Верховный бог олимпа зевс. Боги древней греции

Боги Олимпа Древней Греции

Имена древнегреческих богов, которые у всех на слуху – Зевс, Гера, Посейдон, Гефест – на самом деле потомки главных небожителей – титанов. Победив их, младшие боги, руководил которыми Зевс, стали обитателями горы Олимп . Греки поклонялись, почитали и отдавали дань 12 богам Олимпа, олицетворявшим в Древней Греции стихии, добродетель или важнейшие сферы общественной и культурной жизни.

Поклонялись Древние греки и Аиду, но он не жил на Олимпе, а обитал под землей, в царстве мертвых.

Кто главнее? Боги Древней Греции

Неплохо между собой уживались, но иногда между ними происходили стычки. Из их жизни, которая описана в Древнегреческих трактатах и появились легенды и мифы этой страны. Среди небожителей были те, кто занимал высокие ступени пьедестала почета, другие же довольствовались славой, находясь у ног вершителей. Список богов Олимпии таков:

  • Зевс.

  • Гера.

  • Гефест.

  • Афина.

  • Посейдон.

  • Аполлон.

  • Артемида.

  • Арес.

  • Деметра.

  • Гермес.

  • Афродита.

  • Гестия.

Зевс - самый главный из всех. Он является царем всех богов. Олицетворяет этот громовержец бесконечный небосвод. Под его предводительством молнии. Именно этот вершитель распределяет доброе и злое на планете, считали греки. Сын титанов женился на собственной сестре. Их четверых детей нарекли Илифией, Гебой, Гефестом и Аресом. Зевс – страшный изменник. Он постоянно занимался прелюбодеяниями с другими богинями. Не пренебрегал и земными девушками. Удивить их Зевсу было чем. Он представал перед гречанками то в виде дождя, то лебедем или быком. Символы Зевса – орел, гром, дуб.

Посейдон . Этот бог властвовал над морской стихией. По значению он стоял на втором месте после Зевса. Кроме океанов, морей и рек, штормов и морских чудищ, Посейдон «отвечал» за землетрясения, вулканы. В древнегреческой мифологии он являлся братом Зевса. Жил Посейдон во дворце под водой. Разъезжал в богатой колеснице, запряженной белыми конями. Трезубец – символ этого греческого бога.

Гера . Она является главной из женщин-богинь. Покровительствует эта небожительница семейным традициям, браку и любовным союзам. Гера – ревнивица. Она жестоко карает людей за прелюбодеяния.

Аполлон – сын Зевса. Он брат-близнец Артемиды. Изначально этот бог являлся олицетворением света, солнца. Но постепенно его культ расширил свои границы. Этот бог превратился в покровителя красоты души, мастерства в искусстве, всего прекрасного. Под его влиянием находились музы. Перед греками он представал в довольно утонченном образе человека с аристократическими чертами. Аполлон прекрасно музицировал Занимался целительством и прорицательством. Он отец бога Асклепия - покровителя докторов. В свое время Аполлон уничтожил страшное чудовище, которое оккупировалоДельфы . За это был сослан на целых 8 лет. Позже он создал свой оракул, символом которого стал лавр.

Без Артемиды Древние греки не представляют себе охоты. Покровительница лесов олицетворяет плодородие, рождение и высокие отношения между полами.

Афина . Все, что относится к мудрости, душевной красоте и гармонии – под покровительством этой богини. Она великая изобретательница, любительница науки и искусства. Ей подчиняются ремесленники и земледельцы. Афина «дает добро» на возведений городов и зданий. Благодаря ей мерно течет государственная жизнь. Эта богиня призвана защищать стены крепостей и замков.

Гермес . Этот древнегреческий бог довольной озорной и заслужил славу непоседы. Гермес покровительствует путешественникам и торговцам. Он является и посланником богов на земле. Это на его пятках впервые засияли прелестные крылышки. Греки приписывают Гермесу черты изворотливости. Он хитер, умен и знает все иностранные языки. Когда Гермес украл десяток коров у Аполлона, чем заслужил его гнев. Но был прощен, поскольку Апполона пленило изобретение Гермеса – лира, которую он и подарил богу прекрасного.

Арес . Этот бог олицетворяет войну и все, что с ней связано. Всевозможные битвы и сражения – под представительством Ареса. Он всегда молод, силен и красив. Греки рисовали его могучим и воинственным.

Афродита . Она - богиня любви и чувственности. Афродита постоянно подстрекает своего сына Эрота пускать стрелы, зажигающие огонь любви в сердцах людей. Эрот - прототип римского Амура, мальчика с луком и колчаном.

Гименей – бог брака. Его узами связываются сердца людей, встретивших и полюбивших друг друга с первого взгляда. Древнегреческие свадебные песнопения назывались «гименеи».

Гефест – бог вулканов и огня. Под его покровительством находятся гончары и кузнецы. Это трудолюбивый и добрый бог. Судьба его сложилась не очень хорошо. От рождения он хромал, поскольку мать Гера выбросила его с горы Олимп. Гефест находился на воспитании богинь - цариц моря. На Олимп он вернулся и щедро одарил Ахилла, преподнеся ему щит, а Гелиосу – колесницу.
Деметра . Она олицетворяет силы природы, которые покорили люди. Это земледелие. Под зорким контролем Деметры находится вся жизнь человека – от рождения – до смертного одра.
Гестия . Эта богиня покровительствует семейным связям, охраняет домашний очаг и уют. Греки заботились о подношениях Гестии, ставя в своих домах жертвенники. Все жители одного города являются одной большой общиной-семьей, уверены греки. Даже в главном городском здании находился символ жертвоприношений Гестии.
Аид – властелин царства мертвых. В его подземном мире ликуют темные существа, мрачные тени, чудовища-демоны. Аида относят к одному из наиболее могущественных богов. Перемещался по царству Аид в колеснице, сделанной из золота. Кони его черные. Аид – владеет несметными богатствами. Все самоцветы, руды, что заключены в недрах, принадлежат ему. Греки боялись его пуще огня и даже самого Зевса.

Кроме 12 богов Олимпа и Аида, у греков есть еще масса богов и даже полубогов. Все они потомки и братья главных небожителей. У каждого из них есть свои легенды или мифы.

    Родос. Долина Бабочек.

    Греческий эталон красоты

    Афины в Древней Греции

    Древнегреческие Афины – это величественный и почитаемый город. В нем было огромное количество жителей. Местность отличалась прекрасной архитектурой. Афины – это и центр искусств, культуры греков. Главный город Аттики расположен не на берегу моря, как это принято было издревле, а в нескольких километрах от водного пространства. Поселение основано вокруг большого холма, на вершине которого в живописной местности стояла крепость невиданной красоты - Акрополь.

