В поясе завязан крест что значит. Славянские обереги — магическая защита мужчин. Мужские браслеты и их предназначение

Подпоясанного человека «бес боится»

Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920гг насилии в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Завязывался пояс узлом спереди или с боку чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от1,5 до 4м., отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение обще принятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».

Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.
Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупку скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.».

В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девич пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочку.


Скачать книгу "Ткачество поясов на нитку (сволочке)"

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

С давних времен ношение пояса связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».

Часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употребляется в качестве оберега.

Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.

Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом.

Так при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс.

Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.


Слуцкий пояс

Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое.

Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе.

В первые дни после веселья молодая идя по воду, укладывала поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывала поясок на веник.

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки.

Первую борозду вели коня за пояс. При покупку скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому».

В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами.

В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девичий пояс».

Если мужским поясом опоясать свою супругу во время беременности, то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спелиновывали младенца.

Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.


Знаниями о том, как плести пояса славянские, делится с «Северной сказкой» Елена Счастливая. Славянские пояса да очелья работы этой мастерицы найдете у нас в лавке. Опыту её доверяем. А, прежде чем вести речь о том, как плести пояса славянские, надобно обсудить, зачем носить обережный пояс. С того беседу и начнем.


Славянский костюм немыслим без обережного пояса

Зачем носить пояс, традиционный славянский оберег?

В народной среде прежде было распространено мнение о том, что выходить из дому без славянского пояса с обережным узором – к недоброму. И неспроста. Что мы знаем о традиции нанесения орнаментов? У всех славянских народов традиционная обережная вышивка всегда покрывала одни и те же части одежды: низ рукавов, подолы и горловину – крайние места в костюме. Считалось, что именно через эти «входы» к человеку может пристать все недоброе, и именно эти места укрепляли обережными символами для защиты. За ними сберегающую роль брала на себя сама ткань, служащая базовым оберегом всего тела.

Но если все прочие кольца из орнаментов защищали от недоброго отдельные части тела: руки, ноги, грудь – то узорный обережный пояс охватывал все тело целиком, сохраняя его за непроницаемым защитным коконом. Такие славянские пояса надевались под каждый отдельный элемент одежды, которых в разное время у женщин могло насчитываться и больше пяти. Наиболее ярким, украшенным славянским поясом, конечно, был самый верхний. Нижний же, нательный, часто представлял из себя лишь тонкую нить или веревку.

Издревле к нам пришло и слово «распоясаться», обозначающее поведение человека, противоречащее общественным нормам, созданным, как и большинство традиций, ради общей безопасности. Зачем носить пояс сызмальства знали славяне! Для защиты от зла, сохранения своей целостности, а ещё обережный славянский пояс помогает собраться внутренне, потому к работе без пояса тоже не приступали, даже находясь в одиночестве.

Ещё один важный вопрос: как плести пояса славянские?

Технику, как плести пояса славянские, описать на словах трудно, тут помогут видеозаписи или уроки у славянской мастерицы. Мы же в «Северной сказке» помочь вот чем можем.



Как плести пояса славянские

У нас найдете беседы об орнаменте в славянской вышивке и ткачестве. В славянском поясе выбор узора – первое дело. Пусть опыт наших мастериц поможет вам сознать свой обережный славянский пояс. А в лавке «Северной сказки» найдете инструменты для ткачествa славянского пояса.

На протяжении многих лет пояс был значимой деталью одежды. Столетиями его шитое полотно обхватывало дорогие наряды знати и скрывалось под грубыми плащами смердов, и даже всесильные капризы моды не смогли отправить этот аксессуар на свалку истории. А все потому, что даже самый скромный поясок наделен незримой силой, которой по плечу не только уберечь своего хозяина от бед и напастей, но и изменить весь ход его жизни.

«Распоясанная» история

Появившись на свет еще в глубокой древности, пояс практически сразу занял особую позицию в жизни человека. Практически все народы мира относились к нему как к сильному оберегу, способному защитить от любых происков темных сил.

Видимо, поэтому кушак «сопровождал» человека от рождения до смерти. У славян существовал обычай - дарить новорожденному крохотный поясок, который повязывали на голое тельце крохи и не снимали ни при каких обстоятельствах. Как только малышу исполнялся год, его опоясывали новым кушаком.

Причем мальчики должны были носить его поверх одежды, как взрослые мужчины, а девочки подвязывали им свои нижние рубахи. Когда же человек умирал, на него надевали специальный - «смертный» - пояс, обязательную деталь погребального наряда

Надо сказать, что у наших предков существовали также «родовые» пояса, отвечающие за безопасность всей семьи. Надеть такой пояс мог только глава рода.

