Празднование нового года в израиле. Особенности празднования еврейского нового года

Еврейский календарь — ежегодный календарь евреев, официальный календарь в Израиле (наряду с григорианским). По этому календарю празднуют еврейские (иудейские) праздники, читают соответствующие части в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Календарь является лунно-солнечным, благодаря этому, каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Месяцы начинаются только в новолуние, как и еврейский Новый год. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны.

Источник информации:

Более полную информамцию о еврейском календаре можно найти, перейдя по следующим ссылкам:

  • mjcc.ru — устройство еврейского календаря;
  • originweb.info — статья о еврейском календаре на научно-образовательном портале;
  • istok.ru — конвертер еврейских дат и калькулятор галахического времени.

Календарь еврейских праздников на 2011 (5771/5772) — 2015 (5775/5776) года с описанием сущности каждого из них и того, как их традиционно отмечают.

  • Ту би-Шват (Новый год деревьев)

Пятнадцатый день месяца шват. В этот день, называемый Новым годом деревьев, в Израиле обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Праздник отмечается посадкой деревьев, а праздничная трапеза состоит из фруктов и злаков, произрастающих на Земле Обетованной. Это — финики, оливы, виноград, гранаты и т.д. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же как и дерево, человек держится своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Истинная вера подобна корням: она интимна и никогда не выставляется напоказ. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети, плоть от плоти. Дерево естественно уподобить человеку, но его естественно уподобить и целому народу. Прекрасно древо еврейства. Вместе с иными деревьями оно образует сад человечества. Ту би-Шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

Пурим — праздник в память о чудесном спасении евреев от жестокого замысла Амана, советника персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Персидский царь, избрав красавицу Эстер (Есфирь) — племяницу еврея Мордехая, сделал ее царицей. Когда Мордехай узнал, что советник царя Аман задумал истребить евреев Персии, он велел Эстер заставить царя отменить указ. Эстер устроила пир в честь царя. Растроганный царь пообещал выполнить любую волю Эстер. Она рассказала царю про замысел его советника, и Аман был повешан. А царем был издан указ, разрешающий евреям давать отпор каждому, посягнувшему на их жизнь и имущество. Пурим приходится на 14 адара, а в Иерусалиме и других старинных городах он празднуется на день позже. На утренней службе в синагоге в этот день читается свиток Эстер, а вечером на улицах и площадях устраиваются карнавальные шествия и шуточные представления — пуримшпили. Одна из важнейших традиций Пурима — Мишлоах Манот, когда друзьям посылают подарки. На Пурим предписывается оказывать благотворительность всем: «Кто бы ни протянул руку за милостыней в Пурим, — ему необходимо подать». Пурим — праздник безудержного веселья и карнавала. В Пурим можно то, чего нельзя в другие дни. Это единственный день в году, когда еврею не просто разрешается, но даже и предписывается выпить сверх меры. Это предписание кажется довольно странным: ведь отношение к пьянству всегда было в еврейском мире традиционно отрицательным. Между тем в этот день надо выпить так, «чтобы не отличать благословение Мордехаю от проклятия Аману». А чтобы не отличить благословение от проклятия, Амана от Мордехая, — это надо постараться, и выпить для этого надо действительно много.

  • Пейсах (Песах)

Величайшим событием еврейской истории стал Исход из Египта. Повсеместно евреи отмечают его праздником Пейсах в месяце нисане. В эти дни евреи собираются за пасхальным столом и проводят сейдер (седер) — пасхальную церемонию, вспоминают историю, полную лишений, страданий, ибо сказано, что «в каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как будто это он вышел из Египта», то есть пережить заново, обдумать и прочувствовать переход в состояние свободы. В этот день ни один еврей не должен чувствовать себя забытым и покинутым. Пейсах должен соблюсти достойно каждый. Традиция предписывает помогать нуждающимся деньгами и продуктами. Каждая еврейская семья должна дать или получить помощь.

  • День памяти

День памяти — национальный день траура по 14 тысячам евреев, павших в войнах Израиля и отдавших жизнь за его существование. Отмечается 4 ияра.

  • День независимости Израиля

14 мая 1948 года (5 ияра) в 16:00 Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль (государство Израиль). С тех пор 5 ияра отмечается День рождения еврейского государства — дома для всех евреев, где бы они ни находились. В Израиле праздник отмечается торжественными приемами и военным парадом.

