Система внесудебных решений и репрессий. Несудебные органы. Смотреть что такое "Несудебные органы" в других словарях

Наряду с более или менее обычными органами государственного принуждения была создана особая система органов, специально предназначенных для борьбы с политическими противниками Советской власти.

Октябрьская революция, победившая малой кровью, скоро, однако, стала встречать все возраставшее сопротивление тех, кого она не устраивала. Соответственно различные органы государства (ВРК, отдел борьбы с контрреволюцией ВЦИК и др.) начали борьбу с контрреволюционерами.

Особой формой антисоветской борьбы явился чиновничий саботаж, вылившийся в попытках организовать всеобщую забастовку служащих. Это послужило поводом для создания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, что нашло отражение в постановлении СНК от 7 декабря 1917 г.

В структурном отношении ВЧК следовала опыту ВРК, имея отделы: информационный, организационный, по борьбе с контрреволюцией и саботажем, должностными преступлениями и др. Во главе ВЧК стоял Президиум из председателя, двух его заместителей и двух секретарей. Аппарат ВЧК был весьма немногочисленным. В декабре 1917 г. он состоял из 40, а в марте 1918 г.-из 120 человек.

К середине 1918 г. работало уже 40 губернских, а также 365 уездных чрезвычайных комиссий. Их деятельность координировалась ВЧК. Чрезвычайные комиссии находились в тесном контакте с партийными и советскими органами на местах и отчитывались перед ними.

Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: летом 1918 г. были созданы пограничные ЧК, в ноябре 1920 г. на особый отдел ВЧК была возложена функция по охране границ, ему были переданы (от управления охраны границ Наркомата внешней торговли) пограничные воинские части. Летом 1918 г. были созданы транспортные органы ВЧК, осуществлявшие борьбу “с контрреволюцией, преступлениями по должности и спекуляцией на транспорте”. В армии и на флоте в конце 1918 г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК.

Помимо борьбы с саботажем ВЧК разоблачало шпионскую, диверсионную, террористическую, заговорщическую деятельность антисоветских элементов и организаций.

При наличии разветвленной сети местных органов ВЧК превращалась в мощный аппарат политических репрессий. По окончании следствия ЧК не передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания, “общественно опасные элементы” могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке. Столь широкие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в период с сентября 1918 г. по февраль 1919 г., известный как период “красного террора”. В феврале 1919 г. ВЦИК принимает Положения о ВЧК, в котором право выносить приговоры по делам, проводимым ЧК, предоставлялось ревтрибуналам, на них же возлагалась обязанность проверять следственные действия ЧК. Однако в особых случаях органы ВЧК по-прежнему могли применять внесудебную расправу (в местностях, объявленных на военном положении и при вооруженных выступлениях).

В марте 1920 г. ВЦИК своим Декретом отменяет право ЧК применять внесудебные репрессии, обязывая их передавать дела на рассмотрение в ревтрибуналы. Однако уже в мае 1920 г. в связи с обострившейся военной и политической ситуацией, ВЦИК вновь расширяет права органов ВЧК на применение особых репрессивных мер.

В конце 1921 г. Девятый Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении ВЧК. В новых социально-экономических условиях чрезвычайный орган “борьбы с контрреволюцией” трансформировался в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.

VIII. Государство и право в период перехода к социализму. Государственно-политическая система.

Государство и право в период перехода к социализму

(1920-начало 30-х гг.)

В ходе гражданской войны в стране укрепился новый политический ритм. К концу 1920 г. “белые” армии были разгромлены, в целом ликвидирована внутренняя оппозиция. При помощи резервно-политического аппарата происходило оформление партийной диктатуры.

Концентрация власти внутри партии совпадает с концентрализацией власти в государственных органах: одни и те же люди управляли делами партии и государства. Происходил процесс перехода власти от одних центральных органов (съезда, ВЦИК) к другим, более узким (СНК), от местных органов к центральным. Право принятия всех основных политических решений переходило к партийным органам. Производилась ликвидация любой оппозиции внутри правящей партии.

Милитаризацию труда должны были осуществить профсоюзы. Хозяйственные задачи должны были рассматриваться как военные.

