План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Ознакомление с окружающим миром "Перелетные птицы" (Подготовительная группа). Конспект НОД «Перелетные птицы» в подготовительной группе ДОУ

«Перелётные птицы»
конспект интегрированного занятия в подготовительной подгруппе

Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

Цели занятия:

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

Учить согласовывать имена существительные с числительными;

Учить согласовывать имена существительные с глаголами;

Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Правила игры : воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.


Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.

Конспект занятия в подготовительной группе. Международный день птиц

Тема: Перелётные птицы.
Цели:
Обобщение имеющихся у детей знаний о перелётных птицах, продолжить знакомить детей с перелётными птицами.
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
Материалы: карточки с названием месяцев года, дидактическая игра «Перелётные и зимующие», 2 обруча, картинки солнышка и снежинки, таблица «Птичий календарь», видео «13 фактов о птицах и их особенностях». 1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель:
- Ребята, кто знает какое сегодня число? (1 апреля). А кто знает какой сегодня праздник? (дети скорее всего не знают). Хорошо, я помогу вам догадаться, а для этого отгадайте загадки.
Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков. (ласточка)
По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …грачи».
Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных - съест, он молодец!
А зовут его…скворец.
- Молодцы! О ком были загадки? И какой сегодня праздник? (ответы детей) Сегодня Международный день птиц.
- А какие это птицы? (перелётные)
Если осенью птицы улетают от нас, значит, когда-то они должны к нам возвращаться! И происходит этот замечательный процесс благословенной весной. Но не той весной, когда всё вокруг вдруг зацветёт и запахнет, и развернётся свежий лист на деревьях, и запорхают чудесные пёстрые бабочки. А ещё задолго до этого – когда и намёка ещё нет ни на какое тепло, когда ещё лежит снег и бежит позёмка, – уже тогда появляются у нас первые перелётные птицы. И птицы эти – самый верный признак весны!
Давайте составим с вами птичий календарь прилёта птиц.
- Хотите? А сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о названиях месяцев года, закреплять умение делить птиц на зимующих и перелётных.
Воспитатель:
- Предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Весна».
Задача: найти весенние месяца. Дети делятся на три команды. У каждой команды карточки с названиями зимних, осенних, летних и одного весеннего месяца. Дети выбирают карточки: март, апрель, май.
- Молодцы, ребята, часть птичьего календаря у нас есть.
Предлагаю вам найти перелётных птиц.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Описание игры.
На столе расположены карточки с изображением птиц: снегирь, скворец, синица, журавль, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей, лебедь, цапля. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
- Справились! А теперь давайте закончим птичий календарь.
Дети раскладывают картинки птиц по месяцам.

3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения;
2) формировать опыт фиксации за¬труднения и понимания его причины под руководством воспитателя.
Некоторые птицы у них вызывают затруднение.
Воспитатель:
- Почему вы разложили не всех птиц? (Потому что не знаем когда они прилетают).
Значит, что мы должны узнать? (Когда прилетают эти птицы).
- А как мы можем это узнать? (спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете и т. д.)

4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:

1) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
2) показать детям птичий календарь;
Воспитатель:
- Посмотрите, что я вам покажу.
Дети раскладывают остальных птиц.
- Какой птицы нет в календаре? (соловья). Соловей прилетает в апреле.
- Молодцы! А теперь отдохнём.
Физкультминутка про птиц.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся).

5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
закрепить знания детей о перелётных птицах и знакомство с новыми интересными фактами о птицах.

Воспитатель:
- вот мы и составили календарь прилёта птиц. А что ещё интересного вы знаете о птицах? (ответы детей). Приглашаю посмотреть видео «13 фактов из жизни птиц».

6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
- Чем мы сегодня занимались? Что запомнилось?
- Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
- Вы сегодня молодцы. А теперь ребята мы с вами послушаем, а позже выучим стих о наших пернатых друзьях
Берегите птиц. (Виктор Корболеев)
Я начал птичку рисовать
С душой, ни как попало
Ведь птичек нужно охранять,
Их так на свете мало

Внизу хочу я написать:
По птицам не стреляйте
Не надо птичек убивать
И гнёзд не разоряйте!

Они не только ведь поют
И просто так летают,
Они ведь гусениц клюют
И мух уничтожают

Они для нас поют весной
Поможем им, ребятки
Чтоб сад сиял наш чистотой
И зеленели грядки!!!

Ирина Бычкова
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа детей с ОНР)

Тема занятия : «Осень . Перелётные птицы »

Цель : расширить имеющиеся у детей знания о перелётных птицах .

