Может ли слепой водить слепого? Может ли слепой прозреть

На сон почти треть своей жизни и каждую ночь видит сны, даже если не помнит их после пробуждения. Причём сновидением считается восприятие не только визуальных, но и звуковых, тактильных и даже вкусовых образов. The Village узнал у эксперта и незрячих людей, какие сны снятся слепым.

София Кочнева

терапевт-сомнолог, помощница Романа Бузунова - заведующего Центром медицины сна ФГБУ «Клинический санаторий „Барвиха“» Управления делами президента РФ

Если люди лишены зрения с рождения и, соответственно, никогда не получали никакой зрительной информации, то они не «видят» сны, они их, скорее, чувствуют. Сновидения у таких людей ярче выражены через запахи, вкусы, тактильные эмоции и переживания, что компенсирует отсутствие визуального впечатления от мира. То есть это прямое отражение того, как слепые воспринимают внешний мир во время бодрствования, - через уши, руки и обонятельные рецепторы.

Зрячему человеку тяжело представить себе, как это происходит. Можно попытаться интерпретировать, закрыв глаза и сосредоточившись на внутренних ощущениях происходящего вокруг.

Все люди, как известно, видят сновидения во время быстрой фазы сна, когда глазные яблоки находятся в стадии постоянного быстрого движения. Эта фаза занимает немного времени и имеет у зрячих и слепых одинаковую продолжительность. То есть слепые люди видят абсолютно полноценные сны, их глаза точно так же движутся, когда они проходят стадию быстрого сна. Это абсолютно здоровые и полноценные сны с учётом поправки на зрение.

Что касается людей, которые ослепли в течение жизни, то в первые месяцы им снятся лица людей и обстановка, которая их окружала раньше. Но сон - это всего лишь информация, которую мы получаем в течение дня, просто во сне мозг выдаёт её в переработанном и часто искажённом виде. Поэтому, если человек ослеп 10–20 лет назад, он видит такие же сны, которые снятся слепому от рождения человеку.

Есть такой термин - проприоцептивная чувствительность. Он означает, что человек чувствует изменение положения своих конечностей в покое и в движении. Фактически у слепых это чувство развито лучше, поэтому во сне они могут находиться в состоянии постоянного совершения действия.

Сергей Флейтин

полностью ослеп
в 10 лет

Я не придаю снам слишком уж большого значения и не всегда обращаю на них внимание. Кроме того, нужно, наверное, уточнить, что у меня есть визуальный опыт. Я окончательно ослеп в 10 лет, так что адекватное представление об окружающем мире имею, хотя конкретные образы за столько лет уже поистёрлись. То есть до 10 лет я видел, но плохо. Читал, например, водя носом по книжке: у меня была очень тяжёлая близорукость. Когда я ещё не окончательно потерял зрение, сны мне снились цветные, в красках реальной жизни. И в интернате, где я учился, кое-кто даже считал это признаком ненормальности. Ну а мне, наоборот, казалось ненормальным то, что люди видят чёрно-белые сны.

Поскольку я уже больше тридцати лет ничего не вижу, сны стали смешанными. В них присутствует и мой нынешний опыт незрячей жизни, и опыт прошлой жизни - могут прорваться и какие-то зрительные образы, воспоминания. По-настоящему яркие сны мне снятся крайне редко. В основном это чистой воды биохимия, содержание которой определяется степенью усталости, переживаниями прошедшего дня или тем, что было съедено и выпито за ужином. Иногда может присниться что-то забавное, и тогда, если оно останется в памяти, я даже могу рассказать об этом близким. Но я никогда не занимался поисками сакральных смыслов или скрытых посланий в снах.

