Военно-учебные заведения и подготовка офицеров. Как проходит учеба в военных вузах

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский политехнический колледж»

по дисциплине «Безопасность Жизнедеятельности»

Военно учебные заведения и подготовка офицеров

Руководитель

А.А.Орешко

Выполнил

В.С. Латыпов

Копейск 2015

Введение

1. Военно учебные заведения

2. Подготовка офицеров

Введение

Для подготовки командных, инженерно-технических и специальных кадров Вооруженных Сил РФ предназначены военно-учебные заведения. К ним относятся военные академии, высшие и средние военные училища, военные институты, военные факультеты и военные кафедры при гражданских вузах, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава, а также Суворовские военные училища и Нахимовское военно-морское училище.

Наше государство предоставляет молодежи все возможности получить военное образование, стать офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации.

1. Военно учебные заведения

Успех реформы высшего военного образования в Российской Федерации во многом связан с повышением профессионализма военного преподавателя - ключевой фигуры в образовательном процессе, во многом определяющей качество обучения и воспитания будущих офицеров. Эта позиция обусловлена тем обстоятельством, что важнейшим аспектом кризиса образования является проблема преподавателей, а точнее, их квалификации.

Известно, что в последние годы имеет место большой отток преподавателей-военнослужащих из вузов. Значительно возросло количество офицеров, изъявивших желание уволиться из Вооруженных Сил до достижения предельного возраста службы. В связи с этим постоянно увеличивается доля преподавателей, имеющих педагогический стаж менее пяти лет, профессиональные знания и опыт которых явно недостаточны для педагогической деятельности.

В то же время на современном этапе реформирования системы военного образования повышаются требования к профессиональному уровню военного преподавателя, возрастает роль его личной ответственности за результаты своего труда. На смену преподавателю-предметнику должен прийти педагог-практик-психолог, который хорошо знает свой предмет, понимает личность курсанта, умеет управлять собой, развитием и воспитанием учеников.

Добиться этого может лишь преподаватель, имеющий не только знания о преподаваемом предмете, но и способный на практике использовать психолого-педагогические закономерности для их усвоения. При этом в военных вузах традиционно основополагающие научные учебные дисциплины ведут специалисты, хорошо знающие свое дело, но не подготовленные к педагогической деятельности.

Практика и специальные исследования привели к выводу о том, что значительная часть преподавателей вузов не имеет ясного представления о том, что такое профессионально-педагогическое мастерство и каковы пути его становления. К решению, казалось бы, азбучных вопросов педагогической деятельности многие, и не только начинающие преподаватели, оказались неподготовленными. Многие из них привержены шаблонным, однообразным приемам обучающего воздействия, ограничиваются набором некоторых практических навыков, позволяющих проводить занятия, и пребывают в полной уверенности, что этого достаточно для педагогической деятельности.

Среди этой части преподавателей широко распространено мнение, что для преподавательской деятельности достаточно хорошо знать предмет своей специализации. В немалой степени этому способствует то обстоятельство, что становление военных преподавателей связано преимущественно с работой над содержанием преподаваемого предмета (пополнение своих знаний о нём, их включение в лекционный курс и т.п.), но не с приобретением теоретических знаний о самом процессе преподавания. Становление преподавателя осуществляется, как правило, на основе собственного, личного опыта обучения 10-15-летней, а то и 20-летней давности по формуле: " Учу так, как учили меня". Воспроизводится модель репродуктивно-сообщающего обучения, в основе которого лежит сообщение курсантам готового "знания" вне организации деятельности, его производящей. Сообщающую информацию курсант обязан воспринимать, затем запоминать, а потом, как правило, в вербальной форме воспроизвести. Результаты такого обучения хорошо известны: негативная установка к овладению теорией обучения отрицательно влияет на процесс профессионального становления преподавателя и качество преподавания.

Проведенный анализ показывает, что представления о сущности профессионально-педагогической культуры военного преподавателя за последнее годы изменялись от универсализма и энциклопедизма как профессиональных характеристик к лекторскому мастерству, ораторскому искусству, к профессионально-педагогической культуре как обобщенному показателю квалификации.

В этих условиях проблема совершенствования профессионально-педагогического мастерства военного преподавателя выступает не только как объективная социальная потребность, но и как субъективная потребность военного преподавателя в росте профессиональной компетентности.

Система отбора преподавателей закостенела и погрязла в устаревших стереотипах, которые болезненно сказываются на качестве преподавательской деятельности и, самое главное, подготовке высокопрофессиональных защитников Российской Федерации. Не выработаны критерии отбора преподавателей по военным и специальным дисциплинам. Кадровая политика, которая установилась еще на заре советской власти, сдерживает профессиональный отбор и подготовку преподавателей для военно-учебных заведений.

В то же время отсутствие специальных учебных заведений для подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузе (деятельность всякого рода курсов, за редким исключением, не приводит к положительным результатам, но это тема отдельного разговора) вынуждает кафедры организовывать их подготовку, которая заключается, как правило, в изучении содержания преподаваемых дисциплин. Усилия отдельных педагогических коллективов кафедр, направленные на обеспечение процесса профессионального становления преподавателей высших военно-учебных заведений к педагогической деятельности, часто эклектичны, непоследовательны и не обеспечены с точки зрения их оптимальности. Методы обучения начинающие преподаватели осваивают путем наблюдения за работой более опытных коллег. Очевидно, что не все кафедры способны обеспечить высокий уровень подготовки преподавателей к постоянно усложняющейся педагогической деятельности в вузе. В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, направленного на решение задачи подготовки и становления преподавателей к педагогической деятельности, несогласованности действий педагогических коллективов кафедр по формированию педагогического мастерства, преподаватели военных вузов проходят сложный, неоправданно трудоемкий путь, который не всегда заканчивается успешно. В течение ряда последних лет даже наметилась тенденция снижения уровня владения преподавателей вузов педагогическим мастерством.

Таким образом, состояние уровня подготовки преподавательского состава вузов настоятельно требует новых подходов в деле повышения его педагогического мастерства. Очевидно, что в военно-учебных заведениях потребуется переход от эпизодического влияния на деятельность преподавателей к их планомерной непрерывной учебе, морально-психологическому и воспитательному воздействию.

Говоря о новых подходах, не всегда необходимо изобретать что-то новое, современное, никем не испробованное. Нередко решение проблемы можно найти в хорошо зарекомендовавших себя, но незаслуженно забытых формах и методах работы. Подтверждение тому - богатый опыт отечественной военной школы, практика подготовки военно-педагогических кадров в зарубежных государствах. Только хорошо изучив прошлое, можно делать вывод о причинах сложившегося положения и принимать меры по нахождению оптимальных путей подготовки преподавателей военно-учебных заведений.

Система военно-учебных заведений в России сложилась в начале ХIХ века. Во второй его половине она приняла полностью законченную форму. Сформировался высококвалифицированный состав вузовских преподавателей, причем престиж профессора в высших военных школах России того времени был столь высок, что лучшие таланты страны состязались за право замещения появившихся вакантных должностей.

