Кафедральный собор святых. Билеты в кафедральный собор святых петра и павла. Видеоинсталляция: Млечный путь глазами телескопа Hubble

Россия является многоконфессиональной страной: в ней зарегистрированы более тысячи религиозных объединений и представлены более 50 религий. Среди них есть и представитель лютеранства - кафедральный собор святых Петра и Павла. Москва приютила его в Старосадском переулке. Это главный лютеранский собор Европейской части России и один из трех соборов этого вероисповедания в столице.

История собора

Приход храма является одним из старейших в россии. Само лютеранство появилось в стране во второй половине XVI века. Только во время Ливонской войны было захвачено около 3 тысяч пленных, с которыми прибыл и первый лютеранский проповедник Тиман Бракель. Через 2 года он стал пастором первой общины святого Михаила. От нее в 1626 году отделилась община пастора Якоба Нойенбурга, которая через несколько столетий стала собором апостолов Петра и Павла.

Однако общине несколько лет не везло с местом храма . Первая церковь была построена возле Чистых Прудов и снесена в 1632 году, вторая простояла около 10 лет. В 1647 году возле моста на реке Яузе по инициативе Баумана, генерала голштинского происхождения (провинция Пруссии), была построена «Офицерская церковь», но и она простояла недолго. А через 2 года иностранцам и вовсе запретили покупать земли в Москве.

Генерал Бауман вновь купил землю в Немецкой слободе (правый берег Яузы) и организовал там молитвенный дом. В 1664 году на этом месте возвели небольшую деревянную церковь. Через 3 года ее снесли и построили церковь побольше, а также дом пастора и школу. Освящение состоялось в конце XVII века, а на следующий год земля, купленная генералом, официально была подарена царем Алексеем Михайловичем общине.

При Петре I был заложен каменный фундамент для большого собора с колокольней. На следующий год прошло освящение, однако собор преследовали неудачи: он трижды горел, но восстанавливался. После войны с Наполеоном и пожара храм возродить не удалось. Прихожане временно разместились в молитвенном доме, который освятили через 2 года.

Последнее переселение произошло в 1817 году: приход окончательно переехал в Старосадский переулок (в то время Космодамианский переулок), выкупив усадьбу Лопухиных. Почти сразу же началось строительство, деньги на него были выделены прусским королем Фридрихом Вильгельмом III, а император Александр I предоставил ссуду.

В 1819 году храм был освящен и стал крупнейшим протестантским приходом: его посещали многие богатые промышленники и дворяне. К середине XIX века число прихожан достигло 6 тысяч человек, к концу столетия их насчитывалось уже 17 тысяч, большая часть (14 тысяч) были немцами. В то же время началась последняя перестройка и расширение собора. В 1905 году он был освящен; через 10 лет, во время антинемецких восстаний, здание серьезно пострадало.

Что случилось после революции

После декрета об отделении церкви от государства все имущество церкви национализировали, а учебные заведения при соборе закрыли. От членов прихода потребовали сдать все деньги и ценные бумаги в течение 3 дней, а после оштрафовали за отказ подчиниться.

После переноса столицы в Москву церковь получила статус кафедрального собора, главного лютеранского собора Советского Союза и резиденции епископа . Однако это не сильно повлияло на судьбу прихода: ценности были изъяты, количество прихожан сокращалось.

Через 4 года лютеранская церковь в Немецкой слободе была закрыта и разрушена, члены церковного совета и пастор расстреляны. В 1938 году здание передали Красногвардейскому районному совету для перестройки в кинотеатр. Через несколько лет строение передали студии «Диафильм», которая занялась перепланировкой здания внутри, а в середине XX века разобрала шпиль. Однако юридически церковь никогда не была закрыта.

Здание вернули религиозной общине в 1988 году, в 1991 году была получена регистрация в Управлении юстиции Моссовета. «Диафильм», владевший на тот момент строением, выделил для богослужений небольшой зал, где с сентября того же года возобновились воскресные службы. Уже на следующий год церковь получила постоянного пастора - Гуннара фон Шлиппе.