Галина Карнаухова

слепая с рождения (остаточное зрение
в виде цветоощущения потеряла в 18 лет)

Сейчас мне 50. До 18 лет у меня сохранялось какое-то остаточное зрение в виде цветоощущения, но во сне я никогда не видела так называемых визуальных образов. Вообще, сновидения мне снятся очень редко. Но если снятся, это ощущения: я как будто нахожусь в процессе физической активности и воспринимаю происходящее не со стороны, а через собственное участие. Чаще всего мне снится какая-то ситуация или обстоятельство из прошедшего дня или просто что-то абстрактное. Например, недавно мне приснился сон про моего дедушку, которого мы с сестрой никогда не знали: он умер ещё в нашем раннем детстве. А тут он вдруг приснился, и это произвело на меня по-настоящему сильное впечатление. Я помню этот сон до сих пор, хотя видела его ещё летом. Это было как в жизни: мы с дедушкой общались, я привела его к нам домой, где дед познакомился и поговорил с мужем.

В основном подобные сны, состоящие из голосов и общения с людьми, я и вижу. Допустим, во сне могу куда-то идти с друзьями или что-то делать руками, чем-то заниматься. Приведу пример: мы с мужем увлекаемся кулинарией, печём всякие тортики и пирожные. Однажды мы в «Жан-Жаке» сделали свой десерт, тирамису, для одного документального проекта. И мне потом не одну ночь снилось, как мы делаем крем и пропитку, украшаем блюдо. Но вот запахи еды не снились.

Чаще всего в сновидениях я получаю, скорее, впечатления от действий или общения. Значения сновидениям я особого не придаю, но были и интересные случаи. Например, моя давно умершая мама в одном из таких снов мне, можно сказать, на словах предрекла очень долгое хождение по конторам, когда мы пытались решить проблемы с недвижимостью. Помню, она обратилась ко мне с сестрой и сказала: «Девчонки, что вы всё так долго - бегаете и бегаете?»

Иллюстрация: Настя Григорьева

Может ли слепой прозреть?

Интегрированный урок по произведению В.Короленко «Слепой музыкант»

Оборудование : восьмицветовой набор теста Люшера, магнитофон, аудиокассета.

ХОД УРОКА

Всё видеть, всё понять,
всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

М.Волошин

… он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных.

В.Короленко

Учитель биологии. Человеку непросто жить в мире, особенно тому, кто родился с физическими недостатками.

Учитель литературы. Об этом повесть русского писателя В.Короленко «Слепой музыкант». Она была задумана как экспериментальный этюд. В ней свобода художественного вымысла сочетается со строгими принципами научного анализа. В повести раскрываются два аспекта: биологический (слепорожденный мальчик тянется к свету) и социальный (естественная природа человека протестует против частного случая нарушения ее законов).

Учитель биологии. На земном шаре насчитывается более 40 млн человек, пораженных слепотой, 80% из них живут в развивающихся странах. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире число людей, теряющих зрение из-за болезней глаз, растет с каждым годом.
Каждые 5 секунд в мире слепнет 1 человек. В 80% случаев слепоту можно предотвратить.

1. Может ли человек тянуться к «неизведанному и недостижимому»? Или человек с физическими недостатками ограничен узкими пределами своих возможностей?
Автор утверждает: может, человек неизбежно стремится к свету, к полноте жизни.

2. А когда такой человек начнет познавать мир, как это отразится на его психике, его душевных качествах?
И автор показывает два пути: человек озлобится, будет мстить (как звонарь Егорий) или же постигнет чужое страдание, через которое духовно прозреет (как бандурист Юрко, звонарь Роман). Мы увидели, что Петрусь Попельский чуть не пошел по первому пути.
– Но кто ему помог? (Дядя, старый гарибальдиец, защитник свободы в Италии. Он убедил его, что сражаться можно не только саблей. )
Дядя Максим всем сердцем желал, чтобы слепой Петр стал активным участником жизни.
– Как дядя пробуждает Петра к активной жизни?

(Пересказ эпизодов: общение с деревенскими детьми; учеба; музыка; дружба с Эвелиной.)

