Разряды причастий. Обучающие диктанты. Образование причастий Разряды причастий

В русском литературном языке выделяются, как известно, следующие группы причастий:

1) действительного залога настоящего времени (ведущий, спящий);

2) действительного залога прошедшего времени (отдавший, сходивший);

3) страдательного залога настоящего времени (отдаваемый, сносимый);

4) страдательного залога прошедшего времени (убранный, забит, положено).

Причастия названных групп имеют различную употребитель- ность в разных стилях литературного языка. Причастия первых трех групп характерны для кодифицированного литературного языка, письменной речи, причастия четвертой группы употребляются также в разговорном языке.

Говорам вообще не свойственны причастия настоящего времени как действительного, так и страдательного залога. Употребляемые здесь соответствующие образования представляют собой, как правило, формы либо субстантивированные (управляющий, заведующая), либо адъективированные (ср.: родимая земля, т.е. ‘плодородная’, незнаемый человек, т.е. ‘незнакомый’). Причастия прошедшего времени действительного залога в целом по говорам употребляются сравнительно редко. Таким образом, данный разряд форм глагола представлен в говорах почти исключительно страдательными причастиями прошедшего времени.

Для общей характеристики причастий в говорах существенны две особенности их функционирования, одна из которых относится ко всем говорам, другая - только к определенной их части:

1) в отличие от литературного языка, где полные формы всех причастий выступают обычно в атрибутивной функции, для говоров характерно предикативное употребление причастий прошедшего времени в полной форме: он недавно и похороненный; он был взятый в армию; муж и сын - оба погибшие;

2) в части севернорусских и среднерусских говоров краткие страдательные причастия характеризуются тенденцией превращения в неизменяемые формы (.малина собрано; ямы нарыто).

Русская диалектология / Под ред. Касаткина Л.Л. - М., 2005 г.

Причастие в русском языке по сей день является предметом дискуссии языковедов: одни считают, что причастие - это особая форма глагола , другие считают, что причастие - это отдельная самостоятельная часть речи .

Исходя из этого, причастие - это особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая указывает на признак предмета относительно действия, объединяет в себе характеристики и глагола, и прилагательного , и отвечает на вопрос «какой?» (какая? какое? какие?) . Как и имя прилагательное, причастие согласуется с именем существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

Начальная форма причастия (как и у прилагательного) - это форма единственного числа, мужского рода в именительном падеже: летевший, стоявший, бежавший.

Морфологические признаки причастия.

1. Причастие неразрывно связано с глаголом , так как образуется от него, поэтому перенимает от глагола такие его признаки :

Переходность;

Возвратность.

2. Несмотря на схожесть по признакам с глаголом , причастия не имеют формы будущего времени. Форму настоящего времени имеют только причастия, которые образованы от глаголов несовершенного вида: читать (несовершенный вид) - читающий (настоящее время), читавший (прошедшее время); прочитать (совершенный вид) - прочитавший (прошедшее время).

3. От имени прилагательного причастие имеет следующие признаки :

Возможность изменяться по родам (в ед.ч), числам и падежам: летящий, летящая, летящего, летящему;

Способность согласовываться с именем существительным в числе, роде и падеже: думающий старец, использованная возможность, вскипевшее молоко;

Как и качественные прилагательные, страдательные причастия имеют не только полную, но и краткую форму : прочитанный - прочитан, доделанный - доделан.

Разряды причастий.

По лексическому признаку выделяют два разряда причастий: действительные причастия и страдательные причастия .

  • Действительные причастия - причастия, которые обозначают признак действия, совершаемого предметом, объектом или лицом, о котором идёт речь в предложении (тексте):

Читающий человек всегда будет на шаг впереди того, что читать не любит.

  • Страдательные причастия - это причастия, которые указывают на признак, появляющийся у предмета, лица или объекта под воздействием другого предмета:

Спетая артистом песня - песня, которую спел артист, срубленное дровосеками дерево - дерево, которое срубили дровосеки.

Особенности страдательных причастий.

