Что делать если боишься летать в самолете. Как справиться с фобией. Фобия или простое беспокойство

Если вы читаете сейчас эти строки, то, скорее всего, относитесь к 1/4 населения планеты, у которых учащается сердцебиение и потеют ладони при одной мысли об очередном перелете. Стоит отдать должное, аэрофобия - один из самых распространенных страхов на планете, однако, это совеем не означает, что на это есть резонные основания. К слову, чаще всего от этой проблемы страдают творческие люди (у них чересчур богатое воображение) и успешные персоны на высоких должностях (большая степень ответственности). Спокойствие, только спокойствие! Три кита борьбы с аэрофобией: быть максимально информированным, научиться контролировать свое тело (читай - нервы) и правильно планировать поездку . Обо всем по порядку.

Адекватно оцените риск

Оптимистичное начало: ваши шансы пострадать в авиакатастрофе составляют примерно 1 на 11 млн или 0,00001%. Для сравнения: погибнуть в автомобильной аварии можно с вероятностью 1 на 5000. Это означает, что наиболее опасная часть всего вашего маршрута - поездка на машине до аэропорта. Люди гораздо чаще умирают от пищевого отравления, укуса змеи, удара молнии и падения во время прогулки по парку, чем от перелета, однако, изо дня в день с улыбкой едят и выходят из дома, но впадают в панику, покупая билет на самолет.

Проявите любопытство

Большая часть страхов рождается из-за простого незнания о том, что будет дальше. Почему самолет так быстро летит? Почему крыло двигается? Почему стюардесса просила пристегнуть ремни? Когда мы попадаем в необычные обстоятельства, наш первый инстинкт - предположить самое худшее . Исследования показывают: 73% людей, страдающих аэрофобией, боятся технических неполадок во время полета. Чтобы минимизировать эти страхи, постарайтесь узнать как можно больше об устройстве самолета и его работе. Например, самое элементарное - почему он вообще умеет летать? Делает он это под действием четырех сил: гравитации, аэродинамического сопротивления, подъема и тяги. Как говорят пилоты: «Самолет счастливее в воздухе». Или такой факт: на высоте 9000 метров на дверь давит порядка 9000 кг, так что закрыта она более чем надежно и внезапно распахнуться никак не может.

«Подружитесь» с турбулентностью

Согласны, когда в небе начинается «болтанка» - это неприятно. Но это совсем не означает, что вашей жизни в этот момент что-то угрожает. Турбулентность возникает из-за того, что восходящие и нисходящие потоки воздуха имеют разное давление. Когда самолет попадает в такие зоны, его начинает трясти. Чаще всего это случается во время полета над горами, океаном или морем. Для самолета турбулентность абсолютно безопасна - вреда самолету она причинить не может. Пострадать можно, если по каким-то причинам вы не пристегнули ремни или на вас упал багаж .

Каждый самолет проходит тщательную проверку

«А вдруг недоглядели?» «А что это за заплатка на крыле?» Знакомые вопросы? Самолеты регулярно проходят массу процедур технического обслуживания и ремонта. Примерное соотношение: 11 часов проверок на один час пути. Это означает, что если ваш полет занимает четыре часа, самолет осматривали 44 часа, чтобы убедиться, что все исправно.

Научитесь контролировать чувство тревоги

Во-первых, то, что вы чувствуете себя тревожно, совсем не означает, что в этот момент вы находитесь в опасности. Другими словами - можно трястись как осиновый лист и оставаться при этом в целости и сохранности. Во-вторых, люди с аэрофобией часто ссылаются на то, что «привыкли все контролировать». Но что-то подсказывает нам, что профессиональный пилот держит ситуацию в небе под контролем гораздо лучше паникующего пассажира. В-третьих, каждый человек в состоянии научиться регулировать выброс адреналина нехитрыми упражнениями. Попробуйте для начала определить - какую часть тела сковывает страх. Лицо? Ноги? Рук? Например, чувство нервного напряжения чаще всего блокирует наши плечи - мышцы становятся жесткими. Сделайте глубокий вдох, положите руку на живот и медленно опустите плечи. Повторите 5-10 раз. Чтобы упражнение «подействовало» в небе, практикуйте его и на земле несколько месяцев. Таким образом к полету вы уже обзаведетесь серьезным «успокоительным». Еще один экспресс-вариант: в моменты особого волнения с силой сжать левое запястье - несильная боль поможет вам вернуться к реальности.

