Люди разные бывают. Для чего Аллах создал человека

В жизни каждого из нас встречается такое количество людей, что сосчитать их всех практически невозможно. Кто-то задерживается в нашей памяти, кого-то мы просто не помним, кто-то становится постоянным спутником, а кто-то проходит транзитом.

Сколько людей, столько и судеб, характеров, привычек. Также есть категория людей, которые относятся к нам доброжелательно, а есть те, кто в нашей жизни словно сорняк, который так и хочется выкорчевать.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), отвечая на вопрос: «Почему Аллах создал людей разными? », сказал: «Аллах создал людей из земли, и земля была разной по цвету ».

В том, что все мы разные, заключена мудрость Самого Всевышнего Аллаха. Мы разные по цвету кожи, у нас разные языки, разный характер и привычки. Одно нас объединяет – это познание Всевышнего Аллаха, достижение Его довольства нами. В Коране говорится (смысл): «Скажи: «Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем » (сура «аль-Исра», аят 84).

Также в Священной Книге говорится (смысл): «Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием » (Коран 30:22).

Не берусь комментировать аяты, но из вышеприведенных коранических примеров очевидным становится то, что очередной раз доказывает один единственно верный постулат – все происходит только по воле нашего Творца – Всевышнего Аллаха. Изучить всю мудрость того, что Он пожелал, мы вряд ли сможем, да и нужно ли это делать? Лучше принимать все так, как есть, не закапываясь в песок.

Есть категория людей, которые, пытаясь сделать зло, причинить боль, на самом деле причиняют вред лишь самим себе. Почему человек делает больно другому? Потому что, как минимум, он сам не состоялся, сам не представляет из себя ничего серьезного, конкурентного. Другими словами, это состояние называется еще завистью. И это зло.

Согласно некоторым моральным устоям со злом нужно бороться. И как повелось во многих сказках мира, добро всегда побеждает зло. Но вот каким способом нужно бороться человеку, который верует во Всевышнего. Каким образом стоит отвечать и отвечать ли вообще?

В любой религии и в Исламе в частности есть два «золотых» правила – мольба и терпение. Сюда же, как следствие, можно добавить смирение, упование.

Когда мы обходим стороной то зло, которое нам хотят причинить, мы растем духовно. Это как раз то, что каждому из нас так не хватает. В этой жизни много всего происходит, но при любом раскладе важно не сломаться внутренне, духовно. Понимание этого приходит не сразу. Возможно, нужно несколько раз наступить на одни и те же грабли. Однако пройдет время, и любые нападки отпадут сами собой.

Всевышний Аллах ниспосылает много испытаний Своим рабам. Но лишь любимым. Понимание только этого должно быть для каждого из нас особым постулатом и правилом к действию. И если сейчас кто-то клевещет на вас, старается унизить, оскорбить, на самом деле он все это делает против себя. Такой человек не уважает не то что другого, а в первую очередь себя самого.

Полное формирование человека происходит еще в утробе матери. Известно, что на 120-й день приходит ангел с определенными вещами. Тогда становится известным: будет этот ребенок счастлив или нет, какой у него удел (ризк) и т.д. И если Всевышним заложены определенные испытания для человека, то просто нужно это принять, не пытаясь оспорить: а почему, а зачем, а почему именно я. Подобные рассуждения не приведут ни к чему, лишь к очередной печали.

Душевную боль, которую человек испытывает, не сравнить, конечно, с физической. Телесная боль уходит, заживают раны, царапины. Душевная же боль ноет и с годами может лишь притупляться. А когда эта болезнь протекает таким образом, он разрушает все духовное состояние. Это опасно, и с этим нужно бороться.

Есть хорошее правило в Исламе: причиняющего зло остановить рукой, если не получается – языком, если и так не получается, то хотя бы сердцем не соглашаться.

Наверное, еще лучшим поступком будет для человека – это совершение мольбы (дуа) за человека, которые делает вам больно. Это сложно понять и тем более делать. В таких ситуациях хочется ответить, поступить по отношению к другому точно таким же образом, нанести ему еще большую рану. Но, опять же, поступив подобным образом, мы опускаемся на уровень того человека. В таком случае разве мы лучше кого бы то ни было? Нет, мы точно такие же грубияны, способные ради своей временной победы причинить боль другому.

Но если хотя бы один раз потушить в себе гнев, боль не становится такой страшной и ноющей. Боль перерастает в жалость к человеку, который старается сделать вам плохо. На самом же деле он себя не уважает, он ущербен.