  • Шавуот

Шавуот — праздник Дарования Торы (празднуется 6 сивана). Великое событие на горе Синай, когда Бог дает израильтянам Десять заповедей, отмечается евреями во время праздника Шавуот (Пятидесятница). Каждый человек, достигший религиозного совершеннолетия, повторяет для себя принятие Завета. В Шавуот читают книгу Рут (Руфь), в которой наряду с жизнеописанием семьи Элимелеха, присутствуют эпизоды жатвы, что говорит о сельскохозяйственных признаках этого праздника, помимо социально-исторических. Начало праздника совпадает с периодом жатвы ячменя и сбора первых плодов. В это время синагоги украшены цветами.

  • 9 Ава

В этот день произошло много трагических событий. Помимо прочих бед, в этот день были разрушены Первый и Второй Храм. Именно поэтому 9 ава отмечают постом и трауром. Согласно традиции, корнем несчастий этого дня считается история, произошедшая в первый год странствований евреев по пустыне уже после заключения союза со Всевышнем на горе Синай. послал разведчиков в Страну Обетованную. Вернувшись, они рассказали об увиденном: о стране, текущей молоком и медом, о прекрасных плодах этой земли. Однако посланцы не были рады — они были подавлены. Они чувствовали себя ничтожными и бессильными по сравнению с людьми, заселявшими обещанную землю. Народ не решился войти в страну, предназначенную ему Всевышним. Это было как раз в ночь на девятое ава.

  • (буквально «голова года»)

Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог размышляет о бренности человеческой жизни, кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник. Праздник Рош ха-Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук (бараньего рога) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:

  • рыбу — символ плодородия;
  • голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
  • морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
  • круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;
  • овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;
  • яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».
    • (Судный день)

    Йом-Кипур — день суда, когда Бог, анализируя поступки людей, решает их судьбу (10 тишрея). В молитвах человек просит у Бога прощения за все свои грехи в делах и мыслях. Но в Йом-Кипур прощаются грехи только против Всевішнего. Грехи против людей «Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа». Поэтому еврейская традиция предписывает начать покаяние задолго до праздника. Последняя трапеза перед праздником состоит из легкого обеда с куриным бульоном. В Судный день не едят и не пьют от заката солнца до вечера следующего дня. Служба в Йом-Кипур длится с утра до ночи с короткими перерывами. Талмуд считает Йом-Кипур счастливым днем, так как после него люди испытывают истинное духовное очищение. Сразу по окончании Йом-Кипура принято готовиться к празднику Суккот.

    • (Праздник кущей)

    В Торе сказано: «В шалашах живите семь дней, …чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». И сегодня в городах Израиля строят импровизированные шалаши (сукки), разжигают костры. В Торе сказано: «И возьмите себе в первый день плод этрога (цитрусового дерева), ветви пальмовые, отростки мирта и верб речных и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней». На седьмой день праздника синагогу обходят семь раз. Во время праздничного обхода синагоги каждый несет свой набор «арбаа миним» (четырех видов растений). Во время молитвы в синагоге произносятся благословения над этрогом, лулавом (пальмовая ветвь). Звучат слова благодарности Господу Богу за силы, здоровье, возможность трудиться на своей земле, создавая материальные условия для процветания. Но материальное не должно затмить духовное. Чтобы подчеркнуть тщетность накопления богатства, Тора велит еврею переселиться в сукку — шалаш, именно тогда, когда становится холодно и начинаются дожди. Суккот длится семь дней (15-21 тишрея). Шмини ацерес, непосредственно примыкающий к Суккоту, добавляет к празднику еще один день. В Шмини ацерес начинают молиться о дожде в Стране Израиля.

    Ханука — праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 г. до н.э. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника — Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней. В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней , начиная с 25 дня месяца Кислева. В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две и т.д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

    Еврейский календарь — ежегодный календарь евреев, официальный календарь в Израиле (наряду с григорианским). По этому календарю празднуют еврейские (иудейские) праздники, читают соответствующие части в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Календарь является лунно-солнечным, благодаря этому, каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Месяцы начинаются только в новолуние, как и еврейский Новый год. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны.

    Источник информации:

    • ru.wikipedia.org — статья о еврейском календаре.

    Более полную информамцию о еврейском календаре можно найти, перейдя по следующим ссылкам:

    • mjcc.ru — устройство еврейского календаря;
    • originweb.info — статья о еврейском календаре на научно-образовательном портале;
    • istok.ru — конвертер еврейских дат и калькулятор галахического времени.

