Кто такие мавры в испании. Мавр - это кто такой? Почему Андалус стал пристанищем для евреев

27.08.2014

Древние мавры - это одно из берберских племен, предками которых были ливийцы. А в свою очередь, в берберы попадали не только негры, но и те, кто не мог разговаривать на греческом языке. Жили эти племена на западе от Египта. Подтверждением того, что у берберов были самые тесные связи и взаимоотношения с Египтом, служит тот факт, что берберская династия была правящей в этом государстве.

Берберы много раньше Рима начали вести торговые дела с египтянами. И когда Древняя Греция расцвела, берберы не утратили своей самобытности. Кто их только не пытался завоевать: и финикийцы, и воины Карфагена, Рима и Греции. Добрососедству берберов с Грецией пришел конец в 570 году до нашей эры, когда греки всеми доступными средствами пытались завоевать непокорные племена. Так продолжалось до исчезновения Греции с исторической сцены.

Ей на смену пришел Рим. Но завоевать берберов так никто и не смог. А Рим все наседал и наседал. И ко II веку до нашей эры часть племен берберов оставила свою родину и переселилась на Пиренейский полуостров. Это сегодняшняя Испания и Португалия. Большинство переселившихся берберов имели черный цвет кожи. Тут-то они и получили название мавров. По их инициативе не был развязан ни один военный конфликт с соседями. Они верили своим языческим богам, поклоняясь природе.

После ухода Римской империи со сцены истории, Пиренеи неоднократно переходили из рук в руки: и вандалы, и готы, а потом и арабы праздновали здесь свое величие и силу. В VII веке на историческую сцену пришла новая религия - ислам. Хоть носителями ислама и были арабы, но уже за довольно короткий срок он покорил полмира. Берберы-мавры не стали исключением. И когда ради Аллаха арабы объявили джихад, берберы - жители Северной Африки, пошли вместе со всеми завоевывать Пиренейский полуостров. И полуостров покорился завоевателям.

Пиренеи стали исламским государством, которое возглавил Муса ибн Нусайр. Вся христианская знать стала служить новым хозяевам. Только горы Астурии оказались непокоренными. Исламисты двинулись и туда. Но вот беда: проход в горы не позволял завоевателям проникнуть. Да еще и войско Карла Мартелла встало на защиту своих земель. Островок христианства продолжал свою жизнь в горах. Наварра, Кастилия и Барселона тоже имели христианский статус.

Крестовые походы ухудшили положение мавров на полуострове. С завоеванием Гранады исламистами для мавров наступили совсем плохие времена. Но они не сдались. К их чести следует сказать, что именно мавры были учеными людьми в государстве Пиренейского полуострова. Лучшие учителя, врачи, архитекторы, ремесленники и торговцы - это мавры. Королевская знать сделала все, чтобы эти ученые не сбежали и не оставили страну без науки.

Испания была завоевана арабами (маврами) в VIII веке. Высадившись на Пиренейском полуострове в 711 году мавры под предводительством Тарика ибн Зияда в течение пяти лет завоевывали вестготскую Испанию, превратив ее в зависимый от халифа Дамаска эмират Аль-Андалус. Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры.

В октябре 711 года арабский полководец Мугит, помощник Тарика ибн Зияда, взял Кордову. А в 716 году эмир Абу-ль-Хаттар основал в Кордове одну из своих резиденций. За свою покорность город был сделан столицей провинции Андалусии. В 756 году в Кордове воцарился Абд ар-Рахман ибн Муавия I, он образовал независимый Кордовский эмират. Перед воротами Кордовы эмир построил дворец Русафу, названный по имени знаменитой резиденции Омейядов около Пальмиры в Сирии. В это время многие местные жители стали принимать ислам (таких называли мувалладами). Первое время в Кордове большинство составляли христиане-мосарабы (буквально «обарабившиеся», свое название они получили за то, что переняли многие традиции и частично язык арабов) и власти относились к ним терпимо. Однако уже в конце VIII века власти стали сносить христианские церкви: так, например, в 786 году храм святого Викентия был разрушен, а на его месте была построена Великая мечеть Кордовы. Это вызвало сопротивление со стороны мосарабов, на что власти ответили репрессиями.

