Исцеление бесноватого отрока толкование. Исцеление Христом бесноватого отрока: Вера – это риск? Исцеление бесноватого немого

Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие повествует нам, возлюбленные во Христе братья и сестры, о том, как Господь наш сошёл с горы Фавор, где он, преобразившись, показал ближайшим апостолам Петру, Иоанну и Иакову неизреченную Божественную славу Свою и образ Царства Небесного, наследником которого может стать каждый верующий в Него, и спустился в долину, где бушуют волны житейского моря. И здесь к Нему подходит некий человек, и, кланяясь Ему до земли, просит помиловать и исцелить сына, который ужасно страдает в новолуние и часто бросается в огонь и в воду. Причиной же болезни его сына была не луна, но бес, который поджидал полнолуние и тогда нападал на больного. Человек жалуется Иисусу, что приводил сына к ученикам Его, и они не могли исцелить отрока. Иисус же сказал: «о, роде неверный и развращенный! доколе буду с вами! доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда». И Спаситель, смиловавшись над отцом и его несчастным сыном, исцелил его, немедленно изгнав беса, который мучил юношу.

Когда ученики наедине спросили Иисуса, почему они не могли исцелить страждущего, Спаситель ответил им: «По неверию вашему, потому что, если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, — и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Итак, возлюбленные, по слову Спасителя нашим оружием против козней диавольских есть пост и молитва, подкрепленные верой. Господь сравнил нашу веру с горчичным зерном. Оно считается самым маленьким, но если попадает на добрую землю, то вырастает в громадное дерево. Поэтому кто имеет горячую веру, тот может сказать горе, то есть демону, перейди и уйди отсюда прочь. А кто не соблюдает поста, не молится, не утверждает свою веру добрыми делами, чаще всего подвергает себя искушениям диавольским, не в состоянии победить в себе ни одной скверной привычки, ни одной пагубной страсти. Кроме того, кто не постится и не молится, тот готовит в своей душе место диаволу. Пришедши к такому человеку, диавол, находит у него «дом пометен, украшен» , и поселяется не только сам, но приводит с собою множество духов злейших себя. И подтверждение этому мы часто видим в обыденной жизни: один грех тянет за собой и другие пороки. Тогда в таком человеке нет ни страха Божия, ни стыда, ни совести.

И наоборот — как прекрасна душа человека, погруженного в молитву. Это уже дом Божий, храм Духа Святого. От такого человека бегут бесы, боятся его как огня. Потому что Сам Дух Святой молится с ним Своими «воздыханиями неизглаголанными» .

Высшим и святейшим образцом молитвенного воздыхания к Богу Отцу есть второе евангельское чтение нынешнего дня, посвященное памяти святых отцов шести Вселенских Соборов. В Своей первосвященнической молитве Сын Божий, сказав ученикам, что они будут иметь скорби, и, убеждая их не унывать, ободряет их молитвою, научая и нас в искушениях оставлять все и прибегать к Богу. Стержнем всякой истинной молитвы есть любовь, которая ведет к единомыслию и единению. И Господь в Своем обращении к Отцу призывает всех нас к высшей любви и единству в Боге: «…да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».

Святые отцы учат, что молитва и пост утишают страсти, отрезвляют ум, приближают к Богу. Будем же, братья и сестры, всегда молиться, вознося с сокрушенным сердцем молитвы наши к Отцу небесному, умоляя Его исцелить от страстей наши души, будем соблюдать и истинный пост, воздерживаясь не только от скоромной пищи, но и от всяких вредных желаний и злых дел, чтобы быть достойными чадами Отца нашего небесного и верными последователями Спасителя. Аминь.

Протоиерей Вячеслав Лановский

Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире очередная передача «Точка опоры». Божие благословение да пребудет со всеми вами!

Сегодняшнюю «Точку опоры» я хочу построить на вопросе, который задал Владимир из города Норильска. Он задал вопрос об исцелении отрока Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. Именно из Евангелия от Матфея. Я вам прочту это Евангелие и в своем комментарии отвечу на вопрос Владимира.

Евангелие от Матфея, зачало 72: Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклонив пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный развращенный! доколе буду с вами! доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Почему ученики не смогли исцелить отрока? Ведь перед этим Господь призвал апостолов и дал им власть исцелять больных, изгонять бесов, очищать прокаженных и даже воскрешать мертвых, и они разошлись по городам и весям того мира и именем Божиим совершали многие чудеса. И когда через некоторое время они собрались все вместе и, желая порадовать Божественного Учителя, сказали: «Радуйся, Господи! Именем Твоим бесы изгоняются, прокаженные очищаются, больные исцеляются и даже мертвые воскресают!» - Господь им сказал: «Радуйтесь не тому, что происходят явные чудеса, а тому, что имена ваши написаны на небесах».

