Украинский фрегат «Гетман Сагайдачный» отказался подчиняться Киеву и поднял Андреевский флаг. Поломанный Гетман: как Сагайдачный стал символом «величия» украинского флота Адмирал сагайдачный

Этой зимой прошла информация о запланированных на 2017 год мерах по восстановлению боеспособности корабельного состава военно-морских сил Украины. Точнее, того, что на сегодня от этого состава осталось.

Насколько реальны подобные планы? В этом разбирался корреспондент Федерального агентства новостей .

Чтоб было!

За свою недолгую историю військово-морські сили України прошли короткий и достаточно бесславный путь. Бывший командующий Краснознаменным Черноморским флотом и бывший первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Игорь Касатонов охарактеризовал этот путь следующим образом:

«Образованный на волне предательства отдельных офицеров (ВМФ) в 1992 году, за двадцать четыре года своего существования украинский флот так и не смог превратиться в настоящий боевой организм с традициями воинской чести, преданности флагу и воинской присяге. Март 2014 года подвел красную черту под историей военно-морских сил Украины. Тогда более 80% ее офицеров, мичманов и матросов одновременно добровольно приняли российскую присягу и перешли на службу в Российский флот».

По сути, ВМСУ создавались не эволюционно, а ситуативно - для исполнения единственной задачи «Чтоб было!». ВМСУ создавались государством, которому флот изначально был не то что не по карману - он был просто не нужен. Вся дальнейшая судьба украинского флота стала лишь доказательством этого.

Показательный момент: за вычетом прочего колоссального объема имущества флота, Украина из числящихся к моменту раздела в составе КЧФ 525 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств получила 137. Естественно, не все из них были на ходу или достроены, но, тем не менее, факт есть факт - ВМСУ получили 137 плавединиц.

В итоге к концу 2012 года эта армада «ужалась» до 2–3 десятков плавединиц! Все остальное было распродано, сдано в металлолом, проржавело насквозь, утонуло или оказалось просто заброшенным, как недостроенный ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов», помпезно переименованный в «Украину» и… забытый.

Когда же грянула Русская весна, ВМСУ мигом потеряли почти все из той малости, что еще имели. Нечто подобное произошло с ВМС Грузии в результате Пятидневной войны в августе 2008 года. Впрочем, официальный Тбилиси оказался прагматичнее и честнее постмайданного Киева. Лишившись большей части своих боевых вымпелов, грузины упразднили ВМС, а л/с и оставшуюся от флота матчасть передали в свою береговую охрану.

Украинцы же поступили иначе. Сохранив после потери Крыма всего одну военно-морскую базу - Одессу, два пункта базирования - Николаев и Очаков, один фрегат (без ударного оружия), корвет (имеющий проблемы с ГТУ), ракетный катер (без ракет), средний десантный корабль (вместимостью аж 180 морских пехотинцев), рейдовый тральщик и артиллерийский катер (общая численность экипажа на обоих - чуть больше 20 человек), а также несколько вспомогательных судов в сомнительном техническом состоянии, ВМСУ не только не были упразднены, но даже нарастили общее количество адмиралов и генералов в своих рядах - до 13 человек.

Военно-морская немощь

Что после изгнания из Крыма на свой боевой счет могли записать ВМСУ? Несколько следований параллельными курсами с иностранными военными кораблями в Черном море, что было обозначено украинскими СМИ как «участие в международных военно-морских учениях». Несколько выходов фрегата «Гетман Сагайдачный» к кромке украинских госвод якобы для отпора «российским кораблям-агрессорам». Да «дерзкий прорыв» все того же «Гетмана» и судна размагничивания «Балта» в марте 2016 года в Стамбул за бесплатными турецкими одеялами. И это все.

Бывший командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук любил грезить о будущем величии украинского военного флота. Он регулярно рассказывал о том, что до конца 2020 года в составе ВМСУ должно числиться 66 кораблей (включая 2 сверхсовременные малые подводные лодки) и судов обеспечения. Но с пополнением своих военно-морских сил новыми кораблями у Украины, несмотря на крайне амбициозные планы, не задалось - помешала деградация судостроительной отрасли и хроническое недофинансирование.

После 2014 года с большим трудом состав украинских боевых кораблей удалось пополнить лишь парой артиллерийских катеров проекта 58155, имеющих серьезные ограничения по мореходности и перманентные «косяки» с вооружением.

Адмиральские мечты о многочисленных армадах ВМСУ, грозно бороздящих Черное и Азовское моря, смотрелись еще более странно на фоне проблем, связанных с базированием флота в красавице Одессе. Город банально не справлялся с нуждами даже тех остатков ВМСУ, которые сумели туда перебраться из Крыма. Нет судоремонтных мощностей, нужного количества боеприпасов и ГСМ, мест размещения и обучения личного состава на суше… Ничего нет.

