Крестный ход на пасху или рождество. Севастополь отметит рождество крестным ходом, хороводом и мультиками

Рождество можно назвать одним из самых радостных и светлых церковных праздников. Рождение младенца Христа навсегда изменило и преобразило мир, даже исчисление времени разделило на «до» и «после». За несколько недель до наступления Рождества церковь свидетельствует о приближении праздника в невыразимо прекрасных песнопениях (в русском переводе ниже):

Христос рождается, - славьте! Христос с небес, - встречайте! Христос на земле, - возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился…

Бог мира, Отец милосердия, Ты послал нам Ангела великого совета Твоего, дарующего мир. Посему мы, быв приведены к свету богопознания, в ночи начиная утренние молитвы, славословим Тебя, Человеколюбче…

Вижу необычайное и непостижимое таинство: пещера - небо; Дева - престол херувимский; ясли - вместилище, в котором возлежит невместимый Христос Бог. Его мы, воспевая, величаем.

Очень часто в праздновании Рождества личность Христа и смысл явления в мир Спасителя подменяется второстепенными атрибутами праздника и множеством суеверий, далеких от настоящего христианства. В то время как Рождество Христово должно говорить нам только о Христе, и сам Христос должен быть центром этого праздника.

Многие современники Христа задавали себе вопрос: «Кто же Сей?», не в силах объяснить появление в мире такого человека:

И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Евангелие от Марка 4:41)

Уникальность личности Христа заключается в том, что ни об одном человеке в мире не говорили за множество веков до его рождения, первое упоминание о Нем услышали Адам и Ева в Эдемском саду после своего отпадения от Бога:

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Бытие 3:15)

Такие отцы Церкви как святой Иоанн Златоуст, Иустин Философ, Ириней Лионский относят данное высказывание к жене, которая послужила таинству воплощения Христа, став орудием спасения мира. Через непослушание Богу первой жены, Евы, зло вошло в мир, через исполнение воли Божией Девой Марией родился Христос, победил дьявола и вечную смерть, исцелил поврежденную грехом и непослушанием Богу природу человека. Таким образом, Бог дал надежду первым людям, потерявшим рай.

Многие пророчества Ветхого Завета говорят о Христе, даже указывая место Его рождения:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. (Книга пророка Михея 5:1)

Пророк Михей говорит не об обыкновенном человеке, а об исключительной Личности, происходящей от «дней вечных».

Пророк Исайя предсказывает, Кто будет Матерью Спасителя мира:

Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Книга пророка Исайи 7:14)

Имя Еммануил переводится как «с нами Бог», пророчество говорит о явлении в мир истинного Бога.

Евангелисты, описывая события накануне и в день Рождества Христова, также ссылаются на ветхозаветные пророчества, чтобы доказать, что Христос и есть Тот, кого ожидал Израиль столько веков.

Рождество Христово — история праздника

События, произошедшие накануне Рождества Иисуса Христа и в этот день, описаны в Евангелии от Луки. Мария и Иосиф жили в Назарете, но им пришлось отправиться в Вифлеем, поскольку в то время шла перепись населения. Иосиф, потомок царя Давида, должен был прийти на перепись в город, из которого происходил его род. Таким образом исполнилось пророчество о рождении Христа в Вифлееме.

Из-за большого стечения народа Иосифу и Марии не хватило места в гостинице, и они остановились в пещере, в которой держали скот. Марии пришло время родить, она родила Сына, спеленала Его и положила в ясли для скота.

В тот час пастухам явился Ангел и указал им место рождения Христа:
Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Евангелие от Луки, 2:10-14)

Пастухи поспешили к пещере и поклонились новорожденному Спасителю, рассказав о явлении Ангела и о том, что Ангел говорил им. Мария же сохранила эти слова в своем сердце.