Ученики исцеляли людей именем Божиим, проповедовали Евангелие Царствия Небесного. Они не загораживали Бога от людей. И вот, в случае, о котором прочитали, когда ученики не смогли исцелить отрока, они Его загородили своими личностями. Наступил момент, когда они забыли, что исцеляют, потому что имена их написаны на небесах. Люди стали их хвалить, превозносить, и они стали исцелять невольно от своего имени, и тогда чудо исцеления прошло. Вот поэтому Господь говорит: «Приведите ко Мне отрока». Значит, ученики препятствовали ему прийти к Господу и Богу и Спасу нашему Иисусу Христу. И привели они его, и Он его исцелил.

Дорогой Владимир, чудо исцеления - это чудо встречи с Богом, а те личности, которые помогали человеку, будь то врач, учитель, священник либо какой-то другой человек, при этом сретении (встрече) должны стать прозрачными, незаметными, не загораживать собой от людей Бога. Эта проблема постоянно возникала в православном мире. Помните Послание апостола Павла: «Одни из вас говорят: "Мы Павловы ", другие: "Мы Аполлосовы "». Помните трех святителей великих, когда люди, которые их почитали, назывались «василиане», «григорианцы», «иониты». Помните, когда был святой праведный Иоанн Кронштадтский, были «иоанниты» - общество безумных людей, которые начали поклоняться Иоанну Кронштадтскому. Они даже хотели его укусить, чтобы попить его крови - как бы Крови Бога. Вот такое безумие бывает! И это безумие начало охватывать учеников. И поэтому Он сказал им на вопрос «Почему мы не могли его исцелить»: «Приведите ко Мне мальчика. Ко Мне приведите, не исцеляйте никого». Чудо - это встреча с Богом, а не встреча с человеком. Человек - просто проводник, просто провод, просто прозрачное стекло, которое должно исчезнуть при этой встрече с Богом.

Получается, что вера учеников Христа в то, что Бог может исцелить, заменилась верой людей, которые считали, что апостолы могут исцелить. В наше время тоже бывает такое: многие хотят найти святых старцев, чтобы дотронуться до них и исцелиться. Эта проблема существует много веков, и неведомо человеку, что все святые старцы в гробах, а на земле все грешные люди, даже очень уважаемые, очень благодатные и очень авторитетные. Очень важно, чтобы никакие личности не заслоняли Бога от человека, чтобы вера была в Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а не в какого-то, пусть даже очень духовного, человека, который по сути своей все равно грешен.

Почему же ученики потеряли эту прозрачность, почему стали заслонять Бога? Потому что они не соблюдали пост и молитву. Господь прямо сказал: Сей род изгоняется постом и молитвой. Пост не в пищевом смысле, а пост от греха, пост от потери благодати Святого Духа, пост от ухода с реки заповедей Божественной любви на берег греха, пост от всего грешного и неправильного.

И вот, если человек откроет свою душу Богу, раскроет лакированный гроб своей души, то Господь, как ветер радости, наполнит паруса души человека, и тогда получится молитва. Молитва - это сретение человека с Богом, встреча с Богом в тишине своей души. Когда человек услышит Бога, Который есть самый тихий звук во Вселенной, тогда только и сможет он сказать: «Аминь. Да, Господи, верно, именно так».

Таким образом, в сегодняшнем Евангелии сказано, что для исцеления надо приводить человека к Богу, исчезать самому, находиться в духе любви, в посте от греха, от нарушения заповедей Божиих, в молитве тишины своей души. И когда вы достигнете такого состояния, то возненавидит вас мир, вы станете как сор мира, выметаемый из избы. Но иго ваше будет благо и бремя ваше будет легко, потому что Господь даст нам Духа Утешителя и радости нашей никто не отнимет от нас. Аминь.

Божие благословение да пребудет со всеми вами!

Записала Анна Солодникова

Исцеление бесноватого отрока

(Матф. 17:14-23; Марка 9:14-32 и Луки 9:37-45).