В 888 году началось правление эмира Абд Аллаха. Его власть была ограничена только Кордовой, тогда как округа находилась под управлением не признававших Абд Аллаха мятежных родов. До 891 года шла непрерывная война с Омаром ибн Хафсуном, захватившим часть городов эмирата. В самой Кордове тоже было неспокойно — в городе не прекращалась борьба между различными группировками арабов, берберов и мувалладов. С севера на эмират постепенно наступали христиане. Эмиру удалось достичь временного превосходства над своими противниками, но в 912 году он умер, а его сын был убит. Власть, в результате, досталась внучатому племяннику Абд Аллаха — Абд ар-Рахману III. В 913−914 годах он подавил основные силы Омара ибн-Хафсуфа, захватив 70 его замков, а в 928 году взял штурмом центр мятежников — замок Бобастро. 16 января 929 года Абд ар-Рахман III провозгласил себя халифом — верховным главой всех мусульман. Кордовский эмират стал халифатом. В подтверждение этого статуса в Великой мечети Кордовы была выставлена для поклонения рука пророка Мухаммада, которая привлекла множество мусульманских паломников. Местные богословы даже объявили, что посещение мечети делает необязательным паломничество в Мекку и Медину, приравнивая, таким образом, Кордову к этим двум важнейшим святыням ислама.

Статус столицы халифата привлекал в город огромное число торговцев и ремесленников, способствовал процветанию Кордовы. Город достиг гигантских по тем временам размеров, оспаривая у Константинополя звание самого большого города Европы: по арабским источникам в 1000 году в Кордове проживал 1 млн. жителей. Современные историки уменьшают эту цифру до 400−550 тыс. человек. Кордова переживала пик строительства, украшалась площадями, садами, банями, мечетями, базарами, дворцами, среди которых была великолепная загородная резиденция халифа Медина Ас-Сахара (или Мадинат Аль-Захра). Двор халифа сделался мощным культурным центром Европы и исламского мира, привлекая поэтов, писателей, врачей, суфиев и ученых, живших на государственные пенсии. В городе было 27 бесплатных школ для бедняков и университет, в который приезжали учиться не только из мусульманских стран, но и из христианской Европы. При университете была библиотека с общим фондом в 400 тыс. книг. В библиотеке располагалась мастерская, в которой перевели с древнееврейского и греческого на арабский язык труды многих античных ученых и философов. Кордова славилась производством керамики, тончайших изделий из золота, серебра, хрусталя, слоновой кости. Золотых, серебряных и медных денег в Кордове ежегодно чеканилось на сумму до 200 000 динаров.

В начале XI века в Кордовском халифате начался период восстаний и частой смены халифов. В 1010 году в Кордову вторглись берберы, выступавшие в поддержку одного из претендентов на престол, город подвергся разграблению, был уничтожен дворец в Медина Ас-Сахара. В 1031 году Кордовский халифат распался на несколько небольших государств-тайфов. В кордовском тайфе правил визирь последнего халифа Хишама III. В 1069 году эмир Севильи Мухаммад II ал-Мутамид из династии Аббадидов завоевал Кордову и присоединил ее к своему государству.

В 1091 году Кордова подпала под власть Альморавидов (североафриканская исламская династия). Они были призваны поддержать мусульман в борьбе с наступающими с севера христианами, но, в конце концов, решили не ограничиваться помощью, а заодно и прибрать к рукам власть в Андалусии. В 1147 году на смену Альморавидам пришла другая североафриканская династия — Альмохады. За годы правления Альморавидов и Альмохадов Кордова стала исключительно мусульманским городом: христиане и евреи либо бежали на север, в Кастилию и Леон, либо приняли ислам под давлением репрессий.

В начале XIII века силы Альмохадов были подорваны, и они потеряли интерес к своим владениям в Андалусии, которая вскоре вышла из-под их власти. В области воцарились междоусобные войны. Воспользовавшись этим, кастильский король Фердинанд III в 1236 году захватил Кордову, а скорее принял ее почетную капитуляцию.

