Первый человек кто вышел в открытый космос. История освоения космоса. выход в открытый космос алексея леонова. Усовершенствованный космический корабль

В марте 1965 года состоялся полет космического корабля «Восход-2». Перед экипажем в составе космонавтов П. И. Беляева и А. А. Леонова стояла непростая, но очень ответственная задача - осуществить первый в истории выход человека в открытый космос.

Непосредственное осуществление эксперимента выпало на долю и 18 марта он благополучно с ней справился. Космонавт вышел в открытый космос, удалился от корабля на 5 метров и провел за его пределами в общей сложности 12 минут и 9 секунд.

Полет «Восхода» не обошелся без внештатных ситуаций и курьезных случаев. Трудно описать, сколько душевных и физических сил пришлось затратить людям, которые готовили этот грандиозный эксперимент - выход человека в открытый космос. Интересные факты и малоизвестные детали полета и его подготовки стали основой этой статьи.

Идея

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту.

Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля. В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».

Была и другая, более серьезная проблема. Столь опасный эксперимент необходимо было сначала отработать на животных. Однако от этого отказались, посчитав, что разработка специального скафандра для животного - дело слишком хлопотное и затратное. К тому же он не дал бы ответ на самый главный вопрос: как будет вести себя человек в открытом космосе? Было принято решение проводить эксперименты сразу на людях.

Сегодня космонавты способны покидать корабль на несколько часов и проводить в открытом космосе очень сложные манипуляции. Но в 60-е годы это казалось совершенной фантастикой или даже самоубийством.

Экипаж

Изначально в группе космонавтов, готовящихся к полету, состояли Леонов, Горбатко и Хрунов. Беляев был на грани отчисления из отряда космонавтов по состоянию здоровья, и лишь по настоянию Гагарина его включили в группу подготовки к полету.

В результате сформировались два экипажа: основной - Беляев, Леонов - и дублирующий - Горбатко, Хрунов. К экипажам этой экспедиции предъявлялись особенные требования. Команда должна была работать как одно целое, а космонавты - быть совместимы друг с другом с точки зрения психологии.

Результаты тестов показали, что Беляев обладает большой выдержкой и хладнокровием, способен не потерять голову в любой ситуации, а Леонов, наоборот, порывист, импульсивен, но при этом необычайно храбр и отважен. Эти два человека, столь различные по характеру, могли прекрасно работать в паре, что являлось необходимым условием для того, чтобы осуществить первый выход человека в открытый космос.

Тренировки

Первые три месяца космонавты занимались изучением конструкции и устройств нового корабля, затем последовали длительные тренировки в условиях невесомости. Для этого требовался маневренный самолет и очень опытный пилот, который мог с уверенностью выполнять За часовой полет самолет был способен имитировать невесомость в общей сложности около 2 минут. Именно за это время космонавтам нужно было успеть отработать всю намеченную программу.

Изначально летали на спарках МИГ, но привязанные ремнями космонавты были лишены возможности двигаться. Было принято решение взять более просторный Ту-104ЛЛ. Внутри самолета был установлен макет части космического корабля со шлюзовой камерой, на этом импровизированном тренажере и проходили основные тренировки.

Неудобные скафандры

Сегодня в музее космонавтики можно увидеть тот самый скафандр, в котором Леонов осуществил выход человека в открытый космос. Фото улыбающегося космонавта в шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, но никто не мог предположить, скольких усилий стоила эта улыбка.

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг.

Все тренировки проходили уже в скафандрах, система обеспечения которых оставляла желать лучшего. Подача воздуха производилась крайне слабо, а значит, при самом малейшем движении космонавт сразу же покрывался испариной от напряжения.

Помимо этого скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели - сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Показательный спектакль

В разгар тренировок в Москву прилетел большой друг СССР Шарль де Голль, и Хрущев решил похвастаться перед ним успехами советской космонавтики. Он решил показать французу, как космонавты отрабатывают выход человека в открытый космос. Сразу стало понятно, что в реальный полет отправят именно тот экипаж, который будет участвовать в этом «представлении». По приказу Гагарина в этот ответственный момент Хрунова заменяют Беляевым. По воспоминаниям Хрунова, он не понял мотивов этой замены и надолго сохранил обиду на Гагарина за этот необъяснимый поступок.

Позже Гагарин объяснил Хрунову свою позицию, он считал, что необходимо было дать Беляеву последний шанс слетать в космос. Молодой Хрунов мог это сделать впоследствии еще неоднократно, к тому же Беляев лучше подходил Леонову с психологической точки зрения.

Неприятность перед стартом

За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Выход в космос

По поводу поведения человека в открытом космосе существовало Недоброжелатели утверждали, что космонавт, ступивший за пределы космического корабля, тут же приварится к нему, будет лишен возможности двигаться или же вовсе Очень трудно представить себе, чем еще может обернуться выход человека в открытый космос. 1965 год легко мог стать годом грандиозного провала Однако подтвердить или опровергнуть эти пессимистические теории могла только практика.

К тому же в то время еще не было разработано никаких спасательных систем. Единственное, что было сделано для космонавтов, - это разрешение в случае чего просто открыть люк и выставить из него руку.

Когда корабль вышел на заданную орбиту, Леонов начал готовиться к выходу. Все шло по плану, когда наступил час икс, космонавт мягко оттолкнулся и выплыл из шлюза в открытый космос.

Самые страшные прогнозы скептиков не сбылись, и космонавт чувствовал себя вполне прилично. Он выполнил всю предписанную программу, и пришла пора возвращаться на корабль. С этим возникли некоторые проблемы. Раздувшийся в невесомости скафандр не давал Леонову войти в шлюз. Тогда он, не советуясь ни с кем, самостоятельно понизил давление в скафандре и ринулся в шлюз головой вперед, а не наоборот, как было запланировано. Первый выход человека в открытый космос был завершен, и Алексей Леонов навсегда вписал свое имя в историю космонавтики.

ЧП на спуске

«Восход-2» имел множество недоработок, и после успешного завершения программы полета произошло ЧП. При отстреле выходного шлюза залепились датчики солнечно-звездной ориентации. Когда корабль совершал свой 16-й виток вокруг Земли, из ЦУПа поступило указание снижаться. Но корабль продолжал лететь, как ни в чем не бывало. Когда он пошел на 17-й виток, стало ясно, что система автоматической ориентации не сработала, и экипажу пришлось перейти на ручное управление. Полет, главной задачей которого был выход человека в открытый космос, мог закончиться катастрофой.

Ценой невероятных усилий Беляев и Леонов восстановили контроль над кораблем, но все же опоздали с выключением двигателей почти на минуту. В результате запланированное место посадки осталось далеко позади и спусковой аппарат приземлился в глухих пермских лесах.

Спасательная операция

Космонавты оставались в зимнем лесу долгих двое суток. Правда, один вертолет все же попытался сбросить им теплую одежду, но промахнулся, и сверток затерялся в сугробах.

Вертолет не мог приземлиться в глубокий снег среди деревьев, а у космонавтов не было необходимого оборудования ни для того, чтобы спилить деревья, ни для того, чтобы залить снег водой и сделать импровизированную ледяную посадочную площадку. В конечном итоге спасательная группа пешком добралась до замерзших космонавтов и смогла вывести их из лесной чащи.

Несмотря на все трудности подготовки и неприятные происшествия в процессе полета, Беляев и Леонов справились со своей основной задачей - осуществили выход человека в открытый космос. Дата этого события стала одной из самых знаменательных вех в истории советской космонавтики.

18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей ЛЕОНОВ во время полета на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1965 года. Командиром корабля был Павел БЕЛЯЕВ, Алексей ЛЕОНОВ - вторым пилотом.

Ракета-носитель с экипажем корабля «Восход-2» стартовала 18 марта 1965 года ровно в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера и начата подготовка к выходу в космическое пространство.

Шлюзовая камера корабля сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически (с помощью специального механизма с электроприводом), так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.

В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.

После выхода космонавта в космос, перед спуском на 3емлю, основную часть шлюзовой камеры отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого нужно было надеть скафандры и, разгерметизировав корабль, и высунуться в люк.

Для выхода в космическое пространство был разработан скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космос.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Павел БЕЛЯЕВ с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться ЛЕОНОВЫМ с пульта, установленного в шлюзовой камере.

БЕЛЯЕВ наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. ЛЕОНОВ «вплыл» в шлюзовую камеру, а командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Алексей ЛЕОНОВ вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство.

Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

В открытом космосе Алексей ЛЕОНОВ начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Архиповичу была дана команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и ЛЕОНОВ не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного.

Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. ЛЕОНОВ стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом ЛЕОНОВУ удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами вперед, как положено.

Алексей Архипович находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея ЛЕОНОВА в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 9 секунд.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея ЛЕОНОВА в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в кабину Алексея ЛЕОНОВА космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка.

Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 9 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Архиповичу ЛЕОНОВУ высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, а лётчику-космонавту СССР Павлу БЕЛЯЕВУ были вручены диплом и медаль ФАИ.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американских астронавтов. Первым американцем побывавшем в космосе стал Эдвард УАЙТ, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

Первый выход в открытый космос, совершенный Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ, стал очередной точкой отсчета для мировой космонавтики. Во многом благодаря опыту, полученному в этом первом полёте, сегодня выход в открытый космос является уже стандартной частью экспедиций на Международную космическую станцию.

В наши дни во время выходов в космос проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и целый ряд других операций.

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос. Фильм создан кинокомпанией «Базелевс» при поддержке Госкорпорации «РОСКОСМОС».

«Время первых» - это не документальное кино, в котором были бы скрупулёзно восстановлены события полёта космического корабля «Восход-2». Это скорее научно-фантастический фильм, в основу которого лег реальный полёт Павла БЕЛЯЕВА и Алексея ЛЕОНОВА. Фильм выйдет в прокат 6 апреля 2017 года.

Также, сегодня, 18 марта 2017 года, многие издания и интернет-порталы отметили историческую дату. Так, редакция газеты «Комсомольская правда» выпустила спецвыпуск, с титульной страницей, оформленной в стиле газеты 1965 года.

А главную страницу российского коммуникационного портала mail.ru украсил тематический баннер.

Алексей Леонов - первый космонавт, вышедший в открытый космос.

Космонавт Алексей Леонов

В открытом космосе

Март 1965 года навсегда запечатлен не только в истории отечественной космонавтики. 18 день этого месяца стал едва ли менее славной вехой для всей земной цивилизации на пути покорения космоса, чем Гагаринский полет:

Алексей Леонов, космонавт СССР под номером 11, покинув шлюзовую камеру космического корабля, совершил выход в открытый космос. За успешное выполнение своей миссии Леонов был удостоен звания Героя Советского Союза. Достижения тех лет в области мирного освоения космоса трудно переоценить, ведь то было время первых.

Биография космонавта Алексея Леонова

В предпоследний день мая 1934 года семья Леоновых, выбравшая тогда в качестве места постоянного проживания маленькое сибирское поселение, пополнилась еще одним ребенком, которого нарекли именем Алексей. Глава семьи, Архип Леонов, перебрался в Сибирь из Украины после того, как отпылала Гражданская война, вслед за своим отцом, которого царское правительство отправило сюда в ссылку еще в 1905 году.

Волна массовых репрессий и политических преследований, прокатившаяся по стране в 1937-1938 гг., затронула и род Леоновых: всю семью объявили «врагами народа», лишили дома. Временное пристанище было найдено в областном центре – городе Кемерово. После реабилитации 1939 года Леоновы переезжают в Калининград, где отцу семейства была предложена работа по его профилю (электрослесарь).

Алексей Леонов, будучи крайне любознательным ребенком, имел разноплановые увлечения: фехтование, легкая атлетика, технические науки, слесарное дело, живопись. Практически по всем спортивным направлениям он добился серьезных успехов, подтвержденных соответствующими разрядами. В 1953 году, получив среднее общее образование, Алексей решил пойти в Кременчугскую авиационную школу. Затем молодой летчик продолжил обучение в Военном авиационном училище в городе Чугуеве Харьковской области.

18 марта 1965 года, пройдя отбор в команду первых космонавтов, Алексей Леонов принял непосредственное участие в полете за пределы земной атмосферы, длившемся чуть более 2-х часов. Его напарником стал космонавт Павел Беляев. По ходу данного мероприятия Леонов произвел видеосъемку, находясь вне космического аппарата «Восход-2» чуть больше 12 минут.

После этого знаменательного события космонавт А. Леонов участвовал в подготовке программ по освоению Луны, которые впоследствии были свернуты по причине потери первенства СССР в «лунной гонке» с Соединенными Штатами.

Алексей Архипович всегда стремился обладать самыми актуальными знаниями в технической сфере: параллельно основной работе он получал дополнительное образование в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

В 1971 году Леонову поручили командование экипажем космического аппарата «Союз-11». В 1975 году он совершил полет на орбиту Земли вместе с космонавтом Валерием Кубасовым на корабле «Союз-19». Тогда же была произведена первая стыковка с американским космическим кораблем.

С 1976 года по 1991 год Алексей Архипович Леонов работал в Центре подготовки космонавтов. В 1992 году ушел в запас в звании генерал-майора авиации. С тех пор проживает в Москве, ведет научную деятельность, связанную с обеспечением безопасности космических полетов. Выбор данного вектора исследований, возможно, обусловлен проблемами, с которыми Алексею Леонову приходилось сталкиваться во время полета на космическом аппарате «Восход-2»

«Восход-2»

Подвиг Юрия Гагарина был первым шагом на сложном пути освоения околоземного пространства. Выход космонавта в открытый космос был следующей миссией, в техническом обеспечении которой были задействованы передовые советские предприятия. Скафандр «Беркут» разрабатывался в НПП «Звезда» с учетом специфики планируемого мероприятия: его предназначением было не только обеспечение безопасности при выходе в открытый космос, но спасение космонавта в случае разгерметизации космического аппарата. Пройдя требуемые подготовительные процедуры, экипаж из двух человек (Павел Беляев и Алексей Леонов) отправился на орбиту 18 марта 1965 года в 10:00 по Москве. Все шло в штатном режиме. Совершив два витка вокруг планеты, космонавты приняли решение о том, что выход с корабля совершит Леонов. В 11:34 он, миновав шлюзовую камеру, оказался в безвоздушном пространстве, где пробыл 12 минут. При возвращении начались проблемы.

Трудное возвращение

В целях безопасности космонавт держал связь с кораблем посредством 5-метрового соединительного шнура. По признанию Леонова, пребывание в космическом вакууме было омрачено сильным физическим дискомфортом (тахикардия, одышка, повышенное потоотделение, жар). Пытаясь вернуться в шлюзовую камеру, Алексей столкнулся с проблемой, о возникновении которой при подготовке полета не могли даже предположить: скафандр раздулся и не позволял космонавту попасть на корабль. Вход в шлюз стал возможен только после того, как из скафандра было стравлено давление. Не успев перевести дух после такого испытания, космонавты получили сигнал о разгерметизации корабля: после штатного отсоединения шлюзовой камеры люк был поврежден и неплотно прилегал к пазам. Включив подачу кислорода из запасных емкостей, Леонову удалось покончить с этой проблемой. Но на горизонте уже маячила новая: автоматическая система управления посадкой отказала, и П. Беляеву пришлось взять управление на себя. Из-за этого проследовать к месту посадки на Земле по заданным координатам не представлялось возможным: приземлиться пришлось в тайге вдали от населенных пунктов. Космонавтов нашли только через сутки с помощью вертолета. 21 марта они уже находились на космодроме.

Время первых – это время людей, жаждавших покорить враждебный космос, прославить свою страну, а самое главное - открыть новые горизонты для всего человечества. И им это удалось! После благополучного возвращения космонавт Леонов выступил перед государственной комиссией с докладом, который завершил словами: «В открытом космосе жить и работать можно!».

Историческое видео: первые минуты, проведенные человеком в открытом космосе.

Интервью Алексея Леонова - первого человека, вышедшего в открытый космос

Алексей Леонов первым шагнул в открытый космос / Фото: rusevik.ru

18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Архипович Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос. Эта миссия была важнейшим этапом в развитии космонавтики. За ней следила вся страна!

Дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 г. в селе Листвянка Кемеровской области в семье шахтёра. После окончания Чугуевского военного училища лётчиков А. А. Леонов проходил службу в авиационных частях Военно-Воздушных сил СССР.

7 марта 1960 г. А. А. Леонов был зачислен в первый отряд советских космонавтов. В 1965 г. Государственная комиссия утвердила Алексея Леонова вторым пилотом корабля «Восход-2». 18 марта 1965 г. «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Для выполнения выхода человека в открытый космос корабль «Восход-2» был снабжён шлюзовой камерой. Для космонавта был разработан специальный скафандр с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа для того, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство.

18 марта 1965 г. в 11 ч. 30 мин. по московскому времени Алексей Архипович Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос. Время пребывания космонавта вне космического корабля (с момента выхода из шлюзовой камеры до входа в неё) составило 12 мин. 09 сек. Отход от корабля производился на расстояние до 5,35 метров, на полную длину фала. Свободное плавание в космосе выполнялось в течение нескольких отходов и подходов к кораблю. В это время космонавт производил наблюдения и видеосъёмку.

Во время полёта космического корабля «Восход-2» неоднократно возникали нештатные ситуации на борту и во время нахождения А. А. Леонова в открытом космическом пространстве. Из-за повышения давления в скафандре у космонавта возникли сложности при возвращении в корабль. Из-за отказа системы автоматического управления спуском посадка корабля впервые осуществлялась в ручном режиме.

Первый выход в открытый космос / Рисунок: Алексей Леонов

20 октября 1965 г. ФАИ (Международная авиационная федерация) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 мин. 9 сек., и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 км. Международная авиационная федерация присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР П. И. Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.

Началом стремительного изучения Вселенной принято считать 12 апреля 1961 года, когда впервые в космос отправился человек и им стал Юрий Гагарин, гражданин СССР. Год за годом после его полета делались новые и новые открытия.

Открытый космос

Оказаться за пределами космического корабля в одном скафандре - рискованное занятие. Ровно 52 года назад летчик Советского Союза Алексей Леонов совершил выход в открытый космос. Несмотря на то, что Леонов пробыл в безвоздушном пространстве всего 12 минут, это был настоящий подвиг. Эти несколько минут космонавт называет абсолютной тишиной, об этом он говорил в своих первых интервью. Сегодня год выхода человека в открытый космос знает каждый школьник. В 1965 году 12 марта корабль «Восход-2» стартовал на борту с Алексеем Леоновым и командиром аппарата Павлом Беляевым, с тех пор эта дата является важной для истории России. Леонов выход в открытый космос совершил, когда ему был 31 год.

Как это было

Первая в истории прогулка человека в космосе за пределами борта корабля вызвала во всем мире настоящий восторг. Притом, что произошло это, именно когда СССР с Америкой яро соперничали за звание первых в области освоения пространства невесомости. Выход в открытый космос был расценен на тот момент как пропагандистский успех Советского Союза и серьезный удар по национальной гордости американцев.

Выход Леонова в открытый космос - это настоящий прорыв в области освоения Вселенной. На самом деле было множество опасных моментов во время полета, которые испытал на себе космонавт. Практически сразу раздуло его скафандр в результате сильного давления. Чтобы разрешить проблему летчику пришлось нарушить инструкцию и снизить давление внутри. Именно поэтому он вошел на корабль не ногами вперед, а головой. Космонавт Леонов выход в открытый космос , несмотря на все проблемы, совершил успешно и приземлился удачно.

Несмотря на технический осмотр судна и его тщательную подготовку к полету, проблемы все же возникали. Резкий перепад температур привел к тому, что в обшивке люка образовалась расщелина. Что повлекло бы за собой разгерметизацию корабля и смерть космонавтов. После того, как был совершен первый выход в открытый космос год за годом исследования проводились все активнее.

Во времена Советского Союза о произошедших внештатных ситуациях умалчивали, правду обнародовали сравнительно недавно, в том числе и выход человека в открытый космос был неидеальным. Но сегодня уже можно рассказать всю правду. В частности, что Алексей Леонов выход в открытый космос чуть не совершил без страховочного троса, и если бы ни командир корабля, который вовремя заметил это, тело Беляева по сей день, было на орбите планеты.

Что чувствовал Леонов

Выход космонавта в открытый космос - это настоящий подвиг и прорыв в науке. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком в истории человечества, который увидел планету Земля с высоты 500 км. При этом он совершенно не чувствовал движения, хотя летел со скоростью, в несколько раз превышавшей скорость реактивного самолета. Невозможно на Земле почувствовать гигантской среды, окружающей человека, такое доступно исключительно с космоса. Когда Леонов увидел Иртыш, ему поступила команда возвращаться на аборт корабля, но он не сразу смог это сделать из-за раздутого скафандра. К счастью, выход Алексея Леонова в открытый космос закончился успешно.