    Календарь еврейских праздников на 2011 (5771/5772) — 2015 (5775/5776) года с описанием сущности каждого из них и того, как их традиционно отмечают.

    • Ту би-Шват (Новый год деревьев)

    Пятнадцатый день месяца шват. В этот день, называемый Новым годом деревьев, в Израиле обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Праздник отмечается посадкой деревьев, а праздничная трапеза состоит из фруктов и злаков, произрастающих на Земле Обетованной. Это — финики, оливы, виноград, гранаты и т.д. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же как и дерево, человек держится своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Истинная вера подобна корням: она интимна и никогда не выставляется напоказ. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети, плоть от плоти. Дерево естественно уподобить человеку, но его естественно уподобить и целому народу. Прекрасно древо еврейства. Вместе с иными деревьями оно образует сад человечества. Ту би-Шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

    Пурим — праздник в память о чудесном спасении евреев от жестокого замысла Амана, советника персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Персидский царь, избрав красавицу Эстер (Есфирь) — племяницу еврея Мордехая, сделал ее царицей. Когда Мордехай узнал, что советник царя Аман задумал истребить евреев Персии, он велел Эстер заставить царя отменить указ. Эстер устроила пир в честь царя. Растроганный царь пообещал выполнить любую волю Эстер. Она рассказала царю про замысел его советника, и Аман был повешан. А царем был издан указ, разрешающий евреям давать отпор каждому, посягнувшему на их жизнь и имущество. Пурим приходится на 14 адара, а в Иерусалиме и других старинных городах он празднуется на день позже. На утренней службе в синагоге в этот день читается свиток Эстер, а вечером на улицах и площадях устраиваются карнавальные шествия и шуточные представления — пуримшпили. Одна из важнейших традиций Пурима — Мишлоах Манот, когда друзьям посылают подарки. На Пурим предписывается оказывать благотворительность всем: «Кто бы ни протянул руку за милостыней в Пурим, — ему необходимо подать». Пурим — праздник безудержного веселья и карнавала. В Пурим можно то, чего нельзя в другие дни. Это единственный день в году, когда еврею не просто разрешается, но даже и предписывается выпить сверх меры. Это предписание кажется довольно странным: ведь отношение к пьянству всегда было в еврейском мире традиционно отрицательным. Между тем в этот день надо выпить так, «чтобы не отличать благословение Мордехаю от проклятия Аману». А чтобы не отличить благословение от проклятия, Амана от Мордехая, — это надо постараться, и выпить для этого надо действительно много.

    • Пейсах (Песах)

    Величайшим событием еврейской истории стал Исход из Египта. Повсеместно евреи отмечают его праздником Пейсах в месяце нисане. В эти дни евреи собираются за пасхальным столом и проводят сейдер (седер) — пасхальную церемонию, вспоминают историю, полную лишений, страданий, ибо сказано, что «в каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как будто это он вышел из Египта», то есть пережить заново, обдумать и прочувствовать переход в состояние свободы. В этот день ни один еврей не должен чувствовать себя забытым и покинутым. Пейсах должен соблюсти достойно каждый. Традиция предписывает помогать нуждающимся деньгами и продуктами. Каждая еврейская семья должна дать или получить помощь.

    • День памяти

    День памяти — национальный день траура по 14 тысячам евреев, павших в войнах Израиля и отдавших жизнь за его существование. Отмечается 4 ияра.

    • День независимости Израиля

    14 мая 1948 года (5 ияра) в 16:00 Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль (государство Израиль). С тех пор 5 ияра отмечается День рождения еврейского государства — дома для всех евреев, где бы они ни находились. В Израиле праздник отмечается торжественными приемами и военным парадом.

    • Шавуот

    Шавуот — праздник Дарования Торы (празднуется 6 сивана). Великое событие на горе Синай, когда Бог дает израильтянам Десять заповедей, отмечается евреями во время праздника Шавуот (Пятидесятница). Каждый человек, достигший религиозного совершеннолетия, повторяет для себя принятие Завета. В Шавуот читают книгу Рут (Руфь), в которой наряду с жизнеописанием семьи Элимелеха, присутствуют эпизоды жатвы, что говорит о сельскохозяйственных признаках этого праздника, помимо социально-исторических. Начало праздника совпадает с периодом жатвы ячменя и сбора первых плодов. В это время синагоги украшены цветами.

