Как быть внимательным на уроках. Выявление и решение проблем

«Он забывает только что прочитанное, не выполняет задания до конца, легко отвлекается... Ребенку трудно сосредоточиться, и это беспокоит родителей. Как будто сами они бывают сосредоточены по восемь часов в день! Математика, чтение или сольфеджио - трудно фиксировать внимание на деятельности, которая надоедает. И в этом дети мало отличаются от нас, взрослых. Кроме того, задачи, которые ставит перед ребенком начальная школа (усидчивость, аккуратность), мобилизуют всю энергию и мешают - временно - сосредоточиться на других задачах. Постоянная невнимательность 7–10-летнего школьника может быть вызвана кризисной ситуацией в семье (страхом перед отчимом, ревностью к младшему брату или сестре) или стрессом, связанным со школой. Душевное беспокойство несовместимо с вниманием. Вместо того чтобы нервничать и увеличивать его переживания, постарайтесь, сохраняя бесстрастие, выяснить, что тревожит или смущает вашего ребенка. Наше спокойствие так же заразительно, как и волнение.

Проверьте: есть ли у него время, чтобы поиграть и разрядить свою энергию после школы? Понаблюдайте, в какие часы ему легче сосредоточиться на учебе, и предлагайте садиться за уроки именно в это время. Если ребенку трудно переключаться с одного задания на другое, составьте вместе план занятий и заранее предупреждайте его о том, что предстоит делать дальше. Уберите с рабочего стола все лишнее (игрушки, гаджеты) и предложите начинать делать уроки с самых легких предметов - они «прогревают» мозг и повышают концентрацию внимания. Поощряйте попытки искать ответы самому - любознательность развивает способность сосредоточиться на одном предмете.

Но если ребенок постоянно возбужден, ему трудно сконцентрироваться на любом, даже привлекательном занятии, если эти симптомы наблюдаются дольше полугода, имеет смысл обратиться к неврологу, который выявит (или нет) возможное гиперактивное расстройство и предложит соответствующую помощь».

Об этом

«Лучшие методики развития внимания у детей» Ольга Машталь «Нарушения внимания у детей» Герхард Лаут, Петер Шлоттке Игры, задания, упражнения и ценные практические советы, собранные в этих книгах детскими психологами, помогут улучшить концентрацию внимания ребенка в любом возрасте (Наука и техника; Академия, 2008).

Соберись!» — родители и педагоги часто говорят это детям, которым сложно концентрироваться на каком-либо задании. Но может ли ребенок с такой проблемой решить ее одним лишь усилием воли? И как помочь, если ему никак не удается сосредоточиться? Своими рекомендациями делится детский аналитический психолог Мария Куленкова.


Почему ребенку сложно удерживать внимание

Чем ребенок младше, тем короче отрезок времени, в течение которого он способен удерживать внимание: в раннем возрасте это всего лишь пять-девять минут. Малыши могут быстро переключаться между объектами, и это нормально: так в их возрасте чередуются возбуждение и торможение в коре головного мозга. И работа детского мозга — это тонкий процесс, зависимый от множества факторов, в том числе и от того, в какой обстановке ежедневно находится ребенок.

Влияние гаджетов

Если ваши дети имеют бесконтрольный , это влияет на их способности к концентрации. Длительное пребывание за компьютером, телевизором, планшетом или смартфоном утомляет психику ребенка. Внимание становится неустойчивым, рассеянным, ребенку труднее собраться и сконцентрироваться на менее ярких объектах. Современные технологии важны, нужны, но пока вы имеете дело с неокрепшей и развивающейся нервной системой, важно ограничивать столь интенсивные потоки информации, способные ее быстро перегрузить.

Значимость семейной атмосферы

Один из наиболее важных факторов в развитии ребенка — это психологическая безопасность. Если ребенок чувствует любовь, принятие, заботу, если удовлетворяются не только его физиологические потребности, но и психологические, эмоциональные, то внимание будет устойчивым, длительным. Ребенок сможет легко концентрироваться и заниматься интересным делом достаточное для него время.

ощущает собственную незащищенность перед большим угрожающим миром.

Бесполезно давить на ребенка, если у него что-то не получается, он не сможет сконцентрироваться на задаче. Важно создать атмосферу доброжелательности, принятия, мягкой поддержки в процессе познания или тренировки.

Если слишком беспокоиться, что ребенку может быть скучно, постоянно и часто менять перед ним игрушки, картинки, книжки, занимать его без конца, ребенок не научится сам контролировать свое внимание и его концентрацию. Важно давать ребенку больше времени, ждать, когда познавательный интерес пробудится, и быть внимательным в поддержке этого интереса.