Дуа же способно творить чудеса, не зря его называют лучшим оружием мусульманина. Мольба, обращенная к Всевышнему Аллаху, успокаивает не только нас самих, приводит наше душевное состояние в спокойствие, привычный ритм жизни, но и наилучшим образом воздействует на обидчика. В конце концов, Творец всех созданий, согласно достоверным хадисам, всегда находится на стороне обиженного, притесненного, и мольба обиженного принимается. Только есть разница, о чем будет эта мольба. Лучшим из вариантов будет, если мы будем просить Всевышнего наставить своего брата или сестру по вере на путь достижения довольства Создателя.

Для того чтобы успешно жить в мире, полном повседневных проблем, при этом оставаться человеком, верующему нужно быть крайне твердым, уверенным и, конечно же, умеющим терпеть человеком. Истинная вера способствует рождению такого качества, как выносливость. Причем выносливость проявляется не тогда, когда человек старается избежать испытаний и трудностей, а напротив, когда сталкивается с ними и преодолевает наилучшим образом, оставаясь человеком, от которого веет добром, терпимостью и упованием. Вера воспитывается и совершенствуется, только лишь когда подвергается проверке. Это как экзамен: сдашь на «отлично» – сможешь поступить в престижный вуз. Так и духовное состояние достигает довольства Всевышнего Аллаха тогда, когда вера подвергается испытаниям. Только тогда мы становимся крепче духом и верой.

У веры есть огромная сила. Стоит воспользоваться ею правильно, как открывается бескрайняя милость Создателя.

Величайший ученый Абдуль-Кадыр Джиляни говорил: «Сын мой! Несчастье посылается не для того, чтобы уничтожить тебя. Оно – проверка твоей терпеливости и веры. Сын мой! Испытание – это лев, а львы не питаются падалью ».


Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими (Да смилуется над ним Всевышний Аллах!) сказал:

«1. Аллах создал нас, даровал нам средства к существованию, и не оставил нас, предоставив самим себе, Он отправил к нам посланника, и тот, кто подчинится ему, войдёт в Рай, а кто ослушается его, попадет в Огонь. Доказательством этого являются слова Всевышнего: «Поистине, Мы послали к вам посланника [Мухаммада], (который) будет свидетельствовать против вас [против вашего неверия и ослушания], подобно тому, как послали Мы к Фараону посланника [пророка Мусу] (который призвал их уверовать в Аллаха). Но ослушался Фараон Посланника [пророка Мусу], и схватили Мы его суровой хваткой [наказали мучительной смертью] (утопив его и его приспешников)» (аль - Муззаммиль, 15-16)» (Салясату-ль-усуль).

Комментарий:

  • «Аллах создал нас … »

Поистине все создания, которые были и есть, у них должен быть создатель, который их создал, так как, невозможно, чтобы они создали сами себя, и, невозможно, чтобы они появились случайно. Невозможно, чтобы они создали сами себя, так как вещь, прежде чем появится, не является ничем. Как сказал Всевышний Аллах: «Неужели не прошло то время, когда человек был известен?» (аль - Инсáн,1).

И также сказал Всевышний: «Он сказал: «Все так и будет! Господь твой сказал: «Это для Меня легко, ведь прежде Я с отворил тебя самого, хотя тебя вообще не было»» (Марьям, 9).

Так как же это «ничто» может быть создателем?! И невозможно, чтобы эти создания появились случайно, так как у каждого создания должен быть создатель, и появление этих созданий в этом прекрасном порядке, гармоничном соответствии и неразрывной связи между причинами и результатами, и связи созданий друг с другом, никак не допускает появление этих созданий случайно.

И если эти создания не создали сами себя и не появились случайно, то становится ясным, что у них есть создатель, а это - Аллах, Господь миров.

Аллах упомянул этот разумный довод в суре «Ат-Тур» . Он сказал:

«Неужели они были сотворены сами по себе (без Творца)? Или же они сами являются творцами?» (ат-Тýр, 35).

То есть они не были созданы без создателя, и они не создали сами себя, и поэтому становится неизбежным, что их создатель - Аллах. Джабир ибн Мут’ам (Да будет доволен им Аллах!), будучи еще многобожником, услышал пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), читающего суру «ат-Тýр»:

«Неужели они были сотворены без ничего?! Или же они сами являются создателями?! Или же они создали небеса и землю?! Просто они лишены убежденности! Или же у них сокровищницы твоего Господа?! Или же они являются владыками?!», (Ат-Тýр, 35-36)

то воскликнул: «Мое сердце готово было вылететь! И это первое, что зашло в мое сердце из веры» . (аль-Бухари, 4903)

Религия и здравый смысл утверждают, что объяснить происхождение человека можно только одним из трех предположений.

Можно предположить, что люди появились на свет сами по себе. Их никто не создавал, и они возникли без постороннего вмешательства. Конечно же, это - явный абсурд.

Можно также предположить, что они сами сотворили самих себя, но и такое невозможно. Трудно даже предположить, как можно сотворить самого себя.

