Значение слова атаман. Кто такой атаман

Казачьи атаманы были ключевыми участниками всех войн Российской Империи. Их роль часто занижается, но с их именами связаны важнейшие события истории России.

1. Ермак

О , несмотря на масштабность этой фигуры, мы знаем не очень много. Не знаем даже точного места его рождения. Ермак был в народном сознании неким полулегендарным персонажем, «народным заступником». В Кунгурской летописи про него сказано, что он грабил и разбойничал на Оке скопом в 5000 человек, затем на Волге, уже с 7000 казаков, затем хотел идти на Персию...
Не знаем мы и того, как погиб Ермак. Одно известно точно: никакой «кольчуги и шубы с царского плеча» на Ермаке не было. Иван Грозный до этого пожаловал Ермаку сукно и золотой, и приказывал Ермаку возвращаться.

2. Михаил Черкашенин

Атаман Черкашенин со своими казаками внес огромный вклад в победу в , когда были повержены войска Девлет-Гирея. Это был ключевой момент русской истории - если бы ослабленная Ливонской войной и чумой Россия проиграла, это изменило бы ход истории.
Черкашенин был одним из главных атаманов времен Ивана Грозного, он участвовал в обороне Полоцка и Пскова от войск . Про его храбрость складывались легенды. Считалось, что атаман заговорен от пуль, и даже летописец записал, что он заговаривает вражеские ядра. О смерти атамана летописец написал «Да тут же убили Мишку Черкашенина, а угадал себе сам, что ему быти убиту, а Псков будет цел. И то он сказал воеводам.»

3. Кондратий Булавин

Атаман Кондратий Булавин был очень недоволен тем, что казакам запретили добывать соль на Бахмутских промыслах и тем, что Петр I издал указ о насильном возвращении беглых крестьян, поэтому в 1707 году собрал войско и пошел воевать с царем. Так называемое «булавинское восстание» длилось целых два года, в 1708 году Булавин был убит в результате заговора, но восстание не утихло. Руководство им перешло к Игнату Некрасову.

4. Игнатий Некрасов

Принял за Булавиным руководство восстанием, собрал казачий круг, но единое решение по дальнейшим мерам так и не было принято. Войска Некрасова были в итоге разбиты царскими и он сначала , которая в то время была на территории Крымского ханства, а потом и вовсе - перешел в Турцию.

Переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги зафиксировал Пушкин: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

5. Яков Бакланов

В казачьих песнях, посвященных Бакланову, упоминается «страшный баклановский удар» - Яков Петрович был известен тем, что разрубал шашкой всадника пополам от плеча до луки седла.
Герой Кавказской войны, Бакланов был первым, кто своим личным знаменем сделал флаг чёрной ткани, на котором был изображён череп с перекрещёнными костями и круговой надписью из «Символа веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». На горцев это знамя действовало самым решительным образом.
Один из очевидцев писал: «Где бы неприятель ни узрел это страшное знамя, высоко развевающееся в руках великана-донца, как тень следующего за своим командиром,- там же являлась и чудовищная образина Бакланова, а нераздельно с нею неизбежное поражение и смерть всякому попавшему на пути».

6. Наум Васильев

У атамана Наума Васильева (Шелудяки) мы не знаем ни даты рождения, ни даты смерти, но знаем, что он был атаманом Донского войска, в 1637 году участвовал во взятии Азова, руководил его обороной от турецко-татарских войск и время от времени возглавлял вылазки. Шелудяк ездил несколько раз в Москву в качестве атамана казачьей станицы с известием об удержании казаками Азова. В 1656 году атаман принимал участие в штурме Азова, но на этот раз взять его не удалось.

7. Иван Галкин

Иван Галкин был основателем Илимского, Усть-Кутского и Баргузинского острогов.
Также Галкина можно считать и одним из основателей Якутска. При нём 6 февраля 1638 года было учреждено Якутское воеводство, независимое от Енисейского. Якутск впервые получил статус столицы.

8. Епифан Родилов

Несмотря на то, что Епифана Родилова несколько раз «снимали» с должности атамана , слава о нем гремела и он становился атаманом снова. Он участвовал в нескольких штурмах Азова, а весной 1627 года Родилов возглавил морской поход объединенного отряда донских и запорожских казаков на побережье Турции. Казачья флотилия внезапно появилась в окрестностях Стамбула. Они ворвались в бухту Золотого Рога и подожгли стоявшие военные и торговые корабли турок. В турецкой столице казаки «навели немало шороху», после чего скрылись так же быстро, как и появились. Но уже в приличной добычей.

