2 склонение в русском языке. Склонение имён существительных. Суффикс -оночек, -еночек

Конспект урока по русскому языку в 4-А классе

Тема урока: « 2-е склонение имён существительных».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения.

Задачи урока:

Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.

Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.

Планируемые УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;

регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных; развиваем мыслительную деятельность;

коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

личностные: выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Межпредметные связи: литературное чтение

Формы деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная.

Ресурсы урока: доска, мл. ноутбук, проектор, презентация, учебник для 4 класса "Русский язык" I ч. В.П.Канакина, рабочие тетради; толковый словарь, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

Сколько падежей в русском языке? (6)

Повернитесь друг к другу и начиная с 1 варианта перечислите все падежи с падежными вопросами. (спросить 1 ученика)

С какой темой познакомились на прошлом уроке?

Что нового вы узнали на прошлом уроке?(Имена сущ. бывают 1,2,3 склонения) --С каким склонением познакомились? (1 скл. имён сущ)

Какие сущ. относятся к 1 склонению? Что такое склонение? Что значит просклонять существительное?

Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока.

Рассмотрите таблицу.

И. п.

юноша, семья

дождь, лето

Р. п.

юноши, семьи

дождя, лета

Д. п.

юноше, семье

дождю, лету

В. п.

юношу, семью

дождь, лето

Т. п.

юношей, семьёй

дождём, летом

П. п.

о юноше, о семье

о дожде, о лете

Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)

Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Юноша, семья.)

К какому склонению они относятся? (К 1-му.)

Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)

Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе .)

Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.)

- К какому склонению относятся эти существительные? Как вы думаете ? (Ответы детей.).

- Сформулируйте тему урока? (Тема урока: Второе склонение имён сущест.)

- Назовите цели урока? Чему должны научиться?

(Цель урока: Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.)

3. Работа по теме урока

Познакомить с существительными 2 склонения.

Работа по учебнику

Упр. 162 (с. 93).

Прочитайте пары слов.

Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.) Чем они отличаются? (Они разного рода.) Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.)

У каких существительных нулевое окончание? (У существительных мужского рода.)

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Какие существительные мы записали при выполнении упражнения? (Существительные 2-го склонения.) Какие существительные относятся ко 2 склонению? Сравните с выводом учебника.

4. Физкультминутка.

5.З акрепление материала

Упр. 163 (с. 93). Рассмотрите образец.

Назовите грамматические признаки первого слова в паре. ()то имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)

Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -о.)

Что вы можете сказать о втором слове? (Это однокоренное слово.)

Назовите грамматические признаки этого имени существительного. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)

Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -е.)

(Комментированное письмо.)

6 . Словарная работа.

- Какие слова проиллюстрированы? (Горох, телефон.) Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова из словаря.)

Подчеркните в них непроверяемые орфограммы. Разберите по составу слово горох.

Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов?

( Чередуются согласные ж//ш.)

7. Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала

Выпишите имена существительные второго склонения.

I вариант

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клён, вратарь, трамвай.

II вариант

Костёр, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолёт, базар, молодёжь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

Включение в систему знаний и повторений

8.Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 94).

Прочитайте стихотворение.

Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)

Какие ещё слова выделены в стихотворении?

Найдите в толковом словаре значение этих слов. (Сервиз - полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд - ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)

Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка, самооценка. Далее несколько учеников зачитывают предложения с однородными членами, класс оценивает. На данном этапе урока можно использовать школьный толково- этимологический словарик.)

9.Рефлексия

10.Домашнее задание

упр.165, с.94 выучить правило.

Конспект урока в 3 классе по программе Л.В. Занкова

(учебник А.В.Поляковой).

Тема: Существительное 2 склонения мужского рода с нулевым окончанием.

Цели:

    Образовательные:

Учить детей определять твердое и личное склонение существительных мужского рода.

Знакомство с новым словарным словом.

Расширение словарного запаса и кругозора детей.

2. Развивающие:

Развитие умения и желания учиться на основе знания своих границ знания и незнания.

Развитие умения целеполагания.

Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

а) синтез: при формулировки памятки.

б) анализ: при выяснении состава слова.

Развитие речи детей при работе со словарным словом и при ответах на вопросы.

3. Воспитательные:

Воспитание аккуратности при чистописании.

Воспитание умения слушать друг друга.

Ι. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Ι Ι.Чистописание

Ом ем омо

Прочитайте. Что общего вы заметили? Каким будет следующее соединение?

- еме

Напишите.

ΙΙΙ. Словарно - орфографическая работа.

На доске: ка ртина

ло пата

со лома

а вто мобиль

за кат

бо лото

Прочитайте. Спишите. Вставьте пропущенную букву. Что это за слова?

Проверьте, так ли у всех получилось.

ΙV. Постановка учебной задачи.

На какие группы можно разделить эти слова?

- По склонениям.

Актуализация знаний о 2-х типах склонений, об их признаках.

Каких склонений встречаются слова?