    Пелопонесская война

    Она длилась почти 30 лет. Была не просто очень продолжительной, но изнуряющей и весьма кровопролитной. Это была жестокая внутренняя междоусобица. Не на жизнь, а на смерть бились афиняне со спартанцами. Столкновение полисов шло под эгидой 2 союзов: Пелопоннесским, под началом Спарты. Афинским с очень сильным флотом.

    Ликавитос – «Волчий холм»

    В каком месте Афин Вы бы не находились, Вы всегда, окидывая взглядом окрестности, увидите высокий холм, который гордо возвышается над городом, словно вечный дозорный, смотрящий вдаль и оберегающий родные края от вражеского вторжения. Это возвышение носит имя Ликавитос – «Волчий холм». В древности здесь обитало много волков и афиняне не любили это место и старались обходить его стороной.

Зевс (Дий), греч., лат. Юпитер - сын Кроноса и Реи, верховное божество древних греков.

Зевс не всегда был верховным богом и не правил вечно: власти над богами и людьми он добился, восстав против своего отца Кроноса, который ранее сверг с трона своего отца Урана - первого владыку мира после первоначального Хаоса. В отличие от высших (или единственных) богов многих религий Зевс имел свою индивидуальную биографию, он не воплощал в себе одни только высшие добродетели и не застыл в оцепенелой неизменности. Греки сотворили его по собственному образу и подобию и по образу тогдашних земных властителей. Поэтому Зевс обладает человеческими свойствами и чертами человеческого характера - естественно, преувеличенными и возвеличенными, как и подобает повелителю земных владык и бессмертных богов.

Родился Зевс в пещере горы Дикта на острове Крит. Роды были окружены тайной, ведь его мать Рея боялась, что ее супруг Кронос проглотит младенца, верный своему обычаю, позаимствованному у отца Урана. В этот раз Кронос проглотил продолговатый камень, завернутый в пеленки и подсунутый ему Реей. Так Зевс избежал судьбы своих старших братьев и сестер - Гестии, Деметры, Геры, Аида (Гадеса) и Посейдона, продолжавших существовать в утробе своего отца. Рея не могла оставаться с Зевсом, поэтому она доверила его попечению нимф, которые вскармливали его молоком божественной козы Амалфеи и пчелиным медом. Безопасность Зевса обеспечивали горные демоны Куреты. Когда Зевс плакал, они ударяли мечами в щиты и плясали под дикие крики, поэтому Кронос его не слышал. На горе Дикта и еще более высокой горе Ида Зевс вырос, возмужал и пришел к решению свергнуть Кроноса.

Первым делом Зевс заставил Кроноса извергнуть своих сестер и братьев, напоив его тошнотным зельем. Гестию, Деметру и Геру он отправил на край света, а Аида и Посейдона призвал присоединиться к нему, и они тут же общими силами повели атаку на Кроноса. Тот призвал на помощь своих братьев и сестер, титанов, и хотя пришли не все, атака молодых была отражена и постепенно их оттеснили на самую вершину горы Олимп. Но, как говорится, без пяти минут двенадцать Зевса выручили одноглазые великаны Киклопы. Они выковали ему молнии и громы, с помощью которых он отбился, а затем и перешел в контратаку. Шансы Зевса значительно возросли, когда между титанами возникли противоречия. Океан, Стикс, Прометей и некоторые другие, недовольные диктатом Кроноса, перешли на сторону Зевса. Тем не менее, целых десять лет жестокая борьба не могла привести к победе ни одну из сторон.. С помощью своих союзников Зевс, в конце концов, победил, низверг Кроноса и союзных с ним титанов в вечную тьму Тартара и провозгласил себя властелином всего, что существует и будет существовать.

Однако провозгласить себя властелином и стать им - далеко не одно и то же, и вскоре Зевс пришлось в этом убедиться. Во-первых, оставались его старшие братья Аид и Посейдон, которые благодаря своему происхождению и заслугам в борьбе с Кроносом могли притязать на свою долю власти. Однако появление нового противника объединило братьев. Богиня земли Гея разгневалась на Зевса за суровое наказание титанов, вступила в союз с богом темных подземных глубин Тартаром и породила стоглавое чудовище Тифона - специально, чтобы погубить Зевса. Тифон был так огромен, что под ним прогибалась земля, он выл голосами всех диких зверей и извергал из своих драконьих пастей пламя. Однако Зевс в трудном бою сразил Тифона своими громами и молниями и тоже сбросил в Тартар. Затем он предложил братьям разделить сферы влияния с помощью жребия, и те согласились. Тут уж Зевс постарался, чтобы ему повезло: в результате Посейдону досталось море, Аиду - загробный мир, а Зевсу - небо и земля.

Поначалу Зевс правил как тиран и даже пытался дважды уничтожить человеческий род. В первый раз он хотел сделать это потому, что люди показались ему уж слишком слабыми и беспомощными. Но ему помешал титан Прометей, творец людей.

Заботясь о своих творениях, Прометей принес людям огонь и знания. Во второй же раз Зевс решил погубить всех людей потому, что после получения даров Прометея они показались ему слишком могучими. Он наслал на свет потоп, но Прометей дал возможность своему сыну Девкалиону и его жене Пирре спастись, и они потом снова населили мир людьми. А Зевс укрепил свою власть, почувствовал себя уверенно и ослабил узду своего правления - и даже отпустил на свободу некоторых бывших своих врагов. Впрочем, он по-прежнему сохранял за собой абсолютную власть не только благодаря руководству победоносным восстанием и счастливому жребию, но, главным образом, благодаря своему могуществу.

Боги отдавали себе отчет в могуществе Зевса и поэтому подчинялись ему, хотя не всегда охотно, а порой даже пытались бунтовать. Однажды они даже попробовали свергнуть его с трона, но сторукий великан Бриарей выручил Зевса. Лишь одно восстание за все время владычества Зевс представляло серьезную угрозу - это был мятеж волосатых гигантов, но Зевс беспощадно подавил его с помощью остальных богов и своего земного сына Геракла. А в общем боги считали, что с верховным богом лучше жить по-хорошему; того же мнения придерживалось и большинство людей. В эпоху героев Зевс почти уже не злоупотреблял властью и могуществом, и хотя за ним водилось множество человеческих слабостей, все же он был намного лучше всех предыдущих правителей мира.

Зевс был абсолютным, но не всемогущим правителем. Этим он отличался от богов других религий, без воли которых даже волосок не мог упасть с головы человека. Над ним, так же как над остальными богами и людьми, царило нечто более высокое, неисповедимое и ненарушимое: судьба. Считалось, правда, что Зевс - властитель судеб; но это была всего лишь метафора: так же как любой другой бог или человек, Зевс мог повелевать судьбе лишь постольку, поскольку действовал в соответствии с ее предназначением. Против судьбы Зевс идти не мог, даже если бы захотел. Он был не властелином судьбы, но лишь ее стражем и исполнителем. Вспомним поединок Ахилла и Гектора: в решающий момент Зевс бросил на золотые весы судьбы жребии героев, жребий Гектора опустился вниз - и судьба его решена, он обречен, а Зевсу оставалось лишь констатировать это.