9. Захарий Чепега

Захарий Чепега, казачий атаман Черноморского казачьего войска, был необычным казаком: у него был дом, у него были крепостные, но в этом доме Чепега бывал редко - все больше воевал. Казаки-черноморцы под его командованием особо отличились при взятии Очакова, укрепленного острова Березань, Гаджибея, Аккермана, Бендер. В 1790 году казаки показали ни с чем не сравнимое мужество при штурме Измаила.
Также Чепега принимал самое деятельное участие в переселении черноморских казаков на Кубань (для защиты границы), и в усмирении Польского восстания 1794 года. За успешный штурм предместья Варшавы - Праги - Чепега был награжден орденом св. Владимира 2-го класса.

10. Михаил Татаринов

Имя атамана Михаила Татаринова вошло в российскую историю - под его руководством донские и запорожские казаки в 1637 году осадили и взяли крепость Азов.
В этом походе участвовало около 4000-4500 человек (из них запорожских казаков было одна тысяча).
После взятия Азова Татаринов попросил московского царя Михаила Фёдоровича взять взятый турецкий Азов под свою власть, но царь отказался - не хотел войны с Османской империей. У казаков началось знаменитое «Азовское сидение».

11. Матвей Платов

Войсковой атаман войска Донского, граф, генерал от кавалерии, герой войны 1812 года. Самый известный атаман не только на Дону, но и во всей России и в мире. Герой русских войн конца XVIII - начала XIX веков. Именно Платов возглавлял задуманный Павлом Первым Индийский поход, именно Платову подчинялись все казачьи формирования за границей во время войны с Наполеоном, именно Платов ездил в Лондон с императором для заключения мира.

Донской казак стал для британцев живой легендой. Очевидцы тех событий рассказывали, что однажды толпа после богослужения вынесла Платова из храма на руках и несла до самой кареты. Визит атамана в театры приостанавливал представление. На казаков в Лондоне началась мода, так стали называть себя и британцы. В том числе и знаменитый лорд Байрон как-то заявил: «А я казак!».

12. Иван Заруцкий

Заруцкий - фигура в русской истории далеко не однозначная, но от этого ещё более масштабная. Он был фаворитом Марины Мнишек в 1608 - 1614 годах и наиболее вероятным настоящим отцом её сына - Ивана Лжедмитриевича Ворёнка. Именно его Иван Заруцкий видел на русском престоле.
Однако, не сложилось. Сил Заруцкого не хватило для оказания достойного сопротивления в Астраханском кремле, и он в мае 1614 года с Мариной Мнишек и её сыном бежал на Яик, где и укрылся на Медвежьем острове, но был там после боя захвачен.
6 июля 1614 года Заруцкий был привезён в Астрахань, а оттуда вместе с Мариной Мнишек и её сыном был отправлен в Москву. «На Москве же тово Заруцково посадиша на кол, а Ворёнка повесиша, а Марина умре на Москве»

13. Корнилий Яковлев

Жизнь Корнилия Яковлева опредленно достойна экранизации. Драматизма её сюжету придаст то, что атаман был крестным отцом Степана Разина и главным его противником. Именно Яковлеву удалось победить крестника и взять его в плен. Атаман верно служил царю и именно с него пошла казачья традиция присягать на верность новому государю.

14. Степан Разин

Человек-легенда. Свою мифологичность атаман Степан Разин поддерживал. Так, Разин распускал о себе слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальных патриарх Никон. Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором - Никон. Агитационная политика Разина была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.
Чем это все закончилось мы знаем. Разин был прилюдно казнен.

15. Павел Граббе

Атаман Павел Граббе прославился во время Кавказской войны взятием неприступной твердыни горцев - крепости Ахульго, где была резиденция Шамиля. Крепость была расположена на отвесных скалах и с трех сторон окружен рекой. 12 июня 1839 года Ахульго был осажден 13-тысячным русским отрядом под командованием генерал-лейтенанта Граббе. Защищали Ахульго около 2 тысяч горцев. После 70-дневной осады Ахульго был взят. Русские войска потеряли 500 человек убитыми и 2500 человек ранеными; горцы около 2000 убитыми и пленными.

Взятию считавшегося неприступным аула была посвящена первая и, к сожалению не сохранившаяся панорама Франца Рубо «Штурм Аула Ахульго».

