История создания романа М. Шолохова "Поднятая целина". Размышления над романом М.А. Шолохова «Поднятая целина Шолохов поднятая целина сообщение

В разгар работы над очередной книгой «Тихого Дона» М.А.Шолохов увлекся другим сюжетом, другими героями, другой эпохой - «Поднятой целиной». Конечно, сюжет «Поднятой целины» не является фотографическим отпе­чатком реальных событий того времени - у художествен­ного повествования свои законы, но можно с уверенностью сказать, что из поля зрения Шолохова не выпали основные, в том числе и драматические, обстоятельства, имевшие ключевое значение в процессе коллективизации на первом его этапе.

Осенью 1931 года писатель отправил в редакцию жур­нала «Новый мир» главы своего нового романа «С кровью и потом». Однако редакция, посчитав, видимо, такое на­звание слишком острым и драматичным, потребовала его замены. Тогда-то и родилось знаменитое словосочетание «Поднятая целина». Писатель пошел на уступку, спасая в своем произведении более существенное: он наотрез отка­зался снять главы о раскулачивании, считая их сохранение принципиальным вопросом. Однако Шолохов испытывал острое чувство неудовлетворенности новым названием. Об этом он писал в одном из писем к Е.Г.Левицкой: «На название до сей поры смотрю враждебно. Ну что за ужасное название! Ажник самого иногда мутит. Досадно».

Первоначальное название имело не метафорический, а вполне конкретный смысл. За восемь месяцев в Гремячем Логу, непосредственно изображенных в «Поднятой цели­не», скончалось одиннадцать человек, и только один из них - хуторской пастух дед Агей - умер естественной смертью. Все остальные были убиты, причем их гибель непосредственно связана с коллективизацией. Кроме того, в произведении упоминается о смерти (чаще всего насиль­ственной) еще более 20 человек. Такая концентрация человеческих смертей на художественном пространстве ро­мана усугубляет ощущение обшей изломанности и траге­дийности изображенного времени.

Воссоздавая обстоятельства, в которых действуют пер­сонажи романа, Шолохов стремился быть предельно досто­верным и исторически правдивым. «Когда писатель грешит против истины даже в малом, - говорил Шолохов, - он вызывает у читателя недоверие: значит, - думает чита­тель, - он может соврать и в большом». Он сознательно опирался на факты самой действительности, давал часто точную хронологическую датировку событий.

На протяжении всей первой книги действие набирает высокий темп, а Шолохов тщательно расставляет времен­ные вешки.

Почти одновременный приезд в Гремячий Лог бело­гвардейца Половцева и недавнего слесаря Краснопутиловского завода, бывшего матроса Давыдова. Вечером состоя­лось первое собрание бедноты, на следующий день назначили раскулачивание. Собрания созывались в тече­ние четырех дней подряд каждый вечер и продолжались «до кочетиного побудного крику». В дни, когда гремяченская беднота обсуждала колхозные дела, «у Борщева в тесной связи собирался кулацкий актив», на котором Никита Хопров предостерег казаков: «Я против власти не подни­маюсь и другим не советую», за что и поплатился жизнью. На следующий после убийства Хопрова день вновь решала дело колхоза гремяченская беднота.

4 февраля общее собрание колхозников единогласно вынесло постановление о выселении кулацких семей. При­ехав в район, Давыдов отчитывается перед секретарем: «Все это время каждый день созывали собрания, организовыва­ли колхоз, правление, бригады, факт! Дела очень много». «Яков Лукич 6 февраля приказал нарядчику второй брига­ды выделить четыре подводы с людьми и привезти к воловням речного песку». 4 марта Нагульнов, избив Бан­ника, заставил его сдать хлеб. «Десятого марта с вечера пал над Гремячим Логом туман...» «К 15 марта был целиком собран семфонд... Шалый приналег и к 15 марта отремон­тировал все доставленные в починку бороны, буккера, садилки и плуги». «Бригада Демки Ушакова 25-го выехала пахать». «Марина 26-го подала заявление о выходе из колхоза». «Двадцать седьмого Давыдов решил съездить па поле первой бригады». «Третья бригада 2 апреля перешла на весновспашку». «К 15 мая по району сев колосовых в основном был закончен. В Гремячем Логу колхоз к этому времени целиком выполнил посевной план». «К концу первой половины июня погода прочно установилась».

Во второй книге (которая начала печататься только в середине 50-х годов, а в 1960 году обе книги вышли в единой обложке) хроникальность повествования утратила календарную точность. Только в начале Шолохов делает общую отметку: «К концу первой половины июня», а затем просто помечает дни недели: «Через два дня, в пятницу утром...» Разрывание границ времени обусловлено здесь тем, что колхоз был организован и борьба за новую жизнь утратила свою остроту, постепенно набирая новые силы после трудной весенней страды, готовясь к осенней уборке урожая. Писатель как бы намеренно притормаживает тече­ние времени: «Жизнь шла в Гремячем Логу, не ускоряя своей медлительной поступи...» На фоне тихого успокое­ния резко выделяются трагические события - убийство Давыдова и Нагульнова. Об их последнем дне сказано кратко: «На этом и кончился исполненный больших и малых событий день в Гремячем Логу».

Хроникальность сюжетной канвы первой книги, ее стремительное движение не мешают воплощению широты и глубины происходящих в Гремячем Логу перемен. Народ (гремяченские казаки, крестьянство) в его решающих об­щественных выступлениях рисуется писателем в массовых сценах: собраниях бедноты, в «бабьем бунте», в столкнове­нии Давыдова с покосчиками и даже на тайных сходках, которые сколачивает Половцев.