Физиологические особенности

Бывают случаи, когда неспособность удерживать внимание обусловлена физиологически: травмы, генетические заболевания, задержка психического развития и других отклонения. В этом случае проблема проявляется уже в раннем детстве и будет отчетливо видна неврологу, психоневрологу. Если же концентрация внимания снижена в силу психологических травм или незрелости нервной системы, то можно с целью диагностики и коррекции обратиться к нейро- и детскому психологу.


Как развивать концентрацию

Умение концентрировать внимание на каком-либо деле, не отвлекаясь, — важное условие для овладения любым навыком. Тренировать это можно с первых месяцев жизни. Ведь внимание ребенка начинает развиваться с того самого момента, как дозревают функции зрительной фокусировки взгляда, а происходит это еще до наступления трехмесячного возраста.

Первые месяцы жизни

Уже в месяц малыш может сконцентрироваться на крупном объекте, мамином лице, начинает выстраивать с ней социальные отношения, улыбаться, поворачивать голову в сторону, откуда слышен мамин голос. В этот период практически все игры служат развитию внимания, мышления ребенка. Надежная привязанность ребенка к маме, ощущение безопасности, полноценная забота о потребностях ребенка создают базу для всестороннего гармоничного развития подрастающего человека.

Раннее детство

В раннем возрасте игра служит в первую очередь поводом для личностного контакта с ребенком. В этот период, начиная уже с года, можно играть с детьми в простые игры на развитие внимания, например прятки. Используйте : позвоните в колокольчик, бубенчик, погремушку, постучите в барабан, не показывая их малышу, и спросите у него, что же это звучит. Очень полезно просто слушать музыку и обсуждать ее. Стройте башенки из конструктора, читайте книги и задавайте вопросы по содержанию, рассматривайте картинки, начинайте сортировать предметы — все это будет полезно для тренировки концентрации.

Будьте эмоциональны в этих играх: это привлекает внимание, мотивирует, стимулирует познавательную активность ребенка. Очень важно, чтобы вы не торопили ребенка и не выражали свое недовольство, если он не очень быстро реагирует. В противном случае малыш станет тревожиться, что не соответствует вашим требованиям, что он «отстает». При этом высшие психические функции — мышление, память, внимание — сразу отключаются, и вся энергия направляется на выживание и сохранение психики.


Дошкольный возраст

«Сколько рук». Водящий садится в центр круга, подставляя остальным спинку, можно закрыть глаза. Остальные игроки кладут ладошки на спинку водящего, а ему нужно угадать, сколько рук в данный момент дотронулось до него. Это развивает внимание, тактильное восприятие, самоконтроль и коммуникативные способности всех игроков.

«Иванушка у камушка». Водящий — и это должен быть ребенок — садится в центр круга, подставляя спину остальным игрокам. Игроки кладут ладошку на его спину тыльной стороной вниз. Ведущий начинает, повторяя считалку, нажимать камушком на ладошки игроков по кругу так, чтобы водящий чувствовал это давление спинкой. «Разыгрался Иванушка возле белого камушка!» На последних словах ведущий кладет камушек в ладошку тому из игроков, на ком остановилась считалка. Далее все участники закрывают ладошки, отходят от водящего и выставляют вперед закрытые кулачки. Все вместе повторяют: «Угадай-ка, у кого, у кого. Покажи-ка на того, на того!» Водящий встает и пытается угадать, у кого в кулачке зажат камушек. Дети помладше делают это наугад, а старшие могут анализировать поведение других ребят, развивая эмоциональный интеллект, внимание и мышление.

«Пол, нос, потолок» и различные модификации этой игры. Сначала ведущий указывает на пол, на нос или потолок и правильно их называет. Затем он начинает путать игроков: называет одно, а показывает другое, при этом игрокам нужно следовать его словесным указаниям. Например, он говорит: «Пол», а показывает на потолок, и здесь нужно не запутаться, а показать именно на пол. Далее правило можно поменять: пусть игроки показывают туда же, куда и ведущий, не обращая внимания на его слова.

«Повтори ритм». Несколько хлопков или притопов, которые ребенок может повторить в такой же последовательности.

Также способствуют развитию концентрации внимания, особенно если в них присутствует соревновательный компонент. Но и без него выстроенная цепочка последовательных действий в игре или зарядке способствует развитию внимания, сбросу напряжения и развитию межполушарных связей.

Чтобы ваш ребенок умел концентрироваться и был внимательным, очень важно, чтобы вы сами были внимательны к нему. Будьте чуткими, терпеливыми, и вы обязательно увидите результат.