Об этом исцелении повествуют все три синоптика, указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножия горы. По св. Марку, ученики имели свои споры с книжниками. Тот же Марк свидетельствует, что «весь народ» , увидев Христа, сошедшего с горы, «изумился» , вероятно потому, что на лице Его и на всей наружности сохранился еще некий отблеск той славы, которой Господь просиял на Фаворе. Некий человек обратился к Господу с просьбой исцелить его сына, который в новолуния беснуется и тяжко страдает, бросаясь то в огонь, то в воду. Он добавил при этом, что приводил его уже к ученикам Христовым, но те не могли исцелить его. Услышав, что ученики Его не могли исцелить страждущего, хотя Он и дал им власть над нечистыми духами, Господь воскликнул: «О род неверный! (не имеющий веры) и развращенный (не в смысле развратный, а в смысле: превратно чувствующий), доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?»

Одни толкователи относят этот упрек Господа к ученикам Его, по недостатку веры своей не бывших в состоянии исцелить бесноватого, другие - ко всему народу иудейскому. Св. Матфей повествует затем, что Господь повелел привести к себе отрока и «запретил духу нечистому» , и «бес вышел из него» . Евангелисты Марк и Лука приводят некоторые подробности. Когда отрок был приведен, с ним случился страшный припадок бешенства. На вопрос Господа, как давно это приключилось с отроком, отец отвечал, что с младенчества, и прибавил: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» . На это Господь отвечал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» . Отец несчастного отрока со слезами возопил: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» то есть со смирением признал, что вера его несовершенна, недостаточна. Это смеренное исповедание было вознаграждено: отрок освободился от демона.

В заключение Господь сказал: «Этот же род» , то есть род бесовский, «изгоняется только молитвою и постом» . Это потому, что истинной веры не может быть без подвигов молитвы и поста. Истинная вера порождает молитву и пост, которые в свою очередь содействуют еще большему укреплению веры. Поэтому православные богослужебные песнопения восхваляют молитву и пост, как обоюдоострое оружие против бесов и страстей. «Постника и молитвенника издали чуют бесы», говорит еп. Феофан, Вышенский Затворник, «и бежат от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже бес? - Можно».

Во время этого пребывания Господа с учениками в Галилее Он опять «учил учеников Своих и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет. Но они не разумели этих слов, а спросить Его боялись» (Марк. 9:31-32). Господь видел, что теперь Его ученикам особенно нужно знать о близости Его страданий, смерти и воскресении, а потому неоднократно повторяет им это, чтобы лучше запечатлеть это в их памяти и подготовить их к этому. Но им, еще не отрешившимся от обычных иудейских представлений о Мессии, всё это было непонятно.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Исцеление бесноватого отрока. Мф. 17: 14-21; Мк. 9: 14-29; Лк. 9: 37-43 Когда Господь с тремя учениками сошел с горы, Он увидел большую толпу народа, которая окружала апостолов и фарисеев, споривших о чем-то между собой. Спор был, по-видимому, острый и неприятный для учеников, но

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Исцеление бесноватого отрока Мф. 17, 14–21; Мк. 9, 14–29; Лк. 9, 37–43 На другой день после славного преображения, спустившись с горы, Иисус Христос увидел учеников своих, окруженных толпою народа и книжников, спорящих с ними. нечаянное появление Eго изумило народ, а может быть, «и

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого отрока Во имя Отца и Сына и Святого Духа.В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Исцеление Господом Бесноватого отрока (Марк., гл. 9) 23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. 24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. 25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому,

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

Исцеление бесноватого в Капернауме (Марк. 1:21-28; Луки 4:31-37). Главным местом пребывания Господа Иисуса Христа в Галилее стал Капернаум, настолько, что он стал «Его городом» Капернаум находился на границе двух владений - Галилеи и Итуреи, он отличался благотворным климатом,

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Исцеление бесноватого и обличение фарисеев (Матф. 12:22-37; Марк 3:20-30; Луки 11:14-23). Господь исцеляет бесноватого, в котором обитание нечистого духа сопровождалось немотой и слепотой, и весь народ дивится этому чуду. Фарисеи, желая прекратить в народе толки об Иисусе, как о

Из книги автора

Исцеление бесноватого отрока (Матф. 17:14-23; Марка 9:14-32 и Луки 9:37-45). Об этом исцелении повествуют все три синоптика, указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его

Из книги автора

Беседа со старейшинами (Матф. 21:23-27; Марка 11:27-33 и Луки 20:1-8). Когда Господь вновь пришел в храм и начал, по обыкновению, учить, приступили к Нему первосвященники и старейшины с лукавым вопросом: «Какой властью Ты это делаешь? И кто дал Тебе власть делать это?», то есть какое