В марте 1921 г. проходил десятый съезд РКП(б). Наряду с другими его решениями одним из важнейших стал принятый съездом запрет на образование внутрипартийных оппозиционных фракций. Был провозглашен принцип партийного политического единства.

Реорганизация советской системы привела к уничтожению функций всех государственных органов. Директивные указания вырабатывались партийными органами и съездами Советов. В 1924–1925 гг. были проведены перевыборы местных Советов.

ВЦИК меняет свой характер представительного органа и сосредоточивается на более конкретных вопросах. Наркомат РКИ был реорганизован из Народного комиссариата государственного контроля в 1920 г. При переходе к НЭПу центры и главки ВСНХ были преобразованы в органы планирования и контроля.

Распределительный механизм, созданный государством еще в годы гражданской войны, широко использовал работу потребительской кооперации. В январе 1920 г. имущество производственных и кредитных кооперативов было передано потребительской кооперации, была создана единая сеть кооперации во главе с бюрократизировавшемся Центросоюзом. Завершилось огосударствление кооперации.

В 1923 г. была проведена денежная реформа, в обращение была введена новая денежная единица с золотым обеспечением и проведен обмен старых денег на новые. В ходе реформы сформировалась финансовая “ортодоксальная” политика (сбалансированный бюджет, твердые налоговые поступления, активный внешнеторговый баланс).

Переход к новой экономической политике и интенсивное развитие торгового оборота определили специфику всех организационно-правовых форм хозяйствования и соответствующих им правовых институтов. с организационной точки зрения юридические лица делились на корпорации и учреждения. Характерными чертами юридического лица являлись: субъективность (самостоятельность в обороте), производительность и инструментальность его органов, единство (целостность), бессрочность и единообразие этого института (юридические лица) при различном его содержании.

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. При разработке проекта большинство членов комиссии высказались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертикали _ вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали-местным исполкомам. В.И.Ленин возражал принципам “двойного подчинения”, настаивал на единственном вертикальном подчинении. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре.

Создавалась единая судебная система. Наряду с ней появились специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые комиссии народных судов, земельные комиссии, а также арбитражные.

По окончании гражданской войны были предприняты новые меры против церкви. Были конфискованы церковные драгоценности. Сопротивление, вызванное этой мерой, подавлялось военными и административными средствами. Все это проходило на фоне расширяющейся атеистической пропаганды.

В 1917 г. Декларация прав народов России провозгласила право на самоопределение для каждой нации. Она не сформировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции. Основу договоров составляло соглашение о тесном военном и финансово-экономическом союзе республик. Полномочный орган РСФСР, ведавший определенной областью экономики и финансов, назначал своего представителя с правом решающего голоса в республиканский СНК.

В декабре 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Съезд советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции.

Конституция СССР состояла из 2-х разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор состоял из 11 глав. По конституции в исключительное ведение союза входили внешние отношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов. Юрисдикция республиканских органов власти и управления стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Положения Конституции давали центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры, “пролетарской по содержанию и национальной по форме” (И.В.Сталин).

На рубеже 20-30-х г.г. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП(б)–ВКП(б) на власть, возникшая, когда в стране осталась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной. В такой ситуации предполагалось появление единоличной диктатуры вождя.

Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата. Сформировавшийся привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах, начал борьбу в руководстве партии, что привело к укреплению единоличной власти. XVII съезд партии (январе 1934г.) окончательно укрепил позиции Сталина. К этому времени усиливаются политические репрессивные меры, завершается коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств, устанавливается уголовная ответственность для семей репрессированных и пр.

Еще в 1924г. Сталин сформулировал лозунг о “построении социализма в отдельно взятой стране”. На XIV съезде партии в 1925г. из этого лозунга был сделан практический вывод: СССР должен завоевать экономическую самостоятельность, чтобы превратиться из “страны, ввозящей машины и оборудование”, в страну, их производящую. Это была идеологическая предпосылка индустриализации.

