Интересное в сети. Женщины-революционеры (7 фото)

28 октября 1884 года родилась легендарная революционерка Мария Спиридонова. О ней и о других женщинах, участвовавших в революционном движении в России, мы расскажем.

Мария Спиридонова

«Сумрачно в женской тюремной больнице,

Сумрачный день сквозь окошко глядит.

Грустно, вся в черном, при дочери милой,

Старая женщина плачет сидит.

Эта несчастная дочь ее Мария

С грудью разбитой, при смерти лежит,

Места живого на теле не видно,

Череп проломлен, и глаз не глядит.

Слабую руку она протянула,

Чтобы родную ей руку пожать.

Мать поцелуями руку покрыла

И начала еще громче рыдать.»

На мотив этой песни, считавшейся чуть ли не народной, пелась знаменитая «Мамочка-мама, прости, дорогая, что дочку-воровку на свет родила…» А Мария из первоначального варианта песни - эсерка Мария Александровна Спиридонова.

Она родилась в Тамбове в интеллигентной семье, окончила гимназию, увлеклась революционными идеями. В боевую дружину эсеров вступила во время революции 1905 года, тогда же была первый раз арестована.

В 1906 году Мария Спиридонова на вокзале в Борисоглебске смертельно ранила советника тамбовского губернатора Гавриила Луженовского, отличившегося особой жестокостью в подавлении революции 1905 года. Убив его, девушка собиралась покончить с собой, но не успела, ее арестовали.

В тюрьме девушка была жестоко избита. Суд приговорил ее к смертной казни, которая была заменена на пожизненную каторгу. Имя Марии Спиридоновой знала тогда вся Россия. Девушка стала народной героиней, великомученицей. О ней не только сочинили песню, простые крестьяне вешали на стену портрет Марии Спиридоновой и зажигали перед ним свечу, как перед иконой.

После февральской революции 1917 года Мария Александровна была освобождена с каторги, приехала в Москву и активно включилась в партийную деятельность левых эсеров. Американский журналист, автор известной книги «Десять дней, которые потрясли мир» Джон Рид назвал в то время Марию Спиридонову «самой популярной и влиятельной женщиной в России». Ее боготворили солдаты, так как она выступала за прекращение войны, обожали крестьяне, ведь она обещала раздать землю народу.

Если в 1917 году Мария Спиридонова считала союз эсеров с большевиками временным, но необходимым, то уже летом 1918 года она стала категорическим противником идей большевиков и, главное, их методов. «Вместо свободного, переливающегося, как свет, как воздух, творчества народного, через смену, борьбу в советах и на съездах, у вас — назначенцы, пристава и жандармы из коммунистической партии», - писала революционерка в открытом письме к партии большевиков. А противников эта партия не терпела.

Первый раз большевики арестовали Марию Спиридонову летом 1918 года, но отпустили, учитывая ее особые заслуги перед революцией. Вся дальнейшая жизнь пламенной революционерки – череда арестов.

Арест в 1919 году, затем в 1920 году. Два года жизни под надзором ВЧК, неудачная попытка бегства за границу, трехлетняя ссылка в Калужскую область. Затем ссылка в Самарканд на три года, еще на два года – в Ташкент, на пять лет – в Уфу. У Марии Спиридоновой было много времени подумать о том, за что она боролась в юности, во что верила, о чем мечтала.

В Уфе Марию Александровну застал 1937 год. Ей было уже за пятьдесят, большую часть жизни она провела в тюрьмах, на каторге, в ссылках. Но сталинская машина террора не смотрела ни на возраст, ни на заслуги. Спиридонову арестовали.

Марию Спиридонову расстреляли 11 сентября 1941 года в Медведевском лесу под Орлом вместе с еще 153 заключенными.

Варвара Яковлева

По роковому стечению обстоятельств, ее расстреляли в тот же день и в том же месте, что и Марию Спиридонову. Видели ли друг друга две революционерки перед смертью? Было ли им что сказать друг другу? Этого мы уже не узнаем.

Варвара Николаевна Яковлева родилась в Москве в богатой купеческой семье, закончила гимназию и поступила на физико-математический факультет Высших женских курсов.

В 1905 году двадцатилетняя Варя Яковлева участвовала в революционном движении. Была арестована м выслана из Москвы. Вернулась в город нелегально, снова занялась революционной деятельностью. Опять была арестована и сослана в Нарым. Из ссылки Яковлева бежала за границу. Вернулась в Россию только в 1912 году, чтобы выполнять ответственные задания партии большевиков. В 1913 году последовал новый арест и ссылка, в которой Варвара Яковлева пробыла практически до революции.

В дни октябрьского переворота Варвара Николаевна была в составе партийного боевого центра. Правда затем примкнула к «левым коммунистам» и вышла в отставку в знак протеста против заключения Брестского мира.

С мая 1918 года Варвара Яковлева была заместителем начальника отдела по борьбе с контрреволюцией в ЧК. И боролась фанатично, будучи убежденной в том, что все эти человеческие жертвы действительно служат делу революции. Среди уничтоженных Яковлевой «контрреволюционеров» было немало знакомых ее родителей, людей, среди которых прошли ее детство и юность.

В 1920 году погиб муж Варвары Николаевны – известный российский ученый-астроном, полностью разделявший революционные идеи жены, Павел Карлович Штернберг. Единственное, что осталось в жизни Яковлевой – служение делу коммунизма, в неизбежность которого она верила свято.

С 1929 по 1937 год Яковлева была народным комиссаром финансов СССР. Выступала свидетелем обвинения на процессе Николая Бухарина. Могла ли старая революционерка верить в виновность своего партийного товарища, или просто хотела спасти себя? И на этот вопрос мы уже не узнаем ответа.

Варвару Яковлеву арестовали в 1937 году. Дальнейшее известно.

Ирина Каховская

Есть такой грустный анекдот: старая внучка декабриста слышит за окном выстрелы и спрашивает горничную:

Что там происходит?

Революция, барыня.

Чего же хотят революционеры?

Чтоб не было богатых.

Странно, а мой дед-декабрист мечтал, чтобы не было бедных.

