Пастыри о смирении. Претерпевший до конца, спасется. Северная Корея Претерпевший же до конца спасется

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

ПРЕТЕРПЕВШИЙ ЖЕ ДО КОНЦА СПАСЕТСЯ

Сказал Господь Своим ученикам: претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: вот, Он в пустыне, - не выходите; вот, Он в потаенных комнатах, - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Господь предупреждает, какие страшные времена наступят на земле вследствие отступничества людей от Бога. И призывает верных к мужеству: «Претерпевший же до конца спасется». Хотя многие соблазнятся и отпадут, всегда будут те, кто хранит до конца верность. Венцы славы Христовой будут для них воздаянием. Лучше умереть в свинарнике с гонимыми, вместе со священномучеником, «ложе свое между свиниями нечистыми имевшаго» (Канон новомученикам и исповедникам Российским), чем жить во дворце с гонителями.
И далее Господь говорит о разрушении Иерусалима и о Втором Своем Пришествии. Один план накладывается на другой: скорое разрушение Иерусалима, которое произойдет в 70-м году при императоре Тите, и бедствия в конце времен, которые завершатся Вторым Пришествием Христовым.
Господь говорит, что Евангелие будет проповедано во всем мире, «и тогда придет конец» - истина Божия и воля Божия должны быть возвещены всем. Через 30 лет после смерти и воскресения Христова проповедь апостолов достигла центра мира - Рима, и как говорит апостол Павел: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Даже гонение на первых христиан способствовало распространению Евангелия - вследствие рассеяния их по всему миру. Точно такое же действие будут иметь гонения на последних христиан. Только после всемирной проповеди Евангелия наступит конец - не ранее того. Слово Божие должно совершить свое дело в мире. Тайна Божия исполнится, и в мистическое тело Церкви войдет «число запечатленных» - «великое множество людей из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 8, 4, 9), и тогда придет конец.
Падение Иерусалима могло означать окончание одной эпохи и начало другой. Мерзость запустения, реченная через пророка Даниила (Дан. 11, 31) - будет подобна осквернению Храма Антиохом Епифаном, совершившим в нем жертвоприношение языческому богу Зевсу. Слово Христово о мерзости запустения скоро исполнится после осады Иерусалима Титом, но апостол Павел говорит о дальнейшем раскрытии этого пророчества, когда «человек греха в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4). Осквернение святынь, которое мы пережили в минувшем столетии в нашем Отечестве, - только этап на пути этого дальнейшего раскрытия. Некоторые толкователи полагают, что слова «мерзость запустения, стоящую на святом месте» означают также падшее и недостойное священство.
Христос ссылается на пророчество Даниила, чтобы показать ученикам, как исполнилось написанное в Ветхом Завете о разрушении града и Храма и тем самым утвердить Свое пророчество. Исполнение Христова пророчества о Иерусалиме в 70 году, - будет для них знамением исполнения всего, реченного Господом, - до конца времен. «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы», - говорит Господь. Наступят такие события, когда последователи Христа должны будут поспешно оставить этот город и эту страну, как оставляют охваченный неугасимым пожаром дом или тонущий корабль. Так Лот оставил Содом. Господь показывает, куда они должны бежать, - из Иудеи в горы. От абсолютной погруженности в земное мира - туда, где небо ближе. И с какой поспешностью они будут это делать: «Кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего». Когда прозвучит сигнал тревоги, нельзя будет терять ни минуты, избирая кратчайший путь для спасения. «И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои». Когда смерть на пороге, промедление опасно. Кроме того, даже одежды - не то, что что-нибудь ценное, наспех захваченное из дома, могут оказаться помехой в бегстве. Кто имеет благодать в своем сердце, тот может не иметь ничего.
«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» Для них голод и меч будут наиболее страшны. Для них спастись будет трудней, чем другим. «Еда мать оставит свое дитя», а бегство с младенцем будет недостаточно быстрым, и гибель настигнет их обоих.
«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Когда мы заранее знаем, какие беды грядут на нас, хорошо нам заранее запастись молитвами. Чтобы не случилось это зимой, когда холодно и коротки дни, и дороги развезло или замело, и неизвестно, хватит ли у нас сил одолеть все внешние преграды. Чтобы не случилось это в субботу. Господь показывает нам, как таинственна и глубока заповедь о почитании субботы, то есть воскресных и праздничных дней. Мы должны молиться, чтобы нам было дано хранить этот священный покой, чтобы в праздник Господень у нас всегда был праздник, и мы могли служить Господу без развлечения. Бегство зимой - трудно для тела, а бегство в субботу - для души.
«Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Когда мера нечестия исполнится, тогда грядут беды. Многие города и царства в течение истории мира были разрушены, но никогда не было такого разрушения. Историк Иосиф Флавий описывает ужасы осады Иерусалима - страшный голод, когда женщина съела своего новорожденного младенца, смерть более миллиона жителей города, и сотни тысяч, проданных в рабство, - небывалые в истории Израиля бедствия. Неудивительно, что гибель Иерусалима в 70 году была ни с чем не сравнимой гибелью, ибо грех Иерусалима был ни с чем не сравнимый грех - распятие Христа. Но Господь имеет в виду также кончину мира, когда отступничество будет всеобщим. И чем ближе какие-то народы к Богу в исповедании веры, чем больше они облагодатствованы Им, тем страшнее будут суды над ними.
Если бы эти бедствия продлились, они бы стали столь непереносимыми, что не спаслась бы никакая плоть. Господь не говорит: «Не спаслась бы никакая душа», ибо гибельное для плоти может быть спасительным для души. И среди всего этого ужаса мы слышим от Господа слово утешения: «Но ради избранных сократятся те дни». Во времена всеобщих бедствий Бог являет Свое благоволение к избранному остатку. Сокращение дней бедствий - дар Божий, часто посылаемый нам. Вместо того чтобы жаловаться, что наши скорби слишком продолжительны, мы должны бы благодарить Бога за то, что они не длятся за наши грехи всегда.
Среди небывалых испытаний мы призываемся к верности нашему Господу, остерегаясь лжемессий и лжепророков, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Ищущие Христа не должны устремляться в пустыни или потаенные места, и не слушать всякого, кто поманит их пальчиком, обещая показать, где находится Христос. Когда жизнь станет нестерпимой, мы должны возводить очи наши горе, ибо Господь наш - на небе, откуда мы ожидаем наше спасение.
Христа невозможно будет не увидеть - в отличие от лжемессий. Его явление будет подобно молнии - внезапным и освещающим все. «Ибо где труп, - говорит Господь, - там соберутся орлы». Бог предает отступивших от Него духовно умерших иудеев Своему праведному суду. Римские воины были орлы, и на их воинских знаменах изображались орлы. Одновременно Господь говорит, что когда мир вследствие утверждения в нем греха как нормы станет заживо гниющим трупом, тогда Сын Человеческий придет со славою Страшного Суда.