А если ни то, ни другое невозможно, то нам остается только признать существование Творца, которым является Всевышний Аллах. Каждый, кому становится ясна эта истина, непременно осознает и то, что только Аллах заслуживает поклонения Своих творений.

  • «…не оставил нас, предоставив самим себе…. » .

Аллах сказал: «Разве ж вы думали, что Мы создали вас напрасно [просто забавляясь] и что вы к Нам не будете возвращены (для расчёта и воздаяния)?» (аль-Муъминýн, 115).

Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас понапрасну? Неужели вы думали, что Мы предоставили вам возможность есть, пить, резвиться и наслаждаться мирскими усладами и забыли о вас? Неужели вы думали, что Мы оставим вас без повелений и запретов, без вознаграждения и наказания? Неужели вам не приходило в голову, что вы будете возвращены к Нам? Это - ошибочное мнение и предположение о Премудром Аллахе, Которому не подобает поступать таким образом.

«И превыше (всего) Аллах [превыше того, чтобы иметь детей, равных или создавать для забавы], истинный властелин! Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Господа величественного трона» (аль-Муъминýн, 116).

Аллах превыше любых суждений, которые подразумевают несовершенство Его божественной мудрости. Он является истинным властелином всего сущего. Его слова, обещания и угрозы - все это является истиной. Благодаря своему совершенству и своей безупречности Он заслуживает любви и поклонения. А это значит, что Он не сотворил человечество ради забавы.

Аллах сказал: «Разве считает [полагает] человек (который не верует в воскрешение), что он будет оставлен просто так [что он не будет наказан за своё неверие]? Разве не был он (когда-то) (лишь) каплей (мужского) семени, (который) извергался [изливался]? Потом был он сгустком (крови) (в утробе своей матери), и затем сотворил Он его (человеком) [послал ангела, который вдохнул в него дух] и выровнял [придал соразмеренность его телу]» (аль - Къия́ма, 36-38).

Также Аллах сказал: «И не создали Мы небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Это - предположение тех, которые стали неверующими [так думают только неверующие]. Горе же [сильное наказание] (будет) тем, кто стал неверующим, от Огня!» (Сáд, 27).

Всевышний сообщил о том, что сотворение небес и земли преисполнено совершенной мудрости. Господь не сотворил Вселенную ради забавы или развлечения и не превратил ее в нечто бессмысленное и бесполезное.

«…Так думают только те, которые не веруют…» . Они не веруют в своего Господа и поэтому осмеливаются говорить о Нем то, что не подобает Его величию и совершенству.

Всемогущий Аллах сотворил небеса и землю ради истины. Эти великие творения свидетельствуют о совершенном знании, всемогуществе и неограниченной власти Всевышнего Аллаха. Только Он заслуживает поклонения Своих рабов, а всё остальное на небесах и на земле не достойно ни поклонения, ни обожествления. Грешники не задумываются над этим, но настанет Судный день, и тогда Аллах воскресит все творения и свершит справедливый Суд над праведниками и преступниками.

Поистине Аллах создал человека для великой цели, а целью этой является поклонение, как сказал Аллах:

«И Я (Аллах) создал джиннов и людей (и отправлял посланников) только для того, чтобы они поклонялись Мне (исповедовали единобожие). Мне не надобно от них никакого ризкъа и не надобно, чтобы они кормили Меня. Поистине, Аллах - (только) Он Дарующий удел (рабам Своим), Он - Могущественный, Сильный» (аз - Зáрия́т, 56-57).

Всевышний сообщил о том, ради чего Он сотворил джиннов и людей, и ради чего Он отправлял к ним столько посланников. Господь сотворил Своих рабов только для того, чтобы они поклонялись Ему, познавали и любили Его, стремились снискать Его довольство, повиновались Его приказам и не искали для себя иных объектов поклонения.

Именно ради этого Аллах сотворил джиннов и людей, и заблуждаются те, кто думает, что Аллах сотворил людей, потому что нуждался в них.

[Мне не надобно от них никакого удела и не надобно, чтобы они кормили Меня] . Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, а все сущее нуждается в Нем. В любых делах и в любых начинаниях люди и другие твари нуждаются в помощи своего Создателя, и поэтому Аллах сказал:

[Поистине, Аллах - (только) Он Дарующий удел (рабам Своим)] . Его дары щедры и богаты, и в небесах и на земле нет живого существа, которое бы не питалось этими дарами. Он знает, где Его рабы находят приют и где они ищут пропитание.

[Он - Могущественный, Сильный]. Его могущество и власть безграничны. Благодаря им Он сотворил земной и небесный миры, благодаря им Он управляет делами во вселенной и господствует над всем сущим. Его воля непреложна, и поэтому в мире происходит только то, что Он пожелает. Ничто не может произойти вопреки Его воле, никто не в состоянии пошатнуть Его власть, и нет такого места, куда бы не распространялось Его владычество. Он Всемогущ, и благодаря Своему могуществу Он обеспечивает творения пропитанием во всех уголках Вселенной.