2 Севилья

В 712 году мавры осадили Севилью, которая тогда носила римское название — Испалис. Город выдержал многомесячную осаду, пока, наконец, архиепископ не пошел на соглашение с захватчиками и не открыл ворота города в 713 году. В период 713−716 гг. город был столицей той части Испании, которая была завоевана арабами, и с этого времени стал известен как Ишбилия. За этот короткий период город был основательно приведен в порядок: были отстроены разрушенные здания, порт, крепостные стены. Когда Андалусия стала независимым Кордовским эмиратом, Ишбилия стала столицей одноименной коры (провинции). Город быстро исламизировался, христиане стали составлять меньшинство и проживали, прежде всего, в бедных пригородах.

Прекращение варварских набегов, постоянных войн и междоусобиц прежнего периода благоприятно сказалось на благосостоянии города, Ишбилия стала вторым по значению портом эмирата. Однако богатства Ишбилии привлекли внимание других варваров — викингов. В 844 году они захватили город и подвергли 7 дневному грабежу, а затем сделали его центром набегов на окрестности. Викинги, в конце концов, были разбиты войсками эмира, и частью перебиты, а частью приняли ислам и слились с местным населением. Однако набеги совершались и позднее: в 859, 966, 971 гг., но уже не столь успешно благодаря строительству укреплений вокруг города и эффективным действиям войск эмирата. Но даже в это время город проявлял свой непокорный нрав. В описанный период Ишбилия была расколота противоборством аристократических группировок, которое порой выливалось в кровавые побоища, как например в 889 году. После победы одна из них попыталась создать независимый эмират в 899−902 и 911−913 годах, а в 974 году произошло неудачное народное восстание. За свою непокорность Ишбилия была лишена крепостных стен.

В начале XI века Кордовский халифат стал распадаться. В ходе воцарившегося безвластия один из знатных горожан Абу ль-Касим сумел прославиться и заручиться поддержкой населения отражением набега на Ишбилию отряда взбунтовавшихся солдат и благодаря этому завладеть властью в городе. Образовалось небольшое независимое государство — тайфа Ишбилия. На фоне других оно оказалось наиболее успешным и сумело подчинить себе многих соседей. Это стало причиной подъема Ишбилии, которое отразилось в оживлении строительства, активной культурной жизни, сосредоточенной вокруг дворца эмира. Однако ослабление центральной власти поставило мусульманские земли под удар христианской Кастилии: после нападения 1062 года, Ишбилия вынуждена была платить дань кастильским королям. Дань ложилась тяжким бременем на плечи горожан, которые отвечали массовыми волнениями, а когда правительство в угоду им переставало платить дань, происходили набеги кастильцев. Ввиду этого эмир аль-Мутамид вынужден был призвать на помощь из Африки фанатичных воинов ислама — мурабитов (они дали название династии Альморавидов).

Альморавиды действительно разгромили христианские силы в битве при Залаке в 1086 году, но затем начали завоевание Андалусии, и в 1091 году Ишбилия была покорена ими. Когда Альморавиды ослабли, на смену им в 1147 году в качестве властителей города пришли Альмохады. Время правления Альмохадов стало периодом настоящего расцвета города, особенно в годы царствования эмира Абу Юсуфа (1184−1199). Самым ярким проявлением этого стало широкое строительство в городе: бани, стадион для скачек, сады, площади, дворцы, минарет для Великой Мечети, мост через Гвадалквивир (он переделан из римского акведука), знаменитый Алькасар. Благодаря удобной гавани, Ишбилия стала также и крупной военной базой, откуда войска могли быстро перебрасывать в любую часть державы. В городе был устроен крупный государственный арсенал. Город процветал и как крупный экономический центр, прежде всего завязанный на торговлю с территорией современного Марокко, но также торговля шла с Генуей и Пизой. Ишбилия выросла до огромных по тем временам размеров — 83 тыс. жителей, с которыми на полуострове поспорить могла лишь Кордова. Однако ни Альморавиды, ни Альмохады не смогли по-настоящему обеспечить безопасность города. Его окрестности подвергались набегам христиан.