К чему это привело, стало понятно, когда достоянием общественности стали планы Киева по реанимации того немногого, что не просто еще числилось в составе ВМСУ, но и могло самостоятельно оторваться от причальной стенки. В число единиц, подлежаших первоочередному ремонту, попали фрегат «Гетман Сагайдачный», артиллерийский катер «Скадовск», судно размагничивания «Балта», учебный катер «Чигирин», а также морской водолазный бот «Нетешин».

Не будем растекаться мыслью по древу и коснемся лишь состояния украинского фрегата. Пусть и опосредованно, но оно способно дать довольно точное представление о боеспособности других вымпелов ВМСУ.

Корабль, на котором бывал Путин

Тут, пожалуй, к месту придется небольшой экскурс в историю «Сагайдачного».

Считающийся флагманом ВМСУ и именующийся в украинских СМИ «главным кораблем страны» фрегат был заложен в 1990 году в Керчи как пограничный сторожевой корабль «Киров». Переданный после раздела КЧФ Украине, он новыми владельцами был переименован в «Гетмана Сагайдачного» и переклассифицирован во фрегат.

От чего он мощнее, правда, не стал. Вошедший в строй ВМСУ 2 апреля 1993 года, «Сагайдачный» как был ПСКРом, так им и остался. Флагман украинского флота исходно был лишен ударного вооружения, за что заработал в определенных кругах ехидное прозвище «голубь мира».

Это не означало, что «Сагайдачный» был вовсе лишен вооружения. 100-мм носовая артустановка АК-100, пара шестиствольных зенитных 30-мм артавтоматов АК-630М, пара пусковых установок ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2», пара двенадцатиствольных противолодочных реактивных бомбометов РБУ-6000, пара счетверенных 533-мм торпедных аппарата с противолодочными торпедами и палубный вертолет (правда, не противолодочный, а поисково-спасательный) превращали ПСКР-фрегат во вполне дееспособный патрульный корабль. Как, собственно, это и предусматривал советский проект 11351 (шифр - «Нерей»), по которому строился «Киров»-«Сагайдачный». Но отсутствие противокорабельных ракет делало новый украинский фрегат «беззубым» при встрече буквально с любым иностранным «одноклассником»…

Зато, будучи самым новым и современным кораблем ВМСУ, «Сагайдачный» практически с самого начала своей службы стал главным представительским кораблем украинского флота. На борту фрегата в разное время побывали не только все без исключения президенты Украины, но и президент России Владимир Путин .

Не раз и не два «Сагайдачный» отправлялся демонстрировать «Військово-Морський Прапор Збройних Сил України» за пределы своих государственных вод. В 2013–14 годах кораблю даже довелось принять участие в операции НАТО «Ocean Shield», направленной на борьбу с сомалийским пиратством в Аденском заливе и у берегов Африканского Рога.

Можно сказать, что «Ocean Shield» буквально спас фрегат для Украины. Если бы не патрулирование за тридевять земель от родных берегов, «Гетман Сагайдачный» с почти стопроцентной вероятностью в конце февраля 2014 года оказался бы в своем обычном месте базирования - в Севастополе. И, как следствие, поднял бы во время известных событий в Крыму Андреевский флаг. По крайней мере, именно это произошло с другими украинскими кораблями, делившими севастопольскую бухту с кораблями КЧФ.

Фрегат как раз возвращался в Черное море, когда на нем было получено известие о «беспорядках» в Симферополе и Севастополе. Тогда же член комитета Совета Федерации РФ по международным делам Игорь Морозов заявил СМИ, что «Сагайдачный» перешел на сторону России и поднял Андреевский флаг. Но, как позже выяснилось, заявление Морозова не соответствовало действительности.

Фрегат миновал Босфор под флагом ВМСУ - и под ним же прибыл в Одессу. Заход корабля в Севастополь был отменен «по политическим причинам»… Так, с весны 2014 года «Сагайдачный» обосновался в Одессе.

Впрочем, события Русской весны корабль все же не обошли стороной. Едва фрегат 5 марта 2014 года пришвартовался к одесскому причалу, как из 211 человек команды корабля дезертировали 28. Это по официальной информации. Неофициально же число моряков, не вернувшихся на борт «Сагайдачного» после схода на берег, оказалось гораздо больше цифры, фигурирующей в украинских СМИ.

Курс на упадок

Забавно, но слухи о «взбунтовавшемся «Сагайдачном» еще не раз будут будоражить интернет. В реальности же флагман ВМСУ, с существенно обновившимся после прихода в Одессу экипажем, не давал никаких поводов для того, чтобы кто-то усомнился в его лояльности по отношению к постмайданному правительству Украины.

Другое дело, что сформировавшийся в блогосфере образ «Сагайдачного» как потенциального украинского «броненосца «Потемкина» все же изрядно отравлял жизнь экипажу корабля. Один из офицеров фрегата как-то кулуарно признался, что их «просто задолбали проверками». Потом тот же офицер сообщил, что считает «распространяемые пророссийскими блогерами» слухи о неблагонадежности «Сагайдачного» элементом «тщательно спланированной в Кремле психологической войны».