Пустите в ход воображение

Богатое воображение - «дразнилка» для аэрофобов. Яркие картинки и возможные сценарии развития событий лишь усиливают страхи. Приручите свою фантазию и используйте ее себе на благо или, просто-напросто, займите голову посторонними мыслями. Подумайте о месте, в котором вы чувствуете себя счастливой. Где вам всегда спокойно? Уютно? Комфортно? Закройте глаза и мысленно перенеситесь туда. Сосредоточте внимание на каждой детали. Другой очевидный вариант - отвлечься с помощью книжки, игрового приложения или праздных мыслей о том, «что хотите попробовать на завтрак» или «какой сувенир привезете из поездки». Еще одна форма «побега» от страхов - беспечный разговор с соседом-попутчиком.

Выбирайте правильный рейс и место в самолете

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать заранее, чтобы облегчить ваши мучения во время перелета. Например, старайтесь летать прямыми рейсами в пункт назначения - чем меньше времени вы проведете в воздухе, тем лучше. Комфортнее всего бронировать место в районе крыла - эта область самолета самая стабильная и меньше всего подвержена тряске. В числе других приоритетов - сидение в проходе или у аварийного выхода, но никак не у окна (соблазн каждые 5 минут проверять «на месте ли крылья» слишком велик). У некоторых пассажиров чувство тревоги усиливается в темноте, поэтому дневные рейсы для аэрофобов все-таки предпочтительнее.

Расположитесь с комфортом

Комфорт в полете является очень важным фактором. Выбирайте в путешествие удобную и практичную одежду, которая не будет сковывать движения или препятствовать циркуляции крови. Любимая музыка генерирует положительные эмоции взамен негативных.

Избегайте новостей про авиакатастрофы

Многие аэрофобы становятся одержимы темой воздушных происшествий, которые муссируют в прессе. Не нужно быть психологом, чтобы понять, как эти новости отражаются на нервной системе и культивируют переживания. Избегайте соблазна регулярно «подпитывать» собственные страхи. Кстати, это правило касается и фильмов, и книг о «страшных рейсах». На контрасте работают любимые сериалы, глянцевые и развлекательные издания, с новостями о новых подробностях развода семьи Джоли-Питт

Даже самые смелые люди иногда чувствуют себя некомфортно при виде самолета, в котором им нужно лететь. Особенно страшно становится во время поднятия по трапу, когда человек понимает, что у него под ногами больше нет земли, и его безопасность зависит от фортуны.

«А если самолет сломается или в него ударит молния? Что тогда будет?» – такие вопросы возникают в голове у каждого. Для многих это всего лишь философская заковырка. Но есть и те, у кого при таких мыслях начинается паническое состояние и они не могут справиться с ним. Таким людям становится страшно летать, им постоянно кажется, что с самолетом что-то случится во время нахождения в воздухе. Наличие такого страха может существенно подпортить жизнь, ведь перелеты представляют собой часть жизни множества людей. На самолетах человек летит в командировку, на отдых, к родным людям. Как же перестать бояться полетов?
Прежде всего, нужно понять есть ли у человека боязнь летать или это всего лишь чрезмерная эмоциональность. Чувство легкого дискомфорта или тревожности характерно почти для всех людей. Настоящий страх заставляет человека полностью отказаться от полетов. Если все же придется лететь, перелет станет для него каторгой.
Кроме этого некоторые люди принимают за аэрофобию боязнь закрытых пространств или высоты. Бывают настолько сложные случаи этого явления, что человеку не обойтись без помощи психолога. Но если фобия не настолько сильная, с ней можно справиться и самостоятельно.

Чего не нужно делать при боязни самолетов?