Весной 1929г. появилась необходимость радикального преобразования аграрного сектора. Темпы коллективизации сельского хозяйства были резко повышены. В июне 1929г. началась массовая коллективизация. В декабре 1930г. была разработана программа борьбы с кулачеством. Старая общинная структура подверглась сильной реформации в ходе районирования, когда старая система административного устройства: губерния-уезд-волость-была ликвидирована, на ее месте возникла новая: область (край)-округ-район. В 1935 г. сплошная коллективизация завершилась, частный сектор в сельском хозяйстве был окончательно ликвидирован.

Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих–членов партии негативно сказалось на развитии производства.

Важнейшим инструментом управления экономики стало планирование. Хозяйственный кризис 1925 г. (срыв хлебозаготовок) привел к нарастанию планово–регулирующих элементов в экономике. Организационные формы хозяйствования (тресты, синдикаты, артели) с 1929г. стали ориентироваться исключительно на план.

В конце 1933 г. было утверждено положение о прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функции Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР. На первую возлагались обязанности: по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, положениями Конституции; за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; за законностью действий органов милиции; по поддержанию обвинения в суде.

Таким образом, формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация–децентрализация, ужесточение регулирования–либерализация и пр.). Основным итогом ее становления было сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.

Некоторые функции ВЧК преданы в ГПУ (государственное политическое управление), после образования СССР называется ОГПУ (объединенное). В конце 20-х полномочия ОГПУ расширяются постановлениями ВЦИК СССР - у ОГПУ право вне судебной репрессии, например, запрещение проживать в определенных местах лицам после ссылки и каторги. В конце 20-х образовано особое совещание ОГПУ СССР. Увеличивается число отделов у ОГПУ, в сентябре 30 г. особый отдел, который занимался государственной безопасностью в Красной Армии, Шпионажем, в 31 г. секретно политический отдел, работа среди бывших членов партий (эсеров и т.д.). Всего 8 отделов, в них образованы “тройки” с правом вне судебной репрессии.

НКВД по Конституции 1924 г. республиканские органы.

В 1930 г. милиция и уголовный розыск под началом ОГПУ.

В 1932 г. при ОГПУ главное управление рабоче-крестьянской милиции.

В 1934 г. ликвидируются НКВД республик, создается НКВД СССР, изменение функций и структуры. В республиках НКВД занимался пожарной охраной и т.д. сейчас же: главное управление по государственной безопасности, ГУЛАГ - главное управление лагерей еще созданное в составе ОГПУ. В этом же году ОГПУ объединяется с НКВД, все его отделы (ОГПУ) входят в ГУГБ. Численность НКВД: 1935 - 8 тыс., 1940 - 33 тыс. служащих. Возглавляет Дзержинский.

Особое совещание при НКВД состоит из: заместителя НКВД, уполномоченный НКВД по РСФСР, начальник ГУРКМ, прокурор СССР и его заместитель. Рассматривало дела заочно.

Создавались “тройки” на местах из 1-го секретаря обкома или ЦК, начальника соответствующего НКВД, прокурор края, области или республики. Прокуратуры возглавлял Вышинский. Создание специальных репрессивных органов было необходимо для устрашения населения, зачастую они выносили оправдательные приговоры и не нарушали процессуальный порядок. Активизируется военные трибуналы. 59. Причины и сущность формирования в СССР тоталитарного политического режима.

Социальная структура общества изменилась, ликвидированы бывшие эксплуататорские класс, экономическими методами. В СССР ликвидированы возможности обширного капиталистического производства, реально вкладывать деньги в производство не возможно, вывоз капитала так же не возможен. Прибыль частного сектора шла на потребление. Большевики такой политикой утрачивают возможность не использовать средства при индустриализации.

Кулаки и буржуазия не многочисленны и бедны, окулачиванию мешала налоговая политика и уравнительное землепользование. С конца 20-х г. - начало коллективизации, которая ударила по кулачеству и постепенно её уничтожает.

Рабочий класс привилегированная и защищенная КЗОТом группа. Ухудшение качественного состава пролетариата, основная масса крестьяне, мало образованы и заняты в основном на черновых работах. Сливается прослойка кадровых рабочих, именно эта категория мобилизована во время войны, часть умерло, а часть отправлена в деревню на сельхоз. работы.

