Основные типы избирательных систем. Виды избирательных систем в россии Понятие и виды избирательных органов

  • Критика марксизма к. Поппером
  • Глава 3. Политическая система общества §1. Категория "политическая система" в политологии
  • §2. Функции политической системы
  • Глава 4. Политические режимы §1. Понятие и типология политических режимов
  • §2. Классификация политических режимов
  • Глава 5. Политическая власть §1. Основные характеристики власти
  • §2. Политическое господство и политическая легитимность
  • Глава 6. Государство §1. Генезис, сущность и функции государства
  • §2. Типы и формы государства
  • §3. Правовое государство и гражданское общество
  • Глава 7. Законодательная власть §1. Понятие парламента. Его роль и значение. Классификация зарубежных парламентов
  • §2. Структура парламента
  • Глава 8. Исполнительная власть §1. Исполнительная власть. Правительство
  • §2. Виды правительств
  • §3. Порядок образования (формирования) правительства
  • §4. Состав и структура правительства
  • §5. Порядок деятельности правительства
  • §6. Полномочия (компетенция) правительства
  • §7. Исполнительная власть. Глава государства
  • §8. Полномочия главы государства
  • Глава 9. Судебная власть §1. Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме
  • §2. Судебные вертикали
  • §3. Система общих судов
  • §4. Специальные суды
  • §5. Негосударственные суды
  • Глава 10. Местная власть §1. Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления
  • §2. Основные черты административно-территориального деления
  • §3. Структура и формы органов местного самоуправления
  • §4. Полномочия (компетенция) местных органов управления и самоуправления
  • §5. Отношения местных органов с центральной властью
  • §6. Местные исполнительные органы
  • Разделiii. Политические процессы
  • Глава 11. Политический процесс §1. Сущность и основные характеристики политического процесса
  • §2. Типология политических действий
  • §3. Политическое участие
  • Глава 12. Политические элиты и политическое лидерство §1. Политическая элита
  • §2. Политическое лидерство
  • §2. Партийные системы, уклады и коалиции
  • §3. Общественные организации и движения Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
  • Глава 14. Представительство и выборы §1. Избирательное право
  • §2. Виды избирательных систем
  • Разделiv. Политическая культура и идеология
  • Глава 15. Политические идеологии §1. Сущность и функции политической идеологии
  • §2. Современные политические идеологии
  • Глава 16. Политическая культура и политическая социализация
  • §1. Понятие политической культуры и ее структура
  • Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
  • Глава 17. Система международных отношений
  • §1. Сущность и понятие международных отношений
  • §2. Понятие и сущность внешней политики государств
  • §3. Цели, функции и средства внешней политики
  • Глава 18. Политика и глобальные проблемы современности
  • §1. Сущность и пути решения глобальных проблем современности
  • §2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности
  • Основные термины и определения
  • §2. Виды избирательных систем

    Понятие избирательной системы

    В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная система представительства. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

    Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правления, политической культурой страны, природой ее политических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, идет реформа избирательной системы в Италии, изменились электоральные законы в Беларуси и других постсоветских республиках.

    Выбор той или иной избирательной системы влечет за собой существенные изменения в расстановке политических сил. Так, во Франции избирательный закон стал объектом ожесточенной политической борьбы и несколько раз существенно менялся в зависимости от сложившегося соотношения политических сил. Американская система соответствует характеру сложившегося там водораздела между основными тенденциями, партиями и способствует его сохранению и даже углублению. Итальянская (пропорциональная) система учитывает более многообразный политический мир этой страны, хотя уже не в полной мере соответствует нынешней расстановке политических сил, что и вызывает необходимость реформы избирательной системы.

    Таким образом, избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики, как правило, осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь.

    В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

    Мажоритарная система абсолютного большинства

    В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.

    Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. Такая практика сложилась, например, во Франции, где ко второму туру допускаются все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников.

    В Беларуси также используется система абсолютного большинства. В отличие от Франции, во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей данного округа.

    Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партий. В результате образуется система крупных и, что весьма важно, взаимозависимых политических партий. К примеру, во Франции, где эта система применяется с небольшим перерывом более 30 лет, насчитывается более восьми партий, реально претендующих на голоса избирателей. В первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику.

    Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется второй тур выборов.

    Мажоритарная система относительного большинства

    На выборах по мажоритарной системе относительного большинства (плюральной избирательной системе) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам.

    Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и странах, некогда находившихся под ее влиянием, в том числе и в США. Так, территория США разделена на 435 округов по избранию депутатов Конгресса. В каждом округе граждане избирают одного депутата в нижнюю палату (Палату представителей), который должен получить простое большинство голосов. Голоса, поданные за проигравших кандидатов, не учитываются и не влияют на распределение мест в Конгрессе.

    Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политический партий. Это не так уж плохо для страны и стабильности ее политической системы. Двухпартийность заставляет партии более ответственно подходить к решению государственных проблем, ибо победившей партии предоставлено полное управление, а проигравшая автоматически становится оппозицией, критикующей правительство. Понятно, что именно правящая партия несет и полную ответственность за проводимую политику.

    Достоинства и недостатки мажоритарных систем

    Главным достоинством мажоритарного представительства является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом.

    Из достоинств мажоритарной системы вытекают ее недостатки, являясь их продолжением. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут.

    Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за нее проголосовало больше избирателей. Вполне типична ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают различное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной избирательной системы.

    Пропорциональная система

    Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.

    Партийные списки могут быть различных видов. Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

    В ряде стран применяется иной вариант – система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций.

    Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система, применяемая в Швейцарии и Люксембурге, позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам. Иными словами, избиратель вправе отдать предпочтение кандидатам различных партий – смешанное предпочтение. Тем самым создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.

    Для определения результатов голосования устанавливается квота, то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

    В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный порог. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. В России, Германии (смешанные системы), Италии он равен 5 процентам. В Венгрии и Болгарии – 4 процентам, в Турции – 10 процентам, в Дании – 2 процентам. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.

    Достоинства и недостатки пропорциональной системы

    О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в десяти из двенадцати стран ЕС (исключе­ние составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

    Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

    Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

    Смешанные избирательные системы

    Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.

    На такой основе проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

    Концепции роли депутата

    В практическом осуществлении различных избирательных систем огромную роль играет политическая культура населения и самого депутатского корпуса. Важное значение имеет также сложившееся представление о роли депутата, его функциях. В качестве наиболее распространенных концепций, взглядов на роль депутата можно назвать следующие:

    Депутат представляет в парламенте свою партию, защищает и разъясняет ее политическую программу;

    Депутат представляет прежде всего тех избирателей, которые голосовали за него и его программу;

    Депутат представляет в парламенте всех избирателей своего округа, в том числе и тех, кто голосовал против или воздержался. Он защищает общие социальные, экономические и политические интересы округа;

    Депутат на всех уровнях выражает и защищает интересы нации, страны в целом, каждой социальной группы.

    Высококвалифицированная, честная работа народных представителей на всех уровнях управления позволяет нейтрализовать негативные аспекты избирательной системы. Конечно же, политик в парламенте должен исходить из интересов всей страны, находить оптимальную степень сочетания интересов региона и страны. Необходимо стремиться к тому, чтобы отношения между народными избранниками и избирателями основывались на полномочиях и на доверии.

    "

    Определение 1

    Избирательная система – это установленный порядок, который занимается определением результатов выборного процесса, то есть выборов.

    Избирательная система – это своего рода способ или вариант подсчета голосов с последующим распределением числа мандатов. Стоит отметить, что в строгой зависимости от процесса распределения установленных депутатских мандатов определяется результат всего выборного процесса, то есть выборов. Именно такими методами определяются и характеризуются пропорциональная и мажоритарная избирательная система.

    Мажоритарная избирательная система в России

    В основе самой распространенной мажоритарной избирательной системы установлен принцип большинства. Иными словами, это говорит о том, что избранными считаются те кандидаты, которые набрали наибольшее количество голосов в ходе выборного процесса. Выборы могут проводиться на определенной территориальной зоне, которая определяет избирательный круг. Соответственно, этими избирательными зонами устанавливаются избиратели и их количество. Например, во время выборов президента страны избирательный круг будет определен всем государством.