Как верховный правитель богов и людей Зевс был созидателем и охранителем божественных и человеческих порядков. Он вводил царей во владение, охранял народные собрания, укреплял порядок и право, был свидетелем и хранителем клятвы, карал за нарушения справедливости, защищал всех, кто обращался к нему за помощью (хотя не всегда отличался последовательностью). Он все видел, все слышал, все знал (если не сразу, то хотя бы задним числом). И будущее было ему известно, и иногда он давал понять об этом людям разными знамениями: явлениями природы, сновидениями и предсказаниями (особенно если люди просили его об этом, принеся соответствующие жертвы). Зевс раздавал людям добро и зло, по своему усмотрению выбирая эти дары из двух больших сосудов, установленных в его дворце. Самым сокрушительным его оружием были громы и молнии. У него же самого был несокрушимый щит (эгида - «козья шкура»), изготовленный из шкуры козы Амалфеи.

Основной резиденцией Зевса была раздвоенная вершина горы Олимп в греческой Фессалии, терявшаяся в облаках и достигавшая неба. Там стоял его великолепный золотой дворец, построенный Гефестом. Кроме того, Зевс охотно проводил время на критской горе Ида, на другой Иде - в Троаде, на фокийском Парнасе, беотийском Кифероне и на других горах. Когда Зевс под именем Юпитера стал также богом римлян, одним из мест его пребывания стал римский Капитолий. Свои выезды из Олимпа Зевс совершал в золотой колеснице, но мог прибегать и к более скромным способам передвижения. Практически же он был вездесущим, и к нему можно было взывать о помощи не только в его храме, но и в любом месте. Иногда Зевс приходил в мир, изменив свое подобие, он мог предстать в виде человека, зверя или природного явления - впрочем, этой привилегией обладал любой бог.

Зевс не слишком обременял себя своими руководящими функциями. В основном он проводил время за великолепными пирами в компании остальных богов-олимпийцев, где в качестве главного блюда подавалась амброзия, а в качестве напитка - нектар. Эти деликатесы, рецептура которых нам, увы, неизвестна, обеспечивали богам бессмертие и вечную свежесть сил, без которой в бессмертии было бы мало радости. На пирах, которые одновременно были совещаниями богов, Зевс восседал на золотом троне. Обслуживали его виночерпий богов Ганимед и богиня юности Геба, прелестные Хариты и богини искусств Музы развлекали его танцами и песнями. Когда Зевс осуществлял свои владыческие функции, его сопровождали боги и богини Кратос, Зелос, Биа и Нике, олицетворявшие власть, рвение, силу и победу. Когда же Зевс выступал в роли верховного судьи, у его трона стояли Фемида - богиня законного порядка и Дике - богиня справедливости. Обеспечивать порядок в природе ему помогали богини времен года Горы. Неразлучными спутницами Зевса были также Тиха - богиня счастливого сайт случая, богиня мира Эйрена и богиня радуги Ирида, одновременно выполнявшая функции вестницы Зевса, так же как и Гермес.

Супругой Зевса была его сестра - прекрасная и величавая Гера. Она родила Зевсу троих детей: бога войны Ареса, кузнеца и оружейника богов Гефеста и богиню вечной юности Гебу. Зевс воздавал Гере всевозможные почести и высоко ее ценил. Но это не мешало ему иногда заглядываться на других женщин. Честно говоря, «иногда» - не то слово: Зевс был жуткий юбочник и с одинаковой охотой выбирал себе возлюбленных среди богинь и среди смертных женщин. Богиня Деметра родила ему Персефону, Мнемосина - Муз, Эвринома - Харит, Фемида - Гор и Мойр, Майя - Гермеса, Лето - близнецов Аполлона и Артемиду; Диона, говорят, родила ему Афродиту. Не всегда ему удавалось сразу добиться взаимности, даже смертные женщины порой уклонялись от такой высокой чести. В таких случаях Зевс без колебаний превращался в их супругов, в быка, лебедя, дождь - во что угодно, лишь бы добиться своей цели. Перечень потомков Зевса от смертных женщин выглядит весьма солидно: Алкмена родила ему Геракла, Семела - Диониса, Даная - Персея, Европа - Миноса, Сарпедона и Радаманфа, Антиопа - близнецов Амфиона и Зета, Леда - Полидевка и Елену. О многих его потомках мы вообще толком не знаем - какая бессмертная или смертная женщина приходится им матерью? Но бывали и такие случаи, когда женщины приписывали Зевсу отцовство, чтобы похвастаться или вывернуться из щекотливого положения. Но самую любимую дочь, Афину, Зевс сотворил без женской помощи: он родил ее сам, из своей головы, откуда она сразу выскочила в полном вооружении. Обо всех своих детях Зевс позаботился как следует, во многих случаях - лучше, чем о своих возлюбленных. Все они также сыграли важную роль в мире мифов (об этом рассказано в соответствующих статьях).

Понятное дело, Гера неодобрительно относилась к увлечениям Зевса. Она преследовала его любовниц и их детей и устраивала ему такие сцены ревности, что Олимп содрогался и на земле возникали бури. Однако Зевсу удавалось утихомирить ее: в конце концов, он был не только супругом, но и богом. Помимо своей слабости к женщинам (если это можно так назвать) Зевс не был лишен и других недостатков. Иногда он бывал недальновидным, особенно под влиянием богини заблуждения и помрачения ума Аты, несколько раз его бдительность буквально усыплял бог сна Гипнос; кроме того, Зевс любил похвастаться, хотя уж ему-то это было совсем ни к чему. Остальные боги искусно использовали эти его недостатки, а также его ласковость и отвращение к ссорам. Самой большой мастерицей по этой части была, конечно, Гера.

Тем не менее, Зевс был самым могучим и благородным из богов. Ему принадлежали титулы и эпитеты, которые на древнегреческом звучат куда лучше, чем в переводе: «всевластный», «всемудрый», «тучегонитель», «громовержец», «высокогремящий», «ясноблещущий» и т. д. Но чаще всего люди просто называли его «Олимпийцем» или «Всевышним», а в особо торжественных случаях - «Отцом богов и царей». Его символом были громы и молнии, из птиц - в основном орел, из деревьев - дуб. Греки (и римляне) представляли себе его в виде величественного мужчины с густой волнистой бородой и усами; в его спокойном взгляде отражалось гордое сознание несокрушимой силы.