Благодаря Своему могуществу Он воскресит мертвых, после того как их тела истлеют в холодной земле, или их прах будет рассеян ветром по свету, или их останки будут изглоданы дикими птицами и зверями. Где бы ни погиб человек - в далекой пустыне или в бескрайнем море, - Аллах не забывает о нем и верно знает, какая участь постигла его тело. Поистине, Свят и Безупречен Могущественный, Сильный Творец!

Аллах не создал нас только для того, чтобы жить, есть, пить, спать, радоваться и т.д. И после этого нет ничего? Нет, есть. Наша жизнь ведёт к другой жизни, и нам в ней необходимо запастись праведными делами, а после смерти мы будем прибывать в загробной жизни, а после этого будем воскрешены, а затем рассчитаны за свои дела.

Множество аятов Корана указывают на воскрешение, воздаяние, расчёт, и разум тоже указывает на это.

Что же касается разума, то, поистине, невозможно себе представить, что люди приходят в этот мир, наслаждаются жизнью, подобно животным, а потом умирают, и при этом их не ждет ни воскрешение, ни расчет, ибо подобное было бы чистой забавой, что ни в коей мере не подобает мудрости Аллаха Всемогущего и Великого.

Сказал Всевышний Аллах:

«Неужели Мы сделаем тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, подобными сеющим беспорядок на земле или неужели Мы сделаем остерегающихся (наказания Аллаха) подобными грешникам? [У них будут разные воздаяния. Праведные верующие и остерегающиеся наказания Аллаха получат великую награду, а сеющие беспорядок и грехолюбы будут наказаны Аллахом.]» (Сáд, 27-28).

Также Он сказал:

«Неужели те, которые вершили злые деяния, полагали, что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные дела, и что их жизнь [на земле] и [после] смерти будет одинакова? Скверны же их суждения!» (аль- Джáсия, 21).

Неужели увязшие в грехах злодеи, которые не выполняют своих обязанностей перед Аллахом, думают, [что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные дела]? Разве не задумываются они о том, какая большая разница между ними и теми, кто выполняет повеления Аллаха и боится разгневать Его своими прегрешениями, кто во всех своих начинаниях ставит волю Всевышнего превыше своих собственных желаний?

Это противоречит как Божественной мудрости, так и справедливому Закону Аллаха.

Аллах сказал: «Поистине, для богобоязненных Господь уготовил сады блаженства. Неужели Мы мусульман ставим на одном уровне с грешниками? Что с вами? Как вы судите?» (аль- Къалям, 35-36).

Всевышний сообщил об этой награде, которую Он приготовил для тех, кто боялся впасть в неверие и погрязнуть в грехах. Это - разнообразные блага и блаженное бытие по соседству с великодушным Господом. Он также сообщил, что Его мудрость не допустит того, чтобы богобоязненные праведники, искренне и усердно поклонявшиеся Аллаху, подчинявшиеся Его повелениям и стремившиеся обрести Его благосклонность, оказались наравне с грешниками, ослушавшимися Аллаха, отвергавшими Его знамения, упорно сопротивлявшимися Его посланникам и сражавшимися с Его возлюбленными рабами.

Всякий, кто решил, что они будут равны, глубоко ошибся. Скверно его суждение и неверно его решение.

Нечестивцы, предположившие подобное, не имеют никаких аргументов и доказательств. У них нет писания, в котором бы они прочли это, и в котором бы было записано, что они окажутся в Раю и получат все, что возжелают для себя.

У них нет также и завета с Аллахом и Его обещания о том, что все задуманное ими будет исполняться вплоть до дня Воскресения. И, наконец, у них нет даже сотоварищей и помощников, которые могли бы помочь им достичь желаемого.

Если они у них есть, то пусть представят их в подтверждение своей правоты.

Конечно же, у нечестивцев нет ни писания, ни завета с Аллахом о том, что их злодеяния спасут их от Аллаха, ни сотоварищей, которые могли бы помочь им. Их притязания тщетны и порочны.

Если теперь тебе известно, что один лишь Аллах создал все сущее, что только он управляет, оживляет, умерщвляет и обладает полной властью над всем во Вселенной, то это должно привести твое сердце к убеждению в том, что Один лишь Он, а никто иной, достоин поклонения. И ради этого появились небеса и земля, только ради этого мы были созданы в этом мире и явились в этот мир, и только ради этого к людям направлялись посланники и ниспосылались Писания. Из этого следует, что именно поклонение послужит основой для расчета, после которого людей ждет награда или наказание, Ад или Рай.