Задачи :

Образовательные :

Закреплять представления детей о внешнем виде перелётных птиц ;

Дать представления об особенностях отлёта перелётных птиц .

Развивающие :

Формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;

Корригировать и развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

Формировать художественно-эстетического восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, на основе рассматривания иллюстраций по теме ;

Пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

Воспитательные :

Формировать навыки учебной деятельности;

Формировать бережное отношение к природе.

Оборудование : демонстрационные и силуэтные картинки с изображением перелётных птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия .

III. Артикуляционная гимнастика.

IV. Изучение нового материала.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

VII. Подведение итогов занятия .

I. Организационный момент

Действия педагога Действия детей Примечания

Ребята, а какое время года сейчас за окном?

Посмотрите в окно. Назовите признаки осени ? - Сейчас за окном осень .

- Осенью становится холоднее , часто идет дождь.

II. Сообщение темы занятия

Действия педагога Действия детей Примечания

Сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах . Как вы думаете, почему их так называют?

Правильно, потому что они улетают в тёплые края. А в какое время года это происходит? - Эти птицы улетают в тёплые края.

Это происходит осенью .

III. Артикуляционная гимнастика

Действия педагога Действия детей Примечания

Выполним несколько упражнений : надуть/сдуть щёчки; улыбка/трубочка.

«Часики» : Тик – так, тик – так.

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

«Орешки» : Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

«Качели» : На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И всё выше поднимаюсь,

А потом вниз опускаюсь.

А теперь повторяйте за мной :

ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли,

ОЛ-ОЛ-ОЛ – сильный дождь пошёл,

АЙ-АЙ-АЙ – зонт скорее открывай. Дети выполняют действия по инструкции педагога.

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - «орешки» .

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

IV. Изучение нового материала

Действия педагога Действия детей Примечания

А вы знаете, каким образом птицы летят в тёплые края ?

Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином.

Рассказ педагога.

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите : «насекомоядные» . Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы - гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова - плавать в воде. Повторите : «водоплавающие» . - Птицы летят стаей .

На доске появляются картинки с изображением птиц .

V. Физкультминутка

Действия педагога Действия детей Примечания

Осень-непогодушка ,

Тополь пожелтел.

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

Ветка чуть качается,

Дождик не кончается.

С нами старый скворушка

До весны прощается.

Подняли руки вверх;

наклоны туловища влево-вправо;

руки в стороны;

повороты туловища влево-вправо;

руки вытянули вперед ;

наклоны вперёд-назад;

приседания.

VI. Закрепление изученного материала

Действия педагога Действия детей Примечания

1. Упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений) .

За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…

Последними улетают осенью лебеди , гуси, утки, потому что…

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…

2. Игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) .

Птица - .

Крыло - …

Голова - …

Хвост - …

3. Игра «У кого какое тело?»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост?

Значит, скворец какой?

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?

Это грач, у него острый клюв. Какой грач?

– У него чёрное крыло? Значит, он…

4. Развитие мелкой моторики и внимания. Дорисовывание недостающих частей тела птиц , закрашивание.

Физкультминутка

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо

Умеют держаться,

И очень бесшумно

На место садятся.

5. Развитие навыка связной речи . Загадывание загадок.

Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома –

Длинношеий, длинноклювый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Всех перелетных птиц черней ,

Он чистит пашню от червей.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

На шесте дворец.

Во дворце – певец.

6. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошки» .

7. Игра «Птицы , животные, рыбы, насекомые» .

Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем . Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу , и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.

…наступила осень .

… они питаются насекомыми.

… водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.

… они приносят большую пользу.

…крылышко

…головка

…хвостик

Короткий.

Короткохвостый.

Длиннохвостая.

Остроклювый.

…чернокрылый.

Скворец. Дети повторяют фразу и договаривают ее до конца.

Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель оказывает помощь.

Педагог вывешивает на доске соответствующие картинки.

Каждому ребенку воспитатель предлагает силуэт птицы с недостающей частью тела.

Действия детей согласно стихотворному тексту.

После каждой загадки дети объясняют : Как догадались?

Дети выхлопывают слоговые структуры слов грач, лас-точ-ка, ле-бедь и т. д.

В ходе игры нужно проговаривать названия групп животных , обсуждать, правильно ли получилась группа .

VII. Подведение итогов занятия

Действия педагога Действия детей Примечания

Какие птицы называются перелетными ?

Каких вы знаете перелётных птиц ?

Каким образом птицы улетают в тёплые края?