель данного материала – попытка с позиции разработчика помочь в выборе снеговой лопаты, заодно коснувшись ситуации на рынке снеговых лопат из пластика. Как конструктору подобных изделий, мне есть о чем рассказать. Бум прибыльности производства пластиковых снеговых лопат пришелся на 2008 – 2010 годы. Определенную роль сыграло в этом изменение климата. Зимы стали более снежными. Отчасти это следствие рыночных законов. На подготовленную наличием объективной потребности в товаре рыночную среду стали «бросать спички» маркетологи, продвинувшие тренд пластиковой снеговой лопаты. Первоначальная цель была сломать предубеждение, что пластмассовые снеговые лопаты недостаточно прочны по сравнению с металлическими и фанерными. Поэтому первой лопатой моей разработки была именно «сверхпрочная», а главной фишкой – езда по ней на джипе. К полезной ценности это имело крайне опосредованное отношение. Скажу более, плата за такое свойство – излишний вес ковша, массивный алюминиевый профиль и соответственно неоправданно большая цена. Да и работать палкой с килограммом на конце, когда половина из этого килограмма явно лишние – на любителя. Однако для того периода изделие было очень актуально. Снеговые лопаты приносили производителям прибыль в от 80 до 120%. Разумеется, многие из пластмассовиков дружно двинулись на эту обильную поляну. К тому же «цена за вход» весьма невелика. Прессформа на снеговую лопату проста и долговечна, хотя и массивна. Стоит в пределах от 400 до 700 тыс. руб. Термопластавтомат с объемом впрыска от 900 см 3 и усилием смыкания от 450 тонн в лице нового китайского или работоспособного старого уже имелся у многих, а у кого не было- один станок купить для капиталиста не проблема (от 500 т.р до 1800 т.р.). Вложения в начале «бума» можно было «отбить» за сезон. Конкуренция быстро привела к добавлению в конструкцию снеговой лопаты алюминиевого профиля, трубчатого черенка и пластмассовой ручки. Когда я делал первую лопату, алюминиевый профиль для лопат в РФ никто не производил, и мне пришлось разрабатывать свой, с последующим заказом фильеры.

Продолжительность «бума» обратно пропорционально затратам на начало производства. Карла Маркса никто не отменял, тем более в период «дикого» капитализма. С 2011 года рынок снеговых лопат был перенасыщен и пошел на спад. Многие оптовики не смогли полностью распродать склады за сезон. Особенно резко это коснулось «дорогого» ценового сегмента. Снеговая лопата – утилитарный инструмент, который не приобретают с целью коллекционирования. Покупатель снеговой лопаты по цене выше средней, как правило, пользуется ей эпизодически, в основном для расчистки подъезда к гаражу или места на стоянке, поэтому износ изделия крайне невелик. Избыточная же надежность дорогой лопаты при таком использовании исключает необходимость повторять покупку на долгие годы. Некоторые производители прежде «дорогих» и зачастую массивных изделий, чтобы удержаться на рынке и получать прибыль с имеющейся оснастки стали экономить на качестве пластика. В ход пошла откровенно дрянная «вторичка». Такие лопаты хуже, чем изначально предназначенные для дешевого ценового сегмента. Лишний вес есть, а соответствующей прочности нет. Как правило, в конце сезона такие производители получают обратно от оптовиков машины, груженные возвращенным браком и обгаженную репутацию вдовесок.

Что же выбрать покупателю сейчас? Поскольку сам разрабатывал такие изделия, тему пластиковых снеговых лопат я изучил более чем основательно и могу дать некоторые полезные рекомендации. Тем, для кого главное – прочность, следует немедленно забыть про все варианты из полиэтилена, полипропилена и прочих мифических «поликомпозитов». Обратите внимание на продукцию Орехово-Зуевской фирмы Альфа-М из поликарбоната. Фирма известна также под торговой маркой "BERCHOUSE". Эти лопаты не имеют профиля на конце. Он там вообще не нужен.

Поликарбонат сам по себе крепче любого профиля. В свое время мне на испытания попали их первые образцы. (Один из них такой, как на левой картинке.) Ковш жесткий, не гуляет под нагрузкой. Угол плоскости лопаты к черенку правильный. Субъективно лопата ощущается легкой. Я всячески пытался воспроизвести самые варварские варианты использования снеговой лопаты. Даже регулярно рубил ей лед у гаража. Лопата до сих пор цела, хотя использовалась с преднамеренной целью сломать. К сведению: прозрачные листы поликарбоната используются для вандалоустойчивых транспортных павильонов. Стрелковые очки из поликарбоната без повреждений выдерживают выстрел из «апгрейженной» пневматической винтовки свинцовой пулей. Отличить такую лопату от других легко – она прозрачная как стекло. Альфа-М подкрашивают свои лопаты красным красителем. Как правило, это первичное сырье (если не мутное на просвет). Почему же производители до сих пор не завалили страну лопатами из поликарбоната? Во первых – поликарбонат довольно дорогой материал, и лопата из него не будет дешевой. Покупатели, в основной своей массе, не осознают насколько прочнее эта прозрачная «стекляшка» стоящих рядом внушительных конкурентов. Почему то без профиля, а стоит дороже? Во вторых, литье поликарбоната требует определенной культуры производства и оборудования. Прессформа должна быть термостатирована. Наладчикам нужно уметь работать с таким материалом. Многие производители не посчитали затраты оправданными. Про остальные лопаты марки BERCHOUSE не могу сказать ничего хорошего или плохого – обычные рядовые изделия по вполне соответствующей цене. Для своего прямого назначения – уборки снега вполне пригодны. В плане дизайна они меня не впечатлили.