Массовые сцены первой книги «Поднятой целины» - основная пружина в развитии сюжета, его главные и на­пряженные узлы. Будучи событийно самостоятельными, они вместе с тем связаны между собой. Автора больше всего волновала судьба крестьянской массы, она - главный герой произведения. «Шолохов, - писал К.Симонов, - привел с собой в литературу людей из народа, или, как говорят, простых людей, и они заняли в его романах не боковые места и не галерку, а самый центр этого набитого битком людьми зала. Он заставил смотреть на них, прежде всего на них».

Внимательное прочтение глав «Поднятой целины», в которых дается непосредственное изображение раскулачи­вания, художественно-стилистический комментарий к ним убеждают, что картина, нарисованная Шолоховым, от эпи­зода к эпизоду становится все более широкой, сложной, трагичной. Писатель ни на шаг не отступил от правды жизни, показывая противоречия коллективизации, рас­крывая нравственный аспект проблемы «человек и его выбор».

Давыдов, Нагульнов, Разметнов - ключевые фигуры эпохи коллективизации, их сформировало это время, и они выразили собой свое время.

Давыдов приехал в Гремячий Лог с самыми добрыми намерениями по отношению к крестьянам-труженикам, искренне убежденный в том, что помогает им строить новую, светлую жизнь. Для этого он не только готов к самопожертвованию, он фактически ежечасно жертвует собой: отказывается от нормального существования и живет в каких-то неестественных условиях. Давыдов чув­ствует, что сдвинуты какие-то общепринятые человеческие отношения, ему приходится совершать поступки, противо­речащие его душевной сущности. На протяжении действия первой книги «Поднятой целины» претерпели изменения не только его представления о принципах крестьянской жизни, но и политические убеждения. Не случайно в конце романа Давыдов признается Варе Харламовой: «А ты зна­ешь, я уже иногда подумывал, приходило на ум частенько, что счастье мое, личное счастье осталось за кормой, в прошлом то есть... хотя и в прошлом мне его было отмере­но - кот наплакал...»

В развитии образов Нагульнова и Разметнова на про­тяжении романа тоже происходят заметные перемены. Мягкий, улыбчивый, отзывчивый на людское страдание, душевно ранимый Разметнов наделяется более зорким взглядом, нежели напряженный, всегда подозрительный к «контре» Нагульнов. Это не он, а Разметнов заметил нера­бочие руки у заготовителей скота и усомнился в их про­фессии.

Рядом с Давыдовым и Разметновым Макар Нагульнов выделяется особой суровостью и резкостью. Он не призна­ет разумной середины, не идет на компромиссы. Не слу­чайно в самом начале романа Шолохов словами секретаря райкома Корчжинского определяет натуру Нагульнова: «красноармеец, резковат, весь из углов, и... все острые...» Эту характеристику Нагульнов полностью подтверждает в один из кульминационных моментов - в условиях раску­лачивания. Но Шолохов не забывает и о других качествах Макара. Аскетизм, фанатическая сосредоточенность Нагульнова на «мировой революции», постоянная готовность искоренять «контру» сочетаются в нем с большой искрен­ностью, самоотдачей труду, с умением заметить юмористи­ческое в самых неожиданных обстоятельствах. Несмотря на суровость, жестокость, Макар Нагульнов обладает неж­ной, незащищенной душой. Он глубоко и преданно любит свою непутевую жену. Его чувство прорывается в момент их окончательного расставания.

Писатель не идеализирует своих героев. Он рисует их такими, какими сформировала их эпоха, суровая, противо­речивая, во многом трагическая. После гибели Давыдова и Нагульнова автор открыто в скорбно-торжественной инто­нации обращается к читателю: «Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев гремячего буерака...» Давыдов и Нагульнов дороги Шолохову не как воплощение совершенства, а как живые люди, в дра­матических изломах судеб которых запечатлелись противо­речия человеческого развития.

Последующее за рассказом о гибели главных героев воспринимается эпилогом воссозданной в романе жизни. Здесь очень существенна роль пейзажа. Он исполнен пред­чувствия грядущих величественных и драматических свер­шений. «Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погро­мыхивал гром». В одночасье постаревший Андрей Разметнов, пришедший на могилу своей незабвенной жены Ев­докии, долгим суровым взглядом всматривался в горизонт, откуда, «будя к жизни засыпающую природу, величавая и буйная, как в жаркую летнюю пору, шла последняя в этом году гроза».

Значимость романа определяется тем, что «Поднятая целина» - это живое свидетельство очевидца и участника событий.

В отличие от многих писателей-современников, Шо­лохов изобразил крестьянский мир не средоточием беспро­светной тьмы и невежества, не олицетворением «идиотизма деревенской жизни», а с глубокой верой в творческие силы народа.

Шолохов принадлежал к тем художникам, которые сумели ощутить и запечатлеть свое время как «эпоху глу­боко, небывало всесторонне драматическую... эпоху напря­женного драматизма процессов разрушения и созидания» (М.Горький).

Сочинение

М.А.Шолохов – один из крупнейших и талантлевейших советских писателей, вся жизнь и творческая деятельность которого посвящены борьбе за осуществление тех целей, к которым стремится весь народ, за мир во всем мире. В его творчестве исторически верно отражены переломные моменты в жизни нашей страны: гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война. С
художественной правдивостью писатель рисует действительность во всей ее сложности, противоречиях,конфликтах и трудностях, показывает преодоление этих трудностей и победное движение народа.