Сказал Господь Своим ученикам: ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

«Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы». Эти слова о Втором Пришествии Христовом, когда откроется всему миру высшее торжество Спасителя. Тот, Кого люди однажды распяли на Кресте, явится как Господь всех людей «во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31). И концом человеческой истории будет Его всемирное царство.
Многими скорбями надлежит нам войти в него. «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются». За беззакония наши, за то, что мы попустили пришествие «человека беззакония» в мир, Господь пошлет великие скорби на землю. Произойдут небывалые бедствия. Звезды спадут, луна и солнце не дадут света своего - за беззаконие, которое допускает человек.
Такой степени может достигать беззаконие, что уже теряет смысл существование земли. Солнце померкнет - ибо для чего ему надо будет светить? Солнце померкло, когда был распят Христос, «не терпяще зрети Владыку распинаема», и потому что это был уже суд над миром. Солнце и луна померкнут в явлении славы нашего Господа, как меркнет свеча в лучах полуденного солнца. Солнце померкнет, ибо оно станет ненужным для любящих Господа, которые обретут несравненно превосходящий его свет.
«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе». Сколько раз фарисеи просили у Господа знамения с неба, и Он говорил, что не будет дано им иного знамения, кроме знамения пророка Ионы - Креста Христова. Это знамение Его державного владычества. И знамение явления Господа «на облаках небесных с силою и славою великою» - раскрытие этого владычества в Церкви и через Церковь, которая началась в день Пятидесятницы. Ибо облако в Священном Писании - присутствие Духа Святого, как мы видим это на горе Преображения и на Елеонской горе. Христос вознесся на небо на облаке, «и придет таким же образом» (Деян. 1, 11). При первом Пришествии в мир Христос был знамением пререкаемым (Лк. 2, 34), а при Втором Пришествии «всякое колено поклонится пред именем Его небесных, земных и преисподних» (Фил. 2, 10). «И тогда восплачутся все племена земные». Одни люди восплачутся, а другие поднимут с радостью свои головы, зная, что избавление их приближается. Те, кто отвергал Христа и противился Ему, своему Спасителю, увидят Его как своего Судию. Кающиеся грешники, сеющие слезами, радостию пожнут.
«И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их». Второе Пришествие Христово будет временем разделения и суда, когда Господь возьмет к Себе тех, кто Его. Звук ангельской трубы - возвещение вечной победы всех святых. Ангелы соберут их вместе - потому что они Христовы служители и друзья святых. Христос пришел, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин. 11, 52). Ни один из них не может быть забыт. Никакие расстояния пространства и времени не удаляют от неба, ибо не существует расстояния для Христовой любви.
«От смоковницы возьмите подобие, - говорит Господь, - когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях». С предельной ясностью и простотой Господь утверждает несомненность Своего Второго Пришествия. Когда на деревьях набухают почки, даже прежде появления листвы, нас не нужно убеждать, что лето - близко. Точно также, когда все пророчества о небывалом отступничестве начнут сбываться на наших глазах, мы должны знать, что - «близ, при дверех». А лучше сказать - когда праведность верных среди всеобщего распада и гонений раскрывается с ощутимой для всех силой - это знак, что вслед за ни с чем не сравнимыми бедствиями приближаются новые времена - лето Господне приятно. Господь уготовляет сердца народа Божия для вечной встречи с Собой.
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Христиане призваны к бодрствованию. Греховное состояние - состояние сна и окамененного нечувствия. «Душе моя, душе моя, восстании, что спиши?» Благодатное состояние - состояние трезвения и бодрствования. Мы должны бодрствовать в ожидании Пришествия Господня. Бодрствовать - означает не только веровать, что Господь придет, но сильно желать наступления этого дня и уготовлять себя к нему. Бодрствование предполагает время ночи, когда все спят. Пока мы в этом мире, мы - среди ночи, и ночь, как сказал, отходя ко Господу святой патриарх Тихон, будет долгой. Мы должны постоянно бодрствовать, потому что час пришествия Господа неизвестен. «Не знаете, в который час Господь ваш придет». Хотя мы не знаем, когда Он придет, мы несомненно знаем, что Он придет. Он придет в час, когда Его не ожидают. Для тех, кто не готовится к встрече с Господом, этот час, с точки зрения человеческих расчетов, окажется наименее вероятным.
Господь уподобляет Своих учеников служителям, ответственным за других во время отсутствия хозяина дома. Те, кто поставлен Своим Господом на это ответственное служение, должны являть Ему постоянную верность. Господь вверяет их попечению Свою Церковь. Он заповедует Своим ученикам быть верными Ему и тайнам Его Царства. Злой раб, употребляющий данную Ему власть в Церкви для личных целей, помыкающий своими братьями, даст ответ Господу. Разница между верными и неверными рабами Божиими показана через то, как они исполняют свое служение в Церкви, а также приговором, который они услышат от Господа в день Последнего Суда. Верный раб будет возвышен, а неверный - наказан. Над всем имением Своим поставит Господь верного раба. Величайшая честь, которую милостивейший господин может воздать самым усердным своим служителям в этом мире, - ничто по сравнению с той славой, которой Господь увенчает Своих верных рабов в будущем веке.
А неверного раба «рассечет и подвергнет одной участи с лицемерами». Смерть кротко отделяет душу от тела у богобоязненного человека, так что душа радостно восходит к Богу, а тело возвращается в землю. Душа же и тело нечестивого в день смерти будут рассечены надвое, так что откроется все нечестие его, и он окажется в месте, где нет ничего, кроме плача и скрежета зубов. Эти слова «плач и скрежет зубов» семь раз звучат в Новом Завете - в напоминание тем, кто откладывает покаяние. Когда Христос хочет показать самые суровые наказания грешникам в будущем веке, Он говорит, что их участь будет одной с лицемерами. Неверные служители Церкви будут вместе с худшими из грешников - с лицемерами, и они получат должное, потому что они - худшие из лицемеров. Истинный христианин хранит верность Господу - среди самых безнадежных обстоятельств, не отчаиваясь, но помня, что темней всего бывает перед рассветом. Мир не устоит в беззаконии. Когда основания разрушены, наступает разрушение жизни во всех ее проявлениях. Но не разрушение, а созидание совершает Господь. Новое небо и новая земля, на которых обитает правда, уготованы Его Воскресением.