Из книги автора

Посрамление Саддукеев. (Матф. 22:23-33; Марка 12:18-27; Луки 20:27-40). После посрамления фарисеев с иродианами, тотчас же подошли к Господу саддукеи, которые представляли собой секту неверующих в воскресение душ и будущую жизнь (см. Деян. 23:8). Они вели постоянные споры с фарисеями,

Из книги автора

О наибольшей заповеди. (Матф. 22:34-46; Марка 12:28-37; Луки 20:40-44). Фарисеи, узнав о посрамлении саддукеев, собрались тут же в храме на совещание и решили предложить Иисусу самый трудный, по их мнению, вопрос о том, какую заповедь следует считать наибольшей в законе. Коварство

Из книги автора

14. Исцеление бесноватого отрока 14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам

Из книги автора

5. Вера, дающая свободу. Исцеление бесноватого отрока. 9.14-29 - «Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа

Из книги автора

14. Исцеление бесноватого отрока. 14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам

14. Исцеление бесноватого отрока.

14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16. я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

(Мк. 9:18; Лк. 9:40). Вместо русского “приводил” возможно “привел” (??????????, obtuli). Говоря так, отец отрока непрямо обвиняет учеников. Но многие древние толкователи замечают, что в действительности он был виновен сам в том, что ученики не могли исцелить его сына, и вместо того, чтобы обвинять себя, обвинял их в бессилии. Евфимий Зигабен говорит, что ученики не могли исцелить мальчика вследствие неверия пришедшего. С последними толкователями нельзя согласиться.

17. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

(Мк. 9:19; Лк. 9:41). Подробности Мк. 9:20-24 у Матфея опущены. Иероним, Иларий, Иоанн Златоуст, Феофилакт и другие относят обличительные слова Иисуса Христа к отцу больного юноши и к бывшим под горой иудеям и книжникам. Но эти мнения древних толкователей совершенно отвергаются новейшими экзегетами, которые говорят, что здесь Иисус Христос порицает не книжников, а Своих учеников, потому что они не в состоянии были исцелить отрока. Но почему же Он не говорит прямо об учениках, а о “роде неверном и развращенном,” т.е. вообще о живших тогда людях, о поколении? Потому, отвечают, что недостаток энергической (видимо, правильнее сказать – деятельной, живой; прим. ред .) веры в учениках ставил их в один ряд с прочими людьми современного Христу поколения. Бенгель: “суровым обличением ученики причисляются к толпе. Что здесь имеются ввиду ученики, видно из ст. 20: Отец больного имел веру, и потому просил о помощи. Сильные выражения: ????? ??????? ???????????? (род неверный и развращенный) можно объяснять из противопоставления веры отца и, по-видимому, других лиц, просивших о помощи, вере учеников.

(Мк. 9:25; Лк. 9:42). “Ему” (????) относится к “демону,” – это видно из параллельных мест Марка и Луки, где запрещение ясно относится к демону.

19. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

В Мк. 9:28 говорится, что это было, когда Спаситель вошел в дом. Где находился этот дом, неизвестно.

20. Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда,” и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

(Лк. 17:6). Речь Христа нельзя понимать в буквальном смысле. Эта речь образная, указывает на возможность достижения, при помощи веры, чрезвычайных результатов.

21. сей же род изгоняется только молитвою и постом.

(Мк. 9:29). Некоторые экзегеты, ссылаясь на то, что 21 стиха нет в некоторыхи рукописях и переводах, признают этот стих позднейшей вставкой или заимствованием из Мк. 9:29. “Сей род” – относится, конечно, к демонам.

Изгоняется только молитвой и постом ,” т.е. только истинно верующий делается способным, при помощи молитвы, изгонять демонов.

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Исцеление бесноватого отрока Мф. 17, 14–21; Мк. 9, 14–29; Лк. 9, 37–43 На другой день после славного преображения, спустившись с горы, Иисус Христос увидел учеников своих, окруженных толпою народа и книжников, спорящих с ними. нечаянное появление Eго изумило народ, а может быть, «и

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого отрока Во имя Отца и Сына и Святого Духа.В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Исцеление Господом Бесноватого отрока (Марк., гл. 9) 23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. 24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. 25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому,

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Исцеление бесноватого отрока (Матф. 17:14-23; Марка 9:14-32 и Луки 9:37-45). Об этом исцелении повествуют все три синоптика, указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

14. Исцеление бесноватого отрока 14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава V. Исцеление гадаринского бесноватого, в котором был легион бесов (1.-20). Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира (21 - 43) 1 Новейшие исследователи текста согласно читают здесь не "в страну Гадаринскую", a "в страну Гергесинскую". Это название