– Достаточно ли этого было слепому? (Нет .)
– Чего хотелось Петру? (Познать мир. )
(Пересказ эпизода «Случай с аистом»).
– Почему дядя рассердился на сестру? (Зачитать цитату: «Максим хотел… закрыть внешние источники родников для блага слепого мальчика».)
– Это правильно? (Нет. Это было биологическое стремление ребенка к свету, познанию недоступного. )
– Забудет ли об этом Петруша? (Нет. Через несколько лет он побывает на колокольне звонаря Егория и услышит «красный звон». )
– Что захочет узнать Петр? (Цвета мира: красный, голубой, зеленый и др. )
– Возможно ли посредством звука передать какой-либо цвет? Как вы думаете?

Учитель биологии. Человек всегда жил в окружении цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом.
Темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночи – времени отдыха, покоя, безопасности.
Ярко-желтый цвет восходящего солнца означал время пробуждения, надежды, интереса к новому дню.
Красный цвет крови говорил о необходимости мобилизовать силы для нападения и защиты.
Цвет определяет эмоциональное, и даже физиологическое состояние человека. А как в повести герои соотносят звук и цвет?

(Учитель обращается к 8-цветовому набору теста Люшера.)

Выделяют четыре основных цвета: зеленый, синий, красный, желтый. Что же они символизируют?
Зеленый – символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность, привязанность;
синий – настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение;
красный – силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность;
желтый – активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость.

Учитель литературы. Но вот дядя сказал, что черный цвет – это символ смерти… И Петр, «видя» только черноту, заключил, что смысла в его жизни нет, он несчастнее всякого нищего. Мудрый дядя Максим говорит: «Если бы тебе было хуже, то, может быть, сам бы ты был лучше». И отправляет его познать «счастье» нищих. После этого Петр повзрослел, многое понял и, когда женился на Эвелине, что он однажды почувствовал? (Ему показалось, что он на миг прозрел и всё увидел. )
– Это возможно? Почему дядя Максим сказал: «Он прозрел»? (Он «видел» сердцем, накопленным опытом, пережитым страданием. )

Учитель биологии. А можно ли было Петра вылечить? (Повесть была написана в 1886 г. Тогда врожденную слепоту лечить не умели. )
Известно немало случаев рождения слепых детей. Причиной слепоты чаще всего бывает нарушение прозрачности одной из оболочек глаза – роговицы, так называемое бельмо. Когда-то судьба таких детей была трагичной. Однако во второй половине XX в. медики научились удалять бельмо и восстанавливать прозрачность роговицы. Многим слепым от рождения людям, уже достигшим возраста 40–50 лет, врачи вернули зрение. Но неожиданно оказалось, что слепым от рождения людям после восстановления зрения очень сложно научиться видеть.

Сообщения учащихся

    Врачи, конечно, понимали, что слепые от рождения люди не знают, что такое цвет, что им придется учиться разбираться в определении цветов и оттенков окружающих предметов и заучивать их названия: что мы называем красным, а что зеленым. Но оказалось, что прозревшие люди, легко замечая разницу между цветом предметов, долго не могут запомнить названия этих цветов.

    То же самое относилось к форме предметов. Прозревшим людям приходилось учиться отличать шар от куба, хотя на ощупь они прекрасно умели это делать.

    Описан случай, когда больной очень долго не мог отличить петуха от лошади. Видимо, в его мозгу неправильно сформировались представления о различных признаках. Путаницу внес хвост, достаточно пышный и у лошадей, и у петухов. Привлечь для опознания количество ног этот больной долго не догадывался.

    Большие затруднения у прозревших вызывало чтение. Больному в возрасте 52 лет, умевшему читать по выпуклым буквам (шрифту Брайля), почти не потребовалось специального обучения, чтобы научиться узнавать крупные печатные буквы. Зато мелкие прописные, о существовании которых он раньше не подозревал, долго ему не давались. В конце концов, за 3 года он сумел научиться читать только простые, короткие слова.