Польские лопаты не рассматриваю, поскольку высокая цена несколько опережает довольно приличное качество. Почти все они представляют собой более или менее удачные реплики с западных образцов.

Американские и западноевропейские снеговые лопаты у нас почти не представлены. Некоторые «залетные» экземпляры встречаются крайне редко и по «космическим» ценам. Скорее для экзотики, чем для реального употребления. Например «SUNCAST». Бесспорно, дизайн великолепный, качество очень высокое. Отличный выбор для того, кто даже испражняется золотыми слитками. Правда не знаю, зачем таким лопата. Может деньги грузить?

Однако и за приличные деньги можно испортить себе настроение. Что здесь не так? Смотрим внимательно на правую картинку.

Угол плоскости ковша к черенку слишком велик. Чтобы скинуть снег с лопаты, приходится подбрасывать его немного вверх. Ковш сам тяжелый, да еще и со снегом. После нескольких минут подобной «гимнастики» я почувствовал неприятные ощущения в спине. Вам нужен такой геморрой за свои деньги? Ковш явно рассчитывался под изогнутый черенок.

Насчет финского «Фискарса» - марка несомненно раскрученная, а что за ней? Кто то верит, что все продаваемое здесь под этим названием на самом деле сделано в Финляндии? Черный цвет пластика меня сильно настораживает. Дочитавшие до конца поймут. Модели у них с точки зрения дизайна и эргономики отличные. Ляпов с качеством я тоже не замечал. Однако переплачивать за бренд не хочется. Реально такие лопаты должны стоить дешевле как минимум на половину.

Есть фирма, работающая в низком ценовом сегменте, вызвавшая у меня восхищение. Это ковровский «Цикл». На мой взгляд - оптимальный выбор для тех, кто хочет получить нормальное изделие за минимальную цену. Не берусь утверждать, заимствовали что либо они от концепции разработанной мною «Санты - Феличиты», но их «Купец» просто хорош!

Ковш предельно облегчен при оптимальном для среднего пользователя объеме. Жесткость и прочность увеличена боковой отбортовкой, что позволило дополнительно снизить толщину и вес. Ручка тоже предельно облегчена и технологична. В перчатках работать вполне удобно. Лопата очень легкая. Наверно самая легкая из всех. Эргономика в плане угла наклона черенка к рабочей плоскости соблюдена. Что значит вес лопаты для пользователя? Легкой лопатой Вы перекидываете снег, а не тратите усилия на размахивание лишним весом ковша лопаты. Может кому и покажется несколько сотен грамм ерундой, но только до тех пор, как придется всерьез поработать снеговой лопатой. Понимание приходит через ощущения. Остальные модели вроде «Витязя» и «Крепыша» тоже вполне хороши для своей цены. К сожалению не имел пока возможности подержать в руках их новинки – «Варяг» и «Викинг».

Последняя вообще с изогнутым черенком, что приближает ее к идеально эргономическому варианту, расчеты которого я встречал изучая американские патенты. Среди отечественных производителей лопат такое крайне редко встречается. Однако, принимая во внимание уровень и предыдущие успехи ковровских разработчиков, могу предположить, что новые изделия вполне достойны внимания. Конечно, если ковровские производители не начнут задирать на них цену. Все же дизайн ковшей этих новинок достаточно зауряден. Почему я так остановился на «Цикле»? На мой взгляд модели этой фирмы наиболее точно «попали в рынок» снеговых лопат в его сегодняшнем состоянии. Конкуренция велика, а изделия с малой массой и следовательно, коротким циклом литья, при сохранении классической комплектации, имеют все шансы занять хорошие рыночные позиции. Здесь первична цена. В модельном ряду каждый найдет то, что ему нужно. Он оптимален и не содержит моделей-дубликатов по потребительским свойствам.

Большое количество снеговых лопат делает пионер российского лопатопроизводства – тульский «Полипласт». Первая модель у них была репликой старого «фискарса». Одна из самых «раскрученных» в России версий пластмассовой снеговой лопаты. Всего «Полипласт» выпускает три модели снеговых лопат. Все они неплохо себя зарекомендовали в дешевом сегменте рынка.