Значит ли это, что мы должны провести всю свою жизнь в мечети, совершая поясные и земные поклоны, и, предоставив другим управлять всем происходящим в жизни ?

Поклонение - это совершение всего того, что любит Аллах, и что является угодным Ему, и отказ от совершения всего того, что Он запрещает и чего не желает. Иными словами оно состоит в том, чтобы во время своей учебы, работы, пребывания дома, в пути, в мечети, во взаимоотношениях с другими людьми, в общем, всегда и везде ты стремился бы к довольству Аллаха и следовал примеру посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и да приветствует!).

  • «…Он отправил к нам посланника….»

Человек создан для определенной цели, однако, он нуждается в том, кто ему правильно укажет на эту цель, в том, кто научит поклоняться Аллаху так, как Он любит и как Ему угодно.

Всевышний Аллах послал посланников с донесением Его посланий, с радостью и увещеванием. Посланники не щадили сил на пути призыва людей к поклонению Аллаху. Они перетерпели много мучений для того, чтобы вывести людей из тьмы многобожия и невежества. Они показали им путь, который приведет их к счастью в этом мире и в мире следующем. Посланники рассказали людям о том, что их ждет из награды, если они подчинятся им, и о том, что их ждет из наказания, если они их ослушаются.

Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах - Могущественный, Мудрый» (ан-Нисáъ,165).

Сказал Аллах своему пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!):

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предупреждающим увещевателем, но большинство людей не знают этого» (Сабáъ, 28).

И также сказал Всевышний: «Мы отправили к вам посланника свидетелем против вас, подобно тому, как отправили посланника и к Фараону» (Муззаммиль, 15).

В каждой общине был предостерегающий увещеватель, как сказал Аллах: «…И не было никакой общины, в которую не пришёл бы (предостерегающий) увещеватель (из числа пророков)!» (Фáтыр, 24).

Аллах сказал: «Мы отправили к каждой общине посланников: «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь тáгýта» (ан - Нахль, 36).

Этот аят разъясняет смысл поклонения и единобожия и свидетельствует о том, что посланники были отправлены с двумя повелениями: поклоняться Аллаху и избегать тáгýта. А в этом и состоит смысл единобожия. В повелении поклоняться Аллаху содержится признание единобожия, а повеление избегать тáгýта подразумевает отрицание многобожия. Тáгýтами называют все, по причине чего раб Аллаха преступает границы дозволенного. Это может быть предмет поклонения или человек, за которым следуют и которому подчиняются.

Мы видим из этих текстов то, что Аллах не оставил свои создания и их дела, после того как создал, однако послал к ним посланников, которые учат их и указывают им на прямой путь. Посланники указывают на дорогу, которой доволен Аллах, чтобы люди поклонялись именно этим путем, а не другими путями, и это дорога одна единственная и не является многочисленными дорогами. Как сказал Аллах (чтобы мы просили):«Веди нас по прямому пути» (аль-Фáтиха, 6).

Это один путь, есть другие пути, а это пути заблудших и невежд, и пути тех, которые следуют своим страстям. А тот путь, который приводит к Аллаху - это путь посланников, которые пришли с этой дорогой от Всевышнего Аллаха, и это - религия ислáм. Как сказал Аллах: «Поистине религия у Аллаха [та, которой Он доволен и с которой Он посылал Своих посланников]- Ислáм» (áли - ‘Имрáн,19)

Посланники объяснили людям эту цель и указали им на поклонение только одному Аллаху, Свят Он и Велик, потом началась вражда посланников между их народами из-за этой основы, потому что создания хотят поклоняться Аллаху тем путём, который им нравится, а не тем путём который любит Аллах.

И поэтому некоторые саляфы общины сказали: «Дело не в том, любишь ли ты, а в том, л юбят ли тебя» (ليس الشأن أن تُحِب ولكن الشأن أن تُحَب ) . То есть дело не в том, любишь ли ты Аллаха, а в том, любит ли тебя Аллах. О любви к Аллахуговорят даже многобожники, заблудшие, люди из народов к которым были посланы посланники. Они говорят: «Мы желаем лика Аллаха, любим Аллаха». И желают получить то, что у Аллаха, любят Его, даже дают садака, молятся, просят у Аллаха, приближаются к Аллаху различными видами поклонения, и делают всё, что делали люди времён невежества. Однако дело не в том любит ли раб своего Господа, а в том, чтобы раба любил его Господь. Когда это будет? А это будет тогда, когда раб будет искать путь к любви Аллаха, Свят Он и Велик.

Аллах объяснил этот путь, сказав: «Скажи (о, Посланник): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи» - ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (áли - ‘Имрáн, 31).

Нет сомнений в том, что рабам следует любить своего Господа, который сотворил их и оказал им свои благодеяния, однако Аллах полюбит своего раба лишь в том случае, если тот последует за последним пророком Мухаммадом (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир). Таким образом, наградой для тех, кто последовал за пророком, будет любовь Всевышнего Аллаха и Его прощение.