Преподавать в высшем учебном заведении России мог только преподаватель, получивший определенную степень и звание. Для различных решений задач профессорско-преподавательский состав высшей военной школы делился на категории. Наиболее типичным, относящимся ко всем академиям, было деление на профессоров, адъюнкт-профессоров, преподавателей и репетиторов. Кроме того, в ряде академий имелись специфические категории помощников преподавательского состава.

Главной фигурой учебно-воспитательного процесса академий являлись профессора. В их обязанности входило чтение лекций как в академии, так и в публичных аудиториях. Кроме того, они руководили практическими занятиями слушателей, принимали экзамены и зачеты, участвовали в работе приемных и выпускных комиссий, в составлении различных руководящих документов. Важнейшей обязанностью профессорского состава являлось развитие и усовершенствование наук.

Вторую ступеньку в иерархии преподавательского состава высшей военной школы России занимали адъюнкт-профессора. Они являлись помощниками профессоров и, в случае отсутствия последних, должны были исполнять их обязанности. Преподаватели, а также младшая категория преподавателей - репетиторы имели задачу руководить всеми видами практических (в том числе - полевых) занятий, проводить консультации, "репетиции" слушателей к экзаменам, помогали профессорам в подготовке и проведении сложных видов занятий

Подобное четкое разграничение обязанностей различных категорий профессорско-преподавательского состава с исключительным правом чтения учебных лекций только профессорами является похвальным и достойным повторения в наше время. Анализ показывает, что в современной высшей военной школе звание профессор зачастую принижено: чтение лекций в курсантских аудиториях подчас поручают молодым, недостаточно опытным преподавателям, а практические и семинарские занятия проводят опытные преподаватели. Безусловно, эта практика негативно сказывается на качестве проводимых занятий и соответственно на уровне подготовки курсантов.

Установленная в России система ученых степеней и званий в целом соответствовала той, которая была принята в других европейских странах, отличаясь значительно более строгим и последовательным порядком их присуждения, а также более высокими требованиями к соискателям. "В России зарубежные ученые степени оценивались на ступень ниже, чем отечественные: степени бакалавра и лиценциата более соответствовали русскому кандидатству, а докторант - магистерству. Поэтому тот, кто возвращался из-за рубежа доктором, получал в России после дополнительных испытаний степень магистра"

С 1820 года было установлено, что лица, желающие заместить должность профессора или адъюнкта, обязаны иметь ученую степень доктора или магистра. военный учебный подготовка вооруженный

О серьезности государственного подхода к комплектованию профессорско-преподавательского состава военных академий свидетельствовал и порядок его подбора в вузы. Армейские условия, естественно, не позволяли в полной мере ввести выборность профессоров - наряду с избранием использовалось и прямое их назначение. Но при этом начальникам военно-учебных заведений предоставлялась полная свобода в выборе наиболее достойных квалифицированных специалистов. Эта практика закрепилась и получила своё развитие в зарубежных военно-учебных заведениях: не только руководство вуза, но и кафедры могут на определенный срок приглашать ведущих специалистов в своей отрасли.

2. Подготовка офицеров

Преподаватели из числа военнослужащих, как правило, назначались в вуз, а приглашенные со стороны специалисты - избирались. Удельный вес назначаемого и приглашенного преподавательского состава для каждого военно-учебного заведения устанавливался по-своему, в зависимости от его специфики.

Профессорский состав всех военных академий России утверждался лично императором. Данное обстоятельство поднимало авторитет профессора, делало его независимым от вузовских чиновников, позволяло строить преподаваемый курс индивидуально, творчески, наиболее целесообразно.

Анализ категорий профессорско-преподавательского состава, порядок его подбора и утверждения в академиях свидетельствовал о продуманности и взвешенности решений правительства, направленности на высокое качество учебного процесса. Этим же целям служила система подготовки профессорско-преподавательского состава высшей военной школы.

Система подготовки кадров была достаточно эффективной, рассчитанной на поиск талантов и их индивидуальное самосовершенствование. Начало этой системы было положено утверждением в 1836 году положения о службе по учебной части при военно-учебных заведениях. Отныне все категории профессорско-преподавательского состава вузов должны были заниматься повышением своих знаний, периодически проходя испытания на профессиональную пригодность. Через семнадцать лет на основе накопленного опыта было принято Положение об испытании преподавателей и репетиторов военно-учебных заведений. Этот документ почти без изменений действовал до начала ХХ века.

Согласно этому Положению, в России утверждался особый, прогрессивный порядок отбора профессорско-преподавательского состава в высшие военно-учебные заведения. При этом повышенное внимание обращалось на низшую категорию преподавателей - репетиторов.

Кандидату для занятия этой должности необходимо было преодолеть продуманные противодействия, позволяющие определить уровень его квалификации. Высокие требования, предъявляемые к офицерам, избравшим педагогическую профессию, были тем противодействием, которое не позволяло занять ответственную должность людям случайным, не соответствующим высокому предназначению, и в то же время позволяло подобрать наиболее достойных, способных соответствовать высшим образцам избранной профессии.

С учетом того, что репетиторы - это младшие преподаватели, обязанные оказывать "содействие преподающим в академии в руководстве обучающихся офицеров в практических занятиях как классных, так и летних; в производстве репетиций и экзаменов; в проверке задач и работ офицеров и в составлении учебных записок" , документ содержал серьезные требования к получению ими достаточной педагогической практики. Прежде всего, в число репетиторов могли отбираться лишь те офицеры, которые с отличием окончили данную академию. В порядке исключения репетитором мог стать выпускник другой академии. Но он должен был показать склонность к преподавательской работе и иметь научные труды по профилю преподаваемых предметов.

Срок пребывания офицера в должности репетитора устанавливался в два года. За это время младший преподаватель должен был подготовиться к исполнению обязанностей преподавателя и активно проявить себя в учебно-воспитательном процессе. Степень готовности репетитора быть преподавателем определялась качеством сдачи специального экзамена.

Кроме собеседования с начальником академии, репетитор подвергался испытанию на пригодность к преподавательской деятельности и со стороны конференции. При этом испытуемому ставилась задача написать сочинение на одну из предложенных тем по учебной программе вуза. Кроме того, репетитор читал перед коллегами по кафедре пробные лекции по курсу.

При условии положительного отзыва конференции на репетитора документы на него отправлялись в Главный штаб, где принималось решение о допуске молодого педагога к чтению лекций во всех военно-учебных заведениях России. В случае неудовлетворительной оценки на испытаниях офицер отчислялся с должности репетитора и направлялся на службу в войска.

Подготовка профессорско-преподавательского состава в России через репетиторство, при всей ее очевидной выгоде, не являлась основной в рассматриваемый период. Дело в том, что система репетиторства постоянно действовала лишь в двух академиях: инженерной и артиллерийской. В других академиях она существовала эпизодически. В этих условиях основное внимание обращалось на отбор из войск наиболее одаренных офицеров и зачисление их в вузы адъюнкт-профессорами.