Одним из лучших произведений
писателя является роман “Поднятая
целина”, рассказывающий о деревне в годы
коллективизации. В романе ярко освещены
основные проблемы 30-х годов. Он
воспроизводит реальную политическую
обстановку в деревне в период
коллективизации, остроту и напряженность
классовой борьбы и расстановку сил в
этой борьбе, изображает сопротивление
кулаков и белогвардейцев, их
вредительство, ошибки и перегибы в
коллективизации, преодоление трудностей
под руководством коммунистической
партии, ее руководящую и направляющую
роль, неразрывную, органичную связь с
народом.
Партийная ячейка Гремячего Рога во
главе с Давыдовым, посланцем ЦК партии,
изображена Шолоховым в динамике: из
немногочисленной по составу и слабой по
влиянию, она становится крупной
организационной силой в строительстве
новой, колхозной жизни. В центре ее
Давыдов – образец истинного коммуниста и
пример умелого руководителя масс; рядом
с ним сельские коммунисты – Нагульнов и
Разметнов. Они показаны в процессе
роста, преодоления недостатков и
приобретения опыта руководства.
Сплоченность рядов партии и взаимопомощь
коммунистов в социалистическом
преображении деревни подчеркнуты
введением в действие коммунистов
агитколонны: Кондратько, умного и
толкового организатора, и Ванюши
Найденова, агитатора, умеющего найти
доступ к самому черствому сердцу.
В образе Давыдова Шолохов показал
типичного пролетария, рядового
коммуниста, умелого руководителя и
организатора народных масс.
В 30-е годы партия послала в деревню
25000 передовых рабочих, одним из
них был и Давыдов, слесарь Путиловского
завода. Шолохов не дает нам развернутой
биографии Давыдова, но из отдельных ее
штрихов и эпизодов создается ясное
представление о жизненном пути героя, об
условиях, определивших формирование его
взглядов и характера.
Тяжелое детство, нужда и лишения в
семье рабочего, сосланного в Сибирь за
участие в забастовке, горечь пережитого
унижения рано определили
социалистическое самосознсние Давыдова.
Служба во флоте, участие в гражданской
войне и работа на Путиловском заводе
способствовали формированию
коммунистического мировоззрения и
мужественного характера героя.
Идейная вооруженность, политическое
чутье и природный ум помогают Давыдову
разобраться в сложной обстановке
классовой борьбы в деревне, понять
соотношение классовых сил и найти
правильное партийное разрешение вопросов
практической работы. “Хутор был для него
- как сложный мотор новой конструкции, и
Давыдов внимательно и напряженно пытался
познать его, изучить, прощупать каждую
деталь, слышать …каждый перебой в
каждодневном неустанном, напряженном
биении этой мудреной машины.” Он глубоко
вникает в директивы партии и
политические статьи, руководствуясь ими
в своей практической деятельности,
знакомится с агрономической литературой.

Он зорко всматривается в людей,
подбирает надежный актив и, опираясь на
лучшую часть бедняков и середняков, с
помощью местных коммунистов осуществляет
поставленную перед ним партией задачу -
организует в Гремячем Логе колхоз.
Давыдов умеет заглянуть в будущее,
вырастающее из сегодняшней борьбы. Он
мечтает о времени, когда “машина будет
все тяжелое работать за человека”. Он
мечтает об освоении пустующих целинных
земель и строительстве заводов. “Все
принадлежащее нам, все в наших руках,
факт!”- говорит он. Мечта Давыдова о
будущем предугадывает то, что ощущается
и осуществляется в деревне в наши дни.

Коммунизм является для Давыдова той
высокой целью, для осуществления которой
он живет и работает, преодолевает
трудности и препятствия. Он готов отдать
свою жизнь за дело партии: “Если
понадобится, за партию… я за свою
родную партию, за дело рабочих всю кровь
отдам. Всю до последней капли”. Чувство
советского патриотизма является
руководящим и определяющим его
деятельность: цель его жизни – служение
народу и Родине.
Образцом героизма в выполнении
долга, мужества и непоколебимой
стойкости коммуниста является поведение
Давыдова во время разгрома колхозных
амбаров, когда он, рискуя жизнью,
защищает общественную собственность от
разъяренной толпы, пытавшейся под
влиянием агитации кулаков расхитить
колхозные семена. Понимая угрожающую ему
смертельную опасность он ни на минуту не
теряет твердости духа и решительно
заявляет:”До ночи буду водить, а ключей
нету… Не отдам!” Он готов погибнуть
ради общего блага, защищая интересы тех
людей, которые поддались влиянию врага.

“За вас же, проклятые… – неожиданно
звонко сказал Давыдов и повел по
сторонам посветлевшими глазами, – для
вас же делаем и вы же меня убиваете…
Ах, сволочи! Не дам ключей, понятно?
Факт, не дам!” Давыдов понимает, что
рассвирепевшая толпа действовала по
чужой указке, поэтому, забыв личную
обиду, он терпеливо разъясняет на
хуторском собрании смысл происшедших
накануне событий и причину их – кулацкую
агитацию. Твердым, решительным тоном
руководителя колхоза он заканчивает свою
речь на собрании требованием
безотлагательно приступить к севу:

“Поволынили, граждане, и будет… надо
работать, а не валять дурака…”
Давыдов знает народ, верит в него.
Он умеет разбудить силы народа и
направить их на создание новой жизни.
Давыдов сам берется за плуг, выполняет
норму и блестяще развертывает
социалистическое соревнование. “Умру на
пашне, а сделаю! Ночью при фонаре буду
пахать, а вспашу десятину с четвертью,
иначе нельзя. Позор всему рабочему
классу,”- думает Давыдов, приступая к
незнакомой работе, и со свойственным ему
упорством и настойчивостью осуществляет
трудную задачу. Это еще более укрепляет
его связь с народом.
Шолохов рисует своего героя, не
скрывая его недостатков, следуя
жизненной правде. Он обобществляет, не
разобравшись в положении, скот и птицу и
сам же исправляет сделанное, он не сумел
распознать в Островнове врага и т.д.
Однако, образ Давыдова полон обаяния,
глубокой любви и уважения к простым
людям, сердечной чуткости и теплоты в
отношениях с ними, простоты и
скромности, непосредственности и
искренности, жизнерадостности и
оптимизма. В борьбе за счастье народа он
видит свое личное счастье, в успехах
социалистического строительства он видит
свое бессмертие.
Во второй книге романа Давыдов
показан на новом этапе развития, в
не менее сложной и острой обстановке
борьбы с замаскированными врагами. И
погибает он в честной схватке с ними как
настоящий герой.
Одним из главных действующих лиц
романа “Поднятая целина” является
секретарь гремяченской партячейки
краснознаменец Нагульнов. С первых
страниц романа автор дает его
характеристику: “резковат, весь из
углов… все острые”.
Сын зажиточного казака, он с ранних
лет возненавидел собственность и
проникся ненавистью к звериным нравам
старого мира, наблюдая их в окружающей
среде. Уйдя из родного дома, он стал
батраком. Во время империалистической
войны понял необходимость борьбы с
собственническим капиталистическим
строем. С фронта он вернулся
большевиком. Начал активно в гражданской
войне, отстаивая власть Советов. За
храбрость и отвагу получил орден
Красного Знамени.
Чувство революционного долга и
непримиримая ненависть к врагам являются
основными чертами Нагульного как
коммуниста. Отсутствие политической
дальнозоркости и умения разобраться в
конкретной обстановке – причины ряда его
ошибок и промахов. Увлеченный идеей
коллективизации, он стремится
осуществить ее как можно скорее. С этой
целью вместо разъяснения преимуществ
колхозной жизни, он принуждениями и
угрозами заставляет вступать в колхоз.

В тех случаях, когда Нгульнов
сталкивается с препятствиями, он теряет
выдержку, впадает в крайность и готов
принять самые решительные меры, не
учитывая обстоятельств и не считаясь с
директивами партии о коллективизации.
“Ты старыми партийными методами
работаешь, – говорит ему Давыдов. – А
сейчас – новое время, и не налеты, а
позиционные бои идут”. При всем этом
Нагуль нов беззаветно предан партии,
готов без колебаний отдать свою жизнь за
ее дело. “К партии я не ученым хрящиком
прирастал, а сердцем и всей пролитой
кровью”,- говорит он.

Макар не
представляет себе жизни без партии:”Куда
же я без партии? И зачем? Нет, партбилет
я не отдам! Я всю свою жизнь вложил…
всю жизнь… Мне жизня теперь без
надобности, исключите и из нее”, -
говорит он, когда приниимается решение
об исключении его из партии за перегибы.
Он не понимает всей сложности построения
социализма, торопится перескочить
необходимые этапы в процессе создания
колхозов. Теоретическая незрелость и
политическая наивность мешают ему
правильно руководить массами и приводят
к тяжелым ошибкам. Он, конечно, не враг.
“Путаник, но ведь страшно, свой же”, -
словами Давыдова автор выражает
сущность Нагульнова. Испытав сильное
потрясение после исключения его из
партии, Нагульнов решил застрелиться,
но, представив себе злорадство врагов,пришел к противоположному решению:
продолжать борьбу, хлопотать
о восстановлении. “А если нет – так я и
беспартийным буду сражаться с гадами”. И
Нагульнов активно включается в общую
работу. Трудный процесс идейной и
психологической перестройки Нагульнова
только намечен в последних главах
романа, ибо вместе с Давыдовым и
Нагульнов гибнет в схватке с врагами. В
создании образа Нагульнова проявляется
глубина психологического анализа
Шолохова и высокое мастерство
социально-психологической характеристики
в типически индивидуальном своеобразии.

В образе Разметнова представлен
другой тип сельского коммуниста 30-х
годов. Он председатель гремячинского
сельсовета, вырос в бедной казачьей
семье. В 18-м году, побывав недолго
дома, ушел в Красную Армию, сражался в
ее рядах, был ранен. В его отсутствие
белые казаки жестоко рассправились с его
семьей. Страшня трагедия глубко потрясла
Разметного и наложила отпечаток на всю
его жизнь: обострила ненависть к врагу и
укрепила желание бороться за “родимый
социализм”. Он ясно понимает цели и
задачи партии, но не всегда правильно
разбирается в конкретной политической
обстановке. У Разметного не хватает
политической зоркости. Во время
раскулачивания он проявляет чувство
жалости.

Сильный и мужественный в
открытой борьбе, он теряется и поддается
панике при столкновении с тайными
происками врагов, как например, во время
массового убоя скота гремяченцами. Но он
не упорствует в своих ошибках, а
стремится в них разобраться,
прислушивается к словам Давыдова. Он
органично связан с трудовым казачеством
и пользуется у них авторитетом.
В 30-х годах роман “Поднятая целина”
оказал большую практическую помощь в
разрабатывании сложных задач
социалистического преобразования
деревни, указал правильные методы
руководства массами, помогал
распознавать классовых врагов, помог
массе крестьян осознать смысл коренного
переворота в их жизни.”Поднятая целина”
была не менее своеременной книгой в 30-е
годы, чем роман Горького “Мать” в годы
его появления.

