Анализ статей из журнала «вопросы философии. Анализ статей из журнала «вопросы философии Научная статья по философии

В данной статье рассматриваются вопросы проявления и развития модальностей в логике Авиценны.

Проанализированы особенности арабоязычной философии в общем и арабоязычной логики в частности.Также указаны на некоторые характеристики религии Ислама в качестве контектста возникновения интереса к логической мысли.

На основе проведенного исследования автором показано, что именно математическое знание Авиценны вместе с его знакомством с аристотелевской философией служились причиной использования им овременных модальностей.Также показана важная роль которую играли овременные модальности в обосновании теологических идей Авиценны.

Статья посвящена анализу теоретических источников формирования экстремизма, прикрывающегося исламской риторикой. Практическая значимость заключается в использовании ее выводов в процессе профилактики экстремистского мировоззрения у молодежи.

В статье охарактеризованы специфические черты менталитета российского общества, показана их взаимосвязь с историческими условиями развития страны (православная религия, самодержавная монархия, коллективно-патриархальное ведение хозяйства), выделены позитивные и негативные следствия влияния отдельных ментальных особенностей на поведенческие стереотипы россиян.

В названной статье предлагается авторская концепция видения проблем грубейшего вторжения человека в устройство Вселенной, требующих в настоящее время быстрейшего разрешения. Также имеются определенные темы для более глубоких современных исследований, в частности: теории движения космических тел; Солнечной светимости, вспышек и пятен на нем; природы электромагнитных полей небесных тел, в том числе Земли; ее вращения вокруг своей оси и по орбите; механизма сейсмичности, вулканизма (их 100% прогноз извержений и начало землетрясений); механизма климатических, погодных явлений на нашей планете; определение уровня умственной и физической работоспособности Homo Sapiens.

Уважаемые господа! Неужели нет возможности объединить усилия специалистов во имя собственного же блага и спасения для осуществления совместных исследовательских работ, направленных на решение поставленных в статье задач?!

В данном исследовании рассматривается социальная семантика категории прекрасного, проводится историко-генетический и социально-философский анализ ее динамики в системе современного общественного сознания. Материалы статьи могут быть использованы как для научно-исследовательской деятельности в области культурологии, социологии и философии, так и в процессе преподавательской деятельности по соответствующим дисциплинам.

В данной статье рассматриваются современные тенденции возникновения новых ролей лидеров посредством анализа результатов исследований в сфере теории организации и лидерства. В частности, предпринимается попытка определения новых ролей лидеров в управлении организационной культурой и улучшении работы подчиненных для повышения общей эффективности организации, развития навыков и мотивации. Текущие исследования в области лидерства свидетельствуют как о сдвиге исследовательского акцента, так и о новых ожиданиях подчиненных в сторону укрепления их потенциала, повышения креативности и счастья в соответствии с новым концептом устойчивости. Обсуждение этих вопросов подчеркивает тот факт, что эффективность лидерства представляет собой важнейший фактор в управлении организационной культурой и является ключевой характеристикой современной организации.

Ценностные установки технократическо-потребительского общества создали условия для деградации окружающей природной среды, когда в угоду стремлениям к сверхпотреблению и сверхпроизводству были нарушены границы хозяйственной емкости биосферы. Появление концепции устойчивого развития как альтернативы действующему пути деструктивного развития общества обусловлено результатами системных исследований цивилизационных перспектив, учитывающих взаимосвязи и взаимозависимости социоприродного развития и направленных формирование комплексного мировоззрения.

В статье анализируются особенности глобальной культурной революции на современной этапе с точки зрения ее последствий для человечества. Используя работы З. Бжезинского, показано, что тиражируемая Америкой глобальная культурная революция формирует у представителей разных стран американский взгляд на происходящее в мире, в частности в их стране. Однако, как показано в статье, осознание человеком сложности достижения материального благополучия возбуждает у него чувства зависти и враждебности и делает его восприимчивым к национализму, социальному радикализму и религиозному фундаментализму.

В статье представлен анализ конфессиональных и социально-демографических характеристик верующих Республики Хакасия, подкрепленный результатами социологического исследования 2018 г. Отмечается, что число «верующих» среди опрошенных составляет весьма значимую величину, а их социально-демографические характеристики далеки от стереотипных. Уровень образования, возрастные и гендерные различия больше не носят маркерного характера. Среди молодежи верующих немногим меньше, чем среди возрастных респондентов, а уровень образования верующих оказался даже выше, нежели у неверующих.

В статье автор развивает мысль о том, что гуманизм в традиционном отношении монголов к природе есть необходимый фактор устойчивого развития. В наше время вызывает тревогу экологический дисбаланс и экологические угрозы. В связи с этим появилась необходимость выработать общие ценности для глобального сотрудничества. Для этого нужно осмыслить и осознать, что природа является частью нас самих.

В статье рассматривается процесс мифологизации общественного сознания с точки зрения его влияния на направленность социального развития общества. Теоретико-методологический анализ заявленной проблемы позволил установить взаимосвязь между мифотворчеством и культурным кодом народа. Исследование политического содержания отдельных наиболее распространенных современных мифов дало возможность сделать вывод, согласно которому мифологизация общественного сознания современных россиян становится фактором снижения аномичности российского социума и восстановления его социокультурной сплоченности.

В статье рассматривается проблема неуклонного роста мирового долга в её взаимосвязи с феноменом потребительского сознания. Проводится анализ соотношения государственного долга к размеру ВВП развитых стран, а также средний долг домохозяйств в этих странах по отношению к своим годовым доходам. Анализируется поведение общества при острых фазах долгового кризиса в Греции, Италии, штате Калифорния в США. Показывается, что феномен потребительского сознания сыграл значимую роль в обострении данной проблемы.

В статье рассматриваются доминантные ценности модели нового государственного менеджмента (New Public Management) с учетом специфики ее применения в странах Запада и Японии для постановки выводов актуальных для системы государственного управления в Кыргызстане. Опыт внедрения нового государственного менеджмента позволяет прийти к выводу о том, что управление выступает частью общей культуры, которая обладает достаточной устойчивостью к изменениям извне, что делает проблематичным искусственные заимствования управленческих практик развитых стран.

В статье язык снов и героические образы кыргызского фольклора рассматриваются как средство фиксации этнического мировоззрения, как система кодирования и трансляции культурно-символической информации. Обращение к фольклору позволяет рассмотреть взаимодействие этноса и культуры и, тем самым, реконструировать традиционное видение мира народом, его эмоционально-оценочную характеризацию действительности и систему ценностей. В статье рассматривается перспектива наиболее эффективного изучения «МАНАС» через интерпретацию использованных в эпосе символических снов и народно-поэтических образов. Подеркивается, что феномены смерти и жизни в эпосе рассматриваются в контексте сакральной символической обратимости.