«Смирение предшествовало самому рождению Пресвятой Владычицы»

, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

— Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы — это событие особенное, чрезвычайное. Можно сказать, что это заря нового дня в жизни всего человечества, дня, когда гнев Божий прелагается на милость, проклятие сменяется благословением, тьма изгоняется светом, а вечная благодатная жизнь подаётся каждому, кто только захочет её принять.

Рождение Пресвятой Богородицы — это дар человечества Богу. Всё самое святое и чистое, что век за веком копилось в недрах человеческого духа, стремилось вопреки всему к Творцу — всё это нашло, наконец, совершенное воплощение в Той Единственной, Которая стала способна по своей совершенной кротости, смирению и чистоте сделаться Матерью Бога Вышнего, Пожелавшего ради нашего с вами спасения вочеловечиться и искупить всех нас от рабства греху и смерти.

Мы не случайно заговорили о смирении. Это главное и важнейшее основание духовной жизни, потому что мы знаем, что только смиренным Бог даёт благодать. А смирение предшествовало и самому . Родители Её — святые праведные Иоаким и Анна — были уже в летах и бездетны, и много претерпели поношений и укоров за свою бездетность, которая в то время считалась признаком проклятия. Но за своё крайнее смирение, терпение и постоянство в вере они были почтены от Бога величайшей честью — стать родителями Преблагословенной Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Если мы просим смирения, то должны быть готовы принять все те скорби, неудачи, уничижения, посредством которых смирение приобретается

И если мы посмотрим на всю жизнь Пресвятой Владычицы, то увидим, что смирение и чистота, а также крайняя любовь к Богу были и остаются главными её чертами. Конечно, и нам, почитающим Пресвятую Богородицу, надо просить у неё этого дара смирения, потому что без смирения невозможно угодить Богу. Однако, если мы просим смирения, то должны быть готовы принять все те скорби, неудачи, уничижения, посредством которых смирение приобретается. Причём принимать без ропота и даже с благодарностью за то, что Господь подаёт нам эту счастливую возможность — учиться смирению. Ну, а в трудные минуты будем приводить на память то, сколько скорбей перенесла в своей жизни Пречистая Матерь: и когда была гонима от злокозненного Ирода, и когда Ее Божественный Сын встречал непонимание, укоры и насмешки от фарисеев и книжников, и особенно тогда, когда Господь за наши грехи был распят и страшной смертью умер на Кресте. Какими силами Пресвятая Дева всё это перенесла? — Конечно, силой осеняющей её благодати, но благодать эта, как мы говорили, подаётся только смиренным и кротким сердцем. Так что, празднуя , будем подражать Её смирению и чистоте, будем просить Её, чтобы Она помогала нам, живя по-христиански, без ропота и со смирением переносить все приключающиеся с нами трудности и таким образом возрастать в любви к Богу и людям.

«Претерпевший до конца — спасется»

, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в городе Столбцы, Белоруссия:

— Путь православного христианина — крестоношение. В этом каждый верующий уподобляется самому Спасителю, Который был «послушен Отцу даже до смерти» (Флп. 2:8) и Божией Матери, Которой также «оружие прошло душу» (Лк. 2:35). Без креста христианство вырождается в пустое морализаторство, толстовство, протестантство — во что угодно. Однако без креста не может быть и воскресения — и это очень важно. Христианство призывает нести свои скорби благодушно — без ропота и обиды на Бога и людей, поскольку мы веруем, что Господь дает каждому для спасения наилучшие условия. Но при этом христианство, как многие ошибочно думают, не творит «культа страданий». Мы совершенно не должны думать, что сами по себе боль, скорбные обстоятельства, болезни, — это «карма» христианина. Скорби — это воспитательные шлепки, которые Господь употребляет, когда видит, что Его чадо или идет не туда или расшалилось без меры. И чтобы научиться принимать эти подчас тяжелые удары со смирением, прежде всего нужно понимать их вынужденный характер. Почему в одной семье нет детей вовсе, а в другой их 10? Почему одни растут сиротами, а другие окружены любящими родственниками? Почему некоторые благоденствуют, а другие всю жизнь испытывают страдания? Все это неразрешимые для нас вопросы Промысла Божия. Но если мы верим в Бога, то должны и доверять Ему, что Он ставит нас в наиболее полезные для воспитания нашей души условия. Потому и «претерпевший до конца — спасется» (Мф. 10:22).

«Воспитание своих детей нужно начинать с самих себя»

, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

— Из всего множества смыслов величайшего праздника Рождества Богородицы мне бы хотелось подчеркнуть важность педагогического значения этого торжества, зачинающего весь наш церковный календарь.