После разгрома в 1212 году в битве при Лас-Навас-де-Толоса Альмохады совсем ослабели и прекратили заботиться о своих испанских владениях. В 1247 году Ишбилия была осаждена и, выдержав 16-месячную осаду, сдалась в 1248 году лишь потому, что флот кастильцев смог прервать всякое ее сообщение с внешним миром по реке. Город сильно пострадал в ходе осады и штурма: из всех зданий неповрежденным остался лишь минарет Великой мечети. После завоевания город стал зваться своим привычным именем — Севилья.

3 Толедо

Толедо, столица вестготских королей, была захвачена маврами в 711 году. Город стал именоваться Тулайтулах. После образования независимого Кордовского эмирата, Толедо стал играть важную роль в новом государстве. Не смирившись с завоеваниями арабов, закрепившиеся на севере полуострова христиане повели войну за освобождение своей земли. Поэтому вдоль северных рубежей эмирата мусульманами была образована особая система пограничных владений. Столицей средней их части, аль-Тагро аль-Аусат (в переводе «средняя граница»), был Толедо. Кроме того, он являлся центром отдельной коры (области). Город сохранил значение крупнейшего в области торгово-ремесленного центра, славясь особенно металлообработкой и изготовлением оружия. Толедо также славился как крупный центр образования и науки.

В городе проживали сразу три религиозные общины: мусульмане, чье положение было привилегированным, евреи и христиане, причём и те, и другие были избавлены от религиозного угнетения при условии уплаты особого налога — джизьи. Христиан, по всей видимости, было большинство. Горожане преуспевающего города не раз поднимались на восстания против центральной власти, и нередко при этом религиозные общины были солидарны, несмотря на различия в вере. Так, например, было во время восстания 797 года, которое наместник подавил так: 400 влиятельных горожан, среди которых были богатые мувалады и даже местный архиепископ Элипандо, были приглашены для переговоров на пир, где их обезглавили, а головы сбросили в ров. Это событие получило название «День рва». Однако восстания продолжались в 811, 829 и 932 гг.

В ходе покорения Испании арабы использовали войска берберов, которым в качестве платы за службу дали земли на севере эмирата. Один из знатных берберских родов Бану-Диль-Нун владел землёй в современной провинции Куэнка. В 887 году Муса, один из представителей рода Бану-Диль-Нун, сумел захватить Толедо и до своей смерти в 908 году править здесь как независимый эмир. После распада Кордовского халифата, усилившиеся Бану-Диль-Нун смогли захватить в свои руки власть в обширной области, основав независимое государство со столицей в Толедо (1035−1085). Однако распад халифата усилил натиск христиан, поэтому эмиры Толедо вынуждены были откупаться от набегов кастильцев. Это стало причиной роста налогов, вызвавшего обнищание и недовольство горожан. Среди них распространилось мнение, что проще стать поданными Кастилии, чем одновременно содержать и своего эмира, и кастильского короля.

В 1085 году после осады Толедо сдался Кастилии на почётных условиях: горожане должны платить те же налоги, что и прежнему правителю, взамен король Альфонсо VI обязался уважать их личные права и неприкосновенность имущества, а также право на свободу вероисповедания.

4 Гранада

До завоевания Испании маврами на месте Гранады стоял небольшой город Илиберри (Ильбира). Существует мнение, что в ходе завоевания город был покинут жителями. С установлением на территории Испании Кордовского эмирата столицей провинции Эльвира стала Мадинат Ильбира, находящаяся в 10 км от прежнего Ильбира, ввиду чего практически все жители переселились из старого города в новый.

Когда в начале XI века Кордовский халифат стал слабеть и распадаться, один наёмник из знатных алжирских берберов, Зави бен Зири, в 1013 году захватил власть в Эльвире и создал небольшое независимое государство. Исходя из требований безопасности, он перенёс свою столицу из Мадинат Ильбира дальше в горы Сьерра-Невада, на место прежнего Ильбира. Новый город получил название Мадинат Гарната, что в переводе с арабского означает «холм паломников». Династия Зиридов правила в городе до 1090 года, и за это время был отстроен его исторический центр, район Альказаба Кадима.