    Если говорить о мажоритарной избирательной системе, то в результате полученного минимального количества голосов могут быть определены три разновидности данной избирательной системы, которая существует на территории Российской Федерации:

    • Избирательная система абсолютного большинства.
    • Избирательная система квалифицированного большинства.
    • Избирательная система относительного большинства.

    Пропорциональная и смешанная избирательные системы в России

    Современная пропорциональная избирательная система отличается имеющимся принципом пропорционального политического объединения, которое отражается среди всех участников выборного процесса, то есть выборов. В виду этого избиратель может голосовать не за конкретного кандидата, а именно за имеющуюся политическую партию, или политическое объединение. Любое политическое объединение должно предоставить список, где будут перечислены все представленные кандидаты в той очереди, которая соответствует занимаемым местам в представительном политическом органе.

    Кроме этих двух избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, существует третья разновидность – это смешанная избирательная система. Смешанная избирательная система представляет собой следующий принцип: некоторая часть депутатов от представительного органа должна быть избрана по мажоритарной избирательной системе, а вот вторая часть должна быть избрана по правовому принципу пропорциональной избирательной системе. Стоит отметить, что при применении смешанной избирательной системе голоса избирателей никаким образом не могут быть смешаны. Каждые голоса будут рассматриваться избирательной комиссией в отдельности.

    Современная избирательная система может быть рассмотрена в широком смысле своего определения. Избирательная система – это установленная совокупность определенных общественных отношений, которые связаны между собой процессами проведения выборов. Что касается узкого определения избирательной системы, то стоит говорить о определенном способе подведения итогов в соответствии с полученными голосами и процессом подсчета соответствующих голосов.

    Как уже было сказано ранее, современная избирательная система, которая активно применяется на территории Российской Федерации, разделена на три разновидности:

    • Во-первых, это мажоритарная избирательная система.
    • Во-вторых, это пропорциональная избирательная система.
    • В-третьих, это смешанная избирательная система, которая характеризуется непередаваемостью голосов.

    Избирательная система (в узком смысле слова) - способ распределения мандатов между кандидатами по результатам выборов.

    В зависимости от того, какой из них применен (и, следовательно, избирательная система) результаты одних и тех же выборов могут привести к различным вариантам распределения мандатов.

    Наиболее распространенными избирательными системами являются мажоритарная и пропорциональная, а также из комбинации.

    Мажоритарная система является старейшей из всех существующих избирательных систем. Согласно данной системе вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа, причем от каждого обычно избирается один депутат. Иногда от одного округа избирается большее число депутатов.

    В зависимости от количества избирателей, минимально необходимого для избрания депутата, выделяются следующие разновидности указанной системы:

    - мажоритарная система относительного большинства;

    - мажоритарная система абсолютного большинства;

    - мажоритарная система квалифицированного большинства.

    Мажоритарная система относительного большинства - самая распространенный вид мажоритарной системы. В настоящее время в «классическом» виде её применяют 43 страны (как правило, англоязычные). Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций /авт. - сост. А.В. Якушев. - М: ПРИРОР, 1999. - с.64.

    При ее применении избранным считается тот кандидат, который в округе набрал большее число голосов. Чем его соперники (причем данная система не требует от кандидата набрать обязательный минимум голосов, например 50% + 1 голос от числа голосующих либо иное обязательное количество голосов; единственное требование - получить голосов больше, чем лично каждый соперник).

    Поскольку система относительного большинства не устанавливает для избрания необходимого минимума голосов (то есть кандидат может быть зачастую и меньшинством всех избирателей), нет необходимости устанавливать необходимый минимум избирателей, при явке которых выборы будут считаться состоявшимися (то есть кворум). Поэтому выборы будут легитимными, если в них примет участие любое количество зарегистрированных избирателей (даже только 1 человек)

    Считается, что избиратели, которые не пришли на выборы, согласны с мнением избирателей, принявших в них участие. В случае, если в округе баллотируется только один кандидат (обычно очень популярный, с которым нет смысла вести борьбу и соперники не выдвигают себя - это часто бывает при выборах в Конгресс США), то выборы в данном округе вообще не проводятся и кандидат считается избранным (поскольку для избрания достаточно одного голоса, например самого кандидата, а явка избирателей не обязательна)

    Мажоритарная система относительно большинства имеет свои преимущества:

    - она всегда результативна (каждое депутатское место замещается сразу, в результате только одного голосования; парламент формируется полностью; нет необходимости проводить 2-й тур или новые выборы в округах, где отсутствовал необходимый кворум);

    Понятна избирателям;

    Экономна;

    Позволяет крупным партиям получить «твёрдое» большинство и сформировать устойчивое правительство.