    Зрению приходиться учиться. Люди, прозревшие после оперативного вмешательства и уже научившиеся узнавать основные предметы, продолжали путаться при малейшем изменении ситуации. Если такой пациент научился узнавать тарелку, имеющую синий ободок, то такую же тарелку, но с золотым ободком он не узнает. Он не узнает ложки, если ее положить не перпендикулярно к краю стола или не тем концом к едоку.

    Обычно судьба поздно прозревших людей трагична. Большинство из них, в конце концов, отказываются пользоваться зрением и впадают в сильнейшую депрессию, несмотря на то, что до восстановления зрения они адаптировались к своему дефекту и были достаточно жизнерадостными людьми.

Учитель биологии. Как важны для человека первые годы жизни, во многом определяющие его личность! Приведенные примеры помогают нам понять, какое колоссальное значение имеет обучение, тренировка нервных клеток нашего мозга, без которой никакие задатки, полученные от родителей, не помогут человеку стать полноценным человеком.

Учитель литературы. И снова художественная литература учит нас поступать по законам добра и любви.

Учитель биологии. Еще в древности были известны упражнения, активизирующие кровообращение в мозге и области глаз. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо эти упражнения снимают умственное утомление. В основе этого – определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Физзарядка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.

Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению крообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Быстрое моргание в течение 10–15 секунд. Способствует улучшению кровообращения.

3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. Глаза быстро «сбросят» усталость.

4. Несколько движений бровями вверх–вниз.

За последние 150 лет благодаря развитию медицины мы стали понимать, каким образом разные участки мозга отвечают за различные задачи в работе нашего тела. Есть отдельные мозговые центры, руководящие памятью, движением, зрением и слухом, осязанием и обонянием, речью и так далее.

Посередине задней части мозга расположена зона, получившая название зрительной коры, - уже давно известно, что именно здесь сосредоточены клетки, отвечающие за зрительные ощущения. Значительная часть сведений о том, как функционирует та или иная часть мозга, была получена в ходе изучения травм и повреждений. Когда в результате несчастного случая страдает некий участок мозга, врачи по изменениям в поведении или способностях человека могут судить о том, за что отвечает этот участок в нормальном, неповрежденном состоянии. Хотя это не столь совершенный, как хотелось бы, инструмент получения знаний. Повреждения не так уж часто затрагивают только один участок мозга, так что полученной в ходе исследования информации зачастую недостает точности. Если в машине после аварии не работают фары, это может объясняться целым рядом причин: например, вышел из строя аккумулятор, или генератор переменного тока, или лампы, или переключатели, - тут нужно быть осторожным и не делать скоропалительных выводов.

Впрочем, при всех этих «но» в одном ученые уверены на сто процентов: если зрительную кору головного мозга серьезно повредить или удалить, пациент ослепнет.

Но как узнать, что человек действительно слеп? Вопрос может показаться глупым, тем не менее одно исследование, начатое в 1970-х годах, продемонстрировало, что слепота - не совсем то, чем она кажется. Очевидный способ проверить, слеп человек или нет, - спросить у него об этом. Большинство людей не станет врать в столь серьезном деле, именно поэтому связь зрительной коры со зрением не вызывает сомнений. Все те, чья зрительная кора была сильно повреждена, не могли видеть - в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Они были неспособны делать все то, что делают зрячие, с трудом ориентировались в пространстве и, естественно, не воспринимали никаких визуальных образов.

Но в 1974 году человек, оставшийся в науке под инициалами Д. Б., перенес операцию по удалению опухоли мозга, которая затрагивала его зрительную кору, и в результате ослеп на одну половину поля зрения. Это означало, что он мог видеть только половину окружающего его пространства, ту, что находилась слева, но понятия не имел, что происходит справа. Также были случаи, когда животные с поврежденными или отсутствующими зрительными центрами по-прежнему могли выполнять задачи, требовавшие использования зрения. Они, например, поворачивали голову в сторону вспышки света. Поскольку животные не в состоянии сообщить, видят они что-нибудь или нет, долгое время было непонятно, в чем дело. Но, столкнувшись с пациентом, который заверял докторов, что ничего не видит, группа ученых из Оксфорда во главе с профессором Ларри Вайскранцем решила выяснить, может ли пациент, несмотря на слепоту, выполнять те же задачи, что и животные.