Реальный прототип героини анекдота – Ирина Константиновна Каховская, правнучатая племянница декабриста Петра Каховского, эсерка, о которой товарищ по партии Григорий Нестроев писал: «Не производит ли она на вас впечатления святой? - спрашивала меня не раз знакомая с.-д. меньшевичка. - Какая вера! Какая преданность! Знаете, у нее очень часто нет денег на поездки за Шлиссельбургскую заставу к рабочим, и она идет чуть ли не 10 верст пешком с Петербургской стороны. Только первые христиане так веровали да, пожалуй, первые русские социалисты. Теперь что-то мало таких, которые бы пешком ходили. Посмотрите на ее лицо: бледное, спокойное, дышит глубокой верой в торжество социализма... И эти слова были верны.... За ее простоту, за ее искренность, за ее глубокую веру в торжество рабочей революции, которая передавалась ее слушателям, к ней относились с глубоким уважением и ценили ее, как лучшего друга».

Ирина Каховская родилась в интеллигентной семье, искренне сочувствующей тяжелому положению народа. Она с серебряной медалью окончила Мариинский институт для сирот благородного происхождения в Петербурге, поступила на историко-филологическое отделение Женского Педагогического института. В 1905 году девушка услышала выступление Максима Горького, увлеклась революционными идеями, вступила в партию эсеров, занималась революционной пропагандой среди крестьян Самарской губернии. Судя по всему, эти крестьяне и донесли на нее полиции. Каховскую арестовали и отправили в Нерчинскую каторгу. Здесь Ирина познакомилась с Марией Спиридоновой и другими активными участниками революционного движения.

После революции 1917-го года Ирина Каховская вместе с Марией Спиридоновой участвовала в создании Читинского комитета ПСР, была единственной женщиной среди делегатов II Всероссийского съезда советов.

В 1918 году Каховская с боевыми товарищами готовит покушение на командующего немецких оккупационных войск на Украине генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна. В результате проведенного теракта немецкий военачальник убит. Немцы арестовали Каховскую и приговорили к смертной казни. Лишь заключение Брестского мира спасло жизнь российской революционерке.

А в 1919 году Каховскую арестовывают уже большевики. После первого ареста ее освободили по личному распоряжению Ленина, ценившего таких фанатиков. В 1925 году – новый арест и уже ссылка в Самарканд. Там Ирина Константиновна встречается вновь с тоже ссыльной Марией Спиридоновой. Вместе их отправляют затем в ссылку в Ташкент, Уфу.

В общей сложности Ирина Каховская провела в тюрьмах и ссылках 45 лет! После смерти Сталина старой революционерке выдали паспорт, но с запретом на проживание в крупных городах. Ирина Константиновна поселилась в Малоярославце, где и скончалась в 1960 году.


Почти шестьсот лет назад — 30 мая 1431 года на костре сожгли Жанну д’Арк — одну из самых ярких женщин-революционерок за всю мировую историю. Сегодня мы расскажем вам о самых известных революционерках мира.

Боадицея или Боудикка

Супруга вождя бриттского племени иценов Прасутага. После смерти вождя она возглавила народное восстание против римлян, когда Нерон лишил племя его исконных земель, а ее — титула. Войску Боадицеи удалось завоевать города Камулодун, Лондиний (Лондон) и Веруламий (Сент-Олбанс). Но потом она проиграла решающую битву и приняла яд черного болиголова.

wikimedia.org

Матильда, графиня Тосканская

Также известна как Матильда Каннозза. Родилась в Северной Италии в 1046 году. Впервые приняла участие в сражении в 15 лет. Позже после смерти отчима Матильда приняла командование его армиями. Ее описывают лично ведущей свои отряды, сжимающей в руке меч отца.
Она провела около тридцати лет в войне, дважды была замужем, но осталась бездетной. Она удалилась в монастырь бенедиктинцев, но в 1114 году, когда в близлежащем городе Мантуйе случилось восстание, она угрожала повести армию на восставших.

Теруань де Мерикур

Героиня французской революции. Анна была сначала служанкой, потом компаньонкой богатой англичанки, любовницей английского офицера, певицей и подругой итальянского певца-кастрата. Затем участвовала в штурме Бастилии. Возглавила поход женщин на Версаль, а во время перевозки королевской семьи в парижскую тюрьму, стояла с пистолетом на подножке кареты Марии-Антуанетты, чтобы защитить ее от гнева толпы.

Теруань создала свой клуб "Друзья закона", куда принимала знаменитых революционеров. После того как толпа женщин-якобинок едва не растерзала ее, Теруань попала в психиатрическую клинику, где вскоре и умерла, ей было 55 лет.

Жанна Д`арк

Символ феминизма, национальная героиня Франции, одна из главнокомандующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре. Впоследствии была реабилитирована и канонизирована — причислена Католической церковью к лику святых.

Инесса Арманд

Приехала из Франции в Россию работать гувернанткой в семействе богатых промышленников Армандов, но вскоре вышла замуж за старшего сына хозяев. После ушла от него к его младшему брату Владимиру. После смерти второго мужа и воспитания пятерых детей увлеклась революционными идеями. Была доверенным лицом Ленина и его любовницей. В 1920 году умерла от холеры, а ее детей взяла на себя жена Ленина, Надежда Крупская.

Роза Люксембург

С юности увлекалась революционной деятельностью. Борьба за коммунистические идеи была смыслом ее жизни. Участвовала в работе кружка польских политических эмигрантов, стоявшего у истоков революционной социал-демократии Польши, вела борьбу против национализма Польской социалистической партии (ППС).

За антивоенную агитацию в годы Первой мировой войны подверглась репрессиям — суммарный срок, проведенный в тюрьмах составил около 4 лет. Одна из основателей антивоенного Союза Спартака и Коммунистической партии Германии.

Схвачена и убита вместе с соратником по партии Карлом Либкнехтом после подавления восстания берлинских рабочих в январе 1919 года. Природа не наделила ее внешней привлекательностью — невысокий рост, некрасивые черты лица и врожденная хромота, но все это компенсировалось обаянием и живостью в общении. Именно благодаря этому она заводила массу любовников в нужных ей сферах.