    Главные её недостатки в том, что:

    Часто депутат избирается меньшинством избирателей;

    Искажаются результаты голосования в масштабах всей страны (пример: кандидаты А, представляющие партию А, победили в каждом из мажоритарных округов, набрав относительное большинство - 20% голосов и 20% - в целом по стране, кандидаты Б, В, Г, представляющие одноимённые партии, набрали в округах соответственно19%, 17% и 14% и столько же по стране; в результате партия А, набравшая 20% по стране и против которой проголосовало 80% избирателей, получит 100% мест в парламенте; а партии Б, В, Г, набравшие почти столько же, сколько и А, а в сумме- больше голосов, чем А, не получат в парламенте ни одного места).

    Для того чтобы было меньше искажений, в ряде стран применяется мажоритарная система абсолютного большинства .

    Ее главные отличия от аналогической системы относительного большинства в том, что:

    Для избирания от округа необходимо набрать не простое большинство (то есть больше, чем другие кандидаты), а обязательно абсолютное (то есть 50%+1 голос) большинство голосов от принявших участие в выборах избирателей;

    Если никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства, проводится 2-й тур, в котором, как правило, участвуют 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов в 1-м туре;

    Победителем во 2-м туре обычно считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник;

    Как правило, предусматривается обязательны кворум: чтобы выборы считались состоявшимися, необходимо более половины избирателей от числа всех зарегистрированных.

    Мажоритарная система абсолютного большинства дает меньше искажений.

    Существуют также еще один вид мажоритарной системы - мажоритарная система квалифицированного большинства, предъявляющая крайне высокие требования количества голосов, необходимых для избрания (например, до 1993 г., чтобы быть избранным итальянским сенатором, необходимо было набрать 65% (почти 2/3 голосов. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций /авт. - сост. А.В. Якушев. - М: ПРИРОР, 1999. - с.66.

    Пропорциональная избирательная система является наряду с мажоритарной наиболее распространенной при проведение выборов. Суть данной системы в том, что:

    Партии выдвигают так называемые «партийные списки», в которых указываются как сами кандидаты от одной партии, так и их очередность на получение мандатов;

    Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах (то есть чем больше голосов избирателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов);

    Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке.

    В отличие от мажоритарной системы применяемой обычно в крупных государствах, где конкурируют, как правило 2 ведущие партии, пропорциональная избирательная система хороша для небольших по территории государств с развитой многопартийностью. В настоящее время она применяется в Эстонии, Латвии, ряде скандинавских стран, при выборах нижней палаты парламента в Польше и Чехии.

    Недостатки этой системы в том, что часто многочисленные и придерживающие разных взглядов партии, пропорционально представленные в парламенте, не могут договорится между собой, не могут сформировать, устойчивое правительство, вследствие чего государственная политика не имеет «внутреннего стержня» - возникают партийные иптриги, межпартийные распри, нестабильность, создаются и распадаются коалиции, слишком часто меняется правительство.

    Голосуя за партийный список, избиратели часто знают лишь его лидеров и не знают остальных членов, в результате в парламент попадают сомнительные и случайные люди, которые никогда не были бы избраны лично в округах..

    Наиболее действенным средством устранения недостатков пропорциональной системы является установления заградительного барьера (пункта). Цель заградительного барьера - препятствовать проникновению в парламент слишком мелких и случайных партий и способствовать тому, чтобы в парламенте были представлены средние и крупные партии. Тем самым парламент становится менее разрозненным по своему составу и более стабильным.

    При использовании заградительного пункта к распределению депутатских мандатов допускаются только те партии, которые собрали определенный минимум голосов. В Германии, Венгрии, России это 5%; в Болгарии, Украине - 4%; Испании -3%, Израиле - 1,5%. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4 т. Тома 1-2. часть общая: Учебник /Отв. ред. Проф. Б. А. Старушин - 3-е изд., обновл. и добавл. - М.: БЕК, 2000. - С. 375

    Партии, набравшие в соответствующих странах количество голосов меньше установленного минимума, считаются не преодолевшими заградительный барьер и к распределению депутатских мест не допускаются.

