Письмо христа и апостолов. Священное письмо

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Ваше Святейшество!

Мы, православные христиане России и Зарубежья, просим Вас обратить внимание на кампанию по целенаправленному очернению репутации известного проповедника протоиерея Владимира Головина, а также десятков тысяч христиан, которые слушают его проповеди и молятся по соглашению православными акафистами. На XXVI Международных рождественских чтениях священнослужитель Новосибирской епархии протоиерей Александр Новопашин выступил с незаявленным в официальной повестке докладом на тему «Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина», который практически полностью состоял из противоречащих правде слухов, заимствованных с раскольнического сайта vseeresi.com (всеереси.ком). Через несколько дней после его выступления была организована полноценная травля протоиерея Владимира Головина в сети Интернет. О том, что каждое обвинение доклада от коммерческих мотивов молитвы по соглашению и ее неканоничности до стремления о. Владимира к гуруизму и лжестарчеству не соответствует действительности, высказались уже и служители Русской Православной Церкви, и десятки тысяч православных христиан по всей России и за ее пределами. Проигнорировав 9 заповедь и евангельский завет «если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17), о. Александр бросил тень на единство Русской Православной Церкви, образ православного священника и репутацию десятков тысяч православных христиан, которые помимо литургии, утреннего и вечернего правила приняли решение понести молитвенный труд в виде келейной молитвы по соглашению акафистом Господу Богу, Божьей Матери или православным святым. Мы живем в разных городах и странах, ходим в православные храмы разных епархий, окормляемся у разных духовников, преподаем в воскресных школах, поем на клиросе, входим в приходские собрания, возглавляем ревизионные комиссии храмов и не видим своей жизни вне Русской Православной Церкви, но о. Александр и его сторонники называют нас сектантами. Мы подходим к одной Чаше, вместе участвуем в церковных таинствах, молимся за священноначалие и Русскую Православную Церковь, а нас называют раскольниками. Мы встаем на всемирную молитву за Россию в день Казанской иконы Божьей Матери, а нам говорят, что наше понимание молитвы утилитарно и не соответствует многовековому опыту Православия. МЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ, а нас пытаются отделить от общей массы православных христиан за то, что мы принимаем решение молиться чуть больше, вставать на молитву не смотря ни на что с десятками и сотнями тысяч других православных христиан в определенное время еженедельно вне зависимости от желания, самочувствия и жизненных обстоятельств. Многие из нас пришли в храмы своих епархий и воцерковились после проповедей о. Владимира Головина, но разве можно называть за это головинцами? Разве этому учит Христос в притче о блудном сыне? Протоиерей Владимир Головин своим словом привел множество людей к литургической жизни. Тысячи православных христиан после проповедей о. Владимира пересмотрели свои взгляды в отношении целомудрия, гражданских браков, абортов, в результате соборной молитвы создали семьи в Господе. За молитвенный труд многие получили от Бога дар родительства и, что немаловажно, с рождения воспитывают детей в духе православия, причащая и приучая их к жизни со Христом. Проповедями о. Владимира уже воцерковленные люди, сердечно переживающие неверие своих близких, смогли зажечь в их сердцах огонек веры, привести к порогу храма, к первой исповеди, к Причастию, а кого-то и вовсе принять православную веру. Вы однажды сказали: «Не приходят люди с ведрами к колодцу, где нет воды. Никто бы не обращался к Небу, если бы Небо не отвечало». Это действительно так! Если бы Господь не благословлял молитву по соглашению, то не было бы того, что описано выше. Православные храмы не пополнялись бы людьми, опытно узнавшими, как Господь близок и как любит нас, грешных. Ведь именно к этому призывает о. Владимир. А скольких людей он вернул в лоно Русской Православной Церкви из раскольнических сообществ! Не счесть. Словами же о. Александра Новопашина сейчас совершаются совсем иные дела: верующие оставляют молитву, разочаровываются в священниках, которые осуждают своих братьев в непозволительной риторической манере, люди меняют отношение к посту, глядя, как новосибирский клирик и его сторонники в первую седмицу Великого поста и Страстную пятницу пишут скабрезные тексты на своего брата во Христе. Воистину, «Не может древо доброе приносить плоды худые, ни древо худое приносить плоды добрые… Итак, плодам их узнаете их» (Мф. 7:18, 20). Сказано: «Блаженны жаждущие и алчущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6), поэтому мы просим Вашего отеческого покровительства и заступничества! Сердечно просим Вас ознакомиться с прилагаемыми материалами и разобраться в происходящем со свойственной Вам заботой о своей пастве. Мы всецело доверяем Вам и уповаем на Ваше объективное мнение.

Приносят счастье или несчастье письма счастья? Или об оккультном "вирусном" спаме эпохи, когда еще не было интернета...

***

Осенью 2003 года к нам в Миссионерский отдел пришло письмо.

"Здравствуйте! Несколько лет тому назад я получил подобное послание, но не придал ему значения и выбросил. А через месяц у меня умер отец.

И вот полтора месяца назад получаю снова это послание. И весь в сомнения. Окропил его святой водой, потом размножил, но не посылал никому. И навалилось на меня бедствие – с неделю назад появились клопы. По всей видимости придется кому-то посылать. Вот и вам высылаю 3 экземпляра в надежде, что Вы окажете помощь мне.

Да поможет Вам Господь и Пречистая Владычица в трудах Ваших. С уважением Юрий".

Письмо счастье (приводится в одном из оригиналов)

Само письмо находится в Юркале (Голландия), оно обошло 445 раз вокруг света и попало Вам. С получением письма его надо послать тому человеку, Вы желаете счастья, если Вы не верите в счастье из параллельных миров. Все зависит от Вас. Жизнь письма началась в 1254 году. В Россию оно попало в начале 20 века. Письмо получила бедная крестьянка Цигунова и через 4 дня откопала клад, потом вышла замуж за князя Галицина и стала миллионершей. В 1943 году письмо попало маршалу Тухачевскому, который сжег его. Через 4 дня его арестовали, судили, потом расстреляли. В 1921 году Коная Дайль получил письмо, но не распечатал его. Он попал в катастрофу, и ему ампутировали обе руки. Хрущеву письмо - подбросили на дачу, но так как он не прочел его, то на 4 день был свергнут друзьями. В 1980 году Алла Пугачева сделала 20 копий и через 4 дня получила неожиданное приглашение от фирии, после которого через 4 дня положила на счет 20 тысяч долларов. Примеров очень много. Но не в коем случае не рвите письмо. Отнеситесь к этому серьезно. Это путь между настоящим и будущим. Письмо можно отправить в конверте, лишь бы оно дошло до адреса. Тест не изменять.

J6181518T6-XXIIXIIXP5X

Эти знаки принесут вам счастье 9 лет. это письмо обошло вокруг света, счастье должно посетить Вас. Отправьте его лицам, которые в нем нуждаются. Не задерживайте письмо более 96 часов. Эта цепь создана миссионерами Венесуэлы. Отправте письмо приятелям и через 4 дня ждите сюрприза. Данте получил в 1929 году, поручив своему секретарю отослать 20 копий, через несколько дней он получил 20 тысяч. О. Дорозе получил письмо, но не отправил его. При родах умерла его жена, родив больного сына. Через несколько Дорозе отправил несколько писем, обреченный мальчик выздоровел. Сделайте 20 копий! Отправте обязательно! Это не шарлатанство! Ждите сюрприза! С любовью это возможно! Это письмо-удача, оригинал в Англии! Удача обошла мир 9 раз. Удача послана тебе в течении 4 дней со дня получения письма. Удача изброла тебя на своем пути. Это не шутка. Ты получишь удачу по почте не высылая денег. Не высылай денег, потому что, судьба не имеет цены. Не храните это письмо, оно должно покинуть твои руки в течении 96 часов. Служащий авиакомпании получил 7 тысяч долларов. Дон Оли получив 400 тысяч долларов, потерял их потому, что прервал цепочку. Джорж Виссон получил письмо, потерял жену, так как не дал письму новые связи, однако перед смертью получил 7500000 долларов. Пожалуйста, разошлите 20 копий и ожидайте, что произойдет через 4 дня. Цепочка идет Венесуэлы, и написана Св. Антонием Де Грабом, миссионером из Южной Африки. Поскольку эта копия должна путешествовать по свету, сделайте же 20 копий и пошлите их друзьям и компаниям. Через несколько дней ты получишь сюрприз. Это правда! Даже коли над тобой давлеет суеверие, обрати внимание на следующее. Константин Джо получил цепь в 1930 году. Он попросил своего секретаря сделать 20 копий и разослать их. Несколько дней спустя выиграл в лотерею 20 млн. долларов. Марко де Дали, служащий получил письмо и заболел, что должен избавиться от него в течении 96 часов потерял работу, потом отыскал письмо, сделав 20 копий несколькими днями получил работу лучше прежней. Дойне Фрехранд получил письмо, и не прочитав его, выбросил его, через 9 дней он умер. В 1987 году письмо получила молодая женщина из Калифорнии, оно было весьма потрепано и читалось с трудом. Девушка дала слово, что перепечатает его и пошлет, но отложила, чтобы сделать. На нее обрушилась куча проблем, в том числе ремонт автомобиля. Письмо не покинуло ее в течении 96 часов. Наконец она напечатала его как обещала, и получила новую машину. Помни, не посылай денег! Ты посылаешь удачу! Не игнорируй письмо, пришли его! Удачи!