Клара Цеткин

Верная подруга Розы Люксембург. Боролась за права и свободы женщин. Днем Клара давала уроки и стирала в богатых домах, а по вечерам постигала науку революционной деятельности. После уехала в Германию, где стала видным политическим деятелем.

После прихода к власти Гитлера Клара Цеткин эмигрировала в Советский Союз, где и умерла в возрасте 75 лет.

© Sputnik / РИА Новости

Александра Коллонтай

Во время Первой русской революции в 1905 Коллонтай инициировала создание "Общества взаимопомощи работницам". Одним из основных направлений ее деятельности была защита интересов женщин и детей, Коллонтай считала, что опека над ними — прямая обязанность государства.

Занималась агитацией и пропагандой среди солдат и матросов. После поражения революции эмигрировала в Европу. Посетила целый ряд стран, где налаживала связи с местным социал-демократическим и суфражистским движениями, принимая в них активное участие. Дважды посещала США.

После начала Первой мировой войны осуждение империалистического характера войны сблизило Коллонтай с большевиками, к которым она окончательно присоединилась в 1915. Была в тесной связи с Лениным и выполняла его специальные поручения.

Надежда Крупская

Окончив с отличием гимназию, она поступила на знаменитые женские Бестужевские курсы, и уже через год записалась в марксистский кружок. Преподавала в рабочей школе, где впервые и увидела Владимира Ульянова Ленина, познакомилась с ним сама и сделала все для того, чтобы заинтересовать будущего вождя мирового пролетариата.

Предложение руки и сердца от Ленина Надежда Константиновна получила, находясь в тюрьме, а свадьбу революционеры сыграли в сибирском селе Шушенское, где оба отбывали ссылку.

© Sputnik / РИА Новости

Крупская смогла стать для Ленина не только женой, но и верным соратником и единомышленником. И именно в этом главная причина того, что он не бросил свою неказистую Наденьку даже в разгар своего романа с красавицей и модницей Инессой Арманд.

Мария Спиридонова

Российская революционерка, одна из руководителей партии левых эсеров. В 1906 году выпустила пять пуль в советника тамбовского губернатора Г. Луженовского. Хотела после этого сама застрелиться, но не успела, была схвачена и отправлена в тюрьму.

© Sputnik / РИА Новости

Суд приговорил ее к виселице, но казнь заменили на бессрочную каторгу в Нерчинске. После Февральской революции узницу освободили по распоряжению Керенского, она вернулась в Петроград, вновь занялась партийной деятельностью.

Большевики ей не нравились, но во имя мировой революции она пошла на временное сотрудничество с ними. После разрыва связи с большивиками, оказалась в ссылке. В 1937 году ее арестовали, как врага народа. А 11 сентября 1941 года вместе с другими политзаключёнными расстреляли в лесу под Орлом.

Софья Панина

Одна из богатейших женщин царской России, которая решила тратить деньги не на бриллианты и меха, а на социальное обустройство бедных, создав в 1903 году в Петербурге по-настоящему прогрессивное учреждение для помощи беднякам — Лиговский народный дом.

В мае 1917 года "красная графиня", как ее называли, стала единственной женщиной во Временном Правительстве на руководящей должности — товарища министра государственного призрения, а в августе — товарища министра народного просвещения.

После октябрьских событий энергичная дама вошла в Комитет спасения родины и революции, руководила подпольным Временным правительством, активно участвовала в Белом движении. В 1920 году она иммигрировала из России.

Екатерина Брешко-Брешковская

Получила прозвище "бабушки русской революции". Барышня-дворянка свою революционную эпопею начала еще в 1874 году. Правда, хождение в массы очень скоро превратилось в сидение в тюрьме, а затем в каторгу и ссылку, из которых она вернулась лишь через 22 года — в 1896 году.

© Sputnik / РИА Новости

Нелегальное положение, эмиграция, участие в революции 1905-1907 годов, новая ссылка в 1910 году — вплоть до Февральской революции 1917 года. В 1919 году уехала из советской России. Политкаторжанка, которая треть жизни провела в неволе в итоге прожила 90 лет.

Индира Ганди

Ей удалось стать первой в истории женщиной — главой государства в одной из самых больших демократических стран мира.

В Индии существовало огромное количество проблем, среди которых главными были голод, социальная несправедливость и нищета. На тот момент население Индии составляло около полумиллиарда человек, которые исповедовали разные религии. Страна еще полностью не смогла оправиться после колониального правления Британии. Но именно Индире удалось победить своих критиков и превратить Индию в цветущую демократическую страну.

© Sputnik / Юрий Абрамочкин

Нино Бурджанадзе

Одна из главных героинь грузинской "революции роз". Кандидат юридических наук, автор двух десятков научных работ, написанных на грузинском, русском и английском языках.

Во время событий в ноябре 2003 года была соратницей Михаила Саакашвили. После аннулирования результатов парламентских выборов Нино Анзоровна выполняла обязанности президента Грузии. Однако баллотироваться на эту должность отказалась, не желая конкурировать с Саакашвили, впоследствии же и вовсе перешла в оппозицию к нынешней грузинской власти, назвав своего бывшего соратника "новым европейским диктатором".

© Sputnik / Александр Имедашвили

Юлия Тимошенко

Лидер "Оранжевой революции". Единственная женщина, которая стояла рядом с полевыми командирами Майдана и штурмовала здание Верховной Рады, в которую она пробралась буквально по головам своих соратников.

Став премьер-министром, а затем и перейдя в оппозицию, предпочитала исключительно революционные методы, как руководства, так и политической борьбы. Выступала за интеграцию Украины в ЕС, против участия в Таможенном союзе, позиционирует себя борцом против коррупции.

С начала политической деятельности ведет борьбу за отстранение от власти на Украине олигархических кланов.

29 марта 2014 года съезд ВО "Батькивщина" выдвинул кандидатуру Тимошенко на внеочередные выборы президента Украины, где она заняла второе место.

Подготовлено по материалам Интернета

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне от революции", - считает профессор Сара Бэдкок

Одним из основных событий 1917 года, приведшим к Великой октябрьской социалистической революции, стала демонстрация петроградских работниц.