    • 9 Ава

    В этот день произошло много трагических событий. Помимо прочих бед, в этот день были разрушены Первый и Второй Храм. Именно поэтому 9 ава отмечают постом и трауром. Согласно традиции, корнем несчастий этого дня считается история, произошедшая в первый год странствований евреев по пустыне уже после заключения союза со Всевышнем на горе Синай. послал разведчиков в Страну Обетованную. Вернувшись, они рассказали об увиденном: о стране, текущей молоком и медом, о прекрасных плодах этой земли. Однако посланцы не были рады — они были подавлены. Они чувствовали себя ничтожными и бессильными по сравнению с людьми, заселявшими обещанную землю. Народ не решился войти в страну, предназначенную ему Всевышним. Это было как раз в ночь на девятое ава.

    • (буквально «голова года»)

    Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог размышляет о бренности человеческой жизни, кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник. Праздник Рош ха-Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук (бараньего рога) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:

  • рыбу — символ плодородия;
  • голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
  • морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
  • круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;
  • овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;
  • яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».
    • (Судный день)

    Йом-Кипур — день суда, когда Бог, анализируя поступки людей, решает их судьбу (10 тишрея). В молитвах человек просит у Бога прощения за все свои грехи в делах и мыслях. Но в Йом-Кипур прощаются грехи только против Всевішнего. Грехи против людей «Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа». Поэтому еврейская традиция предписывает начать покаяние задолго до праздника. Последняя трапеза перед праздником состоит из легкого обеда с куриным бульоном. В Судный день не едят и не пьют от заката солнца до вечера следующего дня. Служба в Йом-Кипур длится с утра до ночи с короткими перерывами. Талмуд считает Йом-Кипур счастливым днем, так как после него люди испытывают истинное духовное очищение. Сразу по окончании Йом-Кипура принято готовиться к празднику Суккот.

    • (Праздник кущей)

    В Торе сказано: «В шалашах живите семь дней, …чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». И сегодня в городах Израиля строят импровизированные шалаши (сукки), разжигают костры. В Торе сказано: «И возьмите себе в первый день плод этрога (цитрусового дерева), ветви пальмовые, отростки мирта и верб речных и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней». На седьмой день праздника синагогу обходят семь раз. Во время праздничного обхода синагоги каждый несет свой набор «арбаа миним» (четырех видов растений). Во время молитвы в синагоге произносятся благословения над этрогом, лулавом (пальмовая ветвь). Звучат слова благодарности Господу Богу за силы, здоровье, возможность трудиться на своей земле, создавая материальные условия для процветания. Но материальное не должно затмить духовное. Чтобы подчеркнуть тщетность накопления богатства, Тора велит еврею переселиться в сукку — шалаш, именно тогда, когда становится холодно и начинаются дожди. Суккот длится семь дней (15-21 тишрея). Шмини ацерес, непосредственно примыкающий к Суккоту, добавляет к празднику еще один день. В Шмини ацерес начинают молиться о дожде в Стране Израиля.

    Ханука — праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 г. до н.э. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника — Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней. В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней , начиная с 25 дня месяца Кислева. В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две и т.д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

    Для последователей иудаизма начинается один из самых интересных периодов года - череда осенних еврейских праздников, которые широко отмечаются как в государстве Израиль, так и в еврейских общинах по всему миру, в том числе и в России.

    А начинаются осенние праздники с еврейского Нового года - праздника Рош а-Шана .

    Когда отмечается праздник Рош-а-Шана в 2017 году

    Рош а-Шана празднуется в течение двух дней подряд в новолуние в начале осеннего месяца тишрей, который, приходится на сентябрь-октябрь. С Рош а-Шана начинается отсчет дней еврейского Нового года. Название «Рош а-Шана» в переводе с иврита означает «голова года».

    В 2017 году праздник Рош а-Шана приходится на 21 сентября и празднуется два дня. По еврейской традиции, празднование начинается вечером предыдущего дня после захода солнца. Таким образом, в 2017 году еврейский Новый год Рош а-Шана празднуется с вечера среды, 20 сентября, до вечера пятницы, 22 сентября.