Материал ковшей – вторичный полипропилен и блоксополимер. Качество вполне стабильное и соответствует цене. Под заказ могут сделать ковши из первичного сырья. Алюминиевый профиль надежно запрессован. Производят они и свою пластиковую ручку. Однако в собранном виде лопаты «Полипласт» не поставляет. Фирма также хорошо известна большим ассортиментом изделий садово-огородной тематики.

Весьма серьезным производителем снеговых лопат является ставропольский «Метпластик». Не смотря на то, что у них в ассортименте всего 3 модели ковшей, эффективное производство с новыми термопластавтоматами позволяет им держать низкий уровень цен на продукцию. На фотографиях производства с их сайта видны ТПА Haitian MARS4700. Оптимальное оборудование с функцией энергосбережения. Цех организован явно грамотно.

Большой выбор разноцветных ярких ковшей говорит о том, что делают они лопаты из первички (яркие), либо из высококачественной вторички (черные или блеклых оттенков). Такие изделия были бы вполне достойным по качеству и оправданным по цене приобретением, если бы не один маленький нюанс. Профиль из оцинковки – это вчерашний день. Помню, еще в 2010 интересовался у меня хозяин «Полипласта», где можно заказать профиль. Внедрили они его применение за несколько месяцев. И это правильно. Обжатый алюминиевый профиль держится намертво. Оцинковка при работе часто слетает. В то же время сами лопаты хорошие. Странно это и непонятно.

Из чего же делают сейчас снеговые лопаты? Часто можно увидеть в описаниях лопат такую строчку: «Сделано из морозостойкого пластика». Особо "альтернативно одаренные" могут даже написать «морозостойкого поликомпозита». Это вообще заумный бред, не имеющий никакого отношения к реальности. Когда производство дорогих лопат было сверхприбыльно, морозостойкость и дополнительная прочность достигалась добавлением в первичный полипропилен 2 – 4 % морозостойких добавок, содержащих каучук (КМД или аналоги). Для предотвращения деградации пластика под влиянием солнечных лучей, добавлялась присадка УФ-стабилизатор примерно 1.5%. Кто сейчас так делает? Насколько мне известно - никто. Так что на обещания «морозостойкости», как конкурентного преимущества не ведемся. Пустые слова, за которыми ничего нет.

Материал используемый Альфа-М и ковровским Циклом – в основном вторичный ПНД (полиэтилен низкого давления). Хорошо это или плохо? Сравним с блоксополимером и полипропиленом. Внешне последние выглядят более презентабельно – лучше держат форму и блестят. Однако полипропилен на морозе становится хрупким. С блоксополимером ситуация несколько лучше, но кто даст гарантию, что это именно блоксополимер? Полиэтилен более морозостоек в силу своих свойств, хотя и не так красив. В основном используется «вторичка» - сырье из передробленных и гранулированных отходов, брака различных производств, собранного пластикового мусора. Полипропилен и полиэтилен – полимеры полиолефиновой группы. Они совместимы при переработке. А если в дробленку попадет полистирол? Даже небольшого количества достаточно, чтобы сделать пластик слоистой хрупкой гадостью, ломкой как печенье. Вторичка ПНД с примесью полистирола мне не попадалась. В полипропиленовой дробленке включения полистирола изредка бывали. Объясняется это просто. При сортировке вторсырья, полистирол или АБС (сополимер стирола) легче спутать с полипропиленом, чем с полиэтиленом. Мне приходилось с таким сталкиваться на предыдущем месте работы. Увы, вся эта дрянь ушла в лопаты. Посторонних включений тоже хватало. Наладчикам иногда приходилось по несколко раз за смену останавливать термопластавтоматы, чтобы прочищать забитые мусором сопла. В конце концов этот цирк мне надоел, и я отказался от руководства литьевым цехом, оставив за собой металлообработку, а затем и вовсе уволился. Так что, к сожалению, не могу рекомендовать к покупке лопаты своей разработки, если только это не изделия по заказу «Центроинструмента». Там хотя бы «первичка», если повезет, может даже оказаться блоксополимер 8300J.

Продаются эти лопаты и под маркой «Rockmelt» в ядовито красном цвете. Правда, цена там совершенно неадекватна. Это для тех, кто красненькое любит, но не коммунист. Надеюсь понятно, кого я имею в виду.

Ну красный краситель. И что? От этого лопата, которую я разрабатывал для самого дешевого сегмента рынка приобрела некие магические свойства? На кого рассчитывают, поднимая на нее цену выше 760 руб, когда ей красная цена 300 руб. и не больше!? (в розничной торговле)

То же самое. Ее себестоимость выше на 40 рублей, за счет большей массы ковша и другого профиля. Все. Неужели кто то так переплачивает? Модель то очень старая. Я слегка передрал ее с "Rugg BackSaver" дремучего года выпуска.