На современном уровне исследований Зевс считается древним богом индоевропейского происхождения, сайт родственником индийского Дьяуса, этрусского Тина (Тинии) и римского Юпитера. Греки принесли с собой Зевса из прежних мест своего пребывания. Первоначально они почитали его как бога неба и небесных явлений, властелина погоды. Всевышним богом он стал лишь в процессе антропоморфизации древних богов, т. е. их превращения в существа, подобные людям по своему внешнему виду и свойствам. При этом (явно под влиянием древнейшего населения Греции) Зевс приобрел разнообразные новые функции, которые обозначались индивидуализирующими атрибутами. В конечном итоге греки вчленили Зевса вместе с остальными богами в родовую систему, отвечающую представлениям родового общества, и придали ему облик земного властителя тех времен, только более могущественного во всех отношениях. Мы встречаем Зевса под его собственным именем уже на табличках, написанных крито-микенским линейным письмом «Б» (14-13 вв. до н. э.). В том виде, в каком мы знаем Зевса сегодня, его впервые описывает Гомер в «Илиаде» и «Одиссее», а затем Гесиод в своей «Теогонии».

Греки почитали Зевса превыше всех остальных своих богов, несмотря на слабости и недостатки, которые приписываются ему в мифах. Они сооружали ему храмы, алтари и статуи во всем своем мире, который не ограничивался территорией нынешней Греции, а включал прибрежные области современной Турции и южной Италии с близлежащими островами, местами же доходил до устья Дона на севере, к Нижнему Нилу на юге, к реке Эбро на западе, на востоке его отростки уходили далеко за Тигр.

Все храмы, посвященные Зевсу, сегодня лежат в развалинах. Самыми значительными из них были храмы в Олимпии, Афинах и в Акраганте на Сицилии. Первый был построен в 460-450 гг. до н. э. по проекту Либона из Элиды. Афинский храм Олимпион был крупнейшим на территории нынешней Греции (108 х 41 м в плане, 104 колонны высотой 17,5 м - из них пятнадцать стоят до сих пор). Фундамент этого храма был заложен Писистратидами ок. 515 г. до н. э., а достроен он был лишь при императоре Адриане в 132 г. н. э. Еще больший храм соорудили сицилийские греки в Акраганте в начале 5 в. до н. э.: его площадь в плане равнялась 113 х 56 м, а в фасаде колонны чередовались с теламонами. Из алтарей Зевса самый знаменитый - Пергамский (180-160 гг. до н. э.); после того как его обнаружил Гуманн, алтарь был перевезен в Берлин, реконструирован и размещен в специально построенном Пергамон-музее, который теперь является составной частью Государственных музеев в Берлине.

Из статуй Зевса, пожалуй, наиболее известен «Зевс из Отриколи» - римская копия с греческого оригинала, приписываемого Бриаксису (4 в. до н. э.). Наиболее ценная - бронзовый «Зевс из Артемисия», приписываемый афинскому скульптору Каламису (5 в. до н. э.) и выловленный из моря в 1926-1928 гг. у мыса Артемисия на северной Эвбее; он был найден среди обломков античного корабля, перевозившего в Италию награбленные произведения греческого искусства. Некоторые искусствоведы видели в нем Посейдона; но в любом случае это одно из лучших произведений античной пластики. Оригинал находится в Национальном археологическом музее в Афинах, а точная копия украшает вестибюль здания ООН в Нью-Йорке, рядом с моделью первого советского спутника. Однако наиболее знаменита была статуя Зевса в Олимпии, выполненная Фидием из золота и слоновой кости ок. 430 г. до н. э. Древние считали ее одним из «семи чудес света», но в начале 5 в. н. э. по приказу императора Феодосия II ее увезли, как языческого идола, в Константинополь, где она впоследствии исчезла без следа. Ее списали как жертву пожара 475 г.

Если бы мы вздумали перечислить европейских художников, изображавших Зевса, то фактически получили бы перечень чуть ли не всех мастеров Ренессанса, барокко, классицизма и многих художников более позднего времени. На всех картинах, изображающих сонм греческих богов, Зевс занимает центральное место - например, на картине Рубенса «Собрание олимпийских богов» (ок. 1602, Картинная галерея Пражского Града).

Зевс — младший сын Кроноса и титаниды Реи. Зевс является самым могущественным из олимпийских богов, он столь же силен, как все другие боги Олимпа вместе взятые.

Только его дочери, Мойры имеют некоторое представление о нём, поскольку они воплощают неизбежно его судьбу. Зевс обычно изображается с молнией и скипетром. Часто он сидит на троне, что подчеркивает его особую роль Бога.

Описание Зевса

Освобождённый бог долго не колебался и отправился на Олимп, чтобы снова взять молнии и подготовиться к очередному бою. Он мог поразить самого великана на горе Хайм, где сильно ранил его.

Зевс положил его на землю и бросил на него вулкан Этны, который похоронил гигантского Тифона под массивной скалой. Считается, что гнев Зевса все еще заставляет Этну дрожать и взрываться даже сегодня.

Возлюбленные и дети Зевса

Жена Зевса — Гера, которая также была его сестрой, а Метида была первой возлюбленной своего бога- отца. Тем не менее, есть многочисленные женские персонажи, которые сыграли роль в жизни Зевса и к которым он испытывал страсть.

Ему зачастую было чрезвычайно сложно завоевать благосклонность своих возлюбленных и таким образом победить их. Например, он превратился в быка, чтобы общаться с Европой или лебедем, чтобы соблазнить Леду.

Жёнами Зевса были:

  • Метида (проглочена Зевсом)
  • Фемида
  • Гера (последняя «официальная» жена Зевса). Когда миром правил Кронос, Зевс и 300 лет скрывали свой брак.

У Зевса было множество возлюбленных:

  • Эвринома
  • Мнемозина
  • Лето (Латона)
  • Европа
  • Леда
    И другие.

Власть Зевса на Олимпе укреплялась еще и другим путем. Он ради продолжения потомства вступал в незаконные связи. Но, что самое интересное, дети от этих неканонических браков ничуть не уступали его другим, законным. Наоборот, Зевс утвердил себя на Олимпе именно через богинь, им любимых, ради которых он терпел унижения от ревнивой Геры и ради которых ему приходилось пускаться на хитрости.

Евринома и рождение Харит

ЕВРИНОМА И РОЖДЕНИЕ ХАРИТ . Первой незаконной женой Зевса (по общему счету всех его семи браков - третьей) была океанида Евринома (Гес. Теог. 907-911). Она родила Зевсу трех прелестных и милых Харит (греч. charis - милость). Они воплотили в себе доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена Харит - Аглая (Сияющая), Евфросина (Благомыслящая), Фалия (Цветущая). Здесь природа повернута к человеку своей благодетельной стороной вопреки злой и разрушающей стихии архаики.