Дефицит внимания и неумение концентрироваться на поставленной задаче в течение длительного времени – настоящий бич современных детей, а заодно и их родителей. Немалую роль в этом играет все ускоряющийся темп современной жизни и чрезмерное увлечение средствами массовой информации. Телевизионные передачи, компьютерные и видеоигры перевозбуждают неокрепшую нервную систему детей и буквально высасывают из них способность сосредотачиваться на долгое время. Малыш не успевает следить за мельканием кадров и привыкает к быстрому и поверхностному усвоению информации. И вот мама в миллионный раз показывает ребенку, как правильно писать букву «А», а тот ерзает на стуле и играет с карандашом. «Будь внимательнее!» — то и дело повторяет родительница, постепенно теряя терпение. А вот любимую сказку ребенок может внимательно слушать хоть сто раз подряд. Дети могут (и хотят!) сосредотачиваться только на том, что им интересно в данную минуту. Помочь справиться с этой бедой могут Специальные тренинги или занятия шахматами , но часто бывает что возможности водить ребенка на занятия нет…

Педиатры считают, что в возрасте 4-5 лет ребенок в среднем должен быть способен фокусировать внимание на одной задаче от 8 до 20 минут. Чтобы высчитать эту цифру для более старшего возраста, нужно каждый год умножить на 5 минут. Но и это правило, как любые другие, зависит от ситуации. И не только от интересности поставленной задачи, но еще и, например, от времени суток. Одна и та же задача, поставленная перед ребенком утром, сразу после просыпания, в середине дня, перед или после тихого часа, перед ночным сном привлечет разное количество внимания. Нить возможной концентрации очень эластична. Как же помочь ребенку и научить его концентрироваться?

1. Сделайте занятие по-настоящему интересным. Сколько внимания затратит малыш на то или иное занятие, зависит от того, насколько ему нравится эта деятельность. Когда вы впервые предлагаете ребенку занятие, которое важнее вам, а не ребенку (например, учите малыша писать буквы), вы в первую очередь испытываете свою креативность и гибкость как родителя и как учителя. Если малышу это занятие не нравится, то между ним и родителем порой начинается настоящая борьба. И отказаться от этой борьбы почти невозможно, ведь требования к детям, поступающим в школу, сейчас очень высоки: ребенок должен быть усидчив, послушен, знать азы грамматики и математики, уметь воспринимать новое и выполнять задачи, поставленные перед ним учителем. И начинается борьба не на жизнь, а на смерть между ним и родителем. Родитель пытается научить малыша обратному счету, а тому в этот момент интересней разбирать игрушечную машинку. И поразительно: с машинкой он может возиться подряд целых полчаса, а вот для того, чтобы выучить счет, не хочет потратить и пяти минут!

Поэтому немного изобретательности со стороны мамы поможет превратить скучную вещь в интересную. Например, вместо того, чтобы заставлять ребенка писать буквы карандашом, можно попросить его сделать это мелом на доске или на асфальте, красками на оконном стекле, вылепить из пластилина или из теста для печенья. Дети замечательно учатся писать буквы палочкой на песке во время прогулки (а чем еще заняться, если, к примеру, на улице сыро и грязно и негде играть). Готовые прописи малоинтересны для детей. А вот попробуйте сделать прописи сами вместе с ребенком из нескольких листов обычной бумаги – совсем другое дело! Совместные поделки кроме навыков концентрации хорошо развивают мелкую моторику рук, и они более интересны, чем академические уроки.

2. Чтобы получить внимание, научитесь давать его сами. Родители сами часто отвлекаются во время занятий с ребенком. «Выключи чайник!» — кричит мама папе, а внимание ребенка уже улетело. Даже взрослому после того, как его отвлекли, бывает трудно сосредоточиться вновь, что уж говорить о малыше. Бывает и так, что, занимаясь с ребенком, мама то и дело разговаривает по телефону или смотрит «одним глазом» в телевизор. Если уж собрались научить ребенка сосредотачиваться, сядьте рядом с ним в тишине и подарите несколько минут своего времени – целиком, не отвлекаясь ни на что. Четкие и ясные инструкции помогут ребенку лучше понять поставленную задачу и сконцентрироваться на ней. Бесполезно надеяться, что ребенок будет учиться по вашим инструкциям, выкрикнутым из кухни в детскую. Обязательно должен быть контакт глаза в глаза и плечо к плечу.