  1. Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанная книга - книга прочитана; просмотренный фильм - фильм просмотрен.
  2. Страдательные причастия можно образовать только от переходных глаголов: смотреть фильм - просмотренный фильм; слушать музыку - прослушанная музыка.
  3. Словосочетания со страдательными причастиями могут распространяться местоимением или существительным, которые являются субъектом действия: написанный (кем?) студентом реферат; приготовленная (кем?) девушкой лазанья.

Синтаксическая роль причастия в предложении.

Причастия , как и прилагательные , могут выступать в предложении в роли определения или :

Природа выглядела уснувшей до весны (составное именное сказуемое). Я взяла с полки уже не раз прочитанную книгу (определение).

Причастия краткой формы также выступают в роли составного именного сказуемого :

Книга прочитана мною за 3 часа.

План и образец морфологического разбора причастия.

Морфологический разбор причастия осуществляются по следующему плану:

1) Часть речи;

2) Начальная форма;

3) Разряд причастия;

4) Признаки глагола: вид, возвратность, время;

5) Признаки прилагательного: полная или краткая форма (для страдательных причастий), число, род, падеж;

6) Каким членом предложения выступает?

Пример . Наш дом был построен всего за полгода.

Построен - причастие, указывает на признак объекта по действию, отвечает на вопрос «какой?»; н.ф. - построенный; страдательное, совершенный вид, невозвратное, прошедшее время; краткая форма, единственное число, мужской род; в предложении выступает в роли сказуемого.

Русский язык располагает несколькими разновидностями причастий. Переходные глаголы имеют причастия действительного и страдательного залога. Причастия действительного залога обозначают признак предмета, создаваемый деятельностью самого предмета: ученик, читающий стихотворение. Причастие страдательного залога обозначает признак, который создается действием над предметом со стороны другого деятеля: стихотворение, читаемое учеником. Страдательные причастия характеризуют объект действия, чем и объясняется, что они образуются от переходных глаголов, имеющих объект. Только несколько глаголов, управляющих другими падежами, со значением, близким к объекту, имеют страдательное причастие: управлять самолетом -- самолет, управляемый опытным пилотом; руководить учреждением -- учреждение, руководимое Николаевым; такие слова, как зависимый, угрожаемый, перешли в прилагательные и не употребляются как страдательные причастия. Непереходные глаголы без частицы - ся образуют причастия, морфологически однородные с действительными: растущий, росший, бегущий. бежавший. Эти причастия не имеют соотносительных причастий страдательного залога. Обычно их по морфологической структуре присоединяют к действительным причастиям в широком понимании этого термина, иногда обе эти группы называют н е - страдательными причастиями, выделяя среди них собственно причастия действительного залога (моющий пол, возвращающий книгу). Глаголы с частицей -ся образуют причастия с этой же частицей, в остальном совпадающие в морфологическом отношении с группой нестрадательных причастий: умывающийся, расположившийся, смеявшийся. Как и в других глагольных формах, флексии этих причастий находится перед частицей -ся: круживш-ий-ся круживш-ая-ся, круживш-ее-ся, круживш-его-ся и т. д., при этом в отличие от глагольных форм частица - ся во всех формах (и после гласных) сохраняет гласный. По своему значению эти причастия вполне соответствуют всем разрядам глаголов с частицей - ся. Причастия в связи с имеющейся у них категорией времени делятся на причастия настоящего времени: поющий, встречающийся, читаемый -- и причастия прошедшего времени: певший, встречавшийся, читанный. Причастия настоящего времени имеются только у глаголов несовершенного вида и отсутствуют у глаголов совершенного вида, не имеющего настоящего времени. Значение времени у причастия настоящего времени в основном соответствует значению форм настоящего времени изъявительного наклонения; так, они выражают конкретные действия, происходящие в момент речи: рисующие дети (дети рисуют); обычно или всегда совершающиеся действия: выразительно читающий ученик (ученик выразительно читает). Причастия прошедшего времени обозначают действия, относимые к прошлому, с оттенками, вносимыми принадлежностью к несовершенному и совершенному виду: класс приветствует выступавшего (выступившего) на олимпиаде товарища. Причастия будущего времени в русском языке отсутствуют, вследствие чего определительные придаточные предложения имеют параллельные им причастные обороты только в прошедшем и настоящем: лектор, который делал доклад (= делавший). Лектор, который делает доклад (= делающий), но только: лектор, который будет делать доклад. Отдельные глаголы имеют неодинаковое количество причастий. Ограничения в образовании причастий связаны с различиями глаголов в отношении переходности и вида. Непереходные глаголы, не имея объекта действия, не образуют страдательных причастий; глаголы совершенного вида, не имея объекта действия, не образуют страдательных причастий настоящего времени. Таким образом, от одного глагола самое большее образуется четыре причастия, но может быть образовано и два, и одно. От глаголов всех разрядов образуется только нестрадательное причастие прошедшего времени. Итак, академик В.В. Виноградов выделяет 2 типа причастий: страдательные и нестрадательные. Существуют различные взгляды на классификацию причастий.