Так или иначе, но лишенный после весны 2014 года нормальных условий для базирования «Сагайдачный» большую часть времени проводил в акватории Практической гавани Одессы. Вызвано это было не только «политическими причинами», но и банальным исчерпанием техресурса корабельных систем.

Одновременно с затянувшимся простоем корабля падал уровень подготовки экипажа, лишенного возможности оттачивать свое умение в море. Соцсети стали полниться фотографиями моряков «Сагайдачного», гуляющих по Одессе, пьющих пиво, что-то празднующих, снова пьющих пиво, всячески валяющих дурака, но не стоящих на боевых постах.

Зато на борт флагмана зачастили гости из стран НАТО и украинские журналисты. Первые неизменно, но без каких-либо реальных последствий, обещали ВМСУ масштабную и скорую помощь. Вторые столь же неизменно восхищались кораблем и пафосно описывали фрегат в своих статьях как «смесь металла, резины и стекла с хищными обводами и торчащими орудиями».

Словом, чем дальше, тем больше фрегат приходил в упадок. Еще в ноябре 2015 года «скисла» американская РЛС яхтенного образца, заменявшая собой не функционирующую в отсутствие ЗИПа штатную советскую аппаратуру. На новую навигационную РЛС Furuno FAR-2 117/27 для «Сагайдачного» пришлось собирать деньги всем украинским волонтерским миром.

С другими корабельными проблемами таким же образом справиться оказалось просто невозможно. В первую очередь, это относится к системам вооружения «Сагайдачного».

По открытой информации, в последний раз фрегат проводил реальные пуски ракет и торпед еще до 2014 года. Отсутствие сведений о подобных учениях после 2014-го можно, конечно, списать на военную цензуру. Но специалисты склонны больше кивать не на нее, а на истекшие гарантийные сроки хранения зенитных ракет и торпед, имеющихся (а возможно, уже и вовсе не имеющихся) в распоряжении ВМСУ.

То же самое относится к бомбометам РБУ-6000, из которых «Сагайдачный» тоже подозрительно давно не стрелял…

Ситуация с артиллерийскими комплексами фрегата считалась относительно нормальной, благо нехватки боеприпасов к той же АК-100 у ВМСУ не ощущалось. Но датированный 24 июля 2016 года видеорепортаж с борта «Сагайдачного» зафиксировал не только тот факт, что 100-мм «гармата» бахает с диким грохотом, но и то, что во время стрельбы у артустановки фиксируются постоянные задержки.

Печальная реальность

В общем, реальные боевые возможности украинского флагмана представлялись весьма туманными. По крайней мере - до начала 2017 года. После чего украинская сторона стала публиковать результаты дефектовки на «Сагайдачном» - и далее прикрывать патриотическими текстами истинное положение дел на фрегате стало невозможно.

Поскольку перечень признанных необходимыми ремонтных работ вряд ли уступит по объему «Войне и миру», перескажем его крайне фрагментарно.

Корабль срочно нуждается в доковом ремонте, так как последний раз проходил его в декабре 2012 года. Срок последующего докования истек еще в декабре 2014 года. Толщина обрастания подводной части корпуса корабля составляет 15–20 мм, износ протекторной защиты - 60–70%, пять единиц забортной арматуры утрачены, зафиксирована течь дейдвудных устройств.

Рулевая машина РЭГ8-3. Утечка масла из насосов, трубопроводов гидравлики. Внезапно исчезает дистанционное управление с ходовой рубки.

Вертолетная площадка. Сквозное растрескивание сварных швов палубы длиной 10 погонных метров.

Котлоагрегат. Изготовлен заводом «Ленинская кузница» в 1990 году. Наработал 11.553 часа и 26 лет при полном среднем ресурсе 60.000 часов и полном среднем сроке службы 12 лет. Вывод (неожиданный!): срок эксплуатации котлоагрегата закончился.

Шпиль швартовый электрический. Находится в эксплуатации 23 года, наработал 13.240 часов. При работе на 3-ей скорости срабатывает тепловая защита по току нагрузки электродвигателя.

Система автоматического контроля температуры «САКТ-01». Изготовлена в 1989 году. В эксплуатации 23 года, что по наработке составило 93.740 часов. Неверные показания, ложное срабатывание предупредительной сигнализации температуры.

ЗРК «Оса-МА2». Горит индикация неисправности большей части блоков. Неисправен привод наведения антенной колонки. Неисправны станции определения и сопровождения целей. Не работает схема автозахвата целей. Не работают индикаторы определения дальности. Не работает стабилизация антенного поста по бортовой и килевой качке. Гидросистемы не герметичны. Нестабильна работа стартовой автоматики (еще бы, после всего-то перечисленного!). Не работают стопоры антенн.