Крестьянство - сейчас активно изучается - люди занятые аграрным трудом. Те люди, которые работали на своих участках, входе коллективизации ликвидированы, появилась колхозная собственность и колхозы.

Интеллигенция - формировалась большими темпами, старая же - часть репрессирована, а часть лишена возможности высказывать своё мнение (т.е. работать). В 1921 г. часть интеллигенции выехала за границу. Создаются рабфаки, курсы, партийные школы, ускоренные способы получения высшего образования. Интеллигенция не класс, а прослойка.

В итоге социальная структура выглядит так:

Рабочий класс.

Между ними прослойка интеллигенции.

Крестьянство. Политический строй меняется в центре партия. Укрепление номенклатуры: расширяется число должностей, совершенствуется система кадров. Партия сращивается с государственным и хозяйственным аппаратом. Формируется элита советского общества, но наиболее подвержена репрессиям. Разные мнения о репрессиях: 1. Поддерживали эту группу в мобильном виде, мешали ей бюрократизации, препятствовали коррупции, 2. Репрессии сыграли роковую роль в судьбе социализма, т.к. погибли лучшие представители элиты, в результате быстрое выдвижение вторых секретарей (Брежнев, Суслов, Черненко и др.). Изменение в государственном строе зафиксировала Конституция СССР 1936 г. 60. Развитие органов суда и прокуратуры в СССР (1929-1941 гг.).

Суд и прокуратура. Правосудие осущ. Верх. судом СССР, верховными судами союзных республик, краевыми, областными, окружными судами. нар. суды избирались гражданами района на 3 года. **Избират. право -с 18лет. Кандидатов выставляли общ. орг-ции, общества трудящихся. Кандидат отчитывался о своей работе перед ними. Мог быть в любое время отозван по решению б-ства избирателей. Но нововведение сводилось на нет распространеной практикой выдвижения единственного кандидата в депутаты, подобранного парт. органами. В составе СССР уже было не 4, а 11 республик: Казахстан, Киргизия, Закавк. респубилка =Арм, Азерб, Грузия +Узбекистан, Туркменистан. В самый разгар творимого в стране беззакония новые статьи Кции объявили о введении в стране принципа открытого суд. процесса, подтверждались права обвиняемых на защиту, провозглаша свободу печати и собраний, неприкос-сть личности и жилища. Глава 13: Порядок измен. Кции: только 2/3 голосов в каждой из палат Верх. Совета.

Политическая наука: Словарь-справочник

Несудебные органы

неконституционные репрессивные формирования, осуществляющие внесудебное рассмотрение уголовных дел. Впервые были введены декретом СНК РСФСР от 21 февраля 1918, которым Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией (ВЧК) была наделена правом внесудебного рассмотрения определенной категории дел и вынесения приговоров вплоть до высшей меры. Получили широкое распространение в период массовых репрессий 30-40-х - нач. 50-х гг. Несудебные органы (Коллегия ОГПУ, особые совещания, «тройки», «двойки», «высшая двойка» и др.) рассматривали дела в упрощенном порядке: без участия защиты, а нередко в отсутствие обвиняемого; приговоры не подлежали обжалованию и приводились в исполнение немедленно.

Энциклопедический словарь

Несудебные Органы

неконституционные репрессивные формирования, осуществляющие внесудебное рассмотрение уголовных дел. Впервые были введены декретом СНК РСФСР от 21 февраля 1918, которым Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией (ВЧК) была наделена правом внесудебного рассмотрения определенной категории дел и вынесения приговоров вплоть до высшей меры. Получили широкое распространение в период массовых репрессий 30-40-х - нач. 50-х гг. Несудебные органы (Коллегия ОГПУ, особые совещания, "тройки" , "двойки" , "высшая двойка" и др.) рассматривали дела в упрощенном порядке: без участия защиты, а нередко в отсутствие обвиняемого; приговоры не подлежали обжалованию и приводились в исполнение немедленно.