К удивлению ученых (а также самого пациента), Д. Б. мог проделывать такие вещи, каких от слепого не ожидают. Он различал местонахождение внешнего раздражителя, например яркого света, и указывал в верном направлении. Он также мог сказать, движется источник света или стоит на месте, а еще был способен определить, направлен световой луч горизонтально или вертикально. Но самое удивительное: когда ему последовательно демонстрировали два цветных световых луча, он мог определить, одинаковы цвета или различны. И все это, между прочим, пациент проделывал, не осознавая, что может видеть свет, направление луча и цвета. Напротив, как вы, наверное, догадались, когда пациенту предложили выполнить все эти задания, он решил, что врачи сошли с ума. Как можно ожидать, что человек различит свет и цвета в той части своего поля зрения, в которой он ничего не видит? Всякий раз, когда Д. Б. указывал в определенном направлении или отвечал на серии вопросов, ему казалось, что он просто угадывает. И каково же было его изумление, когда ему сообщили: все его действия и ответы доказывали, что он по-прежнему в некотором роде может «видеть».

Так что же происходит с пациентами, обладающими подобной способностью «слепозрения» (термин введен все тем же профессором Вайскранцем)? Хотя за субъективное ощущение зрения отвечает зрительная кора, в мозгу есть и другие области, вовлеченные в обработку визуальных сообщений, полученных глазами и передаваемых в мозг. Прежде чем визуальная информация поступит в зрительную кору, она проходит через другие участки мозга и даже ветвится, чтобы добраться сразу до нескольких областей. Ученые обнаружили, что визуальная информация активизирует - ни много ни мало - целых девять участков мозга. Судя по всему, один из этих вспомогательных участков, получив информацию о точке света, способен дать руке сигнал, чтобы она поднялась и указала в нужном направлении, - даже при полностью разрушенной зрительной коре. Это как если бы пассажир, едущий на поезде к конечной станции, сошел бы на предыдущей остановке и передал посылку с обозначенным на ней адресом другому пассажиру, едущему в противоположном направлении, от конечной станции. Тот, кто находится на конечной станции и ожидает, что ему передадут посылку, дабы он отправил ее дальше, так и не узнает, что передача посылки все же произошла, при этом посылка благополучно доберется до места назначения, указанного в адресе.

В ходе дальнейшего изучения этого феномена, которое (некоторые наверняка скажут: к счастью) сильно тормозилось из-за того, что серьезные травмы, задевшие нужные участки мозга, встречались довольно редко, выяснилось, что и с прочими чувствами, локализованными в других частях мозга, происходит нечто подобное. Существует, например, «слепокасание»: когда некто с мозговой травмой, лишившей человека осязательных ощущений в руке, может тем не менее с завязанными глазами правильно указать, к какому месту руки прикасается датчик. Есть также свидетельства «глухослышания»: человек, утративший всякую способность к пониманию речи (у него был поврежден участок мозга, отвечающий за распознавание слов), несмотря ни на что, мог отличать звучание знакомых слов, которые он когда-то читал, от незнакомых.

Лечением неврозов традиционно занимается психотерапия.

Православная Церковь решительным образов всегда высказывалась против всяких оккультных и магических действий. В “Книге правил,” основанной на решениях Вселенских Соборов и указаниях святых отцов и являющейся сводом церковных законов, четко и ясно определена эта деятельность как пагубная и сатанинская. Естественно, поэтому, никакой духовник не смеет советовать обратиться за помощью к знахарке, гадалке или экстрасенсу. А вот обратиться за помощью к профессиональному психотерапевту может благословит. Однако здесь больного нередко подстерегает серьезная опасность.