Человеку, который боится летать, нельзя употреблять алкогольные напитки перед полетом. Сначала ему, конечно, станет легче. Он на какое-то время забудет, что предстоит лететь, но позже тревожность усилится еще больше. Причем в сухом помещении, при низком атмосферном давлении, алкоголь действует сильнее. Даже 50-100 грамм вина могут вызвать опьянение, которое быстро сменится симптомами похмелья.
Не нужно проявлять особый интерес к самолетам и искать в сети статьи о крушении воздушных судов именно той модели, на которой вы должны лететь. Во время поднятия по трапу, не забывайте, что в нынешнее время авиатранспорт является самым безопасным. Естественно, все бывает, и даже самолеты иногда разбиваются. Это случается не чаще двух раз в год. Если посмотреть статистику количества полетов, станет понятно, что самолеты терпят крушение крайне редко. Подумайте: ежедневно совершается минимум 10000 рейсов. Ежесекундно в полете находиться около десяти тысяч самолетов. За год они транспортируют примерно 5 миллиардов людей. Из них гибнет 300-400 человек. То есть из воздуха не возвращается один человек из 12 миллионов. Это ничтожная цифра. На дорогах, которыми все передвигаются каждый день, гибнет в сотни раз больше людей.

Самые частые стереотипы

При изучении боязни летать на самолете, ученые выяснили, что 65% людей, страдающей аэрофобией, бояться попадания в турбулентные зоны, и думают, что в этот момент самолет может упасть.
Еще одно заблуждение – люди думают, что авиакомпании используют старые самолеты, которые часто ломаются. Это миф. Все самолеты российских авиакомпаний полностью безопасные и у них есть соответствующие сертификаты.
Не стоит беспокоиться, если возраст самолета, на котором вам нужно лететь, составляет больше 10 лет. У самой большой мировой авиакомпании Delta Air Lines 50% самолетов старше 20 лет. И это не значит, что в техническом плане у них есть дефекты. Ресурс воздушных судов составляет как минимум 30 лет.

  1. Первый совет. Подготовьтесь к перелету. Тщательная подготовка помогает снизить уровень тревожности. Она связана с тем, что почти у всех людей тревожность вызывает не нахождение в самолете, а новая обстановка или необычные события. При планировании и вдумчивых сборах появляется ощущение контроля ситуации и человек понимает, что все решения он принимает сам. За неделю до полета следует обдумать, какие вещи нужно взять с собой и записать их на листике бумаги. При сборе складывайте все предметы точно по списку. Также необходимо составить список дел, которые будут выполнены перед отлетом. Укладывая каждую вещь, вычеркивайте её из списка. Это будет действовать на подобии медитации и поможет снизить уровень боязни летать.
  2. Второй совет. Перед полетом не вспоминайте о нем. Подумайте о чем-нибудь хорошем. Зацикленность на самолете заставляет человека еще больше бояться летать. Он думает: «Сейчас мне нужно будет несколько часов находиться на большой высоте». Повторяя такую мысль можно расшатать нервы еще до попадания в воздушное судно. Во время ожидания своего рейса послушайте музыку, посмотрите кино, пообщайтесь с родственниками, почитайте книгу. Все это подавит панику и поможет притупить чувство боязни летать.
  3. Третий совет. Чтобы не бояться самолетов всегда перед полетом думайте о хорошем. Никогда не обращайте внимания на свои предчувствия. Это только усугубит ситуацию. Подумайте о цели вашего перелета, куда вы летите, к кому и кто вас встретит после приземления. Придумайте несколько причин, почему вы должны полететь. Повторяйте эту мысль в своей голове до схождения с самолета.
  4. Четвертый совет. Сконцентрируйтесь не только на себе, но и на других людях. Поймите, что вы не единственный кого заботит безопасность в самолете. Миллионы людей ежедневно летают и им тоже это не особо нравиться, но ничего не могут поделать, поскольку другого варианта нет. Посмотрите на тех, кому предстоит лететь с вами в одном самолете. Если среди пассажиров есть пожилые люди, помогите одному из них нести чемодан. Это отвлечет вас, а чувство нахождения «в одной лодке» притупит боязнь летать. Вы понимаете, что в данном случае у вас с ними одна судьба.
  5. Пятый совет. Помолитесь. Это поможет вам снять тревогу и приобрести душевный покой. Соответственно мысли о самолете будут на втором плане.
  6. Шестой совет. Во время ожидания в аэропорту порадуйте себя чем-нибудь необычным. Приобретите книгу или журнал, которые вы бы никогда не купили в обычных условиях или съешьте какое-нибудь специфическое блюдо. Это поможет успокоить нервы.
  7. Седьмой совет. Будьте уверенным в себе, независимо от внутренних чувств. Сев в кресло самолета улыбнитесь соседу, даже если в этот момент вас в буквальном смысле трясет. Кто знает, может интересная беседа, завязавшаяся с новым знакомым, отвлечет вас. Тогда полет будет более приятным и быстрым.