Внесудебные органы – это, так называемые, "внесудебные" суды, которые были широко распространены в первой половине XX века не только в СССР, но и в других развитых странах мира. Может создаться впечатление, что разговор идёт о каких-то незаконных судилищах, благодаря которым были убиты миллионы невинных граждан. Но это не так. Всё было абсолютно законно и естественно в то суровое время.

К примеру, в издании "История СССР" № 5 за 1991 год приводятся такие цифры: "С января 1921 г. по 1.02.54 г. за контрреволюционную деятельность были осуждены 3 млн. 770 тыс. 390 человек, из них 2,9 млн. человек внесудебными органами". Это 76,7 процента.

Напрашивается мысль, что помимо законных судов существовали ещё какие-то не предусмотренные законом органы. Они без всякого судебного разбирательства выносили расстрельные приговоры по прихоти Сталина и его ближайшего окружения.
К этим непонятным на первый взгляд судебным образованиям относились коллегии ОГПУ, тройки при управлениях внутренних дел, Особое совещание при наркоме внутренних дел. В их функции входило во внесудебном порядке устранять беспомощность государственной судебной системы. То есть рассматривались случаи, когда не было конкретных доказательств преступлений. А не было их потому, что никаких преступлений вообще не существовало. Обвиняемые считались потенциально опасными, и поэтому их нельзя было оставлять на свободе.

Подобное практиковалось везде. Для примера рассмотрим США. В декабре 1941 года Япония напала на эту страну. И тогда во внесудебном порядке были посажены в лагеря американцы с японским происхождением. Эти граждане не совершили никаких преступлений, но они представляли потенциальную опасность для безопасности страны. Поэтому их и изолировали от общества.

С началом войны между Англией и Германией, на британских землях также оказались в тюрьмах тысячи граждан, так как они были заподозрены в симпатиях к нацистам.

Вот что написано в книге британского историка Л. Дейтона "Вторая мировая. Ошибки, промахи, потери": "Патриотизм являлся пустым звуком для 80 тыс. граждан враждебных Великобритании государств. Эти люди в начале войны находились на британской территории. Власти, руководствуясь рассказами о том, какой вклад в победу Германии внесли шпионы и саботажники, посадили потенциально опасных иностранцев в лагеря. Условия содержания там были ужасными".

А вот Франция пошла ещё дальше. В 1914 году, когда началась Первая Мировая война, без суда были арестованы и расстреляны воры, мошенники и другие уголовники. Основанием для расстрела послужили донесения агентов полиции. Для военного времени уголовная публика оказалась социально опасной. Но официально судить этих людей было не за что.

Пришедшим к власти в России большевикам придумывать было нечего. Всё, что надо, придумали задолго до них. Внесудебная защита государства была введена ещё 14 августа 1881 года. Это, так называемое, "Положение о мерах по охране государственного порядка и общественного спокойствия".

Большевикам даже не нужно было придумывать название. В царской России орган внесудебной защиты назывался "Особым совещанием при министре внутренних дел". Этот орган мог без суда и следствия выслать любого социально опасного гражданина империи в Сибирь сроком на 5 лет.

Вот что сообщает Э. Г. Репин: "При Николае II Особое совещание при МВД Российской империи было создано в 1896 году указом самодержца. В 1906 году были созданы тройки и другие виды "скорорешительных судов". Просуществовали они вплоть до отмены их Временным правительством и обладали правом приговаривать людей к смертной казни. Так же царь издал указ, по которому губернатор мог самолично приговаривать к смертной казни. Помимо этого были созданы карательные отряды. Они имели право казнить на месте любое количество людей".

У большевиков Особое совещание при наркоме внутренних дел СССР с 1924 по 1937 годы могло отправить с ссылку на срок не более 5 лет. В 1937 году внесудебные органы получили больше прав. Теперь они могли не только ссылать граждан на срок не более 5 лет, но и сажать в лагеря на такой же срок или в тюрьму на срок не более 8 лет.

Особые совещания были чрезвычайно представительными. Председательствовал на них нарком внутренних дел СССР, а присутствовали уполномоченные НКВД союзных республик. Контролировал работу Особого совещания генеральный прокурор СССР. Он мог приостановить решение высокопоставленных товарищей и обжаловать его в Верховном Совете страны.