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Глава IX. Преображение Господа Иисуса Христа (1-13). Исцеление бесноватого отрока (14-29). Повторение предсказания о смерти и воскресении (30-32). Об отношении учеников друг к другу: смирение, любовь. Беседа о соблазнах (S3-50) 1 (Ср. Матф. XVI, 28). Эти слова представляют собою заключение

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

Исцеление бесноватого 21 Пришли они в Капернаум, и в первую же субботу Иисус отправился в синагогу и стал учить собравшихся там. 22 Все дивились тому, как Он учил: как власть имеющий учил Он их, а не как книжники. 23 В той синагоге был человек, одержимый духом нечистым, и

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Исцеление бесноватого 26 И они, переплыв через озеро, оказались в земле герасинской, той, что расположена напротив Галилеи. 27 Как только Иисус сошел на берег, Его встретил некий человек из города, одержимый бесами. Он давно уже не носил никакой одежды и жил не в доме, а в

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

5. Вера, дающая свободу. Исцеление бесноватого отрока. 9.14-29 - «Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея Галилеяне были на празднике пасхи и видели, как Иисус очистил храм от скота и торгующих им; они

Из книги автора

ГЛАВА 15. Ответы книжнику и двум ученикам. Укрощение бури. Исцеление бесноватых в стране Гадаринской. Исцеление страдавшей кровотечением. Воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепых и немого бесноватого. Воскрешение сына вдовы Наинской Ответы книжнику и двум

Из книги автора

14. Исцеление бесноватого отрока. 14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам

Из книги автора

XVIII Исцеление бесноватого глухонемого отрока. Чудесное получение монеты для уплаты подати на храм. Учение Иисуса Христа о суде церковном и о прощении обид. Притча о милосердом царе и безжалостном заимодавце По возвращении к своим остальным ученикам Спаситель нашел их в

Исцеление бесноватого отрока описано во всех трех синоптических Евангелиях:

От Матфея 17:14-21

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, казали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

От Марка 9:17-29

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

От Луки 9:38-42

Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

Клиника заболевания описана достаточно полно и позволяет уверенно поставить диагноз эпилепсии.

Кратенькая справочка.

Эпилепсия известна с глубокой древности. Перу самого Гиппократа принадлежит трактат об эпилепсии «О священной болезни», написанный за 400 лет до Рождества Христова. Именно так называли это заболевание в древней Греции и Риме, ибо полагали, что эту болезнь человеку посылают боги. Многие великие люди древности страдали ею, например: Сократ, Платон, Плиний, Юлий Цезарь, Калигула – список можно продолжать долго.

Поэт Тит Лукреций Кар, живший за столетие до Рождества Христова, описывает большой эпилептический припадок практически теми же словами, как и Евангелисты:

Мало того: человек, поражённый внезапным припадком,

Часто у нас на глазах, как от молньи удара, на землю

Падает с пеной у рта и, дрожа всеми членами, стонет;

Нет сознания в нём, сведены его мускулы корчей,

Дышит прерывисто он и разбитый лежит, обессилев.

Всё это нам говорит, что душа, расторгаясь в суставах

Силой болезни, кипит и пенится, как на солёном

Море бушуют валы под напором неистовым ветра.

Стон вырывается тут, потому что стесняются болью

Члены, и так как всегда семена извергаются крика,

Идя наружу, из уст, и, склубившись вместе, несутся

Торной дорогой, какой выходить постоянно привыкли,

А помраченье ума происходит, когда возмутятся

Дух и душа и, как я указал, разделяясь на части,

Врозь раздробятся они и расторгнутся этим же ядом.

После ж, как вспять повернёт источник болезни и в недра

Едкая влага назад, отравившая тело, вернётся,

Как в опьяненьи, больной поднимается, мало-помалу

В чувство приходит опять, и душа его вновь оживает.

Вот симптомы перечисляемые Евангелистами:

где ни схватывает его, повергает его на землю (Мк)

многократно дух бросал его и в огонь и в воду (Мк)

часто бросается в огонь и часто в воду (Мф)

Больной эпилепсией падает «как подрубленный» в том месте, где застал его припадок. Он не способен проконтролировать, куда он упадет – и действительно может рухнуть и в огонь, и в воду. У больных часто случаются травмы головы и различные повреждения от падения на какие-либо предметы.