В 1090 году Мадинат Гарната подчинилась Альморавидам, а в 1145 году — династии Альмохадов. Военные неудачи Альмохадов привели к тому, что с 1224 года Андалусия фактически вышла из их подчинения, в ней начались междоусобные войны. Наиболее успешным среди эмиров оказался Мухаммад ибн Наср I (1238−1273), который сумел создать державу Насридов, более известную как Гранадский эмират. Со второй половины XIII века и до конца XV века это было единственное мусульманское государство, которое сумело выстоять под натиском христиан. Одной из главных причин этого было горное расположение эмирата, выгодное для обороны. Исходя из того же принципа Мухаммад ибн Наср в 1238 году сделал своей столицей именно горный Мадинат Гарната. Период правления Насридов стал для города временем расцвета и широкого строительства, приобретенные в то время очертания и разделение на кварталы во многом сохранились до сих пор. В то время были построены знаменитый великолепный дворец-крепость Альгамбра и загородная вилла Хенералифе. Мадинат Гарната стал мощнейшим центром мусульманской культуры во всём Западном Средиземноморье. Не малую роль в этом сыграл приток беженцев из разгромленных христианами эмиратов Андалусии. Город стал одним из самых мощных и процветающих центров ремесла и торговли во всей Европе. В Мадинат Гарната проживало около 165 тыс. жителей — по средневековым меркам это был огромный город. В нем проживали разные этнические и конфессиональные группы: арабская знать, берберы-наёмники, еврейские торговцы, муваллады и христиане.

После тяжёлой гражданской войны в Кастилии в 1474—1479 годах, королева Испании Изабелла I решила сплотить страну успешной завоевательной войной. В ходе войны 1482−1492 годов Гранадский эмират был захвачен, а сам Мадинат Гарната сдался 2 января 1492 года на почётных условиях, среди которых были: неприкосновенность имущества и свобода вероисповедания для горожан.

Испания — это страна с богатым историческим прошлым. Долгое пленение арабским народом, подарившее испанцам немало богатств, величественная империя и прекрасный золотой век, с одной стороны, и как противопоставление этому последствия и страдания военного времени, политический строй Франко, нищета. Конечно, всё это оставило свой след в истории и сегодня испанцы ощущают на себе отголоски своего великого прошлого.

Испания до н.э.


Фото: Наскальные рисунки в Альтамире

Примерно пятнадцать тысяч лет назад, в эпоху каменного века началась жизнь на Пиренейском полуострове. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки на севере страны, в Альтамире.

Но на севере Кастилии и Леона, в пещерах гор Атапуэрка были обнаружены окаменевшие человеческие останки и орудия труда. По мнению учёных, найденное относится к периоду около восьмисот тыс. лет назад, когда первые европейские обитатели сделали свою остановку на иберийском полуострове. И напрашивается вывод о том, что Испания стала для неандертальцев, которые держали путь в Африку, последним европейским прибежищем.

Эпоха неолита и начало цивилизации


Фото: Скульптура «Дама из Эльче», создателями которой являются иберы

Период, когда люди научились обрабатывать земли, ознаменовался и новым освоением Испании. За этот период возникали новые культуры, доходившие сначала до своего апогея, а потом угасали, уступая место новым. В этот период люди, населявшие полуостров, в основном занимаются собирательством, рисуют.

На севере полуострова проживают васконы, появление которых не совсем понятно, и по некоторым теориям их принято считать прародителями современных басков с их необычным языком. А к 500 году до н.э. самыми развитыми народами считаются иберы, племена которых населяли южное и восточное побережье. Именно иберы освоили использование металла. С противоположной стороны обосновались кельты. В местечке Месета проживают кельбериты, происхождение которых обязано смешением этих двух культур.

Период неолита характеризуется культурой кардинальной керамики и появлением скотоводства и земледелия. Более поздний неолит можно охарактеризовать началом индивидуальных захоронений с дарами. Это говорит о том, что скорее всего в Испании того времени уже начинает появляться первое социальное неравенство.