23 февраля (8 марта) женщины выступили против голода, войны и царского режима. 100 лет спустя западные историки считают роль женщин в революции недооцененной.

О роли женщин в революции, особенностях русского феминизма и почему важно отмечать Международный женский день в интервью Би-би-си рассказали доцент истории Ноттингемского университета Сара Бэдкок и преподаватель Университета Квинс в Белфасте Кэти Тертон.

Существует мнение, что женщинам в Русской революции 1917 года уделяется недостаточно внимания. Так ли это? Как проявили cебя женщины в революционном процессе?

"В некоторых регионах женщины были более политически активны, чем мужчины"

Сара Бэдкок: В классическом понимании Русской революции центральное место в ней занимают мужчины - Ленин, Керенский, Николай II. Политика, революция и война считались мужским занятием.

Однако это не означает, что женщины не участвовали в революционном движении. Достаточно обратить внимание на избирательное право, которого русские женщины смогли добиться одними из первых в мире.

Следует отметить вклад русских феминисток в революционное движение. В России феминизм приобрел направление "марксистского феминизма", который рассматривал женское неравенство в контексте частной собственности.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, к участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами большевики

Участницы социалистического движения XIX - начала XX веков видели достижение свободы для женщин через пролетарскую революцию. Несмотря на ультрасоциалистические взгляды, женское движение в России послужило примером для феминисток в Европе и Великобритании.

В некоторых регионах революционной России женщины были более политически активны, чем мужчины.

Примером политической и общественной активности женщин служат жены военных или солдатки, которые остались без поддержки из-за массовой мобилизации во время войны.

Солдатки формировали региональные организации, обращались с петициями в органы местного самоуправления и к временному правительству, принимали участие в маршах, направляли запросы по увеличению денежного пособия (пособие выплачивалось женам и матерям солдат), требовали возвратить военнопленных для помощи в деревнях. Это способствовало установлению диалога между правительством и женщинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали. Кэти Тертон, научный сотрудник, писатель

Кэти Т е ртон: Проблема изложения революции 1917 года заключается в том, что участие женщин в ключевых событиях революции едва затрагивается.

Недооцененным остается тот факт, что женщины быстро политизировались и принимали активное участие в объединениях разного политического толка. Например, женщины-либералки, борющиеся за равные избирательные права, или большевички, работающие над проведением октябрьской революции вместе с мужчинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали.

Что можно сказать о роли в революции Надежды Крупской?

"В западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина"

С.Б.: Надежда Крупская была важным государственным и общественным деятелем. Она принимала активное участие в разработке политического курса большевиков, выступала на митингах и собраниях.

Для Надежды было особенно важно живое общение с женщинами. Я видела некоторые из писем Крупской, где она жаловалась на недостаток живых выступлений и общения с народом.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, в западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина

К.Т.: В западной истории Надежда Крупская прежде всего жена Ленина. Это не совсем справедливо. Крупская начала революционную деятельность задолго до того, как познакомилась с вождем революции.

Она занимала пост секретаря РСДРП в 1905 году, что указывает на независимую политическую карьеру.

Надежда Крупская находилась в центре революции: она занималась просветительской деятельностью, поддерживала сообщение между революционерами.

Крупская была членом редакции журнала "Работница", где она старалась переключить внимание женщин с либерально-феминистических взглядов на социалистическое движение.

При новом социальном устое главным делом Крупской стала образовательно-просветительская деятельность, которой она посвятила себя после революции.

Каких еще женщин, оказавших влияние на ход революции, стоит выделить?

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы"

С.Б.: Мария Бочкарева - ярый борец за преобразования и женщина, изменившая представление о том, на что способны женщины. Она воевала в рядах армии (куда была принята с разрешения Николая II). Внешне и по манере поведения она скорее походила на мужчину.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Женский батальон смерти во время защиты Зимнего дворца в Петрограде 1917 года

Бочкарева была инициатором создания первого в истории русской армии женского батальона смерти с целью пристыдить мужчин, отказывающихся воевать.

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы!" - таким лозунгом можно выразить позицию Бочкаревой. Тысячи женщин-добровольцев вступили в ряды батальона.

При всех своих заслугах Мария Бочкарева была необразованной крестьянкой. Именно поэтому о ней мало что известно. Простолюдины не пишут биографии, отдавая эту привилегию политическим элитам.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники

Мария Спиридонова - еще один пример яркой участницы революционного движения с активной политический позицией. Она заняла ведущее место в партии эсеров после февральской революции.

Спиридонова была сильным оратором. Она выступала среди крестьян, рабочих и cолдат и пользовалась большим авторитетом.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом. Сара Бэдкок, доцент исотории

Екатерина Брешковская, или, как ее называют "бабушка революции", была одним из лидеров партии эсеров, активно поддерживала Керенского. Брешковская посвятила себя революции, она провела большую часть жизни в ссылке. "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом.

К.Т.: Александра Коллонтай - центральная фигура революции. Невозможно обозначить границы ее деятельности.

С ее личностью связаны стереотипы. Надежде Крупской отведена роль жены Ленина, Александру Коллонтай считают женщиной, вдохновлявшейся романтическими приключениями (современники упоминают о ее многочисленных романах).

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Русская революционерка Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром

Революционерка боролась против угнетения женщин патриархальным укладом и капиталистической системой. Коллонтай привлекала женщин в политику через свою деятельность в журнале "Работница". После революции она работала в различных женотделах и, по сути, возглавила борьбу за права женщин.

При этом она занималась решением и масштабных политических вопросов. Коллонтай была членом Центрального комитета партии большевиков, одна из немногих поддержала позицию Ленина, изложенную в "апрельских тезисах", участвовала в обсуждении будущего страны после революции и положения рабочих в новом государстве.

Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром.

"Женщин объединяет не половая принадлежность, а стремление к выживанию"

С.Б.: Женщин во всем мире объединяет не половая пренадлежность, а стремление к выживанию.

Это очевидно в революционной России, где трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне. В такую пору тезис "Революция - мужское дело" становится неактуальным.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Вслед за СССР 8 марта начали отмечать феминистки по всему миру. На фотографии: марш за равноправие женщин в Лондоне в 1971 году

К.Т.: Революция - это наиболее подходящий момент для женщин заявить о себе и принять участие в политике наравне с мужчинами.

К участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами сами большевики. Они считали, что социалистическое движение - самый верный путь к достижению равноправия.

" Праздник 8 марта необходим "

Существует мнение, что празднование Международного женского дня 8-го марта дискредитирует женщин, о правах и желаниях которых вспоминают только раз в году. Что вы думаете об этом празднике?

С.Б.: Историю женщин начали писать с 60-х годов ХХ века. Это не значит, что до этого у женщин не было голоса - просто его игнорировали.

Поэтому праздник Международного женского дня должен существовать, чтобы подчеркивать силу и значимость женщин в мировом сообществе. К сожалению, в Британии этого не достаточно.

Точкой отсчета Международного женского дня принято считать выступление Клары Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в 1910 году, в ход которого активистка предложила учредить женский день. В СССР 8 марта праздновали в память о выступлениях работниц 23 февраля (8 марта) 1917 года. С 1975 года праздник отмечается ООН в рамках поддержки гендерного равенства и расширения прав женщин по всему миру. Каждый год приурочен актуальной женской проблематике. "Женщины и перемены на рынке труда" - тема 2017 года.

К.Т.: Для многих проблема с празднованием 8 марта заключается в том, что о правах и равенстве женщин якобы вспоминают один день в году.

На мой взгляд, наличие дня, пускай и одного, когда у женщин появляется возможность собраться вместе, вдохновить друг друга и обратить на себя внимание, как это произошло в 1917 году, - очень важно.

Сара Бэдкок - доцент, специалист по истории позднего имперского и революционного периодов России Ноттингемского университета, автор книги "Политика и л юди р еволюционной России". Сара уделяет особое внимание изучению роли обычных людей и локальных движений в Русской революции.

Кэти Т е ртон - преподаватель Университета Квинс в Белфасте, автор публикаций об истории Русской революции и женском движении. В книге "Забытые женщины" Кэти исследует роль сестер Ленина во время и после Революции.

Группа женщин-политзаключенных, освобожденных из Рыбинской тюрьмы


Из книги “The Red Heart of Russia” by Bessie Beatty, 1918

"Борьба в России была скорее борьбой людей, а не борьбой мужчин и женщин.
Во времена терроризма женщины потребовали себе права бросать бомбы наравне с мужчинами, и им они были предоставлены. С такой же щедростью правительство наградило их принудительным трудом в сибирской ссылке, и даже правом быть повешенными. Женщины щедро отдавали свои силы, свою кровь, так же бесстрашно и опрометчиво, как это делали их братья-нигилисты.

Когда в Россию пришла свобода, никто не оспаривал у женщин право на нее. Вместо того, чтобы стать феминистками, они стали кадеткам, эсерками, меньшевистками, максималистками, большевичками, интернационалистками…
Как и повсюду, государственные почести доставались в основном мужчинам, а мирские заботы - женщинам...

На большом демократическом сборище в Александринском театре я сосчитала количество мест, занимаемых женщинами.Там было 1600 делегатов, 23 из них были женщинами.
Там можно было наблюдать еще много женщин, но они все были за самоварами, предлагали чай и бутерброды с сосисками и икрой. Некоторые носили красные повязки, провожали мужчин на положенные места, писали стенографические отчеты о заседании и подсчитывали голоса. Это было так обыденно, что я даже затосковала по дому.

Революция не сократила тяжесть войны, которую несли на своих плечах русские женщины. Усилившаяся дезорганизация страны потребовала еще больших женских усилий по спасению семей от голода.
Они обрабатывали поля, ухаживали за скотом, мели улицы, чинили железнодорожные пути и стояли в бесконечные часы в очередях за хлебом и молоком для своих детей.
Они возлагали надежды на революцию также уверенно, как и мужчины, но говорить им об этом было некогда… Они были молчаливыми героинями революции, так же, как они были героинями войны, и несмотря на то, что у них были причины, им было некогда плакать.

Только пяти женщинам удалось взобраться на почетные места. Это были Екатерина Брешковская, Мария Спиридонова, Графиня Панина, Александра Коллонтай и мадам Биценко."


Екатерина Брешко-Брешковская

О мадам Брешковской Беccи Битти пишет с огромным уважением. Ее удивляет количество людей, посещающих Брешковскую в Зимнем дворце ежедневно. Кажется, что все политические ссыльные, вернувшиеся из Сибири, хотят с ней встретиться и поговорить.

Группа учителей Рыбинского коммерческого училища с Брешко-Брешковской

Однажды, после того, как от нее ушел очередной посетитель, она сказала американке:

“Это - мой друг, он провел двадцать лет в тюрьме. Он все еще силен духом, но мужчины не так сильны, как женщины. Думаю, они не могут долго страдать, у них не такие отважные сердца, они чаще падают духом.”
“Наши женщины хорошие, но они мало активны. Раньше нам всегда нужно было ждать разрешения. У нас не было свободы самостоятельных действий. Теперь, когда у нас такая свобода есть, у нас нет опыта.”


На взгляд Бесси Битти нет ни одной женщины так не похожей друг на друга, если не считать веру в революцию и бесстрашие, как Брешковская и Спиридонова.
Маленькая, легкая. хрупкая женщина оказалась одной из самых властных персон в этой огромной стране, “маленьким генералом крестьянской России”
По всем законам логики она должна была быть мертва, она была приговорена к смерти царским правительством, ее пытали, но она выжила и в Сибири.

”Я встретила ее на демократическом съезде в Александрийском театре. Она сидела в первом ряду, окруженная мужчинами, внушительные размеры которых еще больше подчеркивали ее хрупкость...

