Влияние космоса на землю и жизнь людей. Влияние космического пространства на человека Сообщение на тему влияние космоса на человека

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Наибольшее количество знаний о Вселенной и её влиянии на Землю люди получили в 20 веке, когда стали использовать самые современные способы изучения космоса (космические корабли, спутники и т.д.). Действие космоса изучено слабо.

Первый человек на Луне – Нил Олден Армстронг (начал свой полёт 16 июля 1969 года, а ступил на поверхность Луны – 20 июля 1969 года).

Виды космоса:

    Ближний – Солнечная система.

    Дальний – за пределами Солнечной системы.

Воздействие ближнего космоса.

    Солнце притягивает Землю, тем самым упорядочивает её движение.

    Земля получает от Солнца тепло и свет.

    Солнце испускает потоки частиц, которые порождают на Земле магнитные бури.

    Столкновение с небесными телами разной величины:

    метеорами - (др.-греч. «небесный»), «падающая звезда» - явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких метеорных тел (например, осколков комет или астероидов);

    метеоритами - тела космического происхождения, упавшие на поверхность крупного небесного объекта.

Воздействие дальнего космоса.

Изучено меньше, чем ближнего космоса. Учёные выяснили, что Вселенная пронизана космическими лучами, но как они влияют на Землю, пока ещё не знают.

Луна и Земля

    Луна – единственный естественный спутник Земли

    Луна в 3,7 раза меньше Земли

    Расстояние от Земли до Луны – 384 400 км, до Солнца - около 150 млн. км.

    Время оборота Луны вокруг своей оси совпадает со временем её полного оборота вокруг Земли = 27 суток 7 часов 43 минуты.

    Луна отражает солнечный свет, поэтому мы её видим (сама свет не излучает).

    Так как Луна вращается вокруг Земли, то и освещается по-разному.

Фазы Луны – наблюдаемая с Земли освещённая поверхность Луны.

Выделяют основные лунные фазы: полнолуние (видна полная Луна), первая и последняя четверть (видим половину диска Луны), первая, вторая, третья и четвертая фазы Луны (видим месяц), новолуние (Луну мы не видим). Начинаем считать фазы с новолуния.

    Действие Луны на Землю

Приливы и отливы (периодические колебания уровня суши и моря под действием притяжения Луны). Колебания суши мы не замечаем, так как горные породы с трудом поддаются лунному притяжению.

Прилив Отлив

Отлив Прилив

Гипотезы (предположения) происхождения Луны.

    Она отделилась от Земли в результате столкновения с крупным космическим телом.

    Земля захватила уже сформировавшуюся Луну и сделала её своим спутником.

    Земля и Луна образовались совместно около 4,6 млрд. лет назад при формировании Солнечной системы из газопылевого облака, которое окружало Солнце.

Наибольшее количество знаний о Вселенной и ее влиянии на Землю люди получили в XX в., когда стали использовать самые современные способы изучения космоса. Но все-таки воздействие космоса на Землю пока что изучено слабо. Как любое другое космическое тело, Земля движется и развивается по единым законам Вселенной. Больше сведений получено о влиянии на Землю ближнего космоса - Солнечной системы.

Во-первых , Солнце притягивает Землю и таким образом упорядочивает ее движение. Влияет на Землю и притяжение ее спутника - Луны.

Во-вторых , Земля получает от Солнца тепло и свет. Без них жизнь на Земле была бы невозможна.

В-третьих , Солнце испускает потоки частиц (солнечный ветер), которые порождают на Земле магнитные бури. Они влияют на все живые организмы, в том числе и на самочувствие людей, а также на работу многих приборов.

В-четвертых , Земля постоянно сталкивается с небесными телами разной величины. Мелкие сгорают в земной атмосфере, а образовавшаяся от их разрушения пыль оседает на земную поверхность.

Рис. 13. Метеоритный кратер на поверхности Земли

Землю и жизнь на ней необходимо защищать от падения астероидов и комет. Падение любого небесного тела с диаметром более 2 км способно вызвать катастрофу планетарного масштаба. Небольшие небесные тела, представляющие опасность для Земли, можно или уничтожать с помощью ракет, или изменять их орбиту специальными двигателями.