Согласно упоминавшемуся Положению об испытании учителей и репетиторов военно-учебных заведений (1853 г.), почти весь набираемый в академии профессорско-преподавательский состав должен был подвергаться предварительным испытаниям в течение особого испытательного срока. Действовала та же система противодействия, но с определенной спецификой, вызванной изменениями ситуации. (Без испытания, но при условии одобрения конференцией и возможном чтении пробных лекций допускались к занятиям лишь крупные ученые-специалисты данной области знаний. Кроме этого, в академии Генерального штаба освобождались от экзамена наиболее одаренные выпускники данной академии).

В течение испытательного срока преподаватели становились адъюнкт-профессорами и должны были в течение восьми месяцев со дня утверждения темы подготовить специальные диссертации. Диссертация выступала как уровень компетенции, позволяющий выявить степень соответствия кандидата на избранную должность и способность преодолевать необходимое профессиональное противодействие.

Руководящими документами предусматривалось, что диссертация после соответствующего ее оформления "представляется начальнику академии и вносится им в конференцию, которая поручает предварительное ее рассмотрение особой комиссии из преподавателей. Каждый из членов комиссии, рассматривающей диссертацию, обязан к назначенному сроку представить о ней письменное заключение. Конференция определяет, может ли диссертация быть допущена к защите, печатается или литографируется при академии и раздается всем членам конференции и лицам, которые будут приглашены к присутствию на защите...".

По итогам защиты диссертации конференция академии определяла, может ли претендент на звание профессора быть допущенным к преподаванию того или иного предмета. При необходимости ему назначалась еще и пробная лекция, на подготовку которой отводилось две недели. Тема для нее давалась командованием академии по одному из вопросов курса. На подготовку к лекции отводилось две недели, и только после её чтения конференция выносила окончательное решение.

Приведенный анализ порядка подготовки профессорского состава высшей военной школы России позволяет увидеть, что практически все составляющие существующей ныне системы подготовки кандидатов и докторов наук (кандидатские экзамены, утверждение темы, разработка и защита диссертации и др.) были найдены и апробированы во второй половине Х1Х века. Более того, существующий сегодня порядок защиты диссертации кажется упрощенным, а о размножении диссертационного труда в количестве экземпляров, равном количеству членов ученого совета, можно только мечтать. Ныне, спустя более 100 лет, члены специализированного совета фактически формально присутствуют на защите, так как диссертация печатается за счет автора всего лишь в количестве четырех экземпляров.

Анализ порядка подготовки профессорско-преподавательского состава высшей военной школы России второй половины Х1Х века позволяет также делать вывод о том, что ссылка ряда современных авторов на сильное отрицательное воздействие отсутствия специальных военно-педагогических вузов является формальной и явно преувеличенной. Существовавший в России конкурсный отбор преподавателей военных и общеобразовательных дисциплин, четко налаженный процесс их профессионального роста от репетитора до профессора имел прогрессивное значение для развития высшей школы государства в целом, так как позволял отобрать наиболее способных к военно-педагогической деятельности лиц. Многие положительные черты этого опыта вполне применимы в современных условиях.

Отбор кандидатов на должности преподавателей в военные училища существенно отличался от системы отбора в военные академии. Так, в военные и юнкерские училища к преподаванию допускались на основании трех главных условий:

а) без всяких испытаний;

б) на основании пробных лекций без экзаменов;

в) на основании экзаменов и пробных лекций.

К преподаванию без всяких экзаменов допускались:

а) профессора, адъюнкты и преподаватели всех военных академий;

б) лица, известные своими научными трудами, в случае, если намерены преподавать науку, составляющую предмет их специальных знаний. В систему военно-учебных заведений привлекались университетские профессора и преподаватели, которые зачислялись в штат военного училища или совмещали свою основную работу с деятельностью в вузе.

На основании одной пробной лекции без экзаменов допускались офицеры, окончившие Николаевскую академию генерального штаба, Михайловскую артиллерийскую и Николаевскую инженерную академии.

Все остальные лица допускались к преподаванию на основании экзаменов и пробных лекций.

Список используемых источников

1. Бардунов С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военных школах дореволюционной России во второй половине ХIХ - начале ХХ века: Дис... канд. пед. наук. М., 1991.

2. Высшее образование в России: очерки истории до 1917 года / Под ред. В.Г. Кинелева. М., 1995.

3. Дернер Д. Логика неудачи. М., 1997.

4. Каменев А.М. История подготовки военных кадров в России. М., 1990.

5. Лушников А.М. Военно-учебные заведения России в 1861-1941 гг.: Социально-политический аспект развития. Дис... докт. ист. наук. Ярославль, 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Назначение и задачи инженерно-авиационного обеспечения боевых действий и боевой подготовки авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Управление инженерно-авиационной службой. Инженерно-техническая подготовка личного состава авиационных частей.

    контрольная работа , добавлен 06.07.2014

    Компетенция и ответственность высшего военно-учебного заведения как типичного образовательного учреждения в рамках государственной системы образования. Высшее военно-учебное заведение представляет собой элемент определенной системы-силового ведомства.

    реферат , добавлен 25.09.2008

    История создания и состав войск Вооружённых Сил России. Президент России как Верховный Главнокомандующий. Задачи Министерства Обороны и Генерального Штаба. Характеристика родов войск: сухопутных, специальных, военно-воздушных, военно-морского флота.

    презентация , добавлен 26.11.2013

    Интересные факты об армиях мира. Виды Вооруженных Сил РФ: сухопутные воска, военно-воздушные силы и военно-морской флот. Их история, назначение, символы и структура. Курьезные армейские законы. Другие рода войск: пограничные, железнодорожные, внутренние.

    презентация , добавлен 19.02.2015

    Понятие и значение военно-морского флота как вида вооруженных сил Российской Федерации, его структура и элементы, принципы формирования и развития. Оценка необходимости реформирования данной отрасли. Сфера деятельности флота в военное и мирное время.

    презентация , добавлен 12.07.2015

    Предназначение сухопутных, мотострелковых, танковых войск Российской Федерации. Состав военно-воздушных сил. Назначение военно-морского флота и стратегической, тактической и береговой авиации. Защита военно-морских баз и важных участков побережья.

    презентация , добавлен 06.04.2016

    Роль советских Вооруженных Сил в защите Родины. Основные виды Вооруженных Сил. Организация мотострелкового полка. Структура сухопутных войск. Задачи организации боевой подготовки Военно-морского флота России. Основное содержание военных реформ Петра I.

    презентация , добавлен 13.03.2010

    Военно-географическое пространственное расположение. Военно-исторические сведения. Развитие промышленности и товарно-денежных отношений. Финляндия в составе России. Основные факторы (особенности) военно-политических условий. Шведская народная партия.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2008

    Появление на Руси пороха и огнестрельного оружия. Образование первого "Ракетного заведения", изготавливавшего фейерверки. Открытие военно-учебного заведения с законченным циклом инженерного образования. Создание Военного Учебного Научного Центра ВВС.