Однако уладить все проблемы с «Диафильмом» (студии некуда было выселяться) удалось только к 1997 году, хотя с момента передачи собора лютеранской общине уже прошло 5 лет. Постепенно все строения, принадлежавшие лютеранам, были возвращены, с 1997 года началась реставрация.

В декабре 2005 года состоялось освящение престола, в ноябре 2008 года - самого собора. Символическая церемония передачи храма в собственность Евангелическо-Лютеранской церкви прошла в конце октября 2017 года. Сегодня в Петропавловском соборе хранятся ценности, доставшиеся ему от разрушенного собора святого Михаила:

  • библия середины XVII века;
  • алтарь XVIII века;
  • орган конца XIX века;
  • крест епископа Майера.

Соборный орган

Но все-таки для простых граждан собор больше известен благодаря своему органу и проводимым концертам. Всего в храме было 3 органа: впервые орган появился в храме в 1837 году.

Второй появился в 1892 году: 42-регисторный 3-манульный немецкий орган фирмы «Э.Ф. Валькер» («E.F. Walcker»). Это был лучший на тот момент музыкальный инструмент в Москве, который при скромных размерах не уступал в звучании органу Большого зала Московской консерватории. Он был уничтожен в 1941 году: в войну его перевезли в Театр оперы и балета в Новосибирск, где разобрали на металлолом и декорации.

Современный орган фирмы «Вильгельм Зауэр» церкви имеет необычную историю: он был передан общине в конце XX века и изначально (с конца XIX века) стоял в лютеранской церкви Святого Михаила в Немецкой слободе. После закрытия собора его перенесли в 1-й Московский крематорий. В начале XIX века был проведен капитальный ремонт, и орган установили уже в Петропавловском соборе.

На сегодняшний день это четвертый инструмент, расположенный в церкви, и один из старейших московских органов . Он занимает шестое место по количеству регистров. Его звучание можно услышать во время воскресных и праздничных служб, во время концертов российских и зарубежных исполнителей. Инструмент участвует в регулярных музыкальных и вокальных концертах, которые проводятся в соборе для детей и взрослых, в музыкальных фестивалях, например Международном Баховском фестивале, фестивале искусств «Дорога в Рождество», «Ночь в соборе» и т. д.

Полная концертная афиша собора Петра и Павла представлена на официальном сайте церкви. Концерты проводятся практически каждые выходные и в будни по вечерам. Органистом является Ирина Шашкова-Петерсон.

Комплекс зданий

Сегодня кафедральный собор - это не просто религиозное учреждение, но и охраняемый на федеральном уровне объект культурного наследия. В храмовый комплекс входят:

Рядом находятся Петропавловское мужское училище (дата постройки - 1912−1913 гг. Сегодня тут расположен научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава РФ) и жилой дом для преподавателей мужского училища, построенный в те же годы.

С противоположной стороны расположено женское училище. Это было одноэтажное здание из кирпича, которому при СССР надстроили второй этаж.

Комплекс зданий при соборе





Информация для посетителей

Ниже приведена полезная для посетителей информация о соборе и органных концертах:

  1. Адрес: Старосадский переулок, дом 7/10 стр. 10.
  2. Как добраться до собора Петра и Павла: проще всего дойти от метро «Китай-город». Необходимо выйти в сторону улицы Солянка или улицы Забелина, затем пройти по улице Забелина до церкви князя Владимира и повернуть налево, на Старосадский переулок. Второй вариант: выйти в сторону улицы Маросейка и пройти по ней до Космодамианской церкви и свернуть направо в переулок.
  3. Телефон: (495) 628−53−36, 87−62.
  4. Время работы: с 9:00 до 20:00, в субботу храм работает с 10:00; выходной - понедельник.
  5. Расписание концертов можно найти на официальном сайте в разделе «Главное кафедрального собора Петра и Павла, концерты».