Ежегодно на Землю выпадает несколько сотен тонн космического вещества, из которого 99% - мельчайшие частицы. Но за время своего существования Земля, как и другие планеты, неоднократно сталкивалась и с крупными телами, которые достигали земной поверхности в виде метеоритов, оставляя на ней гигантские кратеры. Ветры и дожди уничтожили основную часть кратеров. Но некоторые из них хорошо сохранились до наших дней (рис. 13).

О воздействии на Землю дальнего космоса известно меньше. Ученые выяснили, что вся Вселенная буквально пронизана различного рода космическими лучами. Но характер их влияния на Землю пока что не раскрыт.

Человечество издавна волнует вопрос: есть ли жизнь на других планетах? По мнению ученых, на каждый миллион звезд приходится по крайней мере одна планета, на которой возможна жизнь. Значит, только в нашей Галактике около 150 000 таких планет. Пытаясь обнаружить обитаемые планеты, люди отправляют во Вселенную космические радиосигналы (рис. 14) и пытаются уловить сигналы, поступающие из космоса.

Рис. 14. Послание в космос. Это зашифрованное радиопослание было отправлено в 1974 г. к созвездию Геркулеса и достигнет места назначения через 26 000 лет

Представьте себе, что вы инопланетянин, получивший этот сигнал. Попробуйте расшифровать его.

Вопросы и задания

  • Что вы знаете о падении крупных метеоритов на Землю?
  • Какое воздействие на планету Земля оказывает Солнце?
  • Приведите примеры роли Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Тема проекта : «Человек и космос».

Тип проекта: кратковременный.

Актуальность выбранной темы.

Мне интересно наблюдать за ночным небом, рассматривать звёзды. Поэтому я выбрала эту тему – «Человек и космос»

Изучив взаимосвязь человека с космосом, я бы хотела рассказать об этом своим сверстникам, а так же приготовить наглядное пособие.

Ребята должны знать историю освоения космоса, гордиться своей страной-Родиной космонавтики.

Планеты, солнечная система, звезды и космос всегда интересовали Человечество. Многие ученые посвятили всю свою жизнь изучению космоса, космических явлений и процессов.

Объект исследования: космос.

Предмет исследования:
взаимосвязь человека с космосом.(Слайд 2)

Цель: рассмотреть, какую роль играет космос в жизни
современного общества, и каково его влияние на человека.

Задачи:

Изучить материал о значимости космоса в современном обществе;

Провести опрос по теме проекта;

Приобрести и обобщить сведения о влиянии космоса на жизнь человека.

Гипотеза : космос и человек взаимосвязаны. (Слайд 3)

Вопросы проекта:

Какова история изучения и освоения космического пространства?

Какие космические технологии находятся на службе человека?

Какое влияние оказывает космос на человека?

Какое влияние оказывает человек на космос?

Методы исследования:

1.Чтение энциклопедий о космосе.

2.Просмотр документальных фильмов по теме исследования.

3.Поиск информации в Интернете.(Слайд 4)

Из истории освоения космического пространства. Ещё в далёком прошлом таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей. В своих мечтах люди давно парили в небе, как птицы. В XVI веке Николай Коперник подхватил новые научные идеи и после 25 лет наблюдений пришел к выводу, что центром мироздания является не Земля, а Солнце. В дальнейшем его идеи подтвердили Тихо Браге, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей и Исаак Ньютон. (Слайд 5)

Летательные аппараты

Людям всегда хотелось полететь к звездам, так появились первые летательные аппараты. Кто-то пытался добраться до звезд на воздушном шаре, дирижабле. Люди придумали самолеты, которые взлетали все выше, но улететь в космос не смогли. Наконец русский ученый К.Э. Циолковский доказал, что полет в космос возможен только с помощью ракеты. Советский ученый и конструктор С.П. Королев сумел сконструировать такую ракету. Ракета с первым спутником стартовала 4 октября 1957 г. в 22 ч. 28 мин. по московскому времени с космодрома Байконур. Первый искусственный спутник имел форму шара диаметром 58 см и весом 83,6 кг. На нем были установлены два радиопередатчика, непрерывно излучающие сигналы. Сила притяжения Земли очень велика, чтобы улететь от неё достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолёт, ни вертолёт. Ведь они в своём полёте опираются именно на воздух, самолёт - крыльями, вертолёт – лопастями винта. Поэтому для полётов в космос используют особые двигатели - реактивные. (Слайд 6)

Первые «космонавты»

Первые корабли были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты, а также изучалось поведение подопытных собак.