Появляться в обществе без данной детали одежды было верхом неприличия как для мужчин, так и для женщин. Ведь пренебрегать его защитой могли лишь люди, занимавшиеся колдовством, которым светлая сила этого аксессуара мешала при изучении темных практик.

Публично сорвать с человека пояс значило нанести ему несмываемое оскорбление, что подтверждено печальными событиями в русской истории. Так, на свадьбе московского князя Василия II Темного его мать Софья Витовтовна в присутствии всех гостей обвинила своего племянника Василия Косого в незаконном присвоении дорогого пояса. Княгиня демонстративно «распоясала» обличенного «вора», и эта ее выходка разожгла долгую междоусобную войну, что десятилетиями заливала кровью воевавшие княжества.

Место в легенде

О значимости пояса нам говорит и тот факт, что он неоднократно «выступает» героем легенд и преданий самых разных народов. Так, одно из древних кельтских сказаний рассказывает о том, как пояс стал «виновником» появления на небесах Британии известных всадников Дикой охоты. Если верить древним строкам, то один знатный тан Эрик Дикий без ума влюбился в прекрасную эльфийку леди Гонду.

Красавица согласилась стать его женой, поставив условие: будущий супруг никогда не должен упоминать о ее эльфийском происхождении. Эрик, конечно же, согласился, но несколько лет брака начисто стерли из его памяти предсвадебное обещание.

И вот как-то тан вернулся с охоты усталый и голодный, но по обычаям того времени муж не должен был садиться за стол, не дождавшись жены. Леди Гонда, как назло, замешкалась, подбирая пояс к новому платью, который и разрушил ее семейное счастье. Мучимый голодом и раздраженный аппетитными запахами, идущими от обеденного стола, Эрик с бранью накинулся на супругу, наконец появившуюся в зале в ослепительном наряде, и в запале обругал не только Гонду, но и ее родственников-эльфов.

И лишь только тан произнес последнее слово, как его жена тут же исчезла. Несчастный Эрик искал любимую много дней, пока не скончался от усталости и истощения. Предание гласит, что неведомые силы сжалились над влюбленными и теперь они возглавляют всадников Дикой охоты, что проносится в ночи Самайна над северными графствами Англии. Причем на наряде леди Гонды красуется тот самый пояс, ставший причиной ссоры между супругами.

Уж замуж невтерпеж

Однако, если верить преданиям других стран, пояса не только не разрушали семьи, а напротив, служили залогом верной и крепкой супружеской любви. Кроме того, аксессуар был важным атрибутом любовной ворожбы у славянских народов.

Так, девушка, гадающая на жениха, чтобы увидеть вещий сон, в ночь полнолуния клала под подушку свой пояс и говорила три раза: «Суженый-ряженый, приди, опояшь меня». Надо сказать, что наши прабабушки считали это гадание одним из самых верных, не допускающих неточностей в предсказании.

Если же девушке очень хотелось замуж, а сваты объезжали ее дом стороной, то она решалась на довольно смелый ритуал. В ночь накануне любого большого церковного праздника девушка шла в лес и там связывала вместе своим поясом два молодых дерева, растущих рядом. Возвращаясь домой, девушка твердо знала, что теперь ее ждет скорое замужество.

Однако существовал и более сильный ритуал, помогавший устраивать личную жизнь самым «безнадежным» невестам. Для того чтобы привлечь любимого, они в ветреный день выходили в полночь на перекресток, там снимали пояс и, взмахнув им три раза, говорили: «Ветер, спеши, ветер, лети - жениха мне приведи!» После чего молодицы могли не беспокоиться о том, что останутся старыми девами.

Для дома, для семьи

Кроме всего прочего, пояс помогал своему владельцу избавиться от всевозможных хворей.

Так, если человек долгое время страдал от тяжелой болезни, ему следовало пойти в лес и обвязать своим поясом осину, передавая, таким образом, ей свои недуги.

Подождав несколько минут, больной снимал заряженный целебной энергией дерева кушак и вновь опоясывался им с уверенностью, что теперь непременно пойдет на поправку.

Долгое время в европейских странах пояс, сплетенный из бересты, считался верным средством от мужского бессилия. Трудно поверить, но даже знатные лорды и доблестные рыцари частенько обзаводились подобным аксессуаром, дабы избежать осечек на свидании с прекрасной дамой.

Жены, отправляя своих мужей на заработки или службу в армию, непременно вручали благоверным сшитый ими пояс. Этот подарок становился лучшим оберегом, он защищал хозяина от всех напастей и помогал ему вернуться домой живым и здоровым.