Другие сочинения по этому произведению

«Великий перелом» и его изображение в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Враги народа в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Давыдов и Разметнов как организаторы коллективного труда колхозников Идейно-художественное своеобразие романа М. Шолохова "Поднятая целина" Изображение коммунистов в романе "Поднятая целина" История формирования гремяченского колхоза, поведанная Шолоховым Коллективизация без прикрас (по роману М. Шолохова «Поднятая целина») Коллективизация в действительности и в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Коллективизация в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов. «Поднятая целина».) Мое отношение к роману М. Шолохова “Поднятая целина” и к его героям Образ Андрея Размётнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы врагов народа в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образы гремяченских активистов в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Образы коммунистов в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Образы крестьян в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Объяснение Давыдова с Варей (анализ эпизода из главы 24, книги 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе "Поднятая целина") По страницам романа М. Шолохова «Поднятая целина» Посланец партии (образ Давыдова по роману "Поднятая целина") Проблематика романа М. А. Шолохова "Поднятая целина" Проблематика романа М. Шолохова «Поднятая целина» Роль и функции животных в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Роль образа Половцева в романе Шолохова «Поднятая целина» Спор гремяченских активистов о раскулачивании (анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») Судьба Андрея Разметнова в романе «Поднятая Целина». Судьба крестьянства в романе Шолохова «Поднятая целина» Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Судьбы крестьянства в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» (анализ фрагмента главы 33, книги первой) Сцена раскулачивания (анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»). Труд и чувство собственности – по роману М. Шолохова “Поднятая целина” Трудовое крестьянство в романе “Поднятая целина” М. Шолохова Художественная летопись коллективизации (по роману "Поднятая целина") Художественные особенности романа М. Шолохова «Поднятая целина». Что объединяет и разнит активистов Гремячего Лога? Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М. Шолохова «Поднятая целина»). Энциклопедия казачьей жизни Юмор в романе М. А. Шолохова "Поднятая целина" Юмор на страницах романа М. Шолохова «Поднятая целина» Разбор сцен Характеристика образа Давыдова Семена Характеристика образа Разметнова Андрея Художественный образ «Поднятой целины» Художественный анализ Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова Аржанова Характеристика образа Нагульнова Макар Изображение коллективизации в романе М. Шолохова "Поднятая целина" Сцена «бабьего бунта» в романе Л. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой) О судьбе народа в годы коллективизации в романе «Поднятая целина» Эпоха коллективизации, поведанная Шолоховым Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М.А.Шолохова "Поднятая целина" книга первая, глава 7) Трагическое и комическое в романе Шолохова «Поднятая целина» Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова. (По роману «Поднятая целина») Трагические судьбы крестьян в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» Образ Семена Давыдова в романе Шолохова «Поднятая целина» Дед Щукарь Трагедия казачества (по произведениям М. Шолохова) Великий перелом" и его изображение в романе А.А. Шолохова "Поднятая целина "Поднятая целина" (Идейно-художественное содержание) Характеристика образа Кондрата Майданникова Происхождение романа Шолохова «Поднятая целина» Раскрытие образа Давыдова в романе «Поднятая целина» Раскрытие и описание образов в сравнении: Давыдов и Разметнов Объяснение Давыдова с Варей Интерпретации Образа Щукаря Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина» История семьи Мелиховых в романе Руководящая роль партии в деревне (по роману Михаила Шолохова "Поднятая целина") Характеристика образа Щукаря

Сразу отдал ее в печать, и в 1932 году она вышла в свет.

Сразу же после окончания первой части писатель начал работу над второй частью и завершил работу перед началом Великой Отечественной войны .

Во время бомбежки в 1942 году рукопись была потеряна. К работе над второй частью М. Шолохов приступил повторно уже в начале пятидесятых годов. И вторая часть увидела свет в 1959 году.

Трудное время хутора Гремячий Лог

В январе 1930 года, вечером появился в хуторе Гремячий Лог есаул Половцев. Заехал на постой к своему бывшему подчиненному Якову Островному.

Сели за стол, выпили, закусили, как положено, и стал Яков жаловаться своему бывшему командиру на новую власть. Дескать, отбирает эта власть все, что наживал он, в общий котел, в колхоз. Человеком, который представлял эту самую новую власть, был Семен Давыдов.

Бывший матрос, слесарил потом на Путиловском заводе, а вот сейчас приехал здесь, в Гремячем Логе проводить коллективизацию. Собрал он гремяченский актив и бедноту.

Все дружно записались в колхоз и начали обсуждать, кого надо раскулачивать. Неумолим был Давыдов ко всем, даже к тем, кто раньше партизанил за красных, как Тит Бородин. Его отговаривали и секретарь партячейки хутора Нагульнов и Разметнов - председатель сельсовета.

Сумел переубедить их Давыдов, и на следующий день началось раскулачивание. Не все хотели идти в колхоз. Были недовольные властью, они собирались секретно и соображали, что же делать дальше, как противостоять коллективизации. Больше там было, конечно, середняков, но приходили и бедняки.

Пришел туда Никита Хопров. Островнов предложил ему принять участие в вооруженном восстании. Хопров отказался, и, между делом поинтересовался, кого это пустил Островнов на постой. Дорого обошелся ему этот вопрос - его с женой убили этой же ночью. Не спустили ему такое бандиты.

Прошла неделя. Состоялось собрание колхозников. На нем председателем избрали Давыдова, а Островнов стал завхозом. Видел Давыдов, что за нелегкое дело он взялся - ох и трудно, очень трудно проходила коллективизация. И скот забивали, лишь бы не сдавать в колхоз, и зерно прятали, чтобы не забрали…

А в это время Половцев и Островнов назначили дату вооруженного восстания и сказали своим подельникам - соседним хуторянам. Но те, находясь под впечатлением от прочитанной статьи Сталина «Головокружение от успехов», отказались воевать. Да и в самом Гремячем почти сотня человек вышли из колхоза. Даже Марина Пояркова - «любушка» Разметнова увезла на свое подворье ранее сданные борону и запашник. Непростыми были взаимоотношения гремячевцев и начальства. Взбунтовался народ, сильно побили Давыдова, потом посбивали амбарные замки и разобрали зерно по своим хозяйствам. Бунт подавили, а Давыдов пообещал амнистию к тем, кого ввели в заблуждение.

А к Островному снова приехал бывший есаул Половцев. Да приехал не один, а с другом - Лятьевским. И остановились, эти двое, скрытно у Островнова. Давыдов в это время оставил хозяйство на Разметнова, а сам поехал помогать во вторую бригаду. Не ладилось что-то там с парами. Как-то на рассвете прискакал к стану человек незнакомый. Велел разбудить Давыдова. Районное начальство самолично пожаловало - Нестеренко. Недавно он был назначен секретарем райкома. Проверил он работу колхозников, поговорил о делах колхозных, выказал свое неудовольствие по поводу упущений Давыдова.