Хариты, можно сказать, совершенно необходимы в мире, утверждаемом Олимпийским Зевсом и построенном на гармонии и порядке. Доброта, ласка, радость наряду с высокими подвигами, страстями и страданиями героев - привилегия классической мифологии. Это то, чего так не хватает в архаике, что ей было абсолютно чуждо и что облагородило и подняло в собственных глазах человека, способного на суровое мужество и на доброе сострадание к подобному себе.


Деметра и рождение Персефоны

ДЕМЕТРА И РОЖДЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ . Но вот оказывается, что Зевс претендует и на роль помощника в добывании средств к жизни. Вступив в незаконную связь со своей сестрой Деметрой (четвертый брак по общему счету), богиней плодоносной земли и урожая, Зевс начинает отвечать за прокормление людей, за их жизненную устойчивость, за их физическое благополучие (там же 912-914). А если принять во внимание, что его дочь от Деметры, Персефона, стала женой Аида и владычицей царства мертвых, то Зевс как бы вновь, уже в своем потомстве, возвращается к функциям древнего божества Зевса Подземного, или Хтония, а не только Зевса Небесного.

Мнемосина и рождение Муз

МНЕМОСИНА И РОЖДЕНИЕ МУЗ . Еще более значителен любовный союз Зевса с титанидой Мнемосиной (греч. mnemosyne - память), хотя и он не освящен законом (пятый по общему счету брак). Этот брак совершенно необходим для укрепления Зевса в мире культурных классических ценностей (там же 915-917; 56-62).


Ведь без памяти и вне памяти немыслимо поступательное движение, невозможно любое развитие. Зевс объединяется с Памятью (как он раньше объединился с Мыслью) и порождает девять сестер, которые именуются Музами.

Эти Музы, рожденные в Пиерии, носят имя Олимпийских. Их имена - Каллиопа, Клио, Мельпомена, Евтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания - указывают на связь Муз с пением, танцами, музыкой и вообще с утонченным наслаждением духа. Урания (Небесная) и Клио (Дарующая славу) наделяют человека способностями изучать небо и землю, ход небесных светил и земных дел.


Дальнейшая, уже не мифологическая, а реальная история античной культуры имела все основания считать Уранию покровительницей астрономических занятий, а Клио - исторических разысканий. Эрато стала Музой лирической поэзии, Евтерпа - музыки, сопровождающей лирическую песню, Каллиопа - эпической поэзии, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнических песен, Терпсихора - танца и Талия - комедийного искусства.


Эти девять Олимпийских муз, видимо, имеют истоки в трех музах архаической мифологии, где они выражали первые начатки мудрости земли. Архаических муз почитали не певцы и поэты, а великаны Алоады (Паве. IX 29, 1-2), которые некогда принесли на горе Геликон жертвы и дали им характерные имена - Мелета (Опытность), Мнема (Память), Аойда (Песнь). Получается, что некогда существовали так называемые старшие музы, дочери Урана и Геи, а те, которые от Зевса, - музы младшие. Так, доолимпийская мифология уже имела ряд предпосылок для формирования не чисто физических, а каких-то новых, высших потребностей и способностей человека, который должен был сознательно ориентироваться в жизни, закрепляя свои знания в памяти, и ощущать некую усладу души.


Видимо, все-таки хтоническое прошлое Олимпийских муз давало себя знать и в классической мифологии, потому что они имели иной раз потомство явно оргиастического и стихийного типа, например корибантов и сирен наряду с такими певцами героического времени, как Орфей и Лин.

Прислушаемся к тому, что повествует об Олимпийских музах Гесиод, поэт и земледелец из селения Аскра, расположенного у подножия Геликона.


В "Теогонии" - поэме о рождении и поколениях богов, одном из главных источников мифологии, - Гесиод рассказывает, не смущаясь невероятностью событий, о своей встрече с Музами на геликонских вершинах. Оказывается, девять олимпийских сестер имеют обыкновение водить там хороводы, обходя жертвенник Зевса и источник "фиалково-темной" воды. Они омывают свои тела в течениях Пермеса или в роднике Иппокрены (его выбил копытом из скалы крылатый конь Пегас), а затем предаются пляскам. Когда же наступает ночь, то, одевшись непроглядным туманом, Музы спускаются со священной горы и приходят вниз, ближе к людям. Они распевают чудесные песни, прославляя великих Олимпийцев - Зевса и Геру, Афину и Аполлона с Артемидой, Посейдона и Афродиту с Фемидой, Гебу, Диону и ее дочь Лето, - древних титанов Иапета и Кроноса, Зарю и Ночь, Солнце и Луну, мать-Землю и воды Океана.


Именно эти Олимпийские музы повстречались с Гесиодом, когда он пас у подножия Геликона овец, поведали ему о том, как они умелы на хитрые выдумки, о том, как можно превращать лживые рассказы в чистейшую правду.

Собственно говоря, Музы открыли Гесиоду тайну поэтического вымысла - того, что мы сейчас называем фантазией. А вслед за этим они вручили Гесиоду вырезанный ими посох из зеленого лавра, дерева любимых Аполлоном певцов и поэтов. Вручая свой дар, Музы вдохнули в пастуха Гесиода дар божественных песен. Сам о том не подозревая, Гесиод привел замечательный пример фетишистского понимания поэтического вдохновения. Оказывается, оно, как живое существо, обитает в лавре, а значит, и в лавровом посохе, вместе с которым оно чисто физически переходит во владение Гесиода.


Так, Музы обучили Гесиода песням и создали поэта, а он в свою очередь прославил в "Теогонии" дочерей Зевса (1-116).

Их уста изливают сладкие звуки, на которые в ответ звучат не менее сладостные песни обитателей Олимпа. Музы воспевают божественный мир во всей его целостности, от Земли и Неба до Зевса и его потомков. Как и подобает божествам классической мифологии, они не только наделяют людей даром приятного слова, но воспевают установленные Зевсом законы, добрые нравы, царящие на Олимпе, внушают разумные мысли, утоляют печаль, прекращают ссоры.


Таким образом, Музы закрепляют в памяти людей и в поэтическом слове все благие начинания Зевса Олимпийского, поддерживая, как и Хариты, Оры и Мойры, гармоническое устроение мира, послушное Зевсовым законам и вполне сознательно осмысленное.

Лето рождает Зевсу Аполлона и Артемиду

ЛЕТО РОЖДАЕТ ЗЕВСУ АПОЛЛОНА И АРТЕМИДУ . Эти общекультурные функции Зевса еще более укрепляются на Олимпе с рождением Аполлона (Гес. Теог. 918-920).

Бедная Лето, гонимая Герой, запре-тившей твердой земле дать приют будущей матери, с трудом нашла место, когда пришло время рожать. Она странствует по городам, горам и островам Греции - была в Афинах, Милете, на Эвбее, в Самофракии, в горах Пелиона, Иды, на островах Имброс, Лемнос, Лесбос, Книд, Наксос, Парос, Скирос, Эгина. И наконец каменистый Делос (он именовался тогда Ортигией и был плавучим, то есть не являлся твердой сушей) дает ей приют в ответ на мольбу Лето и ее клятву, что остров станет священным пристанищем Аполлона и будет почитаться в веках прославленным великолепным храмом.