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).

Разряды причастий

Обучающие диктанты

1. Зевс Олимпийский — одно из чудес света

Величаво восседал Зевс на своём роскошном троне. В правой руке он держал маленькую фигурку крылатой богини Ники, которая, казалось, только что слетела с вершины Олимпа. Левой рукой он опирался на жезл, украшенный фигурой священного орла. На голове Зевса сиял золотой венец из ветвей масличного дерева. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо. Через обнажённый торс был перекинут золотой плащ, украшенный изображениями лилий, звёзд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами. Голова, торс, руки Зевса и фигура Ники были сделаны из слоновой кости.

Всё остальное: венец, одежда, сандалии Зевса, священный орёл, венок Ники — из чистейшего золота. (АДомашнее, Т. Дроздова.)

(112 слов. Прописная буква. Приставки. Однородные члены после обобщающего слова.)

Задание Выпишите сочетания причастий с определяемыми словами. Укажите все морфологические признаки причастий. От каких глаголов они образованы? Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Для справок. Торс — туловище человека.

2. Чрево Москвы

Охотный ряд получил своё название ещё в те времена, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками.

Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара, стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками, наполненными разнообразными продуктами. Ходили охотники, обвешанные утками, тетёрками, зайцами. У баб из корзин торчали головы кур и цыплят, в мешках визжали поросята, которых продавцы, вынимая из мешка, чтобы показать покупателю, непременно поднимали над головой, держа за связанные задние ноги. На мостовой перед палатками сновали пирожники, блинники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле. Сбитенщики разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напиток, согревавший извозчиков и служащих, замерзавших в холодных лавках. (В. Гиляровский.)

(107 слов. Суффиксы существительных. Наречия. Причастные обороты.)

Задание Обозначьте суффиксы причастий и укажите, от каких глаголов они образованы. Подчеркните причастные обороты. Укажите условия их обособления.

Контрольный диктант

В два часа ровно коляска, запряжённая шестью лошадями, въехала во двор и покатилась около густо-зелёного дернового круга. Старый Берестов взошёл на крыльцо с помощью двух лакеев Муромского. Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошёл в столовую, где стол был уже накрыт. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец и повёл по дорожкам, тщательно выметенным и усыпанным песком. Старый Берестов внутренне жалел о потерянном труде и времени на столь бесполезные прихоти, но молчал из вежливости. (А. Пушкин.)

(87 слов. Приставки. Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корнях. Суффиксы причастий. Причастные обороты.)

Краткие причастия

Обучающие диктанты

Не все огороды на селе строги, деловиты, незыблемы. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозяина, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о её характере и сноровке.

У хорошей хозяйки огород что светлица. Грядки к грядкам ровненькими нарядными половиками расстелены. Морковные гряды присыпаны опилками, чтобы тля всякая не портила, и поднимаются сдобными пирогами. Борозды меж гряд глубокие, всё посажено к месту, всё рядком да ладком. Если овощи водолюбивы, то посажены поближе к воротцам; а которые от дождя вырастут, те — подальше, чтоб не мять их лишний раз, не топтать зря землю и борозды. (По В. Астафьеву.)