он испускает пену (Мк)

упал на землю и валялся, испуская пену (Мк)

терзает его, так что он испускает пену (Лк)

Пена – также один из характерных и широко известных признаков эпилептического припадка. Люди, симулирующие эпилепсию, частенько жевали мыло, чтобы выглядеть достоверней.

скрежещет зубами своими (Мк)

Тризм (судорога жевательных мышц) – также характерен для клиники большого эпилептического припадка. Сильное сжатие челюстей вызывает скрежет. Больные эпилепсией во время припадка вследствие тризма иногда даже откусывают себе часть языка.

дух сотряс его (Мк)

вскрикнув и сильно сотрясши его (Мк)

его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает (Лк)

бес поверг его и стал бить (Лк)

Тут описан не только непосредственно судорожный припадок (сотрясает, бьет, колотит – так порой и сегодня описывают судороги), а и еще один характерный симптом – непроизвольный вскрик перед началом припадка, обусловленный спазмом голосовой щели и судорожным сокращением мышц груди. В психиатрии этот симптом носит красивое название «крик чайки». Ну вот любили врачи в старину образные выражения – «крик чайки», «малиновое желе», «барабанные палочки», «рисовый отвар» и прочее тому подобное. Хорошо помогает запоминать симптоматику.

цепенеет (Мк)

вышел; и он сделался, как мертвый (Мк)

Потеря сознания после припадка – также обычное явление при эпилепсии.

Евангелист Матфей указывает еще один симптом:

в новолуния беснуется

Полнолуние и новолуние – давно известное время учащения приступов эпилепсии. Одной из бессудорожных форм эпилепсии является лунатизм – сумеречное помрачение сознания, связанное именно с этими фазами луны.

Судорожные припадки в эти периоды также известны с глубокой древности.

Знаменитый русский психиатр Гиляровский пишет об этом:

Сохранились упоминания о лунной болезни (morbus iunaticus) египтян. Арабам были известны способы лечения судорожной болезни, настигающей людей в новолуние.

И до сегодняшнего дня полнолуние и новолуние значатся в списках факторов, провоцирующих эпилептические припадки.

Возможно, под словом «беснуется» отец отрока имел в виду сумеречное помрачение сознания в новолуние. В состоянии сумеречного помрачения сознания больные эпилепсией совершают множество сложных действий, не отдавая себе в этом отчета (лунатизм – одна из форм таких психических автоматизмов). В таком состоянии больные эпилепсией совершают иногда ужасные преступления. Тот же Гиляровский, например, описывает, как одна больная отрезала руку своему ребенку, другая держала ребенка над огнем, третий – заколол вилами жену и т.д. Очнувшись, больные амнезируют совершенное ими в период приступа.

В связи с неразвитостью медицины в Иудее две тысячи лет назад, возникновение припадков приписывали действию бесей, что и зафиксировали Евангелисты. Подобное отношение к описанному в Евангелиях сохранялось в христианском мире довольно долго.

Первое упоминание об описанном как о заболевании из обнаруженного автором нашлось у Святителя Григория Паламы:

Итак, говорится, что когда Иисус пришел к Ученикам и к народу, бывшему в то время с ними, и спросил о чем у них речь, тогда некто из народа, в ответ, сказал Ему: "Учителю, приведох сына моего к Тебе, имуща духа нема: и идеже колиждо имет его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими и оцепеневает". Почему же он испускал пену и скрежетал зубами и оцепеневал? - Потому что у одержимых бесом сначала и больше иных частей тела подвергается бедствию мозг, ибо этот психический центр бес использует, как некий плацдарм, откуда уже, как бы из некой крепости, он угнетает все тело; а когда бедствует мозг, тогда на нервах и на суставах тела выделяется некий воспалительный процесс, препятствующий нормальной функции, исходящей из психического центра; и на основании этого происходят смятение и разбитость и бессознательные движения всеми управляемыми волею частями тела, и особенно челюстями, как наиболее близкими к первично пострадавшей части (т.е. - к мозгу). Вследствие же большой выделяемости влаги, стекающейся к устам чрез каналы и по причине близости к мозгу и когда усиленное дыхание не может правильно происходить по причине нарушенности правильности функций органов, у несчастных появляется пена на устах. Поэтому-то тот бесноватый испускал пену и скрежетал зубами, страшно ударяющимися друг о друга в безумном возбуждении. Оцепеневает, сохнет же он после сего по причине тяжкого бесовского вреда: ибо как вследствие действия солнечных лучей создающиеся пары, затем, если эта теплота увеличивается, ею же, наконец, и уничтожаются, рассеявшись, так происходит и от вреда от беса: издаваемая влага внутренностей, немного затем, когда это вредное бесовское действие увеличивается, израсходуется, как и вообще свойственная телу влага, и сей бесноватый, в результат этого, сохнет т.е. оцепеневает.