Да, действительно, человек подвергся непростому искушению! И, увы, в этом он не одинок. Такие письма "счастья" достаточно часто появляются в почтовых ящиках, например, я сам получал их три раза. Как тут не разобраться, что же за "счастьице" ходит по просторам России?! Благо у меня на руках целых три "одинаковых", но почему-то разных письма – два, которые я получил и одно - от Юрия.

Где же ты письмецо и откуда?

Читаем внимательно:

"Само письмо находится в Юркале (Голландия)… Это письмо удача, оригинал в Англии!"

"Оно обошло 455 раз вокруг света и попало Вам…Удача обошла мир 9 раз!…".

"Жизнь письма началась в 1254 году…Эта цепь создана миссионерами Венесуэлы…Цепочка идет Венесуэлы, и написана Св. Антонием Де Грабом, миссионером из Южной Африки"

Итак, письмо создано в 1254 г., и цепь его передачи создана миссионером из Венесуэлы Св. Антонием Де Грабом, который был родом из Южной Африки. Не нужно быть знатоком географии и истории, чтобы знать – Венесуэла, находится в Южной Америки, однако в 1254 году, этот континент не был известен Старому Свету! Более того, в те времена Южная Африка, т.к. территория ЮАР также практически не была известна европейцам, и конечно не была ими колонизирована. Поэтому счастьежелательный "папа" письма св. Антоний Де Граб не мог появиться ни в Венесуэле, и даже родиться в Южной Африке.

Но это еще не все странности. Совершенно не ясно, с какой скоростью письмо колобродит по белу свету, то оно обошло 445 раз вокруг света, то всего лишь 9 раз. К тому же не понятно где же находится оригинал, то ли в Голландии, то ли в Англии?

То, что у автора письма св. Антония де Граба из Южной Африки туго с историей, свидетельствует и следующее предложение: "В 1943 году письмо попало маршалу Тухачевскому, который сжег его. Через 4 дня его арестовали, судили, потом расстреляли". Я хоть и школу давно закончил, однако хорошо помню, маршала репрессировали до начала Великой Отечественной войны

***

Читайте также по теме:

  • Пошли "удачу" и "любовь": как получить сто "писем счастья" и не испугаться - Взгляд-инфо
  • Кто крайний за монеткой счастья? - Миссионерский отдел Московской епархии
  • Ходит по свету убийственное счастье (о письмах счастья) - Максим Степаненко
  • Иерусалимский хлеб, или Закваска от лукавого - иерей Дионисий Свечников
  • "Иерусалимский хлеб" - Интерфакс-Религия
  • Магизм - профессор Алексей Осипов

***

Странная летопись или "текст не менять!"

Все события, описанные в письме, относятся в ХХ веку. И это понятно, в 1254 г. не было ни Пугачевой, ни удачливой крестьянки Цигуновой, ни бедной девушки из Калифорнии, у которой сломалась машина. А ведь, между прочим, "Текст не изменять!". Что же в письме осталось от того древнего письма?

Наверное, магические знаки, осенило меня! Сличение трех разных писем из трех разных источников разочаровало меня – знаки были разными. При этом в двух последних вариантах в знаках оказалась славянская буква "П", которой нет в латинском алфавите, обычно используемом оккультистами Средних веков в написании магических заклинаний.

J6181518T6-XXIIXIIXP5X

Y6181518E6XXXIПXP5X

Y61815, 1886-XXПX ПXPSX

Очень подозрительна личность летописца, который, судя по письму, практически полностью изменил древний оригинал. События, описанные в письме, происходили в разные годы, в разных странах и даже континентах. Кто их собирал и вопреки предупреждению "текст не изменять!" почему-то их вписывал? Сами счастливчики и несчастливчики не могли приписать к письму то, что с ними произошло, т.к. удача приходила им уже после того, как они отправили письма. А неудачники вряд ли стразу бросались печатать в газеты или подписывать письмо: "Я, О. Дорозе, не отправил 20 копий письма, и моя жена умерла при родах. О, горе мне, дураку! Но я вовремя спохватился и мальчик, которого, извлекли из мертвой жены, выжил!". В свете, описываемого расстрела в 1943 году уже расстрелянного Тухачевского, есть сомнения, существовали ли вообще указанные люди.

В трех письмах, с которыми я ознакомился, полно ошибок (вы в этом уже убедились, читая приведенное письмо), и орфографических, и синтаксических, в т.ч. и в именах собственных:

"Само письмо находится в Юеркуала…Юркале…Юфкула".

"Доине Фрехранд…Догли Фрехранд…Догнит Фрихланд".

"Джордж Висаси…Джорж Виссон…"

И, наконец, фамилию католического миссионера исказили, как могли: то он "де Граб", то "де Грабби", то "де Габ"…

Письмо глазами христианина

Оставив светскую эрудицию, посмотрим на письмо глазами христианина. Оно не как не тянет на письмо-молитву к Богу, там нет даже намека на обращение "Господи, помилуй меня, и пошли мне богатство!". Кстати, подобные молитвы не одобряются не то, что Церковью, и Самим Господом "…не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам" (Лк.12:29-31).

Вне всякого сомнения, перед нами – по своей сути, магическое письмо (точнее - пародия на магическое письмо).

Раз так, уместно будет привести вначале контраргумент из стана духовных супротивников. Хотя я и далек от магии, но колдунами предполагается, что получение положительного эффекта зависит от правильного исполнения магического ритуала и правильного произношения (начертания) заклинаний. Однако магические знаки во всех письмах разные! Да и само письмо с Аллой Пугачевой и крестьянкой Цигуновой на все 100% не соответствует древнему оригиналу. Отсюда, очень сомнительна заявляемая магическая способность письма осчастливить всякого послушного его распространителя.

Из-за магический сущности письмо принципиально не могло быть создано католическим миссионером, который к тому же обозначен святым. Хотя римо-католики и впали во множество ересей, вряд ли они в те времена потеряли способность узнавать богомерзкую магию, как наши современные россияне.

В одной из утренних молитв, мы говорим Богу: "Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, и о Тебе же упование мое…". Итак, всякий христианин осознает, что все блага им получаемые, имеют один источник – Бога, именно поэтому мы ежедневно молимся Ему: "Господи помилуй… помоги… спаси… вразуми, наставь на путь истинный (праведный)… исцели… даруй" и т.п. При этом, так молясь, христианин просит не нагло и самодовольно, а проникается смирением, понимая свою греховность и недостойность просимых благ. И при этом своими делами в повседневной жизни стремится к праведности, доказывая тем самым свою любовь к Богу.

А к чему призывает письмо? Добр или зол, праведен или погряз в грехах, христианин ты или безбожник – все равно, лишь бы переписал письмо 20 раз, и получишь счастье в течение 9 лет!

Когда в молитве мы просим Бога о чем-то и получаем, то знаем источник блага – Бога. В магии – заговорах, заклятьях, в том числе и в этом письме нет обращения к Богу. Тогда кто же выполняет магическую просьбу? Бесы!