В чайной комнате в перерывах. пока сидели за самоваром или стояли в очереди за бутербродами, я имела возможность с ней поговорить. Она казалась трогательно болезненной и изможденной, сказала, что спит лишь два часа в день. К ней постоянно приходили крестьяне, которые ни с кем, кроме нее, не хотели говорить. Если она участвовала в работе съезда, и не принимала делегацию крестьян, то она была в редакции газеты, которая распространялась среди крестьян.
Когда Октябрьская революция свергла коалиционное правительство и поставила у власти большевиков, именно голос Марии Спиридоновой привел к союзу эсеров и большевиков.
Она считала, что быть в оппозиции народным комиссарам - все равно, что превратиться в контрреволюционеров.
Ей предложили место в кабинете министров, но она отказалась, считая, что она сделает большее, как лидер крестьянства.

Софья Владимировна Панина


"Первой женщиной, которая получила пост в кабинете министров, была графиня Панина , которая стала заместителем министра государственного призрения Временного правительства, затем - заместителем министра народного просвещения.

Графиня Панина была, наверное, лучшим представителем маленькой группы одухотворенных и высокоинтеллектуальных аристократов, выступающих против царского гнета. Она была бунтарем во времена автократии, но с усилением радикализма революционеров она с каждым месяцем становилась все консервативнее."


"Ее сменила Александра Коллонтай , большевичка. Я представляла Коллонтай большой женщиной с короткими темными стрижеными волосами и дерзкими манерами. Эта картинка сложилась у меня бессознательно под влиянием услышанных о ней историй.
На самом деле она была среднего роста, с большими светло-голубыми глазами и вьющимися каштановыми волосами, тронутыми сединой, завязанными в узел на затылке. Она была арестована после июльских беспорядков, когда была предпринята попытка обвинить Ленина и Троцкого в работе на немцев, но ее выпустили за недостатком доказательств.

Заседание Совнаркома, 1917 год.Коллонтай сидит справа от Ленина.
За её спиной слева стоит Сталин, справа Дыбенко.


Впервые я встретила ее в Смольном…Большевики пытались сформировать первый Совет народных комиссаров. Коллонтай упомянули как министра социального обеспечения. Один из моих друзей представил меня и мы вместе выпили чаю…

“Вы собираетесь быть министром?”,- спросила я ее.
“Конечно, нет”,- засмеялась она
“Если бы я была министром, я бы стала такой же бестолковой, как все министры”
Несмотря на возражение, через несколько дней ее назначили на пост министра общественного призрения

Через несколько месяцев после этого я пошла к ней, чтобы спросить о возможностях распределения сгущенного молока, которое Красный крест получил из Америки. Я, грешным делом, напомнила ей о том разговоре.
“А я становлюсь бестолковой”,- сказала она
“Но, что же делать, нас так мало!”
<…>
Она сменила название министерства с “общественного призрения” на “социального обеспечения”, чтобы приблизить его к советской идее об обеспечении, как праве, а не подарке.
Доход министерства увеличился в несколько раз, благодаря монополии на игральные карты. Они продавались по тридцать рублей. Коллонтай повысила эту цену до трехсот шестидесяти, считая, что карты - не насущная необходимость, а потому их можно обложить большим налогом…

Когда Коллонтай вступила на пост, чиновники устроили забастовку и захватили ключи от казны. В течение двух недель местонахождение ключей было неизвестно. Коллонтай послала за красногвардейцами и матросами, тогда ее приказам, подкрепленным штыками, стали повиноваться.
Она реорганизовала работу министерства снизу доверху, установив демократические порядки, дала каждому работнику право голоса. В департаменте трудилось четыре тысячи младших наемных работников с мизерными зарплатами, в то же время их начальники получали по 25 тысяч рублей в год. Она пересмотрела систему оплаты так, что в месяц стали платить не больше 6оо рублей.


Коллонтай с беспризорниками, 1918 г.


В стране было два с половиной миллиона увечных солдат и еще четыре миллиона больных и раненых, все они, и еще полмиллиона детей стало находиться под присмотром ее министерства.
Детская смертность в России -= самая высокая из так называемых цивилизованных стран. Коллонтай, чтобы исправить эту ситуацию, открыла Дворец материнства, где были устроены выставка о материнстве и курсы подготовки к родам. Она планировала распространить такие дома по вей России. В этот дом будущие матери могли прийти за 8 недель до рождения ребенка и оставаться там 8 недель после его рождения, в то время как другие матери подменяли их в семьях, ухаживая за другими детьми.
Некоторые меры были приняты Советом народных комиссаров для защиты материнства под руководством Коллонтай. Рабочий день для работающих матерей был сокращен до четырех часов, был введен обязательный отпуск перед родами и после них.


А..Коллонтай (в верхнем ряду в центре) среди детей детского сада ее имени во время эвакуации из Киева. 1919 г.


“Маленькие республики” были организованы для детей старшего возраста, где было введено самоуправление.
Социальные программы содержали адекватную компенсацию жертвам войны, многие из которых были вынуждены побираться на улице.

Все это требовало огромных затрат, и я спросила мадам Коллонтай, каким образом возможно достать столько денег.
“Мы нашли деньги на войну “,- сказала она
“Мы найдем деньги и на это”.



На Международной женской конференции, 1921


Она заявила, что взяточничество в министерстве достигло миллионов рублей, и его искоренение поможет осуществлению многих из ее планов. Она также предложила реквизировать ценности монастырей, которые являлись хранилищами несказанного богатства по количеству земель и драгоценностей. Она предложила превратить их в детские дома и приюты.


Биценко Анастасия Алексеевна


Мадам Биценко , пятая из этой группы, была единственной женщиной в мирной делегации в Брест-Литовске. Мирная делегация уехала из Петрограда за несколько дней до того, как я узнало о том, что в делегации присутствует женщина…


Первый ряд (слева направо): Л.Каменев, А.Иоффе, А.Биценко. Стоят (слева направо): В.Липский, П.Стучка, Л.Троцкий, Л.Карахан. Декабрь 1917


Знакомый рассказывал о делегации,как об обычном явлении. Я спросила его, почему он не сказал о том, что в делегации есть женщина. “Я не знаю”, -сказал он. И это было типично русское отношение. Никому и в голову не пришло удивиться, обнаружив женщину во власти.
Не существовало больше предубеждений против равенства полов, ни у мужчин, ни у женщин.
"

Прямой вопрос - "Во-первых, вы мужчина или женщина?" - задает профессор Преображенский в известной сцене фильма "Собачье сердце", не сумев определить пол стоявшего перед ним человека. И получает столь же прямой ответ: "Я женщина". Рассуждения автора "Российской газеты" о роли женщины в эпоху перемен 1917 года.