    презентация , добавлен 08.02.2012

    Знакомство с особенностями малогабаритных забрасываемых передатчиков помех. Анализ основных задач военно-специальной подготовки. Общая характеристика комплекта малогабаритных передатчиков помех РП-377А, рассмотрение принципов боевого применения.

Леонид Сергеевич, сейчас очень много говорится о необходимости реформирования системы военного образования. Что вы можете сказать об этом?

Работа по реформированию высшего военного образования была развернута в 1992 году. Главной целью преобразования предполагалось одновременно с реорганизацией армии сформировать адекватную ей систему подготовки офицерских кадров, вывести военное образование на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров.

В условиях сокращения Вооруженных сил РФ, дефицита финансовых и иных средств на развитие системы военного образования стала очевидной невозможность сохранения прежнего количества военных вузов. В этой обстановке абсолютно оправдана интеграция военно-учебных заведений в мощные учебно-научные центры (комплексы), объединяющие подготовку военных кадров различных профилей и уровней образования. При этом предусматривалась также и межвидовая интеграция.

С этой целью осуществлено объединение Военной академии имени М.В. Фрунзе и Военной академии бронетанковых войск в единую Общевойсковую академию с общим учебным центром на базе курсов "Выстрел".

Военные академии, часть из которых была преобразована в университеты, формально не повышая образовательный ценз своих выпускников, стали обеспечивать им второе высшее образование по управленческой специальности. При этом срок обучения офицеров в военных академиях и университетах стал составлять, как правило, два года. В то же время был завершен перевод четырехгодичных командных училищ, которые переименовывались в военные институты, на пятилетний срок обучения.

Подготовка офицерских кадров для Сухопутных войск будет осуществляться по двум специальностям: военно-инженерная, получаемая по окончании военно-инженерных институтов, высших военно-инженерных училищ и военных академий (университетов), ведущих обучение курсантов на базе средней школы; военно-управленческая (или военно-административная), получаемая выпускниками по окончании высших военных командных училищ (институтов) и военных академий (университетов), ведущих обучение на базе высших военных училищ (институтов).

- Не много ли - пять лет обучать человека в военном училище, чтобы он командовал взводом-ротой-батальоном?

Для решения поставленной задачи по подготовке специалистов по двум специальностям - это малый срок. Обучение в военных вузах по гражданским и военным программам ведет к размыванию целенаправленности военной подготовки, ее нацеленности на формирование командных и организаторских качеств. Содержание обучения перестает соответствовать условиям и задачам службы.

Искажается, либо выхолащивается главный принцип подготовки военного человека: учить тому, что требует военная служба, что нужно на войне.

При этом следует исходить из того, что в вузах видов ВС и родов войск для курсантов на оперативно-тактическую подготовку необходимо выделять не менее 300 часов. В вузах, готовящих общевойсковых командиров, на усвоение теории и овладение практикой управления подразделениями в любых условиях обстановки в звене взвод-рота и ознакомление с батальоном, а также на методику проведения занятий с этими подразделениями необходимо выделять не менее 900 часов.

К тому же надо учитывать то, что некоторая часть тем, отражающих специфику действий подразделений (а в академиях - частей), упускается из программ. Например, действия подразделений (частей) в лесу, на севере, зимой, ночью и так далее. Предполагается, что обучаемые их изучат самостоятельно.

При пятилетнем обучении обеспечивается подготовка офицеров с высшим образованием. Однако при этом создаются условия для психологического раздвоения личности выпускника, его постоянной моральной готовности к увольнению из рядов ВС РФ, в том числе сразу после завершения обучения и получения диплома о высшем образовании.

Таким образом, целесообразно оставить пятилетний срок обучения в военном училище, но при этом требуется коренная переработка учебных программ, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональных военных специалистов.

- А два года обучения в общевойсковой академии представляется вам достаточным сроком?

Опять таки все зависит от действующей системы военного образования. При этом она должна обеспечить непрерывный процесс повышения уровня знаний и совершенствования навыков офицеров. Соответственно и перестраиваться эта система должна поэтапно, поскольку в академию придут офицеры, получающие образование по новой системе, лишь спустя 7-10 лет после окончания училища. В связи с этим мы считаем, что в настоящее время переход академии на двухлетнее обучение не совсем обоснован.

В прошлом году состоялся первый выпуск слушателей, обучавшихся по новым программам два года. Результаты, прямо скажем, неважные. Снизилось количество выпускников, удостоенных золотой медали и дипломов с отличием почти в полтора раза (с 28% до 19%). Одновременно возросло число выпускников командного профиля удовлетворительно освоивших программы оперативно-тактической подготовки - с 12% до 35%.

Сокращение продолжительности обучения на один год, проведенное без переработки и уменьшения объема квалификационных требований к выпускникам, привело к дисбалансу между теоретической и практической составляющими процесса обучения. В результате многие не только не получили твердых навыков практического управления в тактическом звене, но и не смогли глубоко освоить теорию общевойскового боя. Государственная аттестационная комиссия, а мы с ней полностью согласны, отметила, что за два года весьма проблематично достаточно качественно подготовить высококлассного специалиста и поспешный переход на двухлетний срок обучения является ошибочным и вредным.

Сейчас много говорят о необходимости увеличения объема общегуманитарной подготовки. Это оправданно? Или это опять ложный путь?

Военные вузы отныне обязаны включать в свои учебные планы весь комплекс стандартизированных гражданских дисциплин с полным сохранением их объема и содержания независимо от степени значимости и необходимости для подготовки офицера. По существу, все высшие военные учебные заведения обязаны ныне готовить своих выпускников одновременно по двум принципиально различным профилям - гражданскому и военному.

Совмещение военных и гражданских специальностей в одном учебном плане обусловит увеличение количества изучаемых дисциплин почти вдвое, причем большая часть их относится к общегуманитарным предметам Так, если в настоящее время во всех гражданских и военных вузах страны в течение полного курса обучения изучается по 25-35 учебных дисциплин (общепринятая норма), то после реформирования обучения в военных вузах общее число их достигает 40-55.

С психолого-педагогической точки зрения фундаментальное освоение за пятилетний (двухгодичный) срок столь большого количества научных дисциплин - задача нереальная.

Следовательно, образовательный процесс в военных учебных заведениях неизбежно приобретает поверхностный характер, а высшее военное профессиональное образование лишится свойства фундаментальности. Поэтому в академии общегуманитарные предметы должны уточнять важнейшие современные проблемы, которые напрямую связаны с управленческой деятельностью. Такой подход позволит сократить количество дисциплин общегуманитарной подготовки и увеличить бюджет времени военно-профессиональных дисциплин.