Лето мучается девять дней. Ей помогают при родах мать Зевса - Рея, его бывшая супруга - Фемида, мать Афродиты - Диона, супруга Посейдона - Амфитрита. Только злобная Гера задерживает Илифию, свою дочь, богиню родов. Однако богини находят выход. Они подкупают Илифию богатыми дарами. Тогда Лето, обхватив пальму руками, рождает Аполлона прямо в мягкий луговой ковер (по Аполлодору I 4, 1, Лето сначала родила Артемиду, а с ее помощью - Аполлона). И тотчас же улыбается земля, а богини, омыв младенца, повивают его тонкой белой тканью, завязывают ее золотым ремнем. Фемида впускает в губы ребенка нектар и амбросию.

Распускается золотой ремень, спадают пеленки, и вот уже Аполлон требует лук, лиру и заявляет о своих будущих прорицаниях.

Получив желаемое, "далекоразящий" Феб зашагал по земле, "богини остолбенели", а "Делос весь засиял, словно золотом", будто бы весь зацвел лесными цветами. И мать Лето веселилась сердцем, радуясь, что родила столь мощного сына (Гом. гимн. I 25-139; Каллим. IV 55-274).


Итак, Лето, как незаконная супруга Зевса, испытала на себе гнев Геры, но зато она же оказалась счастливой матерью близнецов Аполлона и Артемиды. И если образ Артемиды, девы-охотницы, коренится в давних пластах мифологии как образ повелительницы лесов и зверей, то Аполлон являет собою пример божества, у которого его классическая сущность всячески пыталась подавить свое собственное архаическое прошлое.

Мощная фигура светлого солнечного бога, стреловержца, карающего чудовищ, Мусагета (Водителя Муз), вдохновенного певца, мудрого прорицателя и врачевателя, покровителя пастухов, строителя городов и основателя законодательств, никак не могла окончательно вытеснить оборотня-волка, истребителя пастушьих стад, фитоморфного демона, мрачного убийцу людей, насылателя смертельных болезней, разрушителя городов.


Однако чем больше укрепляется на Олимпе Зевс, тем большую силу набирает Аполлон, постепенно становясь каким-то универсальным классическим богом, тождественным с миром света, наконец, самим светом, сияющим, и даже - Водителем Мойр (Мойрагетом), скрепляющим всю мировую гармонию. В конце концов этот универсализм Аполлона доходит до такой степени, что поздние мифографы на склоне античности отождествят его с Зевсом. Но если не вдаваться в крайности поздней мифографии, настроенной философско-символически, то Аполлон классического периода действительно является наряду с Афиной одним из главных столпов Олимпа и вообще героического принципа бытия. Правда, в отличие от Афины, неизменно верной своему отцу, в Аполлоне заметны тенденции к соперничеству с Зевсом и самоутверждению вопреки отцовской воле.

Афродита - дочь Дионы

АФРОДИТА - ДОЧЬ ДИОНЫ . По традиционной классической версии Гомера (Ил. V 370), Афродита - дочь Зевса и богини Дионы, мирно уживающейся с Герой на Олимпе. По древней версии, она родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, попавшей в море. Однако классическая мифология, чуждая грубого хтонизма, преображает эту мрачную картину и живописует рождение богини любви и красоты исполненным великолепия и пышности, вне которых не мыслятся олимпийские боги.


Гонимая дуновением Зефира по волнам, к острову Кипру в воздушной пене приплыла Афродита. Дочери Зевса, Оры, радостно встречают богиню, облекая ее нетленной одеждой, увенчивают голову золотым венцом, в уши вдевают золотые серьги, шею обвивают золотым ожерельем. В сопровождении прелестных Ор - Евномии, Дики, Эйрены - пришелица в мир, названная Кипридой, шествует к богам-олимпийцам. Те в знак приветствия пожимают ей правую руку и, дивясь фиалковенчанной Афродите, зажигаются страстью ввести ее супругой в собственный дом (Гом. гимн. VI). Красоте и власти Афродиты подвластны боги (все, кроме Афины, Артемиды, Гестии), герои и даже дикие звери - серые волки, медведи, огненноокие львы, барсы, - при виде богини кротко виляющие хвостами (там же IV 2-72).


Так таинственное существо, зародившееся в кровавой пене оскопленного Урана, попавшей в море (а от капель этой же крови в земле родились Эринии и гиганты), превращается в златовенчанную, улыбчивую, нежную Афродиту с изогнутыми ресницами, знаменуя этим как бы второе рождение Зевсова Олимпа и утверждение на нем красоты.

Гермес - сын Майи

ГЕРМЕС - СЫН МАЙИ . С удивительными событиями на Олимпе связано также рождение Гермеса (там же III). Если это древнее, догреческое, возможно, молоазиатское по происхождению божество некогда было фетишем, грудой камней, каменным столбом (герма), которыми отмечались места погребения, границы владения, ворота дома, охранительные знаки на дорогах, то олимпийская мифология знает другого Гермеса. Это сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, внучки титана Иапета. Он родился в Аркадии. Матерью его была обитавшая в тенистой пещере горная нимфа - ореада, которую Зевс посещал по ночам, когда мирно спала "белолокотная" Гера.


Гермес-младенец возрос столь же быстро, как и другие божественные дети Зевса. Он родился рано поутру, в полдень уже играл на кифаре, а вечером выкрал у Аполлона коров.


Кифару он умудрился смастерить из панциря найденной им черепахи. Он попросту выпотрошил ножом черепаху, затем нарезал тростниковые стебли, укрепил их на панцире, обтянул воловьей шкурой, сделал перекладину, приладил из овечьих кишок семь струн и тотчас же попробовал плектром струны, подпевая своей игре.


Первое, что сделал Гермес, - это воспел собственное рождение, прославив Зевса и Майю, а также дом своей матери и счастливую жизнь в нем. Вечером ему страшно захотелось мяса, и он украл стадо Аполлоновых коров, уведя их хитростью (он вел их задом, а сам шел босиком, тоже пятясь задом, выбросив сандалии в море).


Обильно вкусив жареного мяса от зарезанных двух коров, он, вернувшись домой, пробравшись сквозь замочную скважину, улегся в колыбель, прижимая к себе лиру и беседуя с матерью о своих будущих ловких проделках, мечтая взломать стену дельфийского храма и наворовать там золота.