После прихода посланника Мухаммада (Да благословит его Аллах и ниспошлет Ему мир!) были отменены все книги, которые были до него. Людям остался только один путь, через который они могут добиться довольства Аллаха, а это путь Мухаммада (Да благословит его Аллах и ниспошлет Ему мир!).

  • «…и всякий, кто подчинится ему (посланнику), войдёт в рай…»

Подтверждением этой истины являются слова Всевышнего: « И повинуйтесь Аллаху и Посланнику, - чтобы вы были помилованы (Аллахом) [чтобы Он не наказал вас]! И стремитесь (своим повиновением Аллаху и Его посланнику) к прощению от вашего Господа и к Раю, ширина которого (равна) (ширине) небес и земли, уготованному для остерегающихся (наказания Аллаха) …» (али - Имрáн,132-133).

А также слова Всевышнего: «А кто повинуется Аллаху и Его посланнику (в том, что Он предписал для Своих рабов), того Он введёт в сады (Рая), (где) текут под ними [под дворцами и деревьями] реки, и они пребудут в них [в райских садах] вечно. И это [обретение такой награды] - великий успех!» (ан - Нисáъ,13).

«Те, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, боится Аллаха и страшится Его, непременно обретут успех» (ан - Нýр, 52).

«А кто повинуется Аллаху и Посланнику, то они - вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за Веру и праведных. И как прекрасны они (в Раю) как товарищи!» (ан - Нисáъ, 69).

И подобных аятов можно было бы привести еще очень много.

Что же касается посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) то сообщается, что однажды он сказал: « Весь народ мой войдет в рай за исключением тех, кто противился». Его спросили: «А кто же воспротивился?» Он ответил: «Тот, кто подчинился мне, войдет в рай, а тот, кто ослушался- меня, войдет в огонь» (Этот хадис приводит Бухари)

  • «…а кто ослушается его, попадёт в Огонь ».

Подтверждением этой истины также являются слова Всевышнего: «А кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступает Его границы [те, которые Он установил], того Он введёт в огонь (Ада) на вечное пребывание в нём, и для него - унижающее наказание» (ан - Нисáъ, 14).

А также слова Его: «А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот заблудился явным заблуждением» (аль - Ахзáб, 36).

Такой человек отказался от прямого пути, следуя по которому человек обретает милость Аллаха, и отдал предпочтение заблуждению, которое обрекает человека на мучительное наказание.

Кроме того, подтверждением этого служат и вышеупомянутые слова пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), который сказал: «…а тот, кто ослушался меня, войдет в огонь».

Первый вопрос имеет большое значение, потому что если он укрепится в сердце раба, то это приведет к добру, ведь он будет знать, для какой цели создан. Что это за цель? Эта цель - поклонение одному Аллаху и никому другому, помимо Него. Каков же путь поклонения? Этот путь - следование за пророком Мухаммадом) Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!).

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

Использованная литература:

1) Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими «Салясату-ль-усуль»

Был только один Аллах, и больше ничего не было. Затем Аллах создал мир и живых тварей, чтобы облагодетельствовать их Своей величайшей Милостью.
Все люди, все живое и неживое, включая планеты, звезды, галактики, вся Вселенная, вся природа, то есть все, что существует, кроме Самого Аллаха, – сотворены Аллахом.
Среди первых творений Всемогущего Аллаха были аль-Лавх аль-Махфуз (Хранимая Скрижаль), длина которой равна расстоянию между небом и землей, а ширина - от востока до запада, и на которой записана судьба всего сущего, Калам (Перо), ‘Aрш, Курс, небеса и земля. После этого были сотворены ангелы из чистого света и джинны из огня. Потом Аллах сотворил человека из праха (земли), «сотворил его лучшим сложением» и сделал его Своим наместником на земле. Звали первого человека Адам (мир ему). Из его же плоти была сотворена и супруга для него. Первую женщину звали Хава’ (Ева). Адам и Хава’ являются прародителями всех людей, живущих и проживавших когда-либо на Земле.
Сотворение мира не было для Аллаха необходимым или обязательным, Он сотворил мир исключительно по Своей воле, по Своему желанию. То есть Аллах не нуждается в Своих творениях, Он не зависит ни от кого и ни от чего, а все творения Аллаха нуждаются в Нем, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни на мгновения.
Аллах не похож на Свои творения, и Его творения не похожи на Него. Поэтому нельзя представить Аллаха, придать Ему какой-то образ. Аллаха можно только познать через Его имена, атрибуты, качества, изучая их и помня о них всегда.
Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве, т.е. у Него нет ни временных, ни пространственных, ни других границ или ограничений. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться пространственными ориентирами, такими как верх, низ, правая сторона, левая сторона, вперед, назад. Бессмыслен вопрос «Где Аллах?», ибо ответ на вопрос «Где?» указывает на место в пространстве, т.е. на творение Аллаха, а Он, как известно, не нуждается в Своих творениях. Поэтому нельзя утверждать, что Аллах находится на каком-то конкретном месте в пространстве, например, на небесах или на ‘Арше, или что Он везде, ибо такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Когда говорят, что Аллах наверху, на небесах, имеют в виду Его Величие, Верховность, Непостижимость, Недосягаемость и то, что Он Своим Могуществом правит и управляет всеми творениями.