100-мм артиллерийская установка АК-100. Не работает противооткатное устройство. Не работает приемник автомата. Не работает механизм предупреждения стрельбы в небезопасных зонах. Необходим ремонт поворотной платформы. Не работают приводы наведения артустановки. Не работает затвор. Подтекает гидросистема. Неисправен механизм подачи боеприпасов из подбашенного отделения в камору ствола. Неисправна система охлаждения и продувания ствола. Амбразурный щит не держит воду. Нестабильна работа электрооборудования. Нестабильна работа электрических следящих приводов. Требуется ремонт прицельного устройства.

Можно еще часа два перечислять неисправности, но общая картина, думается, ясна. Остается только поражаться тому, сколь велик оказался ресурс советских корабельных систем, позволивший «Сагайдачному» без серьезного ремонта находиться в строю так долго. Но у любой детали есть свой предел прочности, и флагман ВМСУ, похоже, его достиг.

Таким образом, стоит констатировать, что на февраль 2017 года «главный корабль» Украины полностью небоеспособен. Напомним, что речь идет о флагмане. О корабле, на поддержание которого в линии тратилась львиная доля ресурсов ВМСУ. Что при таком раскладе творится на других вымпелах украинского флота, представить не трудно.

Мозг умер, но пятки скребут

Командование ВМСУ надеется «вылечить» фрегат ценой четырехмесячного докового ремонта «Сагайдачного», что обойдется государству в 14,89 млн грн. (около 551 тысяч долларов) плюс комплексный ремонт корабельных систем, что будет стоит еще 91 млн грн. (3,37 млн долл.).

Командующий ВМСУ контр-адмирал Игорь Воронченко объявил, что в озвученную стоимость ремонта также «впишется» модернизация систем вооружения и радиолокационных систем фрегата. Украинские СМИ процитировали следующее высказывание Воронченко: «Новое оборудование, которое будет установлено, изготовлено в Украине и в странах-партнерах. В общем, модернизация позволит вывести флагман на уровень, соответствующий кораблям такого типа».

Кстати, это говорит тот самый Воронченко, который весной 2014 года, по его собственным словам, «предлагал вывести танки и расстрелять Верховную раду Крыма». «Танкист» во главе огрызка флота! Как говорится, дожили…

Впрочем, желание Воронченко как-то модернизировать радиолокационное оборудование своего флагмана вполне понятно. Согласитесь - иметь на «главном корабле страны» навигационную РЛС коммерческого образца просто не солидно. Но вот получится ли у контр-адмирала махнуть Furuno FAR-2 117/27 на что-то более подходящее боевому кораблю? На сей счет есть большие сомнения.

Добавим еще кое-что. Почти нет сомнений в том, что «реанимация» «Сагайдачного» серьезно превысит как заявленные сроки, так и озвученную стоимость ремонта. Это если данный ремонт вообще Украине удастся довести до конца…

У пограничного сторожевого корабля проекта 11351 «Нерей», который должен был получить название «Киров», могла быть совершенно иная судьба. Возможно, его бы уже списали в запас по давности лет и пустили на металлолом, или, наоборот, подвергли глубокой модернизации и до сих пор активно использовали в качестве боевой флотской единицы. Некоторые его российские «одногодки» до сих пор бегают по морям и океанам. Этот корабль, доставшийся Украине в 1992 году, получил новое название «Гетман Сагайдачный» и гордый статус флагмана флота ВМС этой страны. Но на плаву корабль так и не остался.

История нынешнего флагмана украинского флота фрегата «Гетмана Сагайдачного» уходит в начало 70-х годов прошлого века. Тогда для морчастей погранвойск был разработан проект сторожевого корабля, предназначенного для несения дозорной службы, охраны экономической зоны и борьбы с контрабандой. Этот ПСКР отличался от всех пограничных кораблей, в том числе своих предшественников проектов 1135 и 1135М, более мощным вооружением и наличием вертолетной площадки. Корабли этого ранга предполагалось использовать в первую очередь в зоне Тихого океана.

Головной корабль этой серии «Менжинский» был заложен в 1981 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. За ним последовали аналогичные «Дзержинский», «Орел», «Анадырь», «70-летие Погранвойск», «Кедров», «Боровский». Все они вступили в состав морчастей погранвойск еще до 1991 года, и часть из них до сих пор входит в состав ВМФ России, потеряв пограничный статус из-за мощного вооружения. Из оставшихся на стапелях трех кораблей этого проекта достроен был лишь СКР «Киров», который волей судьбы во время раздела Черноморского флота в 1993 году был введен в состав ВМС Украины под названием U130 «Гетман Сагайдачный». Теоретически этот сторожевик мог получить российскую «приписку», но на момент достройки завод-изготовитель являлся уже украинской собственностью и корабль поднял на флагштоке желто-голубой флаг.