Под Новый год хозяйки, желавшие приумножить свое имущество, связывали поясами попарно вещи. Надо сказать, что этот обычай актуален и в наши дни. Например, если даме очень хочется новую шубку или дорогое платье, а деньги на них в семейном бюджете «не заложены», то ей следует, перед тем как сесть за праздничный стол, связать поясом вместе парами старые платья или куртки и оставить их так на всю ночь. После этого модница может быть спокойна - в новом году средства на обновки непременно найдутся.

Оберег своими руками

Испокон веку наши предки считали, что самым сильным оберегом является пояс, изготовленный своими руками, а не купленный на ярмарке или в купеческой лавке. Ведь работая над ним, женщина заряжала пояс своей энергетикой добра и любви, которая затем служила дополнительной защитой ее близким.

Настоящий оберег шили из натуральных тканей - льняной или хлопковой -красного и белого цвета. Готовый кушак украшали вышивкой, которой отводилось очень большое значение, ведь именно она «перерабатывала» негатив, направленный недоброжелателями на человека, «превращая» его в положительную энергию.

Потому-то символы, вышитые не только на поясах, но и на любой другой традиционной одежде, «переходили» из века в век, не теряя своей популярности. Так, птицы хранили тепло семейного очага, создавая атмосферу любви и уюта в доме: в частности, уточка «гарантировала» молодоженам многочисленное потомство. Конь «обеспечивал» крепкое здоровье, а узор из переплетения ромбов считался лучшим щитом от сглаза и порчи.

Зачастую пояса изготавливались для какого-либо конкретного случая. Так, человеку, страдавшему от болезни, шили специальный кушак, на внутренней стороне которого вышивались заклинание или молитва о выздоровлении.

В наши дни традиционные пояса не пользуются особым спросом, однако и модные ныне ремни смогут помочь своему владельцу достичь успеха во многих делах. Для этого, отправляясь на важную встречу или свидание, нужно написать красным карандашом на внутренней стороне ремня желаемый результат данного мероприятия, и загаданное непременно исполнится.

Елена ЛЯКИНА

У каждого в гардеробе найдется хоть один пояс или ремень. А многие модницы и модники в своей коллекции нарядов имеют еще и разные поясочки -вышитые, с камушками и стразами, с цепочками, клепками и прочими элементами украшения.
А пояса, к сведению, по большей части не просто необходимый атрибут и украшение, а ещё и оберег. Вот об этой их миссии и поговорим, обо всех значениях, приметах, связанных с ремешками да поясами, как их делали и как носили наши предки.

Пояс на счастье

Мало кто употребляет поговорку «Подвязать поясок на счастье». Всё больше вспоминают о нём не с лучшей стороны: «Подтянуть пояса потуже», намекая о жёсткой экономии.

И ещё одна поговорка есть, со смыслом «Долго ль нищему одеться, только подпоясаться», и не важно, есть ли башмаки и рубаха. И подвязывали его на счастье, а не с мыслью о бедности. Пусть ничего у бедняка нет, главное, чтоб был подвязан пояс – оберег и защитник .

Предки наши считали, что пояс скрепляет жизненное начало на талии, а сам живот и означает «жизнь». Именно поэтому, ремешки да пояса особенно тщательно украшали вышивкой, бусами, а кому позволял достаток, так и камнями драгоценными.

Пояса делали на любовь, на удачу, на счастье, пояса для воинов, чтоб домой вернулись здоровыми и с победой, пояса для путешественников. И у каждого должен быть свой пояс, ремень. Чужим подпоясываться нельзя – это значило взять беды прошлого владельца на себя.

Пояса ещё назывались кушаками , опоясками. Такие одевались только поверх одежды. Но есть и поясочки, которые носились прямо на теле, об этом чуть ниже.

Поясок в подарок

Подарочные пояса обычно делались собственноручно, вкладывая при работе пожелания будущему владельцу подарка. Пояс не дарили плохим людям, а значит этот подарок всегда ценился.

Особое почтение таким подарком высказывали родителям, начальству или любимому человеку.

  • В знак примирения или улучшения отношения с роднёй, пояса плели из нитей сиреневых, серебристых, голубых и фиолетовых оттенков.
  • Для партнёров настоящих или будущих преподносились в подарок пояса из дорогой ткани или кожи, с серебристой или чёрной пряжкой, допускались и синие оттенки.
  • Пояс для возлюбленного должен быть цвета любви и страсти, сочный как вишня, с белыми и алыми переплетениями. Такой пояс в момент вручения необходимо подвязать на талии любимого человека.
  • Можно подарить пояс в фиолетово-белых тонах человеку, который стремится подчинить вас, или кого другого. Считается, что нрав и желание властвовать, немного смягчатся.