Вот почему Православная Церковь так гневно осуждают тех, кто занимается магий и колдовством, помня пророческое предупреждение: "…не научись делать мерзости … не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…" (Втор. 18, 9 – 14.), т.к. такие люди добровольно себя подчиняют бесовской силе.

Будучи "образом и подобием" Бога (Быт. 1:26), мы наделены таким качеством, как свободной волей. Будучи свободными, мы вправе принять и отказаться от каких-то благ, даваемых нам Богом, в том числе и от материального богатства, которое может много принести искушений, не способствующих нашему спасению. Наказывает ли нас за это Господь? Конечно, нет. Тем более что Он долго терпит; даже самые тяжкие грехи людей. А что же письмо-"СЧАСТЬЕ"? Отказался распространять такое письмо, несущее "счастье": выгнали с работы, попал в аварию, низвергли из власти, умерла жена, и даже… расстреляли. Вот такое вот "счастье" со звериным оскалом! Разве может за этим стоять Бог, который "есть любовь" (1 Ин.4:8)?

Поэтому не должно быть никаких сомнений при виде такого письма в почтовом ящике: отправьте его в мусорное ведро ! И помните, что, по словам св. апостола Павла "в мире идол ничто" (1Кор. 8:4). И если Вы живете по христиански - любите Бога и ближних, как самого себя, участвуете в богослужениях, прибегаете к спасительным Таинствам - с раскаянием исповедайте свои грехи и причащаетесь Телом и Кровью Господним, не оставляете молитву, то никакое письмо или заговор, никакая злоба беса или колдуна не повредят Вам.

Впрочем, мое глубокое убеждение, все эти "письма-счастья" - не злая магия, несущая непослушным всевозможные беды, скорее всего это чья-то злая шутка-издевка, впрочем, имеющая оккультную подоплеку. Такое письмо будет и дальше бродить, пока есть простодушные, оккультно настроенные, падкие на халяву из "параллельных миров" и вместе с тем пугливые невоцерковленные россияне.

Что же касается случая с Юрием, можно только лишь с горестью вздохнуть, бесы они и есть бесы! Древние падшие духи сильны в искушениях, они мастера выдавать случайные за взаимосвязанные события.

P.S. Кстати, по России распространяются еще и "пироги счастья", точнее магическая закваска для них, которую нужно раздавать всем знакомым простофилям. Такие пироги нужно печь только один раз в жизни и раздавать закваску только ну о-о-очень хорошим людям

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви

В начале апреля 2008 года мне переслали по интернету еще одно "письмо-счастья". Обратите внимание на его заметное изменение.

"КИТАЙСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ. Можно купить дом, Но не очаг; можно купить кровать, но не сон; можно купить часы, но не время; можно купить книгу, но не знание; можно купить положение, но не уважение; можно заплатить за доктора, но не за здоровье можно купить душу, но не жизнь; можно купить секс, но не любовь. Китайское наставление приносит удачу. Оригинал хранится в Нидерландах. Это наставление уже восемь раз облетело вокруг мира. И, однако же, на этот раз оно принесет удачу тебе. После получения этого письма ты станешь счастливым. Это не шутка. К тебе придет удача. Перешли по почте или Интернету это письмо тем людям, которые нуждаются в счастье. Не посылай деньги, потому что счастье не купишь. Не храни письмо более 96 часов, в течение этого времени его нужно переслать. Несколько примеров того, что произошло: Константин получил письмо в 1953 году и попросил свою секретаршу сделать с него 20 копий; через 9 дней он выиграл 9 миллионов марок в национальную лотерею. В 1967 году Бруно получил это письмо и со смехом выбросил его. Через несколько дней у него заболел сын. Он отыскал письмо, сделал с него 20 копий и разослал их; через девять дней он получил известие о том, что его сын выздоровел. В 1987 году письмо получил молодой калифорниец, который заметил, что оно было неразборчиво написано. Он пообещал себе перепечатать его на машинке, однако отложил это на потом. То есть он не освободился от письма в последующие 96 часов. Позже он переписал и переслал его, как и было обещано, и получил новый автомобиль. Впоследствии он переслал его, продолжив счастливую цепочку. Не забудь, не посылай деньги и не подписывай письма. Просто пошли 20 копий и подожди чтобы увидеть, что случиться через несколько дней. Наставление было написано миссионером с Антильских островов Я посылаю его тебе, потому что ты должен помочь ему обойти вокруг Земли. Пошли 20 копий своим знакомым, друзьям и подругам. Спустя несколько дней ты получишь добрые известия или у тебя случиться сюрприз. Это правда, даже если ты не суеверен. Этот листок был послан в качестве удачи. Благодаря кому-то, кто любит тебя, счастье сохраниться от твоей пересылки Удача придет к тебе примерно в течение 4 дней после получения этого письма, которое предназначалось тебе. Счастье пришло из Венесуэлы, и оно было написано Антони де Крудом, южноафриканским миссионером. Теперь твоя очередь переслать его. Не храни письмо, оно должно покинуть твои руки в течение 96 часов. Я прошу тебя послать копии, и ты увидишь, что случиться в течении 4 дней. НЕ ПОСЫЛАЙ ДЕНЬГИ, НЕ ЗАБУДЬ ОБ ЭТОМ ПИСЬМЕ. ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЕТ".

Во второй половине XX века в СССР получил широкое распространение феномен «писем счастья». Написанные от руки, неграмотные, густо сдобренные народной фантазией послания кочевали из одного почтового ящика в другой. Их десятки раз переписывали, рассылали знакомым, а затем ждали обещанной удачи. Распространение писем счастья имело характер спама.

Эти послания были широко распространены в городах и представляли собой определенный пласт городского фольклора. Схожие письменные «документы» появлялись еще в Средние века, в условиях жесткого диктата церкви. Таким образом распространялись в народе некие особые молитвы. Перед революцией 1917 года в России аналогичным образом тиражировались большевистские агитационные листовки (агитки).

Что представляли собой «святые письма»

В СССР существовали собственно «письма счастья» и «святые письма». Первые представляли собой написанные от руки послания, в которых сначала излагались некие «достоверные» факты, после чего шел собственно призыв. Часто использовались имена широко известных людей: политических деятелей, певцов и пр.

В одном «письме счастья» говорилось о том, что его действенность «лично» проверили на себе Никита Хрущев, Алла Пугачева, маршал Тухачевский и другие, не менее интересные лица. Якобы тот, кто добросовестно переписал и разослал письмо друзьям, получил в награду удачу и счастье. Люди, не поверившие в серьезность послания, были наказаны. Аналогичное воздействие оказывали слова молитв и имена Бога, Богородицы и всевозможных праведников в так называемых «святых письмах».

Все эти приемы были призваны убедить получателя письма в его стопроцентной действенности. Но счастье или материальную прибыль нужно было еще заслужить, переписав послание определенное количество раз (9, 12, 36 и т. д.). По заверениям анонимного автора человек, осмелившийся разорвать «святое письмо», был обречен на большое горе.

Никакой цензуры

Колоссальная распространенность «святых писем» в советское время феноменальна уже тем, что процветала вопреки господствующей идеологии. Компартия проповедовала атеизм, учила граждан не верить в «поповские россказни». Те же, наоборот, добросовестно переписывали письма, полные молитв, суеверий и вымыслов.

Интересно и то, что отследить автора такого письма было невозможно. При этом все новые и новые послания появлялись с поразительной регулярностью и даже каким-то упорством. Молитвы, чудеса и суеверия в них варьировались, но никуда не исчезали. И это – во времена жесточайшей цензуры, когда каждое литературное произведение, каждый отснятый фильм пристально рассматривались чуть ли не под микроскопом.

Сомнительное авторство

Структура «святых писем» оставалась стабильной. Изменялись только детали, как будто послания были написаны под копирку или исходили из одного источника. Официальная власть никак не высказывалась на их счет, полностью игнорировала существование самого явления.

Существуют предположения, что «святые письма» распространял КГБ для снятия определенного напряжения в массах. Ментальность людей меняется очень медленно. Даже если разом свергнуть царя и установить новый строй, глубинные установки людей мгновенно не эволюционируют. Для этого нужны десятилетия. «Святые письма» создавались для того, чтобы перенаправить религиозные устремления народа в безобидное русло.