Однако Гермесу приходится расстаться с лирой, которую он дарит Аполлону в обмен на стадо, тем более что гневный бог грозит забросить юркого Гермеса в туманный Тартар, откуда его не выведут ни отец, ни мать. Примиренные Зевсом на Олимпе, сводные братья возлюбили друг друга. Гермес вручил Аполлону в придачу сделанную им свирель, но зато получил в дар от Аполлона золотой жезл и искусство гадания (Аполлод. III 10, 2), скрепив дары клятвой водами Стикса.


Так от древнего фетишистского демона и примитивного обманщика Гермес только за одни сутки после своего появления на свет достигает положения помощника на путях живых и мертвых (благодаря золотому жезлу), а значит, покровителя героев (лира вручается Аполлону для строителей Фив, Персею он вручает меч для убийства Медузы, Одиссею - волшебную траву, спасающую от колдовства и т. д.) и, следовательно, посредника между богами и людьми, что было крайне необходимо для классического Олимпа.


Пан - внук или сын Зевса

ПАН - ВНУК ИЛИ СЫН ЗЕВСА . Веселое смятение на Олимпе было вызвано рождением внука Зевса, сына Гермеса и древесной нимфы, дочери Дриопа (Дубовидного), Пана (Гом. гимн. XIX). Это божество с рудиментами хтонизма и миксантропизма (шерсть, козьи рожки, копытца) в классической мифологии не только пугает своими проделками встречных, но благосклонно к людям, охраняя стада и увеличивая приплод.


Страшного, бородатого младенца, заросшего шерстью, в ужасе отбросила мать, но Гермес, взяв его на руки и закутав шкурой горного зайца, принес на Олимп. Боги весело смеялись, глядя на такое милое чудище, назвали его, "всех" порадовавшего, Паном (греч. pan - все) и приняли в свою семью. Положение Пана в Олимпийском кругу богов оказалось настолько прочным, что по некоторым версиям он является даже сыном Зевса и аркадской нимфы Каллисто или Зевса и богини Гибрис - Дерзости, наставником Аполлона в прорицаниях (Аполлод. I 4, 1).


Рождение Диониса, сына Зевса и смертной женщины Семелы

РОЖДЕНИЕ ДИОНИСА, СЫНА ЗЕВСА И СМЕРТНОЙ ЖЕНЩИНЫ СЕМЕЛЫ . Другое божество, Дионис - воплощение плодоносных сил земли - тоже хтонического происхождения, мощное иррациональной стихийностью и оргиазмом, оказывается в классической мифологии сыном Зевса, являющимся в разных ипостасях.


То это древнейший Дионис Загрей (Великий охотник), связанный с критской мифологией, сын Зевса-Змея и Персефоны, то это не менее древний Дионис Иакх, сын Зевса и Деметры, связанный с элевсинской мифологией земли. Но на олимпийской ступени Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери фиванского царя Кадма.


Рождение его тоже необычно, как и всех детей Крониона, не имеющих отношения к Гере. Однако коварство Геры сказалось и здесь: она сделала Зевса невольным убийцей Семелы. Гера, приняв вид старой няньки, внушила Семеле мысль потребовать от Зевса его появления перед возлюбленной во всей своей божественной мощи. Связанный клятвой, Зевс явился перед ожидавшей рождения ребенка Семелой в громах и молниях.


Когда же громы и молнии испепелили Семелу и сожгли ее терем, Дионис, рожденный до срока (ему было всего шесть месяцев), был выхвачен Зевсом из пламени (Аполлон тоже выхватил из пламени костра своего сына Асклепия), зашит им в бедро, доношен до необходимого срока и рожден уже самим отцом вторично (Гес. Теог. 940-942; Еврип. Вакх. 1-9, 88-98, 266-297), подобно тому, как была рождена Афина.


Зевс отдал сына через посредничество Гермеса на воспитание нимфам в дальние горы Нисы, и малыш рос в душистой пещере, увенчанный хмелем и лавром (Гом. гимн. XXVI).


Однако Диониса, избежавшего гибели чудесным путем, преследовал гнев Геры, которая навела на него безумие, заставив его странствовать по Востоку вплоть до Индии. Это буйный бог, наводящий, в свою очередь, безумие на врагов, противников его культа (на своего родича фиванского царя Пенфея, на фракийского царя Ликурга), мчащийся в экстазе, окруженный вакханками и вакхантами, оборотень, вечно меняющий свой лик, изменчивый, как сама природа. То плющ и виноградная лоза, то бык и козел, лев и пантера, он сокрушает оковы и стены, освобождает человека от привычной и скучно-размеренной жизни (недаром он Лиэй - Освободитель).


Вобрав в себя оргиазм природы, Дионис дает возможность человеку, ограниченному установлениями, традициями, законами, выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к беспредельной божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз, ощутить собственную мощь. Но Дионис, как олимпийское божество, не препятствует возвращению своих адептов к мирной и деятельной жизни, демонстрируя единство разрушения и созидания, гармонии, безграничности и предела, свободное приобщение человека к тому и к другому. Дионис, который в своей древнейшей ипостаси был растерзан титанами и возрожден Афиной, этот полубог классических мифов, в конце концов достигает высот Олимпа и бессмертия в награду за все свои страдания и даже претендует войти в число двенадцати великих Олимпийских богов.


Рожденный вне Олимпа, Дионис особенно характерен именно для олимпийской мифологии, поскольку в его образе, уходящем в глубины хтонизма, наличествуют замечательные тенденции всемерно растущего героизма, которому благодаря неимоверным испытаниям, страданиям и подвигам станет открыто соперничество с богами, пусть не всегда удачное, пусть даже караемое бессмертными, но все-таки дерзко утверждаемое смертными людьми.


В дальнейшем мы станем свидетелями того, как дети Зевса, столь удивительным образом пришедшие на свет, станут помощниками и заступниками героев, тоже родившихся необычным путем от брака богов и смертных и мечтающих о чуде бессмертного бытия.


Итак, появление на свет детей Зевса - это не бессмысленное преизбыточное плодородие старого хтонизма с его чудовищами, дышащими убийством.


Наследники Зевса рождены для великих целей, они приходят в жизнь, исполняя возвышенные замыслы отца, утверждая новые разумные отношения, борясь со всякой иррациональностью и очищая землю от разрушительных сил, некогда порожденных Геей и ее потомками.

И людей.

Ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч.

Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл.

Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.

Зевс распределяет добро и зло на земле, он вложил в людей стыд и совесть.

Зевс – грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой.

Зевс возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний.

Весь общественный порядок был построен Зевсом, он охраняет семью и дом, защитник обиженных и покровитель молящихся, покровитель городской жизни, он подарил людям законы, установил власть царей, следит за соблюдением традиций и обычаев.

Ему повинуются другие боги.

Переменчивый, как небо, над которым властвует, он показывает непрестанно Свой иной лик.

Он окутывает землю горностаями снегов, он посылает дождь.