(90 слов. Удвоенные согласные. Приставки. Звонкие согласные перед глухими. Падежные окончания. Тире в неполном предложении.)

Задание Найдите причастия в краткой форме, определите их синтаксическую функцию. Обозначьте орфограмму "Н в кратких страдательных причастиях".

5. Мавзолей в Галикарнасе — одно из семи чудес света

Представьте себе огромную ступенчатую пирамиду, сделанную из роскошного белоснежного мрамора, расположенную на широком прямоугольном возвышении. Представьте также, что пирамида примерно на половине своей высоты рассечена горизонтальной плоскостью, её верхняя часть приподнята, и между обеими частями встроен греческий храм. Таким образом, низ пирамиды служит как бы громадным цоколем, а верх её — пирамидальной крышей.

Нижняя часть, состоящая из двадцати трёх широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестницей, ведущей со всех четырёх сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святилище храма и несли его пирамидальную крышу. На самом её верху стояла изваянная Пифием громадная каменная квадрига — колесница, запряжённая четвёркой лошадей. Она была пуста... Это означало, что управляющего квадригой в этом мире больше нет, что он уже находится в царстве теней.(По А. Домашневу, Т. Дроздовой.)

(123 слова. Приставки. Гласные после шипящих и ц. Сложные прилагательные. Буквы нн вприлагательных. Числительные. Причастные обороты.)

Задание Подчеркните краткие страдательные причастия, определите их синтаксическую функцию. Выпишите сочетания существительных с полными страдательными причастиями и трансформируйте их в сочетания с краткими страдательными причастиями. Что при этом изменилось у причастий?

нн в причастиях и прилагательных

Обучающие диктанты

6. Спасённый скворец

Однажды балованный кот кабатчицы, хитрый сластёна и подхалим, дымчатый, золотоглавый любимец всего двора, притащил из сада скворца. Бабушка отняла измученную птицу и стала упрекать кота: «Бога ты не боишься, злодей подлый!»

Скворцу, отнятому у кота, бабушка отрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу, начала учить её говорить. (По М. Горькому.)

(54 слова. Приставка при-. Безударные гласные в корнях. Суффиксы существительных и прилагательных.)

Задание Обозначьте орфограмму "ни в причастиях и отглагольных прилагательных". От каких глаголов образованы эти слова? Определите род существительного сластёна в тексте.

7. Игральная комната

Детские комнаты в доме графа Листомирова располагались на южную сторону и выходили в сад. В одной из комнат вся южная часть стен была заставлена игрушками.

Пёстрые английские раскрашенные тетрадки и книжки, кроватки с куклами, картинки, комоды, маленькие кухни, фарфоровые сервизы, овечки и собачки на катушках обозначали владения девочек. Столы с оловянными солдатами, картонная тройка серых коней, с глазами страшно выпученными, увешанная бубенчиками и запряжённая в коляску, большой белый козёл, казак верхом, барабан и медная труба обозначали владения мальчиков. Комната эта так и называлась игральной.

В среду, на Масленицу, в игральной комнате было особенно весело. (Д. Григорович.)

(94 слова. Приставки. Суффиксы существительных и глаголов.)

Задание Обозначьте орфограмму «нн в причастиях и прилагательных». Определите, как образованы слова с этой орфограммой.

8. Родники

Некоторые родники были очень сильны и вырывались из середины горы, другие били и кипели у её подошвы, некоторые находились на косогорах и были отделаны деревянными срубами с крышей. В срубы были вдолблены широкие липовые колоды, наполненные такой прозрачной водой, что казались пустыми. Вода по всей колоде переливалась через край, падая по бокам стеклянною бахромой. Я видел, как приходили крестьянки с вёдрами, оттыкали деревянный гвоздь, находившийся в конце колоды, подставляли ведро на большие каменные плиты под струю воды. В одну минуту оба ведра были наполнены. (По С. Аксакову.)