1 склонение 2 склонение

Картина Автомобиль

лопата закат

солома болото

По каким признакам вы узнали, что это 1 склонение?

- существительные женского рода, единственного числа с окончанием – а, -я.

По каким признакам определили, что это 2 склонение?

- существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е .

Какой вопрос вы мне хотите задать?

Итак, тема урока: Существительные 2 склонения мужского рода с нулевым окончанием.

Просклоняем слова.

И. п. закат автомобиль

Р. п. заката автомобиля

Д.п. закату автомобилю

В.п. закат автомобиль

Т.п. закатом автомобилем

П.п. о закате об автомобиле

Что общего в этих словах?

- 2 скл., м.р., нулевое окончание

А чем они различаются?

- окончаниями в Р.п., Д.п., Т.п.

Что заметили?

- окончания разные.

Какой вопрос вы мне хотите задать?

- Почему окончания разные, от чего это зависит? (это вопрос задачи)

На этот вопрос мы с вами сегодня будем отвечать.

Что влияет на написание окончаний?

- Характер основы.

Выделите основу. Что вы заметили? Сравните. Чем отличаются?

- В слове закат - основа заканчивается на твёрдый.

В слове автомобиль - основа заканчивается на мягкий.

Влияет ли характер основы на выбор окончания? (решение учебной задачи)

Если основа существительного мужского рода 2 склонения ед. ч. оканчивающаяся на мягкий, то пишется в окончании буквы е, ю, я и относятся к мягкому типу склонения.

Если основа существительного мужского рода 2 склонения ед. ч. оканчивающаяся на твёрдый, то пишется в окончании буквы о, а, у и относятся к твёрдому типу склонения.

На мягкий е, ю, я.

На твёрдый о, а, у.

Какие буквы пишутся в окончании существительного мужского рода 2 склонения, если основа оканчивается на твёрдую/мягкую основу?

Сколько типов склонения у 2 типа склонения?

Почему, если основа оканчивается на твёрдый согласный, то пишутся буквы а, о, у?

От чего зависит выбор букв?

От характера основы, от падежа, типа склонения.

V. Составление памятки.

Какие действия нужно сделать, чтобы правильно написать окончание?

    Определяю род.

    Определяю число.

    Определяю склонение.

    Определяю падеж.

    Выделяю основу.

    Выделяю окончание.

VΙ. Отработка памятки.

А сейчас мы потренируемся.

Упр. 367- репрод. упр-е.

Я утверждаю, что все эти слова имеют твёрд. основу.

ноябрь – мягк. основу.

VΙΙ. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

С чем познакомились?

С какими видами 2 склонения мы познакомились?

VΙΙΙ. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите упр. 366.

Как правильно: бухгалтеры, или бухгалтера, токари или токаря, договоры или договора.

В именительном падеже множественного числа существует трудность выбора окончаний ( ) или ( ) .

Существительные мужского рода в большинстве своём имеют в именительном падеже множественного числа окончание ( ): завод ы , кон и . Однако целый ряд существительных в этом случае оканчиваются на ударное ( ) :адрес а , кра я . В наши дни рост форм на ( ) интенсивно продолжается. Однако употребление некоторых из них в литературной речи ненормативно. При наличии варианта() –() первые сохраняют разговорный или даже просторечный характер.

При выборе одного из вариантов нужно принимать во внимание целый ряд факторов. Главные из них следующие.

    Структура слова и место ударения: окончание -а (-я) имеют, как правило, односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: л е с – лес а , вечер – вечер а ; к окончанию-ы (-и) тяготеют многосложные (и некоторые трехсложные) слова с ударением на среднем слоге:библиот е карь- библиот е кари. Формы на()предпочитают и слова с ударением на конечном слоге:догов о р – догов о ры (не договора!), бокс е р- бокс е ры.

    Происхождение слова: слова французского происхождения (с ударными суффиксами-ер/-ёр ) и слова латинского происхождения (на-тор ), обозначающие неодушевлённые предметы, имеют в одном случае (): директора, профессора , а в других-ы (-и) :авторы, инструкторы. Формы на() образуются от слов широкого распространения, утративших книжный характер, а формы на() остаются в словах, сохраняющий книжный оттенок:доктор а , но лектор ы .

    Стилистическая дифференциация: при наличии дублетных форм следует отграничивать нормативные для современного общелитературного языка, свойственные книжной, преимущественно письменной речи форм на(), от устноразговорных, просторечных или профессиональных, иногда с оттенком устарелости, форм на():бухгалтер а , выбор а , договор а , шофер а , гроб а .

Варианты с окончанием -а (-я) широко распространены в речи, однако следует помнить, что часто они являются фактами просторечия и недопустимы с точки зрения языковых норм, например: бухгалтера, термоса, приговора. Некоторые слова с окончанием -а/-я допустимы только в разговорной или профессиональной речи (например, компрессора, договора, рапорта), а в более официальной ситуации общения следует употреблять вариант с -ы/-и (компрессоры, договоры,рапорты).