Накануне вечером стреляли в Нагульнова. Стрелявшего не нашли, но Макар вычислил, что это был Тимофей Рваный. Устроил он засаду у дома любовницы Тимофея - Лукерьи - и через три дня убил появившегося там бандита. В это время в Гремячем появились два сотрудника ОГПУ. Говорили всем, что приехали заготавливать скот. Разметнову они сказали, что ищут Половцева - есаула белой армии, который является опаснейшим врагом. И по их предположениям этот человек прячется сейчас именно в Гремячем. Вычислили бандиты обоих «заготовителей» и убили их через два дня на дороге.

Давыдов, Разметнов и Нагульнов наблюдали за всеми людьми, у которых эти «заготовители» скупали скот, и вышли на Островнова. Составили план захвата бандитов. Нагульнов и Давыдов решили ворваться через дверь. Но выстрелить не успели. Вышибленная дверь упала, и раздался взрыв гранаты. И тут же начал строчить пулемет. Нагульнов погиб на месте, Давыдов, изрешеченный пулеметной очередью умер следующей ночью. Человека, пытавшегося бежать из осажденного дома, убил Андрей Разметнов.

И несколько слов в заключение. Сотрудники ОГПУ в человеке, которого убил Разметнов, опознали Лятьевского. Половцева же арестовали через три недели под Ташкентом. Всего обезвредили заговорщиков больше, чем 600 человек…

Осенью 1931 года писатель в частном письме сообщал: «...пишу новый роман о том, как вёшенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в

1930 году и как они жили и живут в колхозах». Этот роман был написан очень быстро. Первая книга «Поднятой целины» вышла в 1932 году, вторая была напечатана только после смерти Сталина.

В новом романе Шолохов обращался к одной из самых актуальных тем русской литературы тридцатых годов - теме коллективизации. Этому трагическому для русского крестьянства времени посвящены многие произведения, наиболее известными среди них были «Бруски» Ф. Панфёрова, «Впрок» А. Платонова, «Когти» Е. Перми-тина, «Ненависть» И. Шухова, «Девки» Н. Кочина и др.

Первоначально автор назвал роман, отправляя его в журнал «Новый мир», «С потом и кровью». В редакции журнала название изменили. Шолохов был возмущён: «Ну что за ужасное название! Ажник самого иногда мутит» (из письма Шолохова Е.Е Левицкой, 1932).

«Поднятая целина» соответствовала формальным требованиям соцреализма, отображая классовую борьбу на Дону. Это позволяет современным критикам иногда говорить о том, что создан роман был «по социальному заказу» и неверно отражал процесс коллективизации. Такая оценка не может помешать но достоинству оценить и в наше время это произведение. Роман доносит до читателей множество драматических подробностей периода «великого перелома» деревни. Он является художественным произведением, в котором в ярких незабываемых образах отражено трагическое, сложное время. Эго сумели увидеть уже первые его читатели. Шолохову приходили сотни писем (многие из них теперь опубликованы) из разных уголков страны с искренними словами: «“Поднятая целина” очень сильная современная повесть... Но забыть... Нагульнова, Давыдова, Размётнова, Островнова Якова Лукича, деда Щукаря, контрреволюционера Половцева, Лушку вряд ли удастся. Они все как живые восстают в памяти» (А.Сима-ковский, боец Красной армии; письмо 1935 года)] «Я с 1928 года работал в общественности, и все картины, которые описывает т. Шолохов, проходили перед моими глазами. Хлебозаготовки 1929 года и коллективизация в “Поднятой целине” отражены с такой ясностью и верностью, какой не может быть лучше» (И. Воронин, тракторист; письмо 1935 года). «Рецензенты» не всегда были людьми образованными, а письма - не всегда восторженными, но в них - голос современников, очевидцев описанных событий, - голос времени, с которым трудно спорить.

Коллективизация в романе проходит действительно «с кровью и потом». Шолохов прекрасно видел и понимал происходящее, многое знал из писем крестьян, поэтому картины обобществления казачьих хозяйств в Гремячьем Логу жестоки, а оценки событий не всегда даются героями - сторонниками советской власти.

Давыдов и Нагульнов - это честные люди, для которых завоевания революции дороже жизни и которые одержимы идеей коллективизации. Они искренне считают, что общее хозяйство - единственный путь для подъёма разорённого села, для обеспечения продовольствием голодной страны. Их не останавливает то, что создание колхоза сопряжено с насилием над людьми, они верят, что это насилие во благо. Они не жалеют ни себя, ни других - поэтому трагических эпизодов, связанных с коллективизацией, в «Поднятой целине» немало. Это и «бабий бунт», и гибель Давыдова, Нагульнова, многих других героев.

В то же время комическое начало в романе сильно, как ни в каком другом произведении Шолохова. Смех равноправен с трагедией. Жизнь торжествует, несмотря ни на что. Носитель народной смеховой культуры в романе - дед Щукарь. Он появляется практически во всех важнейших эпизодах, и сцены с его участием во многом проясняют суть происходящих событий.

Трагичен финал «Поднятой целины». Давыдов и Нагульнов, создавшие колхоз, погибают от руки белогвардейца. Такой финал осложняется тем, что вместе с ними «умолкает» и дед Щукарь. В эпилоге совсем иной - «неразговорчивый» и «нелюдимый» Щукарь у могилы «будто двух родных детей» - Нагульнова и Давыдова.

Приведём ещё одну оценку, высказанную современником и другом М. Шолохова писателем Андреем Платоновым, знавшим правду о коллективизации и рассказавшим её в своих произведениях: «Самая честная вещь из колхозных - “Поднятая целина”, но Шолохов тоже кое-где художественно вуалирует трагизм и резкость отношений».