«Корабли этого проекта были самыми мощными в составе морских частей погранвойск, – рассказывает военно-морской эксперт Станислав Комаров, который проходил службу на одном из таких сторожевиков. – Это был корабль ближней океанской зоны, который мог автономно действовать на значительном удалении от берега и выполнять задачи вне пограничной зоны. Его корпус, изготовленный из стали и снабженный удлиненным полубаком и двойным дном, был разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. По тем временам наличие вертолетной площадки, где базировался Ка-27, на пограничном сторожевике было значимым усилением в первую очередь его боевых возможностей. Их усиливали гидроакустические станции "Платина-С" и "Бронза". Вооружение соответствовало классу большого противолодочного корабля, способного выполнять задачи более высокого уровня, чем у остальных пограничных кораблей. Это было веянием того времени, когда советский ВМФ противостоял внешним угрозам на многих направлениях Мирового океана, а его составляющая, в виде морчастей погранвойск, должна была прикрывать гораздо большую зону ответственности, чем это было ей положено по статусу мирного времени. Такому кораблю точно не предполагалось гоняться за мелкими браконьерскими суднами».

Корабли проекта 11351, к которым относится и нынешний «Гетман Сагайдачный», действительно имеют несвойственное по мощности для пограничных сторожевиков вооружение. На их вооружении находятся скорострельные 100-мм артиллерийские установки АК-100, зенитные 30-мм установки АК-630, четырехтрубными 533-мм торпедными аппаратами, 12-ствольными реактивными бомбометными установками РБУ-6000, ЗРК «Оса-МА2». Эти корабли оборудованы установками для постановки минных заграждений. Возможно, что на украинском варианте корабля установлены и другие системы вооружений и, скорее всего, гидроакустических станций и радиоэлектронной борьбы, но вряд ли они отличаются от прежних советских аналогов.

Доставшийся в наследство Украине сторожевик, получивший статус флагмана в отсутствии так и не достроенного за 25 лет ракетного крейсера «Украина», как одна боевая единица в принципе представляет достаточно мощную силу. Но только в составе группировки надводных кораблей, подводных средств, морской авиации, береговой артиллерии и пр. и пр. Среди прочих, «Гетмана Сагайдачного» может поддержать на море только несколько бронекатеров, способных действовать в прибрежных водах и подразделения морской пехоты, которым и в море выйти не на чем. Да и сам флагман всякий раз ломается сразу после ремонта и теперь может только фигурально участвовать в совместных учениях с силами НАТО в Черном море.

«Самой ближайшей аналогией грустной эпопеи украинского флагмана "Гетман Сагайдачный" является художественный фильм "Водный мир", – считает историк-маринист, эксперт по морской тактике Александр Зимовский. – Там был такой здоровенный ржавый полузатонувший танкер "курильщиков", который приводился в движение веслами. Гребли этими веслами различные маргиналы, причем упирались они банально, за сигареты и натуроплату. Прототип танкера, снятого в фильме, вполне реальный, это двухсоттысячник ExxonValdez, судно с тяжелой судьбой (несколько серьезных аварий) и печальным финалом (списан и разрезан на металлолом).

В известном смысле «Гетман Сагайдачный» – это такой украинский ExxonValdez. «Сагайдачный» столь же невезучий и практически в настоящее время ходит только на веслах. И экипаж на нем служит тоже за еду, чего уж там. При всем при том, флагман великой морской державы Украины реально носит вполне себе достойное имя. Вернее сказать, этот корабль позорит достойное имя реального исторического лица.

Настоящий Петро Сагайдачный был удачливым предводителем черноморских походов запорожского казачества. Славу он снискал себе тем, что называется «каперством». Будучи подданным польского короля, Сагайдачный со своим малым флотом совершил ряд успешных нападений на порты Оттоманской империи в Западном и Южном Причерноморье. Причем все эти молодецкие налеты проходили в условиях, когда поляки и турки между собой не воевали. То есть Сагайдачный занимался "военным предпринимательством", как это формулируют современные историки. Грабил турецкое побережье, проще говоря.

Для того времени это была обычная практика. И все страны, имевшие выход к Черному морю в конце XVI – начале XVII веков, практиковали налеты на соседские морские порты и даже на рыбачьи деревни, делая это и в периоды мирного затишья. Короли, султаны, ханы и мелкие владетели в таком случае просто закрывали глаза. Все списывалось на самодеятельность частных лиц. В художественной литературе о подобной практике наилучшим образом пишет Рафаэль Сабатини. И если кто из читателей интересуется дипломатическим и политическим прикрытием каперства, он может открыть "Одиссею капитана Блада" и с пользой скоротать вечер.

Тактическая особенность каперской войны, которая шла в то время на Черном море, заключалась в том, что основные боевые действия велись на гребных судах. Это норма для данной эпохи – в это же самое время в битве при Лепанто участвовали более 400 галер. Так что на черноморском, скажем так, ТВД и турки широко применяли галеры, и флотилии Сагайдачного выходили в море на весельных «чайках».

Что такое «чайка»? Это хорошо всем знакомая по картинкам в учебнике истории древнерусская боевая ладья. Да-да, та самая, на которой Вещий Олег приплыл к Цареграду и прибил свой щит на ворота Второго Рима. Разумеется, со времен Олега ладья-«чайка» прошла модернизацию (ну прямо как украинский «Гетман Сагайдачный»), получила пушечное вооружение, и повышенную живучесть корабля, как говорят моряки. Но она оставалась все той же большой весельной лодкой, выдолбленной из древесного ствола.