В буре и грозе проявляется могущество властелина, который ураганом поднимает свинцовые волны моря, громоздит черные клубящиеся тучи, взметает песок земных дорог и, открывая исходы небесных вод, на вершинах гор зажигает долгогривые огни.

На дне дымящих вулканов днем и ночью циклопы куют молнии для Зевса.

Это воистину могущественный бог. Если бы прикрепить золотой канат к вершине небес, и все боги и богини потянули за него, они не смогли бы Зевса совлечь на землю. Но если бы Зевс схватил канат, то он поднял бы вверх всех богов вместе с землей и морем и привязал к скалам Олимпа . Во всяком случае, так похвалялся он сам.

Поскольку Кронос когда-то сверг своего отца Урана , он боялся, что также поступит кто-то из его детей, поэтому всех родившихся младенцев он проглатывал. Рея-мать очень от этого страдала. Когда родился шестой ребенок, она вместо него завернула в пеленки камень и подала мужу. Ничего не подозревавший Кронос проглотил камень, думая, что это его очередной ребенок.
Рея с ребёнком сошла на землю. Она хотела обмыть сына, но нигде не нашла источника. Богиня-мать помолилась Гее и ударила жезлом в скалу. Светлая струя воды брызнула из твёрдого камня. Рея, выкупав ребёнка, назвала его Зевсом. Она отправилась на Крит , и положила золотую колыбель сына в Идайском гроте. Блестящие побеги плюща вились по его стенам, а вход заслонен был густым лесом. Вскармливаемый молоком козы Амалфеи , Зевс рос под присмотром горных нимф . Козу мальчик очень любил. Когда она сломала рог, Зевс взял рог в свои божественные руки и его благословил. Так появился рог изобилия , который всякому, у кого оказывался в руках, давал всё, что тот пожелает.
Золотую колыбель нового бога вся природа окружила любовью. С берегов океана голуби приносили ему амброзию; пчелы собирали для него сладчайший мёд, каждый вечер прилетал орел, неся в когтях кубок с нектаром. Чтобы не достиг ушей чуткого Кроноса плач младенца Зевса, возле его колыбели жрецы Реи исполняли военные танцы под звуки бубнов и пищалок.

Борьба за власть

Наконец, Зевс вырос. Чтобы жить дальше, ему предстояла борьба с отцом. Прежде всего, нужно было вернуть проглоченных братьев и сестер. Он подговорил мать дать Кроносу рвотное средство. В страшных муках титан изрыгнул всех своих проглоченных детей – Аида , Посейдона, Геру, Гестию и Деметру . Из шкуры умершей в это время козы Амалтеи он сделал для себя несокрушимую защиту – щит, который назывался эгида. Эгиду не могло пробить никакое оружие, и с ней Зевс никогда не расставался. Так появилось крылатое выражение из мифов Древней Греции : быть «под эгидой », значит находиться под защитой кого-либо или чего-либо.
На стороне Кроноса выступили большинство титанов. Рядом с Зевсом стояли его братья и сёстры. Война длилась десять лет и получила название «титаномахия ». Зевс одержал в ней победу только с помощью сторуких великанов – гекантохейров и одноглазых циклопов .
Затем Зевсу предстояла ещё война – уже с гигантами – сынами Геи -Земли. Это тоже была страшная битва. А исход её решил смертный герой – сын Зевса Геракл . Именно он победил последнего из оставшихся гигантов – Алкионея.

Этого гиганта не брало ничто. Будучи сыном Геи, то есть порождением земли, он мгновенно залечивал любые раны, как только земли касался. Прикосновения к земле давали ему новые и новые силы. Чтобы победить Алкионея, Геракл оторвал его от земли, унёс за пределы его страны и там убил.
Чтобы отомстить молодым богам за своих детей, погубленных гигантов, богиня Гея произвела на свет самое страшное чудовище, которое когда-либо видело солнце. Звали его Тифоном .
Когда боги увидели это чудовище у небесных врат, их охватила паника. Они бежали в Египет , где превратились в , чтобы Тифон не смог их узнать. Один Зевс вступил в борьбу с Тифоном и победил его.

Битва Зевса с Тифоном

Стоглавое чудовище - Тифона,

Рожденного землей. На всех богов

Восстал он: шип и свист из челюстей

Грозил престолу Зевса, а из глаз

Сверкал огонь неистовой Горгоны,

Но Зевса неусыпная стрела -

Пылающая молния сразила

Его за эту похвальбу. До сердца

Он был испепелен, и гром убил

Всю силу в нем. Теперь бессильным телом

Он под корнями Этны распростерт,

Недалеко от синего пролива,

И давят горы грудь ему; на них

Сидит Гефест, куя свое железо,

Но вырвется из черной глубины

Потоком пожирающее пламя

И истребит широкие поля

Сицилии прекрасноплодной...

Жены Зеаса

Первой супругой Зевса стала океанида Метида . Именно она в свое время помогла Зевсу возвратить на свет проглоченных Кроносом детей. Богиня Гея предсказала, что Метида родит ему дочь Афину, а вслед за этим сына, который лишит отца власти. Поэтому Зевс, следуя уговорам Геи и Урана проглотил Метиду.

Следствием подобного прступка явилось чудесное рождение дочери Зевса – Афины. Афина появилась непосредственно из «священной» головы «многомудрого» Зевса.

Наконец, Зевс вступает в третий законный брак со своей родной сестрой Герой , богиней, охраняющей устои моногамной патриархальной семьи, зорко следящей за верностью мужчины и правильностью взаимоотношений родителей и детей.

Возлюбленные и дети Зевса

Зевс часто изменяет своей супруге Гере . Он пылко влюбляется и в богинь , и в земных красавиц. Длинный список возлюбленных Зевса приводит поэт Гесиод. Прекрасных возлюбленных и прославленных потомков у Зевса значительно больше, чем у любого из греческих богов . И этому не стоит удивляться. Каждый род, каждый город старался максимально приблизить свое происхождение к высшему Богу. Зевс большой придумщик и проказник в любовных похождениях. Так Леду он соблазнил, обратившись лебедем, Данаю – золотым дождем, Геру – кукушкой, Европу – белоснежным быком, Персефону – змеем, Антиопу – сатиром. Для красавицы Ио он превратился в туманное облако.

Начнем рассказ о возлюбленных Зевса с этого забавного стихотворения, автора которого я, к сожалению, не нашла.

У Зевса жен, быть может, сто.

Ревнива Гера, как никто.

Всех прочих ненавидя жен,

Бушует в ярости. Сражен

Той страстью дикой бог-супруг:

Зевс всемогущ, но если вдруг,

Ревнуя, Гера все крушит,

И всемогущий задрожит.

Но как природу превозмочь.

Коль сила есть? Что день что ночь -

А жены Зевса вводят в грех.

А силы у него - на всех...