Богослужения проходят по следующему расписанию:

  1. По четвергам в 19:00 - богослужение со Святым Причастием;
  2. По воскресеньям в 11:30 - богослужение на русском языке и детское богослужение, в 14:00 - на французском языке.

Дополнительно в соборе проходят:

  • по вторникам в 18:30 - библейский час;
  • по средам с 17:00 до 17:55 - «Лютеранская волна» на радио «Теос» (христианское межконфессиональное онлайн-радио);
  • каждую первую пятницу месяца в 19:00 - общинная встреча для всех желающих;
  • последняя пятница месяца в 17:00 - встреча для пожилых людей с пастором Вебером;
  • по субботам проводится репетиция хора, время оговаривается отдельно;
  • по воскресеньям за полчаса до начала службы проводится репетиция богослужения для всех желающих. После службы - прием пастора (по предварительной договоренности), конфирмационное занятие и встреча молодежи.

Кафедральный Петропавловский собор является одной из старейших лютеранских общин и важным памятником федерального значения. Но большую известность она приобрела благодаря органу и регулярно проводимым концертам, прийти на которые могут все желающие.


Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Правила поведения в Соборе

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы. Здесь, как и в любом общественном месте, существуют определённые правила:

Входные билеты

Вход на большинство концертов осуществляется по билетам. Предварительно билеты продаются в театрально-концертных кассах и на сайте .

На нашем сайте действуют скидки в размере 50% от полной стоимости в любом секторе, кроме VIP, для льготных категорий и для владельцев наших дисконтных карт, получающих информационную рассылку. Эти льготы являются акцией только для предварительной продажи. Перед началом концерта установлена единая льготная цена для всех секторов в размере 50% от цены в центральном секторе.

Возврат билетов возможен только на условиях продающей организации, если это предусмотрено их правилами. При покупке на сайтах организаторов возврат билетов возможен не позднее, чем за 3 дня до даты концерта с удержанием % за банковское обслуживание. Неиспользованные билеты действительны на другие концерты, их нужно перебронировать через контактную почту на сайте организаторов. Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены по месту их приобретения, или перебронированы на другой концерт.

В день проведения мероприятия оплата за посещение концертов принимается сотрудниками Собора за час до начала в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок.

Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время - приглашения не требуются. Собор открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код)

Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Кафедрального Собора святых апостолов Петра и Павла - достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном - можно обойтись вполне демократичной формой одежды (исключая шорты и мини-юбки)

Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову - не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст

Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для детей. Возрастные ограничения на дневные концерты для всей семьи и детские мероприятия в 15 часов в партер от 6 лет, на балкон от 12 лет. На вечерние концерты в 18 часов в партер от 9 лет, на балкон от 12 лет, на вечерние концерты в 20 и 21 час в партер и на балкон от 12 лет.

В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, - вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше.

Безопасность

Пожалуйста, мы настоятельно просим Вас воздержаться от прихода в Собор на концерт вместе с животными, а также с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не впустят вместе с ними в зал. Не разрешается въезжать в помещение Собора на роликах, скейтбордах и самокатах, вносить и оставлять на хранение самокаты, ролики, скейтборды, велосипеды и коляски и заезжать на территорию Собора на автомобилях. На территории Собора нет парковочных мест. Платные парковки имеются во всех переулках вокруг Собора.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

К какому времени лучше всего приходить?
Зал открывается за 30 минут. Для прохода в зал Вам нужно пройти контроль купленных электронных билетов у стола регистрации и получить программу концерта. Это занимает несколько минут, но перед началом возникает очередь. Поэтому рекомендуем приходить минут за 40-45. После начала концерта вход в зал не разрешается, чтобы не мешать другим слушателям.

Опоздавшие проходят на балкон независимо от категории билетов. Если балкон по техническим причинам закрыт, вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Просим Вас отнестись с пониманием и не опаздывать.

