Марксистско ленинское учение. Михаил воейков маркс, ленин, троцкий: капитализм, социализм и рыночная экономика

Марксизм-ленинизм

Культурный и общеобразовательный уровень Ленина ниже, чем у К. Маркса. О его научном уровне я и не говорю. Он даже не в состоянии был понять, что такое рынок в плане саморегулирования в обществе. Заметив тенденцию к концентрации и монополизации капитала, он не сумел провести простейший анализ, позволяющий понять, насколько это разрушительно для экономики, и решил ускоренно провести эту концентрацию в масштабах всей страны, посчитав, что за этой тенденцией будущее. То, от чего весь капиталистический мир усиленно уходит путем создания антимонопольного законодательства для сохранения возможности саморегулирования, вождь мирового пролетариата, в силу полной экономической некомпетентности и общей низкой культуры, считал фактором повышения производительности труда.

Его философская социальная позиция, это вульгарный прагматизм. Весь научный философский ленинизм может быть сведен к простой формуле: смотри кому это выгодно. Если это выгодно ему, то все здорово, если нет, он начинал браниться. Поэтому большая часть его работ это злое брызганье слюной в адрес оппонентов. И это совсем не удивительно. Высшее образование у него заочное, юридическое, т. е. основной способ мышления догматический, с элементами игрового, в чем он как раз совершенно не преуспел. Особой склонности к анализу и самоанализу никогда не наблюдалось, зато потрясающе сильная воля маньяка-шизофреника, сумевшего всю свою жизнь посвятить одной цели и подчинять гипнабельных людей, увлекая их за собой. Ленинская естественнонаучная философия тоже предельно проста, и является прямым продолжением его социальной философии. Это полное оголтелое отрицание всего, что лежит за пределами самых очевидных бесспорных экспериментальных данных. Т. е. сложные психические явления, магия, религия, а отсюда и нравственность, гуманизм и прочие общечеловеческие ценности по Ленину это поповщина и мракобесие. Т. е. ленинизм – это философия неграмотных, голодных, и потому злых, тех, у кого основная забота как прокормиться, кому по жизни не до философствования. Отсюда и уровень ленинской философии.

После победы большевиков, когда у них появилась возможность привлечь к работе над марксистско-ленинской философией действительно умных и грамотных людей, создалась реальная возможность спасти учение, сделать его жизнеспособным, сохранив при этом догмы. Однако после победы 1917 года марксизм-ленинизм поднимается в виде революционного знамени над головой и доступ к нему тщательно охраняется придворной околонаучной братией, опирающейся на государственный репрессивный аппарат. Поскольку это знамя являлось существенным элементом политики, то нормальная научная критика по отношению к нему была невозможна, по крайней мере опасна для жизни, и все штатные придворные должности, дающие доступ к этому знамени, распределены между революционерами – недоучками. Поэтому изначально слабое учение застывает в виде догмы, остающимся таким и по сей день.

И для простых людей, и правящей верхушки это догматическое учение превращается в критерий проверки «свой-чужой». Если говоришь «правильными» лозунгами и штампами, то ты свой, а если не скрываешь своего отрицательного или хотя бы критического отношения к учению, то ты явный враг народа. Таким образом Марксизм-ленинизм становится не просто учением, а превращается в принцип этнического деления на «свой-чужой». По этому принципу идет отбор, физически уничтожаются «неверные». Реально что-то делать в соответствии с этим учением было невозможно, а транслировать его лозунги и штампы становится атрибутом лояльности к системе, поэтому в государстве начинает работать двойной стандарт.

Марксизм ко всем религиям относился отрицательно, но без особой неприязни и агрессивности, просто, как многие научные системы своего времени к догматическим. Ленинизм же в своей неприязни переходит в неприкрытую ненависть. Причин для этого было много. Во-первых, гуманистические Христианские заповеди – преграда на пути революции и террора, во-вторых, религия такой элемент надстройки, который всегда заботится о стабилизации общества, и поддерживает практически любую власть, в третьих, это идеологический противник, который влияет на умы именно простого малограмотного народа и т. д. Поэтому марксизм-ленинизм всегда был в конфронтации со всеми религиозными системами, активно борясь с ними. Но любая религия содержит в себе существенный социальный элемент это морально-этические нормы. Отвергнув все религии, марксизм-ленинизм вынужден был нравственный вакуум заполнить своей системой, позаимствованной в Христианстве, которую назвали Моральным кодексом строителя коммунизма.

Весь разобранный выше спектр свойств марксизма-ленинизма позволяет в социальном плане поставить его в один ряд с религиями. Господствующий принцип мышления – догматический. Подобно любой религии он включил в себя морально-этические нормы. Как и любая религия он стал важным критерием этнического деления по принципу «свой-чужой». Как и большинство религий мира он фанатично агрессивен по отношению к иным религиям. Каждая религия заботится о создании возможности для паствы отправлять свой культ. Коммунистическая религия в этом плане тоже ни чем не отличается, кроме более тоталитарного подхода. Вместо постройки молельных домов, она вынесла отправление своих культов на производство, куда заблаговременно загнала всех потенциальных прихожан, а надзирать за ними приставила производственные партийные организации. Коммунистическая религия вмешивалась во все, преобладала над экономикой, политикой, культурой, литературой и искусством, наукой, личной жизнью людей и т. д. После победы Октябрьской революции Россия фактически перестала быть светским и стала религиозным государством. Именно такой противник оказался не по зубам нацистской Германии. Высокая национал социалистическая нравственность столкнулась с еще более высокой нравственностью религиозного государства.

Однако у марксизма-ленинизма есть принципиальное отличие от религий. Основным элементом всех религий является духовность. В силу своего атеизма марксизм-ленинизм отверг эту сторону дела, признав таким образом свою бездуховность. Кроме этого атеизм не может дать в нравственном плане никаких иных ориентиров, кроме эгоизма, что привело в результате к двойному стандарту в коммунистическом обществе, «Христианские заповеди» для масс, и ничем не сдерживаемый эгоизм, жидовство для избранных. А это, в итоге, обеспечило очень короткую жизнь коммунистического этноса. Если ближайший его аналог, Ислам, в возрасте пятисот лет остается этнически действенной системой, то марксизм-ленинизм безнадежно состарился всего за семьдесят лет. Отсутствие для руководства страны нравственных, духовных, культурных и национальных ориентиров привело к чрезмерной концентрации жидов в правящем сословье, и разрушению страны, начиная с инерционной этнической фазы (Брежнев), небывалыми темпами, что во-первых, подорвало ее экономический потенциал, а во-вторых, полностью отвратило массы от господствующего учения и лживого руководства, с его двойной моралью.

Из книги Идеология партии будущего автора Зиновьев Александр Александрович

МАРКСИЗМ Марксизм - феномен гигантского масштаба. Я не претендую хотя бы на мало-мальски полную его характеристику. Коснусь лишь некоторых его аспектов, непосредственно относящихся к теме этой работы.Марксизм является самой грандиозной идеологией в истории

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Марксизм В человеческой культуре и истории есть учение, которое по последствиям для мирового сообщества соизмеримо с мировыми религиями, а если говорить о новейшей истории, то, вероятно, превосходит их. Марксизм теоретически предсказывал неизбежность гибели

Из книги Истоки и смысл русского коммунизма автора Бердяев Николай

Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич

МАРКСИЗМ МАРКСИЗМ - идейное течение модернистского типа второй половины 19-20 в., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса. Центральной для М. самого Маркса выступала идея коммунизма - процедуры уничтожения

Из книги Религия и просвещение автора Луначарский Анатолий Васильевич

МАРКСИЗМ И РЕЛИГИЯ Надо различать отношение марксизма как социологической доктрины к социальному явлению религии, с одной стороны, и отношение марксизма как боевого миросозерцания и тактики пролетарского класса к религии, как к другому миросозерцанию и своеобразной

Из книги Мадэализм - концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории) автора Шулицкий Борис Георгиевич

6.1.2. Марксизм Марксизм - это стройное учение, в основе которого лежит творчески переработанный гегелевский диалектический метод (материалистическая диалектика). Значительным вкладом, внесенным классиками марксизма в философскую теорию, следует признать вычленение,

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

Из книги Анализ мировых систем и ситуация в современном мире автора Валлерстайн Иммануэль

МАРКС, МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОСИСТЕМЕ Маркс и его идеи процветают, они стоят на ногах крепче, чем идеи любого другого аналитика XIX в., и обещают оставаться в центре социальной жизни в миросистеме XXI в. Марксизм-ленинизм как

Из книги Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму автора Субетто Александр Иванович

Глава 16 Ленин и ленинизм: взгляд из XXI века «Русская революция универсалистична по своим принципам, как и всякая большая революция, она свершалась под символикой интернационала, но она и глубоко национальна и национализируется все более и более по своим результатам.

Из книги Инстинкт и социальное поведение автора Фет Абрам Ильич

16.1. Еще раз о Ленине и ленинизме. Три источника ленинизма и его структура. Что есть ленинизм? Ленин и ленинизм – явление одновременно и русское, неотъемлемое от логики развертывания Эпохи Великого Русского Возрождения , и всечеловеческое, всемирно-историческое.

Из книги Истины бытия и познания автора Хазиев Валерий Семенович

16.2. Ленинизм как научная основа перехода человечества к социализму в эпоху империализма 16.2.1. Ленинизм как "знанье, сила и оружие" социалистической революции в эпоху империализмаЛенинская теория империализма – ядро теоретической системы ленинизма, "как новой теории

Из книги Сочинения [сборник] автора Бердяев Николай

16.3. Ленинизм как явление русское и российско-цивилизационное во всемирной истории человечества 16.3.1. Антикоммунизм и антиленинизм как форма войны против памяти русского народа и народов России об их социалистическом прорывеПоявление социализма в России – СССР и вместе

Из книги автора

Глава 18 Ленин, ленинизм и ноосферный прорыв России и человечества в XXI веке (вместо послесловия) «Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, не может быть бесплодным. Благородный пример его самоотверженности, который будет прославлен в веках, сделает

Из книги автора

3. Маркс и марксизм Карл Маркс был философ, ученый и политический деятель, с темпераментом и властью над людьми, свойственными пророкам, и со всеми недостатками, присущими этому редкому типу личности. Он и был пророком: он создал последнюю ересь христианства, и в то же время

Из книги автора

5. Марксизм С марксизмом у нас в стране сложилась парадоксальная ситуация. И разрешить это противоречие предстоит тем, кто претендует называть себя марксистом.В чем же парадокс?Противоречие возникает в понимании того, кого считать марксистом. С одной стороны, марксист

Из книги автора

Глава V. Классический марксизм и марксизм русский

Изложенных в статье.

Маркси́зм-ленини́зм - учение, представляющее собой (учение и ) в его развитии .

Как научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, марксизм-ленинизм интегрирует концептуальные воззрения относительно и , о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение ), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством и общества .

Отличительные черты

Соотношение с другими учениями и доктринами

Сталинизм

Маоизм

Марксизм-ленинизм и «официальная идеология» СССР

Ни в , ни в нет ни упоминания о марксизме-ленинизме, ни самого понятия «официальная идеология». В указанных Основных законах страны речь шла только о коммунистической партии, роль которой определялась с 1936 года:

Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

Конституция СССР 1936 года

и с 1977 года, как

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Конституция СССР 1977 года

Соответственно, марксизм-ленинизм как идейная основа деятельности КПСС входил в общественную жизнь страны лишь опосредовано и ограниченно.

Полные собрания сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина, и до 1956 года Сталина) имелись во всех СССР. Интерпретация этих трудов находилась в ведении профессиональных историков, работавших не только в Институте марксизма-ленинизма, но и исторических, философских и политико-экономических кафедрах высших учебных заведений страны. Выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию и развитию положений марксизма-ленинизма. Утверждение, что якобы все споры велись лишь вокруг незначительных вопросов, не соответствует действительности: по наиболее значимым предметам организовывались всесоюзные дискуссии.

Утверждение, что якобы «марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со средней школы», некорректно и тенденциозно уже в самой формулировке. Прежде всего, предмета под названием «марксизм-ленинизм» не существовало ни в школах, ни в вузах и техникумах. В старших классах средней школы преподавалось обществоведение ; в вузах и техникумах - научный коммунизм, и наряду с ним (в вузах) отдельные общественные дисциплины: философия и политическая экономия. Последние при этом не ограничивались изучением только марксистских-ленинских взглядов.

политэкономии. В 1879 вместе с Энгельсом М. высту­пил против оппортунизма в герм. социал-демократии («Циркулярное письмо»). В 1880 составил мотивировоч­ную часть программы франц. рабочей партии. В кон. 1880 - нач. 1881 с целью применения материалистич. концепции к истории первобытного общества и разви­тия материалистич. понимания истории М. изучал кн. Л. Моргана «Древнее общество» и составил подробный её конспект. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. М. завершил свои математич. исследования попыткой дать диалек-тич. обоснование дифференциального исчисления.

Крайне напряжённый труд, постоянные материаль­ные лишения подорвали могучий организм М. В тече­ние мн. лет он тяжело болел. 14 марта 1883 его не стало. «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить,- писал в те дни Энгельс,- самое сильное сердце, ко­торое я когда-либо знал, перестало биться... Чело­вечество стало ниже на одну голову и притом на самую значительную их всех, которыми оно в наше время об­ладало» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 35, с. 384, 386). 17 марта М. был похоронен на Хай-гетском кладбище в Лондоне. Речь на его могиле Эн­гельс закончил пророческими словами: «И имя его и дело переживут века!» (там же, т. 19, с. 352).

Marx - Engels Gesamtausgabe, Abt. l-4-, В., 1975 - ; Маркс К. и Э н г е л ь с Φ., Соч., т. 1-50, М., 1955-81 2 ; Mapкс К. иЭнгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистич. и идеалистич. воззрений. (Новая публикация 1-й гл. «Немецкой идеологии»), М., 1966; Ген. Совет Первого Ин­тернационала. Протоколы, [кн. 1-5], М., 1961-65; Ленин В. И., ПСС (см. Справочный том, ч. 1, М., 1969, раздел «М., Эн­гельс, марксизм», с. 350-63); Карл М. Даты жизни и деятель­ности, М., 1934; Воспоминания о М. и Энгельсе, М., 1956; М.- историк, [сб. ст.], М., 1968; К. М. Биография, пер. с нем., М., 1969; К. М. Биография, М., 1973 2 ; С т е п а н о в а Е. А., К. М., М., 1978; К о ρ н ю О., К. М. и Фридрих Энгельс. Жизнь и дея­тельность, пер. с нем., т. 1-3, М., 1959-68; Ойзерман Т. Информирование философии марксизма, [Μ., 1974 2 ]; Лапин Н. И., Молодой Μ., Μ., 1976 2 . Г. А. Багатурия.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ, науч. идеология рабочего класса, целостная и развивающаяся система филос., экономич. и социально-политич. взглядов. Будучи нау­кой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, законах развития обществ. произ-ва, освободит, борьбы пролетариата и всех трудящихся против социального и нац. гнёта, законах социалистич. революции, построения социализма и коммунизма, М.-л. выступает методологич. основой познават. деятельности и революц. утверждения новых, высших форм обществ. устройства.


Науч. идеологию рабочего класса создали К. Маркс и Ф. Энгельс, в дальнейшем её обогатил и развил В. И. Ленин. В совр. эпоху развитие М.-л. осуществля­ется коллективной теоретич. деятельностью братских коммунистич. партий.

Возникновение марксизма в сер. 19 в. было подго­товлено ходом истории, вызвано объективными обществ.

потребностями. Он ответил на вопросы, к-рые поставило перед теоретич. мыслью развитие общества и революц. движения, раскрыл пути социального и нац. освобождения, всесторонне обосновал неизбеж­ность гибели капитализма и торжества коммунизма. Социальной основой появления марксизма явился рост противоречий капитализма, выступление проле­тариата как самостоят. политич. силы. Марксизм во­брал в себя всё положит. содержание предшествующей науч. и обществ. мысли, к-рая была критически ос­воена и переработана Марксом и Энгельсом. «Образ­цом того, как появился коммунизм из суммы чело­веческих знаний, является марксизм» (Ленин В. И., ПСС, т. 41, с. 303). Осн. теоретич. источники марксиз­ма - нем. классич. философия, англ. политэкономия, франц. утопич. социализм.

Возникновение марксизма было революцией в ис­тории обществ. мысли и создало коренной перелом в освободит, движении; в первую очередь это связано с особой социальной природой рабочего класса, его всемирно-историч. миссией - последоват. революцион-

ностью, совпадением классовых интересов пролетариа­та с объективными потребностями обществ. прогресса. Осн. содержание нового миросозерцания составляют «последовательный материализм, охватывающий и об­ласть социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теории классовой борьбы и всемирно-исторической револю­ционной роли пролетариата, творца нового, комму­нистического общества» (там же, т. 26, с. 48). Превраще­ние социализма из утопии в науку и его соединение с междунар. рабочим движением вооружило проле­тариат программой борьбы за свержение капитализма, за социалистич. преобразование общества.

М.-л. - органич. синтез его составных частей - диалектико-материалистич. философии, пролет. полит­экономии и науч. коммунизма. Целостность М.-л. от­ражает направленность на всесторонний анализ объек­тивной действительности, необходимость познания всех её сторон для теоретич. обоснования всемирно-исто-рич. миссии рабочего класса. Вместе с тем каждая его составная часть обладает относит. самостоятельностью и имеет собств. предмет исследования.

Общей методологич. основой М.-л. является диалек-тич. и историч. материализм. Великий революц. пере­ворот в истории обществ. мысли, осуществлённый Марк­сом и Энгельсом, в значит. мере связан с изменением предмета, метода, обществ. роли философии. Исполь­зование филос. теории в интересах классовой борьбы пролетариата, включение в сферу науч. исследования обществ.-историч. практики, создание революц. диа­лектики и материалистич. понимания истории привели к появлению принципиально новой филос. науки, преодолевшей идеализм и созерцательность всей преж­ней философии. Важнейшей задачей философии стало науч. обоснование революционно-преобразующей де­ятельности на основе познания наиболее общих за­конов природы, общества и мышления.

Марксистско-ленинская философия исходит из при­знания материальности мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и ис­пользования людьми в процессе сознат. деятельности (см. Диалектический материализм). Исторический ма­териализм раскрывает движущие силы и осн. законо­мерности историч. процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерность смены общественно-экономических фор­маций, неизбежность торжества коммунизма. Корен­ным теоретич. основанием марксизма Ленин считал диалектику, учение о всестороннем и противоречивом процессе развития природы и общества.

Анализ Марксом капиталистич. общества и откры­тие им закона прибавочной стоимости привели к соз­данию науч. пролет. политической экономии. Она раскрывает механизм функционирования капиталистич. способа произ-ва, источник и сущность эксплуатации пролетариата буржуазией, непримиримость и нара­стание осн. классового антагонизма капиталистич. общества. Марксистская политэкономия даёт эконо­мич. обоснование поступат. хода истории: «...Неиз­бежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит всецело и исклю­чительно из экономического закона движения со­временного общества» (там же, с. 73). Изучая общие закономерности развития обществ. произ-ва на раз­ных ступенях историч. развития, марксистская полит­экономия особое внимание уделяет системе экономич. законов социализма, раскрывает их характер и меха­низм действия.

Научный коммунизм как одна из составных частей марксизма исследует общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистиче­ской революции, построения социализма и коммунизма. ., «Главное в учении Маркса, это - выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как создателя социа-листического общества» (там же, т. 23, с. 1). В М.-л.

всесторонне обосновано положение о том, что рабочий класс - активный, революц. субъект историч. про­цесса, он возглавляет борьбу трудящихся за революц. переход от капитализма к социализму и коммунизму. В органич. связи с др. составными частями М.-л. - философией и политэкономией - науч. коммунизм по­казывает, что условием освобождения рабочего клас­са является его классовая борьба, совершение револю-. ции и установление диктатуры пролетариата. Руко­водит рабочим классом его авангард - боевая революц. партия. Науч. коммунизм изучает также др. революц. и освободит. движения, принципы стратегии и тактики марксистско-ленинских партий. Новый этап развития науч. коммунизма связан с возникновением и разви-тием коммунистич. формации. Объектом его изучения, стали общие закономерности строительства нового общества.

Науч. идеология рабочего класса разрабатывалась и совершенствовалась в неразрывной связи с ходом освободит. борьбы, развитием междунар. коммунистич. и рабочего движения, науч. познания.

Пройдя практич. проверку и ходе революцй 1848-1849 в Европе, марксизм стал постепенно pacпpoстра-няться в рабочем движении. Основоположники марк-сизма были не только гениальными теоретиками, но и политич. вождями рабочего класса; под их влия-нием и в результате их деятельности процесс распрост-ранения марксизма в рабочем движении в 19 в. полу- чил значит. размах. Новый этап и его развитии связан с деятельностью Ленина, к-рый защитил революц. принципы марксизма от ревизионистских и оппорту-нистич. извращений, творчески развил его в условиях новой историч. эпохи, обогатил принципиально, важ-ными открытиями все составные части марксизма. «Ленинизм - это марксизм современной эпохи, единое, целостное, непрерывно развивающееся учение между-народного рабочего класса» (О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постанов-. ление ЦК КПСС, 1980, с. 4).

Ленин развил диалектич. и историч. материализм как методологич. основу пролет. социализма, обобщил достижения революции в естествознаний на рубеже 19 и 20 вв., внёс важный вклад в теорию познания. Осо-бое место в творчестве Ленина занимала разраработка общей теории материалистич. диалектики и её при-менение к проблемам обществ. развития и классовой борьбы пролетариата: анализ диалектич. противоре-чия, диалектики превращения возможности в действ-вительность, значения субъективного фактора - нар. масс, классов, партий, личности в системе Объективных., условий, соотношения стихийности и сознательности

Экономич. теория марксизма была развита и допол-нена Лениным учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма, анализом неравно-мерности экономич. и политич. развития капиталистич. стран в эпоху империализма. Ленин развил теорию социалистич. революции, сделав вывод о возможности победы пролет. революции первоначально в одной стране, разрабатывал учение о партии нового типа как высшей форме организации рабочего класса. об её идейно-теоретич., политич. и организац. основах. Творч. развитие получили в работах Ленина вопросы политич. системы общества, диктатуры пролетариата, классовых союзников рабочего класса, в борьбе за де-мократию и социализм.

Ленин впервые дал науч. обобщение революц. про-цесса как всемирного явления, разработал вопрос о роли социализма в мировом революц. процессе, пробле-мы борьбы за социализм в странах развитого капита-лизма, обосновал неразрывную связь борьбы за нац. и социальное освобождение, возможность движения

Коммунизм

Основные понятия

Марксистско-ленинская философия
Социализм
Интернационализм
Коллективизм
Классовая борьба
Плановая экономика

Идеология

Утопический социализм
Марксизм

Троцкизм
Титоизм
Маоизм
Анархо-коммунизм
Еврокоммунизм

Томас Мор
Анри де Сен-Симон
Шарль Фурье
Роберт Оуэн
Карл Маркс
Фридрих Энгельс
Роза Люксембург
Владимир Ленин
Лев Троцкий
Иосиф Сталин
Мао Цзэдун

Символика

Символы коммунистического движения

Родственные статьи

Анархизм
Антикапитализм
Антикоммунизм
Военный коммунизм
Демократический централизм
Диктатура пролетариата
Первобытный коммунизм
Социализм
Сталинизм

Философское, политическое и социально-экономическое учение, созданное В. И. Лениным в развитие марксизма. Специфика диалектического единства теории и практики в ленинизме заключается в том, что он является одновременно и учением (логически взаимосвязанной системой категорий, совокупностью умозаключений, отражающих объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности), и доктриной , то есть, целеполагающим изложением практических шагов по проведению в жизнь политики, основанной на соответствующей теории.

В своей доктринальной части ленинизм соответствует большевизму (начало которому положил в 1903 году сам В. И. Ленин), и эти два понятия не противопоставимы вплоть до 1922 года, то есть пока Ленин активно действовал как руководитель партии большевиков, и его трудами продолжали развиваться, по определению, и большевизм, и ленинизм.

Возникновение и применение термина

Вплоть до 1917 года межпартийная полемика между двумя крупнейшими фракциями российских социал-демократов ведётся, в основном, в терминах «большевизм» против «меньшевизма», олицетворением которых были, соответственно, Ленин и Троцкий. Появление последнего в рядах большевиков (избран в ЦК летом 1917 года) и последовавшие за этим внутрипартийные конфликты вызвали к активной жизни термин «троцкизм». Однако поскольку Троцкому как лидеру различных платформ и оппозиций В. И. Ленин противостоял не лично, а совместно с другими руководителями партии большевиков, «зеркальное» понятие ленинизма в партийных документах не использовалось; троцкизм противопоставлялся не ленинизму, а большевизму.

Активно использоваться понятие «ленинизм» стало после ухода В. И. Ленина от дел по причине болезни (1922). С этого момента вожди РКП(б) часто употребляют его в своих публичных выступлениях на разных уровнях, вплоть до съездов и конгрессов. Так, например, на XII съезде РКП(б) (17-25 апреля 1923 г.) Н. И. Бухарин говорит:

После смерти Ленина (январь 1924 года) одним из первых деятелей международного коммунистического движения, кто попытался дать научную формулу ленинизма, был венгерский философ-марксист Дьёрдь Лукач. В брошюре «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей » (Вена, февраль 1924 года) Лукач уже ставит вопрос «о ленинизме как новой фазе в развитии материалистической диалектики». Обрисовав эволюцию марксизма и напомнив про «вульгарный марксизм», Лукач в этой же работе отзеркаливает последнюю дефиницию (применительно к венгерским коммунистам) в термине «вульгарный ленинизм». Дополнив картину эволюции марксизма фактами его ревизии, Лукач формулирует лемму:

которая затем кладётся в основу последующих определений ленинизма. Примерно в то же время «конспективное изложение основ ленинизма» пишет и И. В. Сталин, и в марте 1924 года оно выходит в виде брошюры «Об основах ленинизма ». Позже Г. Е. Зиновьев как председатель ИККИ озвучивает своё понимание ленинизма с международной трибуны Коминтерна, на его V Конгрессе (июнь - июль 1924 года). В написанных им и принятых на V (расширенном) пленуме ИККИ (апрель 1925) «Тезисах о большевизации партий Коминтерна » Зиновьев также упоминает «принципы ленинизма», используя связку последнего с большевизмом : «Большевизация есть умение применить общие принципы ленинизма к данной конкретной обстановке в той или другой стране». Персонификация названия учения, использование в его наименовании имени того или иного основоположника (смитианство, картезианство, марксизм, ленинизм, сталинизм и пр.) иногда приводит к коллизиям между сторонниками учения после смерти его эпонима. Каждая из сторон развёртывает свою систему аргументов в защиту «истинности» своего видения, каким это учение должно быть. На XIV съезде ВКП(б) эти противоречия достигли такой остроты, что вдова Ленина, Н. К. Крупская, взяв слово, сказала: «Я думаю, что тут неуместны крики о том, что то или иное - это истинный ленинизм», после чего по памяти сослалась на слова Ленина:

В истории были случаи, что учения великих революционеров искажались после их смерти. Из них делали безвредные иконы, но, представляя их имени почёт, притупляли революционное острие их учения

после чего призвала «не покрывать те или другие наши взгляды кличкой ленинизма». Ретроспективные поиски истины в этих спорных вопросах требуют глубокого понимания исторического материала, и предполагают тщательный анализ общественных сил, стоящих за течениями и лицами, либо принимающими самоназвание ленинцев (марксистов, большевиков и т. п.), либо тех, кого называют ленинцами или считают таковыми со стороны.

Ленинизм и марксизм

Распространённое в литературе определение

подразумевает, что: 1) теоретические корни ленинизма лежат в марксизме; 2) что зародился он в эпоху, когда резко ускорившееся развитие капитализма сопровождалось грандиозными социальными потрясениями, вплоть до революционного свержения прежнего строя; 3) что ленинизм при этом есть не повторение марксизма, а новое, основанное на нём учение, учитывающее изменения, произошедшие после смерти К.Маркса и Ф.Энгельса. Факт, что успешная социалистическая революция свершилась далеко не в самой развитой индустриальной державе (как полагали классики марксизма), безусловно существенен, но далеко не исчерпывает вопрос о соотношении марксизма и ленинизма, тем более, что относится он лишь к практической, доктринальной части обоих учений.

В части же философской, теоретической оба учения тождественны в силу общности их базиса - диалектического материализма. Работая в русле марксизма, В. И. Ленин не только использовал тезисы, ранее сформулированные Марксом, но и дополнил учение марксизма своими философскими работами: «Материализм и эмпириокритицизм», «О значении воинствующего материализма». В частности, Ленин развил интерпретацию диалектического и исторического материализма и дал критику философии эмпириокритицизма (махизма), неокантианства и прагматизма. Он также отграничил диалектический материализм от ряда учений, развивавшихся вне марксизма: от сенсуализма, наивного реализма, релятивизма, а также от вульгарного материализма.

В области понимания общественных явлений Ленин восстановил единство естественно-научного материализма с материализмом историческим и единство между диалектическим пониманием природы и диалектическим пониманием общественного развития, то есть истории. Настаивая на единстве диалектическо-материалистического понимания, Ленин показал, что диалектический материализм есть методология исследования и природных, и общественных явлений, конкретизируясь для последних как исторический материализм, требуя от диалектиков, чтобы они следили за развитием естественных наук.

Основные положения

  • Империализм - высшая и последняя стадия капитализма.
  • Революции раньше всего произойдут в «слабых звеньях», то есть в неразвитых странах.
  • Для победы революции должен сложиться союз рабочих и крестьян, с руководящей ролью у первых.
  • Диктатура пролетариата осуществляется под руководством партии революционного авангарда.

Мировоззрение рабочего класса. МАРКСИЗМ — ЛЕНИНИЗМ — развивающаяся научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса. Основоположниками марксизма были Маркс и Энгельс; выдающийся вклад в его развитие внес Ленин. Марксизм возник в сер. 19 в., когда в передовых странах Европы резко обнаружились противоречия, свойственные капиталистическому обществу. В это время уже наметились исторические пределы капитализма и на арену истории выступил будущий его могильщик и создатель нового, коммунистического общества — рабочий класс. В теоретическом отношении марксизм возник на базе критической переработки достижений немецкой классической философии, английской политической экономии и французского социализма, которые Ленин называл источниками марксизма. Составными, внутренне связанными частями М.-л. являются философия — диалектический и исторический материализм, политическая экономия и научный коммунизм. Создание М.-л. явилось подлинной революцией в истории человеческой мысли. Он дал ответы на вопросы, поставленные развитием общества. Его отличие от предшествующих общественных теорий состоит в том, что он не только научно объяснил мир, но и определил условия, пути и средства его преобразования. Это было результатом применения принципов марксистской философии, материалистической диалектики к анализу общества, что привело к открытию законов его развития. Характеризуя материалистическую диалектику, Маркс писал, что она носит революционно-критический характер, ей чужда апологетика действительности; каждую ступень общества она рассматривает как развивающуюся, преходящую. М.-л. доказал, что движение общества направляется не стоящими над людьми божественными силами. Люди сами творят свою историю, однако ход общественного развития определяется не их свободной волей и желаниями, а материальными условиями их жизни. Впервые общество было понято как целостный организм, в структуре к-ро-го можно выделить производительные силы, производственные отношения и определяемые ими сферы общественной жизни: государство, политику, право, мораль, философию, науку, искусство, религию. Применив принципы материалистического понимания истории к анализу капиталистического общества, Маркс и Энгельс создали научную политическую экономию, которая вскрыла природу капиталистической эксплуатации, доказала исторически преходящий характер капитализма, обосновала необходимость перехода к социализму. Принципы и программа строительства нового общества вошли в М.-л. как важнейшая его составная часть — научный коммунизм. Марксизм показал, что переход от капитализма к социализму осуществляется не стихийно и автоматически, а в результате борьбы рабочего класса, историческая миссия к-рого состоит в революционном завоевании политической власти, установлении диктатуры пролетариата, имеющей своей целью уничтожение всякой эксплуатации человека человеком. Стратегия и тактика классовой борьбы пролетариата и ее формы весьма разнообразны и определяются конкретно-историческими внутренними и международными условиями, зрелостью рабочего класса и его союзников. Рабочее движение побеждает только в том случае, если оно соединяется с социалистической теорией, с марксизмом. Это соединение осуществляет коммунистическая партия — авангард рабочего класса, его организатор и руководитель. Принцип неразрывной связи революционной теории с революционным движением — важнейший принцип М.-л. Рабочий класс находит в М.-л. свое духовное оружие. Его классовые интересы соответствуют историческим тенденциям развития общества, и поэтому он заинтересован в объективном познании действительности. М.-л. представляет собой руководство к преобразованию общества и природы. Это не собрание догм и готовых рецептов, а постоянно развивающееся учение. Верховный критерий истинности марксизма — это, по словам Ленина, его соответствие с действительным процессом общественного развития. Ленин подчеркивал, что социалисты не должны рассматривать марксизм как нечто закопченное и неприкосновенное и, чтобы не отстать от жизни, обязаны развивать его во всех направлениях. Новый важнейший этап в развитии марксизма связан с именем Ленина, творчески обогатившего все его составные части в период, когда пролетарская революция стала вопросом непосредственной практики. Он поднял на качественно новую ступень марксистскую философию, обобщив новейшие достижения научной мысли, всесторонне развил материалистическую диалектику, применив ее к новым условиям общественной жизни. Ленин создал учение об империализме как высшей и последней стадии капитализма, развил теорию социалистической революции. Важнейшей составной частью этой теории стал вывод о возможности победы социализма в одной стране. Руководя первой в мире социалистической революцией, Ленин определил конкретные пути строительства нового общества — преобразования всех областей общественной жизни па социалистических началах. В современную историческую эпоху М.-л. творчески развивается коллективными усилиями КПСС и других коммунистических и рабочих партий, которые проанализировали углубление общего кризиса капитализма, а также основного противоречия нашей эпохи — между социализмом и империализмом и его влияние на процессы мирового развития. Исторический опыт подтвердил, что общие закономерности социалистической революции и строительства нового общества проявляются в разнообразных конкретных формах в группах сходных стран и в отдельных государствах. Эти закономерности служат объективной основой международной солидарности рабочего класса, всех потоков мирового освободительного движения. По мере изменения соотношения сил в мире в пользу социализма расширились возможности относительно мирного, без вооруженного восстания и гражданской войны, пути развития революции, что не исключает использования и других форм классовой борьбы в зависимости от конкретных условий. Важнейшее значение имеет вывод об отсутствии фатальной неизбежности новой мировой войны, анализ взаимосвязи между мирным сосуществованием и классовой борьбой, значения борьбы за мир для социального прогресса. КПСС и другими братскими партиями была разработана концепция о развитом, зрелом социалистическом обществе, с построением к-рого в СССР государство диктатуры пролетариата превратилось в общенародное государство, сложилась новая историческая общность — советский народ. Коммунистическая партия отстаивает творческий характер М.-л. в борьбе с буржуазной идеологией, с ревизионистскими и догматическими его извращениями. В современную эпоху марксистско-ленинская теория основное внимание уделяет проблемам социалистического и коммунистического строительства, борьбы рабочего класса капиталистических стран, национально-освободительного движения. Весь ход современного общественного развития доказывает силу и жизненность, правильность основных выводов и положений М.-л., демонстрирует его растущее воздействие на направление, формы и темпы общественного прогресса. М.-л. стал властителем дум передового человечества, он воплощается в делах миллионов людей, борющихся за лучшую жизнь, строящих социализм и коммунизм. В социалистических странах М.-л. служит основой выработки научных принципов руководства развитием общества, принципов внешней политики, основой коммунистического воспитания всех трудящихся.