    Согласно иудаизму, с праздником Рош а-Шана связаны следующие события:

    создание первых людей Адама и Евы ;

    Адам и Ева вкусили запретный плод, после чего были изгнаны из рая;

    Ной вышел из ковчега после окончания потопа;

    прародительницы евреев Сара, Рахиль и Ханна забеременели;

    во время жертвоприношения Авраама произошло чудесное спасение Исаака ;

    освобождение Иосифа из тюрьмы;

    евреи освободились от каторжного труда на строительстве пирамид во время египетского плена.


    Как празднуют Рош а-Шана

    Согласно еврейской религии, в этот день Создатель судит весь мир, определяя, кому какой выпадает жребий и сколько кому осталось жить.

    В начале праздника Рош а-Шана люди желают друг другу быть вписанным в «Книгу жизни», а затем после молитвы приступают к праздничной трапезе, во время которой принято обмакивать в мед круглый хлеб (халу), над которым было произнесено специальное благословение, а также кусочки яблок, чтобы наступающий год был полным и сладким. Традиционным фруктом на праздник Рош а-Шана также является гранат.

    Праздничные трапезы происходят не только дома, но и в синагогах по всему миру. Особенно широко праздник отмечается в Израиле.

    На Рош а-Шана принято дарить друг другу подарки. Также в этот день подарки получают и дети.

    Трубление в шофар

    Одной из важнейших заповедей праздника Рош а-Шана является предписание, чтобы каждый последователь иудаизма услышал звуки шофара (ритуального бараньего рога). Считается, что трубный звук шофара призывает верующих обратиться к богу и побуждает их совершать добрые дела.

    В течение праздника в шофар трубят несколько раз, чтобы его звуки услышало как можно больше верующих.


    Ташлих - освобождение от грехов

    Одна из необычных традиций праздника Рош а-Шана - обряд ташлих, который символизирует избавление от грехов уходящего года. Для исполнения этого обряда верующие собираются возле естественного водоема или реки, произнося специальные молитвы. Во время молитв они вытряхивают в воду крошки из карманов, символически отдавая свои грехи рыбам.

    Считается, что молитвы, богоугодные дела и соблюдение заповедей праздника могут помочь человеку получить хороший жребий на наступающий и последующий годы. С праздника Рош а-Шана начинаются десять дней молитв и покаяния, которые называются «Дни трепета» или «Дни раскаяния». Десятидневный молитвенный марафон завершается днем покаяния, который называется Йом-Кипур.

    Праздничные блюда на Рош а-Шана исторически несколько различались в зависимости от местности расселения евреев. Так, на Ближнем Востоке главным новогодним праздничным фруктом считается гранат, а в Восточной Европе, где жили евреи-ашкенази, и где гранаты, естественно, не росли, и их мало кто видел, на Рош а-Шана традиционным угощением были яблоки, которые обмакивали в мед для придания им большей сладости.


    Сегодня, вне зависимости от места проживания, все евреи на Рош а-Шана ставят на стол следующие блюда:

    яблоки, которые макают в мед - чтобы наступающий год был сладким и счастливым;

    гранат, множество зерен которого символизируют божьи заповеди;

    рыбу, как символ плодородия, которая подается во всех видах, но обязательно с головой, чтобы, как принято говорить, «быть во главе, а не в хвосте»;

    нарезанную кружками морковь, напоминающую по форме и цвету монеты - символ достатка, поскольку жребий на Рош а-Шана определяет, в том числе, благосостояние человека на весь будущий год;

    круглую сдобную булку-хала, которая может быть с изюмом - чтобы новый год был полным, сытным и сладким;

    овощи и фрукты во всех видах - чтобы наступающий год был урожайным.

    Еврейский календарь — ежегодный календарь евреев, официальный календарь в Израиле (наряду с григорианским). По этому календарю празднуют еврейские (иудейские) праздники, читают соответствующие части в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Календарь является лунно-солнечным, благодаря этому, каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Месяцы начинаются только в новолуние, как и еврейский Новый год. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны.

    Источник информации:

    • ru.wikipedia.org — статья о еврейском календаре.

    Более полную информамцию о еврейском календаре можно найти, перейдя по следующим ссылкам:

    • mjcc.ru — устройство еврейского календаря;
    • originweb.info — статья о еврейском календаре на научно-образовательном портале;
    • istok.ru — конвертер еврейских дат и калькулятор галахического времени.

    Календарь еврейских праздников на 2011 (5771/5772) — 2015 (5775/5776) года с описанием сущности каждого из них и того, как их традиционно отмечают.