Такие простые советы помогут вам расслабиться и снизить уровень беспокойства перед полетом. Конечно же, чудес не бывает и полностью перестать бояться летать невозможно. Однако можно улучшить самочувствие во время полетов.

Из этой статьи вы узнаете, как перестать бояться летать и что делать, если боишься летать на самолете, статья также будет интересна тем путешественникам, которые отправляются в отпуск и думают «вот это да, я первый раз лечу на самолете ».

Скоро отпуск, хочется побывать в другой стране, например в или в Тихом океане. Но часто путешественников сковывает страх перед полетом , а некоторые туристы вообще предпочитают ездить только на поезде, говорят «боюсь летать на самолете ». В наш информационный век, очень часто приходится слышать об авиакатастрофах, возможно, здесь кроется причина страха перед полетом .

Сегодня в разные , на другие континенты. Как победить аэрофобию? ? Главное, нужно отвлечься от нервного напряжения, связанного с полетом. Не торопите себя перед полетом , собираясь в дорогу, и постарайтесь заранее приехать в аэропорт. Если вы будете опаздывать, то станете нервничать еще больше.

На регистрации выбирайте удобное для себя место в салоне самолета.

Сидеть у иллюминатора, безусловно, приятно, можно посмотреть на меняющиеся пейзажи, мимо проплывают белые облака.

Но если перелет долгий и вы летите самолетом впервые, место у иллюминатора вам может показаться недостаточно удобным или даже тесным. Пассажир сидящий у иллюминатора ограничен в движениях.


Что делать, если боишься летать?

Поднявшись на борт самолета, найдите свое место, положите вещи в отсек для багажа, расположенный над вашим креслом. В самолете познакомьтесь со своим попутчиком. Скажите ему «боюсь летать на самолете », скорее всего этот человек поддержит вас в трудную минуту, отвлечет от страхов. Подъем самолета покажется более плавным, если во время взлета вы не будете закрывать глаза.

На взлете используйте леденцы, предлагаемые бортпроводницами. В то время, когда закладывает уши, чаще глотайте. Не ешьте конфеты сразу, дождитесь взлета, а еще лучше купите заранее перед полетом пакет леденцов, они еще пригодятся вам при посадке самолета. Старайтесь соблюдать инструкции, которые Вам расскажут перед полетом бортпроводницы.

Следите за надписью на электронных табло на борту самолета. После взлета попробуйте, отстегнув ремни, пройтись по салону. Вы заметите, что пассажиры ведут себя довольно уверенно. Это поможет вам обрести спокойствие, сами собой уйдут ваши страхи.

Кстати, если Вы перед полетом узнаете, как все устроено внутри самолета, вам будет гораздо комфортнее перенести полет. Салон бизнес класса находится сразу за кабиной пилотов. Самое безопасное и самое удобное место у выхода из самолета, на этих местах пассажир себя чувствует более свободно. В салоне таких мест, как правило, несколько. Старайтесь бронировать эти места заранее, не дожидайтесь последних дней вылета.