Почему у нас так мало изучается опыт войн и военных конфликтов? Или же обучение ведется без привлечения подлинных документов того времени: решений командиров, оперативных директив, боевых приказов?

В нашей академии обучение ведется исключительно на подлинных документах, причем не только "победных". Главное на занятиях по истории военного искусства - это анализ прошлого (почему так, что это давало, чем этот опыт актуален сейчас?). Мы помним заповедь известного отечественного военного теоретика 20-30-х годов Александра Андреевича Свечина о том, что "в ряду военных наук история военного искусства... представляет тот фундамент, на котором создаются прочие военные дисциплины. Не уделяя достаточно внимания военно-историческому изучению, можно подготовить только ремесленников военного дела, не способных ни к сознательному творчеству, ни к приспособлению и осознанию переживаемой быстрой эволюции военного дела".

Другое дело, что при переходе на двухгодичное обучение было резко сокращено время, отводимое на изучение истории военного искусства, ликвидирована подготовка военных историков в академии. Сейчас выделенное количество учебного времени позволяет изучать лишь фрагменты истории военного искусства. В результате обучаемые не получают необходимой научной системы военно-исторических знаний и слабо усваивают методику исторического анализа.

Сейчас под вашей эгидой находятся бывшие ВА БТВ и "Выстрел". Позволяет ли штатное расписание поддерживать это хозяйство в должном состоянии?

Основные сложности, возникшие при объединении, заключались в приведении взглядов и систем подготовки военных кадров к единому знаменателю. В настоящее время этот процесс в основном завершен.

- Не разбегается ли гражданский персонал академии из-за небольших окладов?

Разбегается не только гражданский персонал академии, но и военные, не выслужив установленных сроков, уходят из Вооруженных сил. Бедственное материальное положение слушателей и преподавательского состава вынуждает часть из них либо увольняться, либо искать дополнительный заработок за счет работы по ночам и в выходные дни.

Очередным ударом по академии было снижение должностного ранга преподавателей. Это нововведение привело к уходу из академии и Вооруженных сил вообще определенного числа преподавателей, причем в основном молодых и перспективных. А теперь еще и тарифные разряды должностных окладов подверглись существенному снижению.

- Решения каких проблем для начальника академии имеют сейчас приоритетное значение?

Прежде всего хозяйственных.

- Есть ли из академии "утечка мозгов"?

Есть, но, конечно, не за рубеж, а туда, где больше платят.

Главное в обучении командира-единоначальника - практика. Позволяют ли сейчас условия организовывать практические занятия, и с должной эффективностью?

Не стал бы утверждать, что практика - главное. Все главное: и теория, и практика. Обучающимся в академии важно дать фундаментальную подготовку. Совместное обучение по двум различным специальностям потребует существенного увеличения учебного времени. Расчеты и опыт в течение трех лет показывают, что в рамках существующих сроков обучения теоретический курс может быть увеличен только за счет значительного сокращения учебной практики (стажировки) в войсках, а также за счет растворения содержания части военных специальных дисциплин в учебных программах гражданского профиля.

Дефицит практической подготовки в частях приводит к снижению качества подготовки выпускников военных вузов (особенно курсантов), увеличивает сроки становления молодых офицеров на первичных должностях и тем самым отрицательно сказывается на боеготовности ВС РФ.

На практическую составляющую процесса обучения определенный отпечаток оказывает и материальное обеспечение практических занятий, но от них мы не отказывались и изыскиваем возможности для их проведения с должной эффективностью.

- Что вам, как начальнику общевойсковой академии, больше всего мешает в работе?

Одним из основных проблемных вопросов является, безусловно, слабое финансирование академии. Такое положение дел не позволяет нам должным образом совершенствовать свою учебно-материальную базу, привести в соответствие с требованием времени электронно-вычислительную технику и так далее. Несколько лет не выписываются необходимые для развития науки и педагогики газеты и журналы, военно-научная литература.

- Насколько остры в академии квартирные вопросы?

Вопрос обеспечения преподавательского состава жильем не решается, а загоняется в угол. Некоторые офицеры уже более 12 лет стоят на очереди и не видят перспективы получения квартиры. А командование академии не имеет возможности достигнуть существенного прорыва в этом вопросе. Да и как его сделать, если в прошлом году академии выделено всего две квартиры?

- Позволяет ли сложившаяся система должным образом стимулировать научную работу в академии?

Высокий уровень подготовки в нашей академии обеспечивается ее большим научным потенциалом. Сегодня в ней работают более 400 ученых, из которых 42 доктора наук, около 300 имеют ученые звания: профессор, доцент, старший научный сотрудник. Однако о каком стимулировании можно говорить, если кандидату наук за ученую степень доплачивают порядка 100-150 рублей, а доктору наук в два раза больше? В то же время кандидаты и доктора наук в гражданских вузах получают существенно больше. В целях стимулирования научной работы необходимо в первую очередь ликвидировать существующий дисбаланс. Кроме этого требуется пересмотр нормативно-правовых документов по материальному стимулированию научной работы в вузах МО РФ. В настоящее время академия совместно с другими вузами участвует в проведении исследований по этим проблемам и к августу 2001 года подготовит свои предложения.

Как вы относитесь к появившимся за последнее время названиям - "артиллерийский университет", "танковый институт"? Не кажется ли вам, что это определенный перехлест?

На мой взгляд, этот вопрос не имеет принципиального значения, однако лично мне привычнее прежние, исторически сложившиеся названия - "артиллерийская академия", "танковое военное училище".

Одним из самых престижных военных ссузов в России на сегодняшний день является Рязанское училище ВДВ. В ноябре 2018 года отметит свое столетие, изначально оно было сформировано в качестве Рязанских пехотных курсов. За все время своего существования училище выпустило несколько сотен тысяч первоклассных военных, которые защищали и продолжают защищать страну на протяжении многих лет.

Рязанское училище ВДВ и его история (1918-1947)

РВВДКУ (бывш. РИВДВ) сегодня носит почетное имя генерала В.Ф. Маргелова, который вложил немало сил в то, чтобы это учебное заведение стало одним из лучших в стране. 13 ноября 1918 года Рязанское пехотное училище (именно так оно тогда называлось) распахнуло свои двери для первых студентов. Спустя три года заведение стало обладателем награды ВЦИК за проявленную отвагу и мужество своих подопечных.

В августе 1941 года было принято решение о формировании военно-парашютного училища на базе существующего учебного заведения, эвакуированного в Куйбышев. Училище занималось подготовкой военных кадров для воздушно-десантных войск, однако об этом мало кто знал, непосвященные принимали его за обычную войсковую часть.

Осенью 1943 года училище получило награду - Орден Красного Знамени, который был присужден за фронтовые успехи офицеров, подготовленных учебным заведением. В 1946-1947 годах нынешний ссуз находился в городе Фрунзе (ныне - Бишкек), после чего вернулся на свое законное место - в Рязань.