    • Ту би-Шват (Новый год деревьев)

    Пятнадцатый день месяца шват. В этот день, называемый Новым годом деревьев, в Израиле обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Праздник отмечается посадкой деревьев, а праздничная трапеза состоит из фруктов и злаков, произрастающих на Земле Обетованной. Это — финики, оливы, виноград, гранаты и т.д. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же как и дерево, человек держится своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Истинная вера подобна корням: она интимна и никогда не выставляется напоказ. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети, плоть от плоти. Дерево естественно уподобить человеку, но его естественно уподобить и целому народу. Прекрасно древо еврейства. Вместе с иными деревьями оно образует сад человечества. Ту би-Шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

    Пурим — праздник в память о чудесном спасении евреев от жестокого замысла Амана, советника персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Персидский царь, избрав красавицу Эстер (Есфирь) — племяницу еврея Мордехая, сделал ее царицей. Когда Мордехай узнал, что советник царя Аман задумал истребить евреев Персии, он велел Эстер заставить царя отменить указ. Эстер устроила пир в честь царя. Растроганный царь пообещал выполнить любую волю Эстер. Она рассказала царю про замысел его советника, и Аман был повешан. А царем был издан указ, разрешающий евреям давать отпор каждому, посягнувшему на их жизнь и имущество. Пурим приходится на 14 адара, а в Иерусалиме и других старинных городах он празднуется на день позже. На утренней службе в синагоге в этот день читается свиток Эстер, а вечером на улицах и площадях устраиваются карнавальные шествия и шуточные представления — пуримшпили. Одна из важнейших традиций Пурима — Мишлоах Манот, когда друзьям посылают подарки. На Пурим предписывается оказывать благотворительность всем: «Кто бы ни протянул руку за милостыней в Пурим, — ему необходимо подать». Пурим — праздник безудержного веселья и карнавала. В Пурим можно то, чего нельзя в другие дни. Это единственный день в году, когда еврею не просто разрешается, но даже и предписывается выпить сверх меры. Это предписание кажется довольно странным: ведь отношение к пьянству всегда было в еврейском мире традиционно отрицательным. Между тем в этот день надо выпить так, «чтобы не отличать благословение Мордехаю от проклятия Аману». А чтобы не отличить благословение от проклятия, Амана от Мордехая, — это надо постараться, и выпить для этого надо действительно много.

    • Пейсах (Песах)

    Величайшим событием еврейской истории стал Исход из Египта. Повсеместно евреи отмечают его праздником Пейсах в месяце нисане. В эти дни евреи собираются за пасхальным столом и проводят сейдер (седер) — пасхальную церемонию, вспоминают историю, полную лишений, страданий, ибо сказано, что «в каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как будто это он вышел из Египта», то есть пережить заново, обдумать и прочувствовать переход в состояние свободы. В этот день ни один еврей не должен чувствовать себя забытым и покинутым. Пейсах должен соблюсти достойно каждый. Традиция предписывает помогать нуждающимся деньгами и продуктами. Каждая еврейская семья должна дать или получить помощь.

    • День памяти

    День памяти — национальный день траура по 14 тысячам евреев, павших в войнах Израиля и отдавших жизнь за его существование. Отмечается 4 ияра.

    • День независимости Израиля

    14 мая 1948 года (5 ияра) в 16:00 Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль (государство Израиль). С тех пор 5 ияра отмечается День рождения еврейского государства — дома для всех евреев, где бы они ни находились. В Израиле праздник отмечается торжественными приемами и военным парадом.

    • Шавуот

    Шавуот — праздник Дарования Торы (празднуется 6 сивана). Великое событие на горе Синай, когда Бог дает израильтянам Десять заповедей, отмечается евреями во время праздника Шавуот (Пятидесятница). Каждый человек, достигший религиозного совершеннолетия, повторяет для себя принятие Завета. В Шавуот читают книгу Рут (Руфь), в которой наряду с жизнеописанием семьи Элимелеха, присутствуют эпизоды жатвы, что говорит о сельскохозяйственных признаках этого праздника, помимо социально-исторических. Начало праздника совпадает с периодом жатвы ячменя и сбора первых плодов. В это время синагоги украшены цветами.