Начало завоеваний


Фото: Корабль финикийцев

Примерно тысячу лет до н.э. на юге полуострова высадились торговцы из Тира, это были первые финикийцы, ступившие на территорию Испании. Как оказалось, к тому времени испанская цивилизация достигла достаточно высокого уровня развития и была согласна вести дела с гостями.

Населявшие тогдашнюю Андалусию народы показали финикийцам оливки, ослов, чеканку монет, а в обмен получили полезные ископаемые. На территории появляются колониальные города, именно в это время появился и ныне существующий и претендующий на звание самого старого города Европы — Кадис.

Именно эту эпоху относят к появлению известной тартесской цивилизации, которая вела торговлю металлом с финикийцами. У современной истории мало фактов о существование этого богатого и развитого города или, возможно, даже целого государства.

Восточное побережье Испании колонизируют греки, обосновавшие такие города, как Дения и Эмпурьес. Однако все больше набирающий в то время вес Карфаген, затмевающий собой даже Тир, полностью подчиняет и восток, и юг полуострова. После их нашествия исчезает развитый Тартесс, а греки уходят с испанских земель.

Испания с приходом римлян


Фото: Картина «Вторая Пуническая война»

В 210 г. до н.э. карфагеняне под руководством Ганнибала терпят поражение во время второй Пунической войны. Это открыло путь для римской империи.

Продвигаясь по карте снизу вверх, римляне полностью вытесняют карфагенян с полуострова. Но, чтобы вывести с территорий лузитанцев и кельберитов знаменитой римской империи потребовалось еще две сотни лет. Единственный народ, который так и не склонил голову, были баски.

Римляне поделили Испанию на три провинции, сделав её второй по значимости после самой Италию. Это завоевание имело большое значение для развития полуострова в целом. Появление дорог, театров, акведуков и даже целых сводов законов, положительно сказалось на развитии Испании.

В этот период развивается торговля и земледелие. В свою очередь, Римская империя получает полезные ископаемые и новых солдат, пополняющих ряды легионов, и даже несколько известных императоров – Адриан, Марк Аврелий, Феодосий, Траян.

В это время практически весь полуостров говорит на латыни, даже само слово «Испания» имеет латинское происхождение и обозначает весь Пиренейский полуостров в целом. Вообще испанцы многим обязаны римлянам: появление единой испанской общности, распространение христианства, даже такие крупные города, как Барселона и Кордова имеют римское происхождение.

Вестготы

Со временем и великая Римская империя пришла к своему упадку. И примерно с пятого века н.э. начинается наводнение на испанские территории германских племён. Вандалы, пожалуй, самые отвратительные представители данных племён стремятся разрушить всё то, что дали испанцам римляне. Примерно в 414 вестготы вытеснили вандалов, образовав королевство со столицей Барселоной. Примерно три сотни лет эти племена правили в Испании.

Приход мавров


Фото: Испанцы и мавры

Вестготы держали Испанию в своих руках недостаточно крепко, что привело к возникновению большого интереса у арабов к этим территориям. И в 711 году правитель Танжира, Тарик ибн Сеид высадил свои войска на Гибралтаре, начав продвижение по полуострову.

Всего за десять лет арабы смогли изгнать вестготов, правящих почти триста лет испанскими территориями. С этого периода начинается мавританская эпоха в стране. Благодаря своей толерантности и культурности, арабы превратили Аль-Андалус (именно так назвали мавры испанские земли) в настоящую цивилизацию посреди средневековья.

Даже северные вторжения, лишь на время менявшие границы государства, не могли долго удерживать своих позиций. Центром мавританского государства была Андалусия. Арабы не стремились к полному искоренению языка и религии, населявшего полуостров народа. Восточную экспансию можно разделить на три этапа:

  1. Провозглашение Кордовы независимым от Багдада халифатом, начало процветания испанского общества.
  2. 11 век ознаменовался расколом халифата на несколько эмиратов и приходом с северной Африки альморавидов и альмохадов. Центр из Кордовы перешёл в Севилью.
  3. В 1248 году Севилья захвачена христианами, и центром мавританской Испании почти на три столетия становится Гранада.