История училища: послевоенные годы

В 1958 году совет министров Советского Союза принял решение о переформировании существующего учебного заведения в Высшее общевойсковое командное училище. Срок обучения был увеличен до четырех лет, а дипломы, которые получали выпускники, стали равноценны любому документу о получении высшего образования. Подготовка студентов же осталась на самом высоком уровне.

Кого обучает училище?

Помимо самого училища здесь имеются крупный учебный центр, парашютный клуб и авиационная военно-транспортная эскадрилья. Курсанты проживают в общежитиях казарменного типа, а обучаются в учебных корпусах, лабораториях, комплексах, тренажерных залах. Училище имеет собственный тир, а также стадион со спортгородком. Рядом с заведением расположен комбинат бытового обслуживания.

РВВДКУ (Рязань) готовит дипломированных специалистов сразу по трем специальностям и двум специализациям, придерживаясь государственного заказа, который формируется Министерством обороны РФ. Все программы выстроены так, что срок обучения по каждой из них составляет пять лет. Девушки принимаются в училище на общих основаниях.

Рязанское училище ВДВ: факультеты, кафедры

Всего в учебном заведении существует три факультета: СПО - 8 (именно там можно получить среднее профессиональное образование), ДПО и спецфакультет, где проходят подготовку военнослужащие из-за рубежа. Роль ведущих подразделений РВВДКУ выполняют взводы, кафедры и роты. По состоянию на 2015 год на территории училища функционирует 19 кафедр.

15 из 19 кафедр являются военными, остальные 4 - общепрофессиональными (русского и иностранных языков, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, математических и естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин). В училище работают опытные специалисты, среди них более 20 докторов наук и более 150 кандидатов.

Внебюджетный факультет

В училище также действует факультет коммуникаций и автомобильного транспорта, где можно получить образование на внебюджетной основе. Здесь готовят бакалавров по специальностям «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Управление персоналом организаций». Обучение длится четыре года, студент может получать образование в очной и заочной формах.

Для поступления на первую специальность необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике, а на вторую - по русскому языку, математике и обществознанию. по каждой дисциплине рекомендуется уточнять в самом училище, поскольку он может варьироваться. Стоимость годового обучения на обеих специальностях не менялась с 2013 года. По состоянию на июнь 2015 года она составляет 64 тысячи рублей для очного отделения и 28 тысяч - для заочного.

Образовательный процесс

РВВДКУ (Рязань) отличается от всех прочих военных училищ тем, что здесь совершенно иначе построен учебный процесс. Обучение организовано таким образом, что все студенты получают не только теоретические, но и практические навыки, причем достаточно часто это происходит в рамках одного и того же занятия. Разделения на лекционные и практические курсы здесь практически нет.

Продолжительность обучения составляет 5 лет для курсантов, а тем, кто хочет стать офицерами, придется учиться чуть дольше - 5 лет и 10 месяцев. Курсанты учатся 10 семестров, в конце каждого из них необходимо сдавать зачеты и экзамены, это схоже с экзаменационной сессией в гражданских высших учебных заведениях.

Теоретические занятия включают посещение лекций, написание лабораторных и контрольных работ и посещение внеклассных консультаций. Практическая работа включает стажировки, групповые занятия и учения. Со второго курса все курсанты должны защищать курсовые работы по заранее оговоренной с научным руководителем тематике.

За все пять лет обучения курсанты тратят на полевые выходы более 12 месяцев. Ежегодно курсанты уходят в тридцатидневный отпуск летом и в четырнадцатидневный - зимой. Те курсанты, которые закончили училище с отличием, получают преимущество в выборе места, где они будут служить, согласно существующей разнарядке.

Кто может стать курсантом училища?

Поступление в Рязанское училище ВДВ ежегодно начинается первого июля. К молодым людям предъявляются достаточно серьезные требования по состоянию здоровья. Курсантами могут стать те, кто не служил, если им еще нет 22 лет, а также те, кто сейчас служит по призыву или на контрактной основе (до 25 лет). К зачислению допускаются даже те, кто ранее служил в армии, при условии, что им еще нет 24 лет.

Все потенциальные курсанты обязаны пройти медицинское освидетельствование и представить соответствующие документы в приемную комиссию. Действующие военнослужащие должны приложить к карте медицинскую книжку. Следует отметить, что абитуриенты с уголовными, антироссийскими, националистическими и нецензурными татуировками не принимаются в училище, таковы его внутренние правила.

Чтобы поступить в Рязанское училище ВДВ, необходимо предоставить ксерокопии или оригиналы документов, удостоверяющих личность и наличие образования, а также сертификаты о сдаче ЕГЭ. Кандидаты в курсанты, которые уже имеют среднее образование, могут поступить после проведения внутренних экзаменов, которые училище организует самостоятельно.

Условия приема: ЕГЭ

Все потенциальные студенты училища РВВДКУ (Рязань), планирующие обучаться по программам высшего образования, проходят через оценку общеобразовательных навыков, которая осуществляется по результатам ЕГЭ. Для поступления на специальность «Управление персоналом» необходимо предоставить сертификаты о сдаче экзаменов по математике (проходной балл - 27), обществознанию (42 балла) и русскому языку (36 баллов).

Для изучения специальности «Перевод и переводоведение» необходимо сдать иностранный язык (проходной балл - 22), русский язык (36 баллов) и историю (32 балла). Для специальности «Инфокоммуникационные технологии» понадобится сдать физику (проходной балл - 36), математику (27 баллов) и русский язык (36 баллов).

Те, кто планирует обучаться по программе среднего образования, могут не предоставлять сертификаты ЕГЭ, решение о зачислении будет принято приемной комиссии, исходя из других параметров. Речь идет о годности по состоянию здоровья и оценке физподготовки будущего курсанта, также ему помогут определить категорию профпригодности без проведения каких-либо экзаменов.

Условия приема: физподготовка

Рязанское военное училище ВДВ обладает особым статусом, и все его курсанты должны иметь отличную физическую подготовку. Именно поэтому абитуриенты обязаны пройти через проверку уровня физподготовки, это касается и юношей, и девушек. Если абитуриент собирается получить высшее профессиональное образование, ему придется сдать подтягивание, бег и плавание (если позволяют условия).

Если абитуриент планирует получить среднее профессиональное образование, упражнения предлагаются те же, однако нормативы для зачисления в данном случае немного выше. Дается всего лишь один шанс выполнить физическое упражнение, результаты вносятся в конкурсный список вместе с данными из сертификатов ЕГЭ. На их основе формируется решение о зачислении.

Поступление в Рязанское училище ВДВ требует от абитуриента хорошей физической формы, поэтому лучше всего заранее начать готовиться. Наличие дипломов, сертификатов, а также наград в области спортивных дисциплин приветствуется, однако приоритета в поступлении это не дает.

Учебно-методическая работа

Рязанское училище ВДВ славится своими преподавателями, все они имеют огромный служебный опыт, около 150 из них были участниками боевых действий в Афганистане, Южной Осетии, на Северном Кавказе. Благодаря этому все курсанты получают самые необходимые для дальнейшей военной службы навыки. Кроме всего прочего, преподаватели постоянно ведут методическую работу со своими студентами, направленную на улучшение качества обучения.

