Федеральная целевая программа

Министерства образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

Университетский экономико-технологический колледж

Федеральная целевая программа

"Культура России (2012 - 2018 годы)"

Выполнил разработчик

группа 11-КЭ-1

Гядукян Юрий

Проверил преподаватель

Шубенко А. П.

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.

Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:

воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.

Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.

Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря реализации федеральных целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 годы)", "Культура России (2001 - 2005 годы)" и "Культура России (2006 - 2011 годы)", удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.

В случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия:

разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры;

неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников;

ухудшение и моральное устаревание материально-технической базы учреждений культуры и снижение качества досуга россиян;

снижение уровня подготовки кадров в сфере культуры;

стагнация в развитии самобытной культуры многонационального народа Российской Федерации и духовных ценностей ее граждан;

ослабление культурно-духовного единства многонационального народа Российской Федерации;

ограничение влияния государства на состояние культуры России в целом;

замедление процесса создания условий для творческой самореализации граждан.

Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. Конечно, отдельные мероприятия в сфере культуры могут быть инициированы отдельными решениями Правительства Российской Федерации, а некоторые даже обособлены в отдельную ведомственную программу. Однако единичность и несистемность подобных мер рано или поздно может привести к нарушению единства государственной политики в области культуры, неэффективному расходованию бюджетных средств, ослаблению связей между регионами Российской Федерации, возникновению непредвиденных сложностей в модернизации культуры и внедрении новых механизмов адаптации потенциала культуры к рыночным условиям, а в итоге - к ослаблению духовного единства многонационального народа России и ограничению позитивного влияния государства на состояние сферы культуры в Российской Федерации.

Для выбора вариантов решения проблем, стоящих перед отраслью культуры, были рассмотрены и проанализированы два сценария формирования и реализации федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" (далее - Программа).

Первый сценарий (реалистичный) опирается на подходы, которые были разработаны в федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2011 годы)", и является логическим ее продолжением. Финансовое обоснование сценария сводится к решению комплекса текущих задач и мероприятий, к которым добавляются новые мероприятия, обусловленные современными потребностями развития сферы культуры.

Второй сценарий (оптимистичный) исходит из необходимости достижения стратегических целей и решения задач культурного развития страны, для чего выделяются приоритетные направления развития современного искусства, художественного образования, информатизации отрасли, дается их обоснование, предлагается перечень программных мероприятий и на основании этого определяется необходимый объем финансовых средств. Особая роль отводится формированию и использованию инновационных методов и подходов к решению задач, научным исследованиям и внедрению в отрасль информационно-коммуникационных технологий.

Для первого сценария наиболее вероятные риски связаны с возможным снижением масштабов финансового обеспечения культуры в зависимости от имеющихся ресурсов.

Для предотвращения негативных последствий при формировании Программы учитывались следующие принципы:

комплексное решение задач реализации государственной политики в области культуры в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса (органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных организаций);

социальная ориентированность мероприятий Программы, касающихся сохранения и развития отечественной культуры и культурного наследия;

поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов Программы, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;

адаптация проектов и мероприятий Программы к изменяющимся внутренним и внешним условиям развития сферы культуры России;

инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.

Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов и понесенных затрат, может быть обеспечена в рамках второго сценария за счет ускоренной реализации культурных проектов и программ межрегионального значения, повышения качества услуг в сфере культуры.