С ударяемым окончанием -а (-я) употребляются:

веера, директора, доктора, профессора,

катера, клевера, корма, короба, кузова,

невода, отпуска, паспорта, стога,

сторожа, флигеля, хлева, шомпола,

штабеля, штемпеля, якоря, ястреба .

С неударяемым окончанием ( ) употребляются:

выборы, договоры, приговоры, почерки,

инженеры, шоферы, бухгалтеры, редакторы,

лекари, лекторы, корректоры, конюхи,

тракторы, порты, прииски, фронты ,клапаны.

Равноправные варианты имеют слова:

слесаря и слесари, пекаря и пекари, цеха и цехи,

инспектора и инспекторы, фельдшера и фельдшеры .

Различаются по смыслу формы:

корпуса (войсковые соединения) – корпусы (туловища);

образа (иконы) –образы (литературно-художественные);

повода (поводья) –поводы (побуждения);

пояса (часть одежды) –поясы (часовые);

учителя (преподаватели) –учители (идейные);

соболя (меха) –соболи (животные) и др.

Окончания существительных в родительном падеже множественного числа

В современном литературном языке наибольшее количество вариантов окончаний имеют существительные в родительном падеже множественного числа .

1. Существительные мужского рода 2-го склонения

Как правильно: ящик помидор или ящик помидоров, трое болгар или трое болгаров, без погон или без погонов, десять гектар или десять гектаров

Для большинства существительных мужского рода 2-го склонения стандартными окончаниями в данной форме являются -ов/-ев , если основа заканчивается твердым нешипящим согласным или (апельсин апельсинов, улей ульев), и -ей , если основа заканчивается мягким или шипящим согласным (рубль рублей, мяч мячей).

Некоторые существительные в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание. Эти существительные относятся к следующим смысловым группам.

1 . Названия некоторых народов, национальностей, племен, жителей местности. Формы с нулевым окончанием являются нормативными вследующих случаях: англичане (много кого?) англичан, армяне армян, башкиры башкир, болгары болгар, грузины грузин, лезгины лезгин, молдаване молдаван, осетины осетин, румыны румын, татары татар, турки турок, хазары хазар, цыгане цыган. Иногда правильными являются оба варианта окончания: карелы карел и карелов, буряты бурят ибурятов, туркмены туркмен и туркменов. В остальных случаях следует употреблять только окончание -ов или -ей : венгры венгров, калмыки калмыков, узбеки узбеков, таджики таджиков, якуты якутов, чуваши чувашей, чукчи чукчей и т.д. Названия жителей, образованные от географических названий и в именительном падеже множественного числа оканчивающиеся на -ане , в родительном падеже следует употреблять с нулевым окончанием: киевляне киевлян, хабаровчане хабаровчан и т.д.

    Названия некоторых парных предметов (преимущественно обуви и элементов одежды). Запомните: ботинки (без чего?) ботинок, бутсы бутс, валенки валенок, мокасины мокасин, погоны погон, сапоги сапог, чулки чулок, эполеты эполет. Иногда употребляются оба варианта окончания: боты ботов и допустимо бот; кеды кедов и допустимо кед; унты унт и унтов. В ряде случаев правильным является только окончание -ов : гольфы гольфов, клипсы клипсов.

    Название лиц по принадлежности к воинским соединениям . В современной речи многие из слов этой группы перешли в пассивный словарь:гардемарин, гренадер, гусар, драгун, кирасир, кадет, улан; сюда же относятся формы солдат, субмарин, партизан, янычар .

4. Названия единиц измерения. Варианты с нулевым окончанием являются допустимыми, если эти слова употребляются в сочетаниях с числительными, например: двести вольт, десять ампер, пять микрон и т.д. В остальных сочетаниях более грамотным является употребление окончания -ов/-ев : состоит из амперов, подсчет ваттов, вычисление вольтов и т.д. Для слов килограммы и граммы в родительном падеже множественного числа предпочтительным вариантом является окончание -ов (учёт килограммов, граммов). Формы с нулевым окончанием допустимы в сочетании с числительными в разговорной и профессиональной речи (двести килограмм, пятьсот грамм). Слово гектары рекомендуется употреблять только с окончанием -ов (гектаров).

Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

Первое склонение

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а , –я в именительном падеже.
Пример: весточка , яблоня , юноша .

Второе склонение

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.

Пример: ученик , герой , звено , сердце .

Третье склонение

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площадь , ель.

Существительные женского рода, единственного числа в именительном падеже, которые оканчиваются на шипящий звук, пишутся с мягким знаком на конце слова.

Пример: ночь, брош ь, рож ь .

Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определяем склонение.

Например:

Суббота – она, моя – существительное женского рода с окончанием –а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения .

Яблоко – оно, мое – существительное среднего рода с окончанием –о в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения .

Радость – она, моя – существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения .

Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Например:

1-е склонение

ИП рекá – рéчка

РП реки – рéчки

ДП рекé – рéчке

ВП реку – речку

ТП рекой – речкой

ПП о реке – о речке