Если цена первичного полипропилена, блоксополимера или ПНД около 75 – 90 рублей за килограмм, то хорошая «вторичка» стоит в районе 40 - 50 руб, а есть еще и «смет», гадость по цене 25 - 30 руб. Что выберет тот, кто жаднее? Изделия из вторичного сырья легко узнать. Черный цвет – за редчайшим исключением всегда «вторичка». Это объясняется тем, что черный краситель закрашивает любые цвета и оттенки исходного материала. Более дорогие и качественные варианты вторсырья – «шприцовка», «прозрачка» и «цветнушка». Соответственно продукты переработки одноразовых шприцов и выборочно отсортированных по цвету отходов или изделий. Они легко распознаются по неярким оттенкам и некоторой «сероватости» в цвете конечного изделия. В состав «правильной» вторички также вводят «рециклирующую» добавку, улучшающую свойства.

Чем «вторичка» хуже «первички»? Каждый цикл переработки вызывает температурное разрушение определенной части цепочек полимеров. Соответственно немного снижается прочность изделия. Однако не все так плохо. Если «вторичка» получена от переработки очень качественных деталей, произведенных с различными улучшающими свойства пластика добавками, лопата может получиться весьма удачной. В некоторых случаях лучше, чем из «первички» без добавок. Такое, правда, случается редко. Следует ли выбирать лопаты только из первичного сырья? Я бы не советовал. Переплачивать в разы за яркий цвет и гипотетически слегка большую прочность нерационально. Качественная «вторичка» не так уж и плоха.

Покупать снеговую лопату лучше всего там, где есть возможность выбрать изделие из большой кучи однотипных. Дело тут не в выборе конкретного экземпляра, а в общей оценке качества материала. Внимательно осматривая лопаты, особо следует обратить внимание на места крепления ковша к черенку саморезами или заклепками, края или прочие места запрессовки профиля. Если хотя бы на одном экземпляре обнаружится трещина, следует вообще отказаться от покупки лопаты из данной партии. Пластик, не выдержавший нагрузки при сборке или перевозке, однозначно некачественный. Использование по назначению такой лопаты на морозе будет недолгим. Это относится и к ручкам лопат. Их иногда делают идентичными по цвету, но из более дешевого сырья. Еще один момент. Нужно внимательно приглядеться к пластику ковша, особенно к черному. Если на поверхности попадаются маленькие точечки светлого или металлического оттенка, значит ковш отлит из «смета» - самой низкокачественной «вторички». Разумеется, такое покупать тоже нельзя. При покупке лопаты черного цвета, надо смотреть, насколько глубок черный цвет. «Светло-черный» цвет может говорить о наличии в пластике большого процента неорганического наполнителя – мела или талька. Прочности такой состав не добавляет, а вес увеличивает. Конечно, этот оттенок может получаться и при использовании для лопат переработанных деталей белого цвета, окрашенных диоксидом титана, который черный краситель не может полностью «победить». Однако, зачем рисковать? Выбор же есть.

Подведем итог. Самый разумный выбор с точки зрения максимального качества по разумной цене. Альтернативы орехово-зуевской лопате из поликарбоната на данный момент нет. Цена в магазинах порядка 660 руб. Именно эта модель имеет наиболее правильную конструкцию.

Если хочется получить лучшее качество не глядя на цену – выбираем «Suncast PowerBlade SCP3500» из поликарбоната. Можно заказать в интернет-магазинах по цене около 3000 руб.

Если цель – сэкономить, выбираем модели Ковровского «Цикла» или Тульского «Полипласта». Разумеется, в диапазоне 300 – 450 руб.

Покупать лопату не из поликарбоната по цене дороже, совершенно иррационально. Любой блоксополимер, полипропилен, ПНД, винипласт, хоть первичный или вторичный, во много раз уступают поликарбонату по прочности. Конечно, производителей много, моделей еще больше. Выбрать есть из чего. На что смотреть я рассказал. Удачной покупки.

Этот нехитрый инструмент в зимнюю пору становится незаменимым помощником для человека. После снегопада без хорошей лопаты непросто добраться до крыльца дома, заехать в гараж или попасть в сарай.

Кто-то может сказать, что снегоуборочный инвентарь не изменился с тех пор, когда его дедушка ходил в школу. На самом же деле инструментарий для борьбы с сугробами непрерывно совершенствовался, облегчая наш труд.

Сегодня мы рассмотрим различные варианты лопат для уборки снега и познакомимся с их особенностями. Дадим рекомендации по выбору, укажем примерные цены и сообщим полезные советы для самодельщиков.

Виды лопат для уборки снега

Классическая конструкция снегоуборочной лопаты всем хорошо знакома. Это длинная рукоятка-черенок, на которой закреплен широкий ковш.