Психотерапия - особая медицинская специальность, связанная не столько с лечением в привычном понимании этого слова, сколько с воздействием на личность больного человека, на его душу. Она ставит перед собой благие цели, стремится утешить скорбящего человека, помочь обрести ему душевное равновесие. Однако на практике сложилась тяжелая ситуация, вызванная тем, что, теснейшим образом соприкасаясь с душой человека и пытаясь ее уврачевать, эта область медицины оказывается духовно несостоятельной, не имеющей нравственных ориентиров. Нельзя облегчить душевное бремя другого человека, не имея собственных духовных ценностей. “Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?” (Лк. 6:39).

Врач может иметь докторскую степень, звание профессора или академика, однако это не меняет сути, если он человек настроенный материалистически, или придерживается нехристианских воззрений. Его усилия не дадут душе нужного ориентира, более того, они могут завести ее в пучину грехов, и скорби болящего лишь умножатся. Сколько раз к нам обращались за помощью люди, пострадавшие от горе-психотерапевтов, психоаналитиков, гипнотизеров и др.

Духовная неопределенность, несостоятельность психологии и психотерапии, основанная на нравственном “плюрализме,” позволила внедриться в них огромному количеству оккультных психотехнологий - западных, восточных и “доморощенных,” которые являются нравственно неприемлемыми.

Один из принципов современных психологических практик - “цель оправдывает средства.” Зачастую врачи дают “советы,” которые наносят душе явный вред. Не раз мы сталкивались с ситуациями, когда врачи предлагали пациентам обзавестись внебрачными связями - с целью якобы нормализации семейных конфликтов, то есть попросту был рекомендован блуд. Человеку советуют лгать или манипулировать людьми, если это принесет ему выгоду (подобных рекомендаций много в книгах Дейла Карнеги).

Трагедия современной науки о душе состоит в том, что она потворствует страстям человека, всячески стремится поднять его самооценку либо делает упор на медитацию, психическую самоурегуляцию через состояния измененного сознания. Подготовка будущих психотерапевтов осуществляется на безнравственной основе. Так, экзаменационный компьютерный тест буквально пестрят непотребностями. Чтобы не быть голословными, приведем пример. На вопрос: “Что бы вы посоветовали читать больному психастенией для оживления его вялой подкорки?” - правильный ответ: “Произведения Ги де Мопассана.” Комментарии, как говорится, излишни...


Врач не выбирает пациентов. Чаще всего к нам на прием приходят люди неверующие либо те, кто не ведает истинного Бога, - иноверцы, неоязычники. Но немало и таких, кто находится в поисках Истины. Именно поэтому на психотерапевта возлагается ответственность как на врача и человека. Его задача - помочь пациенту, стесненному болезнями и конфликтами, неурядицами и потерями.

Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь подлинные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами. Без собственной, добавим - православной, духовной платформы он не сумеет отличить ситуационные (психосоциальные) и биологические причины заболеваний от экзистенциальных, мировоззренческих. Если же на приеме окажется человек, душа которого стремится обрести Господа, то православный психотерапевт должен помочь ему в этом.

Врач, конечно, не подменяет собой священника, он лишь предшествует ему, иногда представляя собой “заслон,” препятствующий пациенту впасть в еще большие искушения и грехи - пьянство, блуд, самоубийство.

К сожалению, ныне христиан среди психиатров и психотерапевтов - меньшинство. В этом, на наш взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах. Психотерапия сегодня насчитывает тысячи психокоррекционных техник. Уже само количество их говорит о том, что психотерапевты не знают, как вылечить человека. Истинное излечение от душевных недугов начинается с покаянного обращения к Богу. А в этой области большинство психотерапевтов - полные невежды.

Подводя итог, можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится православным врачом или психологом, ведущим христианский образ жизни. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который - Истина, Путь и Жизнь!