(84 слова. Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных. Причастный оборот. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму «нн в причастиях и прилагательных». Определите, от каких основ образованы слова с этой орфограммой.

Проверочные диктанты

9. Лубянская площадь

Огромный двор был застроен оптовыми лавками, где торговали сезонным товаром: весной — огурцами и зеленью, летом — ягодами, осенью — плодами, а зимой — мороженой рыбой и круглый год — живыми раками, которых привозили с Дона в огромных плетеных корзинах.

Когда-то, ещё в крепостные времена, на Лубянской площади появился деревянный балаган с немудрёным зверинцем и огромным слоном. Вдруг по весне слон взбесился, вырвал из стены брёвна, к которым был прикован цепями, и начал разрушать здание, победоносно трубя и нагоняя страх на окружившие площадь толпы народа. Слон, раздражённый криками толпы, старался вырваться. Пришлось вмешиваться полиции.

Теперь на этом месте находится Политехнический музей. (По В. Гиляровскому.)

(100 слов. Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных. Глаголы на ться. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму «Н и нн в причастиях и прилагательных». Определите, как образованы слова с этой орфограммой.

10. Изумрудный город

На следующее утро, после нескольких часов пути, друзья увидели на горизонте слабое зелёное свечение. «Это, должно быть, Изумрудный город», — сказала Элли.

По мере того как они шли, сияние становилось ярче и ярче, но только после полудня путники подошли к высокой каменной стене ярко-зелёного цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами, сверкавшими так ярко, что они ослепляли даже нарисованные глаза Страшилы. У этих ворот кончалась дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, которая так много дней верно вела их и наконец привела к долгожданной цели.

У ворот висел колокол. Элли дёрнула за верёвку, и колокол ответил глубоким серебристым звоном. Большие ворота медленно открылись, и путники вошли в сводчатую комнату, на стенах которой блестело бесчисленное множество изумрудов. (А. Волков.)

(114 слов. Приставки. Корни с чередующимися гласными. Гласные после шипящих. Суффиксы прилагательных. Сложные прилагательные. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте все изученные орфограммы в прилагательных и причастиях.

Контрольный диктант

11. Родной двор

Через десять минут въехал он [Владимир] на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины. Берёзки, которые при нём только что были посажены вдоль забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. (А. Пушкин.)

(62 слова, Ь и ъ. Суффиксы прилагательных и причастий. Числительные. Не с прилагательными.)

Не с причастиями

Обучающий диктант

12. Неудачная охота

В сие время заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылку, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. (А. Пушкин.)

(94 слова. Корни - скак-, - скоч-. Не с прилагательными. Причастные обороты. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму "Не с причастиями и прилагательными". Объясните знаки препинания при причастных оборотах.

Для справок.
Стремянный и стременной — конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина, а также слуга, сопровождавший барина во время охоты.

Контрольные диктанты

13. В грозу

Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра. Со спины Василия текли потоки мутной воды в лужу, образовавшуюся на фартуке. Сначала сбитая катышками пыль превратилась в жидкую грязь, которую месили колёса. Толчки стали меньше, и по глинистым колеям потекли мутные ручьи. Молния светила шире и бледнее, и раскаты грома уже были не так поразительны за равномерным шумом дождя.(Л. Толстой.)

(59 слов. Приставки. Сложное предложение.)

Задание Графически обозначьте синтаксическую функцию причастных оборотов и объясните условия их обособления.

14. Ворон-проказник

В заповеднике я услышал много рассказов о проделках проказника Петьки. Говорили, что однажды он утащил из дамской сумочки деньги, а в другой раз в обеденный перерыв расшвырял и похитил документы какой-то комиссии, приезжавшей для ревизии. Похищенные вещи Петька прятал над крышей, в пустом гнезде аистов, которых ухитрился выжить. Здесь находили ножи, ложки и вилки. Особенно досаждал Петька приезжим шофёрам. Стоит машине остановиться, шофёру разложить свои инструменты — Петька тут как тут! Схватится шофёр, а самой нужной гайки нет.