Начиная с 17 ноября 1941 года Особому совещанию было дано право выносить смертный приговор по некоторым пунктам 58 и 59 статей. После окончания войны смертную казнь отменили, поэтому внесудебное максимальное наказание стало ограничиваться сроком в 25 лет лишения свободы. Но после войны подобная практика стала чрезвычайно редкой, так как львиную долю всех дел взяли на себя суды.

Некоторым людям может показаться, что без суда, следствия, доказательной базы нельзя осуждать людей. Однако давайте ознакомимся с высказываниями бывшего министра юстиции США Рамсея Кларка: "В нашей стране 90% всех приговоров выносятся судьёй единолично. Причём дело не рассматривается по существу. Окончательный вердикт объявляется на основании признания обвиняемым своей вины по формуле обвинения.

Из оставшихся судебных решений 5% приговоров выносятся единолично судьёй на основании "судебной сделки" между обвинением и защитой при участии судьи. То есть обвиняемый за признание им вины по формулам обвинения полностью или частично обговаривает свою меру наказания. Причём это касается не пустяковых преступлений, а убийств, грабежей, изнасилования и других особо тяжких деяний.

Остальные дела рассматриваются в суде по существу в соответствии с решением защиты обвиняемого, или единолично судьёй, или судом присяжных. При этом присяжные лишь выносят вердикт о виновности или невиновности. Меру же наказания судья определяет единолично".

И ещё одна интересная деталь. В 1991 году Верховный суд США вынес постановление: "Во время следствия могут учитываться и вынужденные признания, полученные даже в результате нарушения конституционных прав подозреваемых в преступлении лиц".

Всё это не очень хорошо, но с другой стороны, какое нам дело до правосудия в других странах. Нам-то важно, чтобы правосудие было в нашей стране. А оно уже давным-давно отказалось от внесудебных органов. В наши дни человеку можно дать реальный срок только по решению суда.

Суды .

Разбирая суды условно говоря общей юрисдикции, нужно выделить определенные этапы: до 36 и после. Важное событие – 1934. В этом году ликвидируются все остатки и система ОГПУ, ликвидировать начали в 1933. Вместе с этой ликвидацией ОГПУ ликвидировалась и судебная коллегия ОГПУ. Напомним, ранее эти органы имели право, не передавая дело в суд, судить сами. В 1934 г. начинает сворачиваться внесудебная репрессия. Все внесудебные органы ОГПУ были упразднены. Вопрос – куда передать дело. Здесь, начиная с уровня областного суда, создаются спецколлегии (облсуда- суд 1 инстанции по тем делам, которые расследовались органами госбезопасности, республиканского суда, верховного суда республики- кассационная инстанция, верховного суда СССР- надзорная инстанция). Эти спецколлегии трёх уровней намечались с целью замены внесудебных органов, т.е. Теперь рассматриваются в обычных судах, в обычном порядке Но есть и ложка дёгтя. Если вспомнить, как рассматривается государственное преступление во УПК 1923 года, то там упрощённый порядок. А это почти то же самое что внесудебном порядке. Но всё же суд есть суд, и сторона может хоть что-то сказать. Показания свидетелей хоть как-то учитывалась.

1936 год – Конституция. Согласно ей, вводится реальная выборность народных судей. В принципе и до этого кандидатов выдвигали конкретные организации и предприятия, но утверждали исполкомы, либо губернского уровня, либо это были ЦИКи союзных республик, либо ЦИК СССР. 1938 – новые положения о судоустройстве СССР и союзных республик – повторяет норму. Судьи избираются как депутаты (на основании всеобщего, равного, прямого избирательного права). В США судьи избираются до сих пор в некоторых инстанциях (напр., в кассационных). У нас в гооды перестройки эта система была ликвидирована, перешли к назначению.