Кадр из фильма "Собачье сердце" (1988, режиссер В. Бортко). Справа от Швондера - дама-комиссар, вызвавшая смятение профессора Преображенского. Фото: кадр из фильма

Женщины пролетарского общества

Новые женщины - комиссары, красные командиры, борцы за свободную любовь - были рождены революцией 1917 года и закалились на фронтах Гражданской войны. Они не только участвовали в политической жизни. Они определяли моду и нравы нового пролетарского общества.

"Комиссарши"

Уже в феврале 1917-го среди сочувствующих большевикам нашлись хваткие голосистые особы, которые занялись политической агитацией и успешно объяснялись с рабочими и солдатами на понятном "горячем народном языке". Одеты они были просто и ярко - суконные платья, тужурки или мужские кожаные куртки, на голове - красный ситцевый платок, а в руке - красноречивый маузер.

Их прозвали "комиссаршами".

Эмансипированная барышня, одетая в стиле «комиссарша». Фото конца 1910-х – начала 1920-х годов. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

Дамы были не промах, метко стреляли и уверенно диктовали сильному полу свою волю. К примеру, товарищ Лагутина, работница фабрики "Красная Звезда", во время февральских событий влетела в солдатскую казарму, потребовала немедленно сдать оружие и присоединиться к революции. Солдаты безропотно подчинились. Товарищ Александра Яковлева, одетая в кожанку и галифе, с мальчишеским озорством отбирала оружие у петроградских околоточных и унтеров. Некоторые работницы с винтовками в руках охраняли фабрики, патрулировали Смольный и даже участвовали в боях с юнкерами.

"Где мужчина, там и женщина. Для нее нет преград", - писали большевистские газеты.

Многие революционные "комиссарши" приняли участие в Гражданской войне. Одной из самых ярких, безусловно, была Лариса Рейснер. Молодая хорошо воспитанная девушка, овеянная петербургскими духами и туманами, отправилась на хмельной и дикий фронт Гражданской войны, ведомая не только любовью к супругу, Федору Раскольникову , но и чувством здорового авантюризма.

Сражалась с белочехами, потом отступала из Казани, вынесла на себе "бумаги, печати, еще что-то секретное, что велено унести". Узнав о том, что Федор Раскольников захвачен в плен, вместе с провожатым отправилась обратно в Казань на выручку и, что характерно, надела мужской костюм, то есть солдатскую шинель, штаны и сапоги. На подступах к городу выгодно обменяла этот маскарад на черный дамский наряд. В нем пробралась в Казань, но попала в плен, бежала во время допроса, вновь переоделась (на сей раз в платье кухарки) и благополучно вырвалась из города...

Рейснер и позже примеряла мужскую военную форму, ведь она занимала совсем не женские посты - с января 1919 года была комиссаром Морского Генерального штаба, уже летом стала старшим флаг-секретарем при муже, командующем Волжско-Каспийской флотилией, а в июне 1920-го - секретарем штаба Балтийского флота, которым командовал Раскольников. Ларисе определенно нравилась морская форма. Ее часто видели в Петрограде в черном бушлате и в морской фуражке.

Дама-"комиссарша". Она одета в "кожанку", на голове - красный платок. Шарж 1920-х годов. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

В "кожанке" и в юбке, в комиссарской кепке, при портупее, нагане и портфеле запечатлел Ларису Рейснер художник Григорий Алексеев-Гай. Портрет получился едко карикатурным и едва ли соответствовал действительности. Дама не любила оружие, не умела стрелять и появлялась в мужской "кожанке", лишь когда этого требовали военные обстоятельства. И даже находясь на передовой, пыталась одеваться женственно и не переставала думать о шляпках и губной помаде.

Образ "комиссарши" быстро проник в светскую моду. Им увлекались эмансипированные барышни-интеллектуалки в Москве и Петрограде. Такой, к примеру, была Вера Жукова, молодая художница, ученица Петрова-Водкина. Далекая от войны и политики, внешне она была истинной "комиссаршей" - носила мужские брюки, полувоенные рубахи, кепки, курила и стриглась скандально коротко.

Впрочем, среди учениц Петрова-Водкина она была такая одна.

Художница Вера Жукова (стоит третья слева) с Кузьмой Петровым-Водкиным и другими ученицами художника. Конец 1910-х годов. Фото: Частное собрание.

"Командирши"

Так в народе стали называть дам-военнослужащих. В отличие от "комиссарш" "командирши" выглядели подчеркнуто мужественно, умели носить военную форму, отличались крутым нравом и самоотверженностью. Этот образ появился во многом благодаря Льву Троцкому, который выступал за военное образование для женщин и не был против их службы в армии.

Это право дамы официально получили в январе 1918 года, когда был издан декрет об организации РККА. В пункте N 2 первого параграфа говорилось, что доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской республики не моложе 18 лет. 22 апреля 1918 года был издан декрет "Об обязательном обучении военному искусству", в том числе и женщин на общем основании.

Александра Богат, командир разведки 21-го кавалерийского полка 1-й Конной армии. Фототипия 1927 года.

"Командирши" коротко стриглись, носили рубахи и черкески, суконные шлемы и папахи. Случалось, даже изменяли имена на мужские. Крестьянка Пинькова вступила в Красную армию и отправилась на Актюбинский фронт с документами на имя Ивана Пинькова. После участия в серии боев ее отправили в пулеметную школу, окончив которую Пиньков-Пинькова снова на фронте, "всегда с пулеметом в цепи, то на одном фланге, то на другом". Она погибла мужественно - прикрывала отход своей части и была зарублена казаками.