Возьмите с собой в самолет любимую книгу, интересные или ноутбук, займите себя электронной игрой или просмотром фильма – время пройдет незаметно. Вы позабудете о своих фобиях.

Во время полета вам обязательно принесут вкусную еду – соки, напитки, горячее блюдо в фольге, кексы, чай или кофе на выбор. Пока вы будете кушать пройдет еще несколько приятных минут, которые скоротают время пребывания в самолете. Плотно не наедайтесь, в самолете естественна турбулентность при полете. В середине самолета легче переносить провалы в воздушные ямы. О турбулентности, обычно, пилоты предупреждают заранее, включают на световом табло надпись «пристегните ремни». Если вы сумели пересилить свой страх, взгляните в иллюминатор – наша удивительная планета перед вашими глазами. Это потрясающе красивое зрелище.

Теперь вам не хочется говорить «боюсь летать на самолете » и задаваться вопросами, как перестать бояться летать и что делать, если боишься летать ? Тогда вам можно становиться космическим туристом.

Сегодня самое , авиа рынок для путешественников предлагает и такие услуги. Запланируйте экскурсию на космическую станцию или на Байконур с посещением космодрома. Это того стоит. Полеты в космос, наверное, самый экстремальный из всех видов туризма.

Очень многие люди отказываются от путешествия самолетом, потому что не знают, как перестать бояться летать , не лишайте себя удовольствия!

В мире, очень много людей, мечтающих путешествовать по свету, посетить дальние континенты и затерянные в океане острова, но их мечты так и остаются мечтами – из-за страха летать на самолете. Они бы и рады побороть этот страх, но не знают, как это сделать, с чего начать. А тут еще то в газетах, то в телевизоре нет-нет, да появляется информация об авиакатастрофах с многочисленными жертвами, об аварийных посадках самолетов. И как же тут перестать бояться полетов? Как посещать дальние страны и увидеть безграничный мир? Отвечаем: практически любой человек может самостоятельно избавиться от аэрофобии. И поможет ему знания о физических законах, о самолетах и умение расслабляться в нужный момент.

Страх – это нормально, с помощью него, человек становится более острожным, и, более того, благодаря ему, люди смогли дожить до сегодняшнего дня. Не боится, только человек без мозгов. Но чрезмерный страх, переходящий в панические атаки – это уже диагноз, требующий лечения у специального врача. Так что, вы должны видеть эту тонкую грань.

Самый главный факт, говорящий в пользу выбора самолета, как средства передвижения – статистика, упрямо говорящая, что вероятность смерти в авиакатастрофе равняется: один к одиннадцати миллионам. То есть, в сравнении с вероятностью попасть в аварию на другом наземном или водном виде транспорта она минимальна. Намного больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт, чем на борту самолета. Пусть одно это утверждение зарядит вас оптимизмом.

Многие страхи людей возникают из-за незнания причин того, что иногда происходит во время полета: это может быть закладывание ушей, внезапно тревожно загорающееся табло с просьбой пристегнуть ремни, без объяснения причин или изменении конфигурации крыла. Если вы поймете, с чем связаны эти моменты, ваша боязнь исчезнет. Человек, мало знающий о тонкостях авиаперелетов и о самолетах, в принципе, оказавшись в непривычной для себя ситуации, без какой-либо информации, инстинктивно думает, что случилось самое худшее, что может произойти. Поэтому, вот вам объяснение некоторых вышеозвученных источниках ваших страхов. Для того, чтобы самолет мог оторваться от земли, ему необходимо набрать определенную скорость. При его резком страте, кажется, что нас вдавливает в кресло и, даже, создается впечатление, что самолет идет на взлет со слишком большим наклоном, а тут еще уши закладывает. Все эти ощущения вызывает непривычное положение нашего тела в пространстве, вкупе с ускорением. Уши закладывает при взлете и посадке, вследствие перепадов давления. Что касается движения частей крыла в процессе полета: успокойтесь – они не отрываются из-за старости, это необходимость, согласно, закона аэродинамики. Так и должно быть. Все современные самолеты имеют крылья с несколькими элементами: если основная часть крыла неподвижна, то на задней кромке имеются небольшие дополнительные закрылки. Если в процессе полета они являются продолжением профиля крыла, то при взлете, посадке или при проведении маневров, они отклоняются вниз, увеличивая подъемную силу крыла.