Один мудрый педагог, когда некая мать пришла к нему с вопросом о том, когда следует начать воспитывать ребёнка, спросил: «А сколько ему?». «Пять лет», — ответила мать. «Тогда вы уже опоздали на 5 лет», — ответил многоопытный учитель.

Глядя на родителей Пречистой, мы можем сделать вывод о том, что начинать воспитывать своё чадо надо раньше зачатия

Глядя на родителей Пречистой — святых Иоакима и Анну, мы можем дополнить этого опытного мудреца, сделав вывод о том, что начинать воспитывать своё чадо надо раньше рождения, а если быть точнее — даже раньше зачатия. И воспитание своих детей нужно начинать с самих себя.

Мы не спроста подчёркиваем (в отличие от католиков), что зачатие и происходило естественным путем — таким же, как и у всех нас, обычных людей. Этим мы ещё более возвеличиваем подвиг Матери Божией, ставшей Чистейшим и Совершеннейшим Человеком на земле — благоуханным и непорочным приношением Богу от всего человечества, без добровольного участия которого невозможно бы стало спасение всего мира.

И этим мы налагаем дополнительную ответственность на себя, понимая как родители, что и этот праздник и вся история нашего спасения были бы невозможны без благого влияния на будущую Богородицу её славных родителей — Иоакима и Анны.

Священное Писание и Священное Предание благоговейно умалчивает о подробностях воспитания Пречистой Отроковицы Ее праведными родителями. Мы ничего не знаем о том, как молилась праведная Анна, нося под сердцем Ту, Которая потом сможет вместить в Себя «Носящего мир». Мы видим лишь некий итог подвига её родителей — как некую заоблачную для нас, труднодостижимую вершину, к которой нужно стремиться для того, чтобы вкусить хоть малую частичку той радости, которую испытали и испытывают теперь в вечности родители Матери Божией.

Будем и мы искренне подвизаться, стараясь от всего сердца стяжать добродетели, дабы и нам, глядя на наших детей, прославить Бога, как некогда это сделали Иоаким и Анна, видя благой Плод, Рождённый и Взращенный ими в теснейшем соработничестве со Творцом — Пресвятую Богородицу.

«Пресвятая Дева искренно любила Бога, Она являла Ему верность до конца во всем»

, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

— Один подвижник благочестия сказал: «Если не можешь принести Господу ничего другого, то принеси Ему свой жизненный крест и свои страдания». Действительно, если задуматься, то что мы можем принести Богу? Нам и похвалиться-то нечем: ни духовными подвигами, ни жизненными достижениями. Вот Божия Матерь принесла Господу Свою чистоту и непорочность. Она, как это было открыто преподобному Силуану Афонскому, никогда не согрешила даже в мыслях. Представьте, что это значит! Обыкновенно мы, даже если очень хотим, не можем удержаться от греховного дела, от недоброго слова, тем более, от роя страстей в уме и сердце. Мы часто даже не замечаем, что грешим, потому что грехи вошли в нашу привычку как что-то естественное. А Пресвятая Дева искренно любила Бога, Она являла Ему верность до конца во всем и поэтому никогда не согрешила даже мыслью. И при всем при том, Она не была избавлена от превратностей земной жизни, пережила самое страшное, что только может пережить мать — смерть единственного Сына. Если же Сама Пресвятая Дева, несмотря на Ее чистоту и непорочность, терпела несправедливости, то что говорить про нас?

Для грешного человека несправедливости жизни — это единственное, что его еще может спасти

Для грешного человека несправедливости жизни — это палочка-выручалочка, это единственное, что его еще может спасти, надо только правильно к этому относиться. Добродетелей мы не имеем, духовных подвигов нести не способны, молиться толком не научились... Что остается? Только терпеть то, что посылает Бог. Господь к нам подходит как мудрый врач, который знает, какое лекарство употребить — одному горькие таблетки, другому пластырь перцовый, а третьему надо срочно вырезать больную часть органа. Неужели мы думаем, что Бог не способен избавить нас от несправедливостей жизни? Но тогда ведь мы про Него и вспоминать-то не будем. Поэтому христианину всегда важно говорить себе: «Да, я не понимаю, почему это случилось, но меня видит Бог, и Он знает, что мне полезней. Пусть будет воля Его, предаю себя в Его руки». Когда мы перестаем гнуть «свою правду» и принимаем страдания, как посланные Богом для нашей пользы, в душе воцаряется мир, уходит негодование. Потому что свое «я» уходит в сторону, а в центр поставляется воля Божия, и тогда душа становится свободней, в ней нет никаких оков. Наверное, нет большего блага, чем свобода души, но для этого надо освобождаться от того, что внутри изъедает нас — ропота на судьбу, обиды на равнодушие ближних, зависти к чужому благополучию.

Конечно, душа смиряется не сразу. Но ведь мы можем всегда обратиться за помощью к Матери Божией. Она пережила самые страшные скорби, и потому Она с нами в любых наших скорбях. Если мы знаем это, то всегда можем от сердца обратиться к Ней: «Пресвятая Дева, Матушка Небесная! У меня нет сил, помоги, укрепи меня в скорбях и жизненных испытаниях, яви мне Твою благодатную помощь». И Царица Небесная за искренность прошения поможет так, как любящая мать помогает своему пусть и непослушному, но искренно просящему ребенку.

Хотя речь здесь идет, наверняка, о еретических деноминациях, все равно не лишним будет помнить на что способны безбожники в содружестве с дьяволом. Бесспорно, если бы в руках у них оказались православные – они бы поступили так же, если не хуже…

Я родилась в городе Чхон Джин Северной Кореи, где прожила около 50 лет. В 1996 году по милости Господа я смогла вместе с сыном иммигрировать в Южную Корею.

Я выросла в Северной Корее и жила, не зная Бога. Ни за что, ни про что я была приговорена к смертной казни, потом была помилована и осуждена на пожизненные работы в концлагере для политзаключённых. Там я встретилась с христианами Северной Кореи, которые подвергаются ужасным пыткам в концлагере, и хотела бы рассказать вам об их жизни.