Совсем без бесей в этом описании не обошлось, однако ж святитель излагает не принципы бесовских воздействий, а воззрения медицины его времени на происхождение припадков.

Впервые из того, что я смогла найти, происходившее прямо названо эпилепсией у святителя Димитрия, митрополита Ростовского. В комментариях к главе «Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины» в его «Житиях Святых» мы находим следующее:

Влияние бесов на одержимых ими людей обнаруживается всегда через влияние их на тело; душа человека теряет при этом свою власть над телом, между телом и душою вторгается какая-то чуждая сила, которая пагубно действует на телесные органы души. Бес сначала поражает нервную систему тела и действует чрез нее, производя те же самые симптомы, какие производятся и другими влияниями, нарушающими правильную жизнь тела. Бесовская сила действует не через духовную и нравственную природу, а через физическую и умственную природу. В Иуду Искариота предателя вошел диавол, то есть подвиг на предательство, но Иуда не был одержим бесом. Бесноватость обнаруживается в ясновидении, когда одержимые бесами признавали Христа Сыном Божиим (Лк.4:34), также в безумстве, в эпилепсии , немоте, скорченности, в слепоте (Мрк.5:3; Лк.8:27; Мф.9:32 и др.).

У святителя Димитрия признаками одержимости бесями названо ровно то же, что можно назвать заболеваниями с точки зрения психиатрии. И стоит заметить, что умница святитель Димитрий не забывает указать: «Бес сначала поражает нервную систему тела». То есть, в его время уже было понятно, что генез перечисленных болезней – «нервный». А вот причина самих болезней была еще неизвестна, поэтому он приписывал ее воздействию «вторжения чуждой силы меж душой и телом». Сегодня уже понятно, что никаких «чуждых сил» никуда не вторгалось, а эпилепсия (равно как и психогенные мутизм и слепота, а также психогенные параличи и парезы) эффективно лечится. Интересные такие беси – от таблеток бегают…

К настоящему времени диагноз «эпилепсия» по отношению к описанному у Евангелистов применяется в православии все чаще и чаще в связи с повышением общей грамотности православного священства.

Так, например, священник Московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубине Георгий Чистяков в своем труде «Над строками Нового Завета» пишет:

Или эпизод, когда Иисус исцеляет мальчика, страдающего эпилепсией. Отец его прибегает, как рассказано в Евангелии от Марка, со словами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк 9; 24). Эта сцена есть не только у Марка и у Луки, но и у Матфея. Но Матфей передаёт её буквально в двух словах, без каких бы то ни было деталей. Он всегда говорит о чудесах не просто конспективно, но ещё как-то прессует события.

…у Марка (9: 17-27), и у Матфея (17: 14-18), и у Луки (9: 38-42) описывается исцеление мальчика-эпилептика. В Евангелии от Марка отец, придя к Иисусу, просит исцелить сына, подробно описывая приступы у ребёнка: «Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами своими и цепенеет». Дальше идёт диалог, который есть только в Евангелии от Марка: «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (9: 21-24).

Ещё одно подтверждение - сцена исцеления бесноватого отрока. Евангелист Матфей рассказывает о болезни этого мальчика без особых подробностей: он беснуется, бросается то в огонь, то в воду, то есть попросту выглядит умалишенным. В изложении Марка все гораздо конкретнее, по его тексту можно даже поставить точный диагноз: это эпилепсия. Лука же описывает болезнь совсем иначе. Его не ужасает отталкивающая картина эпилептического припадка, поскольку ему, врачу, наверняка приходилось оказывать помощь таким пациентам.

Внимание Луки сосредоточено на страданиях больного отрока, который перед приступом вскрикивает, а когда припадок «насилу отступает», бывает совершенно измученным. Это именно то отношение к человеческому страданию, без которого профессия врача немыслима.

Настоятель храма Трех Святителей протоиерей Владислав Свешников на сайте храма в разделе «Слово настоятеля» приводит фрагмент проповеди на Евангелие от Марка 9:14 «Верую, Господи, помоги моему неверию», начинающуюся с таких слов:

Болезнь отрока, от которой исцелил его Иисус, судя по описанным в Евангелии признакам, очевидным по теперешним психиатрическим представлениям, характеризуется как эпилепсия… Эпилепсия - тяжелая, трудноизлечимая психическая болезнь с припадками.