Классическая деревянная лопата

До недавнего времени для изготовления ковшей и черенков использовалось два материала: древесина и металл (сталь и алюминий).

Сегодня их дополнил композитный пластик, стойкий к морозу и механическим нагрузкам.

Тот, кто работал пластиковой лопатой, наверняка оценил ее главное преимущество – легкий вес. Она не намокает от снега, как деревянная и не ржавеет, как стальная. По поводу долговечности пластика есть сомнения, но на 4-5 сезонов уборки ее обычно хватает.

Компактную снегоуборочную лопату называют автомобильной. Ее используют водители для очистки парковки и въезда в гараж. Для удобства перевозки в багажнике такие инструменты делают складными, разборными или ставят их на телескопические черенки.

Складная автомобильная лопата

Лопата с телескопическим черенком удобна в перевозке и легко подгоняется под рост человека

Второй популярный вид снегоуборочного инструмента — скребок или волокуша (движок). От своей родственницы он отличается широкой дугообразной рукояткой и внушительной шириной ковша.

Стихия этой конструкции – легкий и рыхлый снег. На слежавшемся и мерзлом насте скребком для снега работать нельзя. Здесь приходится пользоваться обычной лопатой по принципу – «медленно, но уверенно».

В поисках компромисса конструкторы разработали гибрид снегоуборочной лопаты и скребка. Он одинаково хорошо подходит как для отбрасывания снега, так и для его перемещения.

Комбинированная лопата-скребок

Переходя к механизированным моделям, рассмотрим снегоуборщик для уборки снега со шнеком. Ее преимущество перед «дедовским» инструментом – удобство в работе. Никакой нагрузки на поясницу. Толкаешь перед собой ковш, а шнек вращается и отбрасывает снег в сторону.

К сожалению, уверенно работать этим механизмом можно только с тонким слоем рыхлого снега (до 15 см). Более толстый пласт останавливает шнек.

В категорию супер-лопат для уборки снега можно занести устройство, именуемое ручным бульдозером. Это четырехколесная тележка с отвалом. Большая ширина захвата и возможность работать в полный рост, делают мобильную лопату незаменимой помощницей при очистке больших площадей.

Мощность ручного бульдозера – 1 человеческая сила!

Угол поворота отвала здесь регулируется, позволяя работать как с легким и рыхлым, так и с достаточно тяжелым снегом.

Упрощенная разновидность лопаты для снега на колесах – двухколесная модель. Она менее производительна, но весьма удобна в работе. Колесная ось позволяет во время работы поднимать отвал, избегая ударов о неровности дорожного покрытия.

Среди необычных конструкторских решений можно отметить одноколесную лопату. Она пока еще не встречается в наших магазинах. Придумали ее на Западе и окрестили «снежным волком». Внешне несуразная конструкция по отзывам владельцев весьма маневренна и удобна в работе.

Одноколесная лопата с качающимся черенком

Суть идеи состоит в использовании большого колеса, на оси которого шарнирно закреплен черенок. С одной стороны он заканчивается велосипедными «рогами», а с другой соединен с пластиковым ковшом. Загребая снег, ее владелец движется по участку. Подходя к зоне складирования, он резко опускает рукоятки. Ковш поднимается и выбрасывает вперед собранный снег. Постоянно нагибаться, утомляя мышцы спины, в этом случае не приходится.

Следующий уровень конструкторской «прокачки» — электрическая снегоуборочная лопата.

Принцип ее работы прост: электродвигатель вращает резиновый шнек, который отбрасывает снег в сторону. Этот механизм хорош, когда нужно убирать снежный покров небольшой толщины. Для борьбы с сугробами и льдом он не подходит.

Несмотря на долговечность и прочность металла, сегодня лидерами спроса становятся пластиковые лопаты. Как мы уже говорили, они легче стальных и деревянных. Данный факт имеет первостепенное значение при очистке большой территории.

Выбирая пластиковую лопату, следует обратить внимание на глубину ковша и наличие защитной накладки на ее рабочей кромке. Вместительный ковш ускоряет процесс уборки, а защитная окантовка предохраняет пластик от износа.

Качество пластмассы проверяется очень просто: инструмент наклонно упирают в пол и сильно нажимают на него черенок. Если ковш упруго деформируется, не трескаясь, то изделие не поломается от частого контакта со слежавшимся снегом.

Удобство в работе повышает D-образная рукоятка. Она увеличивает силу броска и не дает руке соскользнуть с черенка. Наличие продольных ребер на ковше – еще один плюс в пользу покупки. Они повышают жесткость и улучшают скольжение инструмента.

По поводу материала нужно сказать следующее. Деревянная лопата с фанерным ковшом уступает пластиковой. На нее быстро налипает влажный снег, увеличивая вес инструмента. Контакт с влагой вызывает набухание фанеры и ее деформирование.

