Законы диалектики гегель привести примеры. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики

1) Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития, отвечает на вопрос, почему оно происходит.

Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).

В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество - ...

Понятие «тождество» обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.

Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными.

Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию.

Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться.

Основные формы разрешения противоречий:

Компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,

Победа одного и уничтожение другого,

Гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

[*Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.

Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].

Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

На уровне взаимодействия организма и среды - это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз» (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

На уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;

На уровне психофизиологии - это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Этот закон определяет механизм развития, отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.

Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Качество указывает на единство свойств объекта, характеризует его относительную устойчивость. Качество дает возможность отличать один предмет от другого.

Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Количество выражает внешние взаимоотношения предметов, их частей, свойств или связей и проявляется как число (если их можно сосчитать), величина (если их можно измерить), объем, степень проявления свойств.

Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии «мера». Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.

[Идея меры интересовала философов с древности (Фалес: «Мера – наилучшее»; Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», Платон: «Мера – середина между избытком и недостатком»; Августин: «Мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть»).]

Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе,

Изменение скорости движения,

Изменение объема информации,

Изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)

В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок».

(Пример: в границах 0 - 1000 вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства - температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 1000 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)

Существуют различные виды скачков:

Постепенный - длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);

Мгновенный - характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.

Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

3) Закон отрицания отрицания .

Этот закон определяет направленность развития, выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.

При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.

Отрицание отрицания, или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез. Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.

(Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.)

Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией.

Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

Позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

Связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;

Связан с процессом смены научных теорий.


Заключение

Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.

Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.

Процесс развития предметов и явлений многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) -профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных ф-ф своего времени как в Германии, так и в Европе, яркий представитель немецкого классич.идеализма (идеализм –направление в ф-ии, утверждающее, что сознание, мышление, духовное первично, а природа, бытие, материя вторично).

К его важным философским трудам относятся:

"Феноменология духа"; "Наука логики";

"Философия права".

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окр.мира. Гегель сформулировал з-ны и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания) . Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие – противопол-ть. Противоположности вз/д-ют, т.е. борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

Сущ-т определенный тезис (утверждение, форма бытия); данному тезису всегда находится антитезис - его противопо­ложность; в рез-те вз/д 2-х противоположных тезисов по­лучается синтез - новое утверждение, к-е становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в рез-те синтеза противоположных тезисов обр-ся те­зис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса,- с к-го начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (т.е. то, что сущ-т). Его антитезис - "небытие " ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", к-й

По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно проти­воречия явл-ся движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно.

Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Фейербах (1804 - 1872) был представителем мате­риалистического(материя-первична, сознание-вторично) направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм(противоположное материализму) и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. (первична не материя, а человек, сознание-вторично)Суть этой теории в том, что:

Единственно существующими реальностями являются природа и человек;

Человек является частью природы;

Человек есть единство материального и духовного;

Человек должен стать главным интересом философии;

Идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;

Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

Все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм (сознание-первично, материя-вторична)в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, - деистов и др., Фейербах:

Выступает с атеистических позиций;

Тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

Бога как самостоятельной реальности нет;

Бог - порождение сознания человека;

Религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

Корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

Мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

Бог в действительности не является творцом, Он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) - человек

Философия марксизма.

Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).

Сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой.

Теоретическими источниками явились труды представителей немецкой классической фил-ии-материализм Фейербаха и диалектика Гегеля, и др.

Под влиянием материалистической фил-ии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевс- кого идеализма к материализму. Однако при этом резко критиковали:

Материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество);

Диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального).

В результате они создали принципиально новую философию – диалектический материализм , органически соединив материализм с диалектикой.

Предмет диалектического материализм а (марксистской философии) – изучение универсальных зак-в развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов.

Помимо фил-ии, марксизм имеет и др. составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономич-ю теорию (политическая экономия).

Основные положения :

Основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

Сознание понимается как свойство материи отражать саму себя;

Материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду;

Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность;

Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

Важным фактором развития является практика - преобразо­вание ч-ком окр-ей действительности и преобра­зование чел-м самого ч-ка;

Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются понятия:

Средства производства(уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар);

Отчуждение(процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда) ;

Прибавочная стоимость(разница между стоимостью произведенного наемной рабочей силой продукта и стоимости их труда (в виде зарплаты));

Эксплуатация человека человеком.

Главными произведениями марксизма :

"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

"Капитал" К. Маркса;

"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

"Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

"Диалектика природы" Ф. Энгельса;

Основные выводы марксисткой философии:

1. Основа мира - вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконеч-ного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание ч-ка, понятия, категории, культуру в целом), к-е также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением.

2. Диалектика понятий-отражением диалектики вещей.

3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов.

5. Изменение главной задачи фил-ии – нужно не объяснять мир, а предлагать пути его революционного изменения.

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма.

Исходя из тождества субъекта и объекта, Гегель основой всей действительности в природе и обществе считал безличный мировой дух – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность духа заключается в мышлении, а цель – в самопознании. Общую схему творческой деятельности мирового духа задаёт «абсолютная идея » - духовный универсум, содержащий в себе определение всех явлений.

В процессе самопознания мировой дух, по Гегелю, проходит три ступени :

1- ступень логики : пребывание мирового духа в стихии чистого мышления, когда он раскрывает богатство своего содержания в системе законов и категорий диалектики по принципу триады: тезис – антитезис – синтез. Это – пребывание мирового духа в форме субъекта (работа «Наука логики»).

2.- ступень природы , когда происходит отчуждение духа, т.е. его переход в иную, чуждую ему форму бытия, когда он существует в виде явлений природы, объекта. Природа есть отпечаток развивающихся идей – идеи пространства, времени, движения…Выражением высшей идеи на этой ступени становится человек (работа «Философия природы»).

3 – ступень духа , когда происходит снятие отчуждения и из природы вновь вырывается дух в виде сознания и самосознания людей, форм их духовной культуры. Здесь Гегель разворачивает учение о: субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (право, мораль, нравственность) и абсолютном духе (искусство, религия, философия – формы наиболее адекватного самопознания духа). То есть гегелевская Идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а до него она осуществлялась как внутренне закономерная необходимость. Через формы человеческой культуры мировой дух постигает сам себя, как бы возвращается к самому себе, но уже как к тождеству субъекта и объекта (работы: «Феноменология духа», «Философия права», «Философия религии» и др.).

Развитие мирового духа совершается, по Гегелю, в соответствии с тремя основными законами диалектики:

▪ закон единства и борьбы противоположностей – раскрывает главный источник, причину развития;

▪ закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – характеризует механизм, форму развития;

▪ закон отрицания отрицания - раскрывает направленность, тенденцию развития.

Таким образом, основу теории развития, по Гегелю, составляет диалектика как логика восходящего движения мирового духа (логика идей), который предписывает свои законы объективному миру и человеческому мышлению. В истории общества также происходит, согласно Гегелю, ступенчатое самораскрытие мирового духа, устремляющегося к своей конечной цели – свободе. Соответственно этому критерию (прогресс в сознании свободы) Гегель различал четыре периода (эпохи) всемирной истории : 1. Восточный мир (свободен только один человек – деспот). 2. Греческий мир (свободны только немногие – те, кто не в рабстве). 3. Римский мир (свобода ставится в рамки правовых отношений). 4. Германский мир (свободны все, т.к. свобода осознаётся как неотъемлемое право каждого человека, поэтому возникает гражданское общество, но высшее упорядочивающее начало – это государство). Этот, четвёртый период есть высший и завершающий период человеческой истории.

То есть, попеременно воплощаясь в «духе» того или иного народа, мировой дух неуклонно движется к своей цели – свободе, без которой невозможно его адекватное самопознание. Потому Гегель и определяет свою философию как «эпоху, схваченную в мысли».

Критики Гегеля, в том числе, Маркс и Энгельс замечают, что его философия страдает глубоким внутренним противоречием – между его диалектическим методом и его же стремлением создать законченную идеалистическую систему. Суть в следующем: с одной стороны, диалектический метод требует признания всеобщности и бесконечности поступательного развития, а с другой – Гегель утверждает, что: 1) развитие совершается только в сфере духа, природа же как «застывший интеллект», не способна к самостоятельному развитию; 2) процесс самопознания мирового духа находит своё завершение в философской системе Гегеля, а общественный прогресс – в германском мире, т.е. в прусской конституционной монархии. Вместе с тем, философия Гегеля оказала огромное воздействие на последующее развитие философской мысли, в том числе, марксистской.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по дисциплине философия

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации.. липецкий филиал.. кафедра философия история и право..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии
Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Антропологический материализм Фейербаха
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии
Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции (А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень

Как формы существования материи
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека
Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии
С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества
Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура
Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира
а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли
Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

- 69.00 Кб

ВВЕДЕНИЕ 3

СУТЬ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ 5

Закон отрицания отрицания 6

Закон перехода количества в качество 8

Закон единства и борьбы противоположностей 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

Введение

ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих (Georg Wilhelm Friedrich Hegel) /27.08.1770 - 14.11.1831 гг./ - немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Мировоззрение Гегеля формировалось под влиянием идей и событий Великой французской революции.

Г.Гегель начинал как последователь "критической философии" И.Канта и И.Фихте, но уже вскоре под влиянием Ф.Шеллинга перешел с позиций "трансцендентального" (субъективного) идеализма на точку зрения "абсолютного" (объективного) идеализма. Творчество Г.Гегеля характеризуется особым вниманием к истории человеческой духовной культуры. Центральное понятие философии Г.Гегеля - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверх временного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и нравственность - семья, гражданское общество, государство)и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы и самосознания духа).

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин "диалектика" означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

Целью данной работы является рассмотрение основных законов Гегеля.

СУТЬ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ

В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.

Отметим узловые моменты диалектики Гегеля. Центральное понятие его философии - абсолютная идея, и главная проблема его диалектики - переход от идеального (логического) к реальному, от идеи к природе. Сама абсолютная идея погружена внутрь логического (в смысле идеального) пространства и должна каким-то образом "вырваться" оттуда. «Гегель обосновывает движение идеи во внелогическое пространство весьма парадоксальным образом: идея именно потому, что она завершена в себе, должна сама выйти из себя и вступить в другие сферы». Природа оказывается лишь одной из этих сфер и, соответственно, этапом внутреннего развития идеи. «В поисках определенности и совершенства она «высвобождает из себя» природу». Природа оказывается инобытием абсолютной идеи, или ее иным воплощением. «В природе мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме овнешневания (EntauBerung), внешнего обнаружения точно так же, как в духе эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя».

Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична, но это не делает ее менее эффективной при решении в том числе (а может быть, и в первую очередь) проблем исследования реального бытия, мира, всеобщих законов развития. С позиций объективного идеализма Гегель дал целостную концепцию развития человеческого духа, человеческой культуры. Не считая данный подход единственно возможным, нельзя не отметить, что гегелевская диалектика оказала огромное влияние на все последующее развитие философии. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм философской рефлексии над миром, которая позволяет рассматривать последний как целостную систему.

Гегель сформулировал основные законы диалектики – «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Любой предмет или явление развиваются согласно этим законам: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого"

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания означает, что в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой - отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве, некоторые свойства и качества отрицаемого предмета. В процессе развития диалектически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, т.е. сохранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания выступает прежде всего как синтез, т.е. достижение нового качественного содержания не путем простого их суммирования, а за счет преодоления противоречивых сторон предмета. Это дает основания в более общей форме обозначать его как «закон диалектического синтеза», который обеспечивает, с одной стороны, изменение и появление нового предмета, а с другой - сохраняет генетическую связь с предшествующими явлениями и предметами.

Граница перехода одного качества в другое представляет собой некое посредствующее качество. Для Гегеля это мыслимое единство. «Нечто становится другим, а это другое в свою очередь становится другим. Нечто, находясь в отношении с другим, само уже есть некое другое по отношению к этому последнему. Так как то, во что нечто переходит, есть то же самое, что и само переходящее (оба имеют одно и то же определение, а именно быть другим), то в своем переходе в другое нечто лишь сливается с самим собой, и это отношение с самим собою в переходе и в другом есть истинная бесконечность». Таким образом, в процессе развития закон отрицания отрицания характеризует направленность изменений, их преемственный характер и бесконечность.

Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.

И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал, что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.

Закон перехода количества в качество

Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями и говорит о том, что в процессе развития «количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений». Качественное изменение обозначает возникновение нового объекта, предмета, явления. Качество, как отмечал Гегель, «есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть». Поэтому понятие «качество» следует отличать от свойств предмета. Качество - это внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность свойств, без которых предмет уже перестает быть данным предметом. А свойство более элементарно, это как бы одна сторона качества.

Количество - это внешняя определенность предмета по отношению к бытию. Поэтому количество выражает не сущность предмета, а лишь его внешние количественные свойства. Количественные параметры различных предметов и явлений, их пространственно-временные характеристики (размеры) могут совпадать. Сравнение предметов по их количественным характеристикам безразлично к качеству (мы можем, например, сравнивать размеры живого существа и неодушевленного предмета, скажем слона и стола). Выделение качества и количества объекта является лишь операцией абстрактного мышления, в реальности нет качества без предшествующих ему и происходящих в нем всегда количественных изменений, так же как любое количественное изменение является результатом какого-то качественного изменения.

Мыслимое единство количественных и качественных изменений выражается «мерой». Таким образом, качество, количество и мера суть лишь ступени развития, формы бытия.

Закон перехода количества в качество говорит о том, что в любом предмете как особом качестве происходит накопление количественных изменений, которые на определенном уровне развития предмета (перешагнув меру) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет, новое качество порождает серию новых количественных изменений, делая тем самым процесс развития бесконечным.

Например, человек мог долгое время развиваться как биологический вид, но, вступив в социальные отношения, он на новой качественной ступени развивается уже как социальное существо. Механизм процесса развития и скорость его протекания могут быть различными. Развитие может носить как эволюционный, постепенный, так и скачкообразный характер. Например, для социальной практики характерны резкие революционные переходы («скачки»), а затем - восстановление равновесия, накопление недостающих количественных изменений.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. В любом предмете существуют противоречивые стороны. Противоречия скрыты, существуют в потенциальной форме. Однако постепенно, за счет количественных накоплений различия между противоречивыми сторонами предмета или явления усиливаются и достигают такой степени, что начинают отрицать друг друга. Противоречия начинают выступать как противоположности, что приводит к разделению единого предмета на противоположные стороны. Происходит разрешение противоречий, которое может иметь разные варианты, но возникающие при этом новые явления и предметы обладают собственными новыми противоположностями. Таким образом, весь диалектический путь повторяется заново, и процесс развития носит бесконечный характер.

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных законов Гегеля.

11. Система и метод философии Гегеля. Основные законы диалектики.

Георг Гегель (1770-1831, немецкий философ) утверждал абсолютное главенство рационального, а не бессознательного элемента познания. Его основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.

Система философии Гегеля состоит из трех основных частей.

В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает "мировой дух" ("абсолют") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.

Во второй части системы - в "Философии природы" изложено учение о природе. Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от "абсолютной идеи".

Третья часть его системы - Гегелевская теория общественной жизни - "Философия духа". Здесь "абсолютная идея" становится по Гегелю "абсолютным духом".

Философская система делится Гегелем на три части:

  • философия природы

    философия духа

Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом».

Гегель берет за первооснову всех явлений природы и общества "Абсолют"("мировой дух"), который существует до остального мира, природы и общества. Творческой силой Гегель признает лишь мысль ,дух ,идеальное.

"Абсолют" – безличное духовное начало, которое Гегель называет то "мировым разумом", то "мировым духом", то "абсолютной идеей".

Только "абсолютная идея" представляет собой настоящую действительность, а реальный мир - природа и общество - есть лишь отражение "идеи", результат ее развития.

В основе всего существующего лежит "Абсолютный Дух", который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания самого себя.

Для самопознания ему необходимо проявление (Самораскрытие).

Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве - это природа; самораскрытие во времени - история. "Абсолют" творит мир, затем человека, а затем через человека осуществляется цель этого творения. Посредством познания мы знаем больше о природе и о самих себе.

Учение Гегеля об "абсолютной идее". "Абсолютная идея" - это:

    единственно существующая подлинная реальность;

    первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

    "мировой дух", обладающий самосознанием и способностью творить.

    "абсолютная идея" ("мировой дух", "мировой разум") - это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира.

Деятельность "абсолютной идеи" заключается в мышлении, цель - в самопознании.

Следующим ключевым понятием философии Гегеля является "отчуждение".

"Абсолютный дух", о котором нельзя сказать ничего определенного, "отчуждает" себя в виде:

    окружающего мира;

  • человека;

    а затем, после "отчуждения" через мышление и деятельность человека (закономерный ход истории) возвращается снова к самому себе, то есть происходит круговорот "Абсолютного духа" по схеме:

"Мировой (Абсолютный) дух" - "отчуждение" - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение "Абсолютного духа" к самому себе.

Процесс самопознания "абсолютной идеи" включает три этапа:

    Пребывание "абсолютной идеи" в самой себе, в стихии "чистого мышления". Л огика - наука, в которой "абсолютная идея" находится сама в себе и через законы диалектики раскрывает свое содержание. Логика как наука о себе и для себя.

    Развитие природы как иного бытия "абсолютной идеи". Природа («окаменевший дух») представляет собой внешнюю реальность "абсолютной идеи", ее проявление. Философия природы - наука об ином бытии ("отчуждении") "абсолютной идеи".

    Развитие общества и человеческого сознания (духа). Философия духа – учение об "абсолютной идее", возвращающейся в самое себя("абсолютный дух") из своего инобытия. Снятие природного проявления («окаменевшего духа») "отчуждении" "абсолютной идеи", возвращение "идеи" к самой себе. Познание "мировым духом" самого себя через достижение "абсолютной истины". Когда "абсолютная идея" становится "абсолютным духом" восходящее движение "абсолютной идеи" прекращается. На этой ступени "абсолютная идея" проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя. Дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, повторение пройденного пути. Познание всего означало конец истории, т.к. история – путь от незнания к абсолютному знанию.

Метод философии Гегеля – диалектика .

Диалектика (греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод (способ мышления) в философии, имеющий своим предметом противоречие.

Диалектика рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии.

Гегель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона диалектики.

Основные законы диалектики :

    ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс. Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи отличаются друг от друга. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок.Те пункты, в которых происходит качественный скачок, т.е. переход к новой мере, Гегель называет узлами. Все вещи взаимосвязаны узловыми линиями, или цепью перехода от одной меры к другой.

    ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который вскрывает противоречия как внутренний источник, побудительную силу всякого самодвижения. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности». Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения. Даже самый простой вид движения - перемещение тела в пространстве - представляет собой постоянно возникающее и тут же разрешающееся противоречие. Что то движется не только потому, что оно теперь здесь, а в другой момент там, но и потому, что оно в один и тот же момент и здесь и не здесь, т.е. и находится и не находится в данной точке траектории.

    ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии и З) утверждение нового. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового.

Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез.

В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Антитезис необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена.

Все эта конструкция называется триадой.

Общий вывод гегелевской философии состоят в признании разумности мира: «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».

Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму – оптимистическая философия.