Приняв во внимание эту историческую аналогию, вы с легкостью поймете, почему судьба украинского флагмана столь безрадостна. Перефразируя известную шутку, могу сказать: «Не тот корабль назвали Сагайдачным».

Александр Хроленко, военный обозреватель

Украина живо обсуждает очередную шпионскую историю, которая касается Военно-морских сил. Сотрудник оборонного НИИ из аэропорта "Борисполь" за границу информацию об устройстве гидроакустического комплекса флагманского фрегата "Гетман Сагайдачный". При этом Служба безопасности Украины (СБУ) сходу называет заинтересованную в украинских военных секретах страну - Иран.

Полагаю, здесь много странностей и нестыковок. Научный сотрудник почему-то не заархивировал специфическую информацию в облачном хранилище интернета, а вез в кармане. И остается лишь догадываться, чем могла заинтересовать Иран фактически антикварная гидроакустическая станция?

Сразу возникают ассоциации: днепровский шантаж американских политиков вероятной эмиграцией в Иран сотрудников ракетостроительного предприятия "Южмаш" и украинские " ", едва не вывезенные в Северную Корею. А также бездействие СБУ в момент эмиграции в Азербайджан легендарного авиаконструктора Дмитрия Кивы , который вывез из страны стратегические знания и опыт организации высокотехнологического производства (к счастью, Дмитрию Семеновичу не грозит трехлетний срок заключения).

И все же, для понимания происходящего следует поближе рассмотреть вооружение и возможности сторожевого корабля (модификация проекта 1135), которым от рождения (на керченском заводе "Залив") является "Киров" и "Гетман Сагайдачный" (после переименования в 1993 году).

Удачный ретро-проект

Разработанный в Северном ПКБ (ЦКБ-53) города Ленинграда в 1972 году проект 1135 оказался весьма успешным. Дальность плавания - 4600 миль при скорости хода 20 узлов. Эффективное противолодочное вооружение: ракето-торпеды стали грозным инструментом для борьбы с атомными подводными лодками вероятного противника в зонах боевого патрулирования - на дальности до 55 километров и на глубине до 500 метров. В серию вошли более двадцати сторожевых кораблей (СКР), которые строились для всех четырех флотов СССР (в разных модификациях).

СКР проекта 1135 - немаленький, имеет водоизмещение 3200 тонн, длину 123 метра, ширину 14 метров, осадку 5 метров. Четыре газотурбинных двигателя позволяют развить скорость до 32 узлов. Экипаж 180 человек, включая 18 офицеров. Корабль имеет на вооружении два счетверенных 533-мм торпедных аппарата, две реактивные бомбовые установки РБУ-6000, автоматическую артиллерию калибра 100 мм и 30 мм, зенитный ракетный комплекс "Оса". Однако, в отличие от собратьев по проекту, "Гетман Сагайдачный" не имеет ударного ракетного комплекса "Раструб-Б", который позволяет поражать подводные лодки противника (все же "Киров" строился не для ВМФ, а для пограничных войск КГБ СССР). Еще одно отличие "Сагайдачного" - возможность базирования на борту одного вертолета Ка-27ПС.

"Военно-морской символ независимой Украины" два десятилетия очень активно эксплуатировался в походах и нерегулярно проходил плановые ремонты. В марте прошлого года 14-миллионный (в гривнах) тендер на ремонт "Сагайдачного" выиграл завод Петра Порошенко "Ленинская кузня", то есть боеспособность корабля должны были восстанавливать в Киеве. В мае фрегат "подшаманили" на печально известном Судостроительном заводе имени 61 Коммунара в городе Николаеве, но "Гетман Сагайдачный" сломался сразу после ремонта. Сегодня корабль не боеготов. Однако Министерство обороны Украины намерено полностью реконструировать его в текущем году и продлить срок службы на десятилетие.

Боевое применение

Это грустная история. Имитация военной тайны (и борьбы с коррупцией) не заменит Украине современных боевых кораблей, которых не было ни до, ни после 2013 года. В мировом рейтинге украинские ВМС находятся на 75-й позиции, между Гватемалой (ВМС - 10 патрульных кораблей) и Конго (ВМС - 1 патрульный катер). Фактически все украинские адмиралы командуют неполным корабельным дивизионом (6 единиц) охраны водного района. Такие силы до 1991 года доверяли одному офицеру, в звании не старше капитана 2 ранга.

Можно сколько угодно демонстрировать фокусы модернизации, повышать чуткость морально устаревшего гидроакустического комплекса за счет применения вертолетных буев, но ударная оружейная начинка "Гетмана Сагайдачного" от этого не изменится и боевая эффективность де-факто пограничного корабля останется прежней (533-мм торпеды действуют на дистанции до 13 км, реактивные бомбы - до 6 км). Закономерен вопрос: зачем Военно-морским силам Ирана подобные "тайны" (и головная боль)?