Начинающие преподаватели здесь также могут получить необходимые для работы с курсантами навыки, специально для них открыта «Школа педагогического мастерства», срок обучения в которой составляет два года. Периодически в училище организуются методические эксперименты, в результате которых разрабатываются новейшие методики преподавания в военных образовательных учреждениях.

Присяга

Присяга в Рязанском училище ВДВ проходит в первых числах сентября, на это торжественное событие обычно съезжаются родители и друзья первокурсников. Руководство училища поздравляет всех студентов.

Согласно существующей традиции, присяга всегда завершается торжественным маршем и показательными выступлениями, в которых принимают участие офицеры и курсанты. Родители могут задать все интересующие их вопросы руководителю училища, а также преподавателям, которые всегда присутствуют на присяге первокурсников.

Как добраться?

Учебное заведение имеет выгодное местоположение и находится неподалеку от железнодорожного вокзала Рязань-1. Адрес Рязанского училища ВДВ - пл. генерала армии В. Ф. Маргелова, 1. Чтобы добраться от вокзала до училища, необходимо сесть на автобус маршрута №5 «Ж/д вокзал - платформа «Турлатово», затем доехать до остановки «Библиотека имени М. Горького», а оттуда пройти по улице Семинарской примерно 500 метров.

От ж/д вокзала Рязань-2 до училища можно добраться с помощью маршрутного такси №57 «Новоселов 60 - пос. Божатково», необходимо сесть на остановке «Михайловское шоссе», а выйти - на остановке «Библиотека имени М. Горького». Стоимость проезда составляет 16 рублей.

Училище располагается в нескольких корпусах, доступ к некоторым из них ограничен, поэтому фото РВВДКУ и его внутренних помещений найти не так просто. Впрочем, все желающие могут посетить торжественную церемонию присяги, а также дни открытых дверей, чтобы прочувствовать воинский дух учебного заведения.

Есть ли связь между качеством учебного процесса в высших военно-учебных заведениях и результатами боевой подготовки войск? Ответ очевиден: самая прямая. Но всегда ли об этом помнят в вузах и делают соответствующие выводы? Что предпринимается на уровне главных управлений Минобороны для максимального приближения учебного процесса к жизни и требованиям войск? Сегодня, в период качественного обновления

Военно-промышленный курьер № 44. 2004 г.

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В ЛЕЙТЕНАНТЫ

В МОСКОВСКОМ ВЫСШЕМ ВОЕННОМ КОМАНДНОМ УЧИЛИЩЕ ОПРОБОВАНА НОВАЯ СИСТЕМА ТРЕНИРОВОК И ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Александр СКОРОДУМОВ начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации,

генерал-полковник

Есть ли связь между качеством учебного процесса в высших военно-учебных заведениях и результатами боевой подготовки войск? Ответ очевиден: самая прямая. Но всегда ли об этом помнят в вузах и делают соответствующие выводы? Что предпринимается на уровне главных управлений Минобороны для максимального приближения учебного процесса к жизни и требованиям войск? Сегодня, в период качественного обновления и преобразования Вооруженных Сил, эти вопросы особенно актуальны.

В ходе работы в войсках генералы и офицеры Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ часто слышат от командиров частей и подразделений сетования на недостаточный уровень профессиональной и методической подготовки молодых офицеров, вчерашних выпускников военных вузов. Эти оценки, как правило, объективны.

Именно поэтому одним из основных направлений работы нашего Главного управления является обеспечение единства боевой подготовки войск и учебного процесса высших военно-учебных заведений. В последние годы, например, стало практикой привлечение на сборы руководящего состава органов боевой подготовки Вооруженных Сил, руководящего состава и профессорско-преподавательского состава вузов. При этом преподаватели выступают не только в роли обучаемых, но и активно участвуют в организации и проведении занятий с участниками сборов.

Особенно хочется отметить работу командования Московского высшего военного командного училища. Его преподаватели не только постоянно участвуют в сборовых мероприятиях по планам министра обороны, начальника Генерального штаба, главнокомандующего Сухопутными войсками, но и ведут большую работу по разработке новых форм обучения курсантов. Взять, скажем, одно из важнейших направлений совершенствования занятий - создание приказарменной учебной материально-технической базы и организацию боевой учебы с ее использованием. Хорошо оборудованная, насыщенная современными техническими средствами база позволяет сделать процесс обучения непрерывным, а главное совершенствовать профессиональные навыки личного состава и методическое мастерство офицеров без привлечения дополнительных финансовых средств. То есть, при минимуме затрат добиваться наибольшей эффективности занятий.

Так, в ходе совместной работы генералов, офицеров Главного управления боевой подготовки и коллектива преподавателей Московского высшего военного командного училища под руководством его начальника генерал-майора С. Епишина разработана и практически проверена система тренировок по выполнению нормативов боевой и физической подготовки с использованием объектов приказарменной учебной материально-технической базы. В основе ее лежит принцип "от простого к сложному": в течение всего обучения в училище курсанты последовательно готовятся к выполнению функциональных обязанностей в войсках. А нормативы по боевой подготовке отрабатываются в рамках четырех тактических уровней военно-профессиональной подготовки: солдат - командир отделения - командир взвода - командир роты.

В соответствии с курсом обучения их объем и последовательность составляют:

первый уровень (первый курс) - отработка нормативов, обеспечивающих выработку навыков в действиях на поле боя при овладении специальностями всех должностных лиц мотострелкового отделения и его слаживании;

второй уровень (второй курс) - отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки в выполнении обязанностей должностных лиц мотострелкового отделения и навыков в его слаживании; отработка нормативов, обеспечивающих выработку навыков при освоении обязанностей командира взвода, и слаживание взвода;

третий уровень (третий курс) - отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки в выполнении обязанностей должностных лиц мотострелкового отделения, навыков в выполнении должностных обязанностей командира взвода и его слаживание; отработка нормативов, обеспечивающих выработку навыков при освоении обязанностей командира роты, и ее слаживание;

четвертый уровень (четвертый и пятый курсы) - отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки в выполнении обязанностей должностных лиц мотострелкового отделения, навыков в выполнении должностных обязанностей командира взвода, роты и слаживание подразделения.

Характерно то, что тренировки проводятся без использования бюджета учебного времени в утренние часы и часы самостоятельной подготовки. Это позволяет в течение семестра отработать курсантам 6-8 нормативов по каждой специальной (военной) дисциплине.

Основная цель введения в практику предложенной системы тренировок - подготовка командира, способного эффективно организовывать выполнение поставленных задач и самому выполнять их. Но достигнуто это может быть только при соблюдении двух условий.