Поскольку я закончила экономический факультет в институте имени Ким Ир Сена, то в концлагере меня определили на работу в финансовый отдел, и я стала заниматься расчётами и контролем производства шести тысяч политзаключённых. Из-за специфики своей работы я могла свободно передвигаться по территории концлагеря, и бывать в разных его местах.

Однажды меня вызвал начальник и очень серьёзно сказал мне: “С сегодняшнего дня ты будешь работать на особом заводе, где собрались сумасшедшие придурки. Эти психически больные идиоты не верят в партию и нашего вождя Ким Чен Ира, а верят в Бога, поэтому будь настороже, когда пойдёшь туда. И ни в коем случае не смотри в их глаза, а то и ты ещё поверишь, как они, в Бога. Но, смотри, в тот день, когда я об этом узнаю, твоя жизнь тут же закончится”.

Когда я пришла и увидела тех людей, я сильно испугалась и удивилась, потому что они не были похожи на людей. Они работали у раскалённой до бела печи с температурой выше 1500 градусов, и когда я видела, как они двигаются, я подумала, что это сборище каких-то животных, в конце концов, каких-то инопланетян, но ни в коем случае не людей. У всех у них на голове не было ни волоса, лица – подобные черепу, все полностью беззубые. Рост у всех был очень низок – 120, 130 см. И когда они двигались, они были похожи на прижатых к земле карликов.

Я подошла поближе и посмотрела на них. И была поражена. Все эти люди прибыли в концлагерь здоровыми, нормального роста людьми, но из-за 16-18 часов адской работы без еды и отдыха возле раскалённой печи, из-за температуры и постоянных издевательств и пыток их позвоночник размягчился, согнулся, в результате чего получился горб, тело всё изогнулось, и грудь была почти вплотную с животом.

У всех, кто был в заключении на этом заводе, были изуродованные тела, все они стали уродами. Я думаю, что если человека положить под пресс и придавить, то и тогда не вышло бы того, в кого они превратились.

К ним постоянно подходили надсмотрщики и не отдавали никаких приказов. Они просто били беспричинно работающих плетьми, сделанными из воловьей кожи.

У этих верующих в Иисуса Христа людей не было одежды. Поначалу мне показалось, что они были одеты в чёрные одежды, но, подойдя поближе, я увидела, что на них были всего лишь резиновые фартуки. Пылающие жгучие искры и капли горящего раскалённого металла вырывались из печи на их сухие тела, обжигая и сжигая кожу до такой степени, что она полностью была в ранах и ожогах и вообще походила более на кожу диких животных, чем на кожу человека.

Однажды я увидела то, что тяжело передать словами, до такой степени это было отвратительно, жестоко и ужасно. В тот день в послеобеденное время, когда я приоткрыла дверь завода, внутри стояла мёртвая тишина. И вот надсмотрщики собрали сотни заключённых посреди зала и, сверкая глазами, стали громко орать. Мне стало очень страшно, и я не решилась зайти внутрь, а продолжала наблюдать в приоткрытую дверь.

Надсмотрщики стали кричать: “Если кто-нибудь из вас решится и откажется от веры в Бога, и пообещает верить в партию и вождя, то мы тут же отпустим его на свободу и он будет жить”. После чего они стали избивать людей плетьми и ногами. Но никто из сотен этих людей не произнёс ни слова, и все они в молчании переносили удары плетей и сапог. Мне стало страшно и в душе появилось желание, чтобы хоть кто-то из них вышел вперёд, и тогда бы эти пытки прекратились бы над ним, а то так ведь и до смерти забить могут. Ну хоть бы один решился бы. Вот о чём были мои мысли в те минуты. И, трясясь от страха и ужаса, я наблюдала, как верующие в Иисуса Христа люди продолжали сохранять молчание.

Тогда главный надзиратель подошёл к ним и наугад выбрал 8 человек, и положил их на землю. И все надзиратели набросились на них и стали яростно избивать ногами, от чего через несколько мгновений христиане превратились в кровавое месиво, с переломанными хребтами и руками. И когда они стонали, извиваясь от боли, их уста издавали стон, но стон был очень странным.

В тот момент я не знала, Кто Такой Господь и Кто Такой Бог. Только потом я узнала, что в тот момент, когда трещали их кости и черепа и разрывались от ударов мышцы, похожий на жалостный стон звук был взыванием к Господу, они взывали именем Иисуса Христа.

Я не смогла передать и малой части той боли и страдания, что было на самом деле. Прыгающие, беснующиеся надзиратели стали кричать: “Сейчас мы посмотрим, кто из нас будет жить, вы – верующие в Бога, или мы – верующие в вождя и партию”. Принесли кипящее раскалённое железо и вылили на кровавое месиво христиан, в мгновение живьём они расплавились, их кости сгорели, и остались от них лишь уголья.

Первый раз в жизни я увидела, как на моих глазах люди превратились в кучу пепла. Я до такой степени была потрясена, что сразу убежала с того места, и очень долгое время не могла закрыть глаза, так как перед мной вновь и вновь появлялась картина того, как сгорают люди и превращаются в груду пепла. Я не могла работать, не могла спать. Я плакала, кричала громким голосом, теряла рассудок при воспоминании происшедшего.

До этого дня в моей душе было место для веры в вождя и партию, но после этого случая я осознала, во что я должна верить. На том месте я поняла, что человек должен крепко держаться Господа. В тот момент я стала искать Того Бога, Кому молилась в течении жизни моя мать. Я всей душой стала искать Бога: “Те люди умирали, сгорая, ценой своей жизни верили в Бога! Бог, если Ты есть на Небе, спаси меня… “. Я взывала душой, во сне и наяву искала, искала и просила Бога. И вот Господь услышал мои искренние молитвы.