Лайка - первое животное, выведенное на орбиту Земли. Она была запущена в космос в ноябре 1957 года на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет, и весила она 6 килограммов. Как и многие другие животные в космосе, собака погибла во время полёта - через 5-7 часов после старта она умерла от стресса и перегрева. На одном из кораблей благополучно слетали Белка и Стрелка. Два других "собачьих " экипажа, вследствие неисправностей систем посадки, на землю вернуть не удалось. (Слайд 7)

Первый пилотируемый полет

Летчик Юрий Гагарин стал одним из тех, кого отобрали в первый отряд советских космонавтов. Его технические знания, трудоспособность, физическое здоровье обусловили тот факт, что именно он 12 апреля 1961 года стал первым человеком, поднявшимся в космическое пространство. С космодрома Байконур был произведен запуск ракеты «Восток-1». Выполнив один оборот вокруг Земли на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса, в районе села Смеловка.(Слайд 8)

Влияние космоса на человека.

Второй орбитальный полет – осуществил Г.С.Титов, который продолжался более суток. В ходе этого полета выяснялось влияние на человеческий организм длительного пребывания в космосе. Титову первым пришлось столкнуться со "спутниковой болезнью" - когда человека начинает "укачивать" в невесомости. Сейчас известно, что эти симптомы появляются, в первые дни полета и вызваны адаптацией организма к невесомости, но тогда это, вызвало большие опасения, и были разработаны специальные методы тренировки вестибулярного аппарата космонавтов.(Слайд 9)

Влияние человека на космос

С началом космических исследований атмосферы Земли обнаружено нарушение озонового слоя над Антарктидой. Слой озона разрушается под воздействием загрязнения атмосферы оксидами азота, содержащимися в выбросах летательных аппаратов, при извержении вулканов, домашних и промышленных холодильниках, аэрозольных баллончиках! Точнее, это газ фреон. Он распадается под воздействием ультрафиолета и становится сильнейшим разрушителем озона. Несмотря на принимаемые меры, озонная дыра может разрастись. Наиболее технически реальным кажется «радиоштопка» - создание разряда в верхних слоях атмосферы с помощью радиоволн сверхвысоких частот. (Слайд 10)

Космические технологии на службе человека

    Спутниковая система навигации

    Мобильная радиосвязь

    Спутниковое телевидение

    Интернет (Слайд 11)

Я решила с одноклассниками провести следующий опыт.
На столе у вас лежали воздушные шарики. Мы их слегка надули, а потом отпустили. Обратите внимание, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель.
Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива. (Слайд 12)

Результаты анкетирования учащихся 4-х классов (Слайд 13)

Что такое солнце?

искусственный спутник

Оборот вокруг своей оси Земля совершает за… (Слайд 14)

Первый полёт космонавта в космос состоялся?

Первого космонавта звали? (Слайд 15)

1 чел

С.П. Королев

Ю.А. Гагарин

Г.С. Титов

Из опроса я сделала вывод, что большинство ребят привлекает тема космоса. Они считают, что это актуальная, интересная и ценная информация.

(Слайд 16)

З аключение.

    В ходе исследования я сделала следующие выводы:

    Космос играет важную роль в жизни современного общества, он оказывает влияние, как на человека, так и на природу в целом;

    Освоение космоса имеет как положительные, так и отрицательные последствия;

    История изучения космонавтики – это неотъемлемая часть процесса воспитания современного поколения. (Слайд 17)

    Таким образом: в современном мире мы не можем себе представить жизнь без спутникового телевидения, навигаторов, Интернета, прогнозов погоды. Развиваясь, космонавтика, разрабатывает и внедряет передовые технологии. В скором будущем, возможно, в космос можно будет полететь даже школьнику, изучающему планеты. А может быть, там построят дома и гостиницы для Землян, и я смогу побывать на разных планетах. Уже сейчас на Земле существует понятие «космические туристы», а пройдёт время, и люди освоят для жизни другие системы. Ведь столько ещё неизвестного, неизученного в бесконечном космическом пространстве Вселенной!