Очень неприятный момент в полете, не обязательный, но часто случающийся - турбулентность, возникающая в моменты пересечения самолетом границы областей низкого и высокого давления. Ощущения таковы, будто проваливаешься в яму. Оно схоже с ездой на машине по разбитой дороге, если не представлять, что под тобой десять тысяч метров пустоты. Пилоты, за годы своей работы, привыкшие к этому явлению, называют его «болтанка». Турбулентность не несет угрозы ни для пассажиров и членов экипажа, ни для самолета: эти хаотические воздушные вихри, вызывающие тряску и покачивания, встречающиеся на пути многих рейсов, всего лишь «игры» воздушных потоков. Если маленькие вихри порой совсем остаются незамеченными, то крупные довольно ощутимо заявляют о себе. Порой они бывают не только в пасмурную погоду, но и при ясном небе на большой высоте, а также над океаном или морем. Не переживайте по этому поводу, вас самолет спроектирован с учетом такого явления и успешно выдержит любые воздушные толчки и провалы: он не развалится в воздухе, ничего от него не отпадет, так как он рассчитан на огромные нагрузки и обладает большим запасом прочности. Но, вот частенько, пассажиры получают травмы вследствие турбулентности: многие не пристегиваются, несмотря на предупреждение, ходят в туалет, когда не стоит этого делать и все должны сидеть на местах, оставляют открытыми багажные отсеки сверху и на них что-то падает. Вот почему вам настоятельно рекомендуют пристегнуться и оставаться на местах, а не потому, что стюардесса злая ведьма, которая вас невзлюбила. И все же, чтобы меньше ощущать турбулентность, выбирайте места в первой половине или на крыльях в середине салона, потому, что сильнее всего трясет в хвосте.

Многие боятся, что если вдруг с пилотом станет плохо и он отпустит штурвал, самолет рухнет вниз с десятикилометровой высоты. Это невозможно просто физически. Дело в том, что во время полета, под крыльями самолета создается очень сильное давление, поэтому воздух его держит не хуже, чем земля машину. Даже если самолет встанет на хвост и повернется вокруг своей оси, он будет просто покачиваться в воздухе, словно плот на волнах. Да и пилота в самолете два. А еще, все системы лайнера неоднократно дублируются. В каждом самолете имеется минимум два двигателя, которые не могут отказать одновременно, если каждый из них не проработал по два миллиона летных часов, что равняется почти двухсот тридцати годам без посадки. Если даже у лайнера отказывает один двигатель, то при обычных метеоусловиях и перегрузок, он продолжает свой полет без снижения и совершенно безопасно садится. Самый распространенный в российских авиакомпаниях самолет – «Boeing-737», может в аварийном режиме спокойно пролететь два часа. Подобные требования уже заложены в мировые стандарты создания пассажирских лайнеров, и они им полностью соответствуют. Кроме того, во всех аэропортах самолеты перед вылетом проходят технический осмотр, целой бригадой профессионалов. При возникновении катастроф происходит стечение чреды неблагоприятных обстоятельств. После этого, все тщательно изучается и устраняется, чтобы не допустить повтора. Ремонт и проверка самолетов осуществляется, согласно, утвержденного плана, в котором заложено, что на каждый час воздушного судна в воздухе, приходится одиннадцать часов технического обслуживания. То есть, если ваш самолет летит до места назначения четыре часа, значит, что он прошел сорок четыре часа техобслуживания.