16. Алексей Каледин

11 февраля 1918 года прославленный герой Первой мировой, атаман Каледин сделал выстрел, во многом определивший историю. После Февральской революции Каледин на Дону выступил против разрушения армии, его, впервые за 300 лет избрали сами казаки на Войсковом круге. После Октября Каледин выступил против большевиков и Советов на Дону. При нем в Новочеркасске началось создание Добровольческой армии и всего Белого движения. В 1918 году атаман не смог мобилизовать казаков, и после заседания Донского правительства застрелился. Но после его выстрела Гражданская война на Дону обрела новую форму - массовой борьбы против Советской власти.

Атаман Семенов долгое время был «врагом народа» и одним из главных злодеев советской пропаганды. Это не удивительно - он был для большевиков не только врагом ратным, но и врагом идеологическим. Семенов стал автором идеи «россизма» - цементирующей русское общество идейной устремленности, противоположной коммунизму. В 1938 году он даже написал тезисы «россизма».

Несмотря на националистические настроения, атаман Семенов в своих войсках следовал принципу космополитизма. Так, им был создан даже Еврейский пехотный полк. Отправляя своих многонациональных казаков на Первую мировую, Семенов писал: «Пробудить совесть русского солдата, у которого живым укором были бы эти инородцы, сражающиеся за русское дело».

19. Иван Краснощеков

Слава об атамане Краснощекове гремела в народе. О Краснощекове сложено немало казачьих песен и стихов. Ещё в молодости он прославился как отважный «гулебщик», то есть охотник до набегов с Дона на соседние земли татар, ногайцев и закубанских горцев. Казачьи предания передают потомству о подвиге-единоборстве Краснощёкова с черкесским богатырем Овчаром, которого он убил и, завладев его конем, развел на Дону «овчарскую» породу лошадей. В 1740 году первым из донских казаков был пожалован чином бригадира.

20. Петр Краснов

Из-за сотрудничества с Третьим Рейхом остался в истории как атаман-предатель, но личностью Петр Николаевич был неординарной. Он написал больше 20 книг. В Германии во время Великой Отечественной войны Петр Краснов, будучи уже в преклонном возрасте, выступал с антирусских позиций. В 1944 году, в Постдаме он говорил: «Казаки! Помните, вы не русские, вы казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков. Давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь».
16 января 1947 года Петр Краснов был казнен в Москве.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 5 мая 2019; проверки требует.

Поэтому нет ничего удивительного, что своих начальников донские казаки продолжали называть атаманами. Главный предводитель всего Войска Донского назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом - народным собранием всего казачьего войска. На этих общественных сходах на открытой площади, казаки действительно составляли из себя круг, стоя без шапок в знак уважения к месту и случаю. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов. Зачастую на выборах происходила борьба партий, которая среди этой необузданной вольницы нередко заканчивалась кровопролитной схваткой ожесточившихся сторон.

В помощь войсковому атаману избирались ещё войсковой писарь , два войсковых есаула , а для ведения письменной части - войсковой дьяк . Войсковой атаман был лишь исполнительным органом войскового круга, самостоятельной власти он не имел никакой. Блюститель порядка и исполнитель решений круга, он по собственному почину ничего не мог и не смел предпринимать, в противном случае ему грозило позорное лишение должности, а иногда и суровая казнь.

Войсковой атаман обыкновенно докладывал в кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения всего войска, для чего он вместе с своими есаулами выходил на середину круга, но это не было его исключительным правом: всякий казак мог выступить в середину и предлагать вопросы на суд народный. Голос атамана был равен голосу всякого другого казака: он имел вес лишь постольку, поскольку подкреплялся личной доблестью атамана и уважением, которое к нему питало войско. Сложив с себя звание по окончании выборного срока, атаман поступал в общее число войска и уж ничем не отличался от рядовых казаков. По образцу этого общего войскового управления начали в конце XVI столетия складываться и частные управления в городках. Всякая казачья община, жившая в городках или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.

Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами; всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман - это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой. Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот , отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена их) и всем атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «Атаманы - молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».

Но с течением времени дело изменилось: возникло на Дону целое сословие атаманов, резко отделявшееся от народа и рядовых казаков. Впрочем, наряду с этим, слово «атаман» и в смысле начальника и должностного лица, и в смысле просто знатного казака начинает заменяться словом «старшина» . Впервые название старшины упоминается в 1649 г. в донесении дворянина Андрея Лазарева в Посольский приказ , где слово это употреблено вместо «атаман». Далее в показании, данном в Посольском приказе станичным атаманам Козьмой Дмитриевым, приехавшим с Дону в Москву в 1655 г., между прочим говорится, что начальником казаков в морском походе был старшина Павел Нескочихин. После этого весьма часто встречается в актах название старшины, которое означало то же, что и атаман. С 1680 г. название «атаман» весьма редко встречается в актах, кроме одних только грамот, в коих обыкновенно писали: «на Дон в нижние и верхние юрты атаманам и казакам, войсковому атаману (такому-то) и всему войску Донскому»; в донесениях же в Посольский приказ разных чиновников , бывших на Дону, атаманов всегда называли старшинами.