По другой версии, эти послания создавались Православной церковью, которая в советское время вынужденно ушла из общественной жизни. При помощи «святых писем» так поддерживалась связь с народом. Они были способом напомнить о себе, о Библейском учении и всем, во что русские люди верили столетиями.

Христианин - это письмо Иисуса Христа миру. Такую мысль предлагает апостол Павел во Втором послании к Коринфянам. Вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2Кор.3,3) - говорит святой апостол. Получается, на сердце всякого христианина должно быть начертано слово Божие и христианские добродетели. «Апостолы - писцы; чернила - Дух Святой, пергамент - сердца» - комментирует это начертание святитель Феофан Затворник.

Рассуждения апостола имеют ветхозаветные корни. Еще пророк Иеремия проповедовал о будущем начертании закона Божьего на человеческом сердце. Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер.31,33). Итак, новозаветный человек есть тот, у которого на сердце написаны письмена Божии.

Как же происходит такое написание Духа, и что оно значит? Святитель Феофан Затворник дает пример осмысления этого таинственного процесса, разделяя его на три этапа. Первый начинается тогда, когда благодать Божия касается человека через слово благовестия, и уверовавший соглашается с Божественным призывом. «Когда внутри изречется согласие, то оно закрепляется в существе души благодатию, причем и все слышанное из ума… переходит в сердце и печатлеется там живосоставно». Человек получает «программу новой жизни», входящую в сознание и совесть, и дает обещание жить по ней. По мысли святителя, «первое писание завершается святым крещением».

Как осуществляется второе написание? «Дух благодати все сознанное, как условие христианской жизни, печатлеет тогда в совести и в сердце: и се живописанные скрижали закона жизни о Христе Иисусе!» Если в первом начертании человек осознает и принимает Благую Весть, то во втором божественная сила помогает укоренить это знание в уме и сердце. Второе написание Затворник связывает с таинством миропомазания.

Что же потом? А дальше следует жизнь согласно услышанному. «Третье писание продолжается непрерывно во всю жизнь». Получается, оно есть собственно духовная жизнь во Христе. Все это похоже на то, как папа выводит в тетрадке сына несколько первых букв, а дальше уже должен учиться писать сам сын, под присмотром и руководством отца. Также и мы вначале принимаем подарки Божии - слово Христово и благодать Святого Духа - а затем учимся жить согласно принятому, не без помощи Господа. Если говорить о таинствах, сопутствующих данному этапу взаимоотношений человека и Бога, то здесь на первый план выходят покаяние и причащение.

Итак, есть три этапа начертания на сердце Божественного письма, и для каждого периода - необходимые церковные таинства. Важно, что все написанное обязательно будет прочитано людьми. Как есть проповеди, произносящиеся вживую, и есть проповеди текстовые, напечатанные или написанные - так и всякий христианин должен быть проповедью либо словесной, либо свидетельствующей молчаливо. Мы - письмо Христово миру.

Получается, что наша христианская жизнь в некотором смысле не только наша, она как-то свидетельствует о Христе всем окружающим. Что написано в этом письме, вот вопрос. Там слова Божии сияют золотым блеском - или перечеркнуты самой нашей жизнью, затемнены грехом? Там буквы, написанные Господом, продолжаются в стройном ряде наших собственных букв, отражающих красоту Божьих слов - или же сменяются на безобразную мазню?

Оказывается, мои личные отношения со Христом оказываются уже не только моими. Каждый мой грех станет кляксой в послании Христовом миру, перечеркиванием заповеди Божией. Соответственно, всякая христианская добродетель будет словом проповеди, явным или скрытым. Все эти наши записи будут прочитаны ангелами в день Страшного Суда, и уже сейчас читаются людьми, живущими рядом с нами. Живешь - значит, продолжаешь писать письмо, начатое Христом. Под диктовку ли Господа, или врага рода человеческого, или же своих страстей - текст получится соответственным. И как страшно вместо гимна Творцу написать что-то греховное, пустое и бессмысленное.

Бывает, само лицо человека становится письмом. Вообще наш образ жизни, наш внутренний мир накладывает отпечаток на всю нашу внешность, особенно же на лицо. Не зря говорят: на лице написано. Подобно пишет о грешниках пророк Исаия: Выражение лиц их свидетельствует против них (Ис.3,9). Недаром такие разные у людей лица - не в плане разности черт, но из-за духовной печати, у каждого своей. Потому-то святых достаточно только видеть - это даже важнее разговора с ними. Да и лицо обыкновенного церковного человека, как правило, имеет какой-то свет, какую-то печать умиротворенности, вечности. Также, многие чуткие люди замечали, как изменяется лицо только что причастившегося христианина - оно просвещается особым светом. А самое красивое лицо в мире есть лицо молящегося. В нем нет страсти и житейской суеты, нет тех масок, которые мы меняем много раз в день. Бывает, увидишь такого, углубившегося в молитву человека - и сердце радуется, ибо у него печать Христова на лице! Когда кто-то молится, он становится письмом Христовым для мира.

Но, увы, запечатлевает человека не только Бог, но и диавол, и грех. И сколько таких лиц, с печатью греха и растления? Как больно бывает на подобные лица смотреть, зная, что не такое человеческое лицо создал Господь, и не для такой печати оно предназначено.

Христианин - письмо Христово; его сердце - скрижали с заповедями Божьими; его жизнь - продолжение написания письма. Страшный Суд станет публичным прочтением написанного за все годы, от крещальной купели до гроба. А еще это письмо есть как бы визитная карточка апостолов, через которых последующие поколения христиан, вплоть до нас, научены вере. Вы - письмо Христово; вы - наше письмо (2Кор.3,3; 3,2) - говорит нам апостол Павел, и мы должны осуществить в жизни его слова.

С 1904 по 1908 год, когда уже он сам поселился на Эгине, как будет сказано, он вел переписку с лицами, живущими в Обители Эгинской. Большинство писем адресовано игуменье Ксении. В начале, когда они еще не были рясофорными, и имена их не изменялись, он адресовал вообще всем с известной фразой: «Чада о Господе возлюбленные». В первых письмах наряду с текущими делами он писал и о проповедях, которые он делал в Афинских храмах. Разумеется, что писал он по памяти. Он говорил проповеди в Афинской митрополии, в храмах св. Димитрия, св. Луки и Богородицы. Проповеди его крайне духовного содержания, и язык, на котором пишет, – простая кафаревуса со словами и выражениями древнегреческого языка. По своему обычаю он использовал этот язык в своих проповедях, и здесь он пользуется им, ибо говорил он более образованным лицам. Всего 135 писем. Монахини хранят их, как нечто очень священное. Предлагаем на выбор некоторые, чтобы читатель получил представление и об этой стороне, поскольку посредством их Святой совершал пастырское дело.

Письма

Чада о Господе возлюбленные, радуйтесь о Господе.

С благодарением возвещаю вам, что открыл нам божественную Свою волю на основание Священной Обители и благоволил, чтобы Священная эта Обитель была вновь воздвигнута и воссияла. Преосвященнейший Митрополит Господин Феоклит не только благословил дело, но и взял под свое покровительство и согласился со всеми моими мыслями и заповедями, которые я ему представил, и сказал мне, что будет заботиться о ней, так же и Священным Синодом она будет признана по типу Священной Обители Коломанской, и что намеревается после восстановления Обители послать несколько преподобных девиц из Спарты и даже согласился по моему предложению посетить обоим нам Обитель.

Я сообщил ему желание Александры построить и сказал ему, что на Святую Пасху поеду положить основание ей, и он с удовлетворением принял это слово. Из всего этого видно, что Бог благоволил, и ваши молитвы услышаны.

Изречение произвело на меня большое впечатление, и я тотчас принялся писать вам, хотя немногое и совсем без подготовки. Призвал только Пресвятую Богородицу просветить меня светом Богопознания, чтобы написать вам на пользу, итак начинаю.

«Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом», воистину богодухновенные глаголы. В малом он представил все житие девы, показал характер пожелания и цель, и конец девства. Итак, показал первое дело девы, что оно есть заботиться о Господнем и второе, что забота о Господнем это искомая цель, то есть, чтобы дева сделалась святой и телом и духом. Отсюда всякая забота девы состоит в том, чтобы сделаться святой по телу и душе, испытующе, что благоугодно Господу, ибо сие есть заботится о Господнем : благоугодное Господеви творить непрестанно, чтобы угодить Господу, ибо благоугодное Господеви освящает душу и тело, дева же бывает благоугодной Господу.

Дева бывает святая, когда тело свое она почитает как святую скинию, в которую вселился Бог, и соблюдает его непорочным и неоскверненным, душу же, то есть дух, который соблюдает также чистым от нравственных страстей, то есть нравственных зол.

Тело соблюдается непорочным, когда и органы чувств остаются девственными, ибо, когда тело девственное, глаза же и уши, или, обоняние, или вкус, или осязание далеко от состояния девственности, тогда и тело не девствует, ибо девство это, главным образом нравственная добродетель, а не телесная. Телесная девственность имеет благодать и цену, она соблюдается нравственной девственностью, без сей никакой она не имеет цены, ибо какова цена ее, если чувства растлевают ее? Где святость девы, когда тяжкий через чувства оскверняет тело? Итак, дева, заботящаяся как угодить Господу и желающая сохранить тело святым, должна соблюдать непорочными и чувства. К сохранению святости тела относятся и язык, и уста, и руки, и самые ноги. Ибо, когда язык через злословие и тому подобное нечистый, то все тело нечистое. Когда руки делают не должное, они мерзкие и оскверняют все тело. Когда ноги девы не суть, «как ноги, благовестующие благое» прекрасны, то есть, святы, они не сохраняют телесной чистоты. Через хранение святости всех членов наших мы сохраняем телесную святость.

Душа же соблюдается святой, когда ум и сердце, то есть разумное, волевое и побудительное души, все это взыскуют благое, и благоугодное, и совершенное. Когда же разумное ищет познание божественных истин, волевое хочет исполнения божественных заповедей, побудительное стремится к Богу и ни о чем другом не заботится, тогда воистину заботится дева о Господнем и бывает свята телом и духом.

Да не покажется сие вам невозможным. «Просите, и дастся вам, ищите и обрящете, стучите и отверзется вам: всяк бо просящий получает и ищущий находит и толкущему откроется» (; ).

Благодать Господня да будет с вами. Аминь.

Отеческое Благословение всем вам

Пентапольский Нектарий

* * *

отеческое тебе благословение.

Сегодня почтой посылаю господину Димарху Эгинскому пять тысяч деревцов... для раздачи даром жителям Эгины, пишу, чтобы послал и вам, для посадки около монастыря. Желаю, однако, чтобы он дал и Евтихии, сколько она хочет. Сообщите Евтихии о моем наказе и о посылке деревьев, чтобы она позаботилась и спросила их у Димарха. Напишите мне, сколько израсходовали на посадку.

Желаю вам всего наилучшего и доброй Четыредесятницы и доброй Пасхи.

Духовный ваш Отец

Пентапольский Нектарий

* * *

Возлюбленная дочь в Господе преподобная Ксения, отеческое тебе благословение.

Молюсь о твоем здравии, да исцелит тебя Божественная Благодать. Хочу чаще знать о состоянии твоего здоровья. Сделайте водосвятие, и пусть иерей осенит тебя крестом и возьми немного великой агиасмы . Не неради о своем здоровье. По случаю передай мое благословение и Елене, и желаю знать, как она.

О Святом причастии говорю тебе, воздерживайся всякий раз, когда желудок твой расстроен и имеется склонность к рвоте, да не в сознании приступающе Страсти причащающиеся, окажемся халатными в отношении возможного последствия и согрешим.

В келии своей, когда закончится строительство, в течение нескольких дней возжигай огонь, сделай освящение и потом вселяйся, застели ее шерстяным одеялом.

Хочу знать, принесли ли вам цветочный горшок, свечи и деревья.

Кассиания пусть позаботится написать своему брату, чтобы пришел, и я дам ему денег для ремонта туалета. Очень хочу, чтобы к Пасхе он был сделан. Я говорил, что сделаю в другом месте, но поскольку требуется много денег, которых сейчас у меня нет, посему пусть будет там, где есть. И пусть не нерадит об этом.

О.Андронику я сказал, чтобы он сделал ограду для защиты деревьев. Хочу, чтобы вы посеяли семена кукурузы.

Остаюсь ваш к Богу молитвенник

Пентапольский Нектарий

* * *

Возлюбленная дочь в Господе преподобная Ксения,

желаю тебе наилучшего.

Вчера написал тебе, что намереваюсь сообщить благостную весть. Сию весть благоволил вашими молитвами сообщить вам в настоящем письме сегодня.

В ту минуту Богу содействующу закончил я Псалтирь. Все псалмы ее я осилил в древнюю меру по образцу, который послал вам, с короткими пояснительными замечаниями. Уже могу сказать, что знаю Псалмопевца. Уже уяснил высоту смыслов его. Уже прочувствовал величие Псалтири. Уже ощутил дышащий в псалмах дух служения божественному. Уже почувствовал вожделение возношения к Богу. Уже осознал, каков огонь божественной любви разлит в псалмах. Уже уразумел созидательную силу псалмов для души и сердца. Уже понял, насколько они необходимы в молитве и для выражения чувства поклонения Богу. Уже уразумел, почему они установлены Святыми Отцами как ежедневное чтение в молитвенных последованиях.

Я отныне, когда с Богом Святым, сподобившим меня и просветившим осилить в древнюю меру труднейшую сию книгу, истолковать и сделать понятным и приятным чтением, когда говорю, отпечатаю ее, буду иметь ее карманной книгой и носить при себе, куда бы я ни пошел. С ней я буду петь, и славить, и благословлять Бога.

Прославьте и все вы Бога за то, что укрепил Он меня довести до конца удивительное это дело. Благодарите Его за все и молитесь Ему, да удостоит меня отпечатать ее и преподнести вам, как священный дар к молитве и служению Богу

Радуйтесь и веселитесь в Господе.

Духовный ваш Отец

Пентапольский Нектарий

* * *

Возлюбленная дочь в Господе преподобная Ксения,

отеческое тебе благословение.

Получил от 10 мая ваше письмо и обрадовался о вашем здравии, и я Благодатию Божией здоров. Возьми двести драхм для колодца и на расходы по доставке извести и гашения ее. Ты не написала, пришла ли известь. Я заплатил Стилиану за привоз 50 кантарий извести. Спроси, пришла ли, или почему не пришла.

Я приеду через 10–12 дней, чтобы положить основание церкви, но должна быть готова известь. Жду вашего ответа.

Ты писала, что отцу Адронику дала 100 драхм, о которых я сказал Аргиро; еще спрашиваешь об остальном моем долге ей: те (деньги) пусть останутся. Я сказал Косте, чтобы выслал почтой три фиалы сиропа для Марики. Молюсь о совершенном восстановлении ее здоровья, желаю узнать, окрепла ли она.

Узнал, что Филофея не находится в хорошем душевном состоянии и (будто бы) молится против сестричества. Прошу, спросите ее, правда ли это. Если нет, то ладно, если же правда, и она продолжает причащаться Пречистых Тайн, то пусть знает, что в суд себе есть и пиет, не рассуждая о Теле и Крови Господни и близка к опасности, ибо, нечто худшее может случиться с ней. Считаю своим долгом, чтобы вы прочитали ей, да не буду повинен. Умываю руки мои.

Аргиро передай мое благословение, также и всем сестрам, о которых я молюсь, да ущедрит их миром.

Следующее пусть прочтется перед всеми.

Много радуюсь я о многой любви, царящей между сестрами, которой лишена Филофея, как я узнал. Но считаю своим долгом сказать вам, что вы должны иметь большую осторожность в вашем общении и благоговейте друг перед другом, как священные лица, как божественные посвящения, как образы Божии, и не взирайте никогда с надеждой на тело или на здоровье, но на душу, : и да не умедлит ваш помысел в исследовании характера и различных членов тела. Внемлите развитию чувства любви, ибо душа находится в опасности, когда сердце не укрепляется чистой молитвой, разогревающей ее, и делается плотским, неестественным и потемняет помышление, о чем именно я молюсь, дабы не случилось.