В 1934 году Шолохова избрали в правление Союза писателей СССР, а с 1937 года он стал депутатом Верховного Совета СССР. Имя писателя было чрезвычайно популярным в народе, к нему приходили письма со словами благодарности и с просьбами о помощи. Пользуясь своим положением, Шолохов не раз восставал против беззаконий и репрессий на Дону. Его письма в Кремль о преступлениях местных властей, заступничество за невинно пострадавших не были единичными. Такая деятельность писателя мешала партийным работникам района. В 1938 году над Шолоховым нависла угроза ареста, о которой он узнал от товарища. Только личное вмешательство Сталина предотвратило опасность. Сталин, вероятно, считал, что сделать всемирно известного писателя «врагом народа» было нецелесообразно.

В 1939 году Шолохов избран действительным членом Академии наук СССР, а ещё через два года становится лауреатом Сталинской (Государственной) премии.

Кратко:

«Поднятая целина» (1932) - роман о судьбах русского крестьянства в годы «великого перелома». Шолохов поставил перед собой задачу рассказать о построении социализма в деревне под руководством коммунистической партии; в целом, и первая, и вторая книги «Поднятой целины» прославляют колхозный строй.

На страницах романа, действие которого протекает с января по осень 1930 года, показано, как воплощалась в жизнь мечта «двадцатипятитысячника» Семена Давыдова, питерского рабочего, приехавшего по зову партии в Гремячий Лог строить социализм. Автор прослеживает, как в короткий срок изменяется сознание крестьян, каких успехов достигают в деле «перевоспитания» казаков соратники Давыдова - Макар Нагульнов и Андрей Разметнов, как идут процессы раскулачивания и как ведется борьба со скрытыми врагами колхозного строя и т.д.

Основной мыслью Шолохова становится мысль о неизбежности и закономерности победы социализма. Но сквозь идеологические догмы и партийные установки пробивалась истинная правда о том страшном времени. Шолохов показал трагедию крестьянства, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате вечных нравственных ценностей, которые русский народ передавал из поколения в поколение. Поэтому процесс коллективизации показан в «Поднятой целине», с одной стороны, гениальным художником, а с другой - человеком своего времени, когда противоречить официальной версии о благе социализма было не просто невозможно, но и смертельно опасно.

Главная заслуга Шолохова - создание художественно ярких, колоритных образов казаков: Кондрата Майданникова, Ипполита Шалого, Любишкина, Островного.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Роман «Поднятая целина» писался одновременно с «Тихим Доном». М. Шолохов выполнял социальный заказ: написать произведение о социалистической перестройке в деревне, победе нового, коллективного сознания, о роли коммунистов-руководителей в изменении старого уклада деревенской жизни. Писатель с позиций социалистического реализма показывает воспитание нового человека, преимущество коллективного труда в колхозах.

Первоначальное название «С кровью и потом» выражало драматический пафос происходящего в деревне в период коллективизации. Второе название — «Поднятая целина» — подсказано Сталиным о том, что надо осваивать целину в широком смысле. На второе название писатель реагировал отрицательно, говоря близким: «На название до сих пор смотрю враждебно. Ну что за ужасное название!»

Печаталась первая книга долго. Пришлось обращаться опять за помощью к «вождю всех народов». Первая книга вышла в 1932 году.

В основе произведения — документы и факты. М. Шолохов показал бескомпромиссность и жестокость борьбы за новую жизнь, трудный процесс «врастания» в нее народа, дал критическую оценку бесчеловечным действиям коллективизаторов с позиций социалистического гуманизма.

Изображение трудного процесса коллективизации — основной пафос романа. В произведении воссозданы сцены народной трагедии в ходе "великого перелома", но не раскрыты ее главные причины. Это и трагедия Любишкина и его жены, впервые увидевшей приличную одежду, реквизированную у раскулаченных, и примеряющую ее на себя. Это убийство Хопрова, в котором принимали участие Яков Лукич Островнов, Половцев. Ужасом веет от страниц, повествующих о том, как уморил голодом родную мать Островнов, чтобы она не выдала тайну — в доме его находились белые офицеры. Страшна участь Титка Бородина — участника войны с белогвардейцами, зажиточного крестьянина, не понимающего, почему он мешает, самозабвенно трудясь на земле, советской власти. Одинок балагур и шутник дед Щукарь, сглаживающий своими тирадами мрачную жизнь односельчан из Гремячего Лога, пытающийся разобраться в сущности происходящего с юмористической точки зрения. Стараясь быть правдивым, М. Шолохов наделяет коммунистов позитивными чертами, и вместе с тем не всегда оправдывает их действия, порой даже вкладывает в уста героев слова протеста против жестокости: «Не могу воевать с детишками!» — вот крик исстрадавшейся души Разметнова. Одинок и беспомощен в своем непонимании народа (во второй части романа ему это докажут и Устин Рыкалин, и Аржанов), стремлении гнать коллективизацию на все сто, Давыдов Семен. Не раскаивается в своих действиях лишь сторонник мировой революции Макар Нагульнов.
В «Поднятой целине» есть внешний конфликт, запрограммированный и подсказанный цензурой (противостояние коммунистов-руководителей затаенным врагам Половцеву и Лятьевскому), и внутренний конфликт, заключающийся не в действии, а в передаче человеческой психологии, который реализуется, проходит через души людские. И здесь для нас важны переживания Кондрата Майданникова, отрывающего от себя нажитое многолетним трудом. Как и переживания Разметнова, страдающего при виде совершаемого руководителями (и им в том числе) преступления против народа.