Один раз в месяц в концлагере был день смертной казни, и всех 6000 заключённых сажали на землю, а в передний ряд сажали верующих в Бога христиан. Но для всех верующих в Бога, Сущего на Небесах, был отдан особый приказ Ким Чен Ира, чтобы все они при жизни до дня смерти не смотрели на небо, поэтому они были обязаны сидеть, склоняясь шеей к коленям и кладя голову на землю. И после смерти для того, чтобы они не видели неба, им ломали шею, привязывая голову к телу, и закапывали в глухом и тёмном месте.

В тот день все верующие сидели, склонив голову между колен в переднем ряду, а все остальные – позади их. Все ждали, кого сегодня приговорят к смерти. И тут вдруг громким голосом начальник концлагеря называет моё имя.

В тот момент это было для меня как тяжёлый удар молота по голове, ноги подкосились, и надзиратели, взяв меня под руки, вывели на середину. И когда я встала перед всеми, начальник сказал: “По милости вождя и партии ты можешь уйти отсюда, ты свободна”. В этот момент впереди сидящие верующие, услышав о моей амнистии, приподняли голову, как будто они знали, что произошло между мной и Богом. Я посмотрела в их глаза – казалось, они искренне и усиленно просили, говоря: “Выйдешь отсюда, расскажи про нас всему миру”.

И до сих пор в моей душе светят их взывающие, просящие глаза. И я верю в то, что Бог услышал молитвы моей матери о мне, и вывел меня из того концлагеря, в который можно только лишь войти, а выйти только после смерти. Я верю в то, что Бог спас меня. Господь спас меня и моего сына.

Я не могу забыть взгляда тех христиан из северокорейского концлагеря. И я думаю, что они – мученики Христа ради в нашем поколении.

Дорогие братья и сёстры! Желаю вам, чтобы вы от всего сердца благодарили Бога за то, что вы живёте в свободной стране, где можно верить в Иисуса Христа! Прошу вас, обязательно помолитесь во имя Господа Иисуса Христа за Северную Корею!!!

записано французской радио-компанией Мечонд

И Сан Ок

В Евангелии от Матфея Господь Иисус продолжает эту тему, говоря:

Матфея 24:9-13:
«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется ».

Некоторые люди полагают, что здесь Господь говорит о последних днях. Они будут правы. Но разве мы не живем в последние дни? Я не хочу начинать эсхатологическую дискуссию, поскольку, это не является темой нашего исследования. Но если бы речь не шла о последних днях, то неужели слова Христа были бы менее значимы для нас? Он сказал: «Претерпевший же до конца спасется». В отрывке Евреям 3:14, который мы недавно изучали, прослеживается та же мысль: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца ». Вера – это дистанция, которую нам необходимо пробежать. Но для этого нам потребуется терпение . Те, которые выдержат и добегут до конца, а не до середины пути, будут спасены. Те же, которым не хватит терпения добежать до конца, не будут спасены. Поэтому, автор послания к Евреям ободряет нас, говоря:

Евреям 10:35-39:
«Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное ; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души».

Нам необходимо терпение , чтобы, «исполнив волю Божию, получить обещанное». В 1 Иоанна 2:25 говорится:

«Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная ».

Вечная жизнь является Божьим обетованием. Но, чтобы получить ее, нам нужно претерпеть до конца. Тем людям, которые сойдут с дистанции, не претерпев до конца, не будет дарована вечная жизнь. Автор послания к Евреям снова ободряет нас:

Евреям 12:1-2:
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса , Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Нам необходимо пробежать дистанцию веры. Есть только один способ, как это сделать – с терпением проходить поприще, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса». Мы принесем плод, о котором говорилось в притче о сеятеле и который символизирует, что мы – истинные ученики Христа, если будем терпеливо проходить наше поприще, пристально глядя на Иисуса и Его обетования:

«А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении » (Лк. 8:15).

Здесь употребляется одно то же греческое слово, что и в текстах Евреям 10:36 и 12:1, которое переводится, как «терпение». Представители четвертой категории – это те люди, которые приносят плод в терпении, пребывая на Христовой лозе, и продолжают свой забег веры, взирая на Господа. Пусть каждый из нас будет находиться в четвертой категории людей. Если кто-нибудь из нас все еще не там, тогда пусть он/она покается перед Богом, и с терпением будет проходить «предлежащее… поприще».

Как яркие звезды сияют на церковном небосклоне святые царственные страстотерпцы. Тех, кто их презирал, гнал и мучил при жизни, было много; тех, кто почитает и любит ныне, – вероятно, еще больше. Но очень мало было тех, кто оказывал им свою любовь во время их уничижения, и еще меньше – тех, кто решился сам разделить с ними их крест. Их имена должны быть золотыми буквами начертаны в нашей памяти.

Первое испытание на верность

В феврале 1917 года в России произошла революция. По воспоминаниям современников, среди ближайшего окружения императора в те дни началась «настоящая оргия трусости». Одни спешно покидали дворец, другие отпарывали со своих погон императорские инициалы. Сын доктора Евгения Боткина Глеб впоследствии вспоминал: «Люди, которые всего лишь несколько дней назад выставляли напоказ свои монархические убеждения, сейчас уверяли каждого в своей верности революции и осыпали оскорблениями императора и императрицу, говорили о Его Величестве “полковник Романов” или просто “Николай”». Однако среди приближенных были и те, кто остался верным своему государю, присяге, долгу чести и веры.

8 марта 1917 года государыне было объявлено об ее аресте, а также о том, что все придворные и слуги свободны покинуть царскую семью. На принятие решения давалось два дня. Повар Иван Михайлович Харитонов , несмотря на то что у него была большая семья, сразу же заявил, что остается при императоре. Так же поступили и помощник дядьки цесаревича Клементий Григорьевич Нагорный .

Графиня Анастасия Васильевна Гендрикова в последних числах февраля выехала к тяжело больной сестре в Кисловодск, однако, узнав о произошедших в Петрограде событиях, спешно вернулась в Царское Село. Она прибыла в Александровский дворец лишь за несколько часов до того, как он стал тюрьмой. В дневнике она записала: «Слава Богу, я успела приехать вовремя, чтобы быть с ними».