Алюминиевые лопаты занимают среднюю позицию между деревянными и пластмассовыми. Они легкие, прочные и долговечные, но весьма дорогие.

Стальные ковши самые надежные, но при этом и самые тяжелые. Таким инвентарем можно работать по плотному снегу и сбивать тонкий лед.

Определившись с материалом, следует обратить внимание на длину ручки (черенка). Она не должна быть слишком короткой, чтобы вам не пришлось работать, низко наклонившись.

Скрепер для уборки снега нужно покупать максимально легкий, чтобы меньше утомляться при очистке большой площадки. Он должен быть снабжен колесиками или «лыжами» — двумя выступающими планками на днище ковша. Они уменьшают трение о снег, облегчая перемещение инструмента.

Ориентировочные цены

Самую простую фанерную лопату можно приобрести по цене от 150 рублей.

Стоимость снегоуборочного инструмента со стальным ковшом и деревянным черенком стартует с отметки в 300 рублей за 1 штуку.

Цены на простые алюминиевые лопаты находятся в диапазоне от 600 до 700 рублей.

Пластиковую лопату Fiskars (Фискарс) с эргономичной рукояткой, пластиковым, деревянным или алюминиевым черенком продавцы предлагают по цене от 900 рублей. Более продвинутые модели с широким ковшом (скреперы) достигают в цене 2х тыс. рублей.

Хит продаж FISKARS 142610, цена от 900 рублей на 2016-2017 год

Стоимость простого снегоочистительного скребка с пластиковым ковшом составляет от 750 до 2000 руб.

Механизированный снегоуборщик Forte (Форте), снабженный стальным шнеком, в розничной сети продают по цене 900-1000 руб. За электрифицированный роторный инструмент придется заплатить не менее 6 000 рублей.

Бюджетный механический снегоуборщик Forte QI-JY-50

Двухколесный скрепер со стальным ковшом можно приобрести по цене от 4000 рублей. Четырехколесные модели ручных скребков продают по цене от 6500 рублей.

Лопата для уборки снега своими руками

В конструкции снегоуборочной лопаты нет ничего сложного. Поэтому ее можно сделать самостоятельно в домашних условиях.

Рассмотрим два самых популярных у самодельщиков варианта:

  • фанерную лопату;
  • скребок (движок) на колесах.

Подготовив все необходимые для работы материалы, сделать лопату для уборки снега своими руками из фанеры можно в течение 1 часа.

Набор деталей для сборки включает:

  • Деревянную рейку сечением 30х40 мм (длина1,5 метра) для изготовления черенка.
  • Фанерный лист толщиной 5 мм и размером 40х40 см.
  • Обрезок сосновой доски толщиной 3 см и длиной 40 см.
  • Полосу оцинкованной стали шириной 5-6 см.
  • Шурупы по дереву длиной 3 см для крепления черенка к фанере.
  • Гвозди длиной 15-20 мм.

Из инструментов понадобится электрорубанок, ножовка, ножницы по металлу, клещи, долото, молоток и отвертка.

Первая операция – изготовление задней стенки ковша из обрезка доски. Для этого на заготовке карандашом прочерчивают дугу. Ее высота в центре составляет 10 см, а по краям 5 см.

Выстругав рубанком намеченный контур, берут ножовку и делают в центре доски два надреза по размеру будущего черенка. Долотом вырубают прямоугольное отверстие для пропуска ручки.

Край черенка размечают карандашом и срезают ножовкой так, чтобы он плотно прилегал к фанерному листу.

Лист фанеры накладывают на стенку ковша и фиксируют гвоздями.


Стальную полосу отрезают по размеру ковша, загибают ее край и прикручивают шурупами к днищу. Кусочки стальной полосы используют для усиления места крепления черенка к листу фанеры и участка, где он проходит через заднюю стенку ковша.

Для усиления рабочей кромки полосу сгибают пополам, надевают ее на фанеру и загибают края металла. Для того, чтобы полоса не соскочила с ковша во время работы, ее фиксируют по краям короткими винтами или заклепками.

А теперь рассмотрим изготовление второго конструктивного вариантасамодельной лопаты для чистки снега на двух колесах.

В интернете можно встретить решение, основа которого — рамка с ручками от старой коляски. Мы считаем, что для нормального скрепера она слишком «хлипкая». Поэтому предлагаем использовать для изготовления каркаса профильную трубу 20х40 мм. Ее для нашей самоделки потребуется немного, всего 1,5 метра.

Квадратной рамы в нашем варианте не будет. Ее заменит центральная трубчатая стойка. К ее верхней части приваривается ручка — отрезок водопроводной трубы диаметром 20 мм.

До начала сборки нужно купить два колеса для тележек диаметром 8 дюймов. Отвал делается из листовой стали толщиной 0,8-1,0 мм. Просверлив в двух стальных пластинках-фланцах отверстия для пропуска вала, их приваривают к профильной трубе, выполняющей функцию черенка.