    Несмотря на то, что во многих странах мажоритарная и пропорциональная избирательная системы применяются «в чистом виде», ряд государств пошел по пути их комбинирования, а также использования нетрадиционных избирательных систем.

    При применении одной мажоритарной системы в невыгодном положении останутся мелкие партии, не будут представлены интересы значительной части избирателей, чьи голоса пропадут в мажоритарных округах. При использовании одной пропорциональной системы в парламенте окажется слишком много партий, что затруднит формирование правительства, а депутаты будут починены партийным интересам и будут оторваны от избирателей.

    При совместном же применении обеих систем крупные партии, чьи депутаты пройдут по округам, уравновесятся средними и мелкими партиями. В результате будут максимально представлены интересы избирателей, но в то же время крупные партии составят основу парламентского большинства, что даст шансы сформировать устойчивое правительство.

    В зависимости от соотношения элементов мажоритарности и пропорциональности смешанные избирательные системы могут быть:

    Симметричными (половина членов парламента избирается по мажоритарной системе, а половина - по пропорциональной), асимметричными (предполагает не равное соотношение элементов мажоритарности и пропорциональности).

    В настоящее время наметилась стойкая тенденция (особенно в странах, недавно начавших строить свою государственность) не отдавать предпочтение какой-либо системе «в чистом виде», а использовать именно смешанную избирательную систему. В очень многих современных государствах она применяется при избрании нижней палаты парламента.

    В ряде стран применяются нетрадиционные избирательные системы. Как правило, это усложненные пропорциональные системы с различными нововведениями, смягчающие их недостатки, но делающими их отличными от классической пропорциональной системы. Нередко такие системы именуют модифицированными или полупропорциональными. К таким чаще всего относятся:

    Кумулятивный вотум;

    Панаширование.

    При системе единственного передаваемого голоса (которая применялась при выборах нижней палаты в Японии) избиратель в многомандатном округе голосует только за одного конкретного кандидата (а не за партийный список), а победителями становятся несколько кандидатов (их число равное числу мандатов в округе, друг за другом набравшие самое большое число голосов.

    Особенность этой системы в том, что по одним признакам (многомандатный округ) она пропорциональная, но голосование идет как при мажоритарной системе (1 голос за 1 конкретного кандидата). Нередко ее называют системой ограниченного вотума, поскольку избиратель имеет меньше голосов (1), чем надо избрать депутатов (несколько).

    Кумулятивный вотум (от слова «аккумулировать») отличается от ограниченного вотума тем, что в многомандатном округе избиратель имеет столько же голосов, сколько разыгрываются мандатов, но он может распорядиться своими голосами так, как захочет, - может отдать по голосу разным (лучшим, с его точки зрения) кандидатам, либо отдать сразу все голоса одному из них, либо распределить их по-другому.

    Применяется в многомандатных округах;

    Свой голос избиратель отдает разным кандидатам, но в порядке очередности (предпочтительности); например, напротив фамилии одного кандидата ставит цифру 1(то есть голосует за него в 1-ю очередь), напротив другого - цифру 2, напротив третьего цифру 3.

    Главный принцип системы единственного передаваемого голоса - голоса уже избранных (и исключенных из распределения) кандидатов передаются тем, кому 1-х голосов не хватило, но которые указаны в передаваемых бюллетенях вторыми.

    Данная система применялась при выборах депутатов парламента Австрии. Для отечественного избирателя она, скорее всего, окажется слишком запутанной, сложной и непонятной.

    При преферициальном голосовании избиратель голосует как за партийный список, так и за конкретных кандидатов данного списка, тем самым влияя на расстановку кандидатов данного списка, тем самым влияя на расстановку кандидатов внутри списка и очередность получения ими депутатских мандатов.

    Выборы – это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов.

    Стадии избирательного процесса

    • назначение даты выборов
    • образование (определение) избирательных округов
    • установление избирательных участков
    • создание избирательных органов
    • регистрация избирателей
    • Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
    • Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
    • Голосование.
    • Опрос на выходе, или экзит-поллы - неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
    • Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

    Типология выборов:

    1. Прямые – характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане.