Отец Владислав, правда, связывает заболевание «с очень сильным развитием греховной страсти» и бесовскими воздействиями, но вряд ли медицина окажется с ним в согласии. Причины эпилепсии давно уже прояснены, и бесей в ней не найдено, зато найдены вполне эффективные средства ее лечения.

В программе курса «Закон Божий» воскресной школы Братства во имя Всемилостивого Спаса храма Святителя Николая в Кузнецах открытым текстом значится:

Изгнание бесов – гадаринский бесноватый, юноша-эпилептик (Мф. 8,28; 17,14)

Аналогичное мнение можно встретить и в работах представителей других Христианских конфессий. Например, у протестантов об исцелении Христом эпилепсии пишет У.Баркли. Исцеление эпилепсии упоминается в изданном еще в 1868 году Библейском энциклопедическом словаре Нюстрема. И т.д.

Остается непроясненным последний момент. Почему Христос сказал ученикам о том, что изгонять это заболевание нужно постом и молитвой? Если это беси, такой совет безусловно понятен. А если это болезнь – при чем тут пост и молитва-то?

Для начала стоило б заметить, что слово «пост» в исходном Греческом тексте отсутствует. Стих 29 Евангелия от Марка по-гречески выглядит так:

και είπεν αυτοις, Τοũτο το γένος εν ουδενι δύναται εξελθειν ει μη εν προσευχη

Подстрочный перевод:

И Он сказал им этот род в ничём может выйти если не в молитве.

В греческом же Евангелии от Матфея стиха 21 попросту НЕТ. За словами о горе и горчичном зерне сразу идет текст о пребывании в Галилее.

Пост впервые появляется в латинском переводе Блаженного Иеронима:

et dixit illis hoc genus in nullo potest exire nisi in oratione et ieiunio (Марк 9:28 - а не 9:29 как в Синодальном переводе)

Вероятно, оттуда он и позаимствован переводчиками Библии на церковно-славянский, а затем и русский языки. То есть, исходно предлагалась только молитва – причем не было обещано, что она непременно поможет.

Но против добавки Блаженного Иеронима никаких возражений нет. Один из моих друзей замечательно прокомментировал это добавление:

Я так понимаю, что «пост» добавили не с дурной головы, а чтобы обозначить нечто типа «тихое молитвенное житие», ну примерно. Оно, конечно, может и пост включать. Важно, что имелось в виду не просто - разовая молитва, а некий стиль, уклад жизни. Почти «домашний режим». В терминах тех лет, когда жил переводчик, добавка «и пост» вполне могла обозначать как раз такой уклад, а не только сам пост.

С медицинской же стороны можно сказать, что как соблюдение режима жизни, так и соблюдение режима питания – очень важны для страдающих эпилепсией. Российский эпилептолог Фомичев отмечает, что

лечение эпилепсии голоданием известно издревле. Предположительно, оно связано с возникновением во время голодания ацидоза (повышенное содержание кислот) и кетоза (повышенное содержание продуктов неполного окисления жирных кислот – кетоновых тел).

Диета с ограничением различных сахаров и животных белков (мяса) и сегодня во многих случаях применяется и дает положительный эффект при заболевании эпилепсией.

Алкоголь эпилептикам прямо противопоказан как один из факторов, способных провоцировать приступы заболевания. Переедание также относится к провоцирующим факторам. Так что пост (как пищевое ограничение) прямо показан для эпилептиков.

Практически в любом тексте про эпилепсию можно также найти и указания на необходимость размеренной спокойной жизни, избегания переутомления, стрессов и сильных эмоций, соблюдения режима сна и т.п. Ряд занятий для эпилептиков и сегодня не рекомендован или запрещен медициной, несмотря на все успехи в лечении этого заболевания.

Таким образом, пост и молитва в смысле «тихое и благоразумное молитвенное житие» – также прямо показан для больных эпилепсией, не отрицая силы самой молитвы, безусловно.

Смело можно сказать, что Христос сумел всего в двух словах прекрасно выразить все необходимые рекомендации для больного отрока-эпилептика, могущие помочь не допустить возобновления приступов.

Мы видим, что эпилепсия уже фактически заняла свое место в рассуждениях об этом случае, потихоньку вытесняя беснование. То, что названо в Евангелии «одержимостью духом» и «беснованием», на самом деле - эпилепсия. И в этом мнении уже сходится часть православного (и не только!) священства и даже один православный святой.