Новые слова: аль-Лавх аль-Махфуз, Калам, ‘Арш, Курс.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему Аллах создал этот мир?
2. Существуют ли для Аллаха временные и пространственные ограничения? Обоснуйте ответ.
3. Можно ли представить Аллаха?

‘Арш – самое большое творение Аллаха, созданное Им из нура. Оно включает в себя все сотворенное Всевышним Аллахом.

Курс – также одно из величайших творений Всевышнего Аллаха, созданное Им из нура.

Вопрос #45529: Почему было создано человечество?

Почему было создано человечество?

Ответ

Вся хвала Аллаху.

Во первых.

Одним из величайших атрибутов Аллаха является Мудрость, и одним из Его величайших имен является Имя аль Хаким (Самый Мудрый). Необходимо отметить, что Он ничего не создал просто так, превыше Он всего этого. Напротив, Он создал вещи с великой и мудрой причиной, и для возвышенных целей. Те кто знает их, те их знают. А кто не знает, те не знают. Аллах сказал в своей святой Книге, что Он не создал человечество просто так, и Он не создал небеса и землю просто так. Аллах сказал (перевод смысла):
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» (23:115-116)

«Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь» (21:16)

«Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь. Мы сотворили их (небеса и землю) во истине, но большинство их не знают этого» (44:38)

«Ха. Мим. Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Знающего. Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, во истине и на определенный срок. Но те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают.» (46:1-3)

Также как было доказано существование шариатской мудрости за созданием, также доказана мудрость с точки зрения причины. Мудрый человек не может принять беспричинное создание вещей, и мудрый человек считает себя выше того, чтобы совершать беспричинные поступки, так что же тогда говорить об Аллахе?

Таким образом, мудрый верующий подтверждает, что существует мудрость Аллаха в творении, и кяфиры отрицают это. Аллах сказал (перевод смысла):
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне.» (3:190-191)

И Аллах сказал описывая отношение куффаров к мудрости Его создания (перевод смысла):
«Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!» (38:27)

Шейх Абдуррахман ас Сади сказал:
«Аллах сообщает нам о совершенстве мудрости в создании небес и земли, и что Он не создал их понапрасну, т.е. ради забавы, без полезной цели.
«Так думают только те, которые не веруют» в своего Господа, потому что они думают о том, что не подходит Его величию.
«Горе же тем, которые не веруют, от Огня» Аллах создал небеса и землю в Истине для Истины. Он создал их так, чтобы Его рабы могли понять полноту Его знания и силу и величие Его возможностей, и что Он единственный кому следует поклоняться, а не тем кто не способен создать даже атом на небесах или земле. И им следует знать, что Воскрешение истина, и что Аллах будет судить добро и зло между людьми. Тот кто невежественен в мудрости Аллаха, не должен думать, что Аллах будет одинаково их судить.

Так Аллах сказал (перевод смысла):
«Неужели Мы приравним тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравним богобоязненных к грешникам?» (38:28)

Это не похоже на нашу мудрость и наш суд.» Тафсир Саади, стр 712

Во вторых:

Аллах не создал человека для еды, пить и размножения. В этом случае мы были бы животыми. Аллах оказал честь человеку и поднял его намного выше Его созданий, но многие люди упорствуют в куфре (неверии), и они не ведают или отрицают истинную мудрость в создании, и все что их беспокоит это получение удовольствий в этом мире. Жизнь этих людей подобна жизни животных, и они более заблуждены.

Аллах сказал (перевод смысла):
«А неверующие пользуются благами и едят, подобно скоту. Их обителью будет Огонь.» (47:12)

«Оставь их – пусть они едят, пользуются благами и увлекаются чаяниями. Скоро они узнают» (15:3)

«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами.» (7:179)

Хорошо известно, что тот кто создает лучше знает о создании, чем кто либо еще, и Аллаху лучшие примеры (16:60); Он тот Кто создал человечество и Он знает лучше других мудрость которая скрыта в создании человечества. Ни кто не будет оспаривать это относительно мирских понятий. Все люди уверены, что их физические возможности были созданы для определенной причины. Глаз для зрения, ухо для слуха и т.д. Разве может быть так, что физические органы человека созданы с определенной целью, а сам он без цели? И не готов ли он ответить Тому Кто создал его, когда Он говорит ему о причине его создания?