На следующий день, 9 марта, в Царское Село возвратился государь. Его сопровождал единственный человек из всей его многочисленной свиты – гофмаршал князь Василий Александрович Долгоруков . Встречавший их на вокзале полковник Е. С. Кобылинский впоследствии рассказывал: «Я не могу забыть одного явления, которое я наблюдал в то время. В поезде с государем ехало много лиц свиты. Когда государь вышел из вагона, эти лица посыпались на перрон и стали быстро-быстро разбегаться в разные стороны, озираясь по сторонам, видимо проникнутые чувством страха, что их узнают». Император быстро вышел из вагона, не глядя ни на кого, прошел по перрону и сел в ожидавший его придворный автомобиль. Лишь один верный князь Долгоруков последовал за ним, разместившись рядом в машине…

«Если бы у царя было больше таких дворян…»

В первой половине июля 1917 года на заседании Временного правительства было принято решение о перевозе царской семьи в Тобольск.

«Будущее больше не страшит, не беспокоит»

За два дня до отъезда Анастасия Гендрикова сделала в своем дневнике такую запись: «Будущее больше не страшит, не беспокоит. Я так чувствую и так доверяюсь тому (и так это испытала на себе), что по мере умножения в нас страданий Христовых, умножится Христом и утешение наше ».

Вместе с царской семьей должен был ехать обер-гофмаршал Высочайшего двора граф П. К. Бенкендорф, однако из-за болезни жены он не смог отправиться в тобольскую ссылку. Государь предложил сопровождать его генерал‑майору К. А. Нарышкину, на что тот попросил дать ему 24 часа на размышление. Услышав это, император отказался от его дальнейших услуг и сделал аналогичное предложение графу Татищеву, на которое тот сразу же с радостью согласился. Позднее Илья Леонидович так объяснил мотивы своего поступка: «Было бы нечеловечески черной неблагодарностью за все благодеяния идеально доброго государя даже думать над таким предложением; нужно было считать его за счастье». Генерал Винберг впоследствии писал: «Если б у русского царя было больше таких дворян, как Татищев, то не только не смогла бы революция оказать своего губительного действия на нашу Родину, но самой революции не было бы». Думается, что эти слова вполне можно отнести и ко всем остальным верным царским слугам.

Каждый из подданных, как мог, старался помогать царственным страдальцам. Василий Александрович Долгоруков вместе с доктором Боткиным неоднократно ходатайствовали о том, чтобы царственным узникам предоставили более свободный режим и разрешили им прогулки по городу. Многократно обращался князь с просьбами о денежной помощи к своему отчиму, графу П. К. Бенкендорфу. Повар Иван Михайлович Харитонов, когда начал ощущаться недостаток в средствах, стал ходить к богатым купцам и просить товары в долг. Клементий Григорьевич Нагорный, который к тому времени стал, взамен А. Е. Деревенко, дядькой цесаревича, особенно много делал для Алексея Николаевича: он участвовал во всех его играх и затеях, постоянно дежурил при нем во время приступов его болезни, носил в случае необходимости на руках. Анна Степановна Демидова, как прежде, неустанно служила императрице.

«Господь охраняет от отчаяния…»

После того как власть захватили большевики, содержание заключенных, хотя и не сразу, значительно ухудшилось. Царской семье выделялось (из их же собственных капиталов!) 4200 рублей на всю семью в месяц (для сравнения: до этого расходы семьи составляли около 20–25 тысяч рублей ежемесячно).

Однако арестованные старались переносить трудности своего положения с большим достоинством, терпением и смирением. О внутреннем состоянии членов царской семьи могут свидетельствовать письма государыни того периода. Так, в одном из них она писала о радости и тишине, которыми Бог наполняет ее душу: «Разве это не чудо! Не ясна ли в этом близость Бога. Ведь горе бесконечное, – все, что люблю, страдает, счета нет всей грязи и страданьям, а Господь не допускает унынья: Он охраняет от отчаянья, дает силу».

Из писем и воспоминаний современников видно, что и слуги, в особенности доктор Евгений Боткин и графиня Анастасия Гендрикова, старались сохранять в то время мирное устроение души и бодрый, даже радостный дух. «Гендрикова старается быть радостной», – писал князь Долгоруков своей матери. «Гендрикова довольно спокойна, и опустошение ее дома в Петрограде ее не сильно впечатлило», – сообщал он же в другом письме.

Между тем 22 апреля из Москвы прибыл чрезвычайный комиссар ВЦИК Яковлев, для того чтобы вывезти семью из Тобольска. Поскольку наследник был в то время серьезно болен, с ним остались три великих княжны и несколько слуг. Государь, императрица и великая княжна Мария Николаевна вынуждены были покинуть Тобольск. Вместе с ними в неизвестный для них путь отправлялись также князь Долгоруков, доктор Боткин, камердинер Чемадуров, лакей Седнев и Анна Демидова. Сохранилось свидетельство Гиббса о том, что Анне Степановне нелегко было решиться на такой шаг. В вечер перед отъездом она простодушно призналась ему: «Ох, господин Гиббс! Я так боюсь большевиков. Не знаю даже, что они с нами сделают». Однако она нашла в себе силы преодолеть этот страх и разделить судьбу царственных страдальцев до самого мученического конца.

30 апреля, после неоднократной смены маршрута, поезд наконец прибыл в Екатеринбург, причем князь Долгоруков был сразу же отделен от остальных и отправлен в арестный дом № 2 (ныне – здание Центральной городской клинической больницы № 1).

Начало развязки

Вскоре, 20 мая, из Тобольска на пароходе «Русь» выехали и остальные члены царской семьи. Вместе с ними в числе других верных слуг поехали граф И.Л. Татищев, графиня А.В. Гендрикова, дядька цесаревича К.Г. Нагорный, повар И.М. Харитонов.