Многие люди боятся летать на самолете, из-за того, что понимают – он не контролируют данный процесс и не от них зависит принятие решений. И эта невозможность контроля ситуации, вызывает у них стресс. Таким людям нужно научиться контролировать себя и успокаиваться, с помощью йоги и медитации, а также переключения на позитивный лад. Порой это бывает непросто, но с помощью специальных занятий, помогающих преодолеть боязнь летать на самолете, это сделать проще. У нас в России пока есть единственная клиника, занимающаяся лечением аэрофобии, она находится в Москве и ее название - «Летаем без страха». Курс лечения там - два дня, цена - несколько тысяч рублей. Для людей, которые не имеют возможности приехать лично, существуют онлайн-курсы, оплачиваемые через Интернет. То есть, если вы не будете там присутствовать лично, то вам предложат для просмотра определенную выборку видео, а также чтение специальной литературы и общение с психологом. В рамках личного присутствия на занятиях предусмотрено посещение аэропорта, возможность посещения симулятора полета, имитация различных ситуаций, которые могут произойти в воздухе, и в завершение, анализ полета с преподавателем. Эти курсы посещают пилоты, бортпроводники. Если в вашем городе имеется подобный симулятор полетов тоже можете записаться на тренинг, там, с терпеливыми инструктором, вы сможете понять, что летать не страшно и даже полюбить этот процесс.

Если у вас запланирован рейс, то чтобы сохранить душевное спокойствие, не смотрите накануне фильмов-катастроф, не интересуйтесь в интернете подробностями авиакатастроф, так вы только усилите свой страх. Если боитесь летать, то ищите прямые рейсы, чтобы находиться в воздухе, как можно меньше времени. Попросите себе место на крыле, в самой устойчивой части лайнера, там трясет меньше всего. Если страдаете клаустрофобией, то попросите место у прохода или около аварийного выхода. Если переживаете, что самолет попадет в турбулентность, присмотритесь к большим самолетам, в них трясет намного меньше. Априори: чем воздушное судно крупнее, тем более плавный на нем перелет. Чтобы быть спокойнее, летайте в дневное время суток. Возможно, вас успокоит то, что вокруг голубое небо, а не кромешная тьма и неизвестность. Старайтесь перебороть свой страх: это можно сделать, будучи фаталистом – если уж суждено, так смерть везде найдет или оптимистом – со мной все будет хорошо. Начните летать как можно более часто: если полет станет для вас регулярным и обыденным явлением, это войдет в привычку и страх исчезнет. Если будет выбор: поехать по земле или полететь на самолете, смело выбирайте самолет, потому что лететь безопаснее, чем ехать в машине!

И, конечно, стоит смириться с тем фактом, что риск – является частью нашей жизни. Никто не знает, что приготовила ему судьба. Сидя в самолете, займите себя чем-то увлекательным, что не даст вашим мыслям нагнетать тревожность и беспокойство: смотрите захватывающий фильм, читайте о тех местах, куда вы летите, прокладывайте маршрут своего путешествия, а если прислушиваетесь к звукам полета и самолета, то наденьте наушники с зажигательной музыкой и расслабьтесь. Можно попросить врача порекомендовать какие-нибудь успокоительные препараты на травах. А вот расслабляться с помощью алкоголя – не рекомендуем. Дело в том, что принятый алкоголь уже на высоте более трех тысяч метров, даже в количестве ста граммов, способен уменьшить частоту дыхания и усилить кислородное голодание. Если у человека слабое сердце, а он может даже об этом и не знать, может случиться очень плохое. Привычная стопочка, для земных условий, кардинально меняет поведение человека на борту на высоте, так как благодаря низкому давлению и низкому уровню кислорода, эйфория наступает быстрее, и поведение человека выходит из под контроля. Вот почему у нас в последнее время так много говорят о безобразных выходках авиадебоширов. Поэтому лучше расслабьтесь, купив в дьюти-фри что-то вкусное, что-то, что можно долго жевать: чипсы, сухарики, леденцы. Познакомьтесь с соседями, обсудите что-то жизненное, и время полета пройдет незаметно.

Желаем вам перебороть себя и победить свой страх перед полетами в самолетах. Надеемся, что смогли вас убедить, что это не страшно, а, наоборот, позволяет открыть перед собой новые горизонты и посетить разные далекие уголки земного шара.

Лётчик Лёха - он же пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов - рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.