Фрегат «Гетман Сагайдачный» без преувеличений является одним из наиболее известных военных суден Украины. Начиная с 1993 года этот корабль является гордостью состава военно-морских сил данной страны.

История создания

Изначальная задумка постройки нового корабля была связана с необходимостью создания приграничного судна, которое могло бы осуществлять эффективный контроль за территорией. При разработке плана будущего фрегата конструкторы совместно с пограничниками взяли за основу сторожевые корабли типа «Буревестник». По настоянию Комитета государственной безопасности СССР был создан проект корабля под шифром «Нерей». Конструированием фрегата занимались выдающийся инженер Шныров Александр Константинович под контролем главного наблюдающего от военно-морских сил капитана второго ранга Басова Владимира Григорьевича.

Строительство

Воплощение в жизнь модели под кодовым номером 11351 происходило на заводе по производству кораблей в городе Керчь. В это время производилась постройка проекта под названием «Киров». Этот корабль также имел предназначение пограничного. Он был спущен на воду в 1992 году.

Именно это недостроенное судно в 1993 году было взято в состав военно-морских сил Украины, было переименовано и получило настоящее название - «Гетман Сагайдачный». Фрегат, характеристики которого подверглись некоторым изменениям, достраивался уже под руководством украинских инженеров. В 1993 году корабль поступил на вооружение и поднял военный Украины.

Модернизация

В модели 1135, которая была взята за основу, были произведены определенные изменения. Так, например, вместо управляемого ракетного комплекса, специализировавшегося на лодочной атаке, было решено изготовить единственную, но более эффективную 100-миллиметровую артиллерийскую установку. Более того, внушительным изменениям подверглась кормовая часть судна. Мощная радиолокационная станция с этой части корабля была перенесена на нос. На ее месте была построена взлетно-посадочная полоса с автоматным комплексом и ангаром для содержания воздушных суден.

Более того, модернизации подверглась гидроакустическая система: под украинский фрегат «Гетман Сагайдачный» был установлен новый комплекс, а также предусмотрена акустическая система на буксировке. Стоит заметить, что подобные нововведения повлияли на габариты фрегата. Вследствие изменений водоизмещение корабля увеличилось до трехсот семидесяти тонн, но скорость движения осталась на предыдущем уровне благодаря оптимизации мощности двигателей.

Характеристики судна

Фрегат «Гетман Сагайдачный» имеет стандартное водоизмещение - 3200 т. Полное же составит около 3600 т. Длина корабля равна 123 метрам, ширина - 14,2 м, а осадка достигает 4,8. Фрегат может развивать скорость до 31 морских узлов. Дальность пути на таком судне достигает 1600 при максимальной скорости. Корабль оснащен силовой и артиллерийской установками, впереди которых - тридцатимиллиметровые автоматы, пусковая установка зенитно-ракетного комплекса, торпедные аппараты и реактивные бомбовые установки. Для атаки с воздуха предусмотрена взлетная площадки и ангар, приспособленный для хранения одного вертолета класса Ка-27 ПС.

Фрегат «Гетман Сагайдачный», фото которого можно найти в статье, также оснащен системой радиотехнического вооружения, а именно локационной станцией общего обнаружения МР-760 «Фрегат-МА», а также другими системами обнаружения типа «Старт», «Волга», «Платина», «Бронза», «Хоста» и установкой обнаружения сигналов буев и тепловых следов. На судне работает система связи «Буран».

Вместимость корабля рассчитана на экипаж из более 100 человек.

Деятельность судна

За время своего нахождения в составе Вооруженных Сил Украины фрегат «Гетман Сагайдачный» несколько раз совершал иностранные деловые визиты.

Уже в начале своей службы, а именно в 1994 году, корабль имел честь официально прибыть во Францию. В следующем году фрегат посетил выставку оружия в Арабских Эмиратах, а также заходил в порты Италии и Болгарии.

В 1996 году фрегат отличился и совершил первый проход через Атлантический океан, возглавив отряд из украинских военных кораблей. В таком составе достигли территории Соединенных Штатов Америки. В том же году корабль официально посетил Королевство Великобритании и Португалию, а также Турцию и Болгарию.

В 1999 году судно прибыло в порт Израиля. Несколько визитов по Средиземному морю приходились на период с 2000 по 2004 года. В 2008-м фрегат «Гетман Сагайдачный» на протяжении трех месяцев принимал участие в специальной операции под названием «Активные усилия», а с 2013 по 2014 год - в антитеррористической операции возле берегов африканского континента.

По стечению обстоятельств по время событий 2014 года в Крыму корабль находился вне зоны событий, поэтому его не коснулась судьба других военных суден украинского Корабль был перемещен в порт города Одесса. Несмотря на провокации российских масс-медиа о том, что фрегат «Гетман Сагайдачный» поднял российский флаг, в реальности этого так и не произошло.

Командование

За всю историю существования корабля его руководство сменялось несколько раз.