Трудно назвать период нахождения мавров на полуострове оккупацией. По-сути, эти почти 7 веков арабского правления положительно сказались на развитии Испанского государства. Искусство, архитектура и литература ислама перемешались с древнегреческими учениями и древнеримскими ценностями, создав свой неповторимый стиль.

Реконкиста: путь освобождения


Фото: Реконкиста — война христиан против мусульман

С 718 года в Испании началась реконкиста – многовековая война христиан против мусульман. Началась она с вестготов, которые объединились под предводительством Пелайо. И лишь спустя семьсот семьдесят два года пала Гранада, и христиане вернули себе полуостров.

В ходе этой длительной войны и появились существующие сегодня районы Каталония, Наварра, Леона, Кастилия и Арагон. Сложность заключалась и в том, что сами регионы Испании воевали между собой примерно так же часто, как и с самими маврами, а для того, чтобы достичь результата, необходимо было объединяться.

К тому же за время столь долго правления мавров на испанских территориях, между мусульманами и христианами заключались браки, они говорили на одном языке и даже придерживались одинаковых взглядов. Наверно и этот момент можно назвать одной из причины столь затянувшегося изгнания мусульман.

В одна тысяча сто сорок третьем году происходит отделение Португалии. Кастилия и Арагон, встав под знамёна Сантьяго, возглавили дальнейшую борьбу, длившуюся до конца тринадцатого века. В это время арабы плотно обосновались лишь в Гранаде. И так происходило следующие 200 лет, когда на время затихла реконкиста.

Но перемены начались после союза Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, объединение этих королевств смогло разрушить последний арабский оплот в Испании. Так закончился период реконкисты.

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

Испанию мавры завоевали всего за три года. И этого почти никто не заметил! Просто через три года в стране, где жили 8 млн. человек, у власти вместо 80 тысяч готов оказались 20 тысяч мавров, которые саму страну вместо Испании стали называть Андалусом. Большинство испано-римлян оставили это «происшествие» без внимания. Сражений было не много. Большую часть полуострова завоевал Тарик ибн Зияд, но летом 712 г. сюда прибыл с войсками и эмир Магриба Муса ибн Нусайр, обеспокоенный тем, как бы его подчиненный один не захватил целую страну. Почти не встречая сопротивления, мавры прошли по всему полуострову. Их сопровождали войска Оппаса и Сисберта, братьев покойного короля Витицы. Гарнизоны городов разбегались, а там, где оставались на месте, горожане, и прежде всего евреи, которым сильно досталось при последних готских королях, встречали мавров как освободителей.

Большой город Кордову в октябре 711 г. брал малый отряд арабов, посланный Тариком. Кордову защищал старый генерал Пелиста, воевавший при Гвадалете. По легенде, за него сражалось всего 400 ветеранов, против — 700 арабов. Предатель-пастух показал арабам, как перелезть через стену: один из воинов залез на нее по пальме и, размотав тюрбан, поднял остальных, как на веревке. Внутри города защитники продержаться не могли — они укрылись в церкви и сидели там, пока арабы не нашли источник, из которого к ним поступала вода. Этот источник начинался в горах, и когда арабы завалили его, защитникам Кордовы не оставалось ничего другого, как сдаться.

Столица Готии — Толедо мог защищаться сколь угодно долго, так как находился на очень выгодном месте, в центре Кастильского нагорья. Но его гарнизон бежал, а жители предпочли не сопротивляться, а молиться в церкви о своем спасении. Дети короля Витицы, восставшие против короля Родериха, заключили с Тариком договор: они отказывались от трона, а взамен получали жизнь и земли в окрестностях Севильи, Кордовы и Толедо. На эти условия согласились три принца (четвертый, наследник отца Агила, погиб в одной из первых стычек с маврами). Когда готы убедились, что мавры не обманули принцев, они бросились сдаваться целыми толпами. Граф Теодемир, тот, что первым столкнулся с маврами, тоже сдался. Область, которой он правил и которую мавры оставили ему, до сих пор называется Тудмир.