Берегите чувство любви. Любите друг друга, как святых сестер, и единая общая любовь ко Господу пусть связывает вас. Избегайте и рукопожатий, и поцелуев, ибо вы сражаетесь против лукавнейшего духа.

Духовный ваш Отец

Пентапольский Нектарий

* * *

Возлюбленная дочь в Господе Ксения Преподобная.

Мир тебе от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и здравия, и всем вам, и благого состояния души и тела.

Сегодня пишу вам, чтобы сообщить о том, что я прочитал. Некий английский врач делал опыты лечения на страдающих грудными болезнями луком, давая им ежедневно питье из него, а тем, кто может, употреблять лук. Он давал им каждое утро есть лук с хлебом и, если возможно, и в обед такое количество, сколько возможно. Экспериментировал в течение десяти лет и увидел, что развитие грудных болезней прекращается, и полностью восстанавливается здоровье.

Луковую терапию я наблюдал, насколько вспоминаю еще, будучи отроком, у врача в Болгарии. Помню, что он говорил, что туберкулез в Болгарии не находит почвы, потому что болгары едят лук и хлеб. Пишу это для Марианы в основном, потому что верую, что день ото дня будет улучшаться ее здоровье. Если хочет и может, пусть ест любой лук утром с куском хлеба ради своего здоровья.

Хочу знать, как чувствуют себя монахини – все ли здоровы?

Молюсь, да здравствуют все душою же и телом. Благословение мое передай Аргиро и остальным сестрам.

Духовный ваш Отец

Пентапольский Нектарий

* * *

отеческое тебе благословение.

Не имею написать тебе чего-либо нового или что у меня все хорошо. Елену и Маргариту давно не видел. Костя сказал мне, что видел Елену, и у нее все хорошо.

Андроника обвинили монахи его обители за то, что он не поминает митрополита и царя ни в своей обители, ни в нашей и привели к ответу. Отвечая, он призвал трех монахинь свидетельниц, и были выданы вызовы им, чтобы пришли и свидетельствовали о нем. Сие он рассказал мне, придя в Школу, и показал вызовы, которые я взял и, поскольку, заметил, что сие было безрассудно, позвал диакона митрополита и отдал ему вызовы, сказав, чтобы отдал их Преосвященнейшему и приостановил приглашение их, и что я уверен, что он всегда по моему повелению его поминает. Так были отменены вызовы, и закончился ваш вопрос.

Однако, Андроник объявил мне в конечном счете, что впредь не придет служить, и я ставлю вас в известность.

Прими мое благословение, которое передай сестрам. Молитвенно желаю всем вам здравия души же и тела.

Пентапольский Нектарий

* * *

Преподобная в Господе дочь Ксения.

Молитвенно желаю тебе и всем сестрам здоровья и терпения в искушениях.

Мать Евфимии сказала мне, что вы страдаете и терпите от холода. Если бы погода позволила, я бы приехал принести вам маленькое утешение, но, к сожалению, очень холодно. В Афинах минус восемь, так что не могу приехать.

Я хотел приехать особо для Акакии утешить ее и перекрестить Честным Древом и Святыми Мощами, которые я оставил вам. Хочу, чтобы ты святыми мощами перекрестила ее по моему благословению и призвала вместе с сестрами благодать святых, да исцелят ее. К сожалению, не могу приехать помолиться о ней. Молюсь о ее совершенном здравии и освобождении от этого испытания. Состояние ее – результат холода и влажности. Да исцелит ее совершенно Благодать Госпожи Богородицы.

Узнал, что Мария кашляет из-за простуды, сегодня пошлю купить четыре фиалы лекарства Коронилоса, две дайте Марии, которой молю совершенного избавления от кашля. Холод, когда она хорошо одета, не повредит ей, пусть выходит ненадолго подышать чистым воздухом, очень полезно. Узнал, что и Маргарита очень немощна, отдайте ей другие две фиалы, пусть одевается и ест яйца и молоко, и другую еду, так же как и Мария. И Маргарите молю укрепления ее организма. Хочу, чтобы вы все часто ели нут (бараний горох), чеснок и лук и пили немного вина и утром, после Церкви, немного раки?, теперь зимой для согревания тела. Узнал, что Амалия простудила горло, советую ей намочить кусок белой ткани холодной водой, отжать и положить на горло и обвязать платком. Пусть сделает это вечером на сон и уснет, и так до утра пусть не выходит, а только когда настанет день. Когда утром встанет, горло ее пройдет. Советую певчим не выходить сразу из храма, прежде чем придут голосовые органы в естественную температуру и, выходя из церкви, не разговаривать и идти сразу в свои келии, и через четверть часа и более выпить чашку тепленькой водички. Сие пусть делают зимой и летом певчие, когда встают утром на последование; поскольку же шея певчих имеет некую чувствительность и потеет ночью, то пусть смачивают руки и ее освежают. Сие пусть делают два – три раза и затем хорошенько очищают и после того как отойдет излишняя теплота, пусть выходят. Могут делать полоскание водой комнатной температуры. Это предохранит их от простуды, время от времени пусть делают полоскание или с борной кислотой или морской водой. Все это делаю и я. Вышлю ей коробку козинаки, они полезны для горла.

Желаю ей скорейшего выздоровления.

Узнал, что и ты страдаешь от головной боли, напиши мне, как ты себя чувствуешь? Молюсь о твоем скорейшем выздоровлении, и да положит Госпожа Богородица руку Свою на главу твою и отымет от тебя головную боль. Узнал, что и мать твоя простыла, и что и геронтисса Анастасия недомогает. Молитвенно желаю им здоровья и совершенного выздоровления.

Узнал также, что остальные здоровы, но сострадают болеющим сестрам и огорчены из-за их болезней... Сего ради снова желаю вам здравия и терпения. Я просил Госпожу Богородицу, да исцелит вас всех, и обещал от сего дня отдать в печать Θε оτ оκάρι оν в знак моей благодарности.

Остаюсь Ваш к Богу молитвенник

Пентапольский Нектарий

* * *

Возлюбленная в Господе дочь Ксения,

отеческое благословение тебе.

Получил 8 марта под номером 8 твое письмо и со вниманием прочитал, но не узнал одной вещи, каково ваше всех здоровье. Желаю знать о вашем здоровье.

Как Ирина и что у нее, и поправилась ли? Также Мария и Маргарита как провели зиму? Окрепла ли Маргарита, может быть нужно лекарство? Напишите, я вышлю. А как чувствует себя Акакия? Ты ничего мне не пишешь, и о себе ничего не пишешь. Хочу знать, как твое здоровье? И окрепла ли ты, и прошли ли головные боли, и не стала ли чувствовать истощение и беспокойство.

Я писал тебе, разумно проходите Святую Четыредесятницу. Заповедь моя налагает на тебя учинение и чтение молитв и то, что касается диеты, но все это примени, прежде всего, к себе самой. Сие говорю тебе, ибо понял, что тебе первой из всех необходима хорошая диета и то, в чем имеешь необходимость, и то, о чем говорят тебе другие. Ибо я не знаю, как происходит, что ты о себе самой заблуждаешься и не знаешь своего состояния, и посему имеешь нужду в поучении и наставлении. Итак, хочу сказать следующее. Спроси по моему благословению всех сестер, как они находят твое здоровье, и как думают о твоей диете (питании). Имеешь ли ты необходимость в особой диете, назначаемой тобою больным или нет, и если сестры, которые видят и разумеют необходимость качества питания, скажут, что тебе необходимо придерживаться диеты для больных, то покорись суду сестер, с которыми и я соглашаюсь. Если, однако, нет необходимости, тогда опять же по моему благословению питайся, как здоровые. Подобает же знать, что когда ты здравствуешь, здравствуют и сестры и даже сами больные. И когда ты болеешь, тогда болеют и здоровые. Прошу сие хорошенько заруби себе на носу и не только это, знай, что благодушие твое радует лица сестер и соделывает Обитель раем, раздражение же твое и хмурость передаются и сестрам, и убегает из рая радование. Знай, что от тебя зависит радость и веселие сестер, и ты обязана соблюдать обе сии в сердцах их. Так делай, подчас заставляя себя. Советую тебе не предаваться излишней скорби, ибо это сильно ранит сердца сестер; награда тебе будет большая, если ты станешь сестрам причиной радования. Сие тебе советую, ибо и я имею это началом своей жизни.