29.03.12 Федерально-целевая программа «Культура России 2012-2018гг.» Попался мне тут интересный документ: «Концепция федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», уже утверждённый лично Председателем Правительства РФ Путиным В.В. (Распоряжение от 22 февраля2012 г. №209-р). Это написанный сухим, бюрократическим языком документ из 38 страниц, в котором описываются несколько тем: - достигнутые результаты и реализация предыдущей ФЦП 2006 – 2011 гг., - обосновывается необходимость в реализации предложенной концепции ФЦП на 2012-2018 гг., - оценивается проблематика и приоритеты культурной сферы нашей страны на сегодняшний день; - устанавливается предельный объем и распределение финансирования; - определяется стратегия и тактика, задаются показатели и сроки реализации ФЦП.; Таким образом этот документ во многом отражает, какая политика государства будет по отношению к культурному наследию проводится в течении ближайших 6 лет. Очень познавательный раздел: Предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы). « В рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" на развитие отрасли было направлено 126,63 млрд. рублей, из них 113,62 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 13,01 млрд. рублей - прочие источники. » « В рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" на сохранение памятников истории и культуры Российской Федерации из федерального бюджета было выделено 13456,29 млн. рублей. » Можно подсчитать, что на сохранение памятников выделено всего 10 % от бюджета ФЦП. Читаем отчет дальше: « В 2006 - 2011 годах в полном объёме были проведены работы по сохранению памятников истории и культуры, начиная с разработки научно-проектной документации и заканчивая проведением комплекса ремонтно-реставрационных работ на 35 объектах культурного наследия Российской Федерации. Проведённые восстановительно-реставрационные работы позволили вывести ряд памятников из аварийного состояния. Результатом Программы стало увеличение до 35 процентов в 2011 году доли находящихся в федеральной собственности объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным, что соответствует целевым показателям федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)". » Получается, что за период с 2006 по 2011, то есть за пять лет, в нашей стране силами государства в рамках федерально-целевой программы было отреставрировано всего 35 объектов культурного наследия РФ. Ещё более нелепо выглядят эти цифры после прочтения следующего раздела концепции « На территории Российской Федерации в настоящее время на государственной охране находятся более 80 тыс. объектов культурного наследия, в том числе 23 тыс. объектов федерального значения. ». Проведя нехитрые математические подсчёты, можно выяснить, что за пять лет, было отреставрировано 0,04 % памятников архитектуры и культурного наследия, правда, если речь идёт исключительно о памятниках федерального значения, то доля вырастает аж до 0,1%. Меньше 0,03 процента в год. Несколько противоречивая информация содержится в тексте самой ФЦП «Культура России (2006 -2011)». В целевых индикаторах и показателях программы, обозначено, что за этот период «Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения » вырастет с 27% в 2006 году до 33,5 % в 2011. То есть отреставрировано будет 6,5 % памятников. А на деле, как мы видим из отчёта о реализации – отреставрировать смогли даже больше и доля памятников находящихся в удовлетворительном состоянии увеличилась до 35% (количество отреставрированных памятников выросло на 8%). Даже если брать в расчёт только федеральные памятники, которых 23 000, то 8% - это 1840 объектов. В программе же говорится о полной реставрации всего 35 объектов. Неужели с помощью реализации механизмов привлечения инвесторов, предложенных данной ФЦП удалось найти инвестиции из других источников, для реставрации оставшихся 1800 памятников? Как-то сомнительно… Видимо, писавшего концепцию тоже несколько смутил такой противоречивый результат, несмотря на то, что чуть выше, давая отчёт о реализации предыдущей ФЦП он пишет « Таким образом, в ходе реализации федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" были достигнуты намеченные результаты, выполнены все контрольные показатели » он все же отмечает, что «… состояние многих объектов является критическим. По различным оценкам, состояние от 50 до 70 процентов памятников, находящихся на государственной охране, характеризуется как неудовлетворительное, для большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения. Объем реставрационной деятельности к настоящему времени составляет приблизительно 30 процентов от уровня начала 1990-х годов. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается: это связано, с одной стороны, с выявлением новых памятников, а с другой стороны, с крайне недостаточным развитием реставрационной деятельности из-за катастрофического невнимания к ней со стороны государства и общества. » И вот что предлагают делать: « Впервые Программой предусматриваются все аспекты сохранения объектов культурного наследия - реставрация движимых и недвижимых памятников, мониторинг их состояния, исследование и экспертиза, формирование реестра памятников … звучит обнадёживающее)) Это направление Программы включает следующие мероприятия: реставрация находящихся в федеральной собственности объектов культурного наследия, в том числе работы по ремонту, реставрации, противоаварийной защите и консервации объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), сохранение наиболее ценных памятников деревянного зодчества, а также работы по реставрации произведений монументальной живописи на объектах культурного наследия; - что здесь принципиально нового? Эти положения прописаны во всех программах, направленных на сохранение и защиту культурного наследия. научно-проектное и инфраструктурное обеспечение деятельности по сохранению объектов культурного наследия, в том числе мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), формирование банка данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, разработка проектов достопримечательных мест в регионах Российской Федерации и проектов зон охраны и градостроительных регламентов объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также паспортизация этих объектов; - идея сформировать единый государственный реестр объектов культурного наследия отражена ещё в 73 ФЗ 2002 года (глава IV, ст. 15-20)., причём в изначальной редакции, впрочем как и норма о паспорте объекта охраны (ст.21). Но вот что-то за 10 лет у государства все как-то не получается создать полный реестр объектов культурного наследия народов России. сохранение и исследование археологических объектов культурного наследия, в том числе проведение полевых археологических экспедиций, спасательных археологических работ и их материально-техническое обеспечение, а также инвентаризация объектов археологического наследия и мониторинг их состояния; - про памятники археологии вспомнили…. Давно пора…» Если провести все мероприятия и вообще действовать в соответствии с концепцией ФЦП то «Доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, возрастёт с 35 процентов до 42,7 – 45 , 3 процента (в зависимости от сценари я ) » то есть где-то на 7-8 процентов, что составляет за период действия ФЦП порядка 1800 памятников федерального значения. Правда, что делать с памятниками регионального значения концепция не поясняет… Что ж - тенденция обнадёживает. Если новая федерально-целевая программа сможет вместо 7 памятников в год реставрировать 300, то это будет настоящим прорывов в государственном управлении в сфере сохранения культурного наследия. Только вот сумеют ли? Верится с трудом… Полный текс федерально-целевых программ здесь

Российская Федерация имеет огромный потенциал культуры, однако он до последнего времени полностью не используется. Реализуемые до сегодняшнего дня меры хоть и дали положительную динамику некоторых показателей, но не оказали глобального положительного влияния на отечественную культуру. Поэтому была принята новая федеральная целевая программа развития культурной сферы.