    • 9 Ава

    В этот день произошло много трагических событий. Помимо прочих бед, в этот день были разрушены Первый и Второй Храм. Именно поэтому 9 ава отмечают постом и трауром. Согласно традиции, корнем несчастий этого дня считается история, произошедшая в первый год странствований евреев по пустыне уже после заключения союза со Всевышнем на горе Синай. послал разведчиков в Страну Обетованную. Вернувшись, они рассказали об увиденном: о стране, текущей молоком и медом, о прекрасных плодах этой земли. Однако посланцы не были рады — они были подавлены. Они чувствовали себя ничтожными и бессильными по сравнению с людьми, заселявшими обещанную землю. Народ не решился войти в страну, предназначенную ему Всевышним. Это было как раз в ночь на девятое ава.

    • (буквально «голова года»)

    Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог размышляет о бренности человеческой жизни, кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник. Праздник Рош ха-Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук (бараньего рога) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:

  • рыбу — символ плодородия;
  • голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
  • морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
  • круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;
  • овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;
  • яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».
    • (Судный день)

    Йом-Кипур — день суда, когда Бог, анализируя поступки людей, решает их судьбу (10 тишрея). В молитвах человек просит у Бога прощения за все свои грехи в делах и мыслях. Но в Йом-Кипур прощаются грехи только против Всевішнего. Грехи против людей «Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа». Поэтому еврейская традиция предписывает начать покаяние задолго до праздника. Последняя трапеза перед праздником состоит из легкого обеда с куриным бульоном. В Судный день не едят и не пьют от заката солнца до вечера следующего дня. Служба в Йом-Кипур длится с утра до ночи с короткими перерывами. Талмуд считает Йом-Кипур счастливым днем, так как после него люди испытывают истинное духовное очищение. Сразу по окончании Йом-Кипура принято готовиться к празднику Суккот.

    • (Праздник кущей)

    В Торе сказано: «В шалашах живите семь дней, …чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». И сегодня в городах Израиля строят импровизированные шалаши (сукки), разжигают костры. В Торе сказано: «И возьмите себе в первый день плод этрога (цитрусового дерева), ветви пальмовые, отростки мирта и верб речных и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней». На седьмой день праздника синагогу обходят семь раз. Во время праздничного обхода синагоги каждый несет свой набор «арбаа миним» (четырех видов растений). Во время молитвы в синагоге произносятся благословения над этрогом, лулавом (пальмовая ветвь). Звучат слова благодарности Господу Богу за силы, здоровье, возможность трудиться на своей земле, создавая материальные условия для процветания. Но материальное не должно затмить духовное. Чтобы подчеркнуть тщетность накопления богатства, Тора велит еврею переселиться в сукку — шалаш, именно тогда, когда становится холодно и начинаются дожди. Суккот длится семь дней (15-21 тишрея). Шмини ацерес, непосредственно примыкающий к Суккоту, добавляет к празднику еще один день. В Шмини ацерес начинают молиться о дожде в Стране Израиля.

    Ханука — праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 г. до н.э. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника — Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней. В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней , начиная с 25 дня месяца Кислева. В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две и т.д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

    В 2017 году Рош Ха-Шана начинается 20 сентября с заходом солнца и длится два дня — по иудейскому летоисчислению праздник знаменует наступление 5778 года с момента сотворения мира.

    Рош Ха-Шана (Рош аШана, Рош хашана), который дословно в переводе с иврита означает "голова года", один из наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.

    В Рош Ха-Шана, по еврейской традиции, предопределяются судьбы и события всего следующего года.

    Время покаяния

    Новый год — один из важнейших еврейских праздников. Название Рош Ха-Шана впервые упоминается в Мишне (устная Тора), в которой этот праздник называется Йом Труа (напоминание о трубном звуке). Название Йом Труа связано с особой заповедью, приписанной этому празднику: издать трубный звук.

    В дни празднования в синагогах обязательно несколько раз трубят в шофар (духовой музыкальный инструмент из бараньего рога), вызывая верующих на Божественный суд и призывая к переосмыслению своих поступков, покаянию, доброте помыслов.

    Само слово шофар происходит от слов "исправление, улучшение". Традиция трубить в шофан продолжается уже не первое столетие, а сам рог обозначает овна, которого Авраам вместо своего сына Исаака принес в жертву Богу.

    Рош Ха-Шана символизирует шестой день сотворения мира - в этот день Всевышний создал прародителя человечества - Адама, который впоследствии нарушил запрет и был изгнан из Рая. С тех пор Бог в этот день творит суд над человечеством и определяет судьбы людей на следующий год.