По стилю роман интересен как произведение, устремленное к синтезу эпического и лирического, трагического и юмористического, общего и частного, документально-публицистического и вымышленного начал. Открывается и закрывается он сценами природы — лирическими, элегическими. Великолепны в нем массовые сцены собраний, стихийного бунта женщин и т. д. Писатель смог создать яркое, отвечающее духу времени, установкам партии полотно о судьбе довоенной деревни, не вдаваясь в глубинную суть конфликта между традиционным и новым.

Композиция романа соответствует его конфликту и сюжету: начало — пейзажная зарисовка конца января, когда «хорошо пахнут вишневые сады» и кое-где проглядывает «из-под снега, из-под мертвой листвы земля». Затем идет сцена приезда тайком в Гремячий Лог январским вечером есаула Половцева — противника новой жизни. Далее действие ускоряется: в Гремячий Лог приезжает и знакомится с народом слесарь Путиловского завода Семен Давыдов, направленный в числе двадцати пяти тысяч коммунистов в деревню помогать создавать колхозы (отсюда и название «двадцатипятитысячник»). По ходу действия и группируются сцены «светлые»: пахота, любовь, щукаревские (лечение живота, кухарство) и мрачные: убийство Хопрова, раскулачивание многодетного Лапшинова, бабий бунт. Заканчивается роман «мрачными» сценами: Яков Лукич Островнов возвращается домой под «тягостным впечатлением от встречи с Тимофеем Рваным» и слышит из «горенки» разговор не дающих ему покоя противников советской власти — Половцева и Лятьевского. Первая книга также венчается трагической нотой: «Заслышав глухой половецкий басок, Яков Лукич обессилено прислонился спиной к стене, схватился за голову... Старое начиналось сызнова». Таким образом, композиция служит раскрытию главного — общественно-социального — конфликта — борьба противников и сторонников послереволюционных преобразований, коллективизации.

В романе конфликт чрезвычайно обострен благодаря показу противоречивого характера коллективизации, расхождения между стремлением его проводников сверху сделать благое дело для народа и насильственными методами реализации этих намерений. Напуганные Семеном Давыдовым и Макаром Нагульновым, казаки относятся с недоверием к советской власти. Особенно возросло недоверие после публикации статьи Сталина «Головокружение от успехов». Возвращаясь домой с заседания партячейки, Семен Давыдов слышит голоса казаков: «...сколько ни давай, сколько ни плати — все им мало!». Людям больно оттого, что с их мнением не считаются (избиение середняка Банника Нагульновым), подчистую выгребают зерно, обобществляют даже мелкий скот и птицу. М. Шолохов до предела обострил конфликт «народ и власть», показав бессердечное, холодное (за редким исключением) отношение руководителей к людям. Вместе с тем писатель не упрощает жизненные ситуации, показывая, что сторонники насильственных мер преобразования жизни были разные.

Драматизм переломных событий в романе раскрывается с помощью сюжета: гибнут коммунисты — проводники идеи коллективной жизни Давыдов и Нагульнов; несчастливо складывается «линия жизни» Разметнова; не состоялась личная жизнь Лушки Нагульновой; далеки от воплощения в реальность мечты о возвращении прошлого Якова Лукича Островнова, хотя на алтарь их он положил жизнь родной матери. Ни одна сюжетная линия — ни общественно-социальная, ни личная — не завершилась в романе счастливо. Несчастны и другие герои романа — волевой, энергичный борец за дело мировой революции Макар Нагульнов, страдающая от безответной любви к Семену Давыдову Варя, лишенный права хозяйствования на собственной земле бывший красноармеец Тит Бородин, зверски убитый Никита Хопров; страдает вступивший в колхоз Кондрат Майданников.

Меньше в сюжете романа юмористических сцен (мы знаем, что юмор — не злобный, обличающий, а доброжелательный, «сочувствующий» попавшим в неловкие ситуации героям смех), хотя они не менее выразительны и ярки, чем драматические. Эти эпизоды «привязаны» к деду Щукарю, происходят при его непосредственном участии, начиная с исповеди о том, почему он получил такую кличку (откусывал под водой крючки удочек и на один из них был пойман, подобно щуке), и заканчивая сценами изучения английского языка вместе с Макаром Нагульновым с целью приближения мировой революции. Дед Щукарь смешон и в сцене раскулачивания семьи Тита Бородина, когда спасается от спущенного с цепи пса, одетый в белую женскую шубу, и просит у Макара Нагульнова «ливольверт», чтобы отомстить обидчикам. Не менее смешон Щукарь и в сцене лечения разнокалиберными «банками» или в сцене, где он кашеварил на бригадном стане и сварил в почерпнутой из канавы болотной воде лягушку, которую пытается выдать за устрицу, а потом спасается бегством. Легким юмором овеяны сцены посещения Семеном Давыдовым школы и его «перестрелка» с беззубым Федоткой, а также взаимоотношения с Лушкой Нагульновой. Роман отражает многие сцены общественной и личной жизни героев на переломном этапе истории.

Таким образом, роман «Поднятая целина» — образец произведения, в котором реализованы принципы социалистического реализма . Это и коммунистическая партийность, проявившаяся в культе коммунистических идеалов, выдвижении на первый план образов коммунистов-руководителей, в одобрении коллективизации, ставшей трагедией для крестьянства. Это и социалистический гуманизм, допускавший сострадание и любовь к людям труда и одобрявший возмездие «угнетателям» тружеников. Третий принцип — правдивость — «допустил» на страницы романа лишь «издержки» коллективизации, а не факты, свидетельствующие о народной крестьянской драме.

Идеализация деяний строителей новой жизни, культ социалистической утопии, сталинской политики не дали возможность М. Шолохову высказать на страницах романа «Поднятая целина» полную правду о довоенной действительности.

М. Шолохов вошел в историю русской литературы XX века как летописец сложного времени, сумевший отразить его трагические и героические страницы. Он защищал право народа на человеческую жизнь талантливо и ярко.