Она разрабатывалась, учитывая Концепцию развития страны на ближайшие годы и Стратегию безопасности России на ближайшее десятилетие. При этом брались в расчет и другие законодательные акты.

Нынешнее положение национального наследия

Как известно, в девяностые годы позиции отечественной культуры были серьезно подорваны. Прошлые федеральные программы в этой области не дали существенных результатов. Об этом свидетельствуют хотя бы ситуация с памятниками культуры:

Количество памятников, находящихся на государственной охране: 80000
Число объектов федерального значения: 23000
На предшествующую аналогичную программу было выделено: 126,63 млрд. руб.
Процент отреставрированных памятников государственного значения: 0,04 %
Доля восстановленных объектов федерального значения: 0,1%
Состояние 50-70 % памятников: неудовлетворительное

Положение в других сферах отечественной культуры ничем не лучше. Согласно Стратегии национальной безопасности, среди основных угроз для нашей культуры названы:

  • массовая культура, которая с каждым годом охватывает все большие слои населения;
  • противозаконные посягательства на наследие культуры россиян.

До нынешнего времени не удалось остановить падение российской культуры и достичь решающей поддержки культурной сферы государством и общественностью.

Цели программы

Чтобы исправить положение, Министерством культуры было разработана новая программа поддержки сферы культуры. Руководство страны поддержало инициативу ведомства. Для этих целей будет выделено порядка двухсот млрд. рублей.

Согласно новой программе всем ведомствам поручено:

  1. сохранять самобытность национальной культуры;
  2. создавать условия и обеспечивать одинаковую доступность к объектам культуры;
  3. способствовать развитию каждого человека в духовном и культурном плане;
  4. выявлять, охранять и популяризировать культурное наследие всех народностей РФ;
  5. создавать положительный образ России в мире.

Этапы выполнения

Федеральная целевая программа реализуется таким образом:

В течении первого этапа в 2012-14 гг. будут:

  • поддерживаться профессиональное искусство;
  • стимулироваться создание новых работ;
  • проводиться реставрация самых важных памятников;
  • организовываться значимые мероприятия в области культуры;
  • развиваться материальная основа учреждений культуры.

Во время второго этапа в 2015-18 гг. планируется заняться подъемом культуры. Будет увеличено финансирование различных культурных проектов. Особо обратят внимание на реставрацию погибающих памятников культуры и строительство новых объектов культуры. Не забудут и о внедрении инноваций в эту сферу. На все два этапа собираются потратить 192 863 млрд. рублей.

Каковы задачи

Федеральная целевая программа будет нацелена на то, чтобы:

  • воспитывать молодых людей в духе, гражданской ответственности и любви к Родине;
  • развивать творческий потенциал нации;
  • обеспечивать доступность всех, без исключения, слоев населения к достижениям национальной культуры;
  • сохранять культурные традиции всех народностей РФ;
  • сберечь культурное наследие РФ;
  • использовать ценности культуры для подъема страны в духовном и экономическом плане;
  • поддерживать высочайший уровень нашей культуры за границей;
  • расширять сотрудничество наших учреждений культуры с аналогичными зарубежными организациями.

Основные направления

Федеральная целевая программа будет выполняться по нескольким направлениям. Они будут посвящены:

В соответствии с программой, планируется обеспечить:

  1. киностудии — новым оборудованием и транспортом;
  2. театры и филармонии – новым музыкальным инструментом;
  3. учреждения образования – последней литературой.


Федеральная целевая программа станет поддерживать творческие коллективы, литераторов, артистов, режиссеров, музыкантов, других работников, связанных с культурой путем выделения грантов.

Документ четко регламентирует, как будут выделяться и распределяться субсидии по годам, а также их сумма. Подробную информацию об инвестициях в области культуры можно узнать, посетив официальный сайт ФЦП «Культура России».

Создатели программы указали в ней и, какие результаты должны быть достигнуты после ее окончания. Например, что доля российских фильмов в отечественном прокате должна вырасти до двадцати восьми процентов. Также предполагается, что увеличится посещаемость музеев, библиотек, театров и других культурных учреждений. Авторы программы уверены, что число детей, желающих поступить в школы искусства, тоже возрастет. Будет ли это так, покажет время. Сами инициаторы изменений рассчитывали на два варианта выполнения программы: реалистичный и оптимистичный.