До окончания ВВ2 выборы в судьи так и не были произведены. В 1938 – закон о судоустройстве. Выборы предполагали огромную организационную работу. Нужно обучить контингент судей, нужно организовать и провести соответствующую агитационную кампанию, разработать всяческие подзаконные акты. Уже к 1936 году разработали ГК СССР, но до войны принять не успели, так как для его принятия тоже требовалось огромное количество организационной работы, требовалось его всенародно обсудить, доработать

Правосудие в СССР, написано в Конституции, осуществляется судами. Это принципиально важно. На этом основании стали сворачиваться остальные внесудебные органы. Но в Конституции нет слова «только», т. е. есть какие-то исключения. Исключение было одно – до конца войны сохранилось Особое Совещание при НКВД СССР. Придумал не Сталин – ОСО были и в годы гражданской войны. Все остальные внесудебные органы постепенно ликвидировались, сразу систему уничтожить невозможно, поэтому после принятия Конституции они действовали еще некоторое время. К началу ВОВ Особое Совещание при НКВД - единственный внесудебный орган.

С конца 30-х начинается массовая реабилитация осуждённых во внесудебном порядке – по некоторым данным (этим занимался Курицын), с 1938 г. по миллион человек в год. Репрессии продолжались, но шаг обратно уже был намечен

Нет критерия высшего образования для судей, до сих пор. Поэтому существовала безграмотность приговоров. В 30-е годы порядка 50-60% решений первой инстанции отменяется. Указ 1932 года от 7 августа (указ 7/8) – «указ о трёх колосках». Должен был применяться к расхитителям в крупных размерах, но в тексте так написано не было, это говорит о низкой юридической технике. ВС РСФСР неоднократно издавал руководящие разъяснения, к кому надо применять этот указ, что сажать нужно за расхищения в крупном размере. Значительное число приговоров судей по этому приказу отменялось

Другие суды.

Продолжается реформа – суды общественной самодеятельности. В 30-е годы – три вида:

1. Производственные товарищеские суды (Создаются со 2ой половины 20х годов)

2. Сельско-хозяйственные товарищеские суды

3. Жилищно-коммунальные товарищеские суды.

Компетенция определялась законодательно, но мелочевка. Ущерб до 50 рублей, аналогичное хищение, невыполнение условий госпоставки(только в с/х товарищеских судах). Коммунальные суды – споры между жителями коммунальной квартиры, разрушения жилых помещений. Цель – разгрузка народных судов.

Трибуналы и транспортные суды – всё по-старому. Инстанций на транспорте две – на транспортном департаменте сразу и транспортной коллегии ВС СССР. Судей спецсудов не избирали населением, они назначались из соответствующих специалистов.

Органы внесудебной репрессии .

Уходили постепенно. Это тройки.

Два вида троек:

1. Тройки ОГПУ. Три человека составляли коллегию. Во-первых, руководитель соответствующего управления ОГПУ (областного, районного и т.п.). Во-вторых, представитель от НКВД. Мог входить также прокурор. При Хрущеве такие тройки реабилитировали Иногда мог входить партийный секретарь. Тройка могла плавно перетекать в двойку. Суда не было. Суд – тип процесса. Принцип судебного процесса - Audiatur et altera pars – да будет выслушана и вторая сторона. В тройках состязания нет. Приносилось дело, тройка рассматривала его, и штамповала решение.

2. Тройки НКВД. Имели специфический характер: рассматривали дела нераскаявшихся преступников, причём не по государственным, а по бытовым преступлениям. Данная тройка имела одну репрессию – удаление из определённой местности.

Прокуратура .

1933 – прокуратура союза. До этого единственный представитель прокуратуры на уровне СССР - прокурор Верховного суда

Постановление 1932 года – «О революционной законности…». Там было написано, что местные органы и советской власти, и правоохранительные допускают произвол, что при следствии допускаются недопустимые средства. Был ли резон централизовать надзор за такими органами? Безусловно.

Другая предпосылка централизации прокуратуры – постепенное перераспределение полномочий в сторону союза. Если мы усиливаем аппарат СССР, то нужно создать и того, кто будет наблюдать за соблюдением законности с его стороны

Отделы (не все):

1. Транспортный

2. Общего надзора

3. Следственный

4. Главная военная и т.п.

Таким образом, в самых различных сферах ведения.