    И еще хотела бы добавить на основе моего проекта я изготовила наглядный материал (книжку-раскладушку), который может пригодиться на уроках окружающего мира при изучении темы «Вселенная», и на внеклассных мероприятиях посвященных Дню космонавтики. (Слайд 18)

Информационные ресурсы

1. Атлас по астрономии, М.«ОЛМА-ПРЕСС Экслибрисс», 2003, 96с.

2. Детская энциклопедия «Я познаю мир» (космос), М., АСТ 1999, 446с.

3. Детская энциклопедия «Я познаю мир» (природные катастрофы), М., АСТ 1999, 458с.

4. Усманский С.П. «Космонавтика сегодня и завтра», М.Просвещение, 1997, 326с.

5. Энциклопедия тайн и загадок по странам и континентам «Чудеса света», М. «Белый город», 2008, 360с.

6. Экология человека. Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2007 95с.

7. http://ru.wikipedia.org/

8. http://www.astronaut.ru/

9. (Слайд 19)

) Приложение.

При подготовке к собеседованию в НИИ медико-биологических проблем (работает на Роскосмос) я изучил их основные направления. Хорошо запомнились различные аспекты влияния космоса на человека. Сегодня расскажу о самых интересных: изменение потенции, способность к зачатию и размножению, влияние на психику и восприятие, последствия разгерметизации скафандра и др.

Секс и потенция. В отсутствии гравитации снижается артериальное давление и происходит перераспределение крови и жидкости в организме из нижней половины тела в верхнюю, поэтому в первые дни возможно снижение потенции. После адаптации большинство космонавтов наблюдали сильное увеличение эрекции. Теоретически с сексом никаких проблем быть не должно - в невесомости возможны трюки, которые невозможны на земле. Правда у женщин в первые дни очень отечное лицо, а ноги и попа - наоборот "худеют", но это временные явления. Зато прическа всегда прекрасна:

Зачатие и размножение. Когда-то на МКС пытались вырастить тритонов из икры. В норме икринка делится сначала на 2 клетки, затем - 4, затем 8 и т.д. А в условиях невесомости, вместо 4 получалось 3, или вместо 8 - 5. Это грубые нарушения развития. У человека это приведет к прерыванию беременности на ранних стадиях. С тех пор никто о зачатии человека в космосе всерьез не рассуждает.



Земные и космические привычки. У космонавтов это называется "поставить кружку на воздух". После возвращения на Землю распространены бытовые случаи, когда человек выпускает кружку или другой предмет в воздухе, отчего нередко бьется посуда. В космосе, наоборот, можно без задней мысли положить ручку на стол, а через секунду повернуться, а она улетела. Бутерброд маслом вниз на орбите не упадет.



Попадание космических лучей в глаза. Элементарные частицы обладающие высокой энергией могут проникать через всё сущее. Если такие частицы проходят через сетчатку глаза, то космонавт видит яркую вспышку. Ночью от такой вспышки космонавты часто просыпаются. Наблюдается это явление раз в несколько минут. Сталкиваясь с атомами земной атмосферы, частицы рассеиваются на более мелкие с меньшей энергией, поэтому земляне не наблюдают данных явлений.



Туалет. Мочеиспускание и дефекация происходит в специальный приемник в форме воронки, которая герметично прижимается к гениталиям и анусу, иначе все разлетится по атмосфере станции.Моча и фекалии отсасываются небольшим отрицательным давлением. Жидкая часть фекалий центрифугируется и откачивается, чтобы исключить образование аэрозоля. Далее все выделения хранятся в небольших контейнерах, которые загружаются в очередной грузовой корабль. Грузовой корабль с остальным мусором отстыковывают, он сходит с орбиты и все сгорает в атмосфере. Раньше на станции "МИР" биоотходы перерабатывали в дистиллированную воду. На фото два вида насадок на гениталии. Догадывайтесь сами - какой для женщин, а какой для мужчин:


Атрофия мышц и скелета. Вес тела без гравитации равна нулю, поэтому у космонавтов уже через неделю на орбите начинает снижаться количество мускулатуры, а из костей выводится кальций. Без ежедневных 2-х часовых тренировок на орбите, после возвращения на Землю космонавт будет не способен самостоятельно передвигаться. Нарушается и координация - если по прилету на орбиту космонавт промахивается нажимая выше вертикально расположенной кнопки, то после возврата на Землю, наоборот, попадает ниже выключателя света. Кроме того на орбите снижается сила мускулатуры сердца и тонус сосудов. Всё это требует длительного восстановления на Земле.

Страх гробовой тишины. По словам космонавта Павла Виноградова, однажды ему удалось услышать "тишину космоса": "На Мире вырубало систему управления, и мы вообще впадали в "спячку". То есть станция замирала, выключались вентиляторы, все останавливалось нафиг, и начинал скрипеть корпус, потому что там он с одной стороны охлаждается, а с другой нагревается. Вот это то, что называется гробовая тишина. Вот это страшно!"

Влияние космоса на жизнь человека до сих пор точно не изучено. Когда возникла жизнь на Земле? Откуда появились живые существа? Ученые не могут дать однозначных ответов на эти вопросы.

Немного истории

Есть предположения, что жизнь появилась из неживой материи и до настоящего времени тесно с ней взаимодействует. А сама неживая материя является частью природы, из-за чего нередко и человека связывают с космосом. Так какое влияние оказывает космос на жизнь людей?

Мы живем в космическом пространстве. Но отличаемся от химических элементов звезд. Человеческие тела наполнены кислородом, углеродом, магнием, азотом и фосфором, чего не скажешь про состав звезд. Они в основном состоят из тяжелого гелия. Но люди всегда поднимали свой взор к небу и искали в нем ответы на свои вопросы. И в настоящее время немало ученых занимается тем, что изучают влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Влияние космоса на человеческое здоровье

Космос может неоднозначно влиять на наше здоровье: как положительно, так и отрицательно. Все, что представляет собой космическую систему, оказывает огромное влияние на колебания магнитного поля Земли. А это, в свою очередь, влечет физические и эмоциональные колебания у людей. Так, например, те, кто подвержен заболеваниям сердца и кровеносных сосудов, страдают от изменений магнитного поля сильнее всего. Давление у них повышается, обмен веществ затормаживается, работа кровеносной системы замедляется, что приводит к общему ухудшению самочувствия. В этом и выражается влияние космоса на жизнь человека.

Принято считать, что весь биоритм человечества изначально зависел от колебаний магнитного поля планеты, и это способствовало поддержанию гармонии. В дальнейшем, к сожалению, люди сами нарушили равновесие своей варварской деятельностью, которая привела к сбоям и аномалиям. Человечество загрязняло окружающую среду, истощало природные ресурсы, создавая резкое противоречие между собой и магнитным полем.

Влияние космоса на жизнь человека никогда не прекращалось. Многие и в настоящее время подпитывают свои силы космической энергией, восстанавливая таким образом здоровье. Это приверженцы здорового образа жизни, питания растительной пищей.

Верный спутник Земли - Луна

Влияние космоса на жизнь человека нередко выражается в лунном воздействии. Ведь названная планета представляет собой ближайший космос. Во все времена ее изучают, делают выводы, стремятся понять. Именно ей приписывают мистическое влияние на человеческий организм. Созданы лунные календари, определяющие время посадки и роста растений, возможность постричься, зачать и родить малыша и другие важные события.

Различают четыре фазы Луны:

  • В первой происходит прилив сил, в это время лучше заниматься спортом и хочется жить полной жизнью.
  • Во второй предпочтительнее очищать организм. Кстати, для зачатия новой жизни больше всего подходит полнолуние.
  • Третья и четвертая фазы сводят на «нет» всю активность человека и заставляют его пассивно смотреть на мир. В это время лучше всего отдыхать и не начинать важных дел.

Если хорошо изучить влияние космоса на человека, то можно избежать множества проблем и жить с комфортом и удовольствием.