Хочу, чтобы и ученицы мои имели это началом. Когда радуешь сердце ближнего, тем более сестры, лишенной всего и ожидающей от тебя одной духовной радости, тогда сколь вероятно, что угодишь Богу гораздо более, чем если долго молишься и много постишься. Знай, что место твое уже есть место Духовной Матери. Уже это не Хрисанфия, которой можно было делать все, что хочет. Уже, если ты точно исполняешь по отношению к сестрам моральные свои обязанности, исполняешь их и по отношению к Богу Если сие упустишь, якобы ради тех, то знай, что и те не приемлемы будут Богом. Предстоятельница Обители живет не для себя, но для сестричества, и живущая для сестричества живет для Бога, же принимает ее жизнь, как жертву благоприятную. Кажется, пишу тебе это по некоему таинственному голосу, который подвиг руку мою, ибо я намеревался о другом написать тебе пару слов, а уже заполнил четыре страницы.

Кончая писать под диктовку, как мне кажется, приступаю теперь к ответу на твое письмо. Последования – хороши и молюсь, да облечет вас силою. Но может быть, устают сестры? Может быть, истощаются? Если видишь, что ослабеваете, сократи что-либо. Если какая из молодых вечером хочет поесть, может взять немного хлеба и воды, поскольку они находятся в развитии (организма), то и не подобает им лишаться необходимого в питании и оказания помощи опытными в развитии тела, чтобы не повредиться. Когда пройдет время развития, тогда могут поститься и кушать раз в день. Женский организм создан так, чтобы иметь необходимость во многом, ибо предназначен для величайших истощений. Поэтому женщины, желающие подражать по питанию мужчинам, быстрее истощаются. Женщина имеет физиологическую необходимость и в большей пище и большем сне. Вспомните, что вы женщины и не состязайтесь с мужчинами. Всегда имейте примером женщин, и тех не сразу все житие: ибо об этом нужно иметь рассуждение в аскезе и в нравственном совершенстве. Когда увидите многую аскезу, знайте, что существует великая нравственная добродетель, которая поддерживает аскезу тела, ибо нам подобает хорошо знать, что сила души укрепляет и поддерживает тело в подвигах.

Без душевной мощи, великие аскезы невозможны, и если кто смелый возьмется за большие аскезы, прежде чем оздоровит свою душу нравственными добродетелями, сей прельстится и отпадет. Посему считаю, желаю, настаиваю: идите разумным путем во всем, проводя житие по потребностям вашего жительства и по потребности сохранения вашего тела и здравия, и ищите нравственного совершенства. Горячо желаю, укрепляйтесь в добродетели сей, так чтоб вы могли сказать и чувствовать: «живу уже не я: живет же во мне Христос». Когда этого добьетесь, тогда ищите приобрести и другие добродетели, но, прежде всего ту, ибо без нее ничего не сделаете. И никакая да не прельстится, полагая, что молитвы и моления приведут ее к совершенству: такая заблуждается, ибо к совершенству ведет вселивыйся в нас Господь, Которого волю творим, Который говорит, что вселится и будет ходить в нас, когда мы творим Его заповеди. Едина же и первая заповедь есть, да будет в нас воля не наша, но Божия, да будет с таким совершенством, как она бывает на небе со Святыми Ангелами, и мы сможем сказать: «Господи! Не как я хочу, но как Ты: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли ». Без Христа в нас молитвы и моления ведут в заблуждение.

Говорю это, показуя вам, где подобает повернуть и что искать, чтобы безопасно достичь искомого конца.

Подвизайтесь прежде всего для смирения вашего эгоизма. Оно есть начало самоотречения и воцарения в нас божественной воли (...)

Желаю вам всего наилучшего.

Духовный ваш Отец

Пентапольский Нектарий

* * *

Преподобная в Господе дочь Ксения,

отеческое благословение вам.

Получил от 7 числа текущего месяца без номера письмо ваше и молитвенно желаю всего наилучшего. Благодатию Божией и я здоров в дому господ Николая Папаионниса и Фокиона Вамвиса. Дом их с Богом: они приняли меня с услужением, и я оставался у них в течение пяти с половиной часов: от 10 часов утра до 3 с половиной дня. В этом доме приютили и Зою, которая показала мне ваше письмо и просила разрешения приехать, что я и дал ей.

От нее узнаете о моем посещении. Эта благочестивая семья хочет приехать и построить вне Обители дом, чтобы завершить в преподобии остаток своей жизни, они просили же на сие мое разрешение. Они будут жить вне Обители, но хотят ходить на службу в храм Обители и питаться в Обители, предоставляя Обители средства на свое содержание и все свое имущество, которое после смерти будет имением Обители. Просьбу их я одобрил, ибо считаю сию семью со всех точек зрения Обители пригодной и полезной. Во-первых, за их добродетели и за уважение к их старости. Во-вторых, за моральное укрепление и мужество, каковое предоставят вам. В-третьих, за общество их. В-четвертых, ибо оба старца любят и отличные музыканты, могут помогать певчим. В-пятых, ибо со временем одного из них, Богу благоволившему, рукоположу во иерея. В-шестых, ибо они радуются уважению всех, и самое их уважение отразится и на Обители. В-седьмых, ибо экономически Обитель после этого приобретает одно жилище, в котором мы сможем ухаживать и за гостями. И последнее: и имущество их поможет Обители, и в сельскохозяйственных, легких работах около монастыря они пригодятся, и как сторожа с Богом будут охранять сад Обители. Этим я выражаю свое согласие. Желаю, чтобы ты прочитала мое письмо и сестрам и написала свое мнение, или если не успеете теперь, то когда приеду в третий день Пасхи, тогда мне скажете, как вы об этом разумеете.

Принеси мои поздравления Амалии за прекрасный Крест, молитвенно желаю ей всего наилучшего.

Верю, что мой приезд будет удачным, так говорит мне предчувствие, и что я буду доволен.

Желаю вам провести святые дни Страстей Господних в духовном общении с Господом и отпраздновать с духовной радостью Святое Его тридневное Воскресение. Аминь.

Если Стилиан (Στηλιαν оς пишу через η «и», т.к. в произношении бывает ε (е) – Стелий τελι оς , ε и η дают ώ ; υ не бывает ε , но оυ , думаю, что так должно писаться) приехал, то пошлю что-нибудь для Церкви, для начала работы. Хочу, чтобы Елена сказала Димарху, что я принимаю штукатура, которого он порекомендовал, и что когда приеду, побеседую с ним. Пусть скажет ему только, чтобы пришел в Обитель установить на купол Крест так, чтобы теперь на праздники и в день Пасхи он находился бы стоящим в сиянии на куполе.

С жандармом посылаю вам свечи и книги.

Духовный ваш Отец

Пентапольский Нектарий

* * *

Преподобная в Господе дочь Ксения, отеческое тебе благословение.

Получили от 26 уходящего месяца письмо, и мы были благодарны и прославляли Бога. Хочу, чтобы за такое благое расположение Преосвященнейшего, вы воспели славословие и благодарили Бога от всего сердца за Его воздействие на душу Митрополита, ибо не бывает сие без Бога, но Бог – Совершитель, и Ему подобает благодать, и слава и хвала.

Я пока еще не видел Преосвященнейшего, но узнал от его людей, что он остался очень доволен. Дай Бог, чтобы у него сохранилось такое воодушевление до конца. Сие же божественным благоволением бывает и зависит еще от того насколько и вы жительствуете по Богу, и живет в вас Христос, о чем я молюсь всем сердцем.

Посещение Преосвещеннейшего научило нас не малодушествовать, и что вера и надежда на Бога делают невозможное, но вера абсолютная, которая бы имела убеждение. Принуждайте себя с разумом во всем, дабы вера, надежда и любовь к Богу приближали вас ежедневно к совершенству.

Домогайтесь любви. Совершенная любовь ведет к совершенству веры и надежды. Просите ежедневно у Бога любви: ей следуют и множество всяческих благих добродетелей. Любите и будьте возлюблены. Давайте любовь, дабы получить любовь. Отдайте Богу все ваше сердце, да пребудете в любви, и пребывающий в любви, в Боге пребывает и в нем.