Евангелист Матфей во второй главе повествует о волхвах, которые, зная пророчества о будущем царе Иудейском, и увидев звезду на востоке, отправились на поиски родившегося Младенца, чтобы поклониться Ему. Царь Ирод, услышав об этой новости, захотел убить конкурента, поэтому просил волхвов выдать его местонахождение.

Звезда с востока указывала путь и остановилась над домом, в котором новорожденный находился с Матерью, волхвы поклонились Христу и принесли свои дары — золото, как царю, ладан как Богу и смирну, как человеку, который умрет за грехи многих. По преданию, волхвов звали Каспар, Бальтазар и Мельхиор, пришли они из Месопотамии.

Дальше события развивались трагично, волхвы по указанию ангела не стали возвращаться к Ироду, тот, желая найти Христа, устроил избиение младенцев в Вифлееме. Марии с Сыном и Иосифу пришлось бежать в Египет и жить там до смерти Ирода.

Не есть до первой звезды, во сколько первая звезда?

В народе сохранился обычай ничего не есть до появления первой звезды в Рождественский Сочельник, в день, когда начинаются праздничные богослужения. Многих интересует вопрос, до какого часа нельзя есть и пить в Сочельник Рождества Христова?

На этот вопрос отвечает церковный устав — Типикон, в нем сказано, что воздерживаться от еды положено до окончания вечерни, которая совершается в русской церкви утром 6 января, но поесть можно не ранее церковного 9-го часа, что соответствует современным трем часам дня.

Если Сочельник Рождества выпадает на субботу или воскресенье, когда церковными канонами запрещен строгий пост, как в 2019 году, поесть можно еще раньше, после утренней литургии 6 января, около 12 часов дня, в этот день разрешается немного хлеба и натурального вина, сочиво с растительным маслом, кутья с медом, устав поста не очень строгий, но запрещается есть рыбу.

Такие установления имеют смысл, так как многие верующие стремятся причаститься в праздник и воздерживаются от еды и питья минимум шесть часов до начала ночной рождественской службы, как раз во время появления звезды.

Рождество Христово 2019 — когда начинается праздничная служба, во сколько приходить в храм?

Праздничное всенощное бдение в некоторых храмах начинается 6 января вечером, примерно в 17-18 часов, по расписанию работы конкретного храма. Литургия совершается или ночью или утром 7 января, если в храме не бывает ночной службы на Рождество, но во многих храмах ночная служба будет, например, в некоторых перечисленных ниже храмах Москвы:

В каких храмах Москвы будет ночная служба на Рождество в 2019 году?

Храм Христа Спасителя :

второе всенощное бдение — в 23 часа, по окончании всенощного бдения — ночная литургия Василия Великого

Храм Святителя Николая в Хамовниках

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

в 7 утра — ранняя литургия, в 10 утра — поздняя литургия

Храм Преображения Господня в Тушине

Зарядье. Подворье патриарха Московского и всея Руси (Китай-город)

Храм свт. Филиппа, митр. Московского в Мещанской слободе (ул. Гиляровского, дом 35)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Литовский бульвар, дом 7а)

Храм святого праведного Иоанна Русского в Кунцеве (ул. Ярцевская, владение 1-А, метро Молодежная)

Будет ли крестный ход на Рождество Христово?

По богослужебному уставу крестный ход на Рождество не совершается, за исключением храмов, освященных во имя Рождества. Поскольку Рождество в таких храмах — престольный праздник, крестный ход будет по окончании праздничной литургии. Также в престольный праздник обычно происходит освящение воды.

Когда в Рождество открывается небо?

В данном случае речь идет об одном из суеверий, которое утверждает, что если в тот момент, когда открывается небо на Рождество, загадать желание, оно исполнится. На самом деле не существует такой церковной традиции и церковь неодобрительно относится к подобным суевериям. Христианин должен искать исполнения воли Божией, а не превращать Бога в деда Мороза, исполняющего его желания, не в этом смысл христианства. Лучше подумать, чем порадовать своих близких в праздник.

Можно ли гадать в Рождественский Сочельник и в Святки?