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Господь Иисус Христос принял тело человеческое не только для того чтобы выкупить нас из власти сатаны, но и для того, чтобы показать путь состоящий из семи ступеней, для возврата к небесному Отцу(Ин 14,6). Этот путь постепенное умерщвление греховной, диавольской плоти, чтобы по мере ее уменьшения возросла наша новая природа – Дух Христа, который мы получили как дар при повторном возрождении. С каждым шагом мы взрослеем переходя от духовного младенчества, через юношество к зрелому отцовству (Гал 4,1; 1 Ин 2,12-13).

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой»(Ин 12,24-26).

Период младенчества есть три первых шага за Господом:

1. Иисус родился от Духа Святого и нам подобает это сделать (Ин 1,12-13).
2. Иисус Христос крестился водным крещением и нам это надлежит(Мк 16,16).
3. Господь взял первых учеников и тем создал церковь, оплот Господа на земле – планете злых Духов. Нам надобно влиться в ряды поместной церкви (1 Пт 2,4-5).

Эти три первые шаги делает все по истине возрожденные христиане и ногие остонавливаеться не желая совершить еще четыре, по пути указанному Господом.

4. Господь Иисус пошел на крест и нам надлежить взятие креста, чтобы распять греховную плоть и совершенствовать жизнь в новой природе в Духе Христа (Мф 10,38-39; Рымл 6,5-7; 8,12-14; Гал 5,16-25; Фил 2,5-10; Евр 12,1-7).
5. Наш Господь Иисус умер на кресте и нам надлежит умереть для жизни по греховной плоти в крестных страданиях из за Слова Господа (Ин 12,24-25; Рымл 5,3-5; 6,6-7; 8,12-14; Кол 3,5-12; 1 Пт 4,1-3)
6. Господь после смерти сошел в преисподнюю и нам надобно со смерьтию греховной плоти спуститься до познания адского происхождения греховной плоти, чтобы в место любви к ней приобрести ярую ненависть к ней и возблагодить Господа за столь дивное освобождение из плена греха(Мф 16,24-27; Ин 12,25; Рымл 3, 10-20; 7,21-24; Гал 5,18-21).
7. Господь воскрес в новой природе и нам это надлежит совершить. Это переход в зрелое отцовстово – совершенство, чтобы в наших телах было прославлено Святое Имя Господа Иисуса Христа (Мф 5,48; Лк 22,28-29; Ин 7,37-38; 14,12-14; Деян 19,11-13; Фил 3,10-12; 2 Тим 2,20-21).

«…….чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе»(Фил 3,10-14).

Остановиться на пол пути опасно, ибо в четвертом шаге решается последующая духовная жизнь или духовная смерть.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОТ ДУХОВНОЙ СМЕРТИ?

Которая я ветка, зависит от моего познания силы Господа. Вот два жизненные примеры.

ПРИМЕР ДУХОВНОЙ СМЕРТИ
Навестил я своего друга старшего церкви харизматической церкви. Он только что возвратился из госпиталя где ему прошунтировали вены левой ноги и тем освободили от тромбозов. Мы поговарили, и чтобы его не обидит спросил ласково: «Брат, ты старший церкви и обучаешь новорожденных истин из Святого Писания. Нашел ли ты хоть одно место в Библии, чтобы верующий в живого Господа обращался бы к врачу?». Он согласился, что такого он во Святом Писании не нашел. Но притом рассердился на меня поняв, что я хотел его поучить вере. Я по истине хотел показать путь Христа к вере состоящий из семи ступеней, но на этот раз его гордость греховной плоти взяла верх и нам пришлось расстаться. В Библии записано:

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами»(Евр 12,14-17).

Этот брат не шагнул за Господом Христом четвертого шага, чтобы взять крест и распять греховную плоть с ее свойствами: раздражением, гордостью, злостью, завистью и другое, чтобы жить по новой природе в Духе Христа, как нас обучает Господь:

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»(Гал 5,16-24).