Аллах сказал, что цель создания небес и земли, жизни и смети, для того чтобы испытать человека. Кто подчиняется Ему, тому Он даст награду, и кто ослушится Его, того Он накажет. Аллах сказал (перевод смысла):

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67:2)

Среди результатов этого испытания – заявление об Именах и Атрибутах Аллаха, таких как Аль Рахман (Милостивейший), аль Гафур (Прощающий), аль Хаким (Наимудрейший), аль Тавваб (Принимающий Покаяние), аль Рахим (Милостивый) и другие Имена Аллаха.
Одной из великих мудростей в сотворении человечества является испытание – приказ утверждать Его Единство и поклоняться только Ему, без придавания Ему сотоварищей.

Аллах сказал об этой причине создания человечества (перевод смысла):
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.» (51:56)

Ибн Кясир сказал:
Т.е. Я создал их для того, чтобы Я мог приказывать им поклоняться Мне, а не потому что Я нуждаюсь в них. Али ибн Аби Тальха сказал, передавая от ибн Аббаса: «только для того, чтобы они поклонялись Мне» добровольно или недобровольно. Это мнение было одобрено ибн Джариров. Ибн Джурайдж сказал: т.е. только для того чтобы они узнали Меня. Аль Рабии ибн Анас сказал: только для того, чтобы они поклонялись Мне – т.е. для поклонения»
Тафсир ибн Кясир 4:239

Шейх Абдуррахман ас Саади сказал:
«Аллах создал людей для поклонения Ему и для того, чтобы научить их Его Именам и Атрибутам, и чтобы они подчинялись. Кто подчиниться Ему и будет делать то, что ему предписано, тот будет среди преуспевших, но кто отвернется от этого, тот будет из потерпевших урон. Он соберет их в Следующем Мире, и Он накажет или даст награду за то, что Он им приказывал или запрещал.

Так, Аллах говорит о том, как мушрики отрицали награду или наказание (перевод смысла):
«Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше. Если ты скажешь: «Вы будете воскрешены после смерти», – то неверующие скажут: «Это – не что иное, как очевидное колдовство!» (11:7)

— Почему Аллах создал людей?

— Он не создал нас ради забавы: «Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь» (21:16); «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (23:115).

И Он не создал нас, потому что нуждается в ком-либо или в чем-либо: «Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня» (51:57); «Аллах не нуждается в мирах» (3:97).

Он создал нас, чтобы мы познали Его через Его прекрасные имена и атрибуты и поклонялись Ему Одному не придавая сотоварищей, следуя Его велениям и оставляя то, что Он запрещает: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

— Все равно не понятно.

— Знаешь, я плохо понимаю физику. И если я спрошу физика почему стакан падает на землю, если выпустить его из рук, он ответит, что это закон всемирного тяготения, который гласит, что сила F гравитационного притяжения между двумя материальными точками массы m1 и m2, разделенными расстоянием R, пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Я ничего не пойму из сказанного, но я буду уверенно знать, что если решу выйти погулять через окно, то упаду и ударюсь об землю. Другими словами, со мной произойдет все непонятное для меня вышесказанное.

Если нам непонятно что-то уже существующее и происходящее, то мы должны это непонятное принять как факт. И, возможно, неким бальзамом для думающих над этим вопросом станут слова Ибн аль-Кайима : «Если бы Аллах приподнял завесу для Своего раба и показал ему, как Он управляет его делами, и как Аллах больше заинтересован в пользе раба, чем он сам, его сердце бы растаяло из любви к Аллаху и разорвалось бы на части из благодарности к Нему. Поэтому, если боли этого мира утомили тебя, не горюй, быть может Аллах желает услышать твой голос через мольбу. Так излей же свои желания в земном поклоне и забудь о них. И знай, что воистину Аллах не забывает».

И раз уж все создано, то важным является вопрос не «для чего все это создано?», а «куда мы идем?» и «что нас ждет впереди?»

А впереди нас ждет одно из двух: либо рай, либо ад.

Первый вариант предназначен для тех, кто в своей земной жизни уверовал в своего Создателя, поклонялся Ему, выполнял Его веления и отстранялся от запретов, что и является смыслом его создания.

Второй вариант уготован для тех, кто посчитал ложью своего Создателя и все то, что пришло от Него через Его Пророков и Писания.

Два варианта вечности.

Верующий подтверждает мудрость в сотворении Всевышним всего сущего, хоть и не может понять ее, так как его разум ограничен в познаниях. И при этом он не останавливается на этом вопросе, а смотрит вперед — в день завтрашний, как описывает это Всевышний: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (3:190-191).