После этого к наклонной стойке приваривается короткий отрезок трубы 20х40 мм для крепления поворотной пластины с отвалом. В пластине и в трубе, на которой она будет лежать, высверливают три отверстия: одно для крепежного болта и два для установки стопорного стержня, фиксирующего отвал.

В качестве оси для колес можно использовать любую стальную трубку или арматуру подходящего диаметра. Пропустив ось в отверстия фланцев, к ней нужно приварить стопорные кольца, предохраняющие колеса от смещения.

Каждый год с наступлением зимы для дачников появляется дополнительное занятие – уборка снега. Те, кто заканчивает дачный сезон осенью, сталкивается с этим реже. Хотя стоит хотя бы изредка приезжать и сбрасывать снег с крыш построек, отгребать от деревянных стен и окон, иначе весной можно обнаружить обрушение кровли и прочие неприятные последствия зимовки. В магазинах сейчас предлагают множество всевозможных приспособлений для уборки снега: от механических до сложных агрегатов, работающих от электричества или топлива. И все же самым эффективным для уборки снега приспособлением, на мой взгляд, является простая лопата. Ведь в теории всё здорово: запустил тот же мотоблок со шнекоротором и дело пошло в разы быстрее, на деле же можно столкнуться с рядом проблем:

  • примерзла дверь сарая, где стоит мотоблок и ее саму надо расчищать от снега и наледи;
  • нет масла или горючего;
  • не заводится;
  • агрегат электрический, а свет вырубили из-за непогоды.

С лопатой же такого не произойдет. Она либо еще пригодна для работы, либо пора менять. На край всегда можно взять обычную совковую и что-то расчистить ей, но это быстро утомляет из-за больших объемов работ и веса самой лопаты. Поэтому в хозяйстве стоит иметь специальную снегоуборочную лопату.

Виды и их особенности

Лопату для уборки снега можно сделать самому или купить готовую в магазине. Самопал – это как правило большой вес, плохая эргономика, слабая прочность. Особенно, если это первая попытка изготовить подобный инструмент. Зато относительно бесплатно.

Магазинные можно разделить по нескольким критериям.

По материалу:

  • деревянные,
  • пластиковые (композитные),
  • оцинкованные,
  • алюминиевые,
  • дюралевые,
  • титановые.

Можно даже встретить экземпляры из рельсовой стали.

По форме ковша:

  • однобортные,
  • двубортные (обычно со шнеком),
  • трехбортные.

По механизации: со шнеком или без него. Кстати, разрекламированная в последнее время механическая лопата для снега со шнеком нет так уж и эффективна в полевых условиях, в чем можно убедиться из видео.

По усиливающим элементам конструкции:

  • без них,
  • с ребрами жесткости на ковше,
  • с алюминиевой кромкой на рабочей грани лопаты.

По виду конструкции:

  • классическая,
  • скрепер – отличительная особенность: ручка в виде дуги и широкий ковш, предназначен только для уборки снега путем его сдвигания, подойдет для уборки больших площадей с ровной поверхностью;
  • скребок – что-то среднее между волокушей (скрепером) и обычной лопатой: можно как сдвигать снег, так и отбрасывать его в сторону;
  • ручной бульдозер или грейдер – помимо ковша оборудуется колесами, которые вместе с другими элементами крепятся к сварной раме.

По бренду и стоимости.

Скрепер (он же движок или волокуша)

Ручной грейдер

На что обратить внимание при выборе

Все те вещи, которые хорошо бы учесть, выбирая снегоуборочную лопату, формируют небольшой чек-лист:

  1. Вес. Лопата должна быть максимально легкой. Ведь нам предстоит долго работать со снегом. В морозы это не так критично, а вот весной или во время оттепелей, когда снежные массы напитаются водой, нагрузки становятся такими, что можно и в качалку не ходить!
  2. Длина и форма ручки. Модель желательно подбирать под рост, иначе быстро устает спина. Также не лишней будет рукоятка – так проще переносить снег в плюсовую температуру: меньше нагрузка на руки и спину, лопата не переворачивается сама под тяжестью груза с неравномерным распределением по площади ковша. Брать прямую ручку или изогнутую – это на любителя.
  3. Материал. В моей практике лучше всех себя показал пластик. Точнее, пластиковый ковш и деревянная рукоятка. Инструмент используется регулярно и служит уже более 3 лет. Хорошо, если по рабочей грани будет идти алюминиевая кайма – меньше шансы на поломку в морозы или при ударах о камни, металлические конструкции во дворе во время уборки. У дерева есть один минус – без перчаток работать нельзя. Оставляет занозы, что критично, когда нужно быстро расчистить территорию.
  4. Форма и оснащение ковша. Тут все зависит от принципа работы и физической подготовки. Однобортной лопатой особо не покидаешь снег – он соскальзывает, но зато ей можно пользоваться, как скрепером, на узких садовых дорожках: снег остается по сторонам, пока вы продвигаетесь вперед. Позволяет избежать лишних движений. С трехбортовым ковшом такой фокус не пройдет. Здесь только черпать снег и отбрасывать его в сторону. Можно переносить на небольшие расстояния. В идеале, если у ковша есть ребра жесткости – так он выдержит более высокие нагрузки, т.е. можно черпать полный ковш снега, разбрасывать обледеневшие комки наста. Чем ковш глубже, тем быстрее можно производить очистку территории.