В данной статье рассматривается проблема поиска наиболее фундаментальных оснований для выяснения объективного внутреннего механизма, лежащего в основе эгоизма. Исследование такого механизма позволяет показать объективную картину взаимосвязей, лежащих в основе проблемы эгоизма. Предлагаемое решение этой проблемы опирается на конкретно-всеобщую теорию развития и концепцию конкретно-всеобщего. В данной работе показано как конкретно-всеобщее порождает наиболее типичные из ситуаций и смыслов, относящихся к проблеме эгоизма.

Статья содержит попытку дать ответ на вопрос, насколько целесообразно и нравственно стремление возрождать вымершую флору и фауну – в первую очередь фауну – с помощью методов клонирования. Проблема рассматривается с позиций этики И. Канта. Учитывая его представления о некоем тайном «плане» природы, прямые указания насчёт того, как следует относиться к флоре и фауне, а также его рассуждения о том, как следует поступать в ситуации нехватки исчерпывающей информации, можно сделать вывод, что возрождение вымершей флоры и фауны нецелесообразно.

В статье анализируется динамика творческой самотрансформации человека на разных стадиях познавательного взаимодействия с предметом интереса. Показано, что в рамках этого процесса происходит изменение исходной познавательной установки от изолирующего противопоставления «Я / оно» через конструктивный диалог «Я – Ты» к распознающему осознанию «И это тоже Я». В анализе используются логико-методологический, когнитивный, социокультурный, сложностный, и телесно-ориентированный подходы. Это позволяет рассмотреть исследуемую тему комплексно, очертив достаточно широкий круг факторов, влияющих на то, какие значимые для повышения творческого потенциала индивида следствия подобная динамика будет иметь. В статье показано, за счет чего трансформация само- и миропонимания от противопоставленности к конструктивному диалогу, а вслед за этим – и к полной вовлеченности индивида в процесс взаимодействия с предметом интереса, оказывается творчески продуктивной. Раскрывается логика происходящего в тот ключевой момент, когда в акте творчества статус имеющегося материала впервые оказывается новым. Дается характеристика пространству взаимодействия, когда подобная трансформация из потенциально возможной становится актуализировавшейся. Раскрывается, как возможно, что те начала, которые при диссоциирующей позиции исследователя предстают как независимые и самостоятельно существующие, в трансформированном пространстве творческих динамик могут эволюционировать как единое слитное целое, обеспечивая решение исходно стоявшей задачи.

Исследование посвящено анализу концептуальных линий так называемой «постантропологической» эпохи конца XX – начала XXI вв., когда, после провозглашения «смерти» человека, субъекта, автора, представление о самотождественности человека деформируется научными и философскими дискурсами или даже совсем «исчезает» из картины мира, по меткому выражению М. Фуко, «как лицо, нарисованное на прибрежном песке». В статье обсуждается: проблема человека в оригинальной эпистемологической концепции «археологии» М. Фуко, концепция «постисторического человека» А. Кожева и ее преломление в концепциях «безработной негативности» Ж. Батая и «опыта-предела» М. Бланшо. В итоге оказывается, что археология постантропологической парадигмы, основанной на мысли о конце истории разума, в то же время обнажает возможность иного архе мышления человека, исходя из «истории безумия», понятой как сокрытая в истории дискурса «разума» и «неразумия» истина человека.

Написание статьи, реферата или эссе по философии сильно отличается от других типов работ. Суть философской работы в том, что вы должны сначала объяснить какую-либо философскую концепцию, а затем либо поддержать, либо опровергнуть ее. Это значит, что вам нужно полностью понимать те термины, которые вы будете использовать; вам нужно определиться с собственной точкой зрения, чтобы проанализировать эту философскую концепцию. Написать работу по философии довольно тяжело, но это вполне возможно, если тщательно составить план и усердно потрудиться.

Шаги

Часть 1

Составление плана эссе или статьи по философии

    Дайте себе немного времени. Написание хорошей работы по философии, конечно, требует много времени и тщательного планирования. Поэтому стоит сесть за это эссе как можно скорее. В работе по философии требуется привести серьезные аргументы и рационально осмыслить проблему, а для этого нужно время.

    • Попробуйте начать развивать свои идеи для философского эссе сразу, как только получили это задание. Запишите свои идеи, когда у вас появится свободное время, подумайте, о чем вы хотите написать.
  1. Прочтите весь необходимый материал. Перед тем, как начать развивать свои идеи для эссе, необходимо внимательно прочесть весь материал, который относится к этому заданию. Если вы уже читали этот материал, но не слишком много помните (или не поняли какую-то часть прочитанного), стоит перечитать эти моменты перед тем, как приступать к работе над эссе.

    • Точное представление о концепциях, про которые вы читали, имеет огромное значение для написания хорошего эссе. В противном случае, объяснение того или иного философского феномена может быть ошибочным, а ваши аргументы в защиту своей точки зрения могут не восприниматься всерьез.
  2. Убедитесь в том, что правильно поняли задание. Некоторые преподаватели разъясняют все аспекты задания, а другие просто оглашают его перед аудиторией. Перед тем, как начать трудиться над эссе, необходимо иметь четкое представление о том, что вас просят сделать.

    • Если вам не ясна какая-то часть задания, обязательно попросите преподавателя объяснить ее вам.
  3. Подумайте, для какой целевой аудитории вы пишете. Планируя свое эссе и приступая к работе над ним, важно иметь в виду целевую аудиторию. Основным представителем этой аудитории будет ваш преподаватель, другими представителями этой аудитории могут стать ваши одногруппники.

    • Можно представить, что тот, для кого вы пишете это эссе, имеет определенные представления о философии, но имеет другую точку зрения по этому поводу. Таким образом, если вы приводите какой-то термин или концепцию, вам необходимо разъяснить его или ее так, чтобы этот человек вас понял.
  4. Тщательно выбирайте ссылки для текста. Если вы пишете эссе по философии, лучше всего приводить цитаты и отрывки из произведений только тогда, когда это абсолютно необходимо. Цель написания эссе в том, чтобы объяснить и проанализировать философскую концепцию или аргумент своими словами. Таким образом, не стоит слишком сильно полагаться на цитаты и перефразированные отрывки из разных источников.

    • Стоит приводить цитату только тогда, когда она необходима для обоснования вашей точки зрения.
    • Обязательно ссылайтесь на источник той или иной цитаты (или перефразированного отрывка). Укажите имя автора и номер страницы.
  5. Поработайте над тезисом. Любое философское эссе строится вокруг главного тезиса. Тезис отражает вашу позицию в этом эссе, поэтому необходимо быть уверенным в том, что на протяжении всего эссе вы строите свои аргументы вокруг этого тезиса. Имейте в виду, что главный тезис говорит не только о вашей позиции, но и о том, почему вы выбрали эту точку зрения.

    • Например, если вы собираетесь опровергнуть идею Аристотеля о том, что красота связана с добродетелью, необходимо кратко обосновать свое мнение. Одной из причин, по которой вы опровергаете эту идею, может быть факт того, что красивые люди не всегда оказываются добродетелями. В таком случае ваш тезис может звучать следующим образом: «Идея Аристотеля о том, что красота связана с добродетелью, неверна, потому что мы часто замечаем красоту в тех, кто далек от добродетели».
    • Тезис необходимо написать в конце первого параграфа своего эссе.
  6. Разметьте свое эссе по плану. Это поможет придерживаться определенной структуры эссе. Убедитесь, что вы включили в план все, что необходимо включить. Попробуйте составить небольшую разметку, которая включает:

    • идеи для введения;
    • тезис;
    • основные моменты обоснования;
    • основные моменты анализа с доказательствами;
    • потенциальные опровержения и ваши аргументы в защиту своей точки зрения;
    • идеи для завершения.

    Часть 2

    Подготовка перед написанием эссе по философии
    1. Напишите, как бы вы выразили свою точку зрения устно. Написание в ярком и чрезмерно сложном стиле не поможет вам казаться более осведомленным в этом предмете. Лучше писать своими собственными словами, используя простой, прямой язык, который объяснил бы ваше мнение. Представьте, что вы объясняете какую-либо концепцию своему другу и составляете аргументы в пользу согласия или несогласия с этой концепцией. Что бы вы сказали? Какие примеры привели бы?

      • Старайтесь не заполнять свое эссе лишними словами. Иначе вашим читателям будет сложно понять, что вы имеете в виду.
      • Перед тем, как использовать новые слова в своем эссе, выясните их значение. Если вам нравится включать в свое эссе специальную терминологию и малознакомые слова, обязательно убедитесь в том, что правильно понимаете их значение, а уже затем вставляйте их в эссе. Тезаурус (словарь по специальной терминологии) не всегда предлагает варианты, которые грамматически правильны и аналогичны исходному слову.
    2. Наполните введение эссе соответствующими деталями. Введение - очень важная часть эссе, потому что по введению строится первое впечатление о вашей работе. Введение - отличный шанс привлечь внимание читателя и кратко представить ему свои аргументы. Поэтому так важно мудро воспользоваться этой возможностью и написать хорошее введение.

      • Не стоит писать во введении чуть ли не полный обзор своей темы, например, не нужно начинать со слов: «С давних времен…» или «Люди всегда задавались вопросом…» Просто перейдите к основной теме своего эссе. Например, можно начать таким предложением: «Аристотель в своих трудах часто проводит параллель между красотой и добродетелью».
    3. Объясните свою точку зрения. После введения необходимо обосновать философское суждение или концепцию, которую вы планируете опровергнуть или поддержать. Убедитесь в том, что вы ясно и объективно понимаете идею философа.

      Обоснуйте свой тезис. После того, как вы дали четкое обоснование своей точки зрения, необходимо перейти к анализу. Анализ концепции нужно вести таким образом, чтобы он поддерживал ваше мнение по поводу концепции. Не переходите от одной позиции к другой и не противоречьте себе. Несмотря ни на что, придерживайтесь своего мнения.

      • Отличный способ обосновать и поддерживать свой тезис - привести примеры из личного опыта или создать свои собственные. Например, если вы утверждаете, что красота и добродетель не связаны друг с другом, значит, вы можете привести в пример какого-то преступника, которого многие считают красивым.
    4. Попробуйте предугадать потенциальные попытки оспорить ваше суждение. Правильное суждение должно опровергнуть любые возражения, которые могут появиться у ваших оппонентов. Постарайтесь предугадать самые очевидные возражения, которые могут возникнуть у оппонента, и придумайте, как опровергнуть эти возражения.

      • Не пытайтесь опровергнуть любую возможную попытку оспорить ваши взгляды. Сосредоточьтесь на трех основных возражениях, которые могут возникнуть у ваших оппонентов.
      • Например, если вы утверждаете, что красота и добродетель не связаны друг с другом, значит, вы можете привести такое суждение, что, по результатам некоторых исследований, женщины, обладающие красотой, но не обладающие приятными личностными качествами, меньше привлекают мужчин.
    5. Красиво завершите свою работу. Выводы тоже очень важны, поскольку именно выводы дают возможность обобщить, уточнить и подчеркнуть самые важные пункты вашего эссе. Постарайтесь завершить работу таким образом, чтобы читатели поняли актуальность и значимость вашего эссе.

Есть рецензия .
В статье исследуется отражение идеологии марксизма в художественных и философских текстах: вторая половина 20 века – начало 21 века. Марксизм как творческая парадигма: преломление символов отрицания, свержения, бунта в философии экзистенциализма, поэзии сюрреализма во второй половине 20 века – до поэзии преодоления начала 21 века. От бунтующего человека Камю – к поэзии преодоления «одномерного человека» Маркузе – к преодолению наследия «культурного марксизма» средствами литературного творчества.

2. Смирнова Елена Владимировна. Парадоксы Зенона Элейского и некоторые способы их решения в истории философии и науки Есть рецензия . Статья опубликована в №73 (сентябрь) 2019
Соавторы: Воробьев Дмитрий Валерьевич, доктор философских наук, профессор, преподаватель, факультет гуманитарных наук, кафедра философии и общественных наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
Статья посвящена трем парадоксам Зенона, направленным против движения, а также способам их решения в истории философии и науки. Длительное время основным и наиболее авторитетным оппонентом Зенона был Аристотель. Ситуация изменилась в Новое время, благодаря развитию математики. Авторы пытаются показать, что многие возражения Зенону сомнительны, и представить свой взгляд на проблему.

3. Лопатина Валерия Георгиевна. Коммунизм: утопия или будущее? Есть рецензия .
Соавторы: Малина В.А., студент Российской таможенной академии, Федорищенко А.И., кандидат философских наук, доцент
В статье проводится анализ идеи коммунизма, рассматриваются его основополагающие принципы, а также возможность применения их в современном обществе.

4. Изосимова Снежана Александровна. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСТВА В НАСЛЕДИИ Б. ПАСКАЛЯ Есть рецензия .
Соавторы: Пигуз Валентина Николаевна, член Российской Академии Искусственного Интеллекта, заведующий компьютерно-информационным отделом Государственного учреждения Институт проблем искусственного интеллекта
В статье рассматриваются основные аргументы философии Б. Паскаля, в которых дается обоснование христианства как религии, отвечающей глубинной сущности и природе человека с точки зрения философии экзистенциализма.

5. Бардин Вячеслав Васильевич. Развитие современного Российского государства на основе национальной идеи и концепции цивилизма Есть рецензия .
Показано современное состояние Российского общества, значение национальной идеи для его развития. Обозначена важность выбора правильной гражданско-правовой формы устройства постсоциалистического Российского государства для его прогрессивного развития. Обоснована правильность и возможность реализации концепции цивилизма. Отмечена необходимость культурного и духовного развития современного общества.

6. Адибекян Наринэ Оганесовна. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР ГЕНДЕРОЛОГИИ Есть рецензия . Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
Гендерология предстала в виде дополнительной комплексной науки, выросшей на базе феминизма с использованием подходящих сведений общественных наук. Она справляется с синтезом частных сведений, делает добавления, усиливает синергетический эффект, обогащает гуманитарные и общественные науки.

7. Адибекян Оганес Александрович. КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ В НАУЧНОЙ ДИСКУССИИ
Свобода и широта мышления не только поддерживают дискуссию, но и повышают ее ценность. Наука не просто пользуется таким вариантом информационных контактов, но и рассматривает ее ради своей результативности. При этом она обращается ко всем своим видам, без исключения культурологии. Но насколько науковедение не в состоянии обслуживать все варианты дискуссий, настолько же культура не в состоянии проявлять себя полно масштабно по этим случаям. Синтез обращений науковедения и культурологии к дискуссиям дает полезные сведения комплексного содержания, претендующие на именование «дискуссиоведением».

8. Адибекян Оганес Александрович. ЦЕННОСТЬ ЦИТИРОВАНИЯ В НАУКЕ Статья опубликована в №67 (март) 2019
Применение цитат в научных произведениях стало делом традиционным, с важностью уважения определившихся правил их осуществления. Польза от таких ссылок многогранная в составе услужения автором работы: себе, читателям, другим авторам, дискуссионному процессу, определителям рейтингов ученых. Но цитирование может оцениваться и осудительно.

9. Исаченков Вадим Сергеевич. Истоки бытия. Большой взрыв или Креационизм Есть рецензия .
Соавторы: Боблак Василий Егорович, доцент кафедры гуманитарных наук Смоленской академии физической культуры и спорта
В данной статье автор рассматривает проблему зарождения всего сущего и пытается отыскать первопричину бытия, исходя из основных современных теорий зарождения мира - Большого взрыва и Креационизма.Также, статья раскрывает основу данных теорий, их положительные стороны и недостатки. Более того, автор показывает, что проблема первопричины Космоса, в современном мире, намного глубже и шире чем это может казаться.

10. Бикташев Вячеслав Зайнуллович. Современная марксистская концепция исторического материализма. Есть рецензия .
Как известно необходимым условием существования науки является её непрерывное развитие во времени. Но приходится признать что в позднем СССР марксизм как наука деградировал и не развивался, превратившись в набор столетних догм. В прилагаемой статье даётся истинно верный по мнению автора вектор развития марксизма как науки исторического материализма.

11. Кудинов Александр Сергеевич. Коммунизм: миф или реальность? Философско-исторический экскурс этого понятия Есть рецензия .
В данной статье автор раскрывает понятие коммунизма и его основные черты. Также дается исторический анализ идей философов в разные эпохи о том, как построить справедливое общество. Анализируются политика руководства СССР, направленная на построение коммунизма в нашем государстве.

12. Полуэктова Дарья Юрьевна. Образ богини-матери в Ветхом Завете Есть рецензия .
Соавторы: Сидоренко Наталия Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Кубанского Государственного университета
Данная статья рассматривает отголоски древних языческих мифов о богинях в книгах Ветхого Завета, тем самым показывая, что в религии древних иудеев женские божества имели не меньшее значение, чем мужской культ Яхве.

13. Кудинов Александр Сергеевич. Влияние процесса глобализации на роль суверенитета Есть рецензия .
В данной статье рассматривается понятие и черты суверенитета. Также дается характеристика государственного суверенитета, народного суверенитета и национального суверенитета. Прослеживается связь и влияние процесса глобализации на суверенитет в современной политике.

14. Кудинов Александр Сергеевич. Что такое революция? Какое значение играет революция для общественного прогресса? Есть рецензия .
В статье рассматриваются понятие и значение термина революция для общественного прогресса. Автор пытается дать определение и выделить основные черты и виды революций.

15. Кудинов Александр Сергеевич. Что такое государство? Основные теории происхождения государства Есть рецензия .
В данной статье рассматривается понятие государства, его основные признаки. Также рассматриваются основные теории, которые объясняют происхождение государства. В статье анализируются основные функции и природа происхождения этого института.

16. Чумаков Евгений Владимирович. Диалектические законы перехода информации в материю Есть рецензия .
В статье рассматривается возможность применения диалектических законов изменения и движения к информации. Информация представляется формой существования материи, наряду с движением, пространством и временем. Соответственно данному представлению на информационные процессы (изменение и распространение) должны распространяться диалектические законы развития материальных систем. Это утверждение подтверждается на примерах, связывающих физические взаимодействия любого уровня с появлением новой информации. Через диалектические законы делается попытка найти причинно-следственные связи между информационными процессами и изменениями в материальных объектах, и найти объяснение управляющему влиянию информации на физические взаимодействия. Доказательство цикличной смены трех диалектических принципов в информационной сфере и их влияние на изменения в физических системах сводит на нет поиск изначального и объявление превалирования идеального или материального начала в философии.

17. Адибекян Оганес Александрович. КИТАЙ В ФОКУСЕ ЗАКОНА ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ Есть рецензия .
Соавторы: Адибекян Наринэ Оганесовна, кандидат исторических наук, доцент, Северо-Кавказский филиал, «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Современность удивлена не только распадом СССР, возвратом России к капитализму, но и движением Китая в российском направлении с предпочтением промежуточной позиции между социализмом и капитализмом. При этом имеют место разные оценки событий, разные предвидения последствий. Однако в составе методологий исследований отсутствует закон отрицания отрицания, содержание которого не только поддерживает переход от капитализма к социализму, но и допускает сосуществование таких двух систем.

18. Кудинов Александр Сергеевич. Что такое идеология? Роль идеологии в жизни общества Есть рецензия .
В данной статье рассматриваются многие подходы философов к определению идеологии в жизни общества. Также рассматривается более подробно политическая идеология в трех основных направлениях: консерватизм, либерализм и социализм.

19. Кудинов Александр Сергеевич. Философские представления свободы человечества, людей. Есть рецензия .
Статья посвящена рассмотрению проблемы свободы человека, позиций разных философов течения фатализма и волюнтаризма. В работе предлагаются разные трактовки данной проблемы, и на основании собранного материала делается вывод, что представляет свобода в философском понимании, основные черты свободы человека, опираясь на законодательство нашего государства.

20. Кудинов Александр Сергеевич. Процесс происхождения Древнерусского государства Есть рецензия .
В данной статье автор рассматривает процесс образования древнерусского государства. С позиции двух теорий: норманнской и антинорманнской, автор выявляет основные объективные процессы, которые способствовали образованию первого Древнерусского государства.

Сами философы-экзистенциалисты, наиболее популярные в художественных кругах и многие из которых занимались литературной деятельностью, отмечали, что подлинная философия в современном мире обнаруживает себя в искусстве. «Хочешь быть философом – пиши романы», – восклицает лауреат Нобелевской премии А.Камю. Через художников, отмечает М.Хайдеггер, говорит само бытие. Художник выражает словами и образами не себя, а бытие выражается через него. Язык художника – это дом бытия. И словно услышав эти слова, им следует Л.Бунюэль, сняв свой очередной социально–философский фильм «Призрак свободы».

Статья Меликова И.М. «ПСИХОАНАЛИЗ З.ФРЕЙДА И «ДНЕВНАЯ КРАСАВИЦА» Л.БУНЮЭЛЯ»

Фильмы Луиса Бунюэля весьма емки и символичны, как и подобает произведениям искусства. Поэтому они допускают трактование с разных, порой противоположных позиций. Каждый зритель видит в них свое, свой опыт, свои переживания. Но, тем не менее в каждом фильме есть подтекст, благодаря которому образуется тот скрытый смысл, который хотя и существует неявно, но все же является сущностным фундаментом развертывания сюжета.
Фильм«Дневная красавица» можно назвать классическим воспроизведением теории психоанализа на экране. Но это вовсе не значит, что фильм задумывался режиссером, как экранизация теории психоанализа.

Статья Меликова И.М. «Философия как смысловедение»

Пожалуй, сколько бьется пульс философской мысли, сколько же существует извечная проблема определения самой философии и ее предметного содержания. Философия, которая делает предметом своего анализа буквально все, естественно, что не может обойти саму себя. Но проблема здесь осложняется тем, что даже среди самих философов нет однозначного толкования философии. Чуть ли не каждый философ, не говоря уже о комментаторах и исследователях, философию определяет по-своему, исходя из основных принципов своей философской системы. И по большому счету философы определяют не философию вообще, а свою собственную философию. Вместе с тем нужно отметить, что именно в этом и кроется решение проблемы.

Статья Кузьменко Г.Н. «Типология первоначала в европейской философской генологии»

Типология – эффективный метод историко-философского исследования и преподавания. Использование традиционных и предложение новых оснований, по которым может проводиться типология историко-философского знания, способствует разностороннему анализу его структуры и эволюции.
На наш взгляд, особую теоретико-методологическую и дидактическую ценность имеют основания такого уровня, результаты работы с которыми выходят за рамки конкретных культур и эпох и могут быть интерпретированы в пользу представления об общем закономерном развитии философского знания. Как показывают специальные труды (начиная, пожалуй, с лекций по истории философии Г. Гегеля) это продуктивно, так как чем шире мировоззренческий контекст, тем точнее понимание аксиоматики основного предмета историко-философского анализа - текста. С одной стороны, в этом случае ограничивается возможность искусственной архаизации смысла исследуемого текста, его редукции к предыдущему историческому этапу развития философии. С другой стороны, избегается такая же искусственная модернизация этого смысла, утверждение философских новаций при отсутствии исторически сложившихся предпосылок, необходимых для их появления.

Статья Кузьменко Г.Н. «От авторской сказки к истории человечества: в поисках утраченной реальности.»

Добавлена статья Кузьменко Г.Н. «От авторской сказки к истории человечества: в поисках утраченной реальности.»
Много истоков у авторского творчества и важнейший из них – социокультурный контекст, в рамках которого оно проявляется. Ключ к анализу этого контекста - его история. В отечественной гуманитарной науке существует устойчивая традиция исследования такого рода ретроспектив (А.Н. Веселовский, В.Я. Пропп, М. М. Бахтин Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский и другие).Иллюстрация Лагуна В. Н.

Статья Кузьменко Г.Н. «Вопросы атомистического учения Демокрита в интерпретации Аристотеля.»

Статья посвящена проблеме понимания Аристотелем учения Демокрита об атомах. Делается предположение, что противоречия, с которыми сталкивается Аристотель комментируя атомизм, связаны с монистическим восприятием этого учения.

Философия > Философия и Жизнь

Бунт предметов
Могут ли предметы иметь свою собственную жизнь? Хотя наше материалистическое мировоззрение, сформированное предрассудками XVIII и XIX веков, восстает против этого, мы все же можем утверждать: да, могут. И не только могут, но оживление их становится неизбежным с того момента, когда о них начинают думать, желать их, с того момента, когда они создаются руками человека.

Возвращение к философии
Слово «философия» означает «любовь к мудрости» или «стремление к мудрости», и я полагаю, что философия как стремление к мудрости родилась вместе с человечеством. Люди всегда искали истину, пытались познать суть вещей. И поэтому под философией я понимаю естественную склонность человека искать нечто основополагающее, те элементы, которые необходимы для его существования как мыслящего существа и как создания, которое является частью Вселенной. Из радиоинтервью. Буэнос-Айрес, 1975 год.

Враги - наши лучшие учителя
А как буддисты, в контексте учения о сострадании, относятся к своим врагам? - Буддисты считают главными врагами человека тех врагов, которые находятся в нем самом: неведение, привязанность, гнев.

Время Кайроса, или как поймать свой шанс?
Много лет тому назад мое внимание привлекла одна старинная средневековая гравюра, на которой было изображено юное божество, одной ногой стоявшее на земном шаре. Больше всего удивила его «прическа» - одна-единственная длинная прядь, падающая на лоб. Подпись под изображением в переводе с латыни гласила: «Я - пойманный миг Вечности, не упускай меня!»


Всё меняется в наш бурный век: мода на политиков и певцов, книги и фильмы. Много всего появляется и исчезает в стремительном потоке жизни. И в каждодневной суете нам порой сложно остановиться, чтобы посмотреть вперёд, увидеть перспективу и ответить себе на вопрос: кто же я?

Гений и Злодейство
Говорят, скульптура «Оплакивание Христа» в соборе Святого Петра в Риме настолько поражала подлинностью, что появились слухи, будто Микеланджело совершил убийство, чтобы создать правдоподобный образ усопшего Христа. Так совместимы ли гениальность и злодейство? Прав ли пушкинский Сальери? Хотя, казалось бы, поэт ответил на него однозначно, этот вопрос вновь и вновь встает перед нами.

Герои нашего времени
Как известно, у каждой эпохи свои герои. А кто герой нашего времени, да и что такое это самое «наше время»? Великий Гёте сказал когда-то устами Фауста: «...тот дух, что духом времени зовут, есть дух профессоров и их понятий». Может, и правда — нет никакого особенного времени с его духом, а есть просто мы со своими идеалами и мечтами, взглядами и представлениями, мнениями, модой и прочим «культурным багажом», изменчивым и непостоянным? Мы, бредущие за кем-то из прошлого в будущее...

Герой повседневности
В длинном списке того, что сегодня «не в моде», есть и героизм — героическое ощущение жизни. Оно осталось только в книжках, и даже не в книгах по истории, а в фантастических историях для детей, которые любят играть бумажными или пластиковыми героями — пока не вмешается дежурный психолог и не объяснит, что подобные рассказы деформируют детский рассудок.

Герой сегодня и всегда
Мне навсегда запомнился случай, как, выступая перед аудиторией, я пытался объяснить подвиг царя Леонида: сражаясь с персами, он выиграл два дня, и это позволило вывезти из Афин собрание книг и произведений искусства, чтобы они не погибли. Один журналист отчитал меня: «Но вы же знаете, что жизнь гораздо дороже, чем какая-то книга, дороже чего бы то ни было!»...

Для федерации полиглотов - к вопросу создания универсального языка
Что значил этот поиск для Европы, которая постоянно была раздираема конфликтами, но мечтала о единстве? Это означает, что история Европы, полная раздоров, войн, революций и попыток вернуть былые времена, непрерывно сопровождается поисками стабильности, которые время от времени сменяют волну политических переворотов.

Зачем философия современному человеку?
Международный день философии проводится в третий четверг ноября с 2002 года по регламенту ЮНЕСКО. В этот день мы попросили некоторых из современных философов ответить на два вопроса: Как философия может помочь современному человеку? Что лично в Вашей жизни изменила философия? Приглашаем вас познакомиться с ответами наших собеседников.

Знания, настоянные на совести
Цикл интервью, посвященных проблемам образования и воспитания, в рубрике «Гостиная» мы открываем беседой с философом Сергеем Борисовичем Крымским

Из первого учебника Эсперанто
Основные элементы языка Эсперанто.

Иллюзии демократии
Поставим вопрос шире: может быть, демократия как таковая является не тем, чем кажется? Не питаем ли мы иллюзий на ее счет? Не ждем ли мы от нее того, чего она не может нам дать? Попробуем разобраться.

Интеллигент и интеллектуал
Есть слова и понятия особенно дорогие русскому, российскому сердцу, например: интеллигент, интеллигенция . Сколько серьёзных книг написано, сколько крепких напитков выпито за бесконечными спорами о, так сказать, месте и роли, призвании и предназначении... Правда, в данном случае всё это вокруг не понятия, а явления, называемого интеллигенцией, со множеством эпитетов от «гнилой» до «духовной».

История антимоды
Что заставляет человека наряжаться в ту или иную одежду? Является ли костюм маской, которую мы носим, или выражением нашей личности?

Ищите рыцаря, или Вечный Дозор
«Дневной Дозор», как и ожидалось, побил все рекорды кассовых сборов. Уже в начале года его посмотрело несколько миллионов зрителей. И если об идее фильма и его художественных особенностях можно спорить, то очевидна, как ни странно, польза от самих этих споров. Судите сами, несколько миллионов человек благодаря очередному «Дозору» обратились к вечной проблеме противостояния Добра и Зла, сил Света и Тьмы.

К прошлому возврата больше нет
Возможно, смысл жизни в том, чтобы радоваться и горестям, и приятностям. Никогда не знаешь, когда исполнишь своё самое главное задание. А вдруг сегодня? Или завтра? Быть может, вчера? Тебя просили помочь, в тебе нуждались, а ты был не в духе - и в мире стало немного холоднее. Время…

Как начать новую жизнь?
В этой рубрике на вопросы читателей отвечает главный редактор журнала «Новый Акрополь» психолог Елена Сикирич.

Как сбываются мечты
3 сентября 1986 года, 20 лет назад, в России начала работу Классическая философская школа «Новый Акрополь». Сегодня мы беседуем с ее основателем и бессменным руководителем Еленой Сикирич.

Капельку вежливости, господа!
Во всех известных нам культурах и цивилизациях древности существовали, в той или иной мере, особые формы вежливости во взаимоотношениях между людьми.

Карма
Каждый человек похож на садовника, который непрерывно сажает самые разные семена: любой его поступок, желание и мысль в свое время «прорастут» и принесут плоды. Какие? Зависит от самого человека: «что посеешь, то и пожнешь» — гласит закон кармы.

Конец Света через десять лет?
Вопрос о конце света всегда волновал человечество, особенно ту его часть, которая на протяжении двух тысячелетий развивалась в рамках западной цивилизации. Любопытно, что в других, более древних культурах, которые, казалось бы, гораздо сильнее должны быть подвержены предрассудкам, тревог подобного плана - возникающих, как нам представляется, в коллективном бессознательном человечества - практически не было. (Статья написана в 1990 году)

Кто защитит "Великую сироту"? Нужны ли человечеству Учителя
Тема борьбы добра и зла актуальна сегодня как никогда. Все чаще и чаще задается вопрос, который звучит уже как протест: неужели зло всегда побеждает и остается безнаказанным?

Лето-2009: со-творение мира
Припомнить в себе ребенка, открыть то, что дремало в твоей заспавшейся душе — эту возможность культурный центр «Новый Акрополь» подарил всем, кто в начале июня пришел на Праздник искусств и ремесел. Всем многообразием своих творческих студий и мастерских философская школа выплеснулась на площадь.

Людвиг Заменгоф о своем детище
Различие языков составляет сущность различия и взаимной вражды национальностей, ибо это, прежде всего, бросается в глаза при встрече людей: люди не понимают друг друга и потому чуждаются друг друга. Встречаясь с людьми, мы не спрашиваем, какие у них политические убеждения, на какой части земного шара они родились, где жили их предки несколько тысяч лет назад; но эти люди заговорят, и каждый звук их речи напоминает нам, что они нам чужие.

Люди, которым нужно нечто большее, чем Бог
Люди - существа религиозные. Психологически нам очень трудно идти по жизни без оправдания и надежды, что дает нам религия. Это четко видно на примере ученых-позитивистов 19 века. Они настаивали, что оценивают вселенную исключительно с материалистических позиций - но по ночам участвовали в спиритических сеансах, вызывая духов умерших. Даже сегодня мне часто доводится встречать ученых, которые, за пределами собственной узкой специализации, подвержены всяческим суевериям - настолько, что порой возникает ощущение: в наше время неверующих в точном смысле этого слова встретишь разве что среди философов. Ну, или среди священников.

Мечты о полете
...Но почему же все-таки людям обычно снится, что они летают, именно тогда, когда в жизни они по уши завязли в болоте?..

Мосты, соединяющие людей
«Новый Акрополь» вкладывает новое значение в понятие культуры. Мы рассматриваем культуру как совокупность общечеловеческих ценностей, как явление, практичное и жизненное, которое позволяет человеку меняться и совершенствоваться. Мы выступаем за возрождение культурных ценностей во всех странах, за культуру, которая несет философское послание и может восприниматься всеми, может стать частью жизни каждого.

Музей - это приглашение к размышлению. Интервью с директором Русского музея Владимиром Александровичем Гусевым
В жизни каждого человека в определенный период появляется потребность оглянуться на пройденный путь и что-то понять. (В общем-то, это признак зрелости, хотя можно посчитать его и признаком старения.) Появление современных музеев, на мой сугубо дилетантский взгляд, связано с тем же.

Мы и жизнь
Логически продолжая привычку нашей технологической цивилизации оценивать все и вся по качеству и "коэффициенту полезного действия", пришло время посмотреть с этой точки зрения и на человека - главный фактор любой модели цивилизации, независимо от того, является ли она технологической или нет.

Не сотвори себе кумира или о героях нашего времени…
Сами герои меняются, меняются их имена и приключения. Но остается само стремление к большему, к чему-то превосходящему наши возможности, и потому служащему ориентиром. В героях мы видим самих себя, в них отражаются наши потаенные мечты, наши страхи и надежды, порой - наша усталость.

Невозможные мечты
Для молодого человека, имеющего внутренние устремления, очень важно больше узнать о той духовной силе, которая воплощается в Мечтах и Идеях лучшего мира - мира, который, похоже, удаляется от нас по мере того, как мы делаемся старше, ибо трудности, окружающие нас, так сильны и многочисленны, что если к ним подходить с точки зрения взрослого человека, то они кажутся непреодолимыми. И они спрашивают: "Что же делать с "невозможными" Мечтами?"

Новый Акрополь: 50 лет практической философии
15 июля 1957 года, 50 лет назад, в мире начала работу Международная Классическая философская школа "Новый Акрополь". Сегодня мы беседуем с ее руководителями.

О старости
Быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым, учиться умирать и умирать - такая же почтенная функция, как и любая другая, - при условии, что она выполняется с благоговением перед смыслом и священностью всяческой жизни.

Общество комфорта и философия риска
Очевидно, что общество комфорта, стремление к удобству в физической и экономической сферах, к легкости социальных отношений, к порядку в политике и т. д., - все это столь же старо, как и само человечество.

Обязательства и Свобода
Время от времени в обществе, будто приносимые порывами ветра, возникают определенные идеи - было бы правильнее их назвать «ментальными формами», которые вызывают отклик у большинства людей. Одна из них - это идея свободы. Это слово, почти всегда вырванное из контекста, употребляется применительно к любому роду человеческой деятельности и даже смыслу жизни.

Оптимизм и философия
Если философия - это любовь к мудрости, если это поиск знания ради того, чтобы разрешить всеобщие вопросы бытия, тогда философу необходимо быть оптимистом, ведь любое настоящее исследование обогащает.

От человека разумного к человеку воспитанному
Когда читаешь о детях индиго, вспоминаешь сюжет книги «Гадкие лебеди» - те же нестандартные дети, то же неприятие, растерянность или равнодушие в обществе, тот же вопрос: «А не Будущее ли стучится к нам в дверь?» Что же такое «Гадкие лебеди» - пророчество Стругацких или попытка описать идеальную модель эволюции человечества?

Пардоксы демократии
Не так давно прошли одни выборы, которые у многих вызвали если не разочарование, то недоумение и породили много вопросов, вскоре состоятся новые... Принесут ли они нам удовлетворение, оправдают ли наши ожидания? А может быть, мы слишком многого от них хотим? Всегда ли выборы и голосование дают наилучший путь?

Плыть против течения
Разница между плывущим бревном и лодкой, сделанной из той же древесины, заключается в том, что у лодки есть весла и она может плыть против течения. (Д-р Н. Шри Рам)

Помни о смерти, чтобы жизнь имела смысл
Все мы рождаемся и входим в земную жизнь на условиях обязательного ухода из нее. Мы знаем точно, что нам отпущено какое-то количество лет, после чего мы вновь куда-то уйдем, по-видимому туда, откуда в свое время пришли на Землю. Для одних это другие миры, инобытие, для других - ничто. Как бы мы ни были настроены, но об обязательности ухода из этого мира у нас есть совершенно достоверное знание, и в нем никто не сомневается.

Предопределенность или свобода выбора?
Лекция, прочитанная в Мадриде в феврале 1987 г.
Существует ли на самом деле такая Судьба, неумолимая и непреклонная? Существует ли какой-нибудь способ жить в согласии с этой Судьбой? Или можно сказать, что Судьбы не существует и есть только свободная воля, благодаря которой мы и только мы создаем свою собственную судьбу?

Проблема смысла жизни человека
Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи.

Сила цветов доктора Баха
«Болезнь не наказание, но всего лишь коррекция: она указывает нам на наши же ошибки и не дает совершить ошибки еще более серьезные и тем самым нанести себе еще больший вред; она помогает нам вернуться на путь Истины и Света, с которого мы сошли» - так размышлял английский врач и ученый, доктор Эдвард Бах, разрабатывая в начале ХХ века цветочную терапию.

Сколько в мире языков
Согласно данным Французской Академии наук, современное человечество говорит почти на 3000 языков: в обзоре языков мира под редакцией А. Мейе и М. Коэна описаны 2796 языков. Население одного только Нью-Йорка говорит на 75 языках. Коренные же племена и народности Америки, долго и беспощадно истреблявшиеся нахлынувшими туда европейцами, говорят на своих языках и наречиях; их более 700, и почти все они бесписьменные.

Случайны ли "случайные" спасения?
Катастрофы уносят тысячи и тысячи жизней. Но каждую трагедию сопровождает таинственный феномен: обязательно находятся те, которые каким-то чудом избежали беды. Точнее, из-за чего-то в нее не попали. Кто помог?

Смысл жизни
Осознанные или неосознанные, вечные вопросы «почему?», «зачем?» и «ради чего?» постоянно сопровождают нас и требуют ответа. И с того момента, когда начинается длинный путь поиска этого ответа, осознанной становится и сама жизнь.

Станислав Ежи Лец
Кто был автором самого первого афоризма? Может быть, тот, кто написал над входом в дельфийский храм «Познай себя, и ты познаешь вселенную и богов»? Прошли тысячелетия, афоризмы почему-то стали более остроумными, но саркастичными — такая жизнь! А их авторы обрели имена. Одно из самых известных — Станислав Ежи Лец

Судьба
Судьба — страшное, таинственное слово... Жизнь, путь, предназначение... Стоит только задуматься над этой великой загадкой, чтобы почувствовать, что неслучайно древние греки символом жизни выбрали чудовище Сфинкса. Сколько вопросов: предопределена ли наша судьба или мы строим её полностью сами? Можем ли мы выбирать, или лишь слепой случай направляет ход нашей жизни? Неотвратимые Мойры, изменчивая Фортуна, счастливый случай — Кайрос и ещё множество божеств управляли некогда жизнью человека. Чтобы договориться с ними, он шёл в храм, — а куда идти нам сегодня со своими вопросами о предназначении, о смысле событий, происходящих с нами? Почему? За что? Доколе?

Судьба. Предопределенность или свобода выбора
Что такое судьба? И можем ли мы изменить ее? Правда ли, что есть силы судьбы? Но тогда что они такое - ангелы-хранители или бесстрастные исполнители закона, одинакового для всех? Каждому из нас есть что сказать об этом, ведь каждый хоть раз в своей жизни воскликнул: «Это судьба!»

Таинственное искусство побеждать
Тема, которой я хочу коснуться сегодня, - загадочное и трудное искусство побеждать. Говоря «побеждать», я не имею в виду покорять кого бы то ни было, выбивать двери, разрушать стены, чувствовать или быть убежденным, что другие слабее нас... Я имею в виду нечто гораздо более глубокое.

Уметь начать сначала
Уметь начать сначала - великое и сложное искусство. Мы нуждаемся в этом не только тогда, когда необходимо выбраться из тяжелых, тупиковых ситуаций. Ведь каждый день - своего рода новое начало. Даже когда у нас все идет хорошо и кажется, что наконец-то мы поймали загадочную птицу счастья, наша жизнь все равно проходит в постоянной нелегкой борьбе. Ее цель - не только решение тех или иных материальных, бытовых проблем.

Философия - школа жизни
Продолжая дискуссию об утопиях, мечтах и реальности, мы поговорим сегодня о философии. А говорить о философии - значит говорить о многом.

Философия без футбола. О жизни в тибетском монастыре
С глубокой древности поиск мудрости на Востоке связан с поиском учителя, наставника, ламы. Такие мудрые люди есть и сегодня. Более того, до сих пор существуют учебные заведения, где можно, пройдя специальное обучение, стать ламой, — тибетские монастыри. Об особенностях такого обучения мы беседуем с тремя монахами из тибетского монастыря Дрепунг Гоманг, ныне расположенного на территории Индии. Двое из них — Джампа Санге и Церинг Мунцог — тибетцы, а Мутул Овьянов — калмык, уехавший в Индию учиться. Он и стал нашим переводчиком.

Философия возраста. Загадочные циклы в жизни человека
Длинную дорогу жизни человек прокладывает сам по моделям, данным Природой и Судьбой. Эти модели Пути предусматривают свои периоды движения и свои остановки, бесчисленные возможности, задачи и испытания, которые даются на каждом этапе, чтобы тот, кто по пути идет, прежде всего рос и развивался. Что из всего этого использует сам человек и какой в конечном итоге получится его дорога, зависит от его собственных усилий и стремления понять, почему и ради чего он ее строит. Таков философский подход к теме, которую мы обсуждаем.

Философия начинается с детских вопросов
В гостях у нашего журнала Владимир Васильевич Миронов, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой онтологии и теории познания и декан философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Человек смеющийся
На дворе апрель, а значит, вполне понятно, почему мы заговорили о юморе. Как ни смешно это прозвучит, но чувство юмора — одно из самых загадочных чувств. В самом деле, мы можем более-менее сносно объяснить, почему мы испытываем любовь или отвращение, страх или радость, но что заставляет нас смеяться?

Человек - существо недостаточное
А что думают ученые о соотношении веры и разума в нашей жизни? За разъяснениями мы обратились к Илье Теодоровичу Касавину — члену-корреспонденту РАН, доктору философских наук, специалисту по теории познания, основателю и главному редактору журнала Института философии РАН «Эпистемология & философия науки».

Человек-паук и другие. Размышления о новых героях
На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный фильм о Человеке-пауке. Я никогда не смотрела его от начала до конца: не очень нравился главный герой, только я никак не могла объяснить себе, почему и что мне, собственно, не нравилось. Но знаю, что у детей, особенно у самых маленьких, кому от четырёх до семи, этот персонаж очень популярен. Они любят в него играть, надевают костюмы человека-паука, приносят игрушки в виде человека-паука... Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими подобными героями. Но героями ли?

Что такое Истина?
Хотя на обладание истиной претендуют много людей вокруг, вопрос «что есть истина?» в какой-то момент жизни встает перед каждым из нас. А еще более насущным бывает вопрос, является ли для нас истиной то, что говорит или пишет кто-то другой. Может ли кто-нибудь передать истину?

Эклектизм. В поисках истины без фанатизма
Давайте называть эклектизмом такой подход, который, не возражая против чего-либо априори, анализирует предметы, события и явления, осмысляет их, сравнивает и связывает, ищет в них лучшее, чтобы в результате выделить самое ценное, то, что достойно быть принятым.

Эсперанто: от утопии к реальности
В давние времена люди говорили на одном языке, жили дружно и в согласии. Но однажды начали они строить Вавилонскую башню, и должна она была быть выше всех гор. Однако Богу эта затея не понравилась, и смешал он их языки, и стали люди говорить все по-своему и не могли больше понимать друг друга. И ушли они в обиде, не достроив башню. Так говорится в Книге Бытия. И с тех самых времен не покидает человечество мечта о взаимопонимании. О едином, общем для всех языке.