Не покорились лишь северные горные области. Туда бежали все те, кто не пожелал подчиниться маврам. К сентябрю 713 г. завоевание полуострова почти закончилось. Муса ибн Нусайр торжественно въехал в бывшую столицу готов Толедо, объявил Испанию собственностью халифа и послал весть в Дамаск: «Здесь небо по своей прозрачности и красоте напоминает небо Сирии, мягкостью климата даже Йемен выше не стоит; богатством цветов и тонкостью ароматов эта страна вызывает в памяти пышную Индию. Она соперничает с Египтом плодородием своей земли, с Китаем - разнообразием и прелестью своих минералов». Халиф с радостью принял во владение новую страну. В Кордову был назначен эмир, и всю страну стали называть Андалусом, а позднее — Кордовским эмиратом.

Мавр — кто это? Представитель жестокого и своевольного народа или тот, кто внёс неоценимый вклад в развитие культур разных стран? Где правда, а что является вымыслом?

Зарождение империи

Маврами называли жителей Мавритании, располагавшейся на севере Африки. Их история неразрывно связана с развитием ислама.

В XII веке в пророком Мухаммедом был основан город Медина. После этого народ, который до этого придерживался кочевого образа жизни, обрёл постоянное место для жизни. Затем они начали своё развитие, завоевывая новые земли, проповедуя ислам на восток и на запад.

Жажда знаний

Мавр — кто для которого важны завоевания? Вопреки общепринятому отношению к маврам, как к необразованным людям, нужно сказать, что это большое заблуждение. Для мусульманина знания имели важное значение. Из-за дневной жары кочевые народы передвигались в ночное время суток. Результатом чего стало появление такой науки, как астрономия. При встрече с представителями иных культур мавры старались получить как можно больше новых знаний. Они придавали особое значение книгам. Их ценность была очень велика и издавалось большое их количество.

Благодаря тому, что крестоносцы создали нелестную славу мусульманам, то многие не знают точно мавр - кто это? Полагая, что это синоним слова «варвар».

На самом деле арабская культура была открыта новым знаниям. После захвата Египта мавры получили доступ к что позволило им серьезно расширить свой кругозор. Многие труды были переведены на арабский язык. Нужно заметить, что арабы и берберы, исповедующие ислам, также назывались маврами.

Же старалась максимально оградиться от новых знаний, что значительно тормозило ее развитие.

Мавры в Европе

Преодолев Гибралтар в 711 году, мавры пришли на За 4 года захватив большую территорию вплоть до Франции. Учитывая тот факт, что Европа тех времён была в глубоком кризисе, многие города были только рады были получить довольно сильного покровителя, который мог защитить от воин и набегов племен. Несмотря на то что ислам был неведом населению Пиренейского полуострова, они довольно легко стали принимать новую религию. Многие города были отстроены практически заново, основным стала Кордова. Мавр - кто это и каков его вклад в развитие Испании? Были привнесены новые технологии: для полива садов использовалась оросительная система, в домах сущестсвовал водопровод и канализация.

Особое значение имела бумага, которую в Европе узнали благодаря арабам. Неудивительно, что в Кордове было 10 библиотек. В Толедо зародились основы современной алгебры и химии, только здесь можно было изучать труды по математике и астрономии.

Крестовые походы, которые своей целью ставили избавить страны Европы от захватчиков - мавров, безжалостно уничтожали их, строения и все технические сооружения. Людей насильно, под страхом смерти и отбора имущества, заставляли принять католицизм. Таким образом, новая, но амбициозная культура вытеснила более развитую, давшую Европе очень многое за XII веков влияния.

Довольно часто можно услышать фразу: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Это цитата из пьесы «Заговор Фиеско в Генуе», написанной И. Ф. Шиллером в конце XVIII века. Фраза является символом беспринципного использования человека в своих целях. Отношение к нему было, как к орудию для достижения цели, которое было больше не нужно, после совершения действия.