    Евреи верят, в этот день на небесах решается — кто будет жить в достатке или же в лишениях, а кому суждено умереть. И молитвенные службы, которые обязательно проводятся в этот час, преисполненные покаяния и восхваления, должны повлиять на решение Творца.

    Поэтому в месяц элул, предшествующий Новому году, верующий должен покаяться, отчитаться в совершенных поступках, сказанных словах — в синагогах читают "слихот" — особые покаянные молитвы, и подготовиться к начинающемуся году. Но вера в то, что Господь желает своим детям лишь добра, превращает Рош Ха-Шана в настоящий праздник.

    Рош Ха-Шана — это время раскаяния и духовного возрождения, а также время принести свои извинения или попросить прощения. Сразу после праздника начинается десятидневный период, в течение которого можно исправить свой приговор. В эти дни принято желать друг другу "хорошего приговора".

    Завершается этот период постом — Днем искупления, который называется Йом Кипур.

    Судный день

    Йом Кипур — День искупления или Судный день, иудеи всего мира отмечают в десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря.

    Праздник, который в 2017 году выпадает на 30 сентября, напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад, во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне.

    Именно тогда евреи тяжко согрешили — создав золотого идола и поклоняясь ему. Разгневанный Бог хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.

    В еврейской традиции это самый важный из праздников, завершающий десять дней покаяния, во время которых решается судьба человека на год вперед. Эти дни отсчитываются от Рош Ха-Шана — еврейского Нового года.

    Традиции праздника

    Новый год, как и все другие еврейские праздники, начинается незадолго до захода солнца. Праздник приходит в дом с момента, когда хозяйка зажигает свечи.

    Глава семьи совершает "кидуш" (еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина), и все желают друг другу быть вписанным в "Книгу жизни".

    Затем приступают к праздничной трапезе, на которой едят "симаним" (знаки) — особый набор продуктов, каждый из которых символизирует пожелание — просьбу к Всевышнему, цель которых — начать Новый Год с добрых примет.

    Завершается трапеза благословением — благодарностью Господу за еду, за землю Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что ежедневно от Него получают.

    Особо торжественная служба проводится в синагоге утром, в течение которой несколько раз трубят в шофар, при этом все молящиеся должны вслушиваться в его звуки. В шофар не дуют, если служба в честь Рош Ха-Шана выпадает на Шаббат, поскольку игра на музыкальных инструментах попадает в категорию запретной "работы".

    В праздники, как и в субботу, в зал вносят свиток Торы и по нему читают места, посвященные Рош Ха-Шана, а вслед за этим — отрывок из Книг Пророков.

    Оба дня Рош Ха-Шана евреи ходят на службу в синагогу, слушают молитвы. Кроме того, во второй половине первого дня, по традиции, люди идут к проточному водоему и бросают в воду хлебные крошки, символизирующие грехи человека.

    Люди приветствуют друг друга, говоря просто "Шана Това" — "Хорошего вам года", или такой фразой, как "Лешана това, тикатев ветехатем" — "Дай Бог, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!".

    По традиции, в праздник все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки тем, кто живет далеко.

    Праздничные блюда

    В Рош Ха-Шана, во время первой (вечерней) трапезы соблюдают ряд обычаев, символизирующих желание удостоиться доброго Нового Года.

    В начале трапезы хлеб окунают в мед, а не в соль, как это делается на праздничных и субботних трапезах в течение всего года. Затем в мед окунают кусок яблока и произносят пожелание "сладкого года". Это символизирует желание, чтобы наступающий год был сладким и счастливым.

    По традиции, во время трапезы многие едят баранью голову - в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Исаака, или голову рыбы - чтобы в наступающем году "быть головой, а не хвостом".

    На праздничный стол подают овощи и фрукты во всех видах — чтобы наступающий год был урожайным. В том числе нарезанную кружками морковь, напоминающую по форме и цвету монеты — символ достатка, поскольку в Рош Ха-Шана определяется и благосостояние человека на весь будущий год.

    Ни одно застолье не обходится и без граната, вкушая зернышки которого люди говорят: "Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната".

    Есть и другие обычаи — как правило, они основаны на созвучии названий кушаний со словами, выражающими что-либо хорошее.

    В этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание "полного", счастливого года, так как любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим и "сладким".

    Материал подготовлен на основе открытых источников