Распять значит умертвить (Рымл 8,12-14; Кол 3,5-11), чтобы Христос жил в нас и мы бы наслаждались плодами Духа Святого любовью и радостью. Брат не знал пути к небесному Отцу и потому разозлился не боясь предупреждении Господа об геенне огненной за такое плотское поведение(Мф 5,22; Мк 9,33-50; Фил 3,18-19; Иак 4,1-7).

ПРИМЕР ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает»(Евр 11,6).

На этом воскресном собрании, старший брат домашней группы, поделился своим свидетельством. Ее не возрожденная жена заохала, когда увидела что младшая дочь, которой четырнадцать лет, занемогла. Она повела ее к врачам и те установили сердечную недостаточность и шумы в сердце. Жена, как этот немощный сосуд, да еще не возрожденный, по истине от чистого сердца заволновалась и испугалось, что придется оперировать сердце дочери. Тяжким камнем легло на ее сердце это заболевание. Брат попрасил о помощи в молитве братьев и побеседовал с дочкой (Не возрожденной), что Господь которому он служит есть живой Господь и ее вылечит, только ему придется помазать ее елеем с молитвой по Его Слову:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»(Иак 5,14-15).

Помазание елеем имеет силу отпуска грехов, которых мы часто набираем и это Господнее очищение от этой ноши. Далее, помазанием елея сеяться слово веры о выздоровлении, которого надо поливать молитвой веры, до полного выздоровления:

«И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь».

Через несколько дней жена, повела дочку к кардиохирургу по предписанию их лечащего врача. Кардиохирург ознакомился с историей болезни и начал сам проверять больную. Удивленно он посмотрел на больную сердечной недостаточностью дочку, потом на мать и сказал, что ничего не понимает, ибо никаких признаков болезни, описанных в карточке он не находит. То, что дочка совершенно здорова, подтвердили и исследования на аппаратуре.
Слава Господу, за Его чудеса.

ВЫВОД
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам»(Ин 15,5-7).

Как может человек не знающий пути достичь желанного объекта. Не знание пути к небесному Отцу и отказ последовать за примером Господа Иисуса, чтобы взять крест, приводить к духовной смерти.

«…и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»(Мф 10,38-39).

Не мудрено, что не имеющий духовной жизни, не может знать и всего пути к небесному Отцу. Таковы заканчивает семинарии, приобретает дипломы, становится старшими церкви, миссионерами, выращивая свою плотскую гордость, в место того, чтобы ее распять, умертвить и увидеть всю ее гадость в свете Слова Господа. Ведь написано:

«…..знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него»(1 Кор 8,1-3).

Шагнувшим за Господом Иисусом и сделавшим четвертый шаг, Господь открывает, что любая болезнь есть демоническое нашествие, которого никакой физический врач не может вылечить. Врач лечит только последствия сатанинского воздействия. Вспомним Иова, которого сатана изуродовал, Павла которого по изволению Господа ударял сатана, короля Савла от которого отошел Дух Господен и злой дух от Господа мучил его. Господь своим Словом вылечил женщину, которая была скручена сатаной 18 лет. Все Писание говорит, что болезнь есть сатанинского происхождения:

«Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился»(Лк 11,14).

Если бы мы просмотрим все примеры Библии, то увидим, что любая болезнь есть сатанинского происхождения. Взятие креста есть четвертый шаг или первый шаг второго этапа-юношества, который есть борьба с сатаной и победы над ним:

«Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого»(1 Ин 2,12-13).

Взявшим крест, Учитель Дух Святой открывает анатомию болезней, методы изгнания бесов и прекрасные моменты духовной жизни, наслаждения должности королевского Священства. Это духовная жизнь и познание Господа как Личности. Поэтому Господь и говорит, сравнение о заблудших фарисеях, которые вместо умерщвления греховной плоти, чтобы по мере ее убытия, возрасти в силе Господа, выбрали выращивания греховной плоти познанием Писании:

«И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека »(Мф 15,13-14).

Разве может слепой вести слепого?