Татьяна Солодовникова, первый редактор газеты "Красная искра", вступила в Петроградский запасный полк под именем Тимофей. Ее быстро раскрыли, а имя превратилось в партийную кличку Тимоша. Сначала она работала на Польском фронте, затем - в составе Тамбовской армии "ликвидировала бандитизм". Одевалась по-мужски - красноармейская шинель, "богатырка" со звездой. Аналогичную форму носила "неутомимый разведчик" Белугина, принявшая участие в подавлении Тамбовского восстания. Искусно маскировалась под красноармейца Е.И. Осадчая. В ее родном 209-м стрелковом полку она числилась Иваном Герасимовичем Хаустовым, отлично воевала, стала командиром взвода. За отличие в бою 15 июня 1919 года получила орден Красного Знамени.

Разведчик Белугина, одетая в форму красноармейца. Фото: Фототипия конца 1920-х годов.

Ольга Минская также записалась в Красную армию под мужским именем, но в боях не участвовала, а с отрядом штабных "чистильщиков" искала в деревнях спрятавшихся махновцев. Осенью 1920 года по личному распоряжению Троцкого ее приняли на кавалерийские курсы и записали под мужским именем. Позже она, уже под своей фамилией, поступила слушателем в Военную Академию РККА и окончила ее в 1928 году. Это же заведение окончила и другая красная "командирша" - Александра Павловна Богат, настоящая кавалерист-девица, носившая мужскую военную форму даже в мирное время.

Герой Гражданской войны, наводчица пулемета 35-го кавалерийского полка Павлина Кузнецова. Художник Л. Котляр. Фото: Открытка. 1960-е годы.

Одной из самых известных красных амазонок была Павлина Кузнецова, наводчица пулемета 35-го кавалерийского полка, входившего в состав 6-й кавалерийской дивизии знаменитой 1-й Конной армии Буденного. Она неоднократно участвовала в полковых разведках, но весной 1920 года у села Непадовка (Нападовка) полковая команда случайно налетела на разведчиков-белогвардейцев, начался бой, Кузнецова изо всех сил расстреливала противников из пулемета, заставила их отступить и этим спасла положение группы. Этого было вполне достаточно для представления к награде. В 1923 году Кузнецова получила орден Боевого Красного Знамени.

Карикатура на даму-"командиршу". Подпись к рисунку красноречива: "Тут только я заметила, что мой круглолицый милиционер - женщина". 1920-е годы. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

После окончания Гражданской войны "командирши" легко возвратились к мирной жизни и стали добропорядочными дамами. Но были и такие, кто не захотел превращаться в женщину. Примечателен случай с сотрудницей ГПУ Евгенией Федоровной. В 1918 году она поступила на службу в ЧК и в полном соответствии с жанром Гражданской войны поменяла имя на мужское - Евгений Федорович. Работала в следственно-карательных органах, говорила о себе исключительно в мужском роде и носила мужскую форму и цивильные костюмы. Затем отправилась на Гражданскую войну, была, по ее собственному утверждению, на Южном фронте, участвовала в операциях "против белых банд", вернувшись с фронта, продолжала службу в войсках внутренней охраны и ГПУ. В 1922 году она, все еще выдавая себя за мужчину, успешно зарегистрировала брак с женщиной, которая не подозревала об "истинном поле своего супруга".

На "Евгения Федоровича" коллеги попытались подать в суд "за преступление против природы", но дело развалилось и брак расторгнут не был. Позже дама получила пулевое ранение во время стычки с московскими бандитами, вынуждена была оставить службу и с большим нежеланием рассталась с формой, которую обожала. Она стала пить, дебоширить, несколько раз попадала в милицию за хулиганство и за "разгул с женщинами". Ее пытались вылечить психиатры, но, судя по всему, безуспешно.

А вот доктору Альфреду Штессу, занимавшемуся аналогичным случаем, удалось, по его собственному утверждению, вылечить девушку, выдававшую себя за мужчину и именовавшую себя Александром Павловичем. Во время Гражданской войны она пристрастилась к военизированным костюмам, носила брюки, кепки, большие мужские перстни и стек. Врач разработал особый курс терапии, после которого пациентка вновь ощутила себя девушкой и отказалась от мужской одежды. По крайней мере так утверждал сам психиатр, поспешивший опубликовать впечатляющие результаты и фотографии в научном журнале.

Барышни-курсантки Киевской военной школы связи. Конец 1920-х годов.

"Маркитантки"

Семнадцатый год сделал женщин свободнее не только в социальном плане. Инесса Арманд и Александра Коллонтай отстаивали равноправие мужчин и женщин, говорили о свободной любви, о том, что брак - это товарищеский союз, что можно жить просто так, не регистрируя отношения. Дамы перестали бояться огласки и скрывать свои желания. Таких прозвали "маркитантками революции". Любопытно, что их количество стремительно увеличивалось от 1917 года к середине двадцатых. Академик Владимир Бехтерев, периодически получавший письма и даже доносы на особо ярых "маркитанток", даже завел отдельную папку, озаглавив ее "Нимфомания".

Девушка, именующая себя «Александром Павловичем», на приеме у психиатра Альфреда Штесса. 1-я половина 1920-х гг. Справа - она же, полностью излечившаяся от пристрастия к мужской одежде. Фотография Альфреда Штесса. 1-я половина 1920-х гг.

Один из сюжетов в архиве Бехтерева связан с партийкой Стороженко из Днепропетровска. Девушка состояла в партии с 1918 года, служила в ЧК, воевала в Гражданскую, сражалась с махновцами. Ее несчастный супруг обратился к Бехтереву как к последней инстанции с просьбой излечить любвеобильную жену от постыдного недуга: "Среди чекистов и солдат, постоянно в мужской среде, вечные разъезды с армиями, она представляла собой маркитантку революции". Но товарищ Стороженко и не думала излечиваться, а тем более каяться. Я абсолютно здорова и счастлива, уверяла она психиатра, перед которым открыла все подробности своей бурной жизни. "Раз можно делать так мужчинам, то, значит, и мне можно", - писала товарищ Стороженко.

"Маркитантка революции" с кавалером. Короткая юбка, короткая стрижка и гитара намекают на ее свободные нравы. 1920-е годы. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

Как же несправедливо прозвище, приклеенное революцией, к настоящим маркитанткам! Торговкам провизией, которые сопровождали войска в походах. "Пулею пробито днище котелка, маркитантка юная убита..." - нет, не о "маркитантках революции" одна из лучших песен Булата Окуджавы...

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