При Петре I название старшины сделалось столь общим, что и само Войско Донское в донесениях своих к государю именовало знатных людей старшинами: «и мы, выбрав в кругу, - доносили государю казаки в 1705 г., - старшин Максима Фролова, Василья большого Познеева, Ефрема Петрова и прочих…». Из современных актов не видно, в какое именно время название старшин обратилось в звание сословное и чин. Надо полагать, что это последовало в середине XVII столетия, когда число казаков значительно умножилось, возникли постоянные и обширные селения, появились богатые и бедные, проникли в среду казаков роскошь и честолюбие.

Атаманы и старшины, как первенствующий класс войска, естественно имели перевес над прочими казаками, отличаясь богатством и умом, и потому они постепенно присвоили себе навсегда преимущества, сопряжённые с временной должностью, и поставили себя в положение, резко отличавшее их от всего войска. Власть и значение старшин усиливались по мере того, как ограничивались вольности казацкие; вскоре по восшествии на престол Петра I они мало-помалу сосредоточили в своих руках права круга.

Этому способствовали разные обстоятельства, но главным образом беспрерывное снаряжение казацких отрядов в состав московского войска под начальством старшин и назначение войскового атамана властью государя. Возведение в звание старшин зависело от войска, оно же за преступления и лишало этого достоинства, но в 1754 г. запрещено было Войску Донскому производить в старшины без представления в военную коллегию . Наряду с возникновением отдельного сословия старшин расширялась и усиливалась власть войскового атамана. Со второй половины XVII в. он является уже прямым начальником казаков в дни мира и брани. К нему перешли разного рода дела по внутреннему управлению и внешним сношениям, которые до того ведались одним лишь войсковым кругом: он разбирал тяжбы, защищал от обидчиков, разделял царское жалованье между казаками, принимал послов турецких, татарских и калмыцких, вёл с ними предварительные переговоры и лишь окончательное решение передавал на суждение круга.

Должность войскового атамана оставалась выборной до 1718 г., выборным и наказным (назначенным) атаманом Всевеликого Войска Донского ( -) был Войсковой писарь П. Е. Ромазанов (? - 1718), а с той поры она замещалась по назначению от правительства, то есть атаманы уже не избирались. Первым войсковым атаманом, назначенным царским указом , был Василий Фролов, по смерти его в 1723 г. определён был на место его старшина Андрей Лапатин, в 1735 г. назначен был Иван Фролов, в 1738 г. - Данило Ефремов. С того времени назначение войсковых А. зависит от высочайшей власти. Войсковые атаманы в знак достоинства своего искони носили в руках «насеку» (каменьями именовался

Наконец, атаманом называется вообще старший в деле, например, атаман рыболовный - временный начальник рыболовства на реке Урале . В постоянных приморских рыбных ловлях артель или ватага также избирает атамана (ватаммана). Это главный распорядитель работ: «без атамана дувана не дуванят», то есть добычи не делят. В этом именно смысле начальника промысловой партии, рыболовной ватаги слово «ватамман» (ватагаман, атаман) впервые упоминается в новгородских грамотах XIII в. В малороссийском и новороссийском крае атаманом зовут сельского старшину, старосту, также старшего пастуха или чабана , большака рыболовной ватаги и т. п.

Фраза «Терпи, казак, атаманом будешь!» давно уже стала крылатой. Произнося ее, мы не особо задумываемся о значении слов, хотя смысл в нее вкладываем правильный. Предводитель вольного казачества у многих ассоциируется с воинской честью, доблестью и отвагой, но все ли так просто с этим званием? Атаман - это благородный воевода или все же лихой разбойник? Давайте разберемся в этом вопросе.

Кто такие атаманы?

Данный термин имеет несколько определений, каждое из которых вполне оправданно передает сущность рода дел, которыми приходится заниматься человеку, именуемому атаманом. Прежде всего, он - это предводитель казаков, заменяющий им отца не только в бытовых «домашних» делах, но и во время боевых подвигов. Причем в атаман - это должность выборная, практически демократичная, лихие воины самостоятельно и на свое усмотрение выбирают своего предводителя, а в случае неудовлетворения собственным решением по прошествии определенного времени, могут лишить его права быть их представителем.

Но есть и другое значение касательно того, что такое «атаман». Определение, приведенное в толковых словарях, говорит, что этот человек - глава бандитов, наемников и разбойников. В этом русле слово принимает достаточно негативную окраску, а самого атамана не связывают ни с человеком храбрым, ни с отважным. Бандитский предводитель в подсознании большинства - это не справедливый Робин Гуд, а напротив - беспринципный Соловей-разбойник, который ради достижения своих целей и методов не гнушается использовать никакие средства, готов преступить всякие понятия о чести и благородстве.

Разбойничья душа

На деле так оно и есть, атаман - это главенствующий над группировкой людей, которые сбежали от общепринятой правовой системы. В свое время, когда лишь зарождалось само понятие казачества, а также в пору расцвета данной страницы в истории нашего государства, люди из этого социального сословия не были воинским подразделением, подчиняющимся главнокомандующему (царю или губернатору). Они принадлежали сами себе, слушались лишь своего старшего, который руководствовался в действиях по принципу «кто больше платит, тому и служим».

Казаки были в большей мере бандитами, собранными в разобщенные группы, которые долгое время не сотрудничали друг с другом, напротив, делили сферы влияния. Атаман (определение звучит, как руководитель разбойничьей группировки или нерегулярного воинского формирования) собирал своих подчиненных по мере необходимости. Он отвечал за обеспечение банды едой и оружием, занимался тактическим планированием и в целом был ее «мозгом».

Воинское звание

Атаман отряда казаков - это предводитель воинского подразделения. Его численность могла быть разной, так атаманы делились не только на общеизвестных куренных и кошевых (об этих званиях мы расскажем немного подробнее), но и на походных, отрядных, наказных. Были также деления на руководителей ответственных за конкретные сферы деятельности, например, лисицкий атаман - это человек, который заведовал вопросами охоты, крамной - отвечал за торговлю, школьный - обучал казаков азам науки и грамоте.

Очень емкое значение слова «атаман» приобретается наряду с приставками «зимовий», «станичный», «поселковый». Такие предводители отвечали за вверенную им административно-территориальную единицу, а также ее жителей. Помимо непосредственного рекрутинга, такие атаманы занимались вопросами разрешения конфликтных ситуаций, сбора денег, в том числе и с торговых точек, расположенных на вверенной им территории.

Этот человек обладал не только судебной властью и мог рассудить повздоривших казаков, но и исполнительной, так он мог наказать физически своего подчиненного, которого, скорее, можно назвать подопечным, ведь воины могли по своему усмотрению как выбирать своего предводителя, так и «уволить» его. В боевой обстановке подчинение атаману было беспрекословным, казаки шли за своим «батькой» и готовы были положить на поле боя за него голову.

От севера до юга

Кто такой атаман, знали на многих территориях. Такая должность чаще всего отмечается у донских и запорожских казаков. Но не они первые называли так своего предводителя. Первые упоминания об атаманах есть в исторических документах тринадцатого столетия, более поздним официально утвержденным «атаманом» стал Карстен Роде, что удивительно, ведь он был мореходцем. Царь Иван Грозный в 1570 году выдал ему лицензию на каперство в водах Балтийского моря, в ней четко значилось, что Карстену присваивалось звание атамана корабля и его команды.

Однако все же больше этот термин применим именно к сухопутным военачальникам, которые имели отношение к казакам. Атаманы были в таких силовых структурах:

  • Запорожское казачье войско.
  • Черноморское казачье войско.
  • Донское казачье войско.
  • Новгородские начальники городской стражи.

Отметим, что на украинском языке это звание пишется и звучит немного иначе, а именно, как «отаман», что с точки зрения этимологии неверно, ведь тогда слово теряет корни своего происхождения.

Происхождение слова

Что такое «атаман», поможет прояснить разбор слова, и перевод его отдельных частей с языка-первоисточника. Самой распространенной версией происхождения считается трансфигурация от германского наречия слов atta и mann. Первое можно интерпретировать, как «отец», а второе - «муж», «витязь». Соединенные воедино, обе части рождают термин «атаман», который очень хорошо объясняет суть данного воинского звания, ведь переводится, как «отец воинов».

Есть и другое мнение, согласно которому прародителем данного слова есть одно из названий Османской империи, которую также именовали Оттоманской. Запорожские казаки не всегда стояли на защите границ своего государства. Первые их формирования не брезговали продавать свои услуги и крымским ханам, некоторые были приспешниками повелителя Золотой орды. Возможно, это и стало причиной считать, что слово «атаман» имеет восточное происхождение.

Наш ответ амазонкам

Обычно атаманшей называли жену главаря казаков или разбойников, были, однако, в истории те дамы, которые по праву носили такое звание, являясь настоящими воительницами. Одной из самых отчаянных была Мария Никифорова, более известная, как Маруся.

Девушка была дочерью военного, возможно, это наложило сильный отпечаток на ее жизненные взгляды и ценности. Будучи совсем юной, она приобщилась к анархистам, поначалу участвовала в агитационной деятельности, затем собрала вокруг себя целую команду единомышленников.

Еще до своего совершеннолетия (21 год) она занималась террористической деятельностью, была причастна к грабежам, убийствам и разбоям, за что официальными властями была приговорена к смертной казни, которую, однако, не привели в действие, заменив бессрочной ссылкой на каторгу.

Ей удалось оттуда сбежать, и вновь заняться своим темным делом. Отряд Маруси действовал на разных территориях и всегда находился в гуще событий Гражданской войны. Девушка отчасти подчинялась махновцам, содействовала и большевикам, но в итоге так и не смогла заняться какой-либо конструктивной деятельностью. По одной из версий, Марусю таки расстреляли, когда началась массовая зачистка неблагонадежных и опасных элементов в новом, коммунистическом обществе.

Казачий отец

Как мы уже говорили, атаманы подразделяются на куренных и кошевых. Первые были менее значимыми с точки зрения своей сферы влияния, но это утверждение довольно спорное. На Сечи было 38 человек с таким званием, у каждого из них в подчинении был курень. Выбирали атамана, которого еще называли куренным, сами казаки, это был или бывший воевода, или рядовой служащий. Главное - чтобы его персона удовлетворяла большинство членов сообщества. Никто иной не мог влиять на процесс выборов, это всегда бы исключительно «свой» человек, которого почитали, уважали и слушали.

Атаман получал жалование. В ту пору, когда казачье войско подчинялось имперской власти, оно составляло 27 рублей, также воины (добровольно и по своему усмотрению) делились с ним частью добычи. Отношение к куренному было столь доверительным и «сыновним», что казаки могли пойти ради него даже против воли высшего по рангу воеводы и, наоборот, по просьбе своего непосредственного предводителя терпели временные трудности и невзгоды.

Кошевой атаман

Человек с таким званием был главой лагеря, у него в подчинении были не только сами казаки, но и куренные, писарь, есаул, судья. Как и куренной атаман, кошевой также выбирался на Раде, там же он ежегодно должен был давать отчет о своей деятельности. Обладая практически безграничными полномочиями, он должен был постоянно подтверждать собственное право на них.

На фото: Владимир Пантелеймонович
Векленко – атаман Тамбовского
отдельского казачьего общества

Атаман – выборный лидер в казачьей общине, предводитель, достойный казак, показавший личную доблесть и славу. Атаманом является высший начальник казачьего войска (в зависимости от формы выполнения обязанностей – войсковой, походный, наказный, кошевой) или глава казачьей административно-территориальной единицы (окружной атаман, атаман отдела, станичный или хуторской атаман). Также атаманом назначался командир воинского подразделения или какого-либо вооружённого отряда.

Слово «атаман» имеет несколько версий происхождения:
1. «Ата» переводится с тюркского как «дед», «ман» в переводе значит «я». Если совместить два значения, получится «я старший». Также с тюркского может переводиться как «старший тысячи», учитывая, что слово «мен» означает «тысяча».
2. «Ат» в татарском языке означает «отец», «аман» – «с конём» или «на коне». Следовательно, с татарского «атаман» переводится как «отец на коне».
3. Amtman – немецкое слово, обозначающее начальника службы или главу канцелярии.
4. «Одаман» на кумыкском означает «хозяин», «главный». Слово «ода» в кумыкском языке означает большой дом, двор или семью. Следовательно, «атаман» является «главным в семье». Когда пастухи образовывали кочевье (кош), то выбирали себе атамана. У казаков тоже есть «кошевой атаман», что подтверждает и эту версию образования слова «атаман».
5. Гото-германская, или асаланская, версия является самой распространённой. Согласно этой версии, слово atta означает «отец», а слово mann переводится как «муж» или «витязь». И сейчас казаки называют атамана «батькой» или «отцом», что не только отражает роль атамана в казачьем обществе, но и служит напоминанием об определённом пласте исторического и культурного наследия русского народа.

Исторически слово «атаман» упоминается ещё в XIV веке на страницах Литовской хроники. В то время казаки совместно с ланами и готами составляли дружину крымского хана. Древние акты из крымской истории упоминают «атамана Дувана», и с середины XVI века начинается упоминание слова «атаман» в различных источниках, связанных с казаками.
Казачий атаман обладал исполнительной и судебной властью, занимая военно-административную должность. Деятельность и функции атамана зависели от исторического периода и поставленных целей. К примеру, для походов, военных действий или для несения службы вне расположения войска избирался походный атаман, а для выполнения дипломатических или представительских функций назначались атаманы лёгких и зимовых станиц, они считались главами посольств. Главным предводителем войска избирался войсковой атаман. В случае отсутствия войскового атамана функции переходили наказному атаману. Также были атаманы куреней (куренные атаманы), лисицкие атаманы (ответственные за охоту), крамные атаманы (ответственные за торговлю), кошевые, полковые, станичные, хуторские, окружные атаманы. Атаманом мог называться старший в любом деле, к примеру начальник рыболовства на реке Урал назывался атаманом рыболовным. В приморских рыболовных артелях избирали атамана (ватаммана), который был главным распорядителем работ, начальником промысловой партии. О таком атаманстве упоминается в новгородских грамотах XIII века. В Малороссии и Новороссии атаманом называли сельского старшину и других опытных, авторитетных старшин в различных направлениях деятельности.


Главный предводитель всего войска назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом. Должность войскового атамана была выборной до 1718 г., потом войсковой атаман назначался правительством, и выборы атамана кругом казаков были отменены. Войсковые атаманы носили в руках «насеку» (трость), которую потом передавали вновь избранному. Пётр Великий решил придать войсковым атаманам особый статус и пожаловал в 1704 г. Войску Донскому украшенную насеку с надписью «насека войска донского 1704 г.» и серебряную печать. В 1705 г. Пётр I пожаловал войсковым атаманам вызолоченный по серебру и украшенный драгоценными каменьями пернач как знак их достоинства.
На Украине войскового атамана называли гетманом. Атаман Запорожской Сечи, которого также выбирали, назывался кошевым атаманом и подчинялся напрямую гетману. Запорожская Сечь делилась на курени, и, соответственно, были куренные атаманы (в современном понимании – начальники отдельных частей войска).
Со 2 октября 1827 г. августейшим атаманом всех казачьих войск стал наследник престола, а казачьи войска управлялись наказными атаманами.


После событий 1917 г. статус войсковых атаманов был восстановлен. На протяжении всей Гражданской войны войсковые атаманы казачьих войск были не только талантливыми военачальниками, но и ярким примером героизма и мужества в борьбе с большевиками и против «красного террора». Соблюдая верность присяге, принятой за Веру, Царя и Отечество, казаки во главе с войсковыми атаманами проливали кровь и совершали подвиги, внесённые в славную историю казачества.
С 1990-х гг. началось возрождение казачества, и институт войсковых атаманов был восстановлен. На данный момент войсковые атаманы назначаются указом Президента РФ.

Порядок выборов атамана

Атаман выбирается на круге открытым голосованием казаков. Кандидаты в атаманы с непокрытой головой садятся рядом со священником. За каждого кандидата голосуют отдельно, перед голосованием кандидат в атаманы выходит на середину круга, кланяется кресту, священнику, потом старикам и казакам, зачитывает свою программу, и потом есаулец спрашивает присутствующих: «Господа честные казаки, люб ли вам атаман такой-то?» Атаманом становится тот кандидат, который набрал больше голосов.
В казачьей традиции считается, что в момент присяги новый атаман получает особую силу. Для принятия присяги выбранного атамана ведут два пристава, держа за руки. Согласно традиции, непозволительно касаться голой рукой щеки или голой руки атамана, чтобы новый атаман не потерял силу. Для этого приставы держат атамана за рукава выше локтя, а атаман кладёт свои руки на укрытые обшлагами запястья приставов. С атамана снимают мундир, расстёгивают или разрывают рубаху, для того чтобы было видно крест, символ принадлежности к православной вере. Есаулец восклицает: «Православный!» – и казаки кричат: «Любо!» и встают. Атаман, стоя лицом к ним, в полной тишине произносит:
«На Христовом Животворящем Кресте, на Священном Писании присягаю:
Служить верно, не щадя головы и живота своего.
Беречь казачью честь.
Приумножать достояние станицы.
Беречь казаков!
Я – ваш отец. Вы – мои дети!»

После произнесения присяги атаман совершает поклон казакам и, ведомый приставами, идёт к старикам, совершает перед ними поясной поклон. Казаки и старики кланяются в ответ, и приставы подводят атамана к священнику и аналою, он целует крест и Евангелие. После этого приставы отводят атамана в середину круга, и старейшина три раза сечёт атамана нагайкой по спине.


Атаман получает символы военной и хозяйственной деятельности: на него надевают через правое плечо шашку, а через левое – полотенце, что символизирует крест – защиту деятельности атамана Христом.
Атаман получает от старшего по чину и возрасту пернач или булаву, символизирующие военную власть. Стариками атаману подносится посох или насека, есаулец на голову атаману возлагает шапку и подаёт команду: «Перед атаманом шапки долой!» Все, кто рангом ниже атамана, снимают шапки. С этого момента присяга считается принятой. Атаманы, которые ниже рангом, присягают новому избранному атаману. Все казаки подходят к кресту, Евангелию и их целуют. Таким образом происходит выбор нового атамана, который перед казаками и Богом будет отвечать за свои деяния и старания во благо казачества.


Поговорки:

Из рядовичей в атаманы выходят.
Терпи, казак, атаманом станешь.
Полно тебе атаманиться, есть постарше тебя.
Без атамана казак сирота.
Атаманом артель крепка.
Без атамана дуван не дуванят, добычи не делят.
Не гонись за простым вором, а лови атамана.
Не атаман при булаве, а булава при атамане, его власть, воля.
Атаманом быть – уряд держать.
Не всем казакам в атаманах быть.
Куда ты, атаман, глазом кинешь, туда мы головы кинем.

Игорь Мартынов,
войсковой старшина, заместитель атамана Тамбовского отдельского
казачьего общества

1) русское название независимого от государства отряда или разбойничьей шайки; 2) высший начальник казачьего войска (войсковой, наказной, походный, кочевой) или казачьей территориально-административной единицы. В Запорожской Сечи были подчиненные гетману коневые атаманы, которым подчинялись куренные (Сечь делилась на курени - группы домов).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АТАМАН

звание каждого выборного вождя, начальника, лидера в казачьих обществах. Происхождение этого термина и его строение, несомненно, связано с гото-германской или асалансксй речью, где "atta" значило "отец", а "mаnn" - "муж", "витязь". Первона­чальное значение слова "отец-витязь" или "отец - мужей" сохранилось в памяти Казаков, как "отец-атаман", "батька-атаман". Подобные по значению термины существовали и на востоке, "атабек", "аталык", но в такой форме они у Казаков не принялись.

Исторически термин А.становится известным после появления его в Литовских хрониках применительно к ХIV в., т.е. к тому времени, когда Аланы и Готы совместно с Казаками составляли дружину Крымского хана; относится к Крыму и следующий по времени появления на страницах древних актов, "атаман Дуван", после чего термин А. от средины ХVI в. начинает часто повторяться в источниках, постоянно связан с Казаками и вместе с ними продвигается к северу. До этого времени генуэзцы в своих актах называют казачьих вождей по половецки "оргузиями", в Золотой Орде казачьи начальники именуются "баскаками", а на Москве - "головами". В казачьих обществах термин А. сохранился и после покорения их Россией не только для местных начальников, но даже и для наз­наченных царем правителей.

На Дону известны А-ны: Войсковые, Главной войски, Походные, Наказные, (заместители), Зимовых станиц, округов, станиц, поселков, хуторов, мелких отрядов. На Гетманщине для общин белорусских н украинских существовали старшины-войты и там же для Казаков по местечкам - А-ны громадские и А-вы казачьих мещанских общин. В Запорожской республике Низовой, кроме обычных походных и отрядных были приняты звания А-ов кошевых, куренных, школьных, крамных (заведовавших торговлей), лисицких (заведыв. охотами).

В походах, в боевой обстановке обычное право предоставляло атаманам неограниченную власть: "куда ты, атаман, глазом кинешь, туда мы головы кинем". В мирной жизни они были только выполнителями воли Народного Собрания и блюстителями порядка.

"Гетман" у Поляков "ватаман" у новгородцев тоже связаны с германскими значениями, но иными, чем А. "Гетман" трансформировалось в Польше из немецкого Наuptmann - "главный начальник" там гетманами назывались главнокомандующие польскими, литовскими и казачьими военными силами. "Ватман" же образовалось из перенятого от купце с острова Готланда и мало измененного Wachtmann - "страж". Так в Новгородских землях назывались начальники городской стражи. Украинцы, переняв у Казаков термин А., передели его в Отаман, что лишило слово его основного смысла. Но Днепровские Казаки, несмотря на то, что прошли к ХVIII в. сильные украинские влияния, сохранили слово А. в его первоначальной форме.

Отличное определение

Неполное определение ↓