    Косвенные – вопрос об избрании решают избранные гражданами депутаты.

    Т.е., прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов, президенты в президентских и смешанных республиках и другие должностные лица.

    Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи. Косвенные выборы могут иметь несколько стадий.

    2. Всеобщие – когда в них участвуют все избиратели страны.

    Частичные – проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

    3. Очередные – проводятся в сроки, указанные в конституции или законе.

    Внеочередные – назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

    Избирательная система – это совокупность общественных отношений, посредством которых формируются выборные органы государства.

    Реализация этих общественных отношений находит своё отражение, прежде всего в выборах представительной власти, а сам процесс реализации называется избирательной кампанией.

    Виды избирательных систем:

    1. Мажоритарная - в основе лежит принцип большинства.

    На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие;

    а) мажоритарная система относительного большинства – избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов.

    Т.е., преимущество этой системы в исключении второго тура. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Однако, такая система лишает представительства политические партии малой численности, а следовательно, нередко искажает действительное соотношение сил. При такой системе партии-победителю обеспечивается значительное большинство в парламенте (Великобритания, США, Индия и др.);



    б) абсолютного большинства – для избрания необходимо более половины голосов (50% + 1 голос).

    Т.е. эта система зачастую нерезультативна, т.к. если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой из баллотирующихся кандидатов выходит победившим, остаётся нерешённым.

    2. Пропорциональная система – при которой мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией.

    Т.е. эта система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Однако в избирательном бюллетене печатается не весь список кандидатов от каждой партии или блока партий, а лишь фамилии нескольких лидеров. Избиратель часто не знает многих кандидатов, что является недостатком этой системы.

    3.Смешанного характера – с элементами мажоритарной и пропорциональной систем.

    Например, половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе, а другая половина – по пропорциональной. В Государственную Думу РФ из 450 депутатов половина избирается по мажоритарной системе, а другая половина – по системе пропорционального представительства политических партий.

    В настоящее время в мире доминирует мажоритарная избирательная система.

    Основные принципы избирательного процесса: Всеобщность, Равенство, Тайна выборов, Прямое (непосредственное) голосование.

    Избирательное право регулирует и избирательную систему. В широком смысле избирательная система представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с подготовкой и проведением выборов. Под избирательной системой в узком смысле следует понимать порядок подготовки и проведения выборов, характеризуемый особым способом определения результатов выборов. В последнем значении существует несколько разновидностей избирательных систем мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы, на основе которых выборы проводятся в Российской Федерации.

    При мажоритарной избирательной системе победителем на выборах считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Различают мажоритарную избирательную систему абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

    При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, получивший в свою поддержку более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов избирателей, как правило, предусматривается проведение повторного голосования второго тура, в котором участвуют два кандидата, получившие в первом туре наибольшее число голосов избирателей. По мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства с возможностью повторного голосования избирается Президент России.

    При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей, т. е. наибольшее число голосов среди всех кандидатов, его соперников. По данной системе избирается часть депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и выборные должностные лица местного самоуправления. При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным признается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей, например, 2/3 голосов

    В Российской Федерации эта избирательная система не встречается. При пропорциональной избирательной системе распределение выборных должностей (мандатов) производится между партиями. Каждая партия получает количество мандатов, пропорциональное числу голосов избирателей, полученных данной партией на выборах. Избиратели отдают свои голоса не за конкретных кандидатов, а за списки кандидатов, выдвинутые партиями.

    При определении результатов выборов депутатов Государственной Думы по пропорциональной избирательной системе на первом этапеподсчитывается сумма голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, которые получили 5 % и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Эта сумма голосов избирателей делится на 225, а, начиная с парламентских выборов 2007 г. на 450 число депутатских мандатов, которые распределяются по пропорциональной избирательной системе.

    Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между списками кандидатов. Таким образом, на этом этапе к распределению депутатских мандатов не допускаются списки кандидатов, не преодолевшие 5 % избирательный барьер (заградительный пункт, процентная оговорка). После декабря 2003 г.избирательный барьер был повышен до 7 %.