Пока правление не выдало мне деньги, но надеюсь получить через несколько дней в счет моего жалования и послать вам на носки.

Панагий прислал мне какие-то счета, которые я не понимаю: он взялся за 140 или более 130 драхм выполнить работу. Какие он уже представляет мне счета? Я послал их вам без рассмотрения. Напишите сколько он просит и, если больше, спросите почему стало больше. Если превышает жалование ноября, сколько превышает, я вышлю, и вы заплатите.

Приехала Елена, и я видел ее в день приезда и обрадовался, узнав о всех, особенно о Кириакии. Молюсь, да сохранит ее во здравии.

Елена сказала, что Синклитикия вам сказала, что я не думаю приехать в Обитель, и что думаю перейти с Костей в другое место, и что вас буду видеть время от времени. Синклитикия не поняла, что я хотел ей сказать. Я хочу основать Богословское Училище и в качестве места не исключаю и Эгину. Сие хочу оставить, так как если благословит и покажется маяк, просвещающий всю Элладу, то он позаботится и о вашей Обители. Мудрейший и старейший воспримет покровительство над Обителью, дабы Обитель и после успения моего имела бы предстателя и сторонника моих начал и так далее. Вот о чем идет речь.

Пока не завершились работы в Школе, когда завершатся приеду, и, Богу благоволившу, думаю сделать тебя совершенной монахиней.

Благословение тебе и передай благословение всем сестрам.

Духовный ваш Отец

Пентапольский Нектарий

* * *

Возлюбленные дочери в Господе,

молитвенно желаю вам всего наилучшего.

Получил от 30 прошлого месяца письмо ваше, увидел сострадание ваше к Синклитикии и принимаю моление ваше. К Синклитикии охладела душа моя настолько, что пребывает к ней безразличной, причина же – душевное ее состояние.

Я, возлюбленные, люблю вас не потому, что вы меня любите, но потому, что вы любите Господа нашего Иисуса Христа. ко Господу, как общая любовь, согревает и к вам мое сердце. Когда одна из вас отрывает свое сердце от Господа и предает его суете мира и душевным похотям, тогда любовь моя к ней престает, ибо сестра эта, отнявшая свое сердце у Христа, отсекла любовную связь между нами, так как кольцом, связью нашей была общая ко Христу любовь. Значит, холодность моя стала следствием удаления ее от Христа.

Ее любовь ко мне, как человеческая, не Согревает сердце мое, ибо она чужда любви Христовой, и невозможно для меня иметь в сердце две любви, божественную и человеческую, ибо не может кто двум господам работать, то есть любить, ибо любовь есть работа любимому, работающий же не свободен, так чтобы и другому работать, посему, поскольку союз любви это Господь, господствующий сердцами нашими, то всякая из сестер, имеющая в сердце своем Христа, есть и моя возлюбленная: и всякую, оторвавшую от сердца Христа, не дай сего, и если даже меня любит, и служит мне, я никак ее не люблю.

Любовь моя к вам имеет любовь Господню, чем более вы любите Господа, тем более и я люблю. Чем меньше любите Его, тем меньше и я люблю вас. Значит, желающая любви моей об одном и только да позаботится, как любить Господа, и любовь ко Господу влечет к ней и мою любовь, ибо мы связаны с Господом.

Обо мне не заботятся и не думают по-человечески, что должны иметь ко мне любовь. ко мне да будет не только результатом мысли и причиной моей любви к вам, но преизбытком любви Господней: она должна истекать именно из общего союза любви. Самая любовь есть чистая в духе любовь, которую не в силах обработать лукавый и коварно искать превратить ее мало-помалу в любовь человеческую и обычную. Таковая любовь, когда только в одном лице развивается, рождает в другом любимом ненависть. Когда в обоих развивается, то рождает эротическую любовь. Посему в любви друг ко другу или к одноплеменникам или особенно к лицам, склонным к эротической любви, мы должны ежедневно исследовать, вытекает ли наша любовь от союза любви, то есть Христовой, или не истекает от полноты любви.

Бдящий над своею любовью и хранящий ее непорочной, не смешанной с человеческой, сохраняется и от сетей лукавого, который старается внушить человеческую любовь к любимым лицам и превратить в эрос, обманывая во сне любящие человеческую любовь лица, и в котором, любимое лицо, соединенное с любовью Господней, ненавидит любящее по-человечески лицо: тогда лукавый представляет его терзаемого сердцем от эротической любви. Отсюда необходимо большое внимание в любви друг ко другу и еще в любви вашей ко мне и ко всякому иному, да не впадете в сети лукавого.

Из этого вы можете уяснить цель, ради которой я написал так строго Синклитикии. Я хотел привести ее в чувство, ибо почувствовал, что сердце ее охладело к Господу, что начала развиваться в сердце ее любовь человеческая, которая могла перейти в эрос, если бы я попустительствовал ей или бы сделал ей приятное. Лукавый начал прельщать ее во сне.

Через письмо я хотел вывести ее из прелести, обратить ее внимание и снова привести к любви Господней. Уж вы Госпожа Геронтисса Ксения, письмо мое Синклитикии не давай, часть же письма моего о любви прочитай и остальным сестрам, если рассудишь. Скажи Синклитикиии, что я получил ее письмо, и что составление письма моего сего произошло из текста ее письма, и что душа моя охлаждается к ней, когда слышу, что она хочет мирского и когда чувствую, что сердце ее удаляется от Христа, и когда вижу гордость и превозношение и отсутствие смиренномудрия и ненависть, развиваемую к сестрам и тому подобное.

Если она хочет, чтобы я любил ее, как невесту Христову, пусть позаботится полюбить, как прежде, Господа, как Жениха. Поскольку же небольшое состояние дает ей дерзновение думать, что она может жить в мире с родителями, то чтобы она оставила всякую надежду возвращения в свою семью, пусть напишет о продаже ее части (наследия) и высылке ей денег для построения ее келии, чтобы успокоился дух и сердце ее, и она избавилась бы от искушения, внушающего ей уйти из Обители. Тем более время построить ей келию(...)

Благословение вам и остаюсь к Богу молитвенник.

Благословение мое всем сестрам

Духовный Отец ваш

Пентапольский Нектарий

* * *

Возлюбленная дочь в Господе Ксения,

отеческое тебе благословение.

Получил письмо ваше и радуюсь о вашем здравии. Божией благодатию и я здоров.

Ставлю вас в известность, что Совет Школы решил дать мне пенсию триста (300) драхм в месяц, ибо я сообщил ему, что не могу более руководить Школой из-за переутомления. Пока остаюсь в руководстве до нахождения моего преемника в руководстве.

Таково известие, о котором я написал, чем привел вас в удивление.

Если до Пасхи найдут ректора, приеду и останусь до сентября. Говорю до сентября, во-первых, так как Митрополит сказал мне оставаться в Пирэйи для полемики против всевозможных ересей, и во-вторых, так как пока еще не прояснился промысел о Косте, который без меня не может жить нигде, но и со мной рядом с вами нельзя ему быть. Помолитесь, да просветит меня Бог, что мне делать с ним.

Между прочим, говорю вам, что Костя не хочет, чтобы наши вещи были посланы в Эгину, так как думает, что прежде чем мы пошлем их в Эгину, нас пригласят в Египет. С этой мечтой он ложится и встает. Мы много лет об этом мечтали, но Костя видит это каждые день и ночь. Когда приеду подумаем об этом вопросе проживания нашего с Костей и как одновременно мне быть с вами.

Собачку назовите Ива.

Известием об очистке колодца я доволен. Хочу, чтобы всякий раз как вы мне пишите, пиши мне о количестве воды в колодце и водоеме.

Дал Елене два пакета семян, один щавеля, другой деревьев (...). Семя деревьев как бы листья, имеющие в середине росток. Посейте их возле дороги ко Святому Харлампию, начиная от гумна и далее с обеих сторон. Сеяние его легкое, слегка разрыхленная земля – и сеется и закапывается. Не требует ни поливки, ничего. Щавель, где хотите, посейте.

Духовный ваш Отец + Пентапольский Нектарий