3. Заранее предупредите рассеянность. Чтобы ребенок не отвлекался на перекусы и на «попить водички», перед началом занятий предложите ему легкий полдник. Не следует начинать учебу и после подвижных игр, когда ребенок слишком устал и перевозбудился. Если ребенок уже учится в школе или ходит в какую-нибудь секцию, то не заставляйте его делать домашнее задание сразу после возвращения домой, любому человеку нужно время, чтобы прийти в себя. Уроки и секции не должны идти сплошным потоком. Если ребенок концентрируется с каждым разом все хуже, возможно, его расписание слишком перегружено.
Если ребенка отвлекают брат или сестра, усадите их за занятия по разным комнатам. Не разрешайте одному ребёнку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, пока вы занимаетесь с другим. Никакие уроки не выдержат такой конкуренции.

Часто дети становятся рассеянными и теряют сосредоточенность, когда им кажется, что задача для них слишком трудна. Помочь можно, разделив задачу на несложные инструкции. Если вы велите ребенку убрать его комнату, то вряд ли из этой затеи выйдет что-нибудь путное. Гораздо лучше обозначить задачи помельче: подбери с пола игрушки, а потом я скажу тебе, что делать дальше. Вместо постоянных словесных напоминаний сделать то или иное, которые ребенком игнорируются, гораздо эффективнее бывает повесить картинку, иллюстрирующую задачу. Например, картинку мальчика, чистящего зубы или играющего на пианино. И не забывайте хвалить ребенка за самостоятельно выполненную работу.

4. Тренируйте память, наблюдательность и внимание. Существует множество игр, которые, в отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, хорошо тренируют умение концентрироваться. Это практически все настольные игры, рисование, собирание паззлов. Да и само по себе отключение телевизора уже заставляет ребенка внимательно прислушиваться и приглядываться к окружающей его обстановке. Побуждайте также ребенка подмечать мелкие интересные детали во время совместных игр и прогулок, читать вместе вывески, считать машины определенного цвета, обращать внимание на цвета, формы, текстуру вещей.

Кстати, до двух лет педиатры вообще не рекомендуют детям смотреть телевизионные передачи, даже мультики. А после этого возраста ребенку можно позволить посмотреть телевизор примерно 20-30 минут в день, всего 2-3 часа в неделю. И не быстрые «горластые» американские мультсериалы, а спокойные, добрые короткие мультики.

data-yashareType=»button» data-yashareQuickServices=»yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir»

Сыну 8 лет, не могу заставить его сосредоточиться во время того, когда делает уроки, постоянно отвлекается на все, проговаривает одно, а пишет другое, как с этим справиться, подскажите, без моей помощи совсем не приступает к урокам.

Екатерина, Сергиев Посад, 30 лет лет

Ответ детского психолога:

Здравствуйте, Екатерина.

Описанное вами состояние может являться признаком гиперактивности. Эта проблема уже очень давно изучается детскими невропатологами и психологами. Есть несколько общих правил, которых надо придерживаться в общении с ребенком. Ни в коем случае не надо подавлять его активность. Надо направить её в нужное русло, дать отрицательной энергии положительный выход. Очень эффективны долгие прогулки, которые можно сочетать с физическими упражнениями. Особенно полезны игры, которые одновременно с физической разрядкой развивают внимание. Ведь именно дефект внимания является в структуре гиперактивности основным. Если ребенок плохо спит ночью, то можно физические упражнения и прогулки передвинуть ближе ко сну. Вечером полезно попить настои из успокаивающих трав (мяты, мелиссы). Очень рекомендую в Вашем случае детский гомеопатический препарат Тенотен. Он создан с учетом особенностей детского организма. Способствует улучшению поведения, снимает раздражительность, но при этом улучшает процесс обучения, повышает усидчивость и внимание, улучшает адаптацию. Очень хорошие результаты дает классический массаж. Вы можете сами применять простейшие приемы (постукивания, поглаживания). Это снимает мышечный тонус, понижает частоту пульса, расслабляет. Теперь о поведении родителей. Главной ошибкой является требование старших выполнить задачи такой сложности, которая требует одновременно и усидчивости, и концентрированности, и контроля своих импульсов. Поэтому всегда пытайтесь сынишке дать задания в форме игры. Например, "Давай разработаем план спецподготовки к завтрашнему дню" - говорите Вы сыну. А в этот план может входить написание одного абзаца по русскому, небольшая зарядка, небольшой отдых и т.п. Если что-то не выполняется, то говорите, что командир космической станции будет недоволен. Ну, и в таком духе... Попробуйте разные варианты, один из них обязательно сработает. Попробуйте подключить папу к сценарию. Мне сейчас сложно фантазировать, так как я не знаю предпочтений вашего сынишки. Любящие родители всегда лучше психолога знают, чем можно увлечь своего ребенка.

С уважением, Виктория Фадеева.