Пояс — не простой подарок , а подарок, требующий благодарности взаимен. Завязывание узла на животе подаренным поясом уже обозначало взаимность на энергетическом уровне.
Если такой подарок не приняли, делайте вывод: отношения не заладятся…. Не хотят с вами «связываться».

Будьте внимательны к такому подарку — ведь через него не только любовь и проявление уважения передают, но и программирование на подчинение своей воле, на одинокую жизнь. Поэтому, никогда не принимайте в подарок очень толстые, жёсткие и однотонные пояса из кожи , или из очень плотной ткани.

Приметы, связанные с поясами

За поясом было принято следить внимательно, не допускать протёртостей до дыр, расхождение швов и порчу узора.

Бытовали приметы о порче поясов и ремней, и в зависимости от ситуации, это могло значить:

  • Если пояс рвался прямо на человеке, это говорило о предстоящих проблемах со здоровьем, вплоть до смерти. Чтобы уберечься, этому человеку нужно было оставить мирские дела, податься в паломники, много молиться и помогать нищим, раздавая милостыню.
  • Если на ремне или поясе вдруг резко образовалась дырка, лопнули нити, посыпались украшения или отвалилась пряжка, следовало ждать финансовых потерь.

Чтобы уменьшить силу негативного воздействия вышеперечисленных примет, хозяева ремешков должны были их сжечь, а украшения с ремня глубоко закопать в безлюдном месте.

  • Пояс, который исчез (потерялся, либо его украли или забыли где-то), носить больше нельзя было, если бы вдруг он нашёлся. Каким бы он ни был дорогим и красивым, такая примета указывала на прямое энергетическое воздействие тёмных сил.
  • Сорвать пояс с человека считалось очень сильным оскорблением. В таких случаях нужно суметь вырвать пояс из рук обидчика и постараться хоть раз его шлёпнуть. Затем такой поясочек прятали в тёмное место на сорок дней, после чего освящали в церкви.

Вот такие серьёзные приметы были связаны с ношением ремней и поясов. Поэтому подвязывали их крепко, и следили за ними исправно.

Какой ремень (пояс) купить лучше всего

Ремешки должны быть гибким, мягкими. Безусловно, и цвет имеет значение при выборе.
Как уже писалось выше, не желательно принимать в подарок, а также покупать себе однотонные и жёсткие пояса.

Особенно осторожным нужно быть при выборе белого пояска. Не подозревая ни о чем, выбирая такой атрибут украшения, человек может находиться под воздействием чьей-то воли.
Белый пояс символизирует готовность отказаться от чего-то в своей жизни ради чего-то другого. И не всегда это будет оправдано. Чтобы избежать подобного вмешательства сил извне, в такой пояс следует вшить оранжевую нить, если уж никак не можете отказать себе в такой покупке.

В зависимости от цвета, пояс символизирует здоровье, молодость, победу и пр.
И каждый выбирает тот цвет, который усиливает или способствует развитию необходимых для владельца пояса качеств.

Самый лучший вариант — сделать пояс самому .

  • Чтобы сохранить молодость, плетут тоненький поясок из четырех нежный и тоненьких ниточек зелёного, красного, чёрного и золотого (желтого) цветов. Плести можно любым доступным способом, но чем интереснее будет узор, тем лучше. Носят такую косичку не снимая, прямо на теле.
  • Для восстановления и поддержания здоровья, плетут пояса из белых и зелёных нитей. Их тоже следует носить на теле. Можно сплести браслетики для ног, рук, подвязку для волос.

Как известно, каждый оттенок цвета несет в себе информационную программу, порой очень сильную. Поэтому, не применяйте яркие, кислотные оттенки.

Допускается в любых вариантах, главное, чтобы это имело эстетический вид. Пояса могут храниться все вместе, даже после того, как «отработали» свою программу.

Пояс, ремень работает только на теле человека, и ему (поясу) нужно тоже давать время для отдыха.

Подпоясываясь, произносите , в зависимости от предстоящего события. К примеру, если едете на отдых, пожелайте хорошей дороги, приятных попутчиков… и т.д, всё в подобном ключе.

Пояс знает, чего желает его хозяин, то и выполняет.

Можно верить и не верить в силу народных примет, но и отвергать нельзя…

Все картинки взяты из интернета, доступные к свободному скачиванию. Спасибо авторам