Гадания накануне Рождества и в Святки широко распространены в народе, но это не христианская, а скорее антихристианская, языческая традиция, отлучающая от Бога тех, кто поддался любопытству не только в дни церковных праздников, но и в любое другое время. Церковь постоянно предупреждает о вреде и недопустимости гаданий, запрет на гадания и магию любого вида установлен еще во времена Ветхого Завета:

Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (Второзаконие.18:10).

Накануне Рождества и Святки не существует никаких исключений из этого правила, по церковным канонам за гадания и любой вид колдовства отлучают от Причастия на 6 лет.

Святки в 2019 году с какого по какое число?

Святки (святые дни) начинаются в день Рождества, 7 января и продолжаются до 18 января, Крещенского Сочельника. С 7 по 17 января отменяется любой пост, в том числе в среду и пятницу, за исключением 18 января, этот день всегда постный.

В Святки лучше провести время с друзьями, с детьми можно посещать елки, праздничные концерты и мероприятия, петь колядки, гулять, кататься на коньках и с горок, во все времена существовала традиция заниматься благотворительностью в это время, помогать бедным и неимущим.

Можно ли причащаться в Святки? Как готовиться к Причастию на Святках?

Христиане, соблюдавшие Рождественский пост и все посты, установленные церковью, могут причащаться в Святки без дополнительного поста, достаточно один день не есть мясо. Накануне Причастия нужно быть на вечерней службе, вечером прочитать каноны и Последование ко Святому Причащению. Взять благословение на Причастие, если исповедовались накануне Рождества или исповедаться накануне литургии, если в этом есть необходимость.

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь – это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход – это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом – и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход – время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: “Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них”. Это также “общение святых”, возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые “возглавляли” шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда – прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход – наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это – напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг – это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют “крестным”. Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова “Сим победиши”. Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные , трудные участки , а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово “ход” имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный .

Совершается он и для . В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход – молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это – символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху – один из самых сложных видов колокольного звона, который называют “трезвоном”. Если вы слышали выражение “трезвон колоколов”, то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме “трезвонят” далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) – это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход – это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода – непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 02.01.2018 16:32:54

Татьяна, Татарстан

Будет ли крестный ход в ночь с 6 на 7 января? И если будет, то во сколько?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте, скажите, будет ли крестный ход в ночь с 6 на 7 января? И если будет, то во сколько?

Обычно на Рождество Христово крестным ходом не ходят. В отличие от Пасхи, где крестный ход традиционен, в Рождество Христово крестный ход проходит в редких храмах. В Закамском благочиния ночных крестных ходов не будет. Ночная Рождественская служба нанется в 23.30 6 января с чтения акафиста Рождеству Христову.

ПЕРВАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ. 17 ФЕВРАЛЯ - НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ. Особенность богослужения этого дня в том, что на утрени после чтения 50-го псалма поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Это песнопение поется на утрени всех воскресных дней, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста. Усиленно зовет Святая Церковь своих чад к покаянию, усердно просит у Христа Жизнодавца открыть для них двери покаяния, дать им время на покаяние». Просим мы в этом песнопении и Пресвятую Богородицу, нашу Заступницу, Споручницу грешных, наставить нас на спасительный путь покаяния, просим Ее Небесной помощи, чтобы избавиться нам от нашей греховной нечистоты. Почему Святые отцы устроили так, что каждый год Постная Триодь начинается именно с этой притчи? От чего предостерегает нас Господь и от Его имени не устает повторять святая Церковь накануне Великого поста?... Притча недели: (Лк., 18 гл.: 10-14) 10. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что’ приобретаю. 13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Эти кророткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом - одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия. Поразительно же в этих притчах, что сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит - в наше сердце. В первую «Неделю о мытаре и фарисее» живо рисуется нам в Евангельской притче отталкивающий образ самодовольного самохвала - фа­рисея и привлекательный образ искренно и глубоко кающегося грешника - мытаря. Мытарь - это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей - это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства. Казалось бы, фарисеи - почитаемые праведники – никого не убили, не украли, не прелюбодействовали. Но это – самый поверхностный взгляд. На самом деле именно они, фарисеи, убили Христа, и по сей день убивают Бога в себе и в людях, именно они своей ложью крадут у людей, затворяют для них Царствие Небесное, именно они духовно прелюбодействуют от Бога с дьяволом. Они незаметно для самих себя подменили истинную духовную жизнь, которая заключается в общении с Богом, на извращенную, глубоко лживую, фарисейскую. Все дело в том, что отцы и Церковь говорят нам неприкрытую, горькую правду: СМЕРТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ ФАРИСЕЙСТВА В НАС С ВАМИ. И обнаружить ее, исцелиться от нее – вопрос жизни и смерти для каждого из нас. Ну, как не задать себе вопрос: кто же я такой: самодовольный фарисей, ставящий сам себя выше других и не чувствующий никакой нужды в покаянии, или ясно сознающий свои грехи мытарь, нисколько себя не оправдывающий и смиренно умоляющий Бога о помиловании: «Боже, милостив буди мне, грешному!». Болезнь фарисейства особо опасна тем, что протекает скрытно от самого человека, зараженного фарисейством. Фарисейство стремится поразить и уничтожить главную защитную силу нашей души – покаяние, делает мнимого праведника неспособным к нему. «Явный грешник, впавший в смертные грехи способнее к покаянию, чем тот мнимый праведник, который по наружному поведению безукоризнен, но втайне души своей удовлетворен собою,» – пишет святитель Игнатий. Главный признак этой болезни – уничижение других и самооправдание. Если видим в себе эти смертельные признаки – надо оставив все, ради спасения своей вечной жизни немедля исправлять их покаянием и решительным изменением самого себя. От Самого Господа, милосердного Врача душ и телес мы узнаем о людях, подпавших этой болезни, нечто поистине ужасное: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну». «Не всякй говорящий Мне Господи, Господи, войдет в Царствие Небесное». «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» – предупреждает нас, Своих учеников, Господь. Как часто осуждение под видом (что особо омерзительно) благочестивых рассуждений и бесед вторгается в нашу жизнь. И также постепенно, как фарисеи дошли до ненависти к Богочеловеку и решились на Его убийство, так и любому из нас грозит та же самая смертельная опасность, если мы не изменимся по духу. Ведь оба – и фарисей и мытарь – принесли к Богу плоды своего духа: один – гордыню и осуждение, другой – смирение и покаяние. Не законнической праведности, постоянно оправдывающей самою себя пред Богом, ждет от нас Господь, а праведности духовной, в смирении не находящей в себе ничего доброго – праведности святых. В Евангелии святым апостолом Лукой для нас сохранены грустные слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Надменная гордыня, осуждение ближних, настойчивое самооправдание и в конце концов упорное противление Богу будут причинами духовных катастроф и поражений многих из тех, кто вначале уверует во Христа. Обратим особое внимание: обман, воровство, блуд, убийства распространены по всему миру, и они ужасны. Но самая смертельная, самая страшная на земле болезнь – фарисейство – проявляется лишь внутри нашего общества – общества верующих в Бога людей. Мы предупреждены: смертельная болезнь фарисейства будет свирепствовать и свирепствовать именно в Церкви Божией до конца человеческой истории, до Страшного Суда. Для каждого христианина, ученика Христова, если только он не подобен Иуде, поприще Великого поста должно закончиться не поражением, а победой – победой Божией над нашими грехами. Начнем же с высочайшей ответственностью пред грядущим на распятие и воскресение Христом подготовку к Великому посту с того духовного труда, который с материнской заботой предлагает нам сегодня святая Церковь – с размышлений о мытаре, фарисее и о самих себе. Архимандрит Тихон (Шевкунов)