С 1992 по 1993 год фрегат находился под командованием капитана третьего ранга Катушенко Владимира, в период по 1997 год - Настенко Сергея, по 2002 - Гончаренко Петра. В 2002 году корабль перешел под руководство капитана второго ранга Березовского Дениса, который командовал им до 2005 года. После него управление фрегата было поручено Гелунову Антону, а после 2008 года - Пятницкому Роману.

Несомненно, этот корабль можно назвать гордостью украинского

Фрегат «Гетман Сагайдачный» (U130), в настоящее время флагман ВМС Украины, был заложен как пограничный сторожевой корабль проекта 11351, шифр «Нерей», и являлся восьмым кораблем в серии из девяти кораблей данного проекта. Строительство велось на ССЗ «Залив» в Керчи, по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР.

Закладка киля, строительный номер 208, состоялась 05 октября 1990 года. Корабль был заложен под именем «Киров» и был дополнительно оснащен активными успокоителями качки. 09 июля 1991 года зачислен в списки кораблей пограничных войск, спущен на воду 29 марта 1992 года.

В июне 1992 года перешел в собственность ВМС Украины и переименован в «Гетман Сагайдачный» в честь гетмана Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного.

Вступил в строй 02 апреля 1993 года. 04 июля 1993 года был поднял военно-морской флаг Украины. Первоначально (до июля 1994 года) носил бортовой номер «201», затем U-130. Переклассифицирован во фрегат.

Основные характеристики: Водоизмещение нормальное 3100 тонн, полное 3500 тонн. Длина 122,98 метра, ширина 14,2 метра, осадка 4,7 метра. Скорость хода 32 узла. Дальность плавания 3500 миль при 14 узлах. Автономность 30 суток. Экипаж составляет 180 человек.

Вооружение:

Артиллерия: 1 × 1 - 100-мм АУАК-100.

Зенитная артиллерия: 2 × 6 - 30-мм АУ АК-630М.

Ракетное вооружение: 1 × 2 - ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2» (20 ЗУР).

Противолодочное вооружение: 2 × 12 - реактивных бомбомета РБУ-6000 (96 РГБ-60).

Минно-торпедное вооружение: 2 × 4 - 533-мм ТА, 22 мины заграждения.

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПС.

В июне 1994 года совершил официальный визит во Францию.

В 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия).

В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.

В 1996 году посещал Поти, Стамбул и Варну.

В июне 1999 года совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа.

В 2000-2004 годах самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции, Болгарии.

В 2008 году корабль на протяжении 3 месяцев принимал участие в операции «Активные усилия» в Средиземном море.

С 22 августа по 21 декабря 2012 года находился на плановом ремонте в ЧАО «Севастопольский морской завод». Предприятие осуществило плановый доковый ремонт корабля, текущий и поддерживающий ремонт ракетно-артиллерийского вооружения, радиотехнического вооружения, ремонт внутренних помещений корабля.

В первых числах июля 2013 года фрегат находился в ремонте на ПАО «Черноморский судостроительный завод». В ходе ремонта было осуществлено восстановление механической части корабля, а именно: холодильных установок кондиционирования воздуха и приборной вентиляции, холодильных машин провизионных кладовых и баллонов объемно-химического тушения. После проведенного ремонта, фрегат принял участие в военно-морском учении «Си бриз-2013».

24 сентября 2013 года фрегат «Гетман Сагайдачный» с вертолетом Ка-27 и группой специального назначения вышел в море из порта Севастополя, чтобы присоединиться к операции НАТО по противодействию пиратству на море «Океанский щит» (на период до 03 января 2014 года) и операции ЕС «Аталанта» (на период с 03 января по 05 марта 2014 года). С 28 сентября по 01 октября находился с деловым заходом в пункте базирования «Суда», где было проведено тренировочные мероприятия, а также осуществлено логистическое обеспечение корабля. 04 октября фрегат преодолел Суэцкий канал. 12 октября приступил к первому патрулированию. 23 октября фрегат зашел в порт Джибути (Республика Джибути).

01 февраля 2014 года фрегат впервые провел совместные учения с эскадренным миноносцем ROKS «Choi Young» (DDH 981) ВМС Южной Кореи.

20 февраля 2014 года фрегат успешно завершил свое первое участие в антипиратской операции Европейского союза «Аталанта» и направился к родным берегам в порт Севастополь.

28 февраля 2014 года фрегат, после восьмидневного перехода, с дружеским визитом прибыл на греческую военно-морскую базу Суда-Бей.

07 июня 2014 года о завершении обучения выпускникам коммунального внешкольного учебного заведения «Черноморской флотилии юных моряков», на которой присутствовало около 50 выпускников.

11 ноября 2014 года специалисты обособленного структурного подразделения ГП «ОМТП» «Судоверфь «Украина» фрегата, в ходе которого будет произведена замена одного из улов. Ремонтные работы должны быть завершены в середине декабря 2014 года. 06 декабря, по случаю празднования 23-й годовщины создания Вооруженных Сил Украины, командование ВМСУ