    Голоса избирателей, поданные за такие списки кандидатов, не учитываются в общей сумме голосов и поэтому пропадают. На втором этапе результаты выборов определяется по методу избирательной квоты. Суть метода заключается в установлении минимального числа голосов избирателей, которое необходимо набрать партии для получения одного мандата. Согласно методу избирательной квоты число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, участвующим в распределении мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которое достается соответствующему списку кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов. Если остаются нераспределенные депутатские мандаты, производится их вторичное распределение.

    На третьем этапе подсчета используется правило наибольшего остатка. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть числа, полученная в результате деления, произведенного на втором этапе. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.

    На четвертом этапе производится распределение депутатских мандатов внутри каждого списка кандидатов. Список может включать в себя не более 500 человек и делится на общефедеральную часть и региональные группы.

    Пример определения результатов выборов по пропорциональной избирательной системе по методу избирательной квоты:

    Необходимо распределить 20 депутатских мандатов между партией. А, получившей на выборах 660 тыс. голосов избирателей, партией. Б - 540 тыс., партией В - 280 тыс., партией Г 210 тыс., партией Д - 165 тыс., партией Е - 145 тыс. Все партии преодолели избирательный барьер.

    Первый этап:

    660+540+280+210+165+145 = 2000: 20 = 100 избирательное частное.

    Второй этап:

    Партия. А 660:100 = 6,60

    Партия. Б 540: 100 = 5,40

    Партия. В 280: 100 = 2,80

    Партия Г 210: 100 = 2,10

    Партия Д 165: 100 = 1,65

    Партия Е 145: 100 = 1,45

    В результате первичного распределения депутатских мандатов партия

    А получает 6 мандатов, партия. Б 5, партия. В 2, партия Г 2,

    партия Д 1, партия Е 1. Нераспределенными из 20 остаются 3 мандата.

    Третий этап:

    Партия А 6,60+1

    Партия. Б 5,40

    Партия. В 2,80+ 1

    Партия Г 2,10

    Партия Д 1,65 + 1

    Партия Е 1,45

    В результате вторичного распределения депутатских мандатов партия

    А получает 7 мандатов, партия. Б 5, партия. В 3, партия Г 2,

    партия Д 2, партия Е 1.

    Четвертый этап.

    Депутатские мандаты, полученные партиями, распределяются внутри

    списков кандидатов.

    Смешанная избирательная система представляет собой сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при проведении выборов органа власти. В настоящее время на основе смешанной избирательной системы замещаются депутатские мандаты в большинстве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Преимуществом смешанной избирательной системы является сочетание мажоритарной и пропорциональной систем при организации и проведении выборов.

    Основным недостатком мажоритарной избирательной системы является «потеря голосов» избирателей. Это происходит потому, что победившему кандидату, особенно при системе относительного большинства, достаточно расположить в свою поддержку относительно небольшое число граждан, в то время как голоса избирателей, поданные за других кандидатов или против всех кандидатов, пропадают.

    «Потеря голосов» избирателей свойственна и пропорциональной избирательной системе, но при этом такая потеря, как правило, не является существенной. Пропадают голоса избирателей, поданные за списки кандидатов, не преодолевшие избирательный барьер. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ избирательный барьер препятствует проникновению в парламент мелких партий, не пользующихся достаточной поддержкой избирателей. Это позволяет избежать раздробление депутатского корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может привести отсутствие процентного барьера.

    На выборах Государственной Думы предусматривается возможность участия в распределении депутатских мандатов федеральных списков кандидатов, не преодолевших избирательный барьер, что позволяет сократить число потерянных голосов избирателей. Избирательный барьер понижается в случае, если за преодолевшие его федеральные списки кандидатов подано в совокупности 60 %и менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также, если избирательный барьер преодолел только один федеральный список кандидатов, даже набравший более 60 % голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании. Основными недостатками пропорциональной избирательной системы является сложность подсчетов результатов выборов и своего рода обезличивание кандидатов, включенных в партийные списки. Граждане часто не знают многих из кандидатов, предлагаемых партией в составе списка. Мажоритарная избирательная система лишена этих недостатков. При ее использовании избирателям позволяется отдавать свои голоса конкретному кандидату, баллотирующемуся в избирательном округе.