Первое - высочайший профессионализм офицера. Я уже упоминал, что в ходе работы в войсках часто приходится сталкиваться с таким негативным фактом, как недостаточная, а иногда и просто неудовлетворительная индивидуальная подготовка молодых руководителей занятий. К сожалению, среди них сегодня осталось немного тех, кто способен подать команду "Делай, как я" и выполнить упражнение стрельб или вождения, норматив по физической подготовке на "отлично". А ведь лейтенант, имеющий по предметам боевой подготовки неудовлетворительные и удовлетворительные оценки, не может служить примером для своих подчиненных. Хотя в военных училищах должны готовиться профессионалы военного дела высочайшего уровня, командиры подразделений. Это - аксиома.

Второе - методическое мастерство. Можно быть высочайшим профессионалом своего дела, но не уметь донести, передать свои знания, опыт подчиненным. Ни для кого не секрет, что мероприятие боевой подготовки, организованное и проведенное, образно говоря, для галочки, приносит больше вреда, чем пользы. Сам же процесс воинского обучения в таком случае превращается в натаскивание. Поэтому любое занятие, тренировка должны быть не только полезны для каждого военнослужащего и подразделения в целом, но и интересны. А заинтересовать подчиненных, сделать занятия по боевой подготовке привлекательными - высочайшее методическое мастерство, я бы сказал, даже искусство.

Анализ основных положений названной системы тренировок по боевой и физической подготовке как раз выгодно отличается тем, что при настойчивом проведении ее в жизнь может быть обеспечено профессиональное и методическое мастерство будущего офицера.

С одной стороны, в течение всего обучения в училище курсанты совершенствуют свои навыки в выполнении нормативов по тактической, огневой, технической, инженерной, военно-медицинской подготовке, военной топографии, радиационной, химической и биологической защите, практически выполняют мероприятия подготовки боя, управляют подразделениями и огнем при выполнении поставленных задач. Не вызывает сомнения, что офицер, прошедший такую школу, будет знать, чему учить своих подчиненных, и сможет эффективно использовать для этого личный пример.

С другой стороны, обеспечивается готовность к выполнению функциональных обязанностей по обучению личного состава. Ведь система тренировок предусматривает, что второй, третий и четвертый уровень военно-профессиональной подготовки требуют от курсанта умения организовать и провести занятие. А тут сам процесс подготовки руководителя-курсанта к занятиям не отдан на откуп самостоятельной подготовке: формирование командно-методических навыков курсантов 2-5 курсов находится под строгим контролем и основано на практике войск.

Кроме того, подготовка курсанта к проведению занятия включает постановку задач командиром курсантского подразделения, самостоятельную работу, уточнение методического и материального обеспечения тренировки и, что очень важно, инструкторско-методические и показные занятия в масштабе курсантской роты, а иногда и батальона, по наиболее сложным вопросам. Таким образом, в рамках предложенной системы тренировок курсантам прививается основа из основ повседневной деятельности войск: системность в работе.

Заслуживает внимания еще одна особенность данной методики - ее воспитательная роль. Становление молодого офицера в войсках во многом обусловлено опытом обучения и воспитания, присущих учебному заведению. Во многом вчерашние выпускники военных училищ в своей повседневной деятельности в подразделениях сознательно или подсознательно копируют стиль и методы работы командиров курсантских подразделений и преподавателей. Поэтому очень важно, чтобы этот стиль и эти методы были действительно примером для подражания.

Реализуемая в Московском высшем военном командном училище система отработки нормативов по боевой и физической подготовке как раз позволяет развивать навыки в действиях, поддерживать ранее приобретенные на неснижаемом нормативном уровне, обеспечивает готовность курсантов к выполнению боевых задач и дает практику командования подразделением в боевой обстановке и повседневной деятельности.

И последнее. Настоящая система, конечно, не является догмой. Но, безусловно, заслуживает внимания и внедрения в учебный процесс других высших военно-учебных заведений, т. к. на современном этапе военного строительства именно там, в военных училищах и академиях, создается основа Российской армии XXI века.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Обучение в высших военных учебных заведениях в силу специфики образовательного процесса отличается от учебы в обычных ВУЗах. Ранее мы уже посвятили статью вопросам организации учебы в военных ВУЗах. Ниже будут рассмотрены дополнительные вопросы по этой теме.

Курсанты военных ВУЗов принимают участие в Парадах на Красной площади?
Решения по организации Парадов на Красной площади принимаются Министром обороны РФ. В том числе министр принимает решение о поощрении курсантов посредством участия в Парадах. В 2014 году курсанты 10 военных ВУЗов прошли в парадном строю по Красной площади.

Курсанты высших военных учебных заведений получают доступ к бесплатным средствам связи для общения с родственниками?
В процессе обучения в военных ВУЗах не предусмотрено предоставление бесплатных средств связи для общения с родными.

В ходе учебы в военном ВУЗе можно жениться или выйти замуж?
Ограничений на организацию личной жизни обучение в военном ВУЗе не накладывает. На процедуру бракосочетания по усмотрению администрации ВУЗа может быть выделен отпуск.

Популярные материалы

Курсанты военных ВУЗов могут рассчитывать на зарубежные стажировки?
Процесс стажировки курсантов регламентирован образовательным процессом. В некоторых случаях стажировки курсантов проходят за пределами РФ. Как правило эти стажировки проводятся в рамках программ по международному сотрудничеству в военной сфере.

Сколько длится рабочий день курсанта военного ВУЗа?
Курсанты военных ВУЗов работают в строгом соответствии с распорядком дня. В распорядке предусмотрено время на учебные занятия, самостоятельную работу, прием пищи, сон и личные потребности.

Курсанты военных ВУЗов несут службу в наряде?
На основании действующих законов в обязанности курсантов входит служба во внутреннем и гарнизонном наряде.

Могут ли курсанты военных ВУЗов уходить в увольнение?
Курсанты военных высших учебных заведений могут получить увольнение. До подписания контракта предусмотрено одно увольнение в неделю (при отсутствии дисциплинарных взысканий).


Курсанты военных ВУЗов имеют право на проживание дома?

До заключения контракта курсанты военных ВУЗов проживают в казармах. Порядок проживания соответствует порядку для солдат и сержантов находящихся на службе по призыву. После заключения контракта курсанты получают право на проживание в общежитиях. При отсутствии мест в общежитиях возможно проживание за пределами территории военного ВУЗа. Для этого необходимо получить разрешение начальника учебного заведения.

Каков порядок присвоения воинских званий при учебе в военном ВУЗе?
Курсанты сохраняют свои воинские звания, полученные до поступления в ВУЗ. При отсутствии воинского звания курсант получает звание рядовой. Присвоение очередных воинских званий организовано в порядке, установленном уставом.

Как организованы каникулы для курсантов военных ВУЗов?
Летние каникулы курсантов составляют 30 суток. Зимние каникулы длятся 15 суток. При желании курсанты имеют возможность увеличить длительность каникул. Сделать это можно за счет досрочной сдачи экзаменов и зачетов. Общая длительность каникул в год не должна превышать 60 дней.