Известно, что на пароходе комиссар Н. Родионов запирал по ночам цесаревича в каюте, против чего очень протестовал Клементий Григорьевич. Большевики же матроса Нагорного просто ненавидели. Больше всех против него настроен был матрос Павел Хохряков. «Иначе и быть не могло, – отмечал впоследствии полковник Кобылинский, – один – “краса и гордость русской революции”, а другой – преданный Семье человек, глубоко любивший Алексея Николаевича и им любимый. За это он и погиб…».

23 мая великие княжны, Алексей Николаевич и все, кто их сопровождал, прибыли в красную столицу Урала. Согласно постановлению Уральского областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, генерал Татищев, графиня Гендрикова, госпожа Шнейдер и камердинер Волков были арестованы и прямо из поезда отправлены в арестный дом. Графиню Гендрикову и госпожу Шнейдер поместили в общую больничную камеру – обе женщины были больны. Рядом с арестным домом находилась действовавшая еще в то время Симеоновская церковь-школа. Узников водили в нее каждое воскресенье, причем служили там и заключенные священники. Богослужения проходили благоговейно и торжественно, многие плакали.

Клементий Григорьевич Нагорный вместе с немногими слугами был допущен к царской семье. Он до конца оставался заботливым слугой и отважным телохранителем юного цесаревича. Защищая интересы Алексея Николаевича, он требовал оставить тому не одну, а две пары сапог, чтобы мальчик имел возможность сменить обувь, если она намокнет; превозмогая собственную усталость, с усердием и любовью служил цесаревичу днем и ночью, когда тот болел. Когда помощник коменданта дома Ипатьева Мошкин хотел было забрать себе висевшую над кроватью наследника золотую цепочку с крестиками и образками, Клементий вместе с остановили вора. Мошкин им этого не простил: всего через четыре дня после приезда царских детей в Екатеринбург обоих слуг арестовали и заключили в тюрьму. 28 июня их расстреляли с группой заложников. Незадолго до этого, 10 июня, были убиты Василий Александрович Долгоруков и Илья Леонидович Татищев.

Ипатьевский дом

Слугам предложили покинуть арестованных, но никто на это не согласился

Царским слугам, остававшимся в доме Ипатьева, большевики снова предложили покинуть арестованных, но никто на это не согласился. Чекист И. И. Родзинский впоследствии рассказывал: «Вообще, одно время после перевода в Екатеринбург была мысль отделить от них всех, в частности, даже дочерям предлагали уехать. Но все отказались».

Условия жизни в доме Ипатьева были несравненно более тяжелыми, чем в Тобольске. Здание обнесли двумя высокими дощатыми заборами, окна замазали белилами. Караульные вели себя грубо и разнузданно. В любое время они имели доступ во все комнаты, а в спальне великих княжон была даже снята дверь. Вообще, над юными царевнами постоянно всячески издевались: к ним приставали с самыми непотребными шутками, «сопровождали» их, когда те шли в уборную и обратно, в их присутствии нецензурно ругались.

Пищу царственным узникам доставляли из столовой, часто несвоевременно и один раз в день. Были случаи, когда приносили только то, что оставалось от комиссаров и солдат. Трапезы проходили за столом без скатерти, иногда на семь человек подавалось пять ложек. Порой во время обеда подходил какой-нибудь красноармеец, лез ложкой в миску с супом и говорил: «Вас все-таки еще ничего кормят». Иван Михайлович Харитонов, придворный повар, чем мог, старался исправить положение. Он сумел отремонтировать дымившую ранее плиту и сам стал готовить, насколько это было возможно, питательную и вкусную еду.

Все чувствовали себя одной большой семьей

В условиях заключения все чувствовали себя как бы одной большой семьей – вместе трудились, вместе ели и отдыхали. Молились также вместе. Согласно показаниям бывших охранников дома Ипатьева, все узники вставали около 8–9 часов утра, «собирались в одну комнату и пели там молитвы».

На пороге Царствия Небесного

В столь тяжелом положении только вера, как писал Пьер Жильяр, «очень сильно поддерживала мужество заключенных. Они сохранили в себе ту чудесную веру, которая уже в Тобольске вызывала удивление окружающих и давала им столько сил и столько ясности в страданиях. Они уже почти порвали с здешним миром».

От имени членов августейшей семьи доктор Боткин обращался к коменданту Авдееву с просьбой о совершении богослужений, однако за все время были получены разрешения лишь на пять служб. Для их совершения приглашались клирики екатеринбургского Екатерининского собора. Последнее богослужение состоялось 14 июля 1918 года – за два дня до убийства. Когда диакон запел «Со святыми упокой», то государь, а вслед за ним и все присутствовавшие, опустились на колени.

Слуги приняли мученическую кончину вместе с царской семьей

Слуги до конца остались верными святым царственным страстотерпцам и вместе с ними приняли мученическую кончину. В ночь с 16 на 17 июля, в канун праздника святого князя Андрея Боголюбского, все они были зверски убиты в подвале Ипатьевского дома.

Вскоре приняли страдальческую кончину графиня Анастасия Васильевна Гендрикова и гоф-лектриса Екатерина Адольфовна Шнейдер: они были убиты в Перми в ночь на 4 сентября. «Анастасия Васильевна Гендрикова, как глубоко религиозный человек, не боялась смерти и была готова к ней, – писал генерал М. К. Дитерихс. – Оставленные ею дневники, письма свидетельствуют о полном смирении перед волей Божьей и о готовности принять предназначенный Всевышним Творцом венец, как бы тяжел он ни был. Она убежденно верила в светлую загробную жизнь и в Воскресение в последний день, и в этой силе веры черпала жизненную бодрость, спокойствие духа».

Преданные слуги царственных страстотерпцев до конца сохранили в своем сердце любовь и верность царской семье. Разделив с ней все скорби и тяготы заключения, особенно сблизившись с царственными страстотерпцами в тот период, они прониклись и их высоким духовным настроением. Благодаря этому, верим, и ныне они также вместе с ними светло радуются в Царствии Небесном.