Рассказывали, что Петька не любит женщин. Сядет на плечо наряженной девицы и давай путать её праздничную причёску или пребольно ущипнёт за ухо.

Петьку не любили дикие вороны и вороны, к которым он иногда пытался приближаться. Они били и отгоняли его, как бы не желая прощать измену. (По И. Соколову-Микитову.)

(123 слова. Приставки. Гласные после шипящих в корне слова. Падежные окончания прилагательных и причастий. нн в прилагательных и причастиях.)

15. Московские вывески

Вывески в столице появились в незапамятные времена, но отличались от привычных нам. Обычными вывесками над торговыми лавками были образцы товаров, вывешенные над входом на шесте. Не все знали грамоту и могли прочитать написанный текст. Поэтому над булочной вешали большой позолоченный или окрашенный в жёлтую краску крендель, над обувным магазином — жестяной раскрашенный сапог. Своеобразные вывески были в аптеках. В витринах выставляли шарообразные сосуды, наполненные разноцветными жидкостями. В вечернее время их подсвечивали сзади лампочками. В витринах парикмахерских выставляли тщательно причёсанные и завитые женские и мужские восковые головы.

К концу девятнадцатого века увеличилось количество буквенных вывесок. На окраинах города часто встречались полуграмотные и смешные вывески: «Кролики, белки, куры и прочие певчие птицы». (По В. Боковой.)

(110 слов. Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных, в причастиях и отглагольных прилагательных. Не с разными частями речи. Причастные обороты.)

16.Ночь у костра

Поздним вечером мы останавливаемся на ночлег в горах. У сочащегося из земли родничка растут старые пихты, тянутся поддерживаемые пихтами корявые берёзки. Яркая звезда загорелась над горами. летом под высокими пихтами жили пастухи. Раньше здесь стоял сделанный из пихтовых дранок балаган. Ветер и непогода давно разметали лёгкое пастушеское жилище. Мы взялись за восстановление разрушенного балагана. Среди охотников и путешественников есть особенно неоце-нимые в путешествиях люди. Мой приятель умело раздувает костёр. Лицо его освещено вспышками огня. Красные искры уносятся в невидимое небо и остывают. Ночью мы, разбуженные холодом, необычайностью ночлега, будем вставать, чтобы подкинуть топлива в костёр. Вот я кладу в огонь заготовленные дрова. Пламя принимается жарко лизать сухие поленья. Как хороша, как чудесна над горами звёздная ночь!

(119 сл.) (По И. Соколову-Микитову)

Задание Указать действительные, страдательные причас-тия, определить вид, обозначить суффиксы. Подчеркнуть глаголы в настоящем и будущем времени, обозначить спря-жение.

17. Наслаждение чтением

Читать Пушкина — истинное наслаждение. В раннем детстве мы с волнением, тревогой, и сочувствием следим за судьбой царевича Гвидона, ожидаем чуда, и оно происходит на наших глазах. Всё, о чём рассказывает нам, кажется подлинным, поглощает нас целиком.

С годами приходит более глубокое понимание поэзии, мы снова вчитываемся в знакомые строчки, озарённые пушкинской любовью ко всему живому, проникнутые ненавистью к рабству.

В его стихах нет искусственности, они написаны естественно и живо. Иногда это старинные предания, порой стихи, посвящённые сосланным друзьям, или описание осенней природы. Поэт, чутко подмечающий малейшие изменения в природе, так же великолепно знает народные обычаи.

В его стихах сочетается простота изложения с удивительной глубиной мысли. Нет никого, кто бы ни любил Пушкина. Его поэзия проникнута глубокой верой в человека.

Задание Начертить схему второго предложения. Выписать из текста страдательное причастие, притяжательное местоимение, глагол в изъявительном наклонении. Сделать морфологический разбор причастия.

18. Рождение книги

Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены заливы, бухты. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминав-шего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги. Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчи-танной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона.