Когда в церкви раздают благодатный огонь. Если благодатный огонь не сойдёт, то что случится

Явление благодатного огня в Иерусалиме сегодня считает чудом только одна из христианских церквей - русская православная. Остальные честно признаются, что это просто обряд, имитация, а никакое не чудо.

Накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня, Бог сотворяет удивительное чудо - зажигает огонь. Этот огонь, однако, «самовозгорается» не у всех на виду. Два священника высокого ранга заходят в небольшую каменную каморку, которую называют кувуклией. Это особое помещение внутри храма, типа часовенки, где якобы располагается каменное ложе, на котором лежало тело распятого Христа. Зайдя внутрь, они закрывают за собой дверь, а через некоторое время выносят из кувуклии огонь - горящую лампаду и пучки пылающих свечек. К ним тут же кидаются толпы фанатиков, что-бы зажечь от благодатного огня принесенные с собой свечки. Считается, что огонь этот в первые минуты не жжется, поэтому впавшие в экстаз паломники, которые до этого много часов томились в ожидании, «омывают» им свои лица и руки.

«Во-первых, огонь этот не обжигает, что является доказательством чуда, - пишут сотни верующих на десятках форумов. - А во-вторых, чем, как не Божьим чудом, можно объяснить, что при такой скученности народу и таком количестве огня в храме никогда не было пожаров?»

На самом деле, храм уже несколько раз горел, что не удивительно при старой постройке и такой тесноте прихожан с огнем. Во время одного из пожаров в храме заживо сгорели 300 человек. А в другой раз из-за пожара у храма обвалился купол, серьезно повредив при этом кувуклию. Технология огня, который не обжигает, проста - возить огнем по лицу в районе подбородка или проводить рукой сквозь пламя надо быстро. Именно так паломники и делают, в чем может убедиться каждый, посмотрев телевизионную хронику с места события. И многие из них - те, что недостаточно проворны, - таки обжигаются «нежгущим» огнем! Они выходят из храма с ожогами и опаленными бородами.

Ещё в середине XX века профессор кафедры Священного писания Ветхого Завета и кафедры древнееврейского языка, магистр богословия и протоиерей Александр Осипов, обработав огромный исторический материал, показал, что никакого регулярного «чуда самовозгорания» не было. А был древний символический обряд благословения огня, который зажигали священники над Гробом Господним в кувуклии.

Примерно в то же время, что и Осипов, похожую работу провел магистр богословия, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии, а также член двух Поместных Соборов профессор Н. Успенский. Человек он в церкви не последний и очень уважаемый, награжденный многими церковными орденами... Так вот, в октябре 1949 года на Совете Духовной академии он сделал обширный научный доклад об истории иерусалимского огня, в котором констатировал факт обмана паствы, и даже объяснил причины возникновения легенды о самовозгорании.

«Перед нами стоит еще вопрос: когда появляются сказания о чудесном происхождении Святого огня, и что было причиной к их возникновению?.. Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве об истинном смысле обряда Святого огня, в дальнейшем иерархи оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось - совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог "как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы"».

А что касается морального аспекта этого обмана, Успенский восклицает: «Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжжении Святого огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме!»

Выслушав доклад Успенского, церковники возмутились: зачем выворачивать грязное белье перед верующими? Тогдашний ленинградский митрополит Григорий Чуков выразил общее мнение: «Я не хуже вас знаю, что это только благочестивая легенда. По существу - миф. Знаю, что есть в практике церкви немало и других мифов. Но не разрушайте легенд и мифов. Ибо, сокрушая их, вы можете сокрушить в доверчиво верующих сердцах простых людей и саму веру».

По его мнению, простые люди - это простаки, которые без обмана верить не смогут... Ну что тут скажешь, кроме того, что возмутитель спокойствия Успенский - честный человек?..

Вот и недавно Армянская апостольская церковь, непосредственно участвующая в церемонии схождения благодатного огня, рассказала правду о природе огня, выносимого из Гроба Господня. «Чуда не происходит, мы никогда об этом не заявляли, что огня не было, и он с небес сходит» - прокомментировал настоятель церкви святых архангелов Иерусалима архимандрит Гевонд Оганесян.

На фоне политических конфликтов была создана легенда о сверхъестественном схождении благодатного огня, что приводило очень много паломников в Иерусалим, в частности из России. «По словам очевидцев, на протяжении последних пятидесяти лет до времени захождения греческого патриарха и армянского архимандрита лампада там уже горела» - сообщил Гевонд Оганесян.

24 апреля наступит Пасха. Кульминацией главного христианского праздника будет схождение Благодатного огня в храме Гроба Господнего. Вновь возникнут споры о том, что же из себя представляет чудесный огонь, как объяснить его возникновение? Атеисты убеждены, что это просто обман. Люди верующие, напротив — что это самое настоящее чудо. Кто же прав?

Странный разряд

Совсем недавно в прессе появилось сообщение о том, что российский физик, сотрудник РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Волков в прошлом году побывал на церемонии схождения Благодатного огня и тайно произвел некие измерения.

По словам Волкова, за несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии (часовня, где загорается чудесный огонь) прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. То есть произошел электроразряд.

Физик приехал в Иерусалим как ассистент одной из съемочных бригад, которые получили разрешение на работу внутри храма. По его словам, по одному измерению трудно о чем-либо судить достоверно, поскольку необходима серия экспериментов. Но все же «могло получиться и так, что мы засекли причину, предшествующую появлению подлинного божественного Благодатного огня»…

Сегодня ближе к полуночи в аэропорту Внуково приземлился самолет с Благодатным огнем. Священный огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме по традиции повезли в храм Христа Спасителя, а частички Огня доставили в различные храмы по всей стране.

Но что же такое Благодатный огонь - фокус для верующих или Свет Истинный - удалось выяснить российскому физику. Ученый из Института атомной энергии с помощью высокоточных приборов смог доказать, что Благодатный огонь на самом деле имеет божественное происхождение.

Руководителю лаборатории ионных систем РНЦ «Курчатовский институт» Андрею Волкову удалось то, что до сих пор не удавалось ни одному ученому в мире: он провел научный эксперимент в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

В момент сошествия Благодатного огня приборы зафиксировали резкий всплеск электромагнитного излучения.

52-летнего кандидата физико-математических наук Андрея Волкова всегда интересовал феномен возникновения необычного самовоспламенения в храме Гроба Господня, которое случается накануне православной Пасхи. Этот огонь появляется сам собой, в первые секунды он не обжигает, верующие омывают им лицо и руки, словно водой. Волков предположил, что это пламя - плазменный разряд. И у ученого возникла идея смелого опыта - измерить электромагнитное излучение в самом храме во время схождения Благодатного огня.

Я понимал, что сделать это будет непросто - в святое место с аппаратурой могли не пропустить, - рассказал «Твоему ДНЮ» Андрей Волков. - И все же решил рискнуть, благо все приборы умещались в обычном кейсе. В общем, надеялся на удачу. И мне повезло.

Излучение

Ученый настроил приборы: если во время схождения Благодатного огня случится скачок электромагнитных полей, то компьютер его зафиксирует. Если же пламя - фокус, который устраивается для верующих (такое объяснение феномена до сих пор в ходу среди атеистов), то никакого скачка не произойдет.

Волков наблюдал, как Иерусалимский патриарх, сняв облачение, в одной рубахе вошел в Кувуклию (часовню в Храме) со связкой свечей. Люди, замерев, ждали чуда. Ведь, по преданию, если Благодатный огонь не сойдет к людям в канун Пасхи, это будет знаком приближающегося конца света. О том, что чудо случилось, Андрей Волков узнал раньше всех, кто был в храме, - его приборы уловили резкий скачок!

За шесть часов наблюдения за электромагнитным фоном в храме, именно в момент сошествия Благодатного огня прибор зафиксировал увеличение интенсивности излучения в два раза, - свидетельствует физик. - Теперь ясно, что Благодатный огонь не сотворен людьми. Это не обман, не мистификация: его материальные «следы» можно измерить!

По сути, этот необъяснимый всплеск энергии можно назвать посланием Бога?

Многие верующие считают именно так. Это материализация Божественного, чудо. Другого слова не подберешь. Замысел Бога нельзя втиснуть в математические формулы. Но Господь этим чудом каждый год дает нам знак, что православная вера - истинная!

«Огонь как кобра»

Аргументом в пользу того, что Благодатный огонь имеет «природное», а не божественное происхождение, служит тот факт, что похожие феномены все-таки встречаются. Конечно, их ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с огнем в Храме Господнем. Однако имеются некоторые общие черты.

Начнем с такого признака, как внезапность, отсутствие видимой причины. Это же свойство характерно для такого явления, как самовозгорание, которое встречается не так уж и редко. Например, «Буфф-сад» в прошлом месяце писал об аномальном пожаре на улице Большой Подгорной, произошедшем минувшей весной. Это далеко не единичный случай. И не только для Томска. Например, беспричинные пожары не редкость для Москвы. Самое удивительное, что особенно часто это случается на Садовом кольце. Причем горят не только квартиры и офисы, а даже салоны автомобилей.

Возьмем другой признак Благодатного огня — свойство не обжигать, хотя бы первое время. Это уже похоже на так называемую холодную плазму, низкотемпературную ионизированную субстанцию. Похоже, подобная плазма существует не только в физических лабораториях.

Приведем цитату из газеты «Шахтерский край», Новокузнецк. Описывается случай, когда пожарный выехал на вызов и увидел перед глазами совершенно необычное. «Вламываюсь как-то в комнату, посреди которой завис оранжево-голубой избирающийся столб пламени. Огонь как кобра стоял в вертикальном положении, словно готовился к прыжку. Я сделал шаг навстречу пламени, а его тут же со свистом всосало в дырку в полу… А когда мы тушили барак на улице Веры Соломиной, огонь словно прятался от нас, перекидывался с одной стены на другую…». Обратите внимание, что пламя извивалось, «пряталось», но не вызывало возгорания.

Наука и мифы

Известны случаи, когда загадочное пламя или свечение, принимаемые за чудеса, со временем находили научное объяснение. Согласно старым поверьям, огни, мерцающие на болотах, это свечи, которыми освещают себе путь заблудшие души. Теперь достоверно известно, что блуждающие огни есть не что иное, как горючий болотный газ, выделяющийся из гниющих растений. Голубоватое свечение на мачтах и шпангоутах кораблей - так называемые «огни святого Эльма», наблюдаемые еще со средних веков - вызваны грозовыми разрядами в море. А северное сияние, которое в скандинавских мифах является отблеском золотых щитов валькирий? Ученые объясняют этот феномен взаимодействием потоков заряженных частиц, проходящих через верхние слои атмосферы, посредством магнитного поля Земли.

Впрочем, некоторые случаи до сих пор остаются загадкой. В 1905 году загадочные огни посетили валлийскую проповедницу Мэри Джонс. Их вид варьировался от небольших огненных шаров, столбов света шириной метр до слабого свечения, напоминающего распадающийся в небе фейерверк. Причем некоторые исследователи появление таинственных огней объясняли психическим перенапряжением, которое испытывала Джонс во время проповедей.

Надо не гадать, а исследовать

Вернемся же к тому, с чего начали, к чудесному Благодатному огню в Иерусалиме. Оказывается, московского физика Андрея Волкова чуть было не опередили томичи. В позапрошлом году в Иерусалим собралась поехать исследовательская группа, среди которых были директор центра «Биолон» Виктор Фефелов и известный фотожурналист Владимир Казанцев.

— Мы хотели изучить Благодатный огонь с помощью физических приборов,— рассказывает Виктор Фефелов. - С помощью ученых Томского научного центра собрали оборудование: автоматический спектрофотометр, другие всевозможные приборы для изучения электромагнитных волн самого широкого диапазона… Внешне бы все выглядело как съемка на обычную видеокамеру, на самом деле бы проводился тщательный анализ от рентгеновского и гамма-излучения до низкочастотного. Мы совершено непредвзято надеялись найти ответ - либо это чудо, либо природное явление, либо обман.

Увы, из-за проблем с визами поездка сорвалась. Хотя многие томичи оказали ту или иную поддержку: член-корреспондент РАН Владимир Зуев, депутат Николай Вяткин, директор телестудии Елена Ульянова и другие. Исследователи получили одобрение и в церковных кругах. Быть может, удастся в следующем году.

* * *
Быть может, отгадка кроется в геофизике? То есть все дело в выходе на поверхность сгустка тектонической, подземной энергии в виде низкочастотного электромагнитного излучения, которое и сумел зафиксировать Волков?

— Земля - это очень большой, чрезвычайно сложный электромагнитный объект,— говорит Виктор Фефелов,— причем крайне малоизученный. Вполне вероятно, что в этом явлении есть и тектонический вклад. Не надо гадать, надо исследовать.

Действительно, быть может, Благодатный огонь обусловлен множеством причин? Кувуклия находится в уникальном месте, с точки зрения динамики тектонических плит. Быть может, верующие, собравшиеся у Храма Господня, тоже генерируют энергию, которая благодаря большому количеству эмоционально возбужденных людей многократно усиливается? Вспомним упомянутый случай с проповедницей Мэри Джонс.

Возможно, существуют и другие факторы, о которых мы еще не знаем,

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

© photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины "Голгофа" М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Nazi Zhorzholiani

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

© photo: Sputnik / Виталий Белоусов

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века".

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

© photo: Sputnik / Михаил Мокрушин

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

© photo: Sputnik / Maria Tsimintia

Это уже седьмая по счету тема. Кто хотел опубликовать какую то тему из предложенного читателями — не стесняйтесь, делайте. Сообщите мне, и я сделаю репост вашего поста. А теперь перейдем к нашей теме:

Сошествие Огня на Пасху происходит уже около 2 тыс лет. Считается, что год, когда Огонь не возгорится, станет последним в истории человечества

В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом распятия и погребения Господа нашего Иисуса Христа был воздвигнут великолепный храм — Базилика. Под ее сводами оказалась и Голгофа, и Святая Гробница. Базилика несколько раз перестраивалась, разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня.

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится часовня — Кувукпия, что означает «царская опочивальня», где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Святая Гробница состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» почти наполовину занятая каменным ложем — аркосапием, и входное помещение, называемое приделом Ангела. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов и приделов, принадлежащих разным христианским конфессиям. Например, Алтарь гвоздей — католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского — Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафопикон (соборный Храм), как и общее руководство, службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.

При схождении Огня необходимо присутствие трех групп участников. Прежде всего — Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999 и 2000 годах, когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этого обязательного участника таинства совершается чудо схождения Благодатного Огня.

Давайте вспомним, как это происходит сейчас …

История помнит два случая, когда пытались получить Огонь представители иных христианских конфессии. «Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше.

Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав».

В 1578 году армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня представителю Армянской церкви. Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Стоя у закрытых дверей Храма православные священники молились ко Господу. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа. С тех пор более уже никто из не православных не пытается повторять подобные попытки, опасаясь неизбежного посрамления.

Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре четырнадцать иноков, включая двух русских.

И, наконец, третья группа обязательных участников — местные православные арабы. В Великую субботу с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого «ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы в Храме тушатся все свечи и лампады. После этого происходит процедура проверки Кувукпии на наличие источников огня и опечатывания входа в нее большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции. И вскоре сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все пространство Храма пронизывают световые всполохи. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Около тринадцати часов начинается литания («молитвенная процессия») Благодатного Огня — крестный ход от алтаря Кафоликона через весь Храм с троекратным обходом Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец и, наконец, сам Блаженнейший Патриарх Иерусалимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Затем Патриарх разоблачается, оставаясь в одном белом подризнике. Патриарха обыскивают, и он заходит в Кувуклию. Напряжение достигает наивысшей точки. Интенсивность и частота световых всполохов нарастает.

Наконец, Огонь сходит, Еще прежде, чем в дверях Кувукпии появится Патриарх с зажженными от Благодатного Огня свечами, свещеносцы-скороходы, принявшие Огонь через оконца в приделе Ангела, уже разносят его по всему Храму. И радостный колокольный звон сообщает всем о совершившемся чуде. Огонь молниеносно распространяется по всему Храму. Причем Огонь не обжигает: и не только от Патриаршей свечи, но и от всех обычных свечей, купленных не в Храме (здесь нет никакой торговли), а в обычных арабских лавках Старого города.

Пасхальная свеча Храма Гроба Господня — это тридцать три соединенные свечи. У присутствующих часто в руках по два-три пучка, свечи из других мест Святой земли. В Храме люди стоят так плотно, что, будь Огонь обыкновенным, обязательно кто-нибудь загорелся бы. Однако люди в буквальном смысле омываются Благодатным Огнем, который первое время вовсе не жжет. Пламя у всех настолько обширное, что видно, как оно касается близстоящих людей. И за всю историю нисхождения Огня — ни одного несчастного случая, ни одного пожара.

Затем в Старом городе начинается торжественное шествие с Огнем, который, кстати, несут во главе каждой колонны турки-мусульмане. Вся христианская и арабская община Иерусалима (более 300 тысяч человек) участвует в шествиях, причем даже арабы-мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь в дом и зажечь домашние светильники от него. У них есть легенда, что в год, когда не сойдет Огонь, наступит конец света. Этот день в Иерусалиме не празднуют только иудеи, которые предпочитают не выходить из дома. Именно иудеи в основном и пишут об имитации «нечестными» священниками схождения Благодатного Огня, называя его греческими «хитростями». И это притом, что в последние почти пятьдесят пет иудеи участвуют и в опечатывании Кувуклии, и в обыске Иерусалимского Патриарха.

Здесь надо отметить, что земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждое утро происходит интересный ритуал: священники вручают установленную давным-давно арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, включая крестный ход на Пасху, происходит в сопровождении кавасов — турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иерусалимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором двух турецких стражей и израильской полиции. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Патриарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Для получения Огня в Кувуклию входят_двое — Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Последний в ожидании Огня остается в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться. Поэтому версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме.00″ hspace=»20″>

Вопрос о том, каким образом сходит Благодатный Огонь интересует многих. В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света~5ерут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь». Иеромонах Мелетий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Мисаипа, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. «Вшедшу мне внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей» крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются».

Все источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» непосредственно на ложе-аркосалии Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба «мелких бисеринок» при открытом куполе Храма и о голубоватых всполохах — молниях, предшествующих сошествию Благодатного Огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленопреклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского и в настоящее время. При этом самопроизвольно возжигаются и фитили свечей или лампад на крышке святого Гроба. Возможны также возжигания фитилей православных лампад, висящих около Кувуклии. При всех возможных вариантах во время Чуда схождения Благодатного Огня остаются абсолютно необъяснимыми с точки зрения современной науки следующие явления.

Чудесным или обычным способом появляется огонь?

Верующий человек не нуждается в каких то доказательствах, фактах и теориях. Он верит что это чудо. Это его священное право.

А вот для других людей можно упомянуть вот такие исторические факты.

Первые упоминания о нем датируются IX веком.

Апологеты чуда, часто упоминают свидетельство Сильвии, паломницы 4 века как аргумент в пользу чуда, например:

Существуют два фрагмента из написанного Сильвией:

1. Паломница 4 века, упоминая о вечерней службе пишет:

«В девятый же час (что мы называем вечерней), — пишет эта паломница, — все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды» / http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_05.html/.

но, как замечал ещё дореволюционный исследователь:

» (…) более ранним свидетельством можно было бы считать разсказ {227} паломницы IV века (Сильвии Аквитанской?), но она говорит еще не о чуде, а лишь об обычае поддерживать неугасимый огонь» /Крачковский/..

2. «Более ранних литургических свидетельств об обряде св. огня мы не имеем, однако некоторые намеки на его возникновение мы находим в описании иерусалимского богослужения паломницы IV века Сильвии Аквитанки. Она о службе великой субботы пишет следующее: «На другой день в субботу правится по обычаю на третьем часе; также и на шестом; на девятом же в субботу не правится, но приготовляется пасхальное бдение в большой церкви, т.е. в мартириуме. Пасхальное же бдение совершается так же, как у нас, только здесь прибавляется еще следующее: дети,воспринявшие крещение, одетые так, как они вышли из купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение. Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них и потом идет с ними в большую церковь, где по обычаю бодрствует весь народ. Там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении литургии бывает отпуст»/ Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г., http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm /.

Собственно говорящее о службе.

Но в обоих не говорится о чуде, в первом о зажигание огня от лампады, вот втором о том, что в обычный час вечерней служба не проводится, а готовятся ко всенощной и также не упоминается чудо на проятжение более ранних служб.

Вплоть до 9 века мы теряем следы БО, можно предполагать, что в этот период оно стало восприниматься уже как чудо и почти с первыми свидетельствами чудесной природы мы встречаем первые свидетельства критики. В этот период критика исходит от мусульман, которые хоть и разоблачали данное «чудо» но по большей части не стремились препятствовать его прохождение.

Тут нужно обратить внимание на два момента.

Во-первых, только после 12-13 века священники стали входить внутрь Кувуклии. Другими словами, огонь не сходил в присутствие человека.

Во-вторых, последующие критики брали информацию у предыдущих, хотя сам ритуал БО уже значительно изменился.

Исходя из этих особенностей ритуала до 12 -13 века свидетельства разоблачителей указывают прежде всего на систему приспособлений доставки огня без участия человека.

Обратимся к свидетельствам:

Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162)

«Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады» /Крачковский/.

ал-Джаубари (ум. 1242)

«А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу на подобие «санбусека» , а под ней огонь, разсчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его. Уразумей же все это» .»/Крачковский/.

Муджир-ад-дина, писавшаго около 1496 года

«Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим».

Если опустить некоторые, сомнительные подробности описания Ибн-ал-Каланиси, то из этих трёх описаний можно сделать следующую простую схему получения огня, о которой подозревали мусульманские критики. В Кувуклии, скорее всего в её куполе, была запрятан зажженная свечка (или нечто более сложное, представляющее из себя железный сундук). К свечке подходила шелковая нить (точнее медная проволока и шёлковая нить) или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нить и по нити шёл до нужных лампад. Время горения свечки рассчитать нетрудно. Нетрудно и замаскировать горящую свечку внутри Кувуклии. Так как имеется и большое пространство купола, присутствуют ниши, в которых свеча может стоять и спокойно сгорать без риска быть обнаруженной. Кроме того, над самим гробом подвешены на цепочках десятки лампад, и замаскировать ещё одну цепочку не составляет труда.

При обыске, разоблачить такую систему можно только, либо полностью разобрав Кувуклию, либо заранее зная, где находится скрытая ниша.

Этот способ чудотворения можно модифицировать добавив подвижную платформу для свечки, управляемую вне Кувуклии с помощью верёвки отведённой в заднюю часть Кувуклии. И опять, замаскировать эту верёвку не проблема.

Как мы видим, у естествоиспытателей того времени уже были вещества, способные вызывать самовозгорание при взаимодействии. Причем, это далеко не единственный огненный состав, известный с давних времен. Самовоспламенение вызывает смесь концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки или хроматом калия. Позолоченные изделия в древних цивилизациях изготавливались при помощи царской водки — смеси азотной и соляной кислот. Обе эти кислоты получались только действием серной кислоты на их соли — селитру и поваренную соль. Значит, серная кислота была известна уже давно. А хромат калия издревле использовался для дубления кожи, то есть также был доступен древним химикам.

В 1834 году драка в храме переросла в жестокое побоище, в которое пришлось вмешиваться турецкой армии. Погибло около 300 паломников (*_*). Английский путешественник оставил воспоминания о разговоре с местным начальником Ибрагим Пашой где описана решимость правителя публично обличить этот обман, но и его боязнь по поводу того, что данное действие может быть воспринято как притеснение христиан на святой земле (*_*)

О действиях предпринятых Ибрагимом Пашой по прошествии 15 лет мы узнаём из дневников видного учёного и деятеля православной церкви, основателя Русской Православной миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского). Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлечённые темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской академией наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти Успенского, третий том вышел в свет в 1896 году.

Вот точная цитата:

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы, – продолжал он, – уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своём послании к нему написали вместо “святый свет”, – “освящённый огонь”. Удивлённый этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: “почему вы иначе стали называть святый огонь?”. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады всё-таки есть огонь священный, получаемый с места священного» (*_*).

В этой записи важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Признание было сделано в тесном кругу высших иерархов православной церкви.
2. Рассказал Успенскому происшедшее непосредственный участник событий. Очевидец признания в подлоге.
3. Ибрагиму пригрозили обострением отношений с Россией. Крымская война показала, как опасно властям вмешиваться в религиозную жизнь Православной церкви на Святой земле.
4. «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». А значит, результатом признания стала потеря веры в чудо святогробского духовенства. Чему уже был свидетель сам епископ Порфирий.

Записи в дневнике Епископа Порфирия представляются наиболее ценными из всех источников. Во-первых, они не были предназначены для широкой огласки, во-вторых, епископ имел очень большой авторитет как среди духовенства, так и среди научных кругов, и в-третьих, здесь хорошо описана ситуация признания: «…Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады…».

«С этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня». О потере веры святогробского духовенства говорит священник, а не иноверцы.

Что касается необжигающих свойств огня, то и этому чуду есть простое объяснение. Химикам хорошо известен так называемый холодный огонь. Им горят многие эфиры органических и неорганических кислот. Температура такого горения зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. Горящим эфиром можно обтирать тело, а его облако вполне может перемещаться в пространстве, так как тяжелее воздуха. То есть можно заблаговременно изготовить «специальные» свечи и затем продать приезжим (в храме предлагают зажигать связки свечей по 33 штуки, которые продаются неподалеку). Естественно, эфир быстро сгорает, поэтому «чудо» может длиться только непродолжительное время. Далее «волшебный» огонь приобретает обыкновенные свойства обжигать все, к чему он прикасается. Естественно, данные комментарии не особо популярны, поэтому не известны широкой публике. Чудо Благодатного огоня можно проверить – зажечь от него после несшествия привезенную с собою свечку и потрогать пламя рукой.

То, что чудо существует до сих пор, объясняется, скорее всего, большими доходами, которые получают за него и мусульмане, и израильтяне. Хотя, последние 200 лет немалую роль играет и международный престиж. Стоит только заикнуться о хитростях монахов, как сразу обвинят в разжигание розни, притеснениях и т.п.

Ал-Джаубари (до 1242) под заголовком «Хитрость монахов при зажигание огня в церкви Воскресенья» говорит: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: «Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет». Монах сказал ему: «Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство». Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении». (Крачковский, 1915).

Доходы настолько огромны, что, по сути дела, всё население Иерусалима кормилось от них. Проф. Дмитриевский цитирует следующее наблюдение проф. Олесницкого: «В Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман… Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. (Дмитриевский, 1909).

Из советской литературы до нас дошло свидетельство бывшего известного богослова А.А. Осипова. Он вспоминает о видном богослове, профессоре Ленинградской духовной академии, который заинтересовался проблемой «святого огня» на гробе господнем. «Изучив древние рукописи и тексты, книги и свидетельства паломников, — пишет А.А. Осипов, — он доказал с исчерпывающей точностью, что никакого «чуда» никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями лампады над гробом». Если бы только читатели могли представить, какой вой подняли церковники после выступления верующего профессора богословия, осмелившегося сказать добытую им правду!

В итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской ученой степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им: «Я тоже знаю, что это только легенда! Что… (здесь он назвап по имени-отчеству автора исследования) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!» (Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л., 1983).

источники

http://www.bibliotekar.ru/ogon/13.htm

http://www.fakt777.ru/2013/01/blog-post_351.html

http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000511

http://holy-fire.ru/modules/pages/Ogon_na_pashu-print.html

http://afaq.narod.ru/society.htm

http://afaq.narod.ru/1.html

Давайте я вам напомню еще что нибудь на тему религий: вот например такие , а вот знаменитая . Вот был такой человек Вспомним еще про . А знаете ли вы, почему этот ? Ну и бывает конечно так, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

«Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Так мы привыкли слышать это Пасхальное приветствие верующих, наполненное радостью и счастьем в честь Воскресения Иисуса Христа!

Каждый год, весной верующие отмечают праздник именуемый Пасхой. Перед празднованием верующие очень тщательно готовятся, в течение некоторого времени они соблюдают строгий пост, тем самым повторяя подвиг Христа, когда Он после крещения 40 дней пребывал в пустыне и Его искушал дьявол.

В последний день поста, в Великую Субботу, происходит очень необычное явление, которого ждут миллионы православных христиан – это появление Благодатного огня в Храме Воскресения Христова. Многим известны необычайные свойства этого огня. Считается, что в первые минуты его появления, он не жжется, объясняется такое чудо особой Благодатью которая сходит к нам с неба, некоторые верующие даже умывают свое лицо, руки и тело чудесным пламенем, не причиняя себе никакого вреда.



Сейчас, благодаря телевидению и интернету схождение Благодатного огня можно наблюдать в прямом эфире из любого уголка нашей планеты, таким образом можно наблюдать чудо не выезжая в Иерусалим, но даже видя как происходит это чудо люди не перестают задавать вопрос, -

Схождения благодатного огня в истории

Историческое упоминание о схождении огня начинается как минимум с IV века, о нём свидетельствуют:

  • Святой Григорий Нисский
  • Евсевий Кесарийский
  • Сильвия Аквитанская

Есть описания и более ранних свидетельств, например:

  • Григорий Нисский писал о том, что Апостол Пётр видел, как после Воскресения Иисуса Христа, Его гроб был освящен ярким светом.
  • Евсевий Кесарийский писал, что во втором веке благословением патриарха Нарцисса было велено из Силоамской купели лить воду в лампады из-за нехватки масла, затем чудеснейшим образом с неба сошел огонь, от которого лампады загорелись сами собой.
  • Латинский монах-путешественник Бернард, описывал в своем дневнике что в Великую Субботу во время службы пели «Господи помилуй», до того момента, пока не явится ангел и не зажжет огонь в лампадах.

Обыск карманов Патриарха

В ответственный момент, накануне перед празднованием, в храме тушат все лампады и свечи – это связано с историческим прошлым, из-за того, что в разные времена чудо схождения Благодатного Огня по разным причинам пытались разоблачить.

Турецкие власти проводили строжайший обыск Кувуклии и всего Храмового комплекса. По инициативе католиков иногда даже проводился обыск карманов Патриарха, чтобы проверить его на наличие предметов, из которых можно извлечь огонь.



С тех пор, перед тем, как войти в Кувуклию, Патриарх обязательно разоблачается, оставаясь лишь в одном подряснике, тем самым, как бы доказывая, что у него ничего с собой нет. Конечно, сейчас по большому счёту такие действия скорее являются обрядом, однако во времена правления арабов - обыск патриарха и Кувуклии был обязательным элементом, если бы заподозрили что-то неладное, или обман – полагалась смертная казнь. Сейчас за процессией наблюдают израильские власти.

  • Перед входом в Кувуклию Константинопольского или Израильского патриарха и Армянского католикоса на Гроб Господень ставится лампада с маслом и вносится пук состоящий из 33 свечей. Их количество связано с земной жизнью Иисуса Христа.
  • После того, как патриархи входят в пещеру, дверь за ними закрывается и ставится большая восковая печать, которая еще дополнительно фиксируется красной лентой.
  • Патриархи остаются в Гробнице до момента появления благодатного огня. Сошествие Благодатного огня, может ожидаться как несколько минут, так и многие часы. Все это время, находясь в Кувуклии, Константинопольский патриарх коленопреклонно и слёзно молится.

Считается, что если в последний год Празднования Пасхи огонь не сойдет, то храм будет уничтожен, а все находящиеся в нём погибнут.

Благодатный Огонь не сошел

Кстати, присутствие двух патриархов в Кувуклии также носит исторический характер. В 1578 году Армянские священники с новым главой Иерусалима договорились о праве передачи получения Благодатного Огня ими, а не Иерусалимским патриархом, на что было дано согласие.

В Великую Субботу 1579 года Иерусалимского патриарха с остальными священниками насильно не пускали в храм, и им пришлось остаться в не его пределах. Армянское священство молилось в пещере Господу, и просило его о схождении огня. Однако их молитвы не были услышаны и огонь в Гробницу не сошел.

Израильский патриарх и священники молились на улице, именно тогда произошло единственное за все время сошествие Благодатного огня за пределами Храма, тогда одна из колонн, находящаяся слева от входа в Храм треснула, и из неё сошел Огонь!



С огромной радостью тогда патриарх возжег свечи от этой колонны передавая его остальным верующим. Арабами тот час же Армяне были изгнаны из Гробницы, а Израильскому патриарху было разрешено войти в храм.

С тех пор в процессе принятия огня участвует именно Израильский или Константинопольский патриарх, а Армянский католикос только присутствует во время сошествия.

Кроме того, в ожидании схождения Благодатного огня в храме обязательно должны присутствовать монахи и настоятель Лавры Саввы Освященного. Это соблюдается со времен паломничества игумена Даниила в двенадцатом веке.

Еще одним важным элементом считается присутствие в храме православной арабской молодежи. Через некоторое время после опечатывания Гробницы – Кувуклии в Храм входят арабы с криками, топаньем, барабанами, плясками и молитвенными песнями. Такими действиями арабская молодежь славит Христа и Богородицу. У Божьей Матери они просят милости, чтобы Сын послал им Благодатный Огонь. Точно определить историю возникновения такого особого арабского ритуала – невозможно, но тем не менее такой обряд существует до сих пор.

Однажды, не так давно в период британского господства над Израилем, губернатор попытался присечь арабскую традицию, считая что такое поведение «дикое» и оно не допустимо в Святом Храме. Однако, в тот год патриарх долгое время молился в Кувуклии, но огонь не сходил, тогда, по своей воле патриарх распорядился о том, чтобы арабов в Храм пустили, и только после арабских плясок и песнопений Огонь сошел.



После входа патриарха в гробницу наступает трепетное ожидание. Ожидание верующих перед сходом Огня сопровождается еще одним интересным явлением. Храм начинает озаряться яркими вспышками и всполохами, причем, перед появлением Благодатного Огня интенсивность всполохов увеличивается. Эти вспышки возникают по всему Храму и свидетелями этого явления являются все прихожане.

Благодатный Огонь доставляется по всему миру

Очевидцы утверждают, иногда случалось что пламя возжигалось само собой на свечах у некоторых прихожан, а так же на православных лампадах висящих около Кувуклии.

Возжигание Огня происходит только во время молитвы Православного патриарха, такое явление напоминает грешникам о Великой Субботе, о том, что Христос Воскрес и победил ад. Другими словами смысл этого таинства и явления можно толковать так: Заблудшие грешники, которые не могут познать истину, или просто запутались в своём жизненном пути Господь свидетельствует им о своем Воскрешении на Израильской земле, как о чуде, которое может помочь грешникам уверовать и встать на путь спасения.



Тем людям которые не стремятся встать на истинный путь спасения души Господь предупреждает о своем Втором Пришествии и Страшном Суде. Своим противникам Иисус Христос доказывает Своё могущество над адом и победе над ним, предупреждая неверных о адских муках которые им предстоят после Страшного Суда.

После некоторого ожидания, в Кувуклии появляется Огонь, в этот момент начинают звонить колокола. Из южного окна Гробницы Армянский католикос передаёт огонь армянам, через северное окно патриарх передаёт огонь грекам, после чего с помощью специальных, так называемых скороходов, Огонь быстро разносится ко всем прихожанам, находящимся в Храме.

В наше современное время, Благодатный Огонь, доставляется по всему миру с помощью специальных авиарейсов, которыми он привозится в различные страны. В аэропортах его встречают с особым почётом и радостью. В церемонии принимают участие как и высокопоставленные чиновники, так и духовенство и просто верующие испытывающие радость в своей душе!

Тайна благодатного огня

У этого чудесного явления в разные времена было много критиков, одни из-за своей нездоровой любознательности или неверия пытались разоблачить и доказать искусственное происхождения огня. В числе не согласных выступала даже католическая церковь. В 1238 году Папа Римский Григорий IX выступил с несогласием о чудотворности Благодатного Огня, задавая все тоже же вопрос который не теряет актуальности и сегодня, - Откуда берется благодатный огонь?

Некоторые арабы не понимая истинного происхождения благодатного огня, пытались доказать, что Огонь, якобы добывается с помощью каких-либо средств, веществ и приспособлений, однако прямых доказательств у них нет, кроме того, они даже не являлись свидетелями этого чуда.

Современные исследователи также, пытались изучить природу этого явления. Искусственно огонь добыть, конечно, возможно, возможно и самовозгорание химических смесей и веществ, но ни одно из них, ни схоже с появлением Благодатного Огня, особенно с его удивительным свойством, когда он не жжется и не опаляет в первые минуты своего появления.

Были попытки получить Благодатный огонь и представителями других религиозных христианских конфессий. Это были армяне и в 1101 году католики, которые в те времена господствовали над Иерусалимом после первого Крестового похода. Тогда были изгнаны все христиане, которые не являлись латинянами, Храм был захвачен, и в Великую Субботу 1101 года Огонь не сошел! Это говорит о том, что обязательно должны присутствовать православные христиане!



Однажды, еще до Рождества Христова перед людьми верующими в разных богов возник вопрос, какая же вера самая правильная: Вера в Истинного Бога или же вера в различных языческих богов? На путь примирения встал пророк Илия. Он придумал самый простой способ доказательства.

Пророк предложил различным исповедникам призвать имя своего Бога, и от чьих молитв будет получен ответ в виде схождения огня, то и есть Бог истинный. Если Ваал Бог – то поверим и пойдем за Ваалом, если Господь Бог, то за Ним. Люди охотно приняли такое предложение и вознесли молитвы богам своим. И только на молитвы пророка Илии был получен ответ, сошел огонь на жертвенник и сжёг его, тогда и стало понятно, чьё Богопочитание истинно!

Вот и доказательство того, что Благодатный огонь сходит только по православным молитвам. Вот оно, неоспоримое чудо от Бога, которое мы наблюдаем из года в год в Великую Субботу, в канун Пасхи! Именно по этому ответом на вопрос,- откуда берется благодатный огонь , может быть только одно – это чудо, а уж чье, природы или Господа, пока установить точно не удалось.