Используются для очистки тротуаров, пешеходных дорожек, придомовых участков, территории возле автомобиля или гаража. Этот инструмент представляет собой одну из разновидностей совковой лопаты с лотком шириной 35-50 см. Современные лопаты для уборки снега имеют небольшую массу, позволяя тем самым комфортно работать длительное время. Давайте разберемся, как выбратьлопату для уборки снега.

Что такое скрепер?

Ещё одним инструментом является скрепер (или скребок). Этот инструмент по конструкции похож на лопату, но его принцип функционирования отличается — им не отбрасывают снег, а сгребают в определённое место. Скрепер для снега состоит из ковша шириной в 70-100 см и рукоятки, которой можно управлять двумя руками. Некоторые скреперы комплектуются полозьями или колесиками для более комфортного перемещения по снегу.

Как выбрать лопаты для снега

Современный ассортимент лопат для уборки снега довольно широк. Можно встретить лопаты разных форм и размеров, они могут быть деревянными, металлическими, пластиковыми. Чтобы сделать правильный выбор снеговой лопаты, стоит учесть площадь и рельеф очищаемой территории. Рассмотрим детальнее, на какие параметры стоит обратить внимание перед покупкой лопаты.

Характеристики рабочей части лопаты

  1. Материал ковша. Металлическая лопата для снега прочна и долговечна, но для работы с ней нужны определённые навыки. Лопаты с деревянным ковшом стоит аккуратно использовать и регулярно обрабатывать водоотталкивающими веществами. Пластиковая лопата для снега устойчива к деформациям, имеет небольшую массу, поэтому работать с ней легко и удобно. Стоимость лопат из пластика ниже, но они существенно уступают в надёжности и долговечности металлическим.
  2. Размер рабочей части. Чем больше площадь совка, тем больше снега он захватит. Соответственно, откинуть снег требует больших усилий, поэтому размер ковша стоит подбирать исходя из особенностей вашего телосложения. Одним из наиболее комфортных вариантов являются прямоугольные лопаты длиной в 40 см.
  3. Конфигурация ковша. Лопаты для уборки снега бывают с одним и тремя бортами. Широкие плоские совки более удобны для расчистки больших территорий. В лопаты с глубокими бортиками помещается больше снега, они позволяют разгребать объёмные сугробы. Полукруглые ковши больше подходят для работы на местностях с неровным рельефом, прямоугольные — наоборот.
  4. Особенности кромки. Эта часть совка служит для подрезания снега, производится из пластика, алюминия или оцинкованной стали. Пластиковые кромки не царапают поверхности из дорогих материалов и не наносят вреда растениям. Лопаты с металлической кромкой хороши для уборки от снега асфальтовых и бетонных дорожек.

Характеристики рукоятки лопаты

Пластиковые черенки удобны для уборки лёгкого и сухого снега, но ледяная корка может привести к повреждению инструмента. Лопаты с деревянной рукояткой являются недорогими и практичными, но требуют аккуратности при использовании и тщательного ухода. Алюминиевые черенки — надёжны и долговечны, но важно обратить внимание на эргономичность. Чтобы лопата для уборки снега не выскальзывала и не морозила рук желательно, рукоятка должна быть прорезиненной.

Высота черенка лопаты должна соответствовать вашему росту, чтобы минимизировать нагрузку на мышцы спины. Если вам необходимо многофункциональный инструмент, обратите внимание на модели с выдвигающимися рукоятками и сменными черенками. Такими снеговыми лопатами можно и автомобиль расчистить, и снег с крыши убрать.

  • Перед покупкой обратите внимание на гарантийный срок, он является показателем качества и надёжности инструмента.
  • Используйте изделие по прямому назначению: не стоит лопатой для снега скалывать лёд, для таких работ существуют ледорубы.
  • Помните, чтобы защитить руки от мороза и мозолей все операции по уборке снега стоит проводить в защитных перчатках.

Подведём итоги

Стоит разумно подходить к выбору лопаты для уборки снега. Во-первых, конструкция изделия должны соответствовать предполагаемому объёму работ. Во-вторых, масса и габариты лопаты или скрепера должны быть адекватными вашему телосложению. В нашем каталоге вы найдёте идеальный вариант лопаты для себя!