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. Продажа начинается за час перед концертом. В течение часа до начала концерта вы можете оплатить посещение концерта в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок. Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше, чтобы иметь возможность выбрать места по Вашему предпочтению из имеющихся в наличии, т.к. перед началом их может не остаться и просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.

Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!

Контроль билетов
Пожалуйста, будьте готовы показать свои входные билеты смотрителям. В случае, если у Вас специальный билет, купленный по социальным скидкам - будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт социальной скидки.

Места в центральном и боковых нефах, центральном и боковом балконе
Пожалуйста, занимайте места в указанном секторе согласно вашим билетам.
Если вы выбрали места в боковых нефах и на боковом балконе, вы можете занять ряд и место исключительно в указанных секторах, а не в центральных. Просим не пересаживаться во время концерта в центральные сектора на чужие места.
В случае, если у Вас возникли затруднения - пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

История Собора

Подробно узнать о том, как устроен наш Собор - вы можете на экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие Вас вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА

Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта - можно, но только без вспышки и не перед лицом исполнителей, чтобы не мешать проведению концерта. Съемка исполнителей производится только по их просьбе и с согласия организаторов концерта. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети - просим, по возможности, проставлять геометку (Кафедральный Собор Святых Петра и Павла) и хэштеги #фондбельканто и #лютеранскийсобор

О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим Вас помнить о том, что Собор - действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение Вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит Вас покинуть зал - вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.

Аплодисменты и цветы

Во время концертов в Соборе можно выражать своё одобрение аплодисментами. Желающие могут по окончании концерта подарить исполнителям цветы.

Дополнительно

В притворе храма после каждого концерта можно приобрести диски с записями исполнителей и литературу религиозного содержания
- После каждого концерта можно записаться на экскурсию в Собор.

В прошедшие выходные мы посетили торжественную Рождественскую Литургию, состоявшуюся с утра в воскресенье 25 января в церкви свв. Петра и Павла в Старосадском переулке.

Само здание кирхи имеет интересную историю, сильно переплетенную со многими московскими событиями еще с самого начала 19 века.

Первые лютеране появились в Москве еще при Василии III в 16 веке. В основном это были приехавшие в Московию купцы или приглашенные в качестве специалистов военные. При этом в 1626 году община раскололась после некого скандала, вызванного ссорой офицерских и купеческих жен. Купеческая часть общины в основном объединилась вокруг церкви св. Михаила в немецкой слободе, а офицерская со временем перебралась в район Покровки. Церковь св.Михаила была снесена в 1928 г., поскольку оказалась на территории Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) на ул.Радио (м.Бауманская), а кирха на Ивановской горке дожила до наших дней.

Первое здание нынешней «офицерской» кирхи было построено еще в 1817 году и выглядело совершенно по-другому. В Старосадском переулке была выкуплена усадьба Лопухиных, которую и переделали для кирхи.


Как видно на иллюстрации, первая кирха была лишь перестройкой усадебного здания, да и создавать в уже тогда густонаселенном районе Москвы нечто ярко контрастирующее с православными храмами было опасно.

В 1843 г. в этой кирхе дал органный концерт приехавший в Москву Ференц Лист.

Когда в середине столетия число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле, которое завершилось в январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.


Общий вид кирхи в Старосадском переулке в 1880-х. Все еще явно видны остатки усадебного дома.

К началу 20 века церковь святых Петра и Павла насчитывала 17 тысяч прихожан (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецом, но и на латышском и эстонском языках.

В этой связи в первое десятилетие 20 века здание было кардинально перестроено и расширено.


Вид кирхи после перестройки в 1905 г.

В советское время кирха какое-то время еще продолжала функционировать, но в 1936 г. священнослужители были арестованы, а к 1937 г. здание передано сначала под кинотеатр «Арктика» (благо зал и ряды уже были), а затем под студию «Диафильм», которая и занимала его вплоть до середины 1990-х. и долго не могла выехать из здания, даже когда оно было передано церкви

Во всех советских Диафильмах в конце значится адрес кирхи — Старосадский, 7.

Перед VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов, проходившем в Москве, власти решили, что здание слишком выделяется в городской застройке и портит вид столицы государства победившего атеизма, поэтому шпиль был демонтирован.


Демонтаж шпиля


Так кирха выглядела в советское время простояла вплоть до 2010 г., когда шпиль снова был восстановлен. Обратите внимание, что пришлось восстанавливать не только окраску и шпиль, но и окна, которые были совершнно по-другому сделаны в советское время.


Вид кирхи в 2005 г.


фото Ридус
Общий вид кирхи со двора


Реконструкция кирхи в 2005 г.


Общий вид кирхи среди плотной застройки Ивановской горки


В башне вновь появились колокола

И обещанные фото с торжественной Литургии:


В центре — епископ Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Дитрих Брауэр.

Были также восстановлены витражи


Интересно, что во время лютеранской службы устраиваются перерывы для, например, небольшого детского представления. Театральные постановки — старая традиция лютеранской церкви. Интересно, что самый первый театр в Москве (и России) был устроен именно лютеранами. В 1660-х гг. приходской учитель лютеранской церкви св.Михаила Иоганн Готфрид Грегори устроил при школе домашний театр.

Вести о «неправославном и небогоугодном лицедействе» дошли до царя Алексея Михайловича, но тот на удивление идеей заинтересовался и приказал устроить в селе Преображенском (ныне м.Преображенская площадь, а тогда все-таки за пределами Москвы) «комедийную хоромину», для первой постановки был выбран библейский сюжет про Эсфирь. Грегори вместе с учителем приходской школы Юрием Михайловым собрал на Москве «детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека» и стал с ними разучивать комедию об Эсфири, или так называемое «Артаксерксово действо». Премьера состоялась в 1672 году, на представлении присутствовали сам царь и все ближние бояре, царица и вся ее свита, при этом женщины сидели за перегородкой, невидимые для мужчин.

При том, что спектакль был поставлен в стихотворной форме на немецком языке и длился более 10 часов без антракта (было задействовано более 60 актеров и 36 смен декораций), царь Алексей Михайлович был таким большим впечатлением, что на пасхальной неделе пригласил Гергори и актеров в царский дворец и допустил к руке, что для неправославных было в то время неслыханной щедростью.

Но возвратимся к службе


Перел Рождеством дети прихожан мастерили елки


Перед пастором стилизованные ясли Спасителя, к которым дети подобно волхвам во время представления возложили свои дары.


На Литургии играл орган и прекрасно пел хор.
Очень рекомендуем посетить органные концерты в кирхе


Перед каждым прихожанином лежит книга песнопений и подарочный календарь


В алтарной части сохранилась дореволюционная плитка


Алтарь


Орган 1898 года был изготовлен немецким предприятием Вильгельма Зауэра (Wilhelm Sauer) для церкви св.Михаила, но после ее закрытия и разрушения в 1928 году он был передан в Донской монастырь, где какое-то время использовался в ходе траурных церемоний в крематории. В 1996 г. орган передали церкви свв.Петра и Павла.


W.Sauer
Frankfurt an der Oder
op.755


За передним рядом труб следует множество других рядов


В подвалах кирхи сохранились старые балки с клеймами производителя.


Поднимемся в башню


Так выглядит свод церкви, над которым возведена острая двускатная крыша.


Вновь установлены колокола

Несколько видов на окрестности


Вид с башни кирхи мы долгое время использовали для заглавной картинки нашего . Точнее вид, снятый нами в 2005 году на закате:


Сравните с фото выше насколько вид на Кремль и Новый Арбат изменился за какие-то 6 лет.


Храм Христа Спасителя тоже 6 лет назад не было видно


И, напоследок